В ПЕРВОЕ постсоветское десятилетие, объявив о стремлении интегрироваться в Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия отдалилась в этой части мира от тех, с кем СССР был особенно дружен, - Вьетнама, Лаоса, Камбоджи.

Урок прагматизма последовал незамедлительно: пока, уходя из Индокитая, мы посылали сигналы о желании работать с преуспевающими странами Восточной Азии и Тихого океана, именно их бизнесмены, дипломаты и военные деловито заполняли пространство сотрудничества, освобождавшееся после нас. К началу ХХI века три наших бывших индокитайских союзника, а также Мьянма стали членами АСЕАН, открылись для инвестиций из соседних стран ЮВА, Китая, Японии, Южной Кореи, США и др., существенно нарастили темпы экономического роста и продолжают поддерживать их на весьма приличном уровне.

С точки зрения России восстановление и развитие связей с группой «новых» членов Ассоциации (известных ныне как АСЕАН-4) уже не выглядит чем-то второстепенным и малообещающим. Скорее напротив, оно все больше осознается - по крайней мере, на экспертном уровне - как резерв укрепления наших позиций в зоне АСЕАН и Восточной Азии в целом. Память о разносторонней советской помощи, оказанной этим странам в трудные моменты их недавней истории, по-прежнему жива. Взаимопонимание Кремля с их нынешними руководителями по вопросам мировой и региональной политики налицо. Есть и спрос на российские технологии, товары, услуги - тем более что далеко не все потребности индокитайской «четверки» покрываются посредством сделок с развитыми странами и основателями АСЕАН. Социально-экономический разрыв между «старожилами» и «новичками» Ассоциации остается болезненной проблемой, его сокращение - официальный приоритет АСЕАН. Вернувшись в Индокитай и внеся свой вклад в решение этой задачи на условиях взаимной выгоды (без которой сегодня ничто и нигде не делается), Россия помогла бы и себе, и старым друзьям, и АСЕАН.

Сейчас движение в эту сторону как будто наметилось. Всем, кто его поддерживает - будь то представители власти, бизнеса или науки, - давно понятно: оформить и закрепить его нельзя без долгосрочного, постоянно ширящегося экономического взаимодействия, с упором на проекты и направления, где наш вклад востребован и где за нами сравнительные преимущества.

Военно-технические связи  и вопросы
безопасности

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ сотрудничество РФ с группой АСЕАН-4  получает новый импульс в конце текущего десятилетия. Продавцы и покупатели военной техники больше не озабочены идеологическими соображениями, их занимает соотношение цены и качества, а здесь у России позиция выигрышная. Да и к расчетам в этой сфере она подходит достаточно гибко - допускает встречные поставки товаров традиционного экспорта, списывает заказчикам новых партий оружия прежние долги.

Главный покупатель российского вооружения в Индокитае - Вьетнам. В 2009-2010 годах с ним подписаны контракты на общую сумму около 5,5 млрд. долларов. Ожидаются поставки подводных лодок и современных самолетов, которых вьетнамская армия до сих пор не имела, открытие пунктов их материально-технического обслуживания1.

Широкое поле для совместных начинаний есть и в сфере нетрадиционной безопасности. Персонал такого российского ведомства, как МЧС, демонстрирует высокие профессиональные навыки и технические возможности в борьбе с природными и техногенными катастрофами. Страны Индокитая, не имеющие подобных служб, но подверженные частым стихийным бедствиям, убеждались в этом не раз. Среди недавних примеров - ситуация в Мьянме, куда весной 2008 года, после наводнения, унесшего более 100 тыс. жизней, самолеты МЧС доставили крупные грузы гуманитарной помощи.

Россия поддерживает идею создания Центра АСЕАН по координации гуманитарной деятельности в преодолении последствий стихийных бедствий. Есть готовность содействовать членам Ассоциации в строительстве национальных служб по чрезвычайным ситуациям,  в их оснащении специальной техникой (в том числе - авиационной). К странам Индокитая это относится едва ли не в первую очередь: ведь в помощи подобного рода они нуждаются особенно остро.

Наука и технологии, образование и культура

РОССИЯ с ее научно-технологическим потенциалом остается привлекательным партнером для государств Индокитая, стремящихся модернизировать традиционные производства, дать толчок развитию современных наукоемких отраслей. Уже используются (либо могут быть востребованы) разработки российских специалистов в сферах биотехнологии, океанологии, телекоммуникации, добычи нефти и газа со дна моря, использования космической техники, атомной энергии и др. Лидером в этом плане опять-таки выступает СРВ. Более 30 лет успешно работает российско-вьетнамский  центр тропической медицины, биохимии и материаловедения, его деятельность продлена по согласию сторон до 2017 года. С 2009 года в Ханое открыт и совместный офтальмологический центр.

Открытие форума «Вьетнам: интеграция и развитие». 2008 год

 

Объединению усилий в научных изысканиях способствует большой и разнообразный опыт. В советское время наши ученые осуществляли масштабные геологоразведочные работы, проекты в области селекции растений и охраны окружающей среды, закладывали основы соответствующих научных школ во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Общими силами велись исследования по истории этих стран, археологии и этнографии, литературе и языкознанию. Москва помогала становлению национальных кинематографий, радио и телевидения, созданию письменности ряда малых народов Индокитая. При ее содействии построены медицинские, технологические, сельскохозяйственные институты. До настоящего времени работают центры по изучению русского языка. 

Немалая часть современной технической и творческой интеллигенции стран «четверки» воспитана в СССР и России. Профессиональную подготовку в наших вузах получили свыше 30 тыс. вьетнамцев, 8,5 тыс. камбоджийцев. В настоящее время в России обучаются сотни студентов из Камбоджи и Мьянмы, численность студентов-вьетнамцев в 2009/2010 учебном году выросла, по данным посольства СРВ в Москве, до 5 тыс. человек. Им выделяются десятки государственных стипендий. Может быть, квоту на учебу в гражданских и военных  вузах России для представителей стран Индокитая пора увеличить?

Новые возможности этого плана появятся с открытием во Владивостоке Тихоокеанского научно-образовательного центра (после саммита АТЭС в 2012 г.). Пока же обмены между российским Дальним Востоком и странами АСЕАН поддерживает Центр подготовки зарубежных специалистов при ДВГУ. В крупнейшем вузе Приморья, сообщает директор центра А.Я.Соколовский, учится сейчас около сотни вьетнамцев, есть и студенты из других государств ЮВА.

Имеет неплохую перспективу и экспорт образовательных услуг в те страны, которые (подобно тому же Вьетнаму) развивают собственную высшую школу, приглашая к себе зарубежных профессоров и лекторов.

Затраты на развитие связей по линии образования окупятся сторицей. Выпускники наших вузов широко представлены и в местных научных учреждениях, и различных отраслях народного хозяйства, и институтах государственного управления (вплоть до высших руководящих постов). Эти люди, отлично говорящие по-русски и приобщившиеся к нашей культуре, - живая гарантия добрых отношений между народами Индокитая и России. Тем важнее, чтобы сотрудничество в сфере образования крепло, а не слабело (как это было на исходе прошлого века). 

Туризм

ОБЩЕИЗВЕСТНО, что приток туристов из-за рубежа стимулирует деловую активность в строительстве и сервисе, аграрном и промышленном производстве, усиливает ее через новые внешние связи. Именно такого эффекта хотели бы добиться (а отчасти уже достигли) Вьетнам и Камбоджа. Примеру этих новых туристических центров следуют Лаос и Мьянма. Подобные сдвиги - важный сигнал для нас. Чем больше российских граждан приедет в эти страны на отдых и лечение, тем больше вероятность, что ткань двусторонних и многосторонних взаимодействий будет разрастаться и становиться плотнее.

 

 Девушки народности гэлао и участница российской лингвистической экспедиции во Вьетнам Ирина Самарина

Рост потока туристов из России в Индокитай обнадеживает. Только во Вьетнаме в 2008 году побывало более 70 тыс. россиян - в 2,5 раза больше, чем в 2006 году2. После 1 января 2009 года поездки учащаются благодаря введению безвизового режима на срок до 15 дней для владельцев общегражданских российских паспортов.

Россия и Камбоджа, извещает Федеральное агентство по туризму РФ, готовы подписать двухгодичную программу сотрудничества в сфере туризма. Хотя в 2009 году эту страну посетило не так уж много россиян - около 17 тыс. человек, их число наверняка возрастет3. Ведь путешествие в Камбоджу не считается дорогостоящим, особенно с учетом ее природных красот и культурных богатств. Сверх этого, мы в чем-то помогаем и общему росту числа туристов, едущих в Камбоджу: Россия участвует в восстановлении одной из главных достопримечательностей страны - храмового комплекса Ангкорват.

При этом туристический поток из Индокитая в Россию очень мал. На Туристском форуме в Ханое (январь 2009 г.) принято Положение о консультациях Россия - АСЕАН в сфере туризма. В 2010 году Владивосток принял у себя представителей Организации по развитию туризма в АТР. Будем надеяться, что этот форум привлечет внимание к Приморью и его столице как перспективным туристическим зонам.

Топливно-энергетический комплекс

В ИНДОКИТАЕ, как и во всей ЮВА, высокая экономическая динамика порождает энергетический дефицит.  Преодолеть его ни по отдельности, ни вместе страны АСЕАН-4 не могут. Как смотрят в России на эту проблему и собственный вклад в ее решение?

Доля нашего участия в прямом энергоснабжении не то что ЮВА, а всей Восточной Азии, пока невелика: по нефти она составляет лишь 3%. Правда,  по прогнозам на 2020 года, данный показатель может вырасти до 30%4. В перспективе это должно расширить доступ стран Индокитая к российским нефтепродуктам. Условие реализации подобного сценария - запуск сахалинских проектов по производству сжиженного газа и нефтепровода  Восточная Сибирь - Тихий океан.

Однако и сейчас, с учетом производственно-технологического потенциала и опыта России, а также региональной конъюнктуры, она способна расширять и диверсифицировать свое присутствие на энергетических рынках Индокитая. Вьетнам и  Мьянма, сами являющиеся производителями нефти и газа, заинтересованы в увеличении объемов добычи, создании сети хранения, транспортировки и переработки углеводородов. Камбоджа и Лаос, где тоже найдены запасы нефти и газа, остро нуждаются в их разработке, а также освоении иных источников энергии. Сверх этого, взаимную выгоду принесла бы работа по созданию национальных топливно-энергетических комплексов, как и отдельных сегментов единой энергетической системы АСЕАН-4 (например, трубопроводов и линий электропередачи)*. (*ОАО «Газпром» проявляет интерес к участию в сооружении Трансасеановского газопровода.)

 Во всяком случае, заинтересованность сторон в согласовании энергетической политики зафиксирована в Комплексной программе действий по развитию сотрудничества России и АСЕАН на 2005-2015 годы.

В настоящее время российские нефтегазовые компании добывают углеводороды на континентальном шельфе СРВ совместно с корпорацией «ПетроВьетнам». Оформлены российско-вьетнамские договоренности об освоении месторождений в России и третьих странах. Ими, кстати, могли бы стать и соседи СРВ по Индокитаю. Российские специалисты сооружают во Вьетнаме новые и модернизируют старые электростанции. Всего же за последние полвека при нашем участии построены десятки ГЭС и ТЭС общей мощностью свыше 4 тыс. МВт, дающие стране почти 80% всей электроэнергии5.

В Мьянме развернуться труднее: нефте- и газоносные пласты уже разрабатывают французская «Тоталь» и американская «Юникол». Создан консорциум, который проложил и эксплуатирует газопровод, идущий от бирманских подводных месторождений Яндан на территорию Таиланда. Настойчивые попытки проникнуть в эту сферу предпринимает Китай, чего о российских компаниях не скажешь.

В Лаосе помимо разведки нефтеносных участков важнейшей сферой сотрудничества с Россией может быть гидроэнергетика. Здесь доминируют тайские инвесторы. Более 60% производимой электроэнергии экспортируется в Таиланд, что дает республике до 15-20% ежегодной инвалютной выручки6. Проекты, реализующиеся с участием вьетнамского и российского капитала, выглядят пока скромнее.

В Камбодже основу энергетики составляют дизельные электростанции, работающие на импортном топливе. Оборудование для дизельных станций в ряде камбоджийских городов поставляет фирма «Русский дизель». Рост цен на энергоносители побуждает Камбоджу, как и Лаос, к развитию гидроэнергетики. При финансовом и техническом содействии Китая сооружены две ГЭС, планируется строить и другие подобные станции.

Что касается нетрадиционных (по крайней мере, по меркам ЮВА) источников энергии, то, исходя из пожеланий АСЕАН, Россия готова углублять взаимодействие в области ядерной энергетики и безопасного обращения с радиоактивными материалами7. Корпорация «Росатом» содействует разработке нормативно-правовой базы и подготовке специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации ядерных реакторов. Поставляя технологии и оборудование, Россия не нарушает обязательств по Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в ЮВА.

В июле 2009 года подписан меморандум о строительстве двух первых АЭС во Вьетнаме, мощностью по 4 тыс. МВт каждая и стоимостью 10-15 млрд. долларов8. Ранее в СРВ уже создан совместный центр ядерных исследований.

Аналогичные соглашения заключены в 2002 и 2007 годах с Мьянмой. Россия обязалась осуществить монтаж и пуск основного технологического оборудования исследовательского ядерного реактора тепловой мощностью 10 МВт, а также поставку ядерного топлива (урана-235 с обогащением менее 20%) и запасных частей. В составе центра предусмотрены лаборатории активационного анализа, медицинских изотопов, установка по ядерному легированию кремния и др.9. Однако договоренности с Мьянмой до сих пор не выполняются - возможно, не только из-за помех на двустороннем уровне, но и по причинам политического нажима извне. Если так, то эта ситуация -  лишнее напоминание об остроте борьбы за рынки Индокитая.

Транспорт 

СЕРЬЕЗНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ для устойчивых хозяйственных взаимодействий России с индокитайскими партнерами - географическая удаленность друг от друга. Один из способов активизировать торгово-экономические отношения с этими странами - наладить сообщение с ними по морю через дальневосточные  порты России, с участием российских же перевозчиков (тогда как сегодня на этих линиях работают в основном компании Японии и Южной Кореи).

Другая актуальная задача - повышение густоты дорожной сети, качества путей сообщения и транспорта в самом Индокитае. Ведь слабость тамошних коммуникаций - одно из главных проявлений экономической отсталости. Россия с ее опытом реализации крупных и разноплановых инфраструктурных проектов способна предложить свое участие в модернизации шоссейных и железных дорог, портов, строительстве метро и т.д. Предмет особого интереса (хотя пока скорее теоретического, чем практического) - возможность создания элементов наземной инфраструктуры, которые, будучи подведены к границам КНР, соединили бы регион ЮВА через китайскую территорию с российским Дальним Востоком. В частности, с Мьянмой еще в 1995-1997 годах активно обсуждался проект совместного строительства железной дороги, идущей  из Янгона в северные районы страны, к китайской границе. Тот факт, что эти планы остались на бумаге, - еще не повод утверждать, что реализация подобных проектов, дающая импульс сотрудничеству по формуле «Россия - Индокитай - КНР», невозможна в принципе.

Торговля

СЕЙЧАС торговля России со странами АСЕАН-4 - это прежде всего торговля с Вьетнамом. В 2009 году двусторонний товарооборот вырос на 20%, приблизившись к отметке в 2 млрд. долларов. Если сравнивать с показателями товарообменов СРВ и США (которые в семь раз выше), то это не слишком много, но все равно гораздо больше, чем мы имеем с соседями Вьетнама в Индокитае. В последние десять лет объем торговли России с Лаосом не превышает 10 млн. долларов в год. С Камбоджей этот показатель упал во второй половине десятилетия ниже 6 млн. долларов10. Прямая же торговля с Мьянмой составляет в годовом исчислении лишь 300 тыс. долларов (хотя некоторые наши товары - бумага, цемент, металл, минеральные удобрения - поступают туда через третьи страны)11.

Структура российского товарооборота с индокитайскими партнерами на протяжении последних лет практически не меняется. Россия экспортирует в основном металлопрокат, целлюлозно-бумажную, химическую продукцию, оборудование для электростанций, грузовые автомашины, запчасти для авиационной техники, удобрения и стройматериалы. Доля высокотехнологичной продукции в наших поставках минимальна. Главные статьи импорта - обувь и швейные изделия, продукция морских промыслов, тропического земледелия и деревообработки.

Между тем обширный российский рынок привлекателен для стран Индокитая, а уникальное евразийское положение России дает им шанс для более широкого выхода на товарные рынки Европы. В свою очередь, прямые поставки в Индокитай, минующие посредников, могли бы привести к расширению российской экспортной номенклатуры.

Существенно расширить экономическое взаимодействие России с АСЕАН-4 могло бы создание зоны свободной торговли - для начала с Вьетнамом. Представители этой страны уже не раз высказывались в пользу такого шага. Характерно, что в июле 2010 года, во время визита в Москву генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Вьетнама Нонг Дык Маня была официально зафиксирована договоренность «активизировать изучение вопроса о целесообразности заключения российско-вьетнамского соглашения о свободной торговле»12.

Есть и другие проекты, направленные на развитие торговли со странами региона. В частности, Александр Карчава - до недавнего времени посол России в Малайзии - предлагает создать консорциум российских импортеров (а, возможно, и экспортеров) для работы на рынках ЮВА. Это облегчило бы кредитную поддержку со стороны российских банков, тем более что соглашения о банковском сотрудничестве, уже подписанные с Индонезией и Вьетнамом, могут быть распространены на других членов Ассоциации.

Наращивая объемы двусторонних товарооборотов, необходимо усиливать научно-техническую и инвестиционную составляющую экономических связей. Россиянам предстоит технологически вписаться в совместные производства стран АСЕАН, в их программы промышленной кооперации путем создания СП. Малый и средний бизнес, наиболее развитый в группе АСЕАН-4, с осторожностью поглядывает на мощные западные корпорации: партнерство с ними неудобно из-за явного неравенства сил. Российские компании, пусть и нуждающиеся в государственной поддержке, могут скорее соответствовать ожиданиям противоположной стороны. Характерно, что концепция Экономического сообщества АСЕАН делает упор на поощрение именно малого и среднего бизнеса.

Финансы

ВАЖНЫЕ ШАГИ, призванные расчистить финансовые «завалы» в отношениях со странами АСЕАН-4, сделаны. Списаны долги по кредитам, выданным еще в советский период. Поскольку по международной классификации эти наши партнеры относятся к категории стран с наименее развитой экономикой, а также с учетом особого характера связей, Россия списала Вьетнаму (в 2000 г.) и Лаосу (в 2003 г.) 70% суммы долга. Остатки реструктурированы и пролонгированы на 33 года, с установлением льготной ставки. СРВ предстоит выплатить 1,7 млрд. долларов, а ЛНДР - 380 млн.долларов, погашение ведется товарными поставками, в рублях, в форме реинвестиций13. Проблема камбоджийского долга урегулирована на еще более выгодных условиях. Россия исходит из того, что льготные условия погашения долга позволят этим странам активизировать программы социально-экономического развития.

Создаются новые каналы финансирования торговли и инвестиционных программ. Так, учрежден Вьетнамско-российский банк (с уставным фондом, достигшим  в 2008 г. 0,4 млрд.  долл.). Взаиморасчеты через него проводятся  не только в свободно конвертируемой валюте, но также, в интересах хозяйствующих субъектов обеих стран, в рублях и донгах14. Сходное соглашение подписали в сентябре 2009 года Центральный банк России и Госбанк Вьетнама. Совместные банки, созданные с Вьетнамом, имеющим наиболее сильную финансовую систему в АСЕАН-4, могут обслуживать и операции в Лаосе, Камбодже, Мьянме (хотя и в этих странах не исключено создание аналогичных банков).

В то же время взнос России в Финансовый фонд диалогового партнерства Россия - АСЕАН, с 2007 года выплачиваемый ежегодно и в 2009 увеличенный до 750 тыс. долларов, в разы уступает суммам, вносимым  в подобные фонды КНР, Японией и Республикой Корея.

По объему и интенсивности прямых инвестиций в регионе Россия также отстает от конкурентов, и весьма заметно. Даже во Вьетнаме, где Россия в 2008-2009 годах  довела суммарный вложенный капитал до 2 млрд. долларов, она не входит в первую десятку инвесторов. Думается все же, что и российским властям, и частным компаниям еще не поздно признать очевидные факты. Рабочая сила в странах АСЕАН-4 дешевле,  а природные ресурсы богаче, чем в новых индустриальных странах ЮВА. В периферийных же  районах эти богатства практически не освоены. Национальный капитал, включая государственный, довольно слаб и охотно идет на сотрудничество с зарубежными партерами. Вне сферы интересов последних пока остаются отрасли с долгим сроком окупаемости и невысокой капиталоотдачей. Выводы, как говорится, напрашиваются.

Остается констатировать, что неплохие возможности для расширения сотрудничества между Россией и странами АСЕАН-4 имеются. Однако для позитивных сдвигов нужны последовательные усилия и серьезные вложения с российской стороны, не говоря уже о продуманной программе укрепления наших позиций. Пора вплотную заняться обоснованием, а там и реализацией совместных проектов, охватывающих все четыре страны Индокитая. А еще не надо смущаться противодействием конкурентов, которое обязательно будет - и тем сильнее, чем лучше пойдут у нас дела.

 

 

1Đằng sau hợp đф̀ng mua bán vũ khí // http://www.bbc.co.uk/vietnamese/vietnam/2010/02/100203 _vietnam_russia_arms.shtml

2Vietnam Statistical Yearbook 2007. Hanoi, 2008. P. 478//http://russiatourism.ru - 01.12.2009.

3http://news.turizm.ru/cambodia/15217.html

4Joint Declaration of the Heads of State/Government of the Member Countries of the Association of Southeast Asian Nations and the Head of State of the Russian Federation on Progressive and Comprehensive Partnership, Kuala Lumpur, 13 December 2005 // Тихоокеанское обозрение  2004-2005. М., 2006. С. 75.

5Кобелев Е.В., Воронин А.С. Яркая история дружбы и партнерства. К 60-летию установления отношений между СССР/Россией и Вьетнамом // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 1. С. 17.

6http://catalog.fmb.ru/laos10.shtml

7ИТАР-ТАСС. 2007. №34.

8Бирюков А. Вьетнам ждет российских энергетиков //www.gzt.ru/topnews/economics/277717.html -16.12.2009.

9В западной прессе сообщалось, что в районе города Магуэй в центральной части Мьянмы был заложен фундамент реактора и в России прошли подготовку около 300 бирманцев, которым предстоит работать на создаваемом объекте // http://www.pircenter.org/data/publications/vb11-2002.html

10Гончаров П. Россия готова к широкому взаимодействию с Лаосом на международной арене // РИАН, 22. 06.2003; http://www.embrusscambodia.mid.ru/otnosh.html; http://www.russiainvest.ru/rus/countries/cambodia.shtml

11http://www.pircenter.org/data/publications/vb11-2002.html

12http://news.kremlin.ru/ref_notes/646

13Asian Development Bank. Country Economic Review 2000 – Socialist Republic of Vietnam. Hanoi, November 2000. Р. 24.

14http://www.finam.ru/analysis/newsitem445EB/default.asp - 16.12.2009.