У любого народа есть свои национальные особенности, но важной, объединяющей чертой характера каждого является уважение к своим предкам, бережное сохранение памяти, особенно если речь идет о погибших за свою родину. Выступая на заседании Российского организационного комитета "Победа" 27 января 2009 года, Президент Российской Федерации Д.А.Медведев отметил особое значение военно-мемориальной работы, заботы о захоронениях и мемориалах павшим воинам, указав, что это общая задача и ответственность всех органов власти.
За пределами России на территории 51 иностранного государства находятся 22 637 российских (советских) воинских захоронений, которые относятся к различным периодам российской истории - русско-турецкие войны XIX века, Русско-японская война 1904-1905 годов, Первая и Вторая мировые войны. Большая часть мемориальных объектов - братские и одиночные могилы павших в Великой Отечественной войне за освобождение нашей Родины и европейских стран от нацизма.
География захоронений тоже обширна - Европа, Дальний Восток. Имеются также могилы российских солдат и моряков в Африке, странах Арабского Востока и даже на североамериканском континенте.
Военно-мемориальная работа является одним из важных элементов внешнеполитической деятельности Министерства иностранных дел России и нашим священным долгом. Проводимая на этом направлении в сотрудничестве с Министерством обороны России, другими федеральными ведомствами, Российским государственным военным историко-культурным центром при правительстве Российской Федерации (Росвоенцентр) и Ассоциацией международного военно-мемориального сотрудничества "Военные мемориалы" объемная и многоплановая работа имеет как историко-политическое, так и гуманитарное измерение.
Полномочия МИД России по военно-мемориальной работе определены принятым в 1993 году Федеральным законом РФ "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", указами президента и постановлениями правительства России.
Так, в частности, российское внешнеполитическое ведомство осуществляет разработку проектов межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории России, а также участвует в их реализации.
К настоящему времени заключены соответствующие межправительственные соглашения с Венгрией, Германией, Италией, Монголией, Польшей, Румынией, Словакией, Чехией, Финляндией, КНР, Латвией и Японией. Данные договоренности являются важным внешнеполитическим инструментом, который позволяет обеспечивать сохранность воинских захоронений в зарубежных странах, надлежащий уход за ними, регламентировать на межгосударственном уровне порядок перезахоронения павших, увековечения их памяти, решать другие вопросы сотрудничества в данной области в двустороннем формате. В рамках этих соглашений действуют межправительственные комиссии, проводятся регулярные консультации, формируются совместные планы работ и осуществляется мониторинг их реализации.
МИД России стремится к расширению количества стран, с которыми могли бы быть заключены аналогичные договоренности. Особое внимание уделяется балтийскому направлению, с тем чтобы на основе международно-правовых документов закрепить статус российских воинских захоронений на территории этих стран, урегулировать вопросы их переноса, сохранения и благоустройства. В настоящее время ведем диалог по данной проблематике с Литвой и Эстонией. Хотя эти переговоры продвигаются не так просто, есть определенные позитивные сдвиги, и мы надеемся выйти на компромиссные формулировки некоторых положений будущих соглашений, которые в достаточной мере учитывают позицию российской стороны.
С 2007 года, к сожалению, в силу имеющихся политических расхождений Лондоном фактически заморожено обсуждение предложенного самой же британской стороной проекта соглашения между правительством России и правительствами стран, входящих в Британское содружество наций, об уходе за захоронениями военнослужащих и гражданских лиц. Однако мы не снимаем этот документ с повестки дня переговоров и надеемся, что вслед за общим потеплением в российско-британских отношениях возобновится диалог и на эту тему.
В планах - дальнейшее расширение договорной базы и заключение аналогичных соглашений и с рядом других стран. Вместе с тем отсутствие двусторонних договоренностей не снимает с нас заботу о расположенных в таких странах воинских захоронениях. Это было бы неправильно ни с моральной, ни с политической точек зрения.
Наиболее масштабным направлением военно-мемориальной работы МИД России - и особенно его загранучреждений - является проведение мероприятий по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, а также организация учета и паспортизации воинских захоронений за рубежом.
Из захороненных за рубежом более 5,5 млн. военнослужащих установлены имена чуть меньше 1 млн. погибших. В тесном сотрудничестве с властями зарубежных стран, различными некоммерческими организациями, общественными объединениями и поисково-историческими клубами российские дипломатические представительства и консульские учреждения ведут работу по поиску сведений о погибших и захороненных на территории иностранных государств, с тем чтобы не осталось безымянных могил. Результатом такого взаимодействия стал выпуск во многих странах печатных изданий, посвященных подвигу советского солдата, книг памяти, каталогов воинских захоронений. Одновременно продолжается работа по выявлению и обустройству новых захоронений. Ежегодно накануне 22 июня - Дня памяти и скорби - проводится награждение государственными и ведомственными наградами иностранных и российских граждан, наиболее отличившихся в деле увековечения памяти погибших при защите Отечества.
Великая Отечественная война прошла через каждую российскую семью. В МИД России поступает множество писем российских граждан с просьбами оказать содействие в поиске сведений о находящихся за пределами России могилах их родственников, погибших в боях с фашизмом. К таким обращениям у нас особо внимательное отношение. Активное участие в установлении по просьбам граждан мест воинских захоронений принимают российские загранучреждения. Во взаимодействии с местными органами власти и общественными организациями они работают с архивной информацией, которая могла бы способствовать определению местонахождения могилы. В последние месяцы поисковые мероприятия по таким запросам были проведены в Венгрии, Австрии, Литве, Польше. Помимо информирования обратившихся с вопросом о том, где погребены их родственники, российские загранучреждения в этих странах провели на захоронениях ремонтно-восстановительные работы и мемориальные мероприятия по увековечению имен павших.
Принципиальное значение для систематизации военно-мемориальной работы имеет паспортизация захоронений - создание баз данных, которые содержат полную информацию обо всех воинских мемориалах, их местонахождении, состоянии и, что особо важно, фамилиях погребенных. Сейчас завершена паспортизация 11,5 тыс. мемориальных объектов. Это чуть больше половины. Существенной активизации этого процесса и работе по установлению персональных данных павших воинов способствовало образование согласно Указу Президента Российской Федерации "О представительствах Министерства обороны Российской Федерации в иностранных государствах, на территориях которых имеются российские воинские захоронения" института таких представителей по военно-мемориальным вопросам при российских посольствах в ряде стран. Они уже действуют в Венгрии, КНР, Румынии, Польше и Чехии.
Со временем надписи на могилах стираются. Поэтому, помимо собственно учета, паспортизация необходима для проведения ремонтно-восстановительных работ на воинских захоронениях, их благоустройства, установки там мемориальных знаков. Необходимо отметить, что в последние годы загранучреждения значительно активизировали работу на этом направлении, стали более инициативными. Мы стремимся вести данную работу на регулярной основе, а не в качестве "пожарной" кампании в преддверии очередной круглой даты. Надо признать, что общее состояние работы по благоустройству захоронений в целом далеко от идеала, и на это неоднократно указывало руководство страны. Однако за рубежом делается все возможное, чтобы сохранить память о тех, кто погиб, защищая наше Отечество.
Ежегодно осуществляются плановые мероприятия по ремонту и благоустройству тысяч военно-мемориальных объектов. В этом году мы отмечаем 65-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Предстоит привести в надлежащий порядок многочисленные захоронения, прежде всего в Восточной Европе, где находится абсолютное большинство российских воинских мемориалов. Ощутимо увеличилось финансирование этих работ - с 1,5 до 5 млн. долларов. Это позволит реализовать поручение Президента России Д.А.Медведева о принятии дополнительных мер по приведению в порядок воинских памятников, обелисков, мемориалов и мест захоронений за рубежом.
Дальнейшему повышению эффективности работы на этом направлении будет способствовать принятие разрабатываемой в настоящее время Минобороны России Федеральной целевой программы по восстановлению воинских захоронений в России и за рубежом.
В повседневной заботе о воинских мемориалах российские посольства и генконсульства тесно сотрудничают с муниципальными властями, общественными организациями, обществами дружбы и просто волонтерами, кому небезразлична память павших в борьбе с фашизмом. Некоторые страны полностью берут заботу о мемориальных сооружениях на себя. Такой бережный и уважительный подход к памяти воинов-освободителей характерен не только для братской нам Белоруссии и большинства стран СНГ, но и для ФРГ, Австрии, Словакии, КНДР, государств бывшей Югославии. Особую признательность за уход за воинскими мемориалами председатель правительства России В.В.Путин выразил народу Польши, в земле которой покоится более 600 тыс. солдат Красной армии, отдавших жизнь за ее освобождение.
К сожалению, такое отношение встречается далеко не во всех странах. Говоря о военно-мемориальной работе, невозможно не отметить попыток фальсифицировать историю, исказить правду о том неоспоримом и решающем вкладе, который внесли Советский Союз и его Красная армия в разгром фашизма и освобождение Европы. Одним из крайних их проявлений является необъявленная война с памятниками и захоронениями советских солдат и офицеров со стороны праворадикальных сил в некоторых странах зарубежья. Проблема защиты мемориальных объектов за рубежом в последние годы все больше приобретает политизированный характер.
Еще свежи в памяти вызывающие действия эстонских властей по отношению к могиле павших при освобождении Таллина, циничное решение тбилисских правителей снести мемориал воинам Великой Отечественной войны в Кутаиси. Эти события получили широкий общественный резонанс, подробно освещались СМИ.
К сожалению, подобные случаи не единичны. Только в 2009 году был зафиксирован целый ряд актов вандализма в отношении российских воинских захоронений в Венгрии, Румынии и Чехии.
Тревожные моменты есть и на Украине, куда также докатилась волна "борьбы" с памятниками и символами советской эпохи. Героизация нацистских пособников из ОУН-УПА подогревает радикальные настроения в украинском обществе, приводит к прямому нарушению Женевских конвенций, касающихся сохранности захоронений военнослужащих и гражданских лиц, стимулирует выдвигаемую украинскими националистами идею о создании так называемых "сборных кладбищ" для павших воинов Красной армии. Появились там и те, кто даже готов "воевать" с мертвыми героями, отдавшими жизнь за освобождение Украины от фашизма, осквернять их могилы.
МИД России и его загранучреждения предпринимают постоянные усилия, с тем чтобы погасить подогреваемую в ряде восточноевропейских государств так называемую "дискуссию" о судьбе памятников советским воинам. Российские дипломаты не оставляют без внимания ни одного подобного инцидента, своевременно реагируя дипломатическими демаршами на такие акции, активно добиваются от иностранных партнеров поиска виновных и незамедлительного восстановления мемориалов в прежнем виде. Такая активная и последовательная позиция российской стороны побуждает местные власти оперативно ликвидировать последствия актов вандализма.
Еще одним значимым элементом военно-мемориальной работы является создание условий для посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях иностранных государств. Необходимость этого в полной мере учитывалась при подготовке Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза, которое вступило в силу 1 июня 2007 года. Данный документ заметно упрощает порядок получения виз при посещении европейских стран с этими целями и создает все условия для того, чтобы можно было поклониться могилам павших родственников. Дипломатические и консульские учреждения России за рубежом оказывают также всемерное содействие и поддержку делегациям российских ветеранских организаций, желающим посетить страны Европы, чтобы почтить память своих боевых товарищей.
Не зная прошлого, как отмечал писатель М.Горький, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. Военно-мемориальная работа направлена на то, чтобы сохранить историческую память о Великой Победе, которая является весомым моральным ресурсом для дальнейшего развития России.