Войны нельзя избежать, можно лишь оттянуть ее начало к выгоде противника
Н.Макиавелли. Трактат «Государь»

Никто из нас не сомневается, что Победа на поле боя будет одержана. Дипломаты, как и солдаты в сегодняшних сражениях, должны также самоотверженно готовить эту Победу. Она будет и будет одна на всех! Как это было всегда!

Наша сфера деятельности - международные отношения. Значимо, что дискуссия о будущем миропорядке начинает набирать обороты. Мы регулярно читаем экспертные материалы, где описываются различные варианты неизбежного переформатирования мироустройства.

Вне всякого сомнения, эти статьи заслуживают самого пристального внимания. Прекрасно структурированные, они доходчиво дают представление о видении авторов новых концептуальных основ многополярности. При этом подобные исследования ставят значительное число вопросов, как бы приглашая включиться в поиск путей их решения.

Представляемый сегодня многими образ многополярности - это, действительно, скорее модель, к которой надо стремиться, это конечная точка на «Дорожной карте». Теперь нужны практические рекомендации: каким образом к этой цели двигаться, как действовать сейчас, как выстраивать свою работу, где и на чем делать акцент, что брать в глубокую проработку и т. д.

При реализации нашей внешней политики, обладающей достаточной инерцией, необходимо понимать, что существовавшее до 24 февраля 2022 года мироустройство ушло в прошлое безвозвратно, а созданные им международные институты должны претерпеть глубокие изменения или быть ликвидированы.

Как представляется, одной из основных задач является задача «разбудить» Мировое большинство, что сделает возможным переломить сложившуюся ситуацию, например с голосованием в системе ООН.

Очевидно, что значительную «добавленную стоимость» на ооновской площадке приносят малые африканские государства. Шаг в правильном направлении - организация регулярных саммитов Россия - Африка (второй саммит прошел в России летом 2023 г.). Кстати, сразу оформилась и реакция коллективного Запада, подтверждающая правильность наших действий. Э.Макрон заявил о необходимости для Франции выстраивать новую систему отношений с африканскими странами - прозрачный намек на желание Парижа вернуть свое прошлое доминирование в этой части света.

В Движении неприсоединения содержится значительный потенциал для реализации наших стратегических устремлений. Весьма политически пестрый характер его членов серьезно вредит эффективности работы объединения, но его надо серьезно и вдумчиво изучить исходя из стоящих перед нами целей.

Серьезным подспорьем на этом направлении видится тесное союзническое взаимодействие с белорусами. Привлечение специалистов внешнеполитического ведомства страны - участника Союзного государства, чрезвычайно важно. Минск внутри таких организаций, как Движение неприсоединения, может больше Москвы. Необходимо только ясно и четко сформулировать задачу. А для этого и существует План межмидовских консультаций. 

На совершенно иной, более высокий уровень должна быть выведена работа с действующими незападными международными организациями и объединениями, а также формирование новых политических или политико-экономических союзов. Кстати, перенаправлены должны быть и финансовые потоки. Нам нечего финансировать участие в политически ангажированных организациях, таких, например, как Парламентская ассамблея ОБСЕ. Не нужно держаться и за участие в некоторых и даже во всех совето-европейских конвенциях. Освободившиеся средства можно было бы направить на проектную деятельность, скажем в ШОС. Оставаться следует только в специализированных и отраслевых организациях, таких как ФАТФ (выход из нее сможет привести к дополнительным международным фискальным мерам, что совершенно не нужно).

Деятельность в этой области может опираться на системную работу с теми центрами силы, объединениями, организациями, международными структурами, которые ищут в многополярности варианты своего гармоничного развития, соприкосновения интересов. Это, например, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В условиях практической нефункциональности ОБСЕ, возможно, следует задуматься о постепенной трансформации СВМДА в альтернативную организацию по обеспечению безопасности и сотрудничеству в Евразии - регионе намного большем и значимом, чем Европа. К этому объединению всегда подчеркнутое внимание проявлял Казахстан - наш союзник по ЕАЭС и ОДКБ, член ШОС и СНГ.

Белоруссия желает играть важную и самостоятельную роль в системе региональной безопасности. Необходимо этому всесторонне способствовать. В данной связи можно было бы поддержать намерение партнеров превратить прошедшую осенью прошлого года в рамках председательства Минска в ОДКБ Конференцию по безопасности в Евразии в постоянную Минскую дискуссионную площадку. С нашей помощью эта идея могла бы обрести статус диалогового форума, на который собирались бы сторонники многополярного мира, в противовес Мюнхенской конференции по безопасности.

Вообще нужно больше задействовать партнеров, поручать им четкие конкретные участки работы, обращаться за помощью, это повысит их ответственность, сделает выполнение задачи более качественным. 

ШОС - организация, которая не нуждается в комментариях. В перспективе она может стать второй по значению после ООН. Геополитическая конфигурация еще интереснее.

Только перечислим. Государства-члены - Индия, Иран, Казахстан, Киргизия, КНР, Пакистан, Россия, Узбекистан, Таджикистан. Государства-наблюдатели - Афганистан, Белоруссия (на летнем 2024 г. саммите станет полноправным членом Организации), Монголия. Государства, подавшие заявки на получения статуса наблюдателя, - Бангладеш, Вьетнам, Израиль, Ирак, Сирия, Украина. Партнеры по диалогу - Азербайджан, Армения, Египет, Камбоджа, Катар, Непал, Саудовская Аравия, Турция, Шри-Ланка. Государства, находящиеся в процессе получения статуса партнера по диалогу, - Бахрейн, Кувейт, Мальдивы, Мьянма, ОАЭ. Налажено сотрудничество с АСЕАН, ООН, ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и СВМДА.

А теперь давайте посмотрим на СВМДА. Государствами - членами Совещания являются Афганистан, Азербайджан, Бахрейн, Бангладеш, Вьетнам, Индия, Иран, Израиль, Иордания, Ирак, Казахстан, КНР, Камбоджа, Катар, Киргизия, Кувейт, Монголия, Пакистан, Государство Палестина, ОАЭ, Россия, Республика Корея, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, Шри-Ланка. Наблюдатели - Белоруссия, Индонезия, Лаос, Малайзия, Туркменистан, США, Филиппины, Украина, Япония.

Посмотрите внимательно, как много общего. Даже США, даже Украина. И если ШОС растет и развивается по пути глобальной универсальной организации, то в рамках Совещания вполне можно провозгласить единое пространство безопасности от Бреста до Матаре (город на самом юге Шри-Ланки). Вот он пунктир геополитического облика новой системы. ОБСЕ тоже когда-то начиналось с совещания. Кстати, именно Заключительный (Хельсинкский) акт СБСЕ закрепил территориальные итоги Второй мировой войны и сделал реальным уменьшение военного противостояния в Европе. С тех пор прошло более 50 лет. Эпоха сменилась, это вполне нормально.

ЕАЭС, ОДКБ, СНГ требуют отдельного профессионального разговора. Возможно, в настоящее время следует продвигать известный принцип «Больше делать и меньше говорить или вообще не говорить!».

Особое внимание сегодня уделяется БРИКС - объединению с видимо растущими возможностями. С 1 января к БРИКС присоединились новые участники - Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эфиопия. Сейчас в составе объединения десять государств, а сотрудничающих с ним стран значительно больше.

В настоящее время в соответствии с Йоханнесбургскими договоренностями ведется работа по созданию отдельной категории государств - партнеров БРИКС. По сути, речь идет о формировании целого пула государств, которые будут «по умолчанию» приглашаться на саммиты и другие мероприятия «десятки».

Попытка изолировать Россию провалилась, но и нам не стоит изолироваться. Нельзя уходить из Европы. Следует продолжать взаимодействие на двусторонней основе с Турцией, Венгрией, Словакией. Стараться усиливать свое влияние на Балканах, которые давно разогреты, где конфликтный потенциал зашкаливает. Скоро там будут добивать Сербию, этого мы допустить не должны. Эта страна - тоже потенциальный сторонник многополярности, четкие очертания которой дадут Белграду реальные перспективы своего развития. Тем более что Сербия имеет явные амбиции к региональному лидерству.

Центры силы уже сформированы. Они вряд ли изменятся, но этапы серьезных внутренних и внешних преобразований пройти обязаны. Дело в том, что выдвинутый коллективным Западом лозунг о «нанесении России стратегического поражения» требует ответной реакции, уже нашего лозунга о «нанесении стратегического поражения коллективному Западу» - поражения, исключающего его доминанту в вопросе мирового развития. Смысл нашего посыла намного шире, глубже и глобальнее, чем узколобая русофобская риторика Запада.

Нельзя давать возможность Вашингтону или Брюсселю концентрировать силы и средства на одном направлении (в данном случае против нашей страны), необходимо заставлять наших противников эти силы и средства распределять, тратить на других площадках и направлениях. Нужно спокойно и последовательно выводить западников из зоны комфорта, где они привыкли находиться и оттуда руководить миром.

На протяжении веков именно Западная Европа являлась основным тормозом мирового развития, в колониальную эпоху сдерживала рост Глобального Юга. Ситуация должна в корне измениться. Европейский континент сам должен прийти в движение.

Необходимо серьезно заняться югославским вопросом. С привлечением науки сформировать концептуальную базу для продвижения тезиса об исторической общности народов, проживающих в регионе, научно обосновать единство сербско-хорватского языка как языка межнационального общения, ввести в научную терминологию понятие «Югосфера» и т. д. Тема вообще-то также глобальная. Поднять ее способны люди, имеющие прекрасную общую подготовку и способность к стратегическому мышлению.

Начавшаяся деглобализация обнажила слабости либеральной идеологии. Очевидно, что в таких обстоятельствах Балканские государства-кандидаты - Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория, Северная Македония, никогда не станут членами ЕС. Будущее в мире за проектами, подобными ЕАЭС, такими как регионализация, управляемая на межнациональном уровне, позволяющая сохранять национальную идентичность и максимально использовать интеграционный фактор для национального развития.

Чрезвычайно важна позиция Китая, с которым уже необходимо начинать разговор о будущем мироустройстве. Причем, как представляется, первые прикидочные шаги на этом направлении можно было бы сделать по линии межпартийного диалога «Единая Россия - КПК».

Работа предстоит очень большая. Мы со своей жизненной позицией определились. Что касается остальных, то нам еще только предстоит увлечь их идеей, которая, возможно, сделает их жизнь менее спокойной, но поможет чувствовать свою причастность к чему-то действительно великому.