В начале XXI века Королевство Саудовская Аравия (КСА) - крупный экономический и геополитический игрок на международной арене, обладающий богатыми нефтяными запасами, занимающий уникальное стратегическое положение, а также страна, где располагаются главные святыни ислама, - стало выстраивать новую внешнеполитическую стратегию на Ближнем Востоке. Традиционно государство проводило осторожную политику, ориентируясь на США в вопросах военно-технического и энергетического сотрудничества, однако новое саудовское руководство начало проявлять больше инициативы в стремлении вести региональную политику самостоятельно, что объясняется как заметными политическими сдвигами внутри королевства, так и изменениями в расстановке сил на международной арене, в частности в Ближневосточном регионе.
Кроме того, произошли изменения в «ландшафте» энергетической отрасли ввиду активного наращивания нефтедобычи на сланцевых месторождениях США, сохранения более низких цен на нефть и роста добычи природного газа. Саудовская Аравия на протяжении многих лет являлась крупнейшим в мире нефтепроизводителем, оказывая влияние на этот рынок. Однако ввиду большого дефицита бюджета из-за падения цен на нефть в 2014 году, КСА столкнулось с необходимостью пересмотреть избранную стратегию для укрепления своих геополитических позиций.
Наследный принц КСА Мухаммед бен Салман Аль Сауд в 2016 году представил курс социально-экономических реформ под названием «Видение 2030» с целью диверсификации экономических и политических связей и ухода от нефтезависимости в пользу технологического развития и альтернативных источников энергии.
Так, в последние годы наблюдается смещение фокуса внешней политики Саудовской Аравии от США и Европы в пользу азиатских государств. Королевство наращивает объемы внешней торговли с ними, устанавливая все более тесные торгово-экономические и политические отношения. Одними из относительно новых приоритетных направлений сотрудничества в этой связи для Саудовской Аравии являются страны АТР - и не только Китай, но также Россия и Япония, которые рассматриваем как акторов геополитического Азиатско-Тихоокеанского региона.
С обеими странами у Саудовской Аравии имеются налаженные связи и обозримые перспективы развития сотрудничества в целом ряде сфер, особенно в рамках реализации стратегической программы «Видение 2030». Однако в то же время эти две страны не являются традиционными неарабскими стратегическими партнерами КСА, как, например, США или Китай, отношениям с которыми отечественные и зарубежные исследователи уделяют особое внимание. Одновременно Россию и Японию объединяет стремление обеспечить стабильность на мировых энергетических рынках, где значение КСА сложно переоценить. В этом контексте сравнение роли и места России и Японии во внешней политике Саудовской Аравии в XXI веке (с 2000 по 2023 г.) представляется актуальным и теоретически значимым.
Основные направления сотрудничества России и Саудовской Аравии в 2000-2023 годах
Политическое сотрудничество. Саудовско-российские отношения на протяжении XX - начала XXI века переживали взлеты и падения. Отправной точкой принято считать 1926 год, когда СССР первым признал независимое саудовское королевство и установил с ним дипломатические отношения. Однако в дальнейшем внешнеполитические приоритеты двух стран изменились, вследствие чего отношения с СССР фактически были заморожены вплоть до 1991 года.
Период разрядки в саудовско-российских отношениях наступил лишь к началу XXI века, когда две страны в условиях формирования полицентричной системы международных отношений пришли к пониманию необходимости установления двустороннего взаимодействия, рассматривая его как признание факта, что и Россия, и Саудовская Аравия играют важную роль в системе международных отношений и являются центрами, способными существенно влиять на решение актуальных проблем мировой повестки. Важным фактором сближения двух стран также стало принятие Концепции внешней политики РФ (2000 г.), одной из приоритетных целей которой стало развитие и укрепление отношений с государствами Ближнего Востока - как с традиционными арабскими союзниками бывшего СССР, так и с аравийскими монархиями Персидского залива, издавна считавшимися сателлитами США. В 2000-х годах отмечалась активизация дипломатических контактов, а также экономических связей между двумя странами. К примеру, в период с 2008 по 2012 год товарооборот между РФ и КСА вырос в два раза и достиг 1 млрд долларов1.
Следующий этап двусторонних отношений - период «арабской весны» (2010–2012 гг.), когда между РФ и КСА возросла напряженность ввиду разных позиций по сирийскому досье. Осложнялось политическое сотрудничество также на фоне иранского фактора - ИРИ одновременно является союзником России и непримиримым врагом Саудовской Аравии как по политическим, стратегическим, так и религиозно-идеологическим причинам. Тем не менее с 2015 года саудовско-российские отношения получили новый импульс в общем стремлении стран диверсифицировать внешнеполитические и внешне-экономические связи, уйти от углеводородной зависимости в экономике, сотрудничать по различным направлениям - начиная от энергетики и военно-политического взаимодействия, заканчивая инвестиционным сотрудничеством и освоением космоса. Россия и Саудовская Аравия - крупнейшие нефтедобывающие страны, имеющие значительный вес на международной арене, в частности в регионе Ближнего Востока. С 2016 года государства сотрудничают в рамках ОПЕК+, объединяя усилия с целью стабилизации цен на энергоресурсы и объемы добываемых углеводородов.
Важными событиями, благотворно повлиявшими на укрепление саудовско-российских отношений, стали визиты В.Путина в Эр-Рияд в 2007, 2019 и 2023 годах, исторический визит короля КСА Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда в Россию в 2017 году, в ходе которого был подписан пакет соглашений по целому ряду направлений сотрудничества и намечены перспективы дальнейшего взаимодействия.
За последние годы отношения развиваются достаточно динамично и в то же время гибко. При имеющихся противоречиях во взглядах на ряд событий политической повестки Россия и Саудовская Аравия держат прагматичный курс в двусторонних отношениях и налаживают сотрудничество по взаимовыгодным направлениям, в частности, в сфере экономики, энергетики и военно-технической области, а также в рамках Организации исламского сотрудничества (ОИС). Стоит отметить, что именно благодаря поддержке Саудовской Аравии Россия в 2005 году присоединилась к этой организации в качестве наблюдателя.
Кроме того, у двух стран совпадают подходы к разрешению политическими методами конфликтных ситуаций в регионе - урегулированию палестино-израильского конфликта на основе принципа «два государства для двух народов», достижению национального примирения в Сирии, совместной борьбе с терроризмом и экстремизмом как главной угрозой региональной и глобальной безопасности.
Предметом разногласий на сегодняшний день остается иранское досье и вопросы региональной безопасности в Персидском заливе. Кроме того, главным стратегическим партнером Саудовской Аравии являются США, что оказывает непосредственное влияние на принятие политических решений в королевстве. В частности, Россия сталкивается с трудностями в продвижении своей инициативы по созданию системы безопасности в Персидском заливе из-за разногласий по поводу роли Ирана в ней и наличия действующей Концепции безопасности ОБСЕ. Тем не менее последние события, связанные с потеплением саудовско-иранских отношений при посредничестве Китая (в марте 2023 года два государства подписали соглашение о возобновлении дипломатических отношений, которые были разорваны семь лет назад), позволяют допустить позитивный сценарий продвижения российской инициативы в Персидском заливе, а также разрешение целого ряда застаревших конфликтов в регионе, оказывающих прямое влияние на стабильность и безопасность Ближнего Востока.
В целом, учитывая возрастающую роль России на Ближнем Востоке, саудовско-российские отношения следует рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество крупных геополитических игроков.
Энергетическое сотрудничество. Энергетическая сфера, как показывает практика, является одним из самых перспективных направлений саудовско-российского сотрудничества. Учитывая тот факт, что в мире по добыче нефти и газа Россия и Саудовская Аравия занимают второе и третье места соответственно, эти страны заинтересованы в двустороннем сотрудничестве для поддержания стабильных цен на нефть.
Стоит заметить, что отношения России и Саудовской Аравии в энергетической сфере развивались неравномерно на протяжении последних 20 лет, а в марте 2020 года столкнулись с «дипломатическим инцидентом» после срыва сделки ОПЕК+. Однако сотрудничество России и Саудовской Аравии в энергетической сфере можно назвать эффективным, что, в свою очередь, демонстрирует именно партнерский потенциал двух стран - особенно с учетом того, что КСА долгое время соперничало с Россией за место ведущего в мире производителя нефти. С помощью так называемого механизма ОПЕК+ Россия и КСА эффективно контролируют цены на нефть и квоты на ее добычу: так, в 2019 году была подписана Хартия сотрудничества стран - производителей нефти, которая закрепила долгосрочное сотрудничество в сфере энергетики между странами, входящими и не входящими в ОПЕК.
Саудовско-российское энергетическое взаимодействие осуществляется более чем по 20 потенциальным проектам, зафиксированным в «Дорожной карте» по энергетике. При этом часть этих проектов уже перешла в практическое русло.
Активно сотрудничают нефтегазовые компании России и Саудовской Аравии. Установлены связи между Saudi Aramco, ПАО «Газпром», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Газпром нефть» и ПАО «Сибур», ведутся контакты по линии ПАО «НК «Роснефть».
В 2022 году Россия увеличила поставки нефтепродуктов в КСА (дизель и мазут) на общую сумму 250 млн долларов. Саудовская Аравия, будучи сама крупным нефтепроизводителем, закупает российские нефтепродукты по низким ценам, а свои ресурсы экспортирует на мировые рынки.
В апреле 2023 года Россия, Саудовская Аравия и ряд других стран ОПЕК+ договорились о снижении нефтедобычи, после того как стоимость нефти марки «Brent» упала ниже 80 долларов за баррель. Данную меру страны приняли в качестве превентивной для решения проблем мирового рынка нефти и сглаживания его высокой волатильности. Годом ранее в ходе турне Джо Байдена по Ближнему Востоку Белый дом пытался договориться с Саудовской Аравией об увеличении нефтедобычи, что могло обвалить цены на этот энергоресурс и нанести значительный ущерб бюджету России. Однако Мухаммед бен Салман эту инициативу отверг.
Экономическое сотрудничество. В 2005 году товарооборот РФ и КСА составлял всего 235 млн долларов, а в 2012 году достиг 1 млрд долларов и еще два года оставался на этом уровне, впоследствии сократившись в два раза ввиду падения цен на нефть в 2015-2016 годах. Снова превысить миллиардную планку удалось только в 2018 году2.
По заявлению заместителя руководителя администрации Президента РФ М.Орешкина, государства планируют увеличить товарооборот до 5 млрд долларов в 2024 году, а к 2030 году выйти на двузначные цифры. И это в сравнении почти с 50 млрд долларов товарооборота между США и Саудовской Аравией, а также многомиллиардными оборотами между королевством и странами Европы и Азии. Однако стоит учитывать тот факт, что, по сравнению с другими странами, давно развивающими экономические связи с Саудовской Аравией, Россия сравнительно недавно начала приближаться к этим показателям. Основным экономическим партнером КСА является Китай, однако растущие торгово-экономические показатели в отношениях России и Саудовской Аравии свидетельствуют о наличии больших перспектив дальнейшего наращивания сотрудничества между двумя странами.
В 2021 году страны согласовали второй этап «Дорожной карты» о научно-техническом и торгово-экономическом сотрудничестве, включающей в себя более 50 проектов по 60 направлениям сотрудничества, что втрое больше числа имеющихся программ на нынешнем этапе реализации «Дорожной карты»3. Данное соглашение будет реализовано в рамках Программы российско-саудовского стратегического сотрудничества высокого уровня от 14 октября 2019 года4. Текущий уровень партнерства между двумя государствами является самым высоким за всю историю саудовско-российских отношений, и в 2024 году страны намерены увеличить торговый оборот до 5 млрд долларов путем либерализации взаимной торговли и преференций.
По данным торгового представительства России в Саудовской Аравии, товарооборот между двумя странами в 2020 году вырос на 0,7%, до 1,7 млрд долларов5, а в январе-сентябре 2021 года его объем увеличился еще на 20%, составив 2,2 млрд долларов6. Значительную роль в развитии этого направления сотрудничества играет Российско-саудовская межправительственная комиссия, которая функционирует с 2002 года. В рамках комиссии были созданы рабочие группы, которые занимаются разработкой перспективных проектов в области инвестиций, промышленности, сельского хозяйства и других сферах.
В структуре российского экспорта в Саудовскую Аравию основная доля поставок приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделия из них, минеральные продукты. В структуре импорта, в свою очередь, преобладает категория «Пластмассы, каучук и резина», а также продукция химической промышленности7.
Отдельно стоит упомянуть инвестиционное сотрудничество между странами по линии Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Государственного инвестиционного фонда КСА (PIF). В рамках кооперации PIF выделил 10 млрд долларов для инвестиций в совместные проекты с РФПИ и уже осуществил инвестиции на сумму около 2 млрд долларов на территории России. Также были созданы российско-саудовские инвестиционные платформы в сфере энергетики и в технологическом секторе на сумму 1 млрд долларов каждая.
С момента первого визита Президента РФ в КСА в 2007 году двусторонние отношения претерпели качественные изменения. Достаточно сравнить списки документов, подписанных в 2007 и 2019 годах (дата второго визита В.Путина в Эр-Рияд), а также соглашения, принятые в ходе визита короля Салмана в Москву в 2017 году.
В 2007 году было подписано всего пять документов общего характера. В 2017 году их количество уже составило 14. Разработана «Дорожная карта» по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, программа по вопросам сельскохозяйственного сотрудничества, совместная программа в области использования атомной энергии в мирных целях. В 2019 году количество подписанных документов достигло 21. В частности, была подписана Программа российско-саудовского стратегического сотрудничества высокого уровня. Более конкретными по сравнению с предыдущими годами стали направления инвестиций: лизинг воздушных судов для поддержки развития российских авиалиний, сотрудничество с АО «Нефтетранссервис» в сфере строительства железных дорог. Появились и конкретные сделки, которые стали первыми шагами в реализации договоренностей 2015 и 2017 годов. Это соглашения о вхождении консорциума Saudi Aramco, PIF и РФПИ в акционерный капитал компании «Новомет» и о сотрудничестве между саудовской нефтехимической корпорацией SABIC, РФПИ и российской группой ЕСН в строительстве завода по производству метанола в Амурской области и т. д.
Все вышеприведенные факты демонстрируют медленное, но достаточно последовательное развитие экономического сотрудничества России и Саудовской Аравии, которое носит прагматический характер и в последние годы отражает положительную динамику.
Военно-техническое сотрудничество. Саудовская Аравия является одним из мировых лидеров по уровню военных расходов. По данным SIPRI, в 2022 году военные расходы Саудовской Аравии составили 75 млрд долларов, и это пятый показатель в мире (примечательно, что еще годом ранее королевство занимало восьмую позицию)8. В связи с тем что оборонная промышленность Саудовской Аравии развита на недостаточном для удовлетворения внутренних потребностей в вооружениях и военной технике (ВВТ) уровне, это государство вынуждено иметь значительную долю импорта. Королевство получает большую часть вооружений из США, которые являются их стратегическим союзником.
Однако, несмотря на лидирующее присутствие на саудовском рынке США и ЕС, в последние годы в стремлении продемонстрировать независимость в военной сфере КСА развивает новые каналы военно-технической сферы (ВТС), в частности с Россией, закупая новейшее вооружение, планируя новые контракты.
Сотрудничество с Россией в ВТС может быть выгодно для королевства ввиду более низких цен на российские системы вооружения, большей эффективности и простоты в использовании, отсутствия ограничивающих условий при поставках вооружений, как в случае с США. Россия является крупнейшим экспортером ВВТ и обладает широкими возможностями по производству целого спектра ВВТ в силу ее положения на мировом рынке вооружений, обусловленного развитой оборонной промышленностью и статусом одного из мировых лидеров в области разработки и производства бронетанковой техники, стрелкового оружия, авиационной техники, а также ракетных систем, она может стать надежным поставщиком ВВТ для КСА.
Однако Саудовская Аравия не раз подписывала с Россией соглашения о намерениях на миллиардные суммы, которые не удавалось реализовать на практике. Подвижки наметились лишь в 2017 году: в октябре 2017 года были подписаны меморандум между АО «Рособоронэкспорт» и Саудовской военно-промышленной компанией о покупке и локализации производства продукции военного назначения и контракт на общие условия организации в КСА лицензионного производства автоматов Калашникова АК-103 и патронов различного назначения. В 2019 году Россия начала поставлять автоматы АК-103 в Саудовскую Аравию, локализации производства еще не произошло. В том же году Саудовская Аравия получила первую партию российских огнеметных систем «Солнцепек».
Также страны договорились о поставках зенитных ракетных систем С-400, противотанковых ракетных комплексов «Корнет-ЭМ», тяжелых огнеметных систем ТОС-1А «Буратино» и гранатометов АГС-30. В мае 2018 года корпорация «Иркут» и АО «Гражданские самолеты Сухого» подписали меморандум о сотрудничестве с государственным инвестиционным агентством Саудовской Аравии SAGIA. В 2021 году «на полях» форума «Армия-2021» РФ и КСА подписали Соглашение о военном сотрудничестве. Кроме того, специальная военная операция России на Украине (СВО) выявила наиболее эффективные единицы против оружия НАТО, в закупке которых может быть заинтересовано КСА для обеспечения национальной безопасности.
Так, приведенные выше данные свидетельствуют о том, что КСА заинтересовано в поставках различных видов российского вооружения. Не так давно Эр-Рияд для Москвы еще оставался закрытым в плане военного и военно-технического сотрудничества, так как в этой сфере он отдавал приоритет исключительно Вашингтону, но ситуация изменилась в пользу диверсификации военно-технического сотрудничества - Саудовская Аравия заинтересована в многосторонних инициативах по наращиванию своего военного потенциала, в частности с Россией, которая является крупнейшим экспортером ВВТ, занимая второе место после США по этому показателю. Однако, учитывая современный международный контекст, логично предположить, что Россия в условиях СВО на ближайшие годы будет отдавать приоритет внутренней потребности в вооружении и военной технике, что может ограничить масштабы военно-технического сотрудничества с Саудовской Аравией.
Основные направления сотрудничества Японии и Саудовской Аравии в 2000-2023 годах
Политическое сотрудничество. Япония и Саудовская Аравия установили дипломатические отношения в 1955 году после того, как Япония стала полноценным субъектом международных отношений с подписанием Сан-Францисского договора в 1951 году и окончанием оккупационного режима по результатам Второй мировой войны. Две страны долгое время связывали исключительно экономические отношения, ограниченные взаимодействием в энергетическом секторе. Справедливо будет заметить, что именно ближневосточная нефть стала фактором японского «экономического чуда», а крупнейшим поставщиком с 1970-х годов остается Саудовская Аравия. После того как арабские страны-нефтеэкспортеры по результатам войны Судного дня 1973 года заморозили поставки нефти в страны, поддерживающие Израиль (так называемый «нефтяной шок»), Япония осознала важность региона и то, к чему может привести отсутствие взвешенной политики.
В 2001 году министр иностранных дел Японии Коно Ёхэй отправился в турне по странам Персидского залива, в ходе которого провозгласил «новую ближневосточную политику» Японии, основа которой - построение «многоуровневых отношений» с арабскими странами9. За этим последовал ряд взаимных визитов на высоком уровне: сначала премьер-министр Японии Коидзуми Дзюнъитиро (2001-2006 гг.) посетил Эр-Рияд в мае 2003 года, а в 2006 году Токио посетил принц Султан ибн Абдель-Азиз Аль Сауд. В 2007 же году премьер-министр Абэ Синдзо посетил Эр-Рияд по приглашению короля Абдаллы.
Новый виток отношений между двумя странами произошел в 2013 году, сразу после прихода к власти второго кабинета премьер-министра Японии С.Абэ10. Японский премьер нанес визит в Саудовскую Аравию, по результатам которого страны выступили с совместным заявлением об укреплении всеобъемлющего партнерства, а также подписали Соглашение об инвестициях. Сам визит прошел под лозунгом «от энергии к синергии», что соотносилось с новой ближневосточной политикой премьер-министра С.Абэ. Официально она оформилась в 2015 году и получила название «На пути к «золотой середине» - динамичному и стабильному Ближнему Востоку». Прежде всего новый курс подразумевал «многопрофильность» отношений, то есть выход за рамки исключительно энергетических (и связанных с энергетикой) вопросов и более глубокое вовлечение Японии в дела стран Ближнего Востока на всех уровнях (особенно в области политики и безопасности).
В сентябре 2016 года наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман Аль Сауд нанес ответный визит в Токио в сопровождении представителей политического руководства страны и бизнеса. Помимо встречи с премьер-министром Японии С.Абэ, принц был приглашен на аудиенцию к японскому императору Акихито. В арабских СМИ их беседу окрестили «исторической встречей двух культур».
В том же году Мухаммед бен Салман выступает со своим амбициозным проектом «Видение 2030», элементом которого являются «многогранные связи с миром», в особенности со странами АТР, среди которых Япония рассматривалась как партнер, способный помочь в достижении поставленных принцем целей.
Так, Эр-Рияд и Токио запускают проект под названием «Совместное видение Японии и Саудовской Аравии 2030» - это, в свою очередь, сочетание саудовского проекта «Видение 2030» и японской Стратегии роста, нацеленной на оживление японской экономики, для достижения уже упомянутого «синергетического эффекта» по трем основным направлениям, или «столпам» сотрудничества: инновации, диверсификация и гуманитарные ценности11.
В связи с ростом цен на энергоносители на фоне проведения РФ специальной военной операции, Япония и Саудовская Аравия в ходе встречи главы МИД Японии Хаяси Ёсимаса и принца Фейсала бин Фархан Аль Сауда подтвердили сотрудничество в сфере стабилизации рынка нефти и ее добычи, дальнейшее взаимодействие в различных областях в рамках реализации «Совместного видения Японии и Саудовской Аравии 2030», а также продолжение обмена мнениями по ситуации в Йемене и иранской ядерной программе12.
Кроме того, выстраивание отношений с Эр-Риядом - важный элемент в стратегии Токио по сдерживанию Китая. Королевство, будучи уже долгое время в тесных взаимоотношениях с Соединенными Штатами, смещает свой внешнеполитической вектор в сторону Пекина не только экономически (напомним, в декабре 2022 г. стороны подписали Всеобъемлющее соглашение о стратегическом партнерстве, а также утвердили план гармонизации между саудовским проектом «Видение 2030» и китайской инициативой «Один пояс, один путь» и предположительно достигли договоренности о торговле нефтью за юани), но и политически (Китай стал связующим звеном между двумя конфликтующими странами - КСА и ИРИ, тоже, кстати, ключевым партнером Японии в регионе).
Таким образом, политический диалог обеих стран все еще недостаточно развит, однако стороны продолжают двигаться по направлению к всеобъемлющему партнерству, особенно с учетом совпадения позиций по целому ряду внутренних, региональных и глобальных вопросов.
Энергетическое сотрудничество. Саудовская Аравия входит в тройку мировых лидеров по добыче нефти и является крупнейшим поставщиком энергоресурсов в Японию (42,2% импорта на август 2023 г.)13. Кроме этого, в соответствии с соглашением 1975 года Япония продолжает содействовать развитию нефтехимической промышленности Саудовской Аравии не только инвестициями, но и технологиями. Япония в лице крупных холдингов, таких как «Mitsubishi», была пионером мировых технологий строительства нефтехимических комплексов.
До ирано-иракской войны и кувейтского кризиса Япония активно инвестировала в совместные с королевством предприятия (в частности, были созданы Восточная нефтехимическая компания (SHARQ) в 1979 г. и «Ар-Рази» по производству метанола в 1977 г.) по привычной обеим сторонам формуле «нефть в обмен на технологии». Однако нестабильная ситуация в регионе (Исламская революция в Иране 1979 г., ирано-иракская война 1980-1988 гг. и, как следствие, провал крупнейшего нефтехимического проекта в Иране) выработала у японских бизнесменов «фобию» в отношении региона. Вдобавок в 1991 году японская экономика вступила в период долговременного экономического застоя («потерянное десятилетие»), поэтому Япония до 2000-х на Ближнем Востоке ничего не финансировала.
Конструирующим элементом саудовско-японского сотрудничества стало создание при помощи японского капитала Арабской нефтяной компании (AOC) в 1958 году для разработки месторождений в Саудовской Аравии и Кувейте. В Японии ее первую добычу в 1960 году ассоциируют с началом периода высоких темпов экономического роста, или «экономического чуда», когда переориентация с угля на нефть позволила Японии расширить небольшие сектора экономики, которые в довоенный период были основой индустриализации - машиностроение, текстиль и т. д. Расширение деятельности предприятия оказалось для обеих сторон «игрой с положительной суммой» - до начала 2000-х AOC являлась главным экспортером нефти в Японию (более 46% всех поставок), для КСА - важным источником доходов (не считая дохода от доли государства в компании, которая составляла 10%) и, что немаловажно, компания внесла весомый вклад в развитие региона и человеческого капитала. Тем не менее в феврале 2000 года Япония потеряла концессию в Саудовской Аравии после того, как правительствам не удалось достигнуть соглашения по AOC. Так был положен конец 40-летней истории саудовско-японской нефтяной компании.
В 2003 году Японо-саудовская компания по производству метанола (JAMC) и «Sahara Petrochemicals» (Sipchem) создали совместное предприятие - Международную компанию по производству метанола (IMC). В следующем году госкорпорацией «Saudi Aramco» и японской «Sumitomo Chemical» было учреждено другое крупнейшее в мире предприятие по переработке этилена - «Petro Rabigh». Так, постепенно к 2009 году японским производителям удалось перебороть свою «фобию» и снова начать инвестировать в королевство.
Из-за огромной конкуренции на мировом рынке нефтехимии ввиду появления «азиатских тигров» с более дешевой по стоимости продукцией Япония начала проводить реструктуризацию и переносить многие производства за рубеж. В этом плане Саудовская Аравия оказывалась в выигрышном положении, учитывая ее доступ к сырью и членство в ВТО. С точки зрения Эр-Рияда, это было прежде всего трансфером высоких технологий и «саудизацией» рабочей силы на совместных предприятиях. Речь также шла о передаче знаний: для этого по инициативе Министерства энергетики КСА в 2007 году был образован Высший институт производства пластмасс (HIPF). В создании института активное участие принимал японский бизнес - компании-лидеры в сфере производства пластмасс. Цель учреждения - подготовка своих квалифицированных специалистов.
В декабре 2022 года Япония и КСА дали практический старт новому формату саудовско-японского диалога на уровне министров, подписав меморандум о сотрудничестве в области углеродной экономики замкнутого цикла, переработки углерода, чистого водорода, а также топливного аммиака14. Саудовская Аравия по-прежнему является крупнейшим поставщиком нефти в Японию, однако Токио также видит большой потенциал по развитию своих крупномасштабных цепочек поставок водорода и топливного аммиака на Ближнем Востоке в рамках своей цели по достижению полной декарбонизации к 2050 году.
В июле 2023 года премьер-министр Японии Кисида Фумио впервые с 2015 года (когда он занимал должность главы МИД) посетил страны Персидского залива, в частности Саудовскую Аравию, ОАЭ и Катар. Основным вопросом в повестке визита было содействие «превращению нефтедобывающих стран Ближнего Востока в глобальный центр зеленой энергетики»15. На встрече Ф.Кисиды с принцем Салманом стороны объявили о запуске японо-саудовской инициативы «Lighthouse» («Маяк») по сотрудничеству в области экологически чистой энергетики и совместного достижения целей по декарбонизации.
Таким образом, энергетическое сотрудничество - ключевой аспект отношений Саудовской Аравии и Японии и включает в себя не только торговлю энергоресурсами, но и совместные предприятия, инвестиции и технологические связи во всех сферах энергетического сектора. Саудовско-японское взаимодействие имеет решающее значение для энергетической безопасности Японии, а его современный аспект («зеленая энергетика») играет важную роль в усилиях Саудовской Аравии по диверсификации экономики.
Экономическое сотрудничество. Как уже было отмечено ранее, основная статья экспорта КСА в Японию - нефть. По данным Японского совета по внешнеторговой деятельности (JFTC), в 2022 году экспорт в королевство составил около 446,3 млн долларов (рост на 37% по сравнению с 2021 г.), импорт - 3,7 млрд долларов (рост на 84%)16. Основные позиции японского экспорта составляют автомобили, грузовики и автозапчасти. При этом Япония также является одним из крупнейших импортеров из КСА, занимая четвертое место по объему после Индии и Южной Кореи (по состоянию на август 2023 г.).
В 2016 году в честь запуска инициативы «Совместное видение Японии и Саудовской Аравии 2030» был проведен первый бизнес-форум, на котором королевство выступило с намерением изучить японскую модель развития малых и средних предприятий, внедрение которой поспособствовало бы в формировании недискриминационной деловой среды в КСА17.
На аналогичном бизнес-форуме в 2017 году Токио и Эр-Рияд договорились о сотрудничестве в сфере электронной коммерции, в особенности создании игр на арабском языке и мобильных приложений внутри страны. Так, потенциал Саудовской Аравии очень высок (напомним, что около 70% населения КСА - молодые люди в возрасте до 30 лет): на тот момент объем рынка электронной коммерции составлял 6,8 млрд долларов, к примеру среднее время, проводимое саудовцем за просмотром YouTube - три часа в день (свидетельствует о высоком уровне проникновения Интернета)18.
В 2018 году участие в третьем по счету форуме уже приняли более 300 человек с обеих сторон. Главное инвестиционное управление Саудовской Аравии (SAGIA) вручило японским холдингам три лицензии и шесть меморандумов о взаимопонимании19. Примечательно, что уже в 2020 году на онлайн-форуме было вручено 14 таких меморандумов, что свидетельствует о расширении инвестиционного сотрудничества, углублении не только деловых, но и культурных связей20.
В то же время в декабре 2023 года министр экономики, торговли и промышленности Японии Сайто Кен и министр промышленности и минеральных ресурсов КСА Бандар ибн Ибрахим аль-Хурайф подписали меморандум о совместном инвестировании в страны, обладающие большими запасами полезных ископаемых, таких как никелевые руды и литий, используемых в производстве батарей для электромобилей21.
Из вышесказанного следует, что экономическое сотрудничество (в отрыве от энергетического) развивается слабо, но последовательно: основной упор делается на содействие развитию бизнес-среды КСА по японской модели и расширение инвестиционного сотрудничества.
Военно-техническое сотрудничество. Учитывая послевоенные ограничения в военной сфере в рамках пацифистской 9-й статьи Конституции страны, Япония не может выстраивать полноценное военно-техническое сотрудничество с другими странами. Тем не менее в 2016 году в ходе встречи принца КСА Мухаммеда бен Салмана с министром обороны Японии Инада Томоми было принято решение об «укреплении отношений в области военной техники». Кроме этого, саудовские военнослужащие с 2014 года принимают участие в учениях Морских сил самообороны.
В декабре 2022 года Япония, Италия и Великобритания достигли договоренности о совместной разработке к 2035 году истребителя шестого поколения22. Проект получил название «Global Combat Air Programme» (GCAP). В августе 2023 года стало известно, что Саудовская Аравия выразила желание присоединиться к проекту - в рамках курса на развитие собственной военной промышленности. Как писали СМИ, Великобритания и Италия поддерживают участие королевства в инициативе ввиду того, что и так являются крупнейшими экспортерами вооружений в КСА. В то же время Япония отнеслась к этому запросу неоднозначно - сдерживающими факторами, вероятно, являются ограничения на экспорт вооружений, а также нежелание переносить сроки реализации проекта на более позднее время. Само японское правительство эту ситуацию комментировать не стало.
Стоит отметить, что на фоне украинского кризиса правительство Японии в конце 2023 года запустило процесс по пересмотру национальных правил оборонного экспорта (пока это сделано в контексте укрепления японо-американского альянса). В связи с чем можно предположить, что будет рассмотрена возможность присоединения монархии Персидского залива к GCAP и выхода саудовско-японского военного сотрудничества на новый уровень.
Саудовская Аравия в условиях нового формирующегося миропорядка стремится занять роль активного внешнеполитического актора, имеющего вес как на Ближнем Востоке, так и на мировой арене. Следуя курсу диверсификации внешней экономики и политики, королевство укрепляет сотрудничество по азиатско-тихоокеанскому вектору не только с Китаем, но также с такими странами региона, как Россия и Япония.
Отношения России и Саудовской Аравии носят прагматичный характер - РФ не стремится заменить США в роли главного стратегического союзника королевства и гаранта военной безопасности в Персидском заливе, а также Китай - лидирующего партнера КСА в экономической сфере. Ее внимание к развитию отношений с Саудовской Аравией обусловлено сочетанием экономических и военно-политических интересов. Королевству выгодно укреплять отношения с таким крупным геополитическим игроком, как Россия, ввиду ее растущей значимости на Ближнем Востоке, лидирующих позиций на рынке вооружений, занимаемого места в мировой экономической и энергетической системе. Серьезные разногласия сторон относительно угроз региональной безопасности, конфликта в Сирии и роли Ирана в Персидском заливе нивелируются готовностью стран выстраивать прагматичные отношения в сфере экономики, энергетики и обороны - основных направлений межгосударственного сотрудничества.
Для Японии, в свою очередь, КСА - главный поставщик нефти. Токио стремится не повторить ошибок прошлого, когда страны-нефтеэкспортеры рассматривались исключительно через призму энергетических отношений (по формуле «технологии в обмен на нефть»), оставляя за рамками политические. После 2016 года, когда наследный принц КСА Мухаммед бен Салман провозгласил «Видение 2030» с целью «разрушить проклятье» государства-рантье, Япония приняла участие в реализации проекта. С точки зрения Эр-Рияда, сотрудничество с Токио отвечает ряду поставленных в рамках проекта целей, где Японии удалось достичь успеха, - переходу на возобновляемые источники энергии, развитию частного сектора, здравоохранения. Вместе с продвижением на саудовском рынке для Японии важно оставаться в фокусе внимания КСА в то время, когда правительство последней отдает все большее предпочтение Китаю, по отношению к которому Токио проводит политику сдерживания.
Таким образом, несмотря на очевидные различия в динамике и движущих силах, у саудовско-российских и саудовско-японских отношений есть некоторые общие черты: тесные экономические связи, завязанные по большей части на энергетике; стратегические партнерства (участие Японии в «Видение 2030» и военно-техническое сотрудничество с Россией); заинтересованность в обеспечении стабильности на энергорынках.
1Торговля между Россией и Саудовской Аравией в 2012 году//внешняя торговля России. 01.02.2016 // https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2016-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-saudovskoy-araviey-v-2012-g/ (дата обращения: 07.06.2023).
2Россия и Саудовская Аравия намерены нарастить товарооборот до 5 млрд долларов // RT на русском. 14.10.2019 // URL: https://russian.rt.com/business/news/677071-rossiya-saudovskaya-araviya-tovarooborot (дата обращения: 09.10.2023).
3Аль-мамляка уа русия таттафикани аля аль-мархаля ас-сания мин харита ат-тарик ли ат-тааун бейнаха [Королевство Саудовская Аравия и Россия согласовали второй этап «Дорожной карты» сотрудничества] // Alweeam. 25.05.2021 (на арабском языке) // URL: https://www.alweeam.com.sa/767542/عاجل-المملكة-و-روسيا-تتفقان-على-المرح/ (accessed: 09.05.2023).
4Документы, подписанные в ходе государственного визита в Королевство Саудовская Аравия // Президент России. 14.10.2019 // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5447 (дата обращения: 28.04.2023).
5Рабочий визит Александра Новака в Королевство Саудовская Аравия // Правительство России. 25.10.2021 // URL: http://government.ru/news/43639/ (дата обращения: 15.04.2022).
6Саудовская Аравия и ОАЭ наращивают закупки нефтепродуктов в России с реэкспортом // Интерфакс. 25.04.2023 // URL: https://www.interfax.ru/business/897712 (дата обращения: 25.05.2023)
7Импорт в Россию из Саудовской Аравии: «Все товары» (ru-stat.su) (дата обращения: 25.12.2023).
8Trends in World Military Expenditure, 2022 // SIPRI. April, 2023 // URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2023-04/2304_fs_milex_2022.pdf (accessed: 10.05.2023).
9Foreign Minister Yohei Kono’s Visit to Qatar, United Arab Emirates, Kuwait, Saudi Arabia, Sweden, and Russia // MOFA Japan. January 2001 // URL: https://www.mofa.go.jp/region/europe/russia/fmv0101/index.html (accessed: 14.12.2021).
10Prime Minister Shinzo Abe’s visit to the Middle East // MOFA Japan. May 4, 2013 // URL: https://www.mofa.go.jp/region/page6e_000028.html (accessed: 15.12.2021).
11Compass of New Partnership. Saudi Japan Vision 2030 // MOFA Japan. March 2017 // URL: https://www.mofa.go.jp/files/000237093.pdf (accessed: 14.12.2023).
12Japan-Saudi Arabia Foreign Ministers’ Meeting // MOFA Japan. July 19, 2022 // URL: https://www.mofa.go.jp/press/release/press3e_000425.html (accessed: 14.12.2023).
13Сэкию: то:кэй [Статистика сырьевого экспорта] // Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (на японском языке) // URL: https://www.meti.go.jp/statistics/tyo/sekiyuka/pdf/se202308kakji.pdf (accessed: 19.10.2023).
14Minister Nishimura Visits Saudi Arabia // METI Japan. December 27, 2022 // URL: https://www.meti.go.jp/english/press/2022/1227_001.html (accessed: 20.05.2023).
15Тю:то: хо:монто: ни цуйтэ но нагайкисякайкэн [Пресс-конференция, посвященная итогам визита на Ближний Восток] // Кантэй [Офис премьер-министра Японии]. 18.07.2023 (на японском языке) // URL: https://www.kantei.go.jp/jp/101_kishida/statement/2023/0718kaiken.html (accessed: 17.09.2023).
16Нихон бо:эки но гэндай 2023 [Внешняя торговля Японии сегодня] // JFTS (на японском языке) // URL: https://www.jftc.or.jp/research/pdf/ForeignTrade2023/ForeignTrade2023.pdf (accessed: 10.06.2023).
17Saudi Arabia-Japan Business Forum for Saudi Arabia Vision 2030 // JETRO. September 2016 // URL: https://www.jetro.go.jp/en/jetro/topics/2016/1609_topics1.html (accessed: 12.06.2023).
18Saudi-Japan Vision 2030 Business Forum // JETRO. March 2017 // URL: https://www.jetro.go.jp/en/jetro/topics/2017/1703_topics2.html (accessed:12.06.2023).
19Риядо ни офису кайсэцу, конго но ке:рекусокусин ни китай «Нити Саудзи Араби бидзен2030 бидзинэсу фо:раму [Открытие офиса в Эр-Рияде с надеждой на развитие будущего сотрудничества - «Японо-саудовский бизнес-форум Vision 2030»] // JETRO. 31.01.2018 (на японском языке) // URL: https://www.jetro.go.jp/biznews/2018/01/4ae442fd367fc972.html (accessed: 05.05.2023)
20Japan-Saudi Vision 2030 Business Forum held online for the first time // JETRO. December 2020 // URL: https://www.jetro.go.jp/jetro/topics/2020/2012_topics1.html (accessed: 05.02.2023).
21Нихон то Саудзиарабиа дзюе: ко:буцу но кэнэкикакухо э то:сикэнто: надо обоэгаки [Меморандум о взаимопонимании. между Японией и Саудовской Аравией с целью обеспечения интересов в важных полезных ископаемых, а также совместном инвестировании в отрасль] // NHK News. 25.12.2023 (на японском языке) // URL: https://www3.nhk.or.jp/news/html/20231225/k10014298841000.html (accessed: 04.01.2024).
22Announcement of joint development of next-generation fighter aircraft by the leaders of Japan, Italy and the United Kingdom // MOFA. December 2022 // URL: https://www.mofa.go.jp/fp/nsp/page6e_000318.html (accessed: 20.09.2023).