Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН, Ассоциация) - яркий пример интеграционного объединения, которая более чем за полувековую историю смогла стать центральной организаций в Юго-Восточной Азии (ЮВА) по основным направлениям регионального развития.

Одним из ключевых свойств данной организации, которая сделала возможным поддерживать сплоченность членов АСЕАН, стала способность адаптироваться к динамичным процессам в мире.

В этой связи важным этапом для Ассоциации стало решение о создании Сообщества АСЕАН на 27-м саммите АСЕАН в Куала-Лумпуре 22 ноября 2015 года. Исследователи отмечают, что данное событие - переход АСЕАН на более высокий уровень интеграции. Создание сообществ АСЕАН, в частности, Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества, по мнению российских исследователей, способствует «более согласованной политике всех институтов, направленной на сохранение мира и стабильности региона» [7, 32]. В то же время был подписан программный документ «Видение АСЕАН-2025» [11], формирующий среднесрочную стратегию АСЕАН для всех трех созданных сообществ АСЕАН. Такой вектор развития Ассоциации свидетельствует, что руководство стран - членов АСЕАН находит наибольшую выгоду от углубления процессов интеграции и стремится использовать любые возможные форматы для консолидации своих усилий в целях ускорения регионального развития.

Также можно отметить способность АСЕАН к оперативному реагированию на новые вызовы для региональной стабильности в регионе. Ярким примером подобной политики стало привлечение внерегиональных стран к обсуждению различных вопросов политического и экономического развития в ЮВА в рамках асеаноцентричных институтов. Е.В.Колдунова, директор Центра АСЕАН МГИМО МИД России, отмечает, что практика создания подобных форматов взаимодействия АСЕАН с остальным миром объясняется тем, что «АСЕАН, уделяя основное внимание проблемам и задачам регионального развития, как никакая другая интеграционная группировка зависит от макрорегионального и в некоторых случаях глобального контекста» [5, 56].

Несмотря на то что российскими исследователями опубликованы труды по вопросам партнерства России и АСЕАН [3,7], в том числе и в рамках отдельных площадок, как, например, Регионального форума АСЕАН [2] или Партнерства в рамках ЕАЭС - АСЕАН [4], недостаточно глубоко освящено в российской литературе возможное сотрудничество России и АСЕАН в цифровой сфере в рамках механизма диалогового партнерства.

Представленное исследование ставит своей целью проанализировать основные направления деятельности АСЕАН в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также уделить особое внимание перспективам подключения к данной площадке России, для того чтобы определить возможные области взаимовыгодного сотрудничества на данной площадке в ближайшей перспективе.

Цифровая повестка АСЕАН

Важность цифровизации на уровне АСЕАН была закреплена в основных документах Ассоциации, в частности в упомянутом «Видении АСЕАН-2025». Вместе с тем с целью подчеркнуть важность сферы ИКТ для Ассоциации каждые пять лет разрабатывается Цифровой генеральный план (ASEAN Digital Masterplan, ADM) [12]. Текущий план на период до 2025 года был представлен на Встрече министров цифровых технологий АСЕАН (ADGMIN), состоявшейся в январе 2021 года. ADM-2025 рассматривает АСЕАН как «ведущее цифровое сообщество и экономический блок, основанный на безопасных и преобразующих цифровых услугах, технологиях и экосистеме». План выделяет пять основных областей развития цифровой экономики: устойчивая инфраструктура, цифровые инновации, бесперебойная логистика, совершенствование нормативно-правовой базы и мобильность людей, а также восемь желаемых результатов и целый ряд стимулирующих действий, которые должны способствовать восстановлению региона после пандемии COVID-19 и повысить уровень цифровизации в странах АСЕАН.

До принятия ADM-2025 Ассоциация уже предпринимала усилия, направленные на улучшение правил трансграничной торговли и цифровой связи. Одним из ключевых соглашений в области электронной коммерции является Соглашение АСЕАН по электронной коммерции, подписанное в 2019 году и вступившее в силу в 2021 году. Оно облегчает проведение электронных транзакций и повышает прозрачность правил электронной торговли в рамках АСЕАН.

Наряду с ADM-2025, в январе 2021 года министры цифровых технологий государств - членов АСЕАН утвердили Структуру управления данными в АСЕАН (Data Management Framework, DMF) и типовые договорные положения для трансграничных потоков данных в АСЕАН (Model Contractual Clauses for Cross Border Data Flows, MCCs). DMF представляет собой руководство для частного сектора, в особенности малых и средних предприятий (МСП), касающееся моделей управления данными, включая рекомендации по защите данных и оценке рисков. MCCs представляет типовой документ, содержащий договорные условия и юридические соглашения, обязательные для осуществления трансграничной передачи персональных данных между предприятиями. Следует заметить, что DMF и MCCs АСЕАН являются «мягкими» законами, которые не гарантируют автоматического соблюдения государствами-членами.

Одновременно с этим создана система профильных органов (Таблица 1), подчиняющихся ADGMIN и направленных на обсуждение вопросов о выполнении пунктов ADM-2025. Она состоит из двух главных органов: Встречи старших должностных лиц АСЕАН по цифровым технологиям (ADGSOM) и Совета регуляторов электросвязи АСЕАН (ATRC), которые призваны покрывать все аспекты развития стран АСЕАН в области телекоммуникационных технологий.

Таблица 1 

Структура рабочих органов АСЕАН в сфере цифровизации

Источник: составлено авторами

Встреча министров цифровых технологий АСЕАН (ADGMIN)

Первое собрание встречи, ранее известной как Совещание министров электросвязи и информационных технологий АСЕАН (TELMIN), состоялось в июле 2001 года. В октябре 2019 года TELMIN согласился переименовать министерский орган во Встречу министров цифровых технологий АСЕАН, чтобы отразить расширение охвата работы с ИКТ на цифровые технологии. Встречи проходят один раз в год и проводятся параллельно с консультативными встречами АСЕАН+1. На встречах также присутствуют представители Китая, Японии, Республики Корея, Индии, США, а также Международного союза электросвязи (МСЭ).

Встреча старших должностных лиц АСЕАН по цифровым технологиям

Собрание является преемником Совещания старших должностных лиц АСЕАН по телекоммуникациям и информационным технологиям (TELSOM), которое было создано в 2001 году для оказания помощи TELMIN в качестве координирующего органа. В 2019 году его название было изменено на ADGSOM в соответствии с переименованием TELMIN в ADGMIN. В течение года проводятся два совместных заседания с Советом регуляторов электросвязи АСЕАН (ATRC) и одно ежегодное собрание, проходящее параллельно консультативным встречам АСЕАН+1.

Рабочая группа ADGSOM (ADGSOM WG)

Создана для обсуждения плана работы ADGSOM по сотрудничеству и реализации мероприятий. Встреча проходит раз в год в рамках совместного собрания с рабочей группой Совета регуляторов электросвязи АСЕАН, которое проводится параллельно консультативным встречам АСЕАН+1.

Ad-hoc группа по управлению цифровыми данными (WG-DDG)

Создана в 2018 году для разработки Рамочной программы АСЕАН по управлению цифровыми данными и реализации ключевых инициатив этой программы. Собрания назначаются по мере необходимости для выполнения целевых результатов текущего года.

Совет регуляторов электросвязи АСЕАН (ATRC)

Создан в 1995 году как Комитет регуляторов электросвязи АСЕАН и впоследствии сменил название на нынешнее в июле 2011 года. ATRC играет консультативную роль при Встрече министров цифровых технологий АСЕАН и работает в партнерстве со Встречей старших должностных лиц АСЕАН по цифровым технологиям. Заседания проходят в рамках двух совместных встреч с ADGSOM и ежегодной консультативной встречи АСЕАН+1 с участием Китая и Японии.

Рабочая группа ATRC (ATRC WG)

Занимается обсуждением рабочего плана по сотрудничеству и реализации мероприятий ATRC. Встречи проходят раз в год в рамках совместного собрания с рабочей группой Совета регуляторов электросвязи АСЕАН (ATRC), которое проводится параллельно консультативным встречам АСЕАН+1 с участием представителей Китая, Японии, Республики Корея, Индии, ЕС, США и Международного союза электросвязи (МСЭ).

Подгруппа по управлению использованием спектра (SSM)

Подгруппа была создана в рамках ежегодного форума, организуемого ATRC с 2011 года для обсуждения вопросов управления использованием спектра и позиций АСЕАН на всемирных конференциях радиосвязи МСЭ. Ежегодное собрание проходит в рамках заседаний совместной Рабочей группы ADGSOM - ATRC.

Таким образом, в рамках АСЕАН сформирован целый ряд как регуляторных, так и консультативных органов, направленных на консолидацию позиций государств - членов АСЕАН по вопросам развития цифровизации в ЮВА. Вместе с тем АСЕАН использует этот механизм для привлечения внерегиональных игроков для обмена опытом, передовыми практиками и решениями в различных областях ИКТ.

Диалоговое партнерство Россия - АСЕАН

Россия и АСЕАН, отношения между которыми были установлены еще в 1991 году, имеют долгую историю успешного взаимодействия и сотрудничества. В 1996 году Россия стала полноправным диалоговым партнером АСЕАН. В 2017 году Россия открыла свое постоянное представительство в Джакарте. В 2018 году диалоговые отношения были выведены на уровень стратегического партнерства. Примечательно, что в том же году АСЕАН учредила Программу сотрудничества (PoC) с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), объединяющую Россию и соседние с ней страны Центральной Азии. Активно развивается формат диалогового партнерства России и АСЕАН, в рамках которого Россия на данный момент сотрудничает с Ассоциацией по таким вопросам, как энергетика, сельское хозяйство, транспорт, космос, чрезвычайные ситуации, культура и туризм. В области энергетики и сельского хозяйства соответствующие рабочие группы АСЕАН приняли специальные планы работы с участием представителей России в качестве партнера по диалогу.

В последние годы в регионе АСЕАН наблюдается очень быстрое развитие цифровых технологий. По различным оценкам, объем цифровой экономики Юго-Восточной Азии составляет более 200 млрд долларов [10] и ожидается, что он будет расти в два раза быстрее ВВП. Этот рост поддерживается ключевыми стратегическими документами АСЕАН, такими как ADM-2025, включающий видение, стратегию, желаемые результаты и стимулирующие действия, которые вращаются вокруг трех столпов инфраструктуры, услуг и навыков.

В России основным стратегическим документом, определяющим цифровое развитие, является Национальная программа «Цифровая экономика» (далее - НПЦЭ) [8], включающая девять федеральных проектов: по цифровому регулированию, человеческим ресурсам, инфраструктуре, информационной безопасности, цифровым технологиям, цифровому государственному управлению, искусственному интеллекту, ИТ-навыкам и спутниковым технологиям доступа в Интернет.

Российская Федерация в 2023 году активизировала свою деятельность по вопросу подключения в качестве диалогового партнера ADGSOM. Российская Федерация передала свое письмо с намерениями (letter of intent), а также концептуальную записку (concept note). Согласно установленному алгоритму (Схема 1) после одобрения концептуальной записки на Встрече старших должностных лиц АСЕАН по цифровизации в 2024 году, в которой Россия как кандидат на диалоговое партнерство представила весомые доводы о том, что сотрудничество будет полезно для исполнения ADM, Россия получила статус диалогового партнера АСЕАН вместе с возможностью совместно с АСЕАН формировать рабочий план (Work Plan) своего сотрудничества. Его планируют разработать в 2024 году и представить на одобрение старшим должностным лицам АСЕАН по цифровизации в начале 2025 года.

Схема 1

Алгоритм приобретения статуса диалогового партнера в ADGSOM

Источник: составлено авторами

Полноправное членство в рабочих органах АСЕАН в области ИКТ в качестве диалогового партнера позволяет проводить сотрудничество по четырем основным направлениям: 1) Обмен передовыми практиками и разработка руководств; 2) Консультативные диалоги с заинтересованными сторонами; 3) Заключение рамочных соглашений; 4) Развитие кадрового потенциала в цифровой среде.

Взаимодействие охватывает вопросы в области инфраструктуры ИКТ, регулирования телекоммуникаций, политики развития ИКТ, информационной и сетевой безопасности, навыков ИКТ и других областей, находящихся в ведении министерств ИКТ государств - членов АСЕАН.

Перспективные направления сотрудничества России и АСЕАН в рамках диалогового партнерства

На основе анализа двух стратегических документов ADM АСЕАН до 2025 года и НПЦЭ России можно выделить две области, которые могут послужить стартовыми направлениями сотрудничества между АСЕАН и Россией: электронное правительство и инфраструктура широкополосной связи.

  1. Электронное правительство

Россия является одним из лидеров в сфере электронного правительства, входя в топ-10 по индексу зрелости государственных технологий Всемирного банка (GovTech Maturity Index) [13].

АСЕАН добилась значительного прогресса в достижении желаемого результата 5 ADM-2025, направленного на «повышение качества и использования услуг электронного правительства», с намерением опубликовать лучшие практики и принципы в рамках стимулирующих действий 5.2 и 5.3 ADM-2025.

Для России и АСЕАН было бы выгодно обменяться передовыми практиками и решениями в этой области, а также внести свой вклад в обеспечение функциональной совместимости систем электронного правительства. У России есть видение того, что в будущем системы электронного правительства АСЕАН и России смогут напрямую взаимодействовать, что значительно упростит торговлю, работу и жизнь предприятий и граждан. 

  1. Инфраструктура широкополосной связи

Россия и страны АСЕАН сталкиваются с аналогичными проблемами в развитии доступа к широкополосной связи для своих граждан. Существует много отдаленных и сельских районов, с которыми трудно связаться, таких как острова, горные районы и арктические поселения. Обмен передовым опытом и обмен извлеченными организационными уроками может стать взаимовыгодным мероприятием для России и АСЕАН. 

В российскую НПЦЭ входит федеральный проект «Информационная инфраструктура», направленный на расширение доступа к Интернету для граждан, предприятий и государственных учреждений по всей стране. Эти усилия включают в себя обеспечение всеобщего охвата услугами магистральной сети в виде волоконно-оптических или спутниковых линий связи.

Другой аспект представленного федерального проекта полностью посвящен подключению социально значимых объектов в сельской местности и отдаленных районах, таких как школы, медицинские центры, пожарные части и т. д.

Поэтому стоит провести параллель с желаемым результатом 2 ADM-2025, который направлен на повышение качества и охвата инфраструктуры фиксированной и мобильной широкополосной связью, что является одним из приоритетных направлений российского правительства на протяжении последних лет.

Отдельного внимания заслуживают планы Ассоциации по созданию центра передового опыта АСЕАН в целях подключения сельских районов. В рамках этого проекта АСЕАН также определила стимулирующее действие 2.7, включающее руководство по управлению ИИ и этике, спектру Интернета вещей и технологиям. Вопрос управления ИИ и этики занимает очень важное место в государственной политике России в области цифровизации, о чем неоднократно было высказано на самом высоком уровне [9]. Обмен мнениями в этой области мог бы оказаться особенно полезным для АСЕАН и России.

 

Диалоговое партнерство представляет собой особую форму взаимодействия АСЕАН с остальным миром, сохраняя центральную роль Ассоциации в ЮВА. Постепенное развитие интеграционных процессов внутри АСЕАН позволило данному механизму взаимодействия распространиться не только на сферы безопасности и стабильности региона, но также на все виды экономической деятельности Ассоциации, где внерегиональные страны имели возможность обменятся опытом и наладить конструктивное сотрудничество.

Ускоряющиеся процессы цифровизации все больше привлекают внимание государств в части их регулирования, развития и формирования суверенных цифровых экосистем. С целью обеспечения регулярной деятельности по обмену новейшими практиками и решениями, а также консолидации своей регуляторной деятельности страны АСЕАН в экономическом сообществе сформировали ряд профильных органов в области ИКТ.

Российская Федерация как страна с высокоразвитой телекоммуникационной инфраструктурой и системой предоставления электронных государственных услуг стремится расширять географию своего сотрудничества в области ИКТ. В этой связи была активизирована работа в рамках диалогового партнерства. Такой формат позволяет проводить регулярный обмен опытом о внедрении передовых решений для населения стран ЮВА и продолжать процесс интеграции с АСЕАН для интенсификации сотрудничества, в том числе в многосторонних форматах.

 

Источники и литература

  1. Васина, А.Н., Демина, Ю.А. Политика в целях развития цифровой экономики в плановых и стратегических документах АСЕАН // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24. №4. С. 49-68 // https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-4/49-68
  2. Зимин Р.В. В авангарде российской кибердипломатии // Обозреватель. 2022. №9-10. С. 78-85.
  3. Канаев Е.А. Цифровое измерение сотрудничества АСЕАН и России // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2022. Т. 3. №3 (56). С.18 29.
  4. Канаев Е.А., Королев А.С. ЕАЭС И АСЕАН: результаты и перспективы сотрудничества // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. №1. С. 64-72.
  5. Колдунова Е.В. «Диалоговые партнерства» во внешней политике АСЕАН // Международные процессы. 2017. Т. 15. №3(50), С. 55-66.
  6. Локшин Г.М., Кобелев Е.В., Мазырин В.М. Сообщество АСЕАН в современном мире. М.: ИД «ФОРУМ», 2019. 296 с.
  7. АСЕАН на пути интеграции: достижения, вызовы, дилеммы / Мазырин В.М., Колдунова Е.В., М.: Аспект Пресс, 2023. 608 с.
  8. Национальная программа «Цифровая экономика РФ» // https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 01.08.2023).
  9. Путин отметил важность технологий искусственного интеллекта // Известия // https://iz.ru/1546469/2023-07-19/putin-otmetil-vazhnost-tekhnologii-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 01.08.2023).
  10. 7th edition of e-Conomy SEA 2022 // URL: https://services.google.com/fh/files/misc/e_conomy_sea_2022_report.pdf?utm_source=bain&utm_medium=website&utm_campaign=2022 (accessed 02.08.2023).
  11. ASEAN 2025: Forging Ahead Together // URL: https://www.asean.org/wp-content/uploads/2015/12/ASEAN-2025-Forging-Ahead-Together-final.pdf (accessed 01.08.2023).
  12. ASEAN Digital Masterplan 2025 // URL: https://asean.org/wp-content/uploads/2021/08/ASEAN-Digital-Masterplan-2025.pdf (accessed 01.08.2023).
  13. GovTech Maturity Index (GTMI) 2022 // URL: https://www.worldbank.org/en/programs/govtech/gtmi (accessed 01.08.2023).