Александр I и Наполеон I– 200 лет спустя

10:58 16.02.2012 Ольга Иванова, редактор журнала «Международная жизнь»


Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПиНИ) с 15 февраля до 15 марта  пройдет выставка «Два Императора», посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года. Экспозиция является одной из первых в нашей стране в ряду юбилейных исторических событий 2012 года, объявленного Годом российской истории. На открытии выставки с приветственными словами выступили директор ВМДПиНИ Александр Сысоенко, г-жа Катрин Глиниасти - супруга Чрезвычайного и Полномочного Посла Франции в Москве, Екатерина Селезнева – директор Департамента международного сотрудничества Министерства культуры России, Александр Вихров – коллекционер, исполнительный директор, старший вице-президент ФК «УРАЛСИБ».

«Эта выставка даст старт Году 200-летия Отечественный войны 1812 года. Тема отношений двух правителей раскрывается преимущественно средствами декоративно-прикладного и народного искусства. Лаконичность экспозиции  и ее позитивная настроенность выступают некоторой оппозицией масштабу и драматизму событий 200-летней давности, но вполне соответствуют дружескому уровню современных отношений России и Франции», - отметил директор музея Александр Сысоенко.

Тематически выставка выдержана по историческим периодам и представлена экспонатами из крупной личной коллекции Александра Вихрова, которую он собирает уже более 30 лет, дополненными рядом вещей из фондов музея ВМДПиНИ и других собраний.

«Этот совместный юбилей показывает, что, несмотря на все трудные моменты нашей истории, Францию и Россию связывают отношения искренней дружбы, - сказала г-жа Катрин Глиниасти, супруга Чрезвычайного и Полномочного Посла Франции в Москве. - Все мероприятия, которые посвящены 200-летию Отечественной войны 1812 года, для нас очень важны».


Главная идея экспозиции - показать историю личного знакомства императоров Наполеона I и Александра I, историю неиспользованных возможностей для устроения будущего Европы. 
И дружба, и вражда Александра с Наполеоном были сотканы  из парадоксов: миролюбивый русский император был инициатором всех своих войн с Францией, а воинственный император французов неустанно добивался союза с Россией. «Александр! – сорвалось однажды с уст пленника острова Святой Елены, – мы любили друг друга…».

Двух великих императоров связывали эпохальные события войны и мира: Аустерлиц, Тильзит, Бородино, вступление французов в Москву, битва народов под Лейпцигом, наконец, взятие Парижа.  Причем каждое из событий нашло широкое отражение в европейском искусстве.

Ярче всего раскрывают эту идею предметы, связанные с Тильзитом: здесь и первая встреча двух императоров в июне 1807 года, сначала в шатре на плоту посередине реки Неман, затем – переезд в Тильзит и 15-дневное тесное общение, наконец, заключение мира, как казалось тогда обоим, «вечного» мира.  Именно к этому времени относится один из старейших экспонатов выставки – самое первое издание книги о Наполеоне на русском языке («Наполеон – Император Французский», 1806). А  сразу же после Тильзита был создан артефакт, который можно назвать символом всей выставки – уникальный бронзовый медальон с эмалевым изображением двух властителей, крепко обнимающих друг друга. На реверсе медальона изображён тот самый неманский шатёр, в котором состоялась первая встреча государей.

Европа внимательно наблюдала за неожиданным сближением России и Франции и реагировала многочисленными графическими карикатурами (английский листок, в котором Бонапарт вручает орден Почётного легиона не русскому гренадёру, как было в действительности, а бурому медведю), и тем, что можно назвать «карикатуры в фарфоре».

На выставке представлена мозаика из многочисленных предметов и произведений искусства французского, российского, итальянского и германского происхождения, которые были созданы в период с конца XVIII века до наших дней. Медали и монеты, живопись и графика, статуэтки из слоновой кости, бронзы, изделия из бисквитного и классического фарфора, декоративные тарелки с изображениями наиболее ярких моментов жизни императоров, портсигары, табакерки, декорированные портретами в миниатюре, редкие фолианты, так же вещи, которые носят меморативный характер, включая автограф Бонапарта.

«Вся моя коллекция, - рассказывает Александр Вихров, - свидетельство давнего увлечения Наполеоном. Она включает около 150 гравюр и  более 400 предметов. – Гравюры коллекции, офорты, шелкотрафаретная печать, гравировки по дереву и металлу, литографии могут быть разделены по своей типологии. Помимо тех, что имеют намерение только прославить величие генерала, консула и императора, есть и такие, которые имеют значение исторического свидетельства и касаются особых событий или персонажей, которые приняли участие в этих событиях, и поэтому были и остаются «живым» свидетельством исторических событий, связанных с наполеоновской эпопеей».

Значительную часть выставки представляют произведения изобразительного искусства. Надо сознавать, что в те времена именно графика была носителем визуальной информации: будь то информация официальная, прославляющая, как бы сейчас сказали, агитационная, или, наоборот, направленная против избранного объекта (искусство карикатуры, широко распространившееся по всей Европе именно в первой четверти XIX века). Интересно наблюдать за тем, насколько разнится подход русских и французов к «официальной» пропаганде: достаточно агрессивные наполеоновские  сюжеты, призванные утвердить справедливость воцарения этого «человека из народа», – и довольно сдержанные русские эскапады, просто подтверждающие венценосность нашего императора.

По словам директора музея, Наполеон, пожалуй, первым начал использовать прикладное искусство в качестве инструмента пропаганды, – при нём стало выпускаться то, что впоследствии получило название «агитационного фарфора». В экспозиции нынешней выставки есть примечательные образцы севрской мануфактуры. Надо отметить, что российские царедворцы быстро подхватили этот стиль, о чем свидетельствуют работы российских мастеров и художников.

Очень важна для истории и для искусства этого времени тема Аустерлица. Она не слишком комфортна для российского сознания (напомним, что наша страна потерпела в этой битве поражение, равного которому не было в её истории на протяжении 100 лет, и именно из пушек союзников, в том числе из русских, была отлита знаменитая парижская Вандомская колонна). Для устроителей выставки очень важен непредвзятый исторический подход, – ведь эти сюжеты были очень популярны в фарфоровых изделиях. Как русских, так и западноевропейских.

Особым образом представлены на выставке события войны 1812 года. Интересно сравнивать, обращают внимание устроители выставки, какое художественное отображение нашли они в российском и западноевропейском искусстве. Отечественная война 1812 года недаром считается поворотным пунктом в развитии европейского декоративно-прикладного искусства. Стиль ампир – франко-русское порождение – проявился, пожалуй, наиболее ярко именно в произведениях декоративно-прикладного искусства.  Отголоски в виде военных сюжетов проявлялись в искусстве Франции и России даже спустя сто лет после самих событий. Вот чайник гарднеровского завода; в медальонах по бокам с одной стороны изображена сцена рукопожатия Наполеона и Александра при заключении Тильзитского мира, а с другой, как свидетельство коварства французов – репродукция картины Василия Верещагина «Пожар Москвы. Возвращение из Петровского дворца». Или жемчужина коллекции А.Вихрова, ещё одна вещь, датированная началом XX в., – ваза Императорского фарфорового завода с изображением картины того же Верещагина «Наполеон на Бородинском поле».

Триумфальное вхождение под командованием Александра I союзных войск в Париж тоже находит свое отражение в произведениях искусства, изделиях народных мастеров, которых вдохновила слава русских воинов.

Тема Отечественной войны и связанных с этим событий не уходит с годами, как и интерес современных художников к столь  значительным  фигурам мировой истории – Наполеону I и Александру I.

Выставка продлится до 15 марта.

 

Фотогалерея

Ключевые слова: Александр выставка

Версия для печати