В галерее образов русских князей на протяжении многовековой истории и до сегодняшних дней Александр Невский не только узнаваем, но чтим и востребован как символ державных побед, государственной власти и православной веры сильными мира сего и непостижимым, почти мифическим образом любим простым народом.
Об Александре Невском - государе, дипломате и воине - написана и вышла в свет коллективная монография, ответственным редактором которой и одним из авторов выступил ректор МГИМО (У) МИД России академик РАН А.В.Торкунов*.
В обращении к читателям Президент России Д.А.Медведев назвал книгу уникальным изданием. «На протяжении многих столетий образ Александра Невского имел особое значение для укрепления Российского государства и формирования национального самосознания граждан» - говорится в приветствии Д.А.Медведева. Президент полагает, что сегодня особенно важно «обогащать современные знания о многогранной деятельности князя Невского, о его роли в судьбе страны».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем обращении к читателям подчеркнул уникальность образа святого благоверного князя, который в трудное для страны время сумел соединить в себе талант политического деятеля и искренность защитника и ревнителя православной веры. «Всем нам памятны слова святого Александра Невского, дошедшие до нас из глубины веков, - «Не в силе Бог, но в правде» и «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». В этих высказываниях выражено завещание святого благоверного князя его потомкам на все времена… Выбор святого князя Александра победителем в телевизионном конкурсе «Имя России» свидетельствует о том, что и сегодня наш народ не забыл свои истоки, что именно в них он продолжает черпать силу. Поэтому и строить будущее Российского государства необходимо на твердом фундаменте нашей исторической культурной традиции, взращивая в душах соотечественников веру, помогая им обрести дорогу к храму, побуждая их к духовным усилиям в деле спасения души», - считает Патриарх Московский и всея Руси.
Книга, над которой работали исследователи ведущих российских научных центров России - Московского государственного института международных отношений МИД РФ, Института российской истории РАН, Института всеобщей истории РАН, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного областного университета, Московского физико-технического института, Российского государственного гуманитарного университета, Государственного исторического музея, - носит энциклопедический характер, раскрывая многогранность и сложность как самой личности князя, его деяний, так и эпохи, в которой он жил. Не обойдена вниманием и тема обращения наших современников к образу Александра Невского.
Стоит отметить, что этот том вышел в свет как часть программы «Александр Невский», реализуемой Центром национальной славы и Фондом Андрея Первозванного совместно с Московской патриархией при поддержке Уральской горно-металлургической компании. В 2006 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана эта программа, приуроченная к 800-летию со дня рождения святого благоверного князя, в основу которой было положено сегодняшнее видение исторической роли Александра Невского не только как великого воина и защитника Родины, но и как человека святой жизни, государственного деятеля и дипломата. Как пишет А.В.Торкунов: «Многосторонняя успешная деятельность великого князя Александра Невского обладает значительным потенциалом. Раскрытие, актуализация этого потенциала для консолидации российского общества и является основной целью программы «Александр Невский» (с. 12).
Для МГИМО (У) МИД России, который является одним из издателей книги, образ святого благоверного князя имеет особое значение, поскольку Александр Невский считается покровителем русской дипломатии. В стенах института этой весной был открыт барельеф с изображением святого благоверного князя художника-дизайнера Т.С.Конде.
Как и в любом энциклопедическом издании, в данной монографии можно найти ответы на различные вопросы, касающиеся эпохи, событий, во времена которых жил Александр Невский. В книге детально анализируются научные исторические источники, жития, иконография Александра Невского, образ князя в русской живописи XVIII-XX веков. Главы написаны о храмах святого Александра Невского и памятниках, сотворенных в его честь.
«Время Александра Невского - XIII век. Для Западной Европы это зенит средневековья, когда феодальное общество достигло кульминации своего развития. Для восточного христианского мира - время великих потрясений, исторических трагедий, поставивших на грань выживания Византию и русские земли. Для исламского мира - период вступления в фазу раздробленности и стагнации. Это время, когда на арену истории ворвались новые могущественные завоеватели - монголо-татары. Их походы кардинально изменили ситуацию в мире, привели к появлению новых полиэтнических объединений и государств, к существенным цивилизационным сдвигам» (В.И.Уколова, с.15).
Вся, по нашим меркам, не очень долгая жизнь (41 или 42 (?) года. Дата рождения разнится в исторических источниках) князя в столь непростые времена была плотно спрессована судьбоносными для Руси свершениями. Его победы на поле брани хорошо известны. Считается, что именно за разгром шведов на Неве в 1240 году он получил титул «Невский». Через два года Ледовое побоище на Чудском озере только укрепило мнение о нем как о выдающемся полководце и военном стратеге, не знавшем
«в войнах с иноплеменными агрессорами ни одного поражения». «Побежая, а не победим» - цитирует слова Жития о нем А.В.Торкунов (с. 129).
Менее известна история Александра Невского как политика международного уровня, решавшего для своей страны цивилизационные проблемы не силовыми, а дипломатическими методами. «И рисковать собой, и проявлять все лучшие и сильные качества своей души в посольских миссиях и в переговорах с иноземцами у себя дома ему приходилось ничуть не меньше, чем в военных походах. И нужно признать, что ему стоили жизни успешные результаты оказавшегося последним, четвертого посольства в Орду, возвращаясь из которого он занемог и скончался в пути» (с. 130).
Несмотря на ограниченность и фрагментарность документальной базы, все же можно говорить о некой концепции внешней политики Александра Невского: ее целях, принципах и направлениях.
«Охранение православной веры и церкви, выступавших не только как религиозные институты, но и как важнейшие факторы всего духовного и гражданского устроения русской жизни, было обязательным условием и главной целью» (с. 130) политической деятельности князя.
Другая цель - «сберечь самих людей, спасти русские земли от захвата и разорения иноплеменников». «И следует признать, - пишет А.В.Торкунов, - Александру Невскому, по-разному реагировавшему на вызовы с Запада и с Востока, все это удалось как никому другому» (с. 131).
Также не давал он «межкняжеским отношениям развиться в отношения межгосударственные, а отдельным князьям - стать орудиями, действующими в интересах внешних сил» (с.131).
В основе его политики лежали принципы религиозно-нравственные (с. 132). Недаром самое известное изречение Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде».
Он говорил своему воинству, напутствуя перед битвой, что нельзя преступать чужие пределы. Сам никогда не предъявлял претензии на чужие территории. Существует мнение среди российских историков, что едва ли не впервые в средневековой Европе Александр Ярославович выдвинул идею нерушимости границ (с. 132).
Князь не искал личной выгоды: не стремился захватить чужие земли, обогатиться, стяжать громкую славу. Все его деяния были направлены лишь на защиту и спасение Отечества, вызволение пленных. К побежденному противнику всегда относился с истинным христианским милосердием: не налагал на них тяжелых условий мирных соглашений, с военнопленными обращался - не характерно для его эпохи - гуманно.
Нельзя не отметить и столь актуальный принцип для российской внешней политики, как формирование лагеря союзников, защита своих тылов и от внешних, и от внутренних недоброжелателей.
Хотя практически невозможно рассуждать о далеких временах, используя современные категории, все же назовем направленность внешнеполитической линии Александра Невского - многовекторной. Однако его политика заключалась, считает А.В.Торкунов, «не в балансировании между силами Запада и Востока», а в том, чтобы в период тотальной агрессии на Русь, наступления иноплеменников на всех ее границах сделать точный геополитический выбор, дававший возможность сберечь русские земли, обеспечивавший духовное и физическое выживание русской народности. И он был сделан в пользу Востока, который - в лице монгольских правителей - пусть и требовал признания политической зависимости, обременял покоренные народы данью и карал его за мятежи новыми опустошительными набегами, однако не настаивал на перемене всего внутреннего строя жизни и сложившейся на Руси системы общественных отношений, не покушался на веру» (с. 138).
Папа Иннокентий VI настойчиво предлагал помощь противостоять Орде при условии вхождения Руси в католический мир. Как пишет О.Ф.Кудрявцев: «Для православного русского князя тот путь, который предлагал Папа, направлял его не ко спасению, а к погибели; ибо «путь греха» для него не православие, а католичество… Уступить Папе и окатоличить Русь означало бы отказать себе и своим подданным, за которых князь также должен держать ответ перед Богом в надежде спастись… Ответ Папе был предрешен: «От Вас учения не приемлем». Сказал, как отрезал» (с. 170).
Книга «Александр Невский. Государь, дипломат, воин» действительно получилась. Множество разнообразных сюжетов, собранных воедино, не смотрятся разрозненно или эклектично. Эта книга для всех: ученых и политиков, студентов и школьников. Хороша она и для чтения вслух в семейном кругу. Умные, литературно написанные тексты обрамлены интересными и красивыми иллюстрациями. Как говорится, и уму, и сердцу…
Печалит лишь одно: тираж этой книги так мал.