Происходящая в последнее время все более четкая переориентация внешнеполитической активности Российской Федерации на Восток включает в качестве одного из ключевых направлений развитие партнерских, доверительных, взаимовыгодных отношений со странами арабского, мусульманского мира.
Особое, во многом знаковое значение в данном контексте имеет взаимодействие с Саудовской Аравией - наиболее мощной финансово-экономической страной региона Ближнего Востока, «энергетической супердержавой», обладающей огромным инвестиционным потенциалом. Королевство, на территории которого находятся две важнейшие святыни ислама и располагается штаб-квартира Организации исламского сотрудничества, играет ведущую роль в мусульманском мире.
Недавний визит в КСА Президента Российской Федерации В.В.Путина показал высокий уровень достигнутых рубежей политического партнерства, нацеленность сторон на динамичное наращивание сотрудничества в различных областях.
Надо сказать, что путь к сближению двух стран был непростым. Встречались трудности, были периоды свертывания связей.
Наиболее глубокий кризис в двусторонних отношениях между Эр-Риядом и Москвой возник в декабре 1994 года. Причиной его стали различия подходов сторон к событиям в Чечне.
Россия обвинила Королевство в поддержке сепаратистов Северного Кавказа через саудовские благотворительные фонды, а также в предоставлении помощи наемникам из стран Ближнего и Среднего Востока, которые воевали против Российской армии.
В тот период руководство КСА во многом находилось под влиянием пропаганды западных стран и оценок, с которыми выступали экстремистски настроенные исламистские группировки. Саудовские представители жестко критиковали Москву на многих международных площадках, в том числе в ООН и Организации Исламской конференции (сегодняшнее название - Организация исламского сотрудничества).
В начале 2000 года, когда я готовился к выезду в Эр-Рияд в качестве нового посла, в Москве крайне негативно воспринимали такую линию КСА и, в свою очередь, довольно жестко публично отвечали на выступления должностных лиц Королевства по «чеченскому вопросу».
Передо мной была поставлена задача выправить наши отношения, добиться пересмотра политики КСА по ситуации на Северном Кавказе.
Реализации этой задачи во многом способствовало развитие обстановки в самой Чеченской Республике после успешного завершения военных действий и прихода в июне 2000 года к рычагам управления в Грозном политического руководства во главе с Ахмат-хаджи Кадыровым.
В своей разъяснительной работе мы подчеркивали большой потенциал курса на общенациональное примирение и налаживание продуктивного, сориентированного на нужды населения взаимодействия властей ЧР с Федеральным центром.
Одновременно мы подробно информировали саудовскую сторону в отношении того, какие силы разжигают сепаратистские тенденции в РФ. Большое впечатление на наших саудовских коллег произвели, в частности, конкретные данные о том, что «исламское сопротивление» поддерживают из-за рубежа западные, прежде всего американские, специальные службы. Также на позицию Эр-Рияда повлияли и разъяснения относительно криминальной, преступной, «мафиозной» подоплеки действий вооруженных бандформирований, возможности переноса этими элементами своей противоправной деятельности на территорию арабских стран, самой Саудовской Аравии.
Эти разъяснения постепенно стали давать свои результаты. В конце 2002 года саудовские власти запретили сбор средств для финансирования сепаратистов на Северном Кавказе, практически прекратились негативные публичные высказывания саудовских политиков и религиозных деятелей в отношении политики Москвы в «чеченском вопросе».
Одновременно мы динамично наращивали наш потенциал сотрудничества в политической, экономической сферах, в области координации действий в вопросах поддержания на приемлемом уровне цен на энергоносители.
В 2002 году после обстоятельной подготовки прошло первое заседание двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому и торговому сотрудничеству.
К середине 2003 года мы подготовили к подписанию ряд межправительственных и ведомственных соглашений о сотрудничестве в наиболее важных сферах двусторонних связей - в энергетике, определении ценовой политики в сфере экспорта нефти, в области научных исследований, взаимодействия торгово-промышленных структур и т. п.
В сентябре 2003 года состоялся первый в истории наших отношений визит высшего руководителя КСА - наследного принца Абдаллы в Москву. Надо сказать, что Абдалла фактически управлял всеми делами в КСА в силу того, что король Фахд был тяжело болен и практически отошел от дел.
Состоялись переговоры наследного принца Абдаллы с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, председателем Правительства РФ, министрами, руководителями мусульманской и православной конфессий, представителями деловых кругов, интеллигенции.
Были подписаны соглашения о сотрудничестве в различных областях.
Однако «чеченская тематика» обсуждалась саудовцами в ходе переговоров в весьма сдержанных тонах, без выхода на какие-либо конкретные договоренности и понимания. Наследный принц высказывался на этот счет очень лаконично. Он отмечал, что общественное мнение в арабском, мусульманском мире во многом все еще критически воспринимает ситуацию в данном вопросе.
Этот фактор сдерживал решение весьма важной политической задачи, поставленной руководством РФ в то время - подсоединения к деятельности Организации Исламская конференция в формате наблюдателя.
В переговорах в Москве принимал участие и Ахмат-хаджи Кадыров.
Наследный принц хорошо разбирался в людях. Ему очень импонировали прямые и откровенные партнеры. Было видно, что он с большим интересом и в целом позитивно воспринимал то, что говорил руководитель ЧР. Вместе с тем саудовский руководитель не спешил с окончательными выводами.
Когда во время переговоров встал вопрос организации визита А.Кадырова в КСА, Абдалла отреагировал довольно сдержанно. Он заявил буквально следующее: «Давайте еще подумаем, посовещаемся, посмотрим, что можно сделать». Этим он открыл путь для дальнейшей дипломатической проработки данного вопроса.
После завершения визита в Москву руководитель Секретариата наследного принца, с которым у меня сложились очень хорошие, доверительные отношения, сославшись на поручение Абдаллы, сказал: «Что касается проблематики Чечни, то саудовская сторона хотела бы получить более ясное представление о возможном содержании будущих переговоров и конкретных формах практического взаимодействия на этом направлении. Нам нужно иметь дополнительные аргументы для объяснения нашему народу причин столь радикального поворота в позиции Королевства в отношении событий в Чечне и на Северном Кавказе в целом».
С учетом этого мы оперативно провели совместно с А.Кадыровым, его Секретариатом, руководителями министерств и ведомств, религиозными деятелями Чеченской Республики соответствующую работу и сформулировали наши предложения.
В ходе совещания по этому вопросу в Доме Правительства РФ я внес предложение: изменить формат поездки с учетом всех факторов, в том числе интереса КСА к получению представления о ситуации на Северном Кавказе в целом, и именовать ее не как визит Президента ЧР, а как визит руководителей, представителей деловых и общественных кругов, религиозных деятелей субъектов Северокавказского региона Российской Федерации во главе с Президентом Чеченской Республики А.Кадыровым. Это позволяло несколько снять напряжение вокруг этого вопроса при сохранении главного - признания легитимности руководителя ЧР, его авторитета и влияния, в том числе среди субъектов РФ с преобладанием населения, исповедующего ислам.
Большинство участников совещания выступило за сохранение предложенного аппаратом председателя Правительства РФ М.М.Касьянова формата («Визит президента ЧР»). Однако сам А.Кадыров горячо и энергично поддержал мое предложение и добился принятия соответствующего решения.
Надо сказать, что этот эпизод способствовал закреплению наших очень хороших, дружеских, доверительных личных отношений с А.Кадыровым, что облегчало оперативное решение многих вопросов подготовки визита.
В конце 2003 года у меня состоялась продолжительная встреча с наследным принцем КСА Абдаллой. Само по себе проведение такой встречи было весьма показательно. Как правило, послов в КСА принимали на уровне руководства Министерства иностранных дел.
Беседа шла трудно, она длилась почти три часа. Однако результат был весьма положителен для нас. Абдалла сказал: «Хорошо, будем приглашать Кадырова. И раз принципиальное решение принято, мы сделаем это в подчеркнуто дружественном ключе. Передайте в Москву, что все члены делегации и сопровождающие лица будут приняты как гости короля с размещением в правительственной резиденции».
Подготовка визита проводилась нашими чеченскими коллегами в тесном взаимодействии с органами федеральной власти, Министерством иностранных дел РФ.
А.Кадыров интересовался не только объективными данными в отношении потенциала возможного взаимодействия с КСА, но и с помощью Королевства - со странами арабского и исламского мира.
Он просил дать ему самые подробные характеристики тех политических, общественных, религиозных деятелей, с которыми он мог встретиться, информировать его о их высказываниях, в том числе критического характера, в отношении нашей политики, ситуации на Северном Кавказе. Он просил «не редактировать» эти высказывания, фиксировать то, что реально говорится.
Другой важной чертой подготовки визита было стремление к тому, что сегодня мы называем «практико-ориентированностью» переговоров. Президент ЧР очень хотел как можно быстрее «залечить раны» военных действий на территории республики, в первую очередь в столице, городе Грозном. В этом отношении он продумывал и обсуждал с нами аргументы, которые можно было бы представить в целях решения вопросов взаимодействия в инвестиционной сфере.
Он хорошо понимал, что саудовцы избегают рискованных проектов, в этом контексте нужно было убедить их в том, что новое руководство сможет обеспечить физическую защиту саудовским представителям на территории республики и в дальнейшем гарантирует возвратность вложенных средств.
Визит Ахмат-хаджи Кадырова в КСА состоялся 14-18 января 2004 года.
Пребывание в стране началось с посещения второго по значению города КСА - Джидды. Там была устроена масштабная встреча с представителями деловых кругов, духовенства Саудовской Аравии, а также стран Персидского залива. Она прошла в огромном дворце одного из крупнейших бизнесменов, общественного и религиозного деятеля страны шейха Абдель Максуда эль-Ходжи.
Выступление А.Кадырова было исключительно тепло встречено участниками встречи. Президент ЧР говорил подчеркнуто откровенно, не пытаясь как-то сгладить острые углы существующих проблем. Большое впечатление произвело его глубокое знание исламской религии, Корана, блестящий арабский язык.
Собравшиеся поддержали основные положения речи А.Кадырова. Один из религиозных авторитетов КСА заявил: «Ознакомившись с ситуацией в Чечне, можно однозначно утверждать, что те, кто продолжает там противоправные действия, совершают террористические акты, встали на путь противоречия с Кораном. В их действиях нет ничего общего с джихадом, священной войной за ислам».
А.Кадыров имел встречу с президентом Исламского банка развития Мухаммедом Али, руководителями Организации Исламская конференция. Он совершил из Джидды поездку в святые места КСА, выполнил обряды «малого хаджа» - умры.
Затем делегация переехала в столицу - Эр-Рияд. Там прошла основная встреча А.Кадырова с наследным принцем Абдаллой, состоялись также встречи с министром иностранных дел С.Фейсалом, министрами экономического блока правительства, по делам хаджа, здравоохранения, представителями деловых кругов.
Важно подчеркнуть, что А.Кадыров в соответствии с заранее разработанной «стратегией действий» позиционировал себя в трех форматах: как представитель руководства Российской Федерации (он передал Послание Президента России В.В.Путина), как представитель субъектов Федерации, расположенных на Северном Кавказе, и как руководитель Чеченской Республики.
Наследный принц очень внимательно слушал А.Кадырова, задавал немало вопросов. В конце беседы он сказал: «Спасибо за ваши разъяснения. Они окончательно убедили меня в правоте линии, которую осуществляет Россия, которую проводите вы в качестве руководителя Чечни. Мы готовы взаимодействовать с вами во всех сферах, в том числе в борьбе против терроризма».
Результаты успешных переговоров А.Кадырова имели очень важные, позитивные для интересов России последствия.
Саудовцы поддержали заявку на вступление РФ в ОИС в качестве наблюдателя. Более того, по их инициативе в Джидде было проведено совещание государств - членов ОИС высокого уровня, на котором было принято специальное решение в поддержку заявки РФ. 30 июля 2005 года Россия официально получила статус страны-наблюдателя в ОИС.
Полностью была прекращена поддержка в любых формах сепаратистских групп на Северном Кавказе, в Чечне. Проводились консультации специалистов по проблематике антитеррора. В феврале 2005 года Саудовская Аравия в тесном взаимодействии с РФ провела в Эр-Рияде крупнейший международный форум по тематике борьбы с международным терроризмом, на котором были приняты формулировки, согласованные с российскими представителями.
Сегодня, когда наши отношения с Саудовской Аравией находятся на очень высоком уровне, мы должны с большой благодарностью вспомнить о вкладе, который внес первый Президент Чеченской Республики Ахмат-хаджи Кадыров в формирование этих отношений.