Представление о внешнем мире и месте, которое играет в нем Россия, претерпело после 2014 года радикальные изменения в официальных мировоззрениях Москвы.

Деградация положения в сфере международной безопасности свидетельствует о глубоком кризисе существующего миропорядка, который после распада Советского Союза формировался в духе однополярной гегемонии Соединенных Штатов. Предпринимаются попытки превратить Организацию Объединенных Наций, единственную универсальную площадку для согласования коллективных решений на инклюзивной равноправной основе, в инструмент давления коллективного Запада на «государства-ревизионистов». Упадок культуры диалога на глобальном уровне приводит не только к обострению военно-политических конфликтов, но и невозможности эффективного реагирования на новые вызовы и угрозы транснационального характера.

Вопреки прогнозам западной школы, нормотворчество с участием «ответственных игроков» и продвижение западноцентричной системы международных институтов не привело к «концу истории». Новые политические и экономические центры силы отстаивают свой путь развития, предполагающий отказ копирования либерально-демократической модели. Создаваемые на Западе коалиции и партнерства не учитывают специфику международного взаимодействия в азиатско-африканской системе.

На этом фоне в России, Китае, Индии и Японии идет интенсивное поглощение, переосмысление и отталкивание западных наработок и их не всегда успешное прикладное применение в азиатских регионах. Нужен восточный принцип к решению азиатских задач международных отношений, чтобы догнать исторический этап в азиатско-африканском развитии.

Начиная с 2010 года назрела потребность ввести в научный оборот новые методы исследования проблем, встречающихся на Востоке. А.Ачарья, Б.Бузан, П.Пиллар, Д.Шахи, Г.Ацеоне рассмотрели проблемы Индии, Китая, Японии, Южной Кореи, некоторых государств ЮВА и других восточных стран. Среди отечественных исследователей восточного направления выделяются Д.А.Дегтерев и А.Д.Воскресенский1.

Изучение специфики восточного пути развития позволит определить приоритеты незападных стран на международной арене в условиях становления многополярного миропорядка. Эти особенности, в свою очередь, помогут глубже понять эволюцию представлений России о внешнем мире, значение «поворота на Восток» для отечественной дипломатии.

Восток в современных международных отношениях

Обилие природных ресурсов в странах Азии заставили по-новому взглянуть на экономический потенциал, а с ним на общую тенденцию к повышению роли стран Азии в экономическом и военно-политическом обеспечении мира на Востоке.

Наблюдается разница в путях развития Запада и Востока. Это связано с особенностями климата, исторической и экономической деятельностью, влиянием религий (православия, ислама, буддизма, даосизма) на роль женщины в обществе. Даже отмечается зыбкая условность значений «да» и «нет», понятий «скорее нет» и «скорее да» в азиатском и североафриканском употреблении, что может означать «нет» в европейско-американском понимании. Отсюда и различия в трактовке демократии в экономике и политике.

Какие факторы оказывают особое влияние на приоритеты азиатских и африканских партнеров в области внешней политики? Ответ на этот вопрос даст возможность выявить перспективы и приоритеты укрепления отношений России с восточными партнерами.

В 2022 году произошел очередной кризис в отношениях КНР с США и Тайванем, вызванный визитом на остров Тайвань спикера Палаты представителей Конгресса США Н.Пелоси. Подобные кризисы регулярно происходят в китайско-американских отношениях. Где та красная черта, пересечение которой рассматривается КНР и США как переход кризиса в войну между двумя державами?

Вопрос о позиции КНР в отношении украинско-российского конфликта важен с точки зрения демократической администрации США в связи с Тайванем. В КНР это очень хорошо понимают и пытаются игнорировать данный аспект позиции Вашингтона, вызывая раздражение американской дипломатии. Китай проводит политику независимо от США, отстаивая свои приоритеты в Азии, Африке, Латинской Америке, Европе, в США и Австралии. Пекин видит и делает выводы из политических и военных маневров, направленных против Китая, в частности военно-морского соглашения США, Австралии и Великобритании (AUKUS) по вопросам военного сотрудничества в Индо-Тихоокеанском регионе, подписанного в сентябре 2021 года.

На современном этапе укрепляются позиции Китая не только как регионального центра силы, но и как глобального игрока. Высокие темпы экономического развития способствовали превращению КНР в одну из ведущих экономик мира. Китай выбился в лидеры в технологической гонке. В этой связи возрастает актуальность трансформации западноцентричной Бреттон-Вудской системы, в которой незападным государствам отводится второстепенная роль.

С целью изменения политико-экономического ландшафта евразийского континента и усиления роли Китая в мировой экономике Председатель КНР Си Цзиньпин в 2013 году выдвинул инициативу «Один пояс - один путь», объединившую два проекта - «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». В дополнение к формированию транспортных коридоров создаются независимые от Запада финансовые институты, в частности Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, фонд Шелкового пути, Банк ШОС. Продвижение китайской инициативы ориентировано не просто на расширение рынков сбыта, а на преобразование мирового экономического и финансового порядка.

Что касается Индии, то Дели отстаивает прежнюю линию на сбалансированное развитие отношений со странами Азии. Россия, Китай, Иран, Пакистан, США, Британия - краеугольные партнеры индийский дипломатии. При этом Индия и Пакистан - де-факто ядерные державы, не получившие всеобщего международного признания в рамках ООН, - уже обеспечили его на уровне ШОС.

В отношениях с Россией Индия заинтересована в развитии энергетического сотрудничества, завершении постройки железнодорожного участка через Астару, Решт и Казвин дороги «Север - Юг», что создаст транспортный путь к Индии и Пакистану. За это отвечают российско-азербайджано-иранские компании. Для Индии это было бы важным шагом в обеспечении поставок нефти на ближайшее время и в независимости от американских, британских и французских экспортеров нефти, а для Пакистана еще и импорта угля. Варианты решения проблемы совместными усилиями Индии, Ирана, Азербайджана и России существенно повысило бы свободу торговли для обеих южно-азиатских стран.

Визиты высокопоставленных деятелей США в Индию свидетельствуют о стремлении Вашингтона «приостановить» и заменить на Вашингтон индийско-российское сотрудничество. Выступая в апреле 2023 года на слушаниях в комитете Сената по ассигнованиям, где обсуждался бюджет Государственного департамента США на 2023 финансовый год, Э.Блинкен говорил о стратегии сближения США с Индией в Азии2, имея в виду трехстороннее американо-австрало-британское соглашение о сотрудничестве в создании ядерных подводных лодок (март 2023 г.)3.

В Юго-Восточной Азии весомый вклад в формирование региональной системы вносит АСЕАН. Следует отметить значимость данной площадки как инструмента преодоления разногласий и конфликтов между государствами региона. Достижение АСЕАН заключается в экономическом сплочении государств ЮВА, а также в особой манере межгосударственного общения и взаимодействия. Несмотря на наличие территориальных споров, торгово-экономических противоречий, этнических и религиозных различий, страны сумели найти общий знаменатель. Речь идет о концепции «Путь АСЕАН» (ASEAN Way). Ее основой служит соблюдение таких принципов международного права, как невмешательство во внутренние дела, уважение национального суверенитета. При принятии решений краеугольным элементом выступает принцип консенсуса, который отражает суверенное равенство государств.

Сегодня в Азиатско-Тихоокеанском регионе АСЕАН играет центральную роль в укреплении многостороннего сотрудничества, ориентированного как на развитие экономических связей между государствами, так и на поддержание мира и безопасности. Асеаноцентричная модель нашла отражение в работе Восточноазиатского саммита (ВАС), Регионального форума по безопасности (АРФ) и Совещания министров обороны АСЕАН с государствами-партнерами (СМОА+). Помимо этого, взаимодействие с внешними партнерами выстраивается в рамках диалоговых партнерств. Таким образом, АСЕАН представляет инструмент консолидации государств-членов путем содействия общерегиональному развитию и одновременно служит площадкой для продвижения на глобальном уровне особого видения миропорядка, фундаментом которого выступает концепция «Путь АСЕАН».

В современных международных отношениях самостоятельную роль играет исламский мир, который включает арабские государства Ближнего Востока, Турцию и Иран (исламский Восток), страны Северной Африки (исламский Юг), Центральной (исламский Север), Южной и Юго-Восточной Азии (исламский Юго-Восток) - членов Организации исламского сотрудничества. Особое место в формировании внешнеполитических позиций государств занимает религиозный фактор, а в странах исламского Востока - еще и природно-ресурсный потенциал. Кроме того, на внешнеполитическую стратегию государств влияет панарабский и пратюркский подходы.

Религиозные, культурные и традиционные духовно-нравственные ценности определяют культуру общения государств внутри региона и с внешними игроками. В силу значительной политизации ислама, представления о справедливом мироустройстве также связаны с догматами Корана. Доминирование исламских идей в общественно-политической жизни мусульманских стран снижает их восприимчивость к морально-этическим принципам и политическим ценностям либеральной демократии западного образца. В частности, идеалам индивидуализма противопоставляется значимость коллективных начал, готовности к самопожертвованию.

В контексте безопасности в качестве магистрального вектора развития региона можно рассматривать становление всеобъемлющей системы коллективной безопасности в зоне Персидского залива и последующее расширение этой системы на весь Ближний Восток, формирование там зоны, свободной от ядерного оружия. Реализация как первой, так и второй задачи сталкивается с определенными трудностями. В первом случае проблема обусловлена высоким уровнем конфликтогенности региона. Сохраняются многочисленные очаги напряженности, среди которых палестино-израильский, индо-пакистанский, афганский, суданский, ливийский, сирийский, йеменский конфликты. Обостряется транснациональная угроза терроризма. Во втором случае трудности связаны с предполагаемым наличием ядерного оружия у Израиля - главного антагониста арабского мира, и у Ирана - активного участника шиитско-суннитского противостояния.

Важную роль в формировании внешнеполитической повестки государств исламского Востока играет экономический аспект. Наличие около двух третей мировых, причем высококачественных запасов нефти и газа, низкая себестоимость их добычи обуславливают необходимость налаживания логистических связей и развития транспортных коридоров для поддержания экспорта энергоносителей. Взаимодействие в рамках ОПЕК ориентировано на обеспечение стабильного ценообразования на нефть и прогнозируемое функционирование нефтяного рынка. Тем самым государства - экспортеры энергоносителей становятся глобальными игроками в мировых экономических и валютно-финансовых процессах.

Механизмом укрепления исламской солидарности служит Организация исламского сотрудничества и пять наблюдателей. ОИС является примером площадки сотрудничества стран с кардинально отличающимися подходами по многим вопросам внешней политики. Несмотря на существенные разногласия, были приняты Генеральное соглашение по экономическому, техническому и торговому сотрудничеству (Триполи, 1977 г.), Декларация о правах человека в исламе (Каир, 1990 г.), Конвенция по борьбе с международным терроризмом (Буркина-Фасо, 1999 г.), Устав по продовольственной безопасности (Астана, 2013 г.) и т. д.

Другим регионом, роль которого возрастает на международной арене, является Африка. Континент отличает внутриполитическая нестабильность и наличие межгосударственных конфликтов различной степени интенсивности. С учетом этого африканские страны заинтересованы в углублении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и развитии инструментов превентивной дипломатии.

Обширные запасы природных ресурсов и потенциальные рынки сбыта повышают значимость континента как важного экономического партнера. Основополагающими  элементами международного сотрудничества выступают недопущения возрождения колониальных практик, обеспечение независимости и национального суверенитета при развитии экономических связей. Поэтому особое внимание уделяется диверсификации внешних контактов, что содействовало бы превращению Африки в самодостаточный регион.

Незападный вектор дипломатии России

С 1991 года до настоящего времени отечественная дипломатия претерпела значительные изменения, которые затрагивают как механизм стратегического планирования, так и иерархию глобальных и региональных приоритетов внешней политики России. В 1990-х годах первостепенная задача Российской Федерации состояла в укреплении либерально-демократических основ развития внутри страны с опорой на опыт западных государств. В официальном дискурсе не использовалось понятие «национальных интересов», а внешнеполитическая доктрина 1993 года не представляла систему приоритетных направлений международной деятельности России.

Смена внешнеполитических ориентиров начала происходить после того, как пост министра иностранных дел России занял Е.М.Примаков в 1996 году, а затем при его преемниках И.С.Иванове и С.В.Лаврове. Делался упор на необходимости диверсификации направлений во внешней политике с учетом национальных интересов Российской Федерации. Позже эти идеи были закреплены в Концепции внешней политики от 2000 года. Вплоть до 2016 года стратегическое планирование российской дипломатии осуществлялось на основании закрепления целей, задач и вытекавших из них глобальных и региональных приоритетов. В обновленной внешнеполитической доктрине от 2023 года появился новый компонент - система национальных интересов, которая отражает представления России о долгосрочных тенденциях мирового развития4.

Уже в середине 2000-х годов стала очевидной несостоятельность однополярного миропорядка. Попытки одностороннего доминирования Соединенных Штатов не находили поддержку даже среди их союзников по Североатлантическому альянсу. Показательным примером в этом плане служит особая позиция ФРГ и Франции во время кампании в Ираке, начатой в 2003 году. На этот период приходится укрепление новых политических и экономических центров силы - России, Китая, Индии, Японии, государств Юго-Восточной Азии и т. д. Изменение расстановки сил на международной арене повысило актуальность:

- укрепления роли Организации Объединенных Наций как единственного универсального механизма регулирования международных отношений на основе коллективного консенсуса государств-членов;

- преобразования экономического и финансового миропорядка, ориентированного на защиту западных интересов (преимущественно Соединенных Штатов);

- научного и концептуального переосмысления подходов к решению глобальных и региональных проблем с учетом специфики затронутых государств.

Сегодня эффективность ООН оспаривается, поскольку на процесс принятия решений в рамках данной организации оказывается давление со стороны государств, предпочитающих заменить универсальные многосторонние институты на «порядок, основанный на правилах». Как отметил С.В.Лавров, наблюдается стремление «приватизировать Секретариат ООН» и внедрить в его работу «неолиберальный дискурс, игнорирующий культурно-цивилизационное многообразие современного мира»5. Новые реалии игнорируются в работе Совета Безопасности ООН - в нем недостаточно представлены государства Африки, Азии и Латинской Америки. Неудобное для отдельных государств право вето постоянных членов СБ ООН подменяется «правилами ответственных игроков»6.

Стремление к глобальному доминированию с опорой на неоколониальные методы вызывает неприятие у мирового большинства. Страны, не желающие признавать переход к многополярному миру, используют принудительные меры (санкции) против «нелояльных государств», что противоречит принципам свободной конкуренции и создает угрозу экономическому суверенитету государств. Возрастает зависимость национальных экономик от валютно-финансовых институтов, в которых первую скрипку играют США и их союзники.

В мире преобладали тенденции глобального экономического развития, а с 2014 года, напротив, в политике Москвы выступили на первый план тенденции восточного, евроазиатского, латиноамериканского или африканского политического развития. Соответственно, за десять лет произошла переориентация отношений с Запада на Восток.

С одной стороны, Москву сковывает представление о себе как части Европы, с другой - объективное наличие природных запасов и расположение значительной части страны в Азии делают ее все более настроенной на совместное развитие с восточными районами мира в области экономики.

В этом контексте повестка сотрудничества Российской Федерации с дружественными странами - новыми центрами мировой политики - расширяется за счет подключения вопросов адаптации мировой экономики к современным реалиям. Преобразование экономического и финансового миропорядка включает создание институтов и реализацию инициатив, направленных на совершенствование инфраструктуры и дедолларизацию мировой торговли.

В ходе взаимодействия в двустороннем и многостороннем форматах приоритетное внимание уделяется развитию международной платежной инфраструктуры. Лидерами по количеству сделок в национальных валютах выступают Республика Беларусь и центральноазиатские республики - члены ЕАЭС7. Создание специальной валюты для взаимных расчетов обсуждается в БРИКС, а также Турцией, Египтом, Сирией.

Новое представление России о внешнем мире нашло отражение в концепции «Большого евразийского партнерства». Данный интеграционный проект, впервые представленный В.В.Путиным в 2015 году в послании Федеральному Собранию Совета Федерации, направлен на укрепление основ многополярного мира при помощи разноскоростного взаимодействия с опорой на ЕАЭС, ШОС и АСЕАН8. Первостепенная задача состоит в усилении инфраструктурной взаимосвязанности континента, в том числе посредством сопряжения китайской инициативы «Один пояс - один путь» и ЕАЭС. Инициатива носит открытый характер и подразумевает активизацию диалога с различными международными организациями Азии и Европы, а также отдельными государствами региона.

Особенностью современного восприятия Россией мира является важность культурно-цивилизационного фактора. Приоритетное внимание уделяется защите традиционных духовно-нравственных ценностей, представляющих фундамент государственности. Сохранение и популяризация достижений культурного и исторического наследия, сбережение традиций и устоев российского общества рассматриваются как инструменты формирования благоприятного имиджа Российской Федерации за рубежом. Вместе с тем в основе отечественного подхода лежит уважение политической, экономической и культурной самобытности других государств. Этот фактор, создавая возможности взаимообогащения культур, позволяет расположить к себе дружественные нам страны.

Обозначенные выше тренды и тенденции эволюции приоритетов и позиций России на международной арене были закреплены в базовом документе стратегического планирования внешней политики Российской Федерации. Важно, чтобы усилия, предпринимаемые на официальном, в том числе дипломатическом, уровне сопровождались развитием отечественной школы международных отношений. Подобно тому, как не существует единой модели политического развития государства, невозможно выработать формулу, которая бы раскрывала сущность того или иного глобального или регионального процесса. Вместо универсализации западных концепций и теорий необходимо активизировать работу по совершенствованию теории международных отношений с учетом новых реалий, обусловленных становлением многополярного миропорядка.

 

 

1Дегтерев Д.А., Рамич М.С., Цвык А.В. США - КНР: «властный транзит» и контуры «конфликтной биполярности» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2021. №2. С. 210-231; Дегтерев Д.А., Буторов А.С. Международный статус стран постсоветского пространства: традиционный и релятивный подходы в иерархии. РАМИ. Международные отношения. 2018. №4; Дегтерев Д.А., Худайкулова А.В. Баланс сил в международно-политической науке: теоретические концепции и прикладной анализ. РАМИ. Международные отношения. 2018. №1; Non-Western International Relations Theory Perspectives on and beyond Asia / Ed. A.Acharya, B.Buzan. L.; N.Y.: Routledge - Taylor and Francis Group, 2010; Voskressenski A.D. Non-Western Theories of International Relations: Conceptualizing World Regional Studies. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2017.

2Карпов А., Медведева А. В поиске сообщников: как США планируют стать ключевым партнером Индии вместо России. 28 апреля 2022 г. // URL:  https://russian.rt.com/world/article/996436-ssha-indiya-rossiya-partnyor (дата обращения: 30.07.2023).

3The White House. FACT SHEET: Trilateral Australia-UK-US Partnership on Nuclear-Powered Submarines. 13 марта 2023 г. // URL:  https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2023/03/13/fact-sheet-trilateral-australia-uk-us-partnership-on-nuclear-powered-submarines/ (accessed 30.07.2023).

4Концепция внешней политики России от 2023 г. // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (дата обращения: 30.07.2023).

5 В прошлое уходит однополярная модель мирового развития // Выступление министра иностранных дел С.В.Лаврова на 77-й сессии ГА ООН. 24.09.2022 // URL: https://news.un.org/ru/story/2022/09/1432361 (дата обращения: 30.07.2023).

6Лебедева О.В. Приоритеты современной российской дипломатии: между ООН и «порядком, основанным на правилах» // Международная жизнь. 2023. №3 // URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2795 (дата обращения: 30.07.2023).

7Киргизия полностью перешла на расчеты в нацвалютах с Россией.

8О российской инициативе Большого евразийского партнерства // URL: https://www.mid.ru/ru/activity/coordinating_and_advisory_body/head_of_subjects_council/materialy-o-vypolnenii-rekomendacij-zasedanij-sgs/xxxvi-zasedanie-sgs/1767070/ (дата обращения: 30.07.2023).