Беспрецедентность внешних вызовов, с которыми сегодня столкнулась Россия, предопределяет необходимость концентрации внимания не только на главном фронте этих вызовов, но и с учетом их взаимосвязанности, важность удержания в поле зрения других направлений, имеющих как функциональное, так и региональное измерение.

В этом контексте закавказское направление внешних вызовов если и не является главным, но и не второстепенным. Ситуация, которая разворачивается в регионе в последние годы, обладает высокой динамикой, поэтому чрезвычайно важно, как можно чаще, фиксировать ее промежуточные итоги, чтобы лучше понимать тенденцию ее развития. Современная геополитическая картина Закавказья весьма многогранна. Сложно даже выделить отдельные аспекты этого большого вопроса, настолько все взаимосвязано в этом относительно небольшом регионе. Тем не менее, как правило, для того чтобы начать выстраивать всю картину, необходимо выделить в ней самый сущностный пазл, который может быть небольшим по размеру, но несущим на себе смысловую и идейную нагрузку всей картины. В этом смысле современные российско-армянские политические отношения являются сущностным элементом всего комплекса вопросов, связанных с развитием геополитической ситуации в Закавказье, вне зависимости от размеров территории, экономического потенциала, численности населения самой Армении. Российско-армянские отношения важны потому, что любой текущий результат в развитии этих отношений - это одновременно и промежуточный итог 300-летней политики российских государственных и военных деятелей, героизма тысяч русских солдат и офицеров по встраиванию Закавказья в систему обеспечения безопасности России и ее народа, в какие бы формы данная политика на протяжении этих столетий не обрекалась.

О договорах, приоритетах и актуальных вопросах

Традиционно дружественные взаимоотношения русского и армянского народов имеют многовековую историю, богатую общими победами и героями, переплетенную судьбами многих поколений, пропитанную кровью и слезами общих трагедий. Присоединение в начале XIX века Восточной Армении к России, с одной стороны, обеспечило безопасные условия для поступательного социально-экономического, культурного развития армянского народа, а с другой стороны - создало прочный фундамент для консолидации закавказских и северокавказских народов и их элит вокруг тех идей и ценностей, которые продвигала Россия. Одновременно это на последующие столетия обеспечивало геополитическое и геоэкономическое влияние России в Передней Азии. Взаимосвязанность национальных интересов и ценностных основ политик России и Армении в постсоветских реалиях вывели их на уровень стратегического партнерства и союзнических отношений.

Договорно-правовую основу этих отношений составляют ряд ключевых двусторонних и многосторонних соглашений, в числе которых:

- Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года;

- Договор между РФ и РА о российской военной базе на территории Республики Армения от 16 марта 1995 года и Протокол к нему от 20 августа 2010 года;

- Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и РА от 29 августа 1997 года;

- Декларация о союзническом взаимодействии между РФ и РА, ориентированном в XXI век, от 26 сентября 2000 года;

- Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 10 октября 2014 года;

- Заявление лидеров России, Армении и Азербайджана от 9-10 ноября 2020 года.

Таким образом, на протяжении последних 30 лет Россия и Армения выстроили целостную систему двустороннего сотрудничества, основанную на осмыслении позитивного опыта прошлого, глубокой взаимосвязи интересов национальной безопасности сторон, стратегическом видении общего будущего, дополненную системообразующими и взаимосвязанными механизмами коллективной безопасности в рамках ОДКБ и региональной экономической интеграции в рамках ЕАЭС.

Представленная в достаточно сжатом виде динамика российско-армянских отношений, возможно, создает картину их абсолютной идиллии. В определенной степени данная оценка представляется уместной, если ставится задача общей характеристики двустороннего сотрудничества. Вместе с тем при глубоком, комплексном изучении темы нередко всплывают вопросы, вызывающие обеспокоенность или недопонимание у той или иной стороны. Часть этих вопросов успешно решалась общими усилиями, другая часть со временем теряла свою актуальность, а третья часть вопросов так и остается неразрешенными, обрастая слухами, домыслами и конспирологическими теориями. И если не замечать их или не придавать им значения, то все перспективные планы, заложенные в ключевых соглашениях, все взаимные обязательства сторон, все заклинания о союзничестве и стратегическом партнерстве будут уместны в лучшем случае для озвучивания на дипломатических приемах, рискуя потерять при этом весь их практический и идейно-ценностный смысл.

В общем виде эти вопросы могут быть сгруппированы в две большие и взаимосвязанные темы: первая - как в Москве и Ереване определяют значимость российско-армянских отношений в контексте обеспечения своей национальной безопасности, и вторая - посредничество России в нагорно-карабахском конфликте?

На первый взгляд, ответы на эти вопросы уже давно даны. В частности, в принятой в июле 2020 года Стратегии национальной безопасности Республики Армения в числе внешнеполитических приоритетов страны выделяется «стабильное углубление и расширение стратегических союзнических отношений с Российской Федерацией в политической, торгово-экономической, оборонной сферах, в области безопасности и в культурно-гуманитарной сфере, основанных на исторической дружбе народов двух стран. Руководствуясь принципами взаимного учета интересов друг друга и равноправия, будут прилагаться усилия для развития взаимодействия в двустороннем формате, в рамках многосторонних и интеграционных объединений, а также в направлении укрепления региональной стабильности и безопасности»1.

Что касается российской стороны, то в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации от 2016 года отношения с Арменией выстраиваются в рамках общей стратегии «формирования отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействия устранению имеющихся очагов напряженности и конфликтов на их территориях и предотвращению возникновения таких очагов и конфликтов»2. Среди внешнеполитических приоритетов, затрагивающих и Армению, выделяются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ, углубление и расширение интеграции в рамках Евразийского экономического союза, эффективное развитие ОДКБ в качестве одного из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве и урегулирование нагорно-карабахского конфликта.

Таковы официальные установки, которые логически ложатся на договорно-правовую основу российско-армянских отношений и задают общее направление их развития. Тем не менее реальная жизнь гораздо сложнее, поэтому далеко не всегда посредством анализа документов и публичных заявлений официальных лиц государств можно найти однозначные и исчерпывающие ответы на вопросы, обозначенные выше. Что касается нагорно-карабахского конфликта, то это тема отдельного исследования, поэтому сконцентрируемся на современных российско-армянских отношениях.

Об отношениях после «революции»

Современный этап в развитии российско-армянских отношений связан с приходом к власти в Армении оппозиционных сил и избранием премьер-министром страны Никола Пашиняна. Ряд экспертов связывают внутриполитические изменения в Армении с началом реализации Ереваном так называемой комплементарной, или многовекторной внешней политики. В действительности, такого типа политика проводилась еще в бытность первого президента Армении Левона Тер-Петросяна в 1990-х годах. Последующие лидеры Армении в целом также ее придерживались. А сам термин «комплементарность», который в данном контексте следует понимать как «взаимодополняемость», утвердился при втором Президенте Армении - Роберте Кочаряне. Содержание этой политики заключалось в том, что приоритеты внешней политики в ее региональном измерении должны не противоречить, а поддерживать друг друга. Более того, ключевые внешнеполитические приоритеты должны дополняться приоритетами второго, третьего уровня. Другими словами, Армения, на протяжении всего постсоветского периода не пыталась играть на противоречиях между ведущими державами, а, наоборот, стремилась сгладить существующие противоречия с целью поиска путей для разрешения региональных проблем, скорейшего установления мира и стабильности в Закавказье.

Особенность многовекторной политики Н.Пашиняна состояла в том, что она была подчеркнуто демонстративной, тем более что оснований для подобного рода стратегии никаких не было. Учитывая то, после каких событий к власти в Армении пришло новое правительство и в целом отношение Москвы к «цветным революциям», отсутствие опыта взаимоотношений между новой политической элитой Армении и российской политической элитой, в двусторонних отношениях был несколько утерян элемент доверия. При этом Москва соблюдала полный политический нейтралитет как в ходе «цветной революции» в Армении, так и после ее завершения. В итоге, как считают эксперты, доверительный и в полной мере продуктивный диалог с Москвой у Н.Пашиняна выстроить не получилось, причиной чего стали метания армянского премьер-министра между Востоком и Западом, его призыв в адрес России «подстроиться» под новые постреволюционные реалии Армении3.

Кроме того, ряд решений, принятых новым руководством Армении, в основе которых лежала внутриполитическая подоплека, не учитывали внешнеполитическую конъюнктуру. В частности, в Москве сочли серьезным ударом по имиджу ОДКБ привлечение к суду в июле 2018 года Ю.Хачатурова, который в качестве представителя Армении занимал тогда пост генерального секретаря Организации. В неофициальной форме, через средства массовой информации, было выражено недовольство российской стороны: обращение МИД Армении с предложением начать процедуру замены генерального секретаря ОДКБ было названо проявлением непрофессионализма4.

Преследование новыми властями Армении своих политических оппонентов, в частности арест второго президента республики Р.Кочаряна, инициирование уголовных расследований против других представителей бывших властей Армении также не остались без внимания. С.Лавров, высказывая обеспокоенность по этому поводу, заметил, что эти события идут вразрез с заявлениями нового руководства Армении об отказе от преследования политических предшественников, и выразил надежду, что ситуация «все-таки пойдет по конструктивному пути»5.

Указанные события происходили на фоне распространения в общественно-политических кругах Армении и России через средства массовой информации критической и негативной информации о политике друг друга. В российских СМИ акцент делался на «прозападности» новых армянских лидеров, и в целом на Армении как объекте неких «геополитических игр» региональных и мировых держав. В свою очередь, в ряде армянских СМИ заметными стали публикации о переосмыслении союзнических отношений с Россией, что затем подхватывалось российскими «экспертами», которые тиражировали тему о захвативших власть в Армении «соросятах».

Чтобы разобраться, что и почему происходило и происходит в последние годы в информационном поле российско-армянских отношений, следует провести отдельное профессиональное исследование. Поэтому, не углубляясь в эту большую и неоднозначную тему, следует только добавить, что формирование информационного контента в современных российско-армянских отношениях имеет место в условиях острой внутриполитической борьбы в Армении, а также задействования в информационной войне против Армении пропагандистских структур других государств.

Несмотря на заметно ухудшившийся после прихода к власти в Армении Н.Пашиняна информационный фон в российско-армянских отношениях, динамика политических контактов в двусторонних отношениях не претерпела значимых изменений. Проведенные на высшем и высоком уровне встречи руководителей России и Армении позволили нивелировать или частично снять наметившиеся проблемы в двусторонних отношениях, вызванные во многом импульсивными решениями новых армянских властей.

Последующие практические шаги нового армянского руководства подтвердили готовность Еревана сохранять и развивать союзнические отношения с Москвой. В частности, в международных организациях Армения по большинству вопросов продолжает голосовать солидарно с Россией. На сессиях Генассамблеи ООН, прошедших в сентябре 2018 года и декабре 2019 года, Армения поддерживала позицию России по Крыму и Донбассу. Армения также была единственной из постсоветских стран, которая открыто выступила в поддержку действий России в Сирии и приняла решение об отправке туда врачей, саперов, а также гуманитарной помощи. В числе немногих государств Армения воздержалась при принятии 2 марта 2022 года Генеральной Ассамблеей ООН антироссийской резолюции.

Активно продолжают развиваться контакты по межведомственным и региональным линиям. Ежегодно проходят заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Армения. В декабре 2021 года подписана Программа межрегионального сотрудничества на 2022-2027 годы. В сентябре 2022 года подписана Программа экономического сотрудничества между Правительствами РФ и РА на 2022-2025 годы.

Более 70 субъектов Российской Федерации и все области Республики Армения вовлечены в межрегиональное сотрудничество. Начиная с 2011 года проходят армяно-российские межрегиональные форумы. Девятый межрегиональный форум на тему «Армяно-российское сотрудничество: новые вызовы и возможности» прошел в Ереване в сентябре 2022 года. Одним из итогов форума стало подписание программы 83 мероприятий, в соответствии с которой регионами России и Армении будут реализованы совместные проекты в экономической, социальной, культурной сферах до 2027 года.

О поставках вооружений накануне войны

Одним из болезненных вопросов в российско-армянских отношениях, который «бросает тень на многое»6, являются поставки российских вооружений Азербайджану. Начиная с 2005 года Азербайджан закупил в России военную продукцию более чем на 5 млрд долларов, что включало в себя боевые вертолеты, тяжелые огнеметные системы, реактивные системы залпового огня, танки, самоходные гаубицы, самоходные минометные установки, системы противовоздушной обороны и многие другие виды современных вооружений7.

Разумеется, военно-техническое сотрудничество также активно развивалось между Россией и Арменией. Однако сравнение параметров поставок российских вооружений в Армению и Азербайджан показывает, что второй из них на порядок превышает первый8. Такое положение дел во многом объясняется тем, что Баку, в отличие от Еревана, приобретал российское вооружение на условиях, близких к рыночным, а не на кредиты и не на льготных условиях как союзник по ОДКБ.

Вместе с тем следует отметить, что после апреля 2016 года, то есть после четырехдневной (второй) карабахской войны, объем экспорта российских вооружений Азербайджану несколько сократился. Армения попыталась немного сократить отставание в современных вооружениях, закупив у России, в частности, четыре комплекса «Искандер» и истребители СУ-30. Тем не менее ход третьей карабахской войны осенью 2020 года, показал, что отставание в военно-техническом отношении Армении от Азербайджана стало уже настолько заметным, что запоздалые попытки что-либо выровнять, были тщетны.

О новом балансе сил в регионе

Итоги 44-дневной, третьей карабахской войны осенью 2020 года кардинально изменили баланс сил в Закавказье, а их основной характеристикой стали резко возросшие возможности Турции в регионе.

Одновременно значительно ослабли возможности Армении, при том что она получила совершенно необорудованную для эффективной ее защиты новую часть границы с Азербайджаном. В этих условиях серьезной проблемой стала способность Армении обеспечивать свою территориальную целостность, не говоря уже о том, чтобы быть гарантом безопасности Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха). В итоге вся ответственность за обеспечение безопасности и стабильности в зоне конфликта легла на российских миротворцев.

Условием ввода российских миротворцев в зону конфликта стал вывод армянских войск с территории, равной примерно половине территории Нагорного Карабаха, контролировавшейся на тот момент армией обороны непризнанной республики. В целом по итогам войны непризнанная республика утратила контроль над большей частью своей территории, в том числе и зону безопасности, которая как обеспечивала безопасную и устойчивую связь с Арменией, так и включала оптимально выстроенную с точки зрения географии региона оборонительную линию. Москва, таким образом, взяла на себя обязательство обеспечить безопасность примерно 120 тыс. граждан непризнанной республики.

На протяжении последних двух лет несколько раз происходили приграничные столкновения. В ночь на 13 сентября 2022 года имело место самое крупное с момента окончания третьей карабахской войны боестолкновение между вооруженными силами Армении и Азербайджана.

Сентябрьскую эскалацию удалось отчасти стабилизировать усилиями России, ОДКБ и других международных посредников. Ситуация на армяно-азербайджанской границе стала предметом обсуждения на Совете Безопасности ООН. Однако резолюция по данному вопросу так и не была принята.

Безусловно, сегодня основное внимание Москвы сконцентрировано на Украине и на глобальном противостоянии с Западом, с которым Россия находится в состоянии «гибридной войны». Это позволяет третьим силам дестабилизировать ситуацию в регионе и пытаться дискредитировать российскую миротворческую миссию в Нагорном Карабахе. При этом возникает опасение, что в Москве могут исходить из того, что в нынешних условиях первостепенной значимости украинского фронта допустимо некоторое ослабление внимания к развитию ситуации в Закавказье с целью высвободить какие-то ресурсы для Украины. Но как точно высказался Федор Лукьянов, это «в целом влияет на ослабление России, потому что сторонний наблюдатель может сказать, что силы иссякают»9. То есть снижение внимания Москвы к Закавказью укрепляет уверенность у противников России в том, что ее возможности отстаивания своих интересов находятся на пределе, а значит, следует и дальше усиливать давление на Россию по всему периметру ее геостратегических интересов, в том числе и непосредственно на Украине.

О союзниках, партнерах и попутчиках

События, которые сегодня происходят вокруг Украины, намного превосходят географические рамки специальной военной операции. И по ее итогам будет выстраиваться новый мировой порядок и новая архитектура евразийской и в целом глобальной безопасности. В этом контексте будущее российско-армянских отношений во многом является производным от неизбежной трансформации системы современных международных отношений,

Предыдущая трансформация системы международных отношений, связанная с распадом СССР, привела к ослаблению России, потере ее ведущих позиций в целом ряде регионов, которые на протяжении столетий входили в сферу ее стратегически важных геополитических интересов. Тогда, в начале 1990-х годов, Российская Федерация закрепилась в Закавказье во многом благодаря тому, что изначально российско-армянские отношения приобрели подлинно союзнический характер.

Несмотря на все социально-экономические проблемы постсоветского периода, сложности внутриполитического и внешнеполитического развития, Армения выстояла в первой карабахской войне, защитила свою субъектность в качестве значимого актора региональной политики, и, таким образом, она сохранилась как естественный и традиционный союзник России. Это во многом заслуга предыдущего поколения российских и армянских политиков, дипломатов, которые, несмотря на всю противоречивость постсоветских реалий, понимали стратегическую взаимосвязь национальных интересов России и Армении и исходили из этого при выстраивании двусторонних отношений и региональной политики.

Сегодня Россия - великая держава, с огромными возможностями. Но любая великая страна нуждается в союзниках. Собственно, их количество и качество в определенной степени и определяет величие страны на мировой арене. Многогранность вызовов, с которыми сегодня сталкивается Россия, четко показывает, что упование исключительно на свои армию и флот уже явно недостаточны в современных реалиях. В условиях прогнозируемой на длительный период турбулентности международной политики России нужны реальные союзники, которые были бы в состоянии сами обеспечивать реализацию взаимосвязанных национальных интересов на важных геополитических и геоэкономических направлениях, и при этом высвобождать ресурсы России для их концентрации на других критически важных направлениях.

Армения и есть надежный союзник России в Закавказье. Могут быть ситуативные партнеры и даже союзники, завязанные на текущей конъюнктуре, могут быть выстроены доверительные отношения на высшем уровне, но если два государства встроены в единую систему коллективной безопасности, формируют общую таможенную территорию, связаны договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, то их отношения могут быть только высшим приоритетом внешней политики этих государств. В то же время отношения с другими государствами, не связанными с подобного рода обязательствами, могут быть приоритетом второго, третьего порядка. А иначе, если не существует приоритетности во внешней политике между союзниками и остальными партнерами, выветривается сама суть союзнических отношений. Ибо в таком случае справедливо исходить из положения: зачем брать на себя долгосрочные союзнические обязательства, выполнение которых так или иначе будет сопряжено с текущей конъюнктурой и будет ставиться в зависимость от международно-политического, военного, экономического веса того или иного государства?!

Драматические события 2022 года должны окончательно избавить нас от иллюзий, что можно объединить снова всех! Существуют цивилизационные разломы, которые, в условиях сформировавшейся за последние десятилетия у целого ряда народов национальной идентичности, в рамках которой Россия, в лучшем случае, временный попутчик, уже невозможно скрепить.

Поэтому, необходимо постараться сохранить вокруг себя то, что еще возможно! Постараться сберечь тех, кто еще имеет силы, способность и стремление тянуться к России! Сохранить тех, кто ощущает свое духовное единство со всем тем, что составляет гордость русского культурного, исторического, цивилизационного наследия! Более того, только в этом случае есть надежда, что подтянутся и те, кто уже не видел никаких стратегических преимуществ от союза с Россией.

 

 

1Стратегия национальной безопасности Республики Армения. 2020 // URL: https://drive.google.com/file/d/1z5LyqhH03i8PIoY1JjrvEMK3tem0KYZJ/view (дата обращения: 05.10.2022).

2Концепции внешней политики Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 г. №640) // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (дата обращения: 05.10.2022).

3Коновалов И.П. Кавказская шахматная доска. М.: Издатель Воробьев А.В., Фонд содействия технологиям XXI века. 2020. С. 195-196.

4ТАСС: Москва считает непрофессиональными заявления Еревана о смене генсека ОДКБ // Lragir. 2018. 28 июля // URL: https://www.lragir.am/ru/2018/07/28/130759/ (дата обращения: 10.10.2022).

5События в Армении идут вразрез с заявлениями властей страны, отметил С.Лавров // РИА Новости. 2018. 31 июля // URL: https://ria.ru/20180731/1525699539.html (дата обращения: 10.10.2022).

6Президент Армении прокомментировал поставку российского оружия Баку // Sputnik Армения. 2017. 17 июля // URL: https://ru.armeniasputnik.am/armenia/20170717/7968436/prezident-armenii-prokommentiroval-dostavku-rossijskogo-oruzhiya-baku.html (дата обращения: 12.10.2022).

7Какое оружие Азербайджан покупал у России // ТАСС. 2018. 25 сентября // URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/5598195?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 12.10.2022).

8Российские поставки вооружения в Армению и Азербайджан за последние 10 лет // Коммерсантъ. 2020. 3 октября.

9Лукьянов Ф. Об отношениях Армении с Россией на фоне турецкой активизации, о конфликте на Украине и «собирании земель» // Совет по внешней и оборонной политике. 2022. 29 июля // URL: http://svop.ru/main/43072/ (дата обращения: 14.10.2022).