Статья подготовлена в рамках проекта факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ «Страны Ближнего Востока и Северной Африки и новый финансово-экономический миропорядок: цели и политический курс государств, потенциал региона, перспективы взаимодействия с Российской Федерацией».
Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная в новой редакции 31 марта 2023 года Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, разъясняет базовые принципы, стратегические цели и приоритетные направления внешней политики нашей страны.
Это относится и к сфере торгово-экономических и финансово-инвестиционных связей. В Концепции говорится, что Российская Федерация будет предпринимать необходимые меры в целях укрепления своего присутствия на мировых рынках, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта, географической диверсификации экономических связей с их переориентацией на государства, проводящие конструктивную и нейтральную политику в отношении Российской Федерации, при сохранении открытости к готовности к прагматическому сотрудничеству с деловыми кругами недружественных государств1.
В этом контексте также выдвигается задача снижения зависимости российской экономики от недружественных действий иностранных государств, прежде всего посредством развития деполитизированной, безопасной, независимой от недружественных государств международной платежной инфраструктуры и расширения практики использования национальных валют в расчетах с союзниками и партнерами.
Все это должно привести к устранению рудиментов доминирования США и других недружественных государств в мировых делах. В этом случае будет обеспечен справедливый доступ всех государств к благам мировой экономики и международного разделения труда, а также современным технологиям.
Речь, таким образом, идет о становлении нового, справедливого, сбалансированного и недискриминационного международного экономического порядка.
Фактически это продолжение в новых условиях борьбы за новый международный экономический порядок - НМЭП.
О новом международном экономическом порядке заговорили впервые в начале 1960-х годов, когда десятки государств, возникших на обломках колониальных империй, поставили вопрос о том, чтобы бывшие метрополии вслед за политическим суверенитетом предоставили освободившимся странам возможности для успешного экономического роста. Для реализации такой цели требовалось коренное изменение сложившихся в колониальное время правил игры в сфере мировой торговли, финансовых и инвестиционных отношений.
В июне 1964 года представители 77 неприсоединившихся стран, принимавших участие в заседании Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), провозгласили, что в дальнейшем они будут согласованно, совместно, в качестве особого объединения выступать в рамках ООН и на международной арене в целом.
В 1967 году «Группа 77» провела в Алжире первое крупное международное совещание, в ходе которого были приняты решения относительно учреждения постоянно действующих структур этого объединения.
Руководители новых, освободившихся государств, в том числе в рамках «Группы 77», указывали на то, что развитые страны сохранили за собой возможность получать односторонние выгоды, приобретая товары в странах Востока по заниженным ценам и продавая свои товары по завышенным. Это явление получило название «ножницы цен».
Требование об установлении НМЭП и ликвидации ножниц цен было сформулировано в достаточно четкой форме в ходе встречи неприсоединившихся стран в Алжире в 1973 году.
В 1974 году по инициативе развивающихся стран в ООН была принята Программа НМЭП и Хартия экономических прав и обязанностей.
В эту хартию по настоянию развивающихся государств было внесено положение о том, что «все государства имеют право объединяться в организации производителей первичного сырья для развития своей национальной экономики и достижения стабильного финансирования своего развития».
Данное положение отражало надежду многих стран - производителей сырьевых товаров, на то, что они смогут повторить успешный опыт государств - экспортеров нефти, создавших в 1960 году объединение - Организацию стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в целях радикального усиления своих позиций на рынке энергоносителей.
Однако тиражирование опыта ОПЕК не состоялось.
Западные страны в разных форматах провели ряд закрытых совещаний по этой тематике и выработали программу противостояния наступлению развивающихся государств.
При этом вместо лобового отторжения идей НМЭП страны Запада и прежде всего США осуществили масштабный и гибкий маневр.
Они пошли по двум основным направлениям.
Во-первых, западные государства перевели стрелку переговоров с двусторонних прямых контактов, в ходе которых нужно было давать ясные ответы на вопросы лидеров развивающихся стран, на многосторонние переговорные форматы под эгидой ООН.
Конечно же, на площадках в Нью-Йорке и Женеве проще было уводить дискуссию в сторону от вопросов существа, ответственности стран Запада за свою колониальную политику, в деполитизированную проблематику «реформ управления», «повышения эффективности менеджмента» и т. п.
Во-вторых, западные лидеры выдвинули на передний план переговорного процесса с африканскими и азиатскими странами авторитетных и гибких полемистов, в основном из числа лидеров Социалистического интернационала, которые, нужно признать, весьма эффективно играли роль защитников интересов освободившихся стран, искренних друзей третьего мира.
На 13 конгрессе Социнтерна в Женеве (ноябрь 1976 г.) его председатель Вилли Брандт заявил, что содействие формированию сбалансированных отношений между Севером и Югом является второй - после борьбы за сохранение мира - задачей Социнтерна и всего международного сообщества.
Лидеры Социнтерна стремились представить себя в качестве «честных брокеров» в назревавшем конфликте между США и развивающимися странами. Они призывали при этом к нахождению взаимоприемлемого компромисса на путях одновременного решения двух задач: оживления экономики на Севере и развития экономики на Юге.
Соответствующие концепции были разработаны комиссией «Север - Юг», более известной как Комиссия Вилли Брандта, в состав которой входили многие признанные деятели Социалистического интернационала2.
В результате осуществления совместной, скоординированной линии странам Запада в 1970-х - 1980-х годах удавалось успешно противостоять попыткам развивающихся стран добиться пересмотра сложившихся неравноправных отношений между бывшими метрополиями, коллективным Западом и бывшими колониями. Дискуссия все дальше уходила в вопросы технико-логистического характера.
Время шло, а реальных результатов развивающиеся страны так и не смогли достичь.
В этих условиях в целях придания новой динамики лозунгам НМЭП в 1987 году по инициативе первого президента Танзании, ветерана африканского национально-освободительного движения Джулиуса Ньерере была образована новая структура - Комиссия Юга.
Мне довелось встречаться в тот период с Дж.Ньерере при выполнении различных поручений Москвы. Также я поддерживал многолетние теплые отношения с генеральным секретарем этой группы, экс-министром планирования АРЕ, выдающимся египетским экономистом Исмаилом Сабри Абдаллой.
Дж.Ньерере и И.С.Абдалла выступали за коренной слом системы финансовых расчетов и инвестиционных правил, которые закрепляли за странами Запада односторонне выгодные позиции.
Вместе с тем лидеры Комиссии Юга так же, как и руководители «Группы 77», в тот период недооценивали значения такого фактора, как необходимость объединения усилий, выработки единой линии поведения совместно с Москвой. Советский Союз, надо признать, нередко необоснованно относили к общему с западными странами геополитическому пространству Севера.
Приведем на этот счет примечательные свидетельства - документы, содержащиеся в Архиве внешней политики Российской Федерации.
Так, Посольство СССР в Танзании на основании бесед с Дж.Ньерере и его советниками характеризовало линию руководства этой страны и Комиссии Юга следующим образом: «По мнению танзанийского руководства… существующая международная экономическая система в большей степени отвечает интересам капиталистических стран и ущемляет стремящихся к прогрессу молодые государства. Вместе с тем танзанийцы, как и лидеры многих других развивающихся стран, полагают необходимым перестроить внешнеэкономические отношения также и с социалистическими государствами, включая СССР (диалог «Север - Юг» а не «Запад - Юг»), хотя и признают, что эти страны не несут прямой ответственности империалистических держав за неразвитость бывших колоний. Эти вопросы обсуждались, в частности, в ходе прошедшего в Женеве первого заседания Комиссии Юга под председательством Дж.Ньерере»3.
Наши соответствующие разъяснения на этот счет в тот период воспринимались с пониманием, но Дж.Ньерере говорил, что формула «Север - Юг», может быть, действительно не очень точно отражает реалии ситуации, но она позволяет на международных площадках несколько снижать градус сопротивления со стороны западных государств. Помимо этого, отмечал Дж.Ньерере, следует учитывать и настроения многих стран - участниц движения неприсоединения - ведь оно возникло как раз из признания необходимости дистанцирования в равной степени от обеих супердержав.
Дальнейшее развитие событий показало, что эта логика - фактического разъединения усилий «Группы 77», Комиссии Юга и движения неприсоединения с одной стороны, и СССР и его союзников - с другой, привела к тяжелым негативным последствиям.
Западные страны перешли на рубеже 1990-х годов в контрнаступление и добились фактического отхода «Группы 77» от радикальных, антизападных в своей основе, концепций.
Движение по пересмотру международного экономического порядка было направлено по руслу технократических, деполитизированных схем, которые все в большей степени стали разрабатываться на Западе и продавливаться через структуры ООН, в том числе специализированные агентства.
Эти исторические уроки сегодня важно взять на заметку.
С конца 1980-х и до начала второго десятилетия XXI века проблематика международного экономического порядка получила совершенно иную направленность.
На первый план вышли концепции синхронизации усилий различных групп стран, создания диалоговых площадок, укрепления потенциала Всемирной торговой организации.
Финансовые организации Запада в период 1980-х - 1990-х годов во многом вернули себе утраченные позиции в странах третьего мира.
Как отмечается в одном из недавних исследований видного специалиста по торговой и инвестиционной политике США и стран Запада, бывшего сотрудника Федеральной резервной системы Дугласа Ирвина, в 1980-х - 1990-х и последующих годах МВФ, МБРР и ГАТТ/ВТО действовали в тесной координации друг с другом и направляли свои усилия на то, чтобы добиваться от развивающихся стран поддержки западных рецептов экономического развития, проведения реформ и поддержания международной системы платежей. «ГАТТ/ВТО, может быть и не играл решающей роли в процессах реформирования, но важно иметь в виду, что страны, которые подключались к ВТО после 1995 года, должны были проводить серьезные мероприятия в направлении торговой либерализации.
Всемирный банк отвечал за подготовку кадров реформаторов и вооружал их пониманием той логики и тех методов, которыми они должны были руководствоваться. МВФ, в свою очередь, помогал официальным лицам развивающихся стран глубже понять значение правильной политики в отношении курса национальной валюты и важности устранения препятствий, которые могли возникать в вопросах осуществления текущих платежей»4.
Д.Ирвин в особенности выделяет роль МВФ в достижении того положения, когда развивающиеся страны шли по пути осуществления курса на девальвацию и конвертируемость национальных валют в соответствии со специально разработанными рекомендациями Фонда.
В качестве доказательства успешности такой линии МФВ американский исследователь отмечает, что процент развивающихся стран, отказавшихся от жестких методов централизованного контроля за курсом национальной валюты, сократился в 1980-х - 1990-х годах с 50% до 15% от общего числа развивающихся стран5.
После распада СССР наша страна взяла курс на установление связей с МВФ, МБРР, а также партнерских отношений со странами Запада.
Особое значение имело формирование диалоговых площадок с США, европейскими странами в наиболее важной для России сфере - энергетики.
В апреле 2002 года состоялось первое заседание Российско-американской рабочей группы по энергетическому сотрудничеству, которая приняла совместный план действий. В ходе российско-американских переговоров на высшем уровне в 2002 году были приняты документы, в которых выражалась поддержка идеи ведения на постоянной основе диалога в сфере энергетики.
В октябре 2002 года в Хьюстоне прошел Российско-американский деловой энергетический саммит. Интересны масштабы тех планов, которые тогда обсуждались, - возможность увеличения доли России на американском рынке нефти до 10% в течение пяти-семи лет, в том числе с помощью широкомасштабных американских инвестиций.
Энергодиалог Россия - ЕС был создан решением встречи на высшем уровне в Париже 30 октября 2000 года. В ноябре 2009 года в Москве был подписан Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках Энергодиалога Россия - ЕС, определявший порядок осуществления сторонами практических мер по предупреждению и оперативному реагированию в случае возникновения или угрозы возникновения значительного нарушения/физического прерывания в поставках газа, нефти и электроэнергии из России в ЕС, включая транзит через третьи страны. Этот механизм учитывал опыт организации мониторинга транзита газа через Украину в январе 2009 года.
В феврале 2011 года в Брюсселе был подписан актуализированный Меморандум предупреждения и преодоления чрезвычайных ситуаций в сфере энергетики и совместное заявление «О создании механизма оценки будущей конъюнктуры газовых рынков в рамках Энергодиалога Россия - ЕС».
Однако в дальнейшем по инициативе западной стороны все эти направления сотрудничества оказались заблокированы. Западные страны не только в одностороннем порядке отошли от своих обязательств, но и перешли на язык ультиматумов, введения против России санкций, охвативших, в частности, и сферу энергетики.
В настоящее время тематика нового международного порядка вновь входит в число приоритетных тем мировой политики.
Естественно, этот вопрос ставится в новых условиях возобновления острой конфронтации между коллективным Западом и Россией, нарастания противоречий между США и КНР, в том числе в торгово-экономической области.
На лидирующую роль в вопросах создания нового, более сбалансированного и справедливого экономического порядка вновь претендует «Группа 77», в которую сегодня входят уже 134 страны мира.
Важно отметить, что с этой группой активно сотрудничает Китайская Народная Республика. Фактически формируется новый совместный механизм «Группа 77 плюс Китай».
В этом формате в конце января - начале февраля 2023 года было проведено международное совещание в Гаване (в 2023 г. Куба стала по принципу ротации очередным председателем «Группы 77» и «Группы 77 плюс Китай»).
На совещании удалось согласовать позиции стран-участниц по ряду ключевых проблем международной экономики и финансов.
Так, участники встречи выразили свою обеспокоенность тем обстоятельством, что нынешний международный экономический порядок ведет к растущему неравенству, дефициту финансирования развивающихся стран, разрастанию размеров их внешнего долга, отсутствию продовольственной безопасности.
Была разработана совместная платформа по проблематике финансирования проектов развития в странах третьего мира, которая будет, в частности, предложена для рассмотрения в рамках ЭКОСОС.
На встрече подчеркивалось, что для решения сложных финансово-экономических вопросов многосторонний формат взаимодействия должен обязательно дополняться двусторонним форматом - прямыми межправительственными переговорами между заинтересованными государствами.
Была выдвинута задача реформирования международной финансовой архитектуры, с тем чтобы удалось восполнить дефицит финансирования проектов развития, обеспечить адекватный доступ к льготному финансированию для развивающихся стран, усилить их влияние в процессе принятия международных экономических решений.
«Группа 77 плюс Китай» также выступила за осуществление скорейшей и существенной рекапитализации многосторонних международных банков развития в целях удовлетворения значительных финансовых потребностей развивающихся стран.
О необходимости отхода от ориентированной на Запад схемы мировых торгово-экономических и финансовых связей говорят многие страны Африки, Азии, Латинской Америки.
Эти тенденции сегодня с беспокойством фиксируют в странах Запада. Помимо планов противодействия новому всплеску интереса развивающихся стран к проблематике изменения международного экономического порядка, в США в настоящее время разрабатываются и альтернативные модели мирового устройства, в том числе в торгово-экономической сфере.
Ряд специалистов предлагают пойти по пути внешнего «прикрытия» главенствующей роли США, расширяя «видимый спектр» стран, участвующих в принятии решения.
Так, Филип Зеликов, профессор Университета Вирджиния, в своей статье, опубликованной в авторитетном американском журнале «Foreign Affairs»6, высказал мысль о том, что США следует не брать на себя формальное руководство будущей, реконструированной системой международных отношений. Схема, при которой Вашингтон будет вновь возвышаться над другими странами, по мысли этого автора, «только объединит противников США». Зеликов высказывается в пользу того, чтобы новая схема воспринималась как «децентрализованная». Ресурсы и мудрость, которые нужны для того, чтобы разрешать многие раздражающие людей проблемы, не обязательно находятся у США, отмечает американский эксперт.
По его мнению, новый международный порядок не должен ограничиваться США и его традиционными партнерами. Это объединение должно быть открыто для любой страны, которая может и будет помогать достижению общих целей7.
В целом в западном лагере ощущается отсутствие серьезных идей по преодолению создавшихся тупиков мировой торговли и разочарования в ценностях МВФ, Международного банка, ВТО.
Так, один из признанных теоретиков западной модели международной торговли и развития, бывший заместитель гендиректора ВТО, а ныне председатель правления Национального совета по внешней торговле (NFTC), член Консультативного комитета Института международной экономики Петерсона и Совета по международным отношениям Алан Вольф отмечал: «Какой смысл предвидеть чрезвычайно сложное будущее, не прилагая напряженных усилий для достижения лучших результатов сегодня? В ВТО входят Китай, ЕС и США с общим объемом торговли в 2021 году соответственно в размере 6 047 млрд долларов, 5 086 млрд долларов (не включая торговлю внутри ЕС) и 4 687 млрд долларов. Из них только ЕС в настоящее время имеет ценности, экономический интерес и потенциал для лидерства в реформировании многосторонней торговой системы. США и Китай, похоже, не заинтересованы в улучшении системы. Промышленно развитые страны среднего размера считают, что у них нет веса, чтобы управлять этим процессом. И слишком многие развивающиеся страны маргинализировали свою способность влиять на ход событий, настаивая на «повестке дня реституции».
По мнению А.Вольфа, сегодня нужно «добиваться отхода Запада от попыток мыслить категориями «золотого миллиарда», требуя для себя односторонне выгодных условий международной торговли и экономического взаимодействия… Необходимо добиваться возвращения свободных, рыночных механизмов долгосрочного финансового кредитования инвестиционных проектов»8.
Однако никаких серьезных новых подходов к выправлению ситуации не смог выдвинуть и этот западный ученый. Похоже, отсутствие ресурса идей и предложений, которые могли бы способствовать заявке Запада на лидерство в вопросах развития мировой экономики, является причиной довольно инертной линии, которую США и европейские государства проводят по тематике нового международного экономического порядка.
Россия имеет потенциал и интеллектуальную основу, для того чтобы обеспечить себе роль одного из лидеров движения за формирование инструментов нового международного порядка.
Особую значимость позиции РФ придает наличие у нее таких преимуществ, как хорошая обеспеченность ресурсной базой, наличие высокотехнологических производств, в особенности в сфере военных и космических технологий, добыча полезных ископаемых.
Важными направлениями формирования новой международной системы торговли и развития являются такие вопросы, как развитие удобной и независимой платежной инфраструктуры в национальных валютах, формирование транспортных коридоров, в том числе, Север - Юг в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах.
Следует продолжить курс на формирование широкого круга государств, международных и региональных организаций и объединений, который будут готовы к объединению усилий с нами по проблематике нового экономического порядка. Это такие объединения, как ОПЕК и ОПЕК+, ШОС, БРИКС, интеграционные структуры на пространства СНГ.
Необходимо развивать сотрудничество со странами Ближнего Востока, Африки, Азии, Латинской Америки. Важно успешно провести Второй саммит Россия - Африка (июль 2023 г., Санкт-Петербург) и начать проработки такого рода мероприятий с представителями других регионов, в том числе в Азии и Латинской Америке.
Источники и литература
- Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 3 марта 2023 года. Официальный сайт МИД России.
- Архив Внешней политики Российской Федерации. Ф. 653. Оп. 30. Д. 5. П. 28. Исх. 504 от 13.11.1987 г.
- Там же.
- Irwin Douglas A. The World Bank, the IMF, and the GATT/WTO. Which Institutions Most Supported Trade Reform on Developing Economies? Peterson Institute for International Economies. December 2022.
- Ibid.
- Zelikow Ph. Rebuilding an International System that works // Foreign Affairs. Volume 101, 2022. Number 4.
- Ibid. Р. 118.
- Wolf Alan W. The world trading system needs a more assertive European Union. Peterson Institute for International Economies. March 15, 2023.