О русском художнике - певце Туниса

Традиционно дружественные российско-тунисские отношения имеют давнюю историю. Они успешно развиваются в самых различных областях, наполняясь новым содержанием, но неизменно сохраняя позитивную динамику. Доверительный политический диалог сочетается с достаточно активным торгово-экономическим сотрудничеством, в том числе в таких наукоемких отраслях, как ядерная энергетика и исследование космоса. Укрепляются связи в сфере образования, здравоохранения, включая борьбу с новой коронавирусной инфекцией. Прочные позиции сохраняют в Тунисе русский язык и культура.

На этом фоне растет интерес к общему историческому наследию. Уже хорошо известны многие детали формирования первой русской диаспоры в Тунисе, связанные с Крымским исходом, столетие которого отмечалось в 2020 году. Тогда, в конце Гражданской войны в России, в тунисский порт Бизерта прибыли из Крыма 33 корабля Черноморской эскадры с нашими моряками и членами их семей. Среди них была А.А.Манштейн-Ширинская - старейшина русской общины в Тунисе, прожившая в этом городе практически всю жизнь и долгие годы преподававшая математику в местном лицее. Отмечая заслуги этой незаурядной женщины, тунисские власти назвали в ее честь площадь рядом с русским православным храмом. Сегодня в Бизерте действует музей Русской эскадры, который она основала.

Но не менее интересны и судьбы других русских людей, волею проведения оказавшихся на тунисской земле. И тут, безусловно, следует назвать русского художника Александра Рубцова, обосновавшегося в Тунисе в 1914 году. Именно ему удалось уловить в своих полотнах особое очарование этой североафриканской страны, где причудливо переплетаются яркий колорит Средиземноморья и горячее дыхание Сахары. Не менее знаменательно и то, что миссию познакомить наших любителей живописи с творчеством А.Рубцова взял на себя известный ресторатор и меценат Меди Дусс, уже три десятилетия работающий в России.

Сергей Николаев,
Чрезвычайный и Полномочный Посол, кандидат политических наук, посол России в Тунисе в 2015-2022 гг.

 

Александр Рубцов в Русском музее: долгое возвращение домой

В Санкт-Петербурге с большим успехом прошла выставка картин Александра Рубцова, уникального русского художника, оказавшегося волею судеб певцом и летописцем Туниса, подготовленная тунисским коллекционером-меценатом Меди Дуссом вместе с Государственным Русским музеем и при участии Григория Бальцера, главы аукционного агентства Baltzer.

Первая в России выставка работ Александра Рубцова - все картины из коллекции Меди Дусса - открылась 24 мая 2019 года в галерее Baltzer на Арбате в Москве. Этому способствовали российские и тунисские дипломаты и лично министр иностранных дел России Сергей Лавров, посол России в Тунисе Сергей Николаев и посол Туниса в России Тарак Бен Салем.

В 2022 году картины Мастера расположились уже на стенах Государственного Русского музея! Русский художник, пенсионер Императорской академии художеств, создавший большинство своих картин в Тунисе, окончательно вернулся в Россию. Выставку в течение пяти месяцев (28 апреля - 19 сентября 2022 г.) посетили более 100 тыс. россиян и гостей Северной столицы!

На выставке были представлены предметы из частной коллекции Меди Дуcса - более 80 произведений живописи и графики разных лет, - а также работы учителей художника Я.Ционглинского, Д.Кардовского из коллекции Русского музея.

Александр Рубцов родился 24 января 1884 года в Санкт-Петербурге. В 1904 году с отличием окончил 8-ю Санкт-Петербургскую гимназию и поступил на живописное отделение Императорской академии художеств, где учился у Д.Н.Кардовского и Я.Ф.Ционглинского.

В 1907 году он побывал в Венеции, Вене и Париже, посетил мастерскую О.Родена. В 1910 и 1911 годах путешествовал по Италии и Сицилии. В 1912 году провел лето во дворце князя Павла Голицына, где подготовил полотно, которое на конкурсе Академии художеств было удостоено Grand Prix. В ноябре 1912 года получил звание художника по живописи и стипендию для четырехлетней зарубежной практики в нескольких странах по своему выбору. В 1913 году посетил Германию, Швейцарию, Францию, Испанию, Англию и Марокко.

Художник, а свои картины он подписывал «Искандер Рубцов», провел большую часть жизни в иммиграции. Как свидетельствуют его биографы [1], с 1914 года он жил и работал в Тунисе. 11 ноября 1915 года поселился в квартире, ставшей его мастерской, на улице Аль-Джазира, 33. Здесь он прожил 35 лет... Первая мировая война лишила его возможности вернуться в Россию. Молодой художник путешествовал по Северной Африке, неоднократно посещал Алжир, Марокко. В краю больших контрастов - среди песков Сахары и снежных гор Атласской гряды, среди необитаемых просторов и тесноты городских улочек «медины» - расцветало мастерство пейзажиста Александра Рубцова.

«Почему я не покидаю Тунис? - задаю я себе вопрос и сам отвечаю: «Я мог бы оставить Тунис, но я всегда бы испытывал ностальгию по краскам и цветам», - писал в своем дневнике художник.

Имя его становится известным. Он публикуется в журналах, участвует в выставках, получает заказы на портреты. Это станет единственным источником средств к существованию после 1917 года, когда связи с Россией прервутся. Во французских художественных кругах в 1920-х годах Рубцов, уроженец Петербурга, приобрел известность своими работами, передающими образ удивительного мира, который захватил его своей экзотичностью, сказочностью, многообразием красок. Большинство его сюжетов - это североафриканские пейзажи с их удивительным освещением, мавританский фольклор, арабский быт и прикладное искусство.

Время от времени А.Рубцов, принявший французское гражданство, выезжает в Европу. Почти ежегодно выставляет свои работы во Франции, а также неоднократно - в столице Марокко Рабате. Художник был награжден орденом Французской академии художеств. В Тунисе он принял участие в создании Центра искусств.

«Свою жизнь он посвятил Тунису, - рассказывает французский искусствовед Фредерик Миттеран. - Я довольно давно знаком с творчеством Александра Рубцова. Мне выпала честь побывать с визитом в резиденции Посольства Франции в Тунисе, где на абсолютно заслуженном почетном месте был выставлен портрет тунисской женщины «Манубия», написанный в 1920 году» [1].

Рубцову были подвластны все жанры живописи. Непревзойденный мастер пейзажа, он также восхищает и очаровывает своими картинами, запечатлевшими уличные сценки, базары ремесленников, узорчатые арабские двери, мечети, марабу - гробницы мусульманских отшельников, античные руины, лица, орнаменты бедуинских татуировок. Огромный интерес вызывают картины, изображающие обнаженную женскую натуру.

Рубцов, создавший более 3 тыс. картин, неповторим в своем творчестве. Он никогда не поддавался влиянию моды и преходящих тенденций в искусстве, не связывал себя с какими-либо живописными школами. Художник повиновался лишь зову души и собственной фантазии: «У меня нет заранее предначертанного плана действий. Скорее сам сюжет диктует мне стиль и технику выполнения работы». Рубцов был одержим магией света и стремился к совершенству в отображении игры его оттенков. Он отмечал, что в Тунисе свет всегда окутан синтетической гаммой, полной неожиданностей и гармонии одновременно.

Вот как описал художник свои ощущения в дневнике: «Работая над своими закатами солнца, я пришел к убеждению, что, пожалуй, больше всего меня привязывает к Тунису здешний свет с его бесчисленными оттенками, невообразимыми где-либо еще».

Тунисский искусствовед Али Луати, знаток творчества Рубцова, объясняет причины того, почему художник обосновался именно в Тунисе: «Убежденность в этом выборе диктовалась желанием сохранить свою свободу, свободу творчества, отражающего видимую реальность вне моды, тенденций и течений. Кандинский - мессия абстракции, Малевич - аскет антинатурализма, Габо и Певзнер - искоренители сентиментализма в скульптуре были, как и он, русские, для которых академические традиции обладали большей значимостью и яркость разрыва с ними делала их символами борьбы с искусством прошлого и пророками будущего и прогресса. Но не большая ли свобода как раз в отказе от ужасов современного машинизма, в убежденности Рубцова, что природа еще полна богатств, раскрывающихся художникам, желающим смиренно поступить в ее школу?»

А самих тунисцев, чьи портреты так часто рисовал Александр Рубцов, поражали его честность, образованность и полное равнодушие к материальным благам. Всегда очень просто, но элегантно одетому, ему не нужно было ничего, кроме ящика с красками, складного стула и записных книжек. Художник избегал торговцев картинами и отказывался творить за деньги. Сегодня его картины, которые продаются с аукционов в Европе, стоят очень дорого.

Несмотря на то, что А.Рубцов много работал как портретист и брался за работу над заказными полотнами, этнографическими зарисовками, его излюбленным жанром всегда оставался пейзажный этюд, любимым форматом - небольшой. Среди жанров, разрабатываемых художником на протяжении всего тунисского периода, возможно, именно пейзаж был основной сферой приложения его творческих сил, и именно в этом жанре Рубцов достигает наибольших живописных высот.

В 1920 году он участвовал в первом послевоенном Тунисском салоне, где выставил 132 свои работы. С той поры он стал одним из столпов этого центра тунисского изобразительного искусства. В том же году художник предложил 250 работ на персональную выставку в галерее Лондона, а в 1921 и 1922 годах выставлялся в галерее Manuel Freres в Париже. В 1920 году Рубцов стал кавалером бейского ордена отличия, а в 1924-м был награжден орденом Французской академии художеств. В 1941 году Рубцов написал монументальные полотна для Торговой палаты Туниса и Посольства Франции.

В 1947 году художник в последний раз побывал во Франции и провел персональную выставку в галерее La Boetie в Париже. Газета «Фигаро» сообщила, что Президент Франции выразил восхищение «Арабской женщиной» Рубцова.

Работы А.А.Рубцова представлены в столичном музее Туниса, музеях Carnavalet и Petit Palais в Париже. Всего он написал более 3 тыс. картин - акварелей, портретов, мозаик и этюдов. Четыре его работы, созданные в 1909-1912 годах, хранятся в Эрмитаже и музее Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Сегодня художественное наследие А.Рубцова - объект исследований и споров иностранных искусствоведов. Во Франции с 1980 года существует Художественная ассоциация им. Александра Рубцова, которая занимается популяризацией наследия Мастера.

В 1984 году в павильоне Trianon des Jardins de Bagatelle в Париже состоялась ретроспективная выставка в связи со 100-летием со дня рождения художника. В 1994 году тунисское издательство «Алиф» при поддержке Французской культурной миссии в Тунисе выпустило альбом-монографию о творчестве Рубцова с текстом Алии Хамзы. В 1996 году парижское издательство «Art-Creation-Realisation» издало книгу-исследование Патрика Дюбрека «Александр Рубцов. Жизнь в Тунисе», в которую включены около 300 репродукций картин русского художника. В сентябре 1997 года - январе 1998-го прошла выставка работ Рубцова под названием «Тунис и Восток» в музее Paul-Dupuy в Тулузе.

Искусствовед Н.Гадалина считает, что феномен Рубцова интересен сегодня не только из-за его значимости для тунисского искусства и устойчивой традиции изучения художника во Франции. Его творческой индивидуальности, принадлежащей одновременно русской, французской и арабской культурам, было свойственно сочетать противоположные черты. Академическое отношение к натуре соединяется у него с живописными принципами нового французского искусства, утонченность европейского интеллектуала - с наивностью арабских сюжетов, представление о художестве как профессии - с романтическими идеалами духовной свободы [2].

Художник скончался 26 ноября 1949 года в столичном тунисском госпитале. В последние часы своей жизни, находясь в тяжелом состоянии, он говорил только по-русски...

Александр Рубцов был похоронен соотечественниками на русском участке христианского кладбища «Боржель» в Тунисе. Его гроб был покрыт Андреевским флагом с одного из военных кораблей Русской эскадры, которая пришла в Тунис в 1920-1921 годах. Так завершился путь русского художника, отдавшего свой талант любимому им Тунису.

Великолепного художника Александра Рубцова сегодня почитают в Тунисе, помнят во Франции и ценят в России. В начале 2023 года прошла его выставка в Казани. Но картины из коллекции Меди Дусса продолжают свое путешествие по России.

Санкт-Петербург - Москва - Тунис

 

Источники и литература

  1. Александр Рубцов. Спб.: Государственный Русский музей, 2022.
  2. Гадалина Н. Француз, родившийся в Петербурге: тунисский художник Александр Рубцов (1884-1949 гг.) // Нева. 2003. №10.
  3. https://rusmuseum.ru/mikhailovsky-castle/exhibitions/aleksandr-rubtsov/
  4. https://kp.vedomosti.ru/humans/article/2019/05/20/801875-vistavka-aleksandra-rubtsova