Россия как государство и цивилизация и российская государственность как институт, выступая на протяжении веков системообразующими факторами мироустройства, оказывали в разные времена разное по интенсивности и значимости влияние на состояние, характер и содержание международных отношений и при этом, в свою очередь, испытывали на себе воздействие их слагаемых. В качестве одной из констант этого воздействия возникла, оформилась и стала активно проявляться неприязнь Запада к России, доходившая в отдельные периоды до неприкрытой ненависти и выливавшаяся в атаки на российскую государственность, которые неизменно поднимали народы страны на отпор агрессорам.

Истоки российской государственности и суверенитета восходят к правлению князя Олега (879-912 гг.), который де-факто стал первым легитимным главой Древнерусского государства и утвердил принцип, что Россия является независимой от любой власти, кроме собственной. Прибив свой щит на ворота Константинополя, он обозначил выход России на международную арену, который при его преемнике князе Игоре был зафиксирован в 941 году в договоре с Византийской империей.
Договор считается первым международным документом, в котором одной из сторон выступает государство по имени Россия. К концу IX века это государство, развиваясь, становится настолько большим и мощным, что с ним уже не могут не считаться другие участники международных отношений того времени. Крещение Руси, осуществленное при князе Владимире в 988 году, расширило ее международные связи как отныне полноправного члена христианского сообщества. Развитие международных отношений подкреплялось брачной дипломатией. Князь Ярослав женился на дочери шведского короля, а своих дочерей выдал замуж за польского князя, венгерского, норвежского и французского королей. Брак дочери Анны Ярославны и французского короля Генриха I до сих пор считается одной из исторических основ особого характера отношений Франции и России.

Примерно в это же время монархия Карла Великого объединила и обособила романо-германский мир, который и после ее распада продолжал осознавать свое единство, скрепленное католической верой. Именно тогда берет свое начало представление романо-германского мира как особого привилегированного мира Запада, обладающего превосходством по отношению к Востоку, славянскому и другим мирам. На протяжении веков это представление упорно культивируется Западом в международных отношениях и навязывается их участникам.

В 962 году король Германии Оттон провозглашает выделившиеся из империи Карла Великого германские земли Священной Римской империей, которая с 1512 года становится Священной Римской империей германской нации. Приступив к германизации западных славянских племен - поморских, то есть живших по побережью Балтийского моря, и полабских, занимавших территории по реке Лабе (Эльбе), Священная Римская империя, или Первый рейх, просуществовавший до 1806 года, начинает немецкий «напор на Восток» (Drang nach Osten). Его продолжит Второй рейх - кайзеровская Германия 1871-1918 годов и попытается реализовать Третий гитлеровский рейх в 1933-1945 годах, ввергнувший мир в глобальную катастрофу и потерпевший сокрушительное поражение.

В отличие от других европейских держав Россия никогда не участвовала в колониальных войнах и разделах на других континентах и расширялась посредством присоединения соседних территорий и продвижения на своем евразийском континенте по направлению к Сибири и Дальнему Востоку. Обретая новые территории и владения, Россия вызывала зависть, ревность и обеспокоенность в Европе и за ее пределами. Карл Маркс писал об этом: «Перед нами развертывают старинные карты Руси, которые обнаруживают, что эта страна некогда обладала в Европе даже бóльшими размерами, нежели те, какими она может похвалиться ныне. Ее непрерывное возрастание с IX по XI столетия отмечается с тревогой»1.

Конец средневековья и начало Нового времени Московское государство встретило как внушительная политическая сила, объединившая обширные пространства на востоке Европы и готовая занять подобающее место на европейском и мировом небосклоне. В Москву стали просачиваться западные ходоки, которые, возвращаясь, рассказывали о богатстве и могуществе Московской Руси. Для многих на Западе это было новостью. Как замечал Карл Маркс в своем труде «Секретная дипломатия XVIII века»: «Изумленная Европа, в начале княжества Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих окраинах»2.

Русское государство, набиравшее силу на международной арене, с трудом пробивало себе дорогу, постоянно преодолевая сопротивление стран Запада и столкнувшись с необходимостью противостоять его агрессии практически с самого начала своего существования. Появление в 1198-1201 годах на западных границах России Тевтонского ордена и ордена Меченосцев, от которых, как утверждается, происходят некоторые существующие и поныне агрессивные поползновения и глубинные политические структуры Запада, явилось прямой угрозой для Российского государства, вылившейся вскоре в жестокую агрессию. «Не в силе Бог, а в правде!» - провозгласил, поднимая свою дружину на отпор западным захватчикам, князь Александр Невский, отказавшийся предать православие и принять посулы Запада и католическую веру. Разгром под его предводительством «псов-рыцарей» на льду Чудского озера в 1242 году и отражение других посягательств Запада на Россию на какое-то время отбили у агрессоров охоту поживиться за ее счет.

Но богатства огромной страны продолжали манить, и, чтобы получить к ним доступ, иезуит Антонио Поссевино, папский посол при дворе Ивана Грозного, в 1582 году формулирует и предлагает Папе Римскому, Григорию XIII, доктрину расчленения России. В 1604 году начинается польское нашествие на Москву, положившее начало периоду Смутного времени, который завершился изгнанием оккупантов. В 1700 году петровская Россия отразила новую агрессию Запада в Северной войне, из которой вышла в статусе империи и великой державы. Помимо открытой вооруженной агрессии, Запад применял против России скрытые методы борьбы, осуществляя подрывную деятельность внутри страны. Первой попыткой «цветной революции» в России стало выступление «декабристов» в 1825 году, в котором так же, как и в организации убийства заговорщиками российского императора Павла I, просматривается «британский след». «Рука Запада» подозревается в отношении ухода из жизни при странных обстоятельствах еще нескольких русских царей и государственных деятелей, которые твердо отстаивали национальные интересы и мешали планам рвавшейся к мировой гегемонии Великобритании и других западноевропейских государств.

С начала XIX века агрессии Запада против России и атаки на ее государственность принимают коллективный характер. В 1812 году Россия отражала не только нашествие французов, которых в объединенной армии Наполеона было всего лишь около половины ее состава, а коллективную агрессию всей Европы с участием многих государств. По сути дела, эта интервенция «двунадесяти языков» открыла в отношениях Запада и России новую эпоху, которая характеризовалась тем, что теперь западные страны начали выступать против Российского государства единым фронтом как на дипломатическом поле, так и на полях сражений.

Мало что меняло образование временных коалиций вроде «Союза трех черных орлов» (Австрия, Пруссия, Россия) или Антанты (Великобритания, Россия, Франция), западные участники которых тут же оборачивались против России, как только им это становилось выгодно. Так, нисколько не смущаясь своим предательством, изменила России союзная ей Австрия в Крымской войне 1853-1856 годов, в которой против Российского государства вновь единым фронтом выступили страны Запада. Четверть века спустя к коллективным действиям Запада против России добавились обвинения ее в агрессивности, под прикрытием которых западные державы осуществляли собственную агрессивную политику. Блестящие победы России в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов, которые принесли освобождение православным балканским народам, были нивелированы на Берлинском конгрессе коллективными усилиями Запада, а ослаблением Оттоманской империи, разгромленной российской армией, воспользовались западные державы. Австро-Венгрия захватила Боснию и Герцеговину, а Англия оккупировала Кипр, затем Египет.

После Первой мировой войны бывшие союзники и противники России опять пошли на нее единым фронтом, впервые сформировав сообщество с участием Японии, образовавшее понятие «коллективного Запада». В интервенции 1918-1920 годов приняли участие 14 стран с целью уничтожения Российского государства и расчленения его на части. Аналогичную задачу ставил перед собой развязавший Вторую мировую войну гитлеровский режим в Германии, на стороне которого против России выступили семь союзных европейских государств и использовался потенциал практически всей оккупированной к тому времени Европы. Коалиционной была и направленная против нашей страны холодная война, которую Запад развернул вскоре после окончания Второй мировой. В настоящее время, развязав агрессию против России с украинского плацдарма, Запад вновь пытается сломить ее коллективными усилиями, исполняемыми под дирижерскую палочку США, уже даже не скрывая, что конечной целью этих действий является уничтожение и расчленение России.

Констатируя откровенную ненависть к России объединившегося сегодня против нее коллективного Запада, точнее говоря, его правящих элит, но отнюдь не его народов, не раз в истории восторженно приветствовавших российских освободителей и восхищавшихся полетом Гагарина и другими достижениями великой державы, уместно задаться вопросом, в чем причина этой ненависти.

В своей статье «Что сулит миру расчленение России», написанной еще в 1950 году, русский философ Иван Александрович Ильин указывал на намерение Запада «разделить всеединый российский «веник» на прутики, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации», говоря о том, что это - «план ненависти и властолюбия»3.

Приходится лишь удивляться, насколько точно семьдесят с лишним лет назад философ в нескольких словах сформулировал суть того, что составляет сегодня политику Запада в отношении России. «Подготовляемое международною закулисою расчленение России» не имеет ни малейших оснований, кроме «нелепого страха перед единой Россией», - считает ученый. Отмечая, что «западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия»4. Он также обращает внимание на демагогию и враждебное отношение Запада к православию.

За сто с лишним лет до него, в 1845 году, другой русский философ Алексей Степанович Хомяков, размышляя в своей статье «Мнение иностранцев о России» о причинах ненависти Запада к нашей стране, отмечал: «Трудно объяснить эти враждебные чувства в западных народах… Недоброжелательство… очевидно, основывается на двух причинах: на глубоком сознании различия во всех началах духовного и общественного развития России и Западной Европы и на невольной досаде перед этою самостоятельною силою»5.

Неприятие духовных начал России на Западе исторически связано с его борьбой с православием, которая сегодня в контексте событий на Украине и вокруг нее проявляется не только в попытках раскола православной церкви и намерениях заместить православие католичеством, к чему, в частности, открыто призывают некоторые польские деятели.

Оно выражается также во внедрении сатанизма, варварских обрядов, языческих культов и символики в православное пространство славянского мира, в «обращении в веру» расизма, нацизма и человеконенавистничества боевиков украинских бандформирований как ударной силы Запада против России и сопровождается вопреки морали православия насаждением массового насилия и крайней жестокости для устрашения и подавления сопротивления инакомыслящих. Практика нечеловеческой жестокости Запада в отношении России известна с Крестовых походов, когда, как отмечал Л.Н.Гумилев, «во время столкновений русских с немецкими крестоносцами… немцы русских, включая детей, поголовно вешали. Против русских немцы вели истребительную войну»6.

Вряд ли удастся объяснить ненависть Запада к России и желание ее уничтожить идеологическими разногласиями, как это пытались сделать в эпоху биполярности, поскольку биполярность ушла, а ненависть осталась. Идеологическое объяснение Западом его агрессивного отношения к России предстает лишь прикрытием истинных целей. Гораздо более убедительным и подтвержденным фактами истории и современности выглядит мнение британского историка Арнольда Тойнби о том, что «агрессия является единственной формой общения Запада с внешним миром… В истории западных держав, увлеченных западной демократией, легко проступает список сплошных безумств и несчастий человечества»7.

Русский геополитик Николай Яковлевич Данилевский в своей книге «Россия и Европа» (1871 г.) отмечал, что «для этой неприязненности Европы к России… мы не найдем причины в… поступках России, вообще не найдем объяснения и ответа, основанного на фактах. Причина явления лежит… в неизведанных глубинах тех племенных симпатий и антипатий, которые составляют как бы исторический инстинкт народов, ведущий их (помимо, хотя и не против их воли и сознания) к неведомой для них цели. Это-то бессознательное чувство, этот-то исторический инстинкт и заставляет Европу не любить Россию… Одним словом, удовлетворительное объяснение… этой общественной неприязненности можно найти только в том, что Европа признает Россию… чем-то для себя чуждым… и враждебным. Для беспристрастного наблюдателя это неопровержимый факт»8.

В «Дневнике» Федора Михайловича Достоевского содержится фраза: «Трудно представить себе до какой степени она [Европа] нас боится. А если боится, то должна и ненавидеть»9. В другом своем произведении, задаваясь вопросом, «что мы выиграли в Европе, столь ей служа?», он отвечает: «Одну ее ненависть!»10. Там же он рассуждает о необходимости для России «прогнать лакейскую боязнь, что нас назовут в Европе азиатскими варварами», и не терять духовную самостоятельность, усилия и деньги, «чтоб Европа признала нас за своих, за европейцев»11. Писателю, очевидно, ясно, что подобное отношение России к самой себе генерирует неуважение к ней на Западе.

Для разжигания русофобии и ненависти к Российскому государству Запад постоянно использует тему российской жестокости, жертв и репрессий в России, которая активизируется и раздувается каждый раз, когда предпринимаются очередные попытки поставить нашу страну в том или ином отношении под западное влияние и принудить ее следовать в фарватере чужих интересов. В фокусе исторических манипуляций Запада с цифрами и фактами при этом неизменно оказываются государственные деятели, с именами которых связаны достижения России, ее возвышение, расширение рубежей, выход на новый геополитический уровень, утверждение независимой политики, отстаивание национальных интересов. Так, великие свершения Ивана Грозного, отстоявшего и возвысившего свою страну, затушевываются темой его якобы патологической жестокости, которая на протяжении веков настойчиво и последовательно привносилась в российское сознание странами Запада и их российскими адептами.

При этом деяния правителей на Западе, которые по жестокости расправ и количеству жертв оставляли российского государя далеко позади, не обсуждаются и не осуждаются, как если бы их и не было. В очередной раз наглядно демонстрируются двойные стандарты, поскольку говорить об исторических преступлениях правителей своих стран на Западе не желают, но зато по каждому поводу и без него охотно ведется речь о варварстве и жестокости русских.

Между тем современница Ивана Грозного английская королева Мария I Тюдор (1553-1558 гг.), будучи яростной католичкой, усердно жгла протестантов на кострах и отправляла на плаху возможных соперников, заслужив прозвище Кровавая Мэри12. Сменившая ее на троне Елизавета I (1558-1603 гг.) была протестанткой и громила католиков, погубив десятки тысяч человек13.

Еще ранее король Генрих VIII Тюдор (1509-1547 гг.), основатель англиканской церкви, развернул жесточайшие репрессии для того, чтобы принудить английское духовенство к новым порядкам. По оценкам историков, за время его правления в Британии было уничтожено 376 монастырей и более 70 тыс. человек казнено и сожжено на кострах. Двум своим женам он приказал отрубить головы14. Его предшественник, король Генрих VII Тюдор (1457-1509 гг.), создал «чрезвычайную палату», посредством которой осуществлялись приговоры и массовые казни15. Лидер Английской буржуазной революции Оливер Кромвель, отправивший на плаху короля Карла I, десятками тысяч уничтожал католиков Ирландии и Шотландии. В Ирландии было убито или выселено около 50 тыс. человек. В шотландском городе Данди при разгроме городской гавани было одновременно вырезано 2 тыс. человек16.

Но не только в Англии правили столь жестоким образом. Во Франции королева Мария Медичи (1575-1642 гг.) организовала массовое убийство французских протестантов (гугенотов). В Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года в Париже и по всей Франции было вырезано около 30 тыс. человек. Иван Грозный, кстати, осудил это событие17. «Век террора» Максимилиана Робеспьера стоил жизни 40 тыс. французов, включая его самого.

Король Кастилии и Арагона Фердинанд II (1479-1516 гг.), создавший в 1478 году суд инквизиции, отправил на костер более 8800 человек и применил конфискацию имущества и другие наказания еще к 90 тысячам, заподозренным в ереси.

Король Португалии Энрике I (1513-1580 гг.), страстный охотник на еретиков и евреев, устроил в 1540 году аутодафе с массовым сожжением иудеев18.

Император Священной Римской империи Карл V при взятии Рима в мае 1527 года уничтожил более 8 тыс. человек за одну ночь19.

Позже бельгийский король Леопольд II (1865-1909 гг.) уничтожил в Конго около 3 млн человек, безжалостно расправляясь с местным населением и подвергая его жесточайшей эксплуатации20.

Считается, что инквизиция, просуществовавшая почти до середины XIX века, унесла, по разным подсчетам, от 10 до 12 млн жизней21.

Однако ни западные государи, правившие «твердой рукой», ни инквизиция с ее кострами и пытками, ни даже патологические садисты у власти, такие как румынский король Влад III Цепеш (1431-1476 гг.), погубивший около 100 тыс. своих подданных22, или венгерская властительница Элизабет Батори (1590-1610 гг.), которая убила более 600 молодых девушек и купалась в их крови, рассчитывая омолодиться23, не вызывают сегодня призывов к покаянию, которые Запад и его адепты обращают исключительно к России.

Для разжигания русофобии и антироссийских настроений активно используется информационная война Запада против России, развернутая практически с начала массового применения книгопечатания. Еще в 1655 году возмущение Москвы вызвал западный пасквиль на русских царей, в котором была запущена в информационный оборот до сих пор использующаяся клевета на царя Ивана Васильевича, представленного патологическим тираном. «Злые бесчестия и укоризны» в отношении России и ее представителей в польских книгах были названы Москвой в качестве одной из причин расторжения мира с Польшей. Информационная война против России велась столетиями с использованием старых вымыслов и новых средств и приобрела к настоящему времени характер глобального диффамационного наступления с распространением его на широкий круг стран и организаций, что опасно подрывает международную стабильность и безопасность и чревато перерастанием в реальные конфликтные ситуации.

Комплексную политическую, экономическую, идеологическую, информационную и санкционную агрессию Запада Россия была вынуждена парировать проведением специальной военной операции по отбрасыванию НАТО от российских рубежей. Этот вынужденный и неизбежный шаг был использован Западом для пропагандистского расчеловечивания России с небывало широким использованием лжи и фальсификаций и для уже вполне откровенных попыток разрушить российскую государственность. В безумной ненависти к России прямо грозила ее уничтожить посредством применения ядерного оружия бывшая 41 день премьер-министром Великобритании Элизабет Трасс. Запад, вероятно, играя ва-банк, заговорил устами недалеких политиков и военных о третьей мировой войне. Прокси-война США и НАТО против России с украинского плацдарма заставила вспомнить пророчество Фиделя Кастро о том, что следующая война в Европе будет войной между Россией и фашизмом, только фашизм будет называться демократией. «Лицо» киевского режима Зеленский заявил по поводу противостояния с Россией, что, если проиграет Украина, проиграет демократия, значит, проиграют США. Как заметил в свое время Сталин: «Я думал, что демократия - это власть народа. Но господин Рузвельт мне объяснил, что демократия - это власть американского народа!» Надо признать, что американцам, к сожалению, удалось противопоставить Украину России и сделать киевский режим настолько послушным, что его руководители сегодня считают демократией власть над ними американских хозяев.

Разворот России от следования в фарватере Вашингтона к независимой политике был болезненно воспринят Западом. В представлениях США России отводилась роль максимально ослабленного сырьевого придатка, государства, неспособного занимать самостоятельную позицию на мировой арене, которое было бы желательно расчленить на несколько составных частей, отняв Сибирь с ее природными богатствами как «мировое достояние». Утверждается, что об этом открыто заявляла, в частности, государственный секретарь США Мадлен Олбрайт24.

В условиях нараставшей непосредственной угрозы для дальнейшего существования Российского государства стала очевидной необходимость восстановления его военного потенциала и возвращения к статусу великой державы на мировой арене, что явилось фактором переформатирования всей структуры взаимосвязей и взаимозависимостей в международных отношениях и еще более усилило ненависть Запада к России. Курс на возрождение величия и могущества России, в том числе военного, который стал последовательно проводить Президент страны В.Путин, вызвал ожесточенную реакцию США. Пытаясь вернуть Россию под свое управление, Штаты задействовали практически все имеющиеся в их распоряжении средства, кроме прямого использования своих войск, заставив европейских союзников присоединиться к крайне невыгодным для них антироссийским санкциям.

В дипломатических хитросплетениях Запада особое место занимала русская карта. Она, как козырь из рукава карточного шулера, извлекалась каждый раз, когда надо было сослаться на мифическую «русскую угрозу», или же, напротив, заявить, что без России невозможно достижение решения того или иного вопроса международных отношений и именно Россия является препятствием для его решения. Генетическому, по существу, неприятию России и ненависти к ней со стороны Запада противостоит совершенно иное отношение незападного мира, который хорошо знает и помнит, что в отличие от западных держав Россия всегда выступала как освободитель и никогда - как поработитель и угнетатель. Эта очевидная составляющая современных международных отношений является для России важнейшим геополитическим ресурсом, который она могла бы, как представляется, использовать гораздо активнее, чем делает это в настоящее время.

Итак, слагаемыми ненависти Запада к России исторически выступают зависть, ревность, страх, неприемлемость православия и русской духовности, восприятие огромной страны как чуждой и враждебной силы. Но всего этого, видимо, было бы недостаточно, чтобы объяснить, почему Запад не только испытывает неприязнь к России, но и постоянно стремится ее уничтожить, предпринимая все новые атаки на российскую государственность. Главная причина этого видится в обладании Россией природных богатств, потребление которых в мире и, соответственно, их значение для человечества неуклонно растут. Резкое обострение международной обстановки, случившееся в результате комплексной агрессии Запада против России, имело для него неожиданное следствие. Стала очевидной очень неприятная для Запада истина о том, что он зависит от России в гораздо большей степени, чем это предполагалось. Санкции, предназначенные разрушить Россию, ударили бумерангом по тем, кто их задействовал. Поставки дешевого российского газа, в течение десятилетий поднимавшие экономику Австрии, Германии, Венгрии, Словакии Франции, Украины и других европейских стран, были свернуты Западом себе в ущерб. Соединенные Штаты, сумевшие практически лишить суверенитета своих европейских союзников и подчинить их своим интересам, тоже располагают внушительными ресурсами.

Но если говорить о странах Европы, то их зависимость от России далеко не ограничивается энергоносителями. Не за горами то время, когда еще более важным жизненным ресурсом станет питьевая вода, основные запасы которой в Европе сосредоточены на территории России. Стоило Западу воспрепятствовать поставкам зерна из России, как мир оказался на грани продовольственной катастрофы. Правящему классу Запада, несмотря на его призывы избавиться от энергетической зависимости от России ценой снижения уровня жизни собственного населения, становится ясно, что без российских ресурсов, рынков и территорий не обойтись, только выводы при этом, судя по всему, делаются ошибочные и чреватые глобальной катастрофой вплоть до гибели человечества. Вместо возврата к сотрудничеству с Россией Западом делается ставка на эскалацию ненависти и объединение усилий для уничтожения российской государственности. Разрушение СССР породило на Западе иллюзии и соблазн добиться подобного сценария для России.

Запад с его неизжитым инстинктом колониального грабежа и привычкой столетиями комфортно жить за счет других рассчитывал на разложение и расчленение России изнутри, как это произошло с Советским Союзом, чтобы прибрать к рукам столь вожделенные российские богатства.

Однако, когда стало ясно, что средствами идеологической и информационной войны добиться разрушения российской государственности не получится, Запад перешел к комплексной агрессии, в рамках которой Украине была отведена роль накачанного западным оружием плацдарма США и НАТО для войны против России с целью уничтожения российской государственности. В том, чтобы подойти к решению этой задачи, собственно, и заключался скрытый до поры до времени фальшивыми заявлениями официальных лиц Запада истинный смысл расширения НАТО на Восток, создания враждебного окружения вокруг России и попыток ее санкционного удушения.

В прокси-войне Запада против России усматривается его «последний и решительный бой» за удержание и сохранение всей той мерзости, которую он столетиями насаждал в мире, - войн, конфликтов, порабощения, неравенства, грабежа и эксплуатации, если назвать только часть списка его преступлений. Как представляется, важно понимать, что Запад колониализма и угнетения, осознавший, что мир становится другим, и прежним, каким он хотел бы его видеть, уже не будет, может оказаться готовым к самым опасным и безумным авантюрам во имя сохранения своего прежнего доминирующего положения. Обуздать его агрессивные устремления способна коллективная воля и решимость народов, для сплочения которых остро востребовано возобновление глобальных действий мировой общественности.

 

 

1Marx K. Secret diplomatic history of the XVIII century. London, 1899. Р. 76.

2Ibid. Р. 81.

3Ильин И.А. Что сулит миру расчленение России (1950 г) // https://pereklichka.livejournal.com/725489.html (дата обращения: 26.07.2022).

4Там же.

5Хомяков А.С. Мнение иностранцев о России. Полное собрание сочинений в восьми томах. Том 1 // https://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyakov/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-1/1 (дата обращения: 26.07.2022).

6Наш современник. 1991. №1.

7Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1996. С. 106-107.

8Цит. по: Запад - Россия: откуда есть пошло противостояние? 31.12.2020 // https://ss69100.livejournal.com/5372390.html (дата обращения: 26.07.2022).

9Достоевский Ф.М. Дневник писателя (1896 г.).

10Достоевский Ф.М. Гоек-Тепе. Что такое для нас Азия. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука,1995. Т. 14 С. 505.

11Там же.

12Эрикссон К. Мария Кровавая. М.: АСТ, 2007.

13Somerset A. Elizabeth I. L., 1991.

14Weir Alison. Henry VIII: The King and His Court. Ballantine Books, 2002.

15Тюдоры // E-reading.by>bookreader.php/1038419/Tyudory.html

16Ковард Бэри. Оливер Кромвель / Пер. с англ. О.А.Гуньковой. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

17Фрида Леони. Екатерина Медичи. Итальянская волчица на французском троне. М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2012. 580 с.

18См.: yaplakal.com›forum2/topic606388.html (дата обращения: 18.11.2015).

19Там же.

20Агамов А.М. Династии Европы 400-2016: Полная генеалогия владетельных домов. М., 2017. С. 51.

21Григулевич И.Р. История инквизиции. М., 1970.

22Артамонова Е. Легенда о «великом изверге» // Наука и жизнь. 2005 №2.

23Kimberly L. Craft. Infamous Lady: The True Story of Countess Erzsébet Báthory. Create Space Independent Publishing Platform, 2009.

24См., например: https://www.pravda.ru/world/289810-albright/ (дата обращения: 29.07.2022).