Контакты между людьми - живая ткань, пронизывающая всю многоуровневую структуру российско-германского стратегического партнерства, придающая ей дополнительную прочность, устойчивость и позитивную динамику развития. Во многом именно прямое общение россиян и немцев - не только в политике и бизнесе, но и в области науки, культуры, искусства, образования, спорта - поддерживает в долгосрочной перспективе атмосферу доверия, взаимопонимания и стремления к дальнейшему наращиванию двусторонних связей. Значительный сегмент этих контактов приходится на молодежное сотрудничество - одну из наиболее успешных и перспективных сфер взаимодействия наших стран.

Молодежное сотрудничество, проводимые в его рамках обмены и совместные мероприятия, как взаимодействие людей, чье мышление и восприятие действительности, как правило, не загнано в русло политических или экономических интересов, не отягощается «корпоративными» шаблонами и идеологическими стереотипами, являются мощным фактором, формирующим непредвзятое, объективное представление о нашей стране за рубежом. Непосредственное живое общение, участие в совместных мероприятиях позволяют молодежи ближе познакомиться с культурой, историей и национальной спецификой страны-партнера.

Подобные взаимоотношения зарекомендовали себя в качестве эффективного средства противодействия и профилактики расизма, ксенофобии, национализма, религиозного фундаментализма и в целом идеологий, призывающих к созданию разделительных линий, обособлению и агрессивному неприятию «чужого». Позитивное влияние прямых межличностных контактов на умы и сердца молодежи в значительной степени усиливают и продлевают современные средства глобальной сетевой коммуникации, создающие единое информационное поле без пространственных и временных ограничений. Таким образом, в условиях глобализации и информационного общества молодежное сотрудничество становится важнейшей формой народной дипломатии.

Как показывает практика, при наличии необходимой финансовой и административной поддержки прочная сеть молодежных контактов эволюционирует в устойчивую, способную к саморазвитию и самосовершенствованию систему. Это беспроигрышный формат партнерства, где даже минимальный вклад приносит в перспективе несоизмеримый по значимости дивиденд. В контексте стремительно развивающихся отношений России и Германии речь идет об укреплении доверия, взаимопонимания и взаимного уважения россиян и немцев в широком, культурно-историческом смысле. Совместная работа по молодежной линии во многом способствовала выбору нашими народами курса исторического примирения и стратегического партнерства, осознанию обоюдной зависимости и дополняемости наших культур как неотъемлемых составляющих единой европейской цивилизации.

Формирование механизмов и институтов современного российско-германского молодежного сотрудничества условно можно разделить на три этапа: 1989-2000 годы, 2000-2005 годы и с 2005 года по настоящее время.

Точкой отсчета в развитии современного периода российско-германского молодежного сотрудничества можно считать соответствующее двустороннее межправительственное соглашение от 13 июня 1989 года1. Уже в преамбуле документа справедливо отмечалось, что будущий характер двусторонних отношений в существенной степени зависит от взаимопонимания и активной позиции молодого поколения. Эта аксиома, настолько четкая и емкая по смыслу, делает излишним какое-либо дополнительное теоретическое обоснование. Просто и гениально - вряд ли потребуются иные комментарии.

Суть соглашения - содействие развитию молодежного сотрудничества путем организации взаимных визитов, обменов и профильных мероприятий, облегчения контактов между молодежью как на коллективной, так и индивидуальной основе. Молодежные обмены должны были охватывать все сферы общественной жизни: политику, экономику, науку и образование, культуру и спорт2. Для взаимопонимания и установления эффективных молодежных контактов российская и германская стороны поощряли изучение, распространение русского языка в ФРГ и немецкого - в СССР.

Сразу отмечу, что этой теме уделялось и будет уделяться особое внимание: ведь язык - основа любого общения. Это ключ к культурному коду народа, основа для расшифровки его цивилизационного генома.

Соглашением также предполагалось создать опорный двусторонний механизм в молодежной сфере. В целях развития и общей координации программ сотрудничества учреждался смешанный Совет по молодежным обменам, в состав которого должны были быть включены представители государственных ведомств, местных органов власти и общественных организаций обеих сторон на паритетных началах. Совет начал свою деятельность в октябре 1993 года.

Несмотря на трудности и проблемы 1990-х годов, вопрос совершенствования механизмов и расширения практики молодежных обменов регулярно обсуждался в рамках российско-германских политических контактов. В тяжелейших условиях удавалось реализовывать совместные мероприятия, воплощать в жизнь проекты в молодежной сфере. С учетом новых реалий необходимо было развивать и поэтапно реформировать как правовое, так и институциональное оформление российско-германского молодежного сотрудничества.

Актуальность этой задаче придавал и тот факт, что изначально в двустороннем взаимодействии по этой линии россияне значительно отставали от уровня, достигнутого в отношениях Германии с другими странами, в частности со своими соседями - Францией и Польшей.
В Германии на тот момент уже эффективно работала разветвленная система по поддержке контактов между представителями немецкой молодежи и их сверстниками из стран-партнеров, в которую вовлечены как федеральные и региональные учреждения, так и неправительственные организации. В сфере молодежного сотрудничества с Россией наблюдался значительный регресс как по количественным, так и по качественным показателям.

Основное пагубное воздействие оказала общая экономическая, политическая и социальная ситуации в нашей стране. Резкое обнищание населения, потеря ценностных ориентиров и административный хаос - все это не способствовало общению российской и германской молодежи. Россию стали бояться: если раньше мы были авторитарной системой, ядерной угрозой и экспортером идеологической чумы - коммунизма, то теперь мы стали источником нестабильности, криминала, социальной и нравственной деградации. В Германии любителей дикой российской экзотики и экстрима оказалось немного.

Один из верных показателей - падение интереса у немецкой молодежи к изучению русского языка. За период с 1990 по 2000 год число изучающих русский язык в ФРГ сократилось более чем в два раза и составило около 180 тыс. человек. Свою роль в данном случае сыграл также приток русскоговорящих эмигрантов.

Система во многом держалась и выживала благодаря энтузиазму и самоотверженной работе «снизу», стараниями тех, кто продолжал работать, что называется, «за идею».

Осознавая важность оздоровления ситуации в сфере молодежного взаимодействия для будущего российско-германских отношений, стороны не оставляли попыток придать сотрудничеству по этой линии дополнительную динамику. Изыскивались средства, прорабатывались варианты поддержки «сверху». Так, в ходе государственного визита в Россию Федерального президента ФРГ Р.Герцога в сентябре 1997 года рассматривалась идея создания двусторонней программы молодежных обменов. Затем в ходе первого раунда российско-германских Межгосударственных консультаций на высшем уровне в июне 1998 года в Бонне было принято решение о разработке нового соглашения о сотрудничестве в сфере молодежной политики. Обе идеи, однако, тогда не были реализованы, прежде всего в силу отсутствия необходимого финансирования.

Тем не менее были и успешные инициативы, например в 1997 году Б.Н.Ельцин и Р.Герцог договорились о реализации десятилетней программы подготовки российских стажеров, в рамках которой в Германию выезжало до 100 российских молодых стипендиатов. Позитивные примеры имелись также в сфере контактов высших учебных заведений - российские и германские вузы устанавливали прямые связи, налаживали механизмы обменов студентами и преподавателями.

С 2000 года начинается этап активного наращивания политдиалога по проблематике российско-германских молодежных обменов. Новый живительный импульс работе на этом направлении придают прежде всего Президент России В.В.Путин и Канцлер ФРГ Г.Шрёдер. Развитию молодежных связей между нашими странами начинает уделяться особое внимание, не в последнюю очередь и потому, что именно молодому поколению предстояло (и еще предстоит) на практике реализовывать потенциал российско-германского партнерства3. Укрепление политической и экономической стабильности в России, общий настрой на углубление двусторонних экономических и культурных связей, сотрудничество в сфере культуры создавали прочную базу интенсификации прямых контактов россиян и немцев. К России постепенно стал пробуждаться основанный на прагматизме и объективных оценках интерес как к выгодному партнеру, с которым можно выстраивать стабильные отношения на долгосрочную перспективу. Это непосредственно отразилось и на двусторонних проектах по молодежной линии.

В январе 2000 года во Франкфурте-на-Одере успешно состоялась международная конференция «Русский язык в XXI столетии». Данное мероприятие продемонстрировало потенциал возрождения интереса к изучению русского языка в ФРГ, в том числе и среди юного поколения. Позитивный эффект необходимо было укрепить на более высоком уровне.

В 2002 году 12-15 мая в Москве и 15-18 мая в Берлине под патронатом супруг Президента России и Канцлера ФРГ прошла первая в истории совместная языковая олимпиада и приуроченный к ней молодежный форум «Вместе в XXI век!». В рамках подготовки к данному масштабному событию с ноября 2001 года проводились национальные конкурсы по русскому языку среди школьников и студентов ФРГ и отборочные туры олимпиады по немецкому языку в школах и вузах России. Примечательно, что критериями отбора были не только уровень владения языком и навыки общения, но также знание истории и культуры страны-партнера.

Руководствуясь задачей активизации молодежного сотрудничества, рассматривались возможности задействования молодежи в двусторонних механизмах в общественно-политической сфере. В частности, было принято решение о придании молодежного измерения российско-германскому Форуму общественности «Петербургский диалог», а также об обеспечении более широкого подключения представителей молодого поколения и студенчества к его работе. Идея была выдвинута Общественным комитетом международных молодежных инициатив «Молодежное посольство», созданным в марте 2002 года администрацией Санкт-Петербурга.

Реализация столь разумной инициативы не заставила себя долго ждать. 10-12 апреля 2003 года в Санкт-Петербурге при участии Президента России и Федерального канцлера ФРГ прошло третье заседание Форума общественности «Петербургский диалог», на котором проблематика молодежного сотрудничества обсуждалась уже в рамках вновь созданной отдельной секции «Молодежные обмены, образование и наука».

В продолжение совместной работы по проблематике молодежных обменов, проведенной на апрельском заседании “Петербургского диалога», в июле 2003 года в Берлине состоялась рабочая встреча российских и германских экспертов, в ходе которой прорабатывались в том числе реанимированные после пятилетнего анабиоза перспективы заключения нового межправительственного соглашения о сотрудничестве в области молодежной политики.

Одновременно германской стороной была внесена инициатива создания наряду с Советом по молодежным обменам компактных координационных центров с каждой стороны, которые на постоянной основе оказывали бы содействие проведению молодежных мероприятий.

Обе идеи получили свое дальнейшее развитие на российско-германской молодежной конференции «Создадим будущее вместе», проведенной 7-9  октября 2003 года в Екатеринбурге под эгидой Форума общественности «Петербургский диалог» в привязке к шестому раунду российско-германских Межгосударственных консультаций. С ее участниками 9 октября встретились Президент России и Канцлер ФРГ. В этот же день в рамках российско-германского саммита в Екатеринбурге состоялось подписание Коммюнике о расширении российско-германских молодежных обменов и учреждении координационных бюро с целью их поддержки. Предусматривалось вести дело к заключению нового российско-германского соглашения о сотрудничестве в сфере молодежной политики взамен устаревшего, заключенного еще в 1989 году. Ждать, впрочем, оставалось недолго.

Новое соглашение было подписано в рамках седьмого раунда российско-германских Межгосударственных консультаций в Шлезвиге 21 декабря 2004 года (вступило в силу 15 октября 2005 г.)4. В соответствии с данным соглашением практика молодежного сотрудничества осуществляется на национальном, региональном и муниципальном уровнях5, а также на коллективной и индивидуальной основе независимо от членства в общественных организациях. Двусторонние обмены должны быть открыты для представителей молодежи всех регионов, общественных сфер и социальных слоев государств России и Германии с учетом предоставления равных возможностей участия в них6.

Для повышения эффективности реализации Программы молодежных обменов был создан целый ряд новых структур, являющихся в настоящее время основой институционального оформления российско-германских молодежных обменов.

Приоритеты и основные направления двусторонних молодежных связей, согласно новому документу, определяет Российско-германский совет в области молодежного сотрудничества7. Совет также может предлагать программы и проекты и вносить соответствующие предложения в органы государственной власти, общественные и иные заинтересованные организации, участвующие в реализации молодежных обменов.

Задачи практической реализации нового соглашения возлагаются на исполнительные органы  - национальные координационные бюро в России и Германии. Координационные бюро проводят организационную, аналитическую, информационно-консультационную работу, а также оказывают практическую помощь участникам обменов. Контроль над деятельностью координационных бюро осуществляют попечительские советы8.

Забегая вперед, отмечу, что в целях улучшения финансового обеспечения двустороннего молодежного сотрудничества при координационных бюро в 2006 году в Германии и в 2007 году в России в качестве своего рода надстройки были созданы соответственно Фонд «Германо-российский молодежный обмен» и Фонд международных молодежных обменов. С января 2009 года российский Фонд международных молодежных обменов фактически слился воедино с Координационным бюро и выполняет его функции.

В ФРГ центральным координирующим органом, обладающим правом разработки и подписания межгосударственных соглашений в данной области, распределяющим основную часть федеральных бюджетных средств, предусмотренных для содействия молодежным обменам, является Федеральное министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи. В качестве головной организации с российской стороны по молодежному сотрудничеству выступало Министерство образования и науки. С осени 2008 года и по настоящее время данную тематику курирует Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

Министерство иностранных дел России и Федеральное министерство иностранных дел ФРГ осуществляют консульскую и визовую поддержку молодежных обменов, а также оказывают правовое содействие при выработке международных соглашений в данной области. Представители МИД России и ФРГ регулярно принимают участие в заседаниях Российско-германского совета в области молодежного сотрудничества.

Таким образом, в качестве некоего итога второго этапа формирования системы российско-германских молодежных контактов можно назвать ее современное правовое и институциональное оформление. Соглашение от 21 декабря 2004 года создало прочную базу для интенсификации молодежного сотрудничества и поэтапного увеличения количества участников обменов. В этой сфере начался качественно новый виток развития, продолжающийся и сегодня. Его основная направленность - эффективно использовать имеющийся твердый фундамент для воплощения в жизнь новых инициатив, расширять тематический и географический охват совместных проектов, модернизировать институционально-правовую систему, а также механизмы и форматы российско-германского молодежного сотрудничества.

Новый импульс развитию двустороннего молодежного сотрудничества был дан в ходе восьмого раунда российско-германских Межгосударственных консультаций на высшем уровне в Томске (26-27 апреля 2006 г.). Подчеркивая значимость молодежного измерения для укрепления стратегического партнерства двух стран, Президент России и Канцлер ФРГ приняли решение об осуществлении патроната над программой интенсификации молодежных обменов* (*Патронат был вновь подтвержден после избрания Президентом Российской Федерации Д.А.Медведева.).

Знаковые мероприятия по этой линии все чаще проводятся в привязке к политическим контактам, в том числе на высоком и высшем уровнях. В частности, в рамках рабочего визита Президента России в ФРГ 7-10 октября 2006 года в Дрездене под девизом «Российская и германская молодежь - что нами движет? Что мы хотим привести в движение?» состоялся российско-германский молодежный форум, с участниками которого встретились В.В.Путин и А.Меркель.

В ряду крупных совместных мероприятий 2006-2007 годов, в частности, особого внимания заслуживают три заседания Российско-германского молодежного и школьного парламента: в Дрездене, Краснодаре (ВДЦ «Орлёнок»), Висбадене. Главная цель молодежного парламента - создание регулярно действующей площадки для взаимодействия общественно активных представителей молодежи России и Германии, обмена опытом и решения актуальных проблем молодежи, ознакомления с политикой, экономикой, историей, культурой, традициями обеих стран, формирования «молодежных каналов» укрепления взаимного доверия и развития российско-германских отношений. Практические предложения парламента используются при формировании национальной молодежной политики, а сформированные в рамках парламента совместные молодежные проекты являются базой для дальнейшего включения в план молодежного сотрудничества.

Среди прочих важных событий этого периода - Российско-германский молодежный региональный парламент «Молодежь. Города. Партнеры», приуроченный к 50-летию установления партнерских связей городов-побратимов Германии и России, первая российско-германская ярмарка по установлению партнерских связей, первая российско-германская конференция организаций, занимающихся внешкольными обменами, Российско-германский молодежный форум в Уфе, организованный Национальным советом молодежных и детских объединений России и «Федеральным кругом молодежи» ФРГ.

Первым крупным проектом в 2008 году стала российско-германская молодежная встреча в Новосибирске в период с 26 июля по 4 августа, приуроченная к полному солнечному затмению 1 августа 2008 года. В проекте приняли участие 300 подростков и молодых людей из двух стран. Организаторами мероприятия выступили Фонд международных молодежных обменов, Фонд «Германо-российский молодежный обмен» и Администрация Новосибирской области при спонсорской поддержке ОАО «РЖД» и компании «Немецкие железные дороги» (Deutsche Bahn).

С 28 сентября по 3 октября 2008 года в Санкт-Петербурге в рамках Форума общественности «Петербургский диалог» состоялось четвертое заседание Российско-германского молодежного парламента. Более 50 молодых политиков и общественных деятелей из России и Германии обсудили актуальные темы молодежной политики обеих стран, сформированные на основе поданных заявок. 2 октября прошла встреча молодых парламентариев с Президентом Российской Федерации Д.Медведевым и Канцлером ФРГ А.Меркель. Итоги работы данного парламента были представлены широкой общественности в рамках заключительного мероприятия с приглашением представителей политических кругов, фондов, общественных и молодежных организаций.

17-18 октября 2008 года в Москве прошел молодежный саммит «Настоящее и будущее российско-германских отношений: взгляд молодых политических организаций». В нем приняли участие представители Всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России» и Молодежного союза ХДС. В рамках мероприятия прошли дискуссии и выступления по организационной структуре, целям и актуальным задачам политических молодежных организаций России и Германии, о их роли в укреплении политической и гражданской активности молодежи, а также о молодежном сотрудничестве как важной составляющей двусторонних отношений.

В качестве знаковых мероприятий 2009 года хотелось бы упомянуть проведение пятого Российско-германского молодежного парламента, приуроченного к 11-му раунду российско-германских Межгосударственных консультаций на высшем уровне (16 июля). На заседаниях обсуждались последствия экономического кризиса, тематика модернизации и инновационного развития, новые импульсы для молодежного сотрудничества. Результаты работы молодых парламентариев по сложившейся традиции были представлены Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву и Федеральному канцлеру ФРГ А.Меркель.

Заслуживает внимания и состоявшийся с 25 по 30 августа 2009 года в Москве Российско-германский форум по вопросам обмена опытом по трудоустройству и участию в общественной деятельности молодежи с ограниченными физическими возможностями. В мероприятии принимали участие представители молодежных организаций инвалидов, студенты-инвалиды различных вузов Российской Федерации и представители молодежных организаций инвалидов и студенты-инвалиды из Германии.

Важнейшим региональным событием стало проведенное в Азове с 3 по 7 октября 2009 года седьмое заседание Российско-германского молодежного форума. Работа велась по таким актуальным темам, как источники финансирования, проблемы и трудности, возникающие при реализации программ обменов, структура и деятельность молодежных организаций, а также подключение к молодежной работе СМИ и задействование потенциала социальных сетей. Форум наглядно продемонстрировал возможности успешной реализации масштабных мероприятий федерального значения на региональном уровне.

С уверенностью могу сказать, что 2009 год в контексте молодежного сотрудничества был весьма успешным и плодотворным, создав позитивный задел на будущее. Несмотря на негативное воздействие экономического кризиса, в 2010 году финансирование совместных проектов с российской и германской сторон сохраняется на уровне 2009 года и составляет 9 млн. рублей (из федерального бюджета) и 2,7 млн. евро (2 млн. из федерального бюджета и 700 тыс. от спонсорских организаций, в основном Фонда им. Р.Боша) соответственно.

В планах на среднесрочную перспективу предполагается использовать подготовку к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи и заявку Мюнхена по проведению зимней Олимпиады 2018 года как дополнительную возможность для расширения количества совместных проектов и контактов по линии молодежных обменов, а также оказания им организационной и финансовой поддержки как с российской, так и германской сторон.

В целом за последние десять лет наблюдается поступательная динамика в росте количества и качества обменов.

Значительно расширился тематический диапазон российско-германских молодежных обменов. На нынешнем этапе он охватывает все сферы интересов современной молодежи: общественно-политическую, социально-экономическую и историческую проблематику, вопросы науки и техники, культуры, СМИ, экологии, спорта, а также обмен опытом непосредственно в сфере молодежной политики.

По линии профильных ведомств и организаций, а также региональных властей осуществляется поддержка двусторонних встреч молодежных групп, представляющих государственные и негосударственные структуры, занимающиеся работой с молодежью на федеральном и местном уровнях. Организуются информационные визиты учителей, проходящие с целью создания партнерства между школами, встречи учеников как первый этап в создании программ обмена и проекты, над которыми немецкие и русские ученики работают совместно.

Как и прежде, важная роль при всем этом отводится программам и мероприятиям по изучению и распространению немецкого языка в России и русского - в Германии.

Стабильно и позитивно развивающаяся на данном этапе сфера российско-германских молодежных обменов тем не менее не лишена потребности в постоянном совершенствовании и дальнейшей эволюции.

В частности, уделяется повышенное внимание улучшению качества проводимых по линии молодежного сотрудничества мероприятий, чем, кстати, обусловлено незначительное снижение количества запланированных на 2010 год мероприятий по сравнению с 2009 годом (387 и 427 соответственно - см. схему). Планируется внедрить в практику двусторонних обменов систему оценки эффективности (анкетирование, сбор и обработка данных) по аналогии с германо-польскими и германо-французскими обменами. Ожидаемый результат ее применения - основанные на статистике, а также мнениях и пожеланиях непосредственных участников молодежных контактов конкретные целевые меры по улучшению взаимодействия на данном направлении. Предложенную германскими специалистами в этой связи инициативу предполагается доработать в рамках двусторонней рабочей группы.

Проводится системная работа по преодолению постоянно выявляющихся языковых проблем среди участников двусторонних молодежных обменов. Следует отметить, что данные трудности более характерны для германской, чем для российской стороны. Отчасти здесь сказывается нехватка выделяемого на осуществление совместных программ времени для соответствующей адаптации и преодоления языковых барьеров. Но корень проблемы в том, что российские участники более мотивированы и заинтересованы в изучении немецкого языка, нежели немцы в изучении русского.

Поэтапно расширяется географический охват двустороннего молодежного сотрудничества, обеспечивается более активная поддержка программ обменов в регионах. Важным подспорьем было бы увеличение доли финансирования на эти цели из региональных бюджетов. Однако сохраняющееся неравенство финансового потенциала субъектов Федерации будет неизбежно отражаться на возможностях по организации и проведению мероприятий в сфере молодежных обменов.

Также необходимо привлечение финансирования из внебюджетных источников, сопоставимого по меньшей мере со средствами, выделяемыми на российско-германские молодежные обмены из федерального бюджета России. Развитию молодежного сотрудничества в значительной мере способствовало бы активное привлечение российских бизнес-структур к оказанию финансовой поддержки проектам обменов. Основное препятствие в данном случае - несовершенство инструментов частно-государственного партнерства в России.

Учитывая актуальную потребность в наращивании кадрового потенциала российской экономики на фоне диверсификации и углубления связей России и Германии, принимаются меры по увеличению доли обменов молодыми специалистами инженерно-технического и управленческого профиля, выезжающими в краткосрочные ознакомительные поездки для обмена опытом на предприятия и в исследовательские учреждения Германии и России. Рост доли профессиональных обменов позволил бы исправить существующий на данном этапе дисбаланс в сторону обменов общей гуманитарной направленности. Российская сторона также получила бы возможность увеличить финансовое обеспечение на организацию профессиональных обменов, воспринимаемых государством, бизнесом и большинством активной молодежи как более полезные и востребованные в современных условиях.

Аналогичным образом целесообразно было бы увеличить с германской стороны масштаб участия в обменах постоянно проживающих в Германии российских соотечественников и, таким образом, активнее использовать опыт адаптации членов семей мигрантов. Вдобавок ко всему, для проживающих в ФРГ молодых соотечественников мероприятия в сфере молодежных обменов - это возможность поддерживать постоянную связь с исторической Родиной, ее культурой, историей и родным языком.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на то что в системе российско-германского молодежного сотрудничества еще остается много пространства для совершенствования и по многим параметрам российско-германские молодежные обмены все еще уступают германо-французским и германо-польским, в этой сфере тем не менее был достигнут значительный прогресс. Если в период с 1990 по 2000 год деятельность на данном направлении можно охарактеризовать как меры по сохранению наработанного опыта и механизмов в практике двустороннего молодежного сотрудничества, то уже с 2000 по 2005 год идет процесс ускоренной эволюции всей системы российско-германских молодежных обменов - и активного повышения ее количественных и качественных показателей.

В итоге, со вступлением в силу нового профильного соглашения в 2005 году сформировалась институционально-правовая база современного молодежного сотрудничества, был создан прочный фундамент для дальнейшего развития. За последние пять лет на его основе удалось значительно увеличить численность совместных мероприятий, расширить их тематический и географический охват. Однако самое важное, как представляется, - российско-германские молодежные обмены вышли на новый уровень устойчивой саморазвивающейся системы.

Во многом ее становлению и укреплению способствовала поддержка руководства России и Германии. Но велика заслуга и тех, кто непосредственно работал и работает на данном направлении: сотрудников российского и германского профильных фондов и координационных бюро, Министерства образования и науки и Министерства спорта, туризма и молодежной политики России, Федерального министерства по делам семьи, престарелых, женщин и молодежи ФРГ, российских диппредставительств в Германии и германских - в России, а также всех федеральных и региональных ведомств наших стран, обеспечивающих поддержку совместных молодежных мероприятий. Энтузиазм, терпение и кропотливый каждодневный труд этих людей - непосредственный вклад в неразрывно связанное будущее наших стран.

 

 1Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Федеративной Республики Германия о молодежных обменах. Бонн, 13 июня 1989 г.

 2Однако в соответствии со ст. 1 п. 4 предметом данного соглашения не являлись обмен молодежью с целью учебы или научной деятельности, обмены школьниками и учителями, а также обмены и встречи в области спорта высших достижений. Данная формулировка сохраняется в ст. 1 п. 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия в области молодежного сотрудничества. Шлезвиг, 21 декабря 2004 г.

 3См.: Präsident Wladimir Putin. Zehn Jahre «Großer Vertrag» zwischen Rußland und Deutschland// Frankfurter Allgemeine Zeitung. 2000.11.09.

 4Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия в области молодежного сотрудничества. Шлезвиг, 21 декабря 2004 г.

 5Там же. Ст. 1, п. 3.

 6Там же. Ст. 1, п. 2.

 7Там же. Ст. 4.

 8Там же. Ст. 5, п. 2.

 9По данным Министерства образования и науки и Министерства спорта, туризма и молодежной политики России. См. также: Арефьев А.Л. Молодежные обмены между Россией и Германией: статистический анализ. М.: Центр социального прогнозирования, 2008.