Русский вопрос в молодом украинском государстве всегда был острым и провоцировал большое количество споров и конфликтов. В 2002 году национальный опрос показал, что 60% населения Украины в возрасте от 16 до 34 лет считали, что русские и украинцы - две части одного и того же народа. Русский язык часто использовался в быту, на востоке страны большая часть населения считала его родным1. Накануне Майдана 2014 года около половины населения Украины чувствовало привязанность к русской культуре и разговаривали на русском языке. После 2014 года русская культура подверглась притеснению, и новые украинские власти стали проводить политику украинизации. Показательным, например, является тот факт, что в 2017/2018 учебном году на Украине действовало 622 русскоязычные школы, а спустя два года, в 2019/2020 году, осталось лишь 197 подобных учреждений. Украинский язык должен был стать единственным языком общения, а образовательные программы переписывались под новые стандарты, избавляясь от советского и русского влияния.

В русскоязычной научной среде нередко используется термин «украинизация» как свойственный украинскому государству в современной истории. Однако первым опытом насаждения украинского языка и культуры сверху была политика так называемой «коренизации», проводившаяся в СССР в новообразованных республиках, созданных на территории бывшей Российской империи. Тогда же, в 1920-х годах, термин «украинизация» получил массовое распространение2.

Украинская идентичность исторически претерпевала множество изменений. Это было широкое понятие, которым в России называли население окраинных земель. В Московском государстве воинских людей, несших службу на Украине, именовали украинцами, наравне с черкасами. Постепенно «украинство» стало этнонимом, распространившимся на население Украины, принадлежащей Российской империи. В драме А.С.Пушкина «Борис Годунов» герой Отрепьев говорит о себе: «И наконец из келий бежал / К украинцам, в их буйные курени, / Владеть конем и саблей научился…» И все-таки самоопределение «украинец» использовалось редко, реже чем малоросс, русины, малороссияне, даже национальный герой Т.Г.Шевченко не называл себя украинцем.

То есть в XIX веке украинская идентичность существовала, но не была массовой и не имела политических выразителей. В этой связи стоит обратить внимание на демографическое состояние региона. Согласно переписи 1897 года, на территории земель сегодняшней Украины проживало 73% малороссов (украинцев), 12% русских, 8% евреев, 7% немцев, поляков и белорусов3. При этом 93% всех украинцев принадлежало к крестьянскому сословию, а среди городского населения украинцы составляли 30%. Исследователь проблем развития украинского общества в ХХ веке Б.Кравченко отмечает, что слово «украинский» практически было синонимом слову «крестьянский»4.

В 1897 году украинцами были только 16% юристов, менее четверти учителей, 10% писателей и артистов5. Русский язык господствовал в системе образования, в армии, науке и искусстве.

После установления советской власти на территории Российской империи коммунистическим лидерам требовалось легитимизироваться, обрести лояльность среди больших слоев населения. Советская власть не была прочной, и захват власти в столице не гарантировал ее дальнейшее удержание. С этой целью большевики предприняли попытку поддержки национальных меньшинств, что выразилось в Декларации прав народов России, выпущенной в 1917 году и подписанной И.В.Сталиным и В.И.Лениным6. В ней утверждалось, что в эпоху царизма народы России «натравливались друг на друга», «терпели гнет и произвол». Для того чтобы прекратить «политику лжи и недоверия» и избежать ее повторения, были вынесены следующие положения:

1. Равенство и суверенность народов России.

2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.

Новый курс партии официально оформился в апреле 1923 года на XII съезде РКП(б) и получил название «коренизация». Хотя на самом съезде термин еще не употреблялся, в последующем он получил массовое распространение и на региональном уровне преобразовался в «украинизацию», «белорусизацию», «узбекизацию», «ойротизацию».

Об украинизации региона мечтали местные политики, деятели Украинской народной республики, существовавшей в 1917-1921 годах, - Грушевский, Винниченко, Дорошенко и другие. Украинская интеллигенция осознавала крестьянский характер населения и признавала, что для построения независимого государства необходимо было распространить именно украинскую, а не малоросскую идентичность. Русский писатель В.Г.Короленко, хотя и симпатизировал украинскому движению, чаще всего использовал термин «украинец» именно в качестве политически настроенного гражданина, сторонника украинской государственности.

Украинские историки именно поэтому выражают негативную оценку украинизации, считая ее тоталитарным советским инструментом, подчинившим себе импульс строительства молодой нации, отобравшим инициативу у украинских политических деятелей7.

Исследователи называют разные причины украинизации с позиции центральной власти СССР. Английский исследователь Т.Мартин объясняет стратегию большевиков курсом на мировую революцию. По его мнению, большевики действовали в противовес объявленному Президентом США В.Вильсоном лозунгу «О праве нации на самоопределение» и хотели заручиться поддержкой национальностей для проведения мировой революции вместо создания многонациональной федерации народов8.

Однако другие исследователи, в частности А.К.Дегтярев, указывают на то, что первоочередной задачей большевики ставили решение внутриполитических проблем. Изначально революция опиралась на рабочий класс, и крестьяне могли негативно повлиять на ее ход за счет своей численности. Поэтому коммунистическим лидерам было важно привлечь на свою сторону крестьянство и националистов9.

Важно отметить, что высшее сословие - офицерство, интеллигенция, деятели культуры, учителя - в малороссийских губерниях было представлено русскими, которые, по выражению Ленина, олицетворяли великодержавный шовинизм и угнетателей иных народов империи. Примером могут служить слова самого Ленина: «Интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически»10.

Украинизация общественной жизни с самого начала приобрела стремительный характер. Несмотря на то, что языки всех национальностей признавались равноправными, а русский и украинский были наиболее распространенными, именно украинский язык был выбран преобладающим в качестве языка «официальных сношений». Практически украинизация поспособствовала привлечению украинских кадров на работу в партийные органы, ведению обучения на украинском языке, созданию системы национальных научных институтов, поощрению развития украинской литературы и искусства11.

Последующий этап украинизации характеризовался форсированным темпом и жестким административно-командным стилем. 30 апреля 1925 года вышло постановление ВУЦИК и СНК УССР «О мерах срочного проведения полной украинизации Советского аппарата», которое предусматривало окончательный переход всех государственных учреждений на украинское делопроизводство до января 1926 года, то есть всего за девять месяцев. За ним последовал целый ряд других документов аналогичного направления: «О форме надписей (вывесок) на зданиях, где имеются советские учреждения», «О порядке установки на территории УССР вывесок, надписей, бланков, штампов и этикеток на украинском языке», «О правильном выпуске печатных изданий на украинском языке» и др.12.

В 1926 году СНК УССР издал сборник декретов и директив «Украинизация советских постановлений». В тексте «Положения об обеспечении равноправия языков и о содействии развитию украинской культуры» говорилось, что все госслужащие должны полностью перейти на украинский язык или уйти с должностей.

Агрессивность политики видна из примеров, опубликованных в прессе. Из газеты «Харьковский пролетарий»: «Уволено 24 сотрудника за незнание украинского языка. Окружная комиссия по украинизации постановила уволить за незнание украинского языка 2 сотрудников Пархомовского сахарного завода, 5 сотрудников клуба в Южном поселке, 2 - на электростанции...»13. И таких сообщений было достаточно много.

Советская власть поставила целью создание новой украинской элиты, и для ее реализации прибегала к разным средствам. Так, для того чтобы повысить авторитетность проводимой украинизации, руководство УССР позволило М.С.Грушевскому вернуться на родину, в 1926 году вернулся на Украину географ С.В.Рудницкий, а в 1927-м - другой известный ученый, специалист по международному и государственному праву М.М.Лозинский14.

В УССР появились творческие объединения: Объединение современных художников Украины, Ассоциация художников Красной Украины, писательские кружки «Плуг» и «Гарт». Вместе с насаждением коммунистической идеологии эти союзы в 1920-х - начале 1930-х годов занимались распространением украинской идентичности и культуры. Киностудии УССР производили фильмы: «Остап Бандура», «Тарас Шевченко», «Борислав смеется»15. Таким образом, на Украине сформировалась творческая элита, которая хотя и была подконтрольна и лояльна центральной власти, стала носителем самостоятельной культуры.

В 1930 году только четыре из крупных газет выходили на русском языке в Одессе, Луганске и Сталино (нынешний Донецк). Если в начале процесса прессы на украинском языке практически не было, то к 1933 году 373 из 426 периодических изданий УССР издавались на этом языке. Их общий тираж превышал 3,6 млн экземпляров, что составляло 89% от общего количества печатных СМИ16.

Похожая статистика наблюдается и в школьном образовании: к 1930 году осталось только 1504 русскоязычных украинских школ в противовес 14 430 украинским17. При этом особый акцент в обучении ставился именно на изучении украинской культуры, литературы и истории.

В сфере культуры украинизация происходила зачастую директивными методами. Примером тому может служить документ, присланный Луганским окрисполкомом управляющему городского театра: «Этим окружная инспектура Наробраза доводит до Вашего сведения, что с 20 января 1926 года все афиши для театральных, цирковых и киноучреждений обязательно печатаются на украинском языке. За невыполнение этого администрация будет привлечена к ответственности и вообще никакие постановки не будут проводиться»18.

Под коренизацию попали не только регионы сегодняшней Украины, но также Кубань и Северный Кавказ. В 1924-1925 годах на Кубани было открыто 150 украиноязычных школ. Украинский критик А.С.Ефремов вспоминал, как русские учителя приходили к наркому просвещения Луначарскому жаловаться на украинизацию, но получили категоричный ответ: «Кто же не хочет учиться - пусть уходят из Украины: мы найдем всем таким место и работу в Великороссии»19.

Население Кубани сопротивлялось насильной украинизации. ОГПУ в 1928 году пришло к выводу, что украинизация школы «не встречает широкого сочувственного отношения среди местного населения», русские школы переполнены, а в украинских - недобор20. Кроме того, ОГПУ отмечало, что «сторонниками украинизации является лишь незначительная часть учительства, преимущественно молодежь, окончившая Кубанский и Киевский педагогические техникумы». В то же время «антисоветские элементы станицы под покровом украинизации иногда пытаются вызвать самостийное движение на Кубани, используя с этой целью организуемые при избах-читальнях украинские литературные кружки и т. д.».

Постепенное прекращение коренизации началось в 1933 году. Национализация Украины привела к росту настроений, которые не были выгодны центральному руководству. Если раньше центральная власть стремилась к созданию национальной республики в противовес «русскому великодержавному шовинизму» для создания союза равноправных народов и для обретения лояльности и популярности среди населения, то со временем в украинских регионах резко возросла угроза сепаратизма и украинского национализма, который относился к другим национальностям отнюдь не дружелюбно.

И.В.Сталин в Отчетном докладе XVII съезду партии в январе 1934 года заявил, что «уклон к украинскому национализму не представлял главной опасности, но, когда перестали с ним бороться и дали ему разрастись до того, что он сомкнулся с интервенционистами, этот уклон стал главной опасностью»21.

Политика украинизации, хотя и проходила сравнительно недолго, успела дать свои плоды. Понятие «малоросс» завершило трансформацию в понятие «украинец». В 1930-х годах в «Толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова появилась статья с последующим дополнением: «Малорос(с)», (дорев.). Шовинистическое название украинца»22. На рубеже веков население украинских регионов было крестьянским и не имело политической идентичности, по языку общения их определяли малороссами. Городское население состояло из представителей разных наций, и далеко не всегда большинство занимали украинцы. Если бы городские советы формировались естественным образом, то, по крайней мере в Одессе и Харькове, они бы состояли из русского большинства23.

На процесс оказали воздействие исторические обстоятельства, в большинстве случаев крестьяне были неграмотны, а СССР в 1920-1930-х годах проводил политику преодоления безграмотности. К тому же относится и урбанизация, когда жители сел и деревень переезжали в города работать на промышленных предприятиях. Таким образом, крестьяне-малороссы попадали в среду, которая неизбежно воспитывала в них украинскую идентичность с помощью образования и новой культурной политики. В это же время воспитывалась украинская элита - писатели, литераторы, журналисты и политики. Именно советская украинизация стала первым этапом создания массовой украинской идентичности, противопоставленной русской идентичности и распространявшейся на территории отдельной республики в составе СССР.

 

 

1Даренский В.Ю. Русская идентичность в современной Украине: проблемы и перспективы // РСМ. 2014. №2 (83).

2Сущий С.Я. Русский мир Украины. Реалии и перспективы постсоветского периода // Свободная мысль. 2020. №5 (1683).

3Історія України: нове бачення: У 2-х т. / Авт. кол.: В.Ф.Верстюк, О.В.Гарань, В.М.Даниленко, В.Б.Євтух, Г.В.Касьянов, М.В.Коваль, С.В.Кульчицький, Р.Г.Симоненко, Ю.І.Шаповал; під ред. В.А.Смолія. НАН України. Інститут історії України. Т. 2. К.: Україна, 1996. 494 с.

4Симонова Т.М. «Прометеизм» в восточной политике лагеря Пилсудского в 1919-1926 годах // Материалы научных чтений, посвященных 80-летию со дня рождения И.А.Воронкова (1921-1983 гг.). М., 2001. С. 125.

5Борисенок Е.Ю. Феномен советской украинизации. 1920-1930-е годы. М.: Европа, 2006. 256 с.

6Декларация прав народов России // Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957.

7Борисенек Е.Ю. О понятии «украинизация». Институт славяноведения РАН // Славяноведение. 2020. №1. С. 3-15.

8Мартин Т. Империя «положительной деятельности». М., 2011. С. 141.

9Дегтярев А.К. Политика украинизации советского государства 20-х годов XX века в контексте современной общественно-политической ситуации // Наука. Искусство. Культура. 2018. №2 (18). С. 109-117.

10Волков С.В. Почему РФ - не Россия? Осиянная Русь, 2020. 438 с.

11Борисенок Е.Ю. Русские в УССР в период коренизации 1920-1930-х гг. // Вестник славянских культур. 2014. №3 (33).

12Федоровский Ю.Р. Первая советская украинизация Луганщины // Культурный ландшафт регионов. 2020. №1.

13Харьковский пролетарий. 1927. 25 июня. №142.

14Ципко А.С. Драма украинской идеи. Уроки трех насильственных украинизаций Новороссии (1917-1919, 1920-е - начало 1930-х, 2014-2019). Институт экономики РАН // Тетради по консерватизму. 2020. №2. С. 400-448.

15Давва В.В. Ідеологічні чинники розбудови української національної культури у 20-тих рр. ХХ ст. // Вісник Маріупольського державного університету. Сер.: Філософія, культурологія, соціологія. 2012. №4.

16Борисенок Е.Ю. Указ. соч.

17Українська мова в першій половині двадцятого століття (1900-1941 гг.): стан і статус / Ю.Шевельов ; авт. вступ. сл. Л.Масенко. Чернівці: Рута, 1998. 207 с.

18Госархив ЛНР. Ф. Р-639. Оп. 1. Д. 2. Л. 4.

19Єфремов С.О. Щоденники, 1923-1929. Киïв: Рада, 1997. С. 297.

20Справка ОГПУ в ЦК ВКП(б) об отношении населения к украинизации школы в Кубанском и Донском округах Северного Кавказа [31 мая 1928 г.] // ЦК РКП(б) - ВКП(б) и национальный вопрос. Кн. 1: 1918-1933. С. 571.

21Сталин И.В. Cочинения. Т. 13. М.: Госполитиздат, 1951.

22Борисенок Е.Ю. Из малороссов - в украинцы: большевистская стратегия идентификации национальной принадлежности // Славянский альманах. 2014. №1-2.

23Борисенок Е.Ю. Указ. соч.