В современном мире электросвязь и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся ключевыми инструментами влияния государств на международной арене. Сегодня геополитическое соперничество во многом переместилось в сферу ИКТ. Экономический потенциал и военно-политическая мощь, определяющие положение государства в системе международных отношений, дополнились уровнем его цифрового превосходства.
В условиях нарастающих вызовов и угроз в сфере использования ИКТ Международный союз электросвязи (далее - МСЭ, Союз) в качестве специализированного учреждения ООН играет решающую роль в глобальном сотрудничестве стран по вопросу развития современных технологий в цифровой сфере. Достаточно сказать, что Союз осуществляет распределение глобального радиочастотного спектра и спутниковых орбит, разрабатывает технические стандарты, обеспечивающие беспрепятственное взаимодействие сетей и технологий, направляет усилия на расширение доступа стран к ИКТ во всем мире, способствует международному сотрудничеству в интересах развивающихся стран, включая развитие сетей электросвязи, совершенствование технических средств и их эффективной эксплуатации.
Однако функционирование этой технической по своему мандату международной структуры начинает буксовать из-за наметившейся с подачи отдельных, прежде всего англосаксонских, стран политизации ее работы.
В частности, США, стремясь сохранить и нарастить свое технологическое доминирование в мире, прилагают усилия, направленные на получение фактически единоличного контроля над Союзом и превращение его в инструмент обеспечения «клубных» интересов узкой группы стран в сфере ИКТ. В практическом плане речь идет о навязывании англосаксонской (читай - американской) стандартизации в области глобального развития ИКТ и, по существу, блокировании внедрения передовых цифровых технологий остального мира. Хотя известно, что свою инновационную роль в процессе глобальной цифровой трансформации США уже давно утратили.
Для обеспечения реализации этих задач Вашингтон выдвинул своего представителя - директора Бюро развития электросвязи Дорин Богдан-Мартин - на пост генерального секретаря МСЭ, выборы которого состоятся в ходе очередной Полномочной конференции Союза (26 сентября - 14 октября 2022 г., Бухарест, Румыния). В случае ее избрания неизбежно перекраивание МСЭ под нужды США и их сателлитов при игнорировании мнений других государств. Можно ожидать, что, преследуя свои национальные интересы, американцы выставят фронт передовым технологиям других стран и уведут дискуссию от обсуждения насущных проблем Союза, подменяя серьезную повестку пресловутой гендерной тематикой. В результате жесткое противостояние вокруг технологий парализует работу организации.
Действия США на международной арене по вопросам обеспечения международной информационной безопасности (МИБ) нередко становятся «тормозом» для инклюзивного участия всех государств в этом процессе, обеспечения их технологического прогресса.
Похожим образом США пытаются мешать переговорному процессу по вопросам обеспечения МИБ под эгидой ООН и подрывают деятельность Рабочей группы открытого состава (РГОС) ООН. Видно, что Вашингтон и его союзников раздражает созданный по инициативе России механизм, в котором на равноправной основе участвуют все 193 государства - члена ООН. Пытаясь навязать свои условия, американцы в ультимативной форме требовали обеспечить участие негосударственных структур в сессиях РГОС. Цель - с помощью подконтрольных им НПО продвинуть и узаконить неоколониальные замашки в сфере ИКТ, закрепить технологическое доминирование Запада над развивающимися странами.
Такая же «генеральная линия» намечается США и для МСЭ. В ходе заседаний Всемирной ассамблеи по стандартизации электросвязи (1-9 марта 2022 г., Женева, Швейцария) и Всемирной конференции по развитию электросвязи (6-16 июня 2022 г., Кигали, Руанда) американцы инициировали голосование по удалению российских представителей, выдвинутых Региональным содружеством связи, из списков претендентов на руководящие позиции в исследовательских комиссиях и консультативных группах МСЭ. Тем самым были грубо нарушены положения Устава и Конвенции Союза. США применили апробированный ранее на других площадках алгоритм «дорожного катка», позволяющий им обеспечить свои интересы даже в нарушение уставных документов МСЭ.
Россия придерживается принципиально иного подхода, неизменно отстаивая необходимость достижения конкретных универсальных договоренностей (прежде всего формирования международно-правового режима в сфере ИКТ), обеспечения главенствующей роли государств в переговорном процессе по вопросам обеспечения МИБ, защиты суверенитета в информационном пространстве, наращивания потенциала развивающихся стран в данной сфере. Это находит широкий позитивный отклик в незападном мире.
С момента основания Союза в 1865 году Россия, стоявшая у его истоков, принимает активное участие в деятельности МСЭ и неизменно выступает за неукоснительное соблюдение уставных документов Союза, конструктивное решение любых вопросов на основе баланса интересов его членов, взаимоуважения и в духе доброжелательного сотрудничества.
Следуя универсальным ценностям в вопросах обеспечения МИБ, Россия выдвинула своего кандидата на пост генерального секретаря МСЭ - Рашида Исмаилова. Он хорошо известен в международном ИКТ-сообществе, обладает глубокой технической экспертизой и большим опытом работы в сфере электросвязи. На руководящих должностях в компаниях «Хуавэй», «Нокия» и «Эрикссон» участвовал в реализации масштабных международных инфраструктурных ИКТ-проектов. В 2014-2018 годах занимал должность заместителя министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В настоящее время является президентом ПАО «Вымпелком».
Программа Р.Исмаилова построена на продвижении Союзом взаимовыгодных инициатив, направленных на глобальное развитие ИКТ, преодоление цифрового разрыва, активизацию диалога на высоком уровне по вопросам внедрения новейших цифровых технологий в развивающихся странах. Кроме того, российский кандидат считает необходимым сформировать оптимальную среду для инноваций в области электросвязи/ИКТ в поддержку цифровой трансформации общества, расширять сотрудничество между членами МСЭ и другими заинтересованными игроками отрасли электросвязи, разделяющими стратегические цели организации.
Всю 157-летнюю историю МСЭ был флагманом мирового развития электросвязи. Однако риск превращения Международного союза электросвязи в «элитарный клуб», навязывающий большинству (государств!) свои стандарты и технологии, исходя из интересов меньшинства, фактически уничтожит традиционные подходы к универсальному эффективному сотрудничеству в этой сфере под эгидой ООН.
По существу, решается вопрос о самом факте существования МСЭ как специализированного органа ООН, его будущего. Либо эта организация сохранит свой универсальный характер и будет содействовать технологическому развитию в интересах всего человечества, всех стран, независимо от степени их нынешнего развития, либо она расколется на противостоящие друг другу «технологические окопы», что будет означать крах глобальной цифровизации. «Привилегированные» страны смогут сохранить свое место в глобальном технологическом процессе, а подавляющему большинству государств останется лишь тем или иным образом оплачивать техническое господство вышеуказанных.