Статья подготовлена в рамках гранта факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: «Влияние политики Ирана и Турции на трансформацию Ближнего Востока и постсоветского пространства».
Выступая 5 июля этого года на церемонии открытия 21-й конференции и выставки по нефти и газу в Нигерии (NOG), Его Превосходительство Мохаммад Сануси Баркиндо, генеральный секретарь ОПЕК, дал следующую характеристику крайне тревожной ситуации, складывающейся на мировом рынке энергоносителей: «Наша отрасль сейчас сталкивается с огромными проблемами по нескольким направлениям, и они угрожают нашему инвестиционному потенциалу сейчас и в долгосрочной перспективе. Грубо говоря, нефтегазовая отрасль в осаде!»1
Поясняя свою точку зрения, руководитель ОПЕК сказал, что: геополитические события в Восточной Европе, война на Украине, продолжающаяся пандемия COVID-19 и инфляционное давление по всему миру объединились в идеальный шторм, который вызывает значительную волатильность и неопределенность на товарных рынках и, что еще более важно, в мире энергии.
Событий, повлиявших на рынок энергоносителей, произошло немало, и имеется много причин, которые ведут к формированию сложной и преимущественно неблагоприятной конъюнктуры на энергетическом рынке.
Однако в основе резкого, «взрывного» ухудшения сегодняшней ситуации лежит стремление США и коллективного Запада продвинуть свою версию правил игры в сфере энергетики в рамках общего курса на обеспечение доминирования в мире.
О том, что нынешний кризис носит во многом искусственный, «рукотворный» характер говорит анализ объективной ситуации, складывающейся в сфере добычи и экспорта нефти и газа, развития мирового экономического хозяйства, динамики потребностей в различных видах энергоносителей.
Если брать в расчет устойчивые тенденции и объективные данные, то нужно признать ошибочными политизированные, алармистские прогнозы, которые тиражируются на Западе с целью дискредитации углеводородного топлива. На самом деле до конца «века нефти» еще далеко. Газ же сегодня является и еще долго будет являться оптимальным видом энергоносителей.
По прогнозам специалистов-энергетиков, общий спрос на первичную энергию вырастет в период с 2022 по 2045 год на 28%. При этом ожидается, что нефть сохранит наибольшую долю в энергетическом балансе и будет составлять порядка 28% в 2045 году, за ней следует газ с долей около 24%.
Другими словами, нефть и газ вместе будут по-прежнему обеспечивать более половины мировых потребностей в энергии в течение ближайших десятилетий.
Сегодня мы видим скоординированную, последовательную, жесткую линию коллективного Запада, направленную на подрыв позиций стран - производителей нефти и газа и их объединений.
Можно говорить о том, что стараниями стран Запада сегодня приостановлено характерное для последних десятилетий движение к более сбалансированному, прогнозируемому рынку энергоносителей, в котором интересы всех стран - и производителей, и потребителей - должны находиться в определенной рациональной пропорции.
Если обратиться к решениям ОПЕК и ОПЕК+ последних лет, то они «переросли» простейшую схему удовлетворения интересов стран - производителей углеводородного топлива и нацелены на создание такой шкалы цен, которая бы стимулировала стабильный рост мировой экономики в целом.
Руководители Королевства Саудовская Аравия (КСА), ряда других «ветеранов» нефтедобычи уже давно пришли к выводу, что взвинченные цены на нефть и газ неминуемо ведут к снижению темпов роста мировой экономики, что бумерангом возвращается экспортерам углеводородов в виде снижения планки потребностей в нефти и газе и ускоренной разработки альтернативных источников энергии.
В связи с этим именно нефтедобывающие страны выдвинули предложение о формировании «гармонизированного» рынка цен на энергоносители, который бы обеспечивал процесс воспроизводства нефте- и газодобычи, был приемлем для нефтедобывающих государств и вместе с тем функционировал на основе учета интересов также и стран - потребителей энергоносителей.
Нынешняя конфигурация нефтяного рынка - это продукт длительной эволюции, борьбы тенденций и столкновения интересов.
При этом многие сегодняшние проблемы являются продолжением процессов, которые начали формироваться много лет назад.
В первые десятилетия ХХ века производство нефти было сосредоточено в основном в странах Запада, и прежде всего в США. Знаменитые «семь сестер» - ведущие нефтяные компании США, других стран Запада, вошедшие в картельный сговор, - на рубеже 1960-х годов контролировали порядка 80% добычи и экспорта нефти в мире. При этом с самого начала даже в стане крайне жесткого, «ковбойского» ведения дел, среди других объединений и финансово-экономических структур Запада нефтяные монополии выделялись своей циничностью, неразборчивостью в средствах, железной хваткой, тесными связями как с властными государственными структурами, так и специальными службами.
В середине ХХ века произошло изменение географии поступления нефти - на первый план вышли Ближний Восток, ряд латиноамериканских и африканских стран, где производились разведка и добыча нефти.
С этого же времени и началась борьба между странами - производителями нефти, находившимися «на периферии цивилизованного мира», вне евроатлантического пространства, и западными государствами - импортерами.
Среди стран-импортеров центральное место занимали США. При этом Соединенные Штаты шли на импорт нефти, обладая своим крупнейшим потенциалом добычи и экспорта собственных энергоносителей. Почему они импортировали нефть, а не экспортировали?
Надо признать, что это была тщательно рассчитанная, рациональная линия на экономию «для будущих поколений» важного ресурса - углеводородов. Руководители США, американская финансово-экономическая верхушка при первых признаках истощения своих нефтяных ресурсов пришли к выводу, что лучшим вариантом ведения дел в сфере энергетики является получение «невозобновляемых» энергоносителей из-за рубежа в обмен на «возобновляемые» доллары, которые сами же американцы и печатали.
В 1973 году экспорт американской нефти за рубеж был запрещен. В результате значительная часть мощностей нефтедобычи была в состоянии технической консервации.
Только в текущем веке с учетом использования сланцевой нефти экспорт американской нефти достиг значимых величин, увеличившись в период с 2016 года по 2020-й в пять раз - примерно до 3 млн баррелей в сутки.
В начале взаимодействия со странами - производителями нефти бесспорное политическое, военное, финансовое, логистическое доминирование промышленно развитых стран гарантировали формулы расчетов с нефтедобывающими государствами, которые были выгодны западным партнерам.
Однако далее, после Второй мировой войны, в условиях усиления национально-освободительной борьбы народов Азии, Африки и Латинской Америки ситуация начала меняться.
Первыми во второй половине 1940-х годов вопрос о разделе доходов от нефти по формуле 50 на 50 инициировали венесуэльцы. Затем в 1950 году на переговорах в Лондоне между представителями Министерства финансов США и британских должностных лиц западные государства были поставлены перед необходимостью обсудить довольно неожиданное для них требование Саудовской Аравии «существенно увеличить» отчисления от нефтяных доходов, получаемых западными инвесторами на территории королевства2. Так, в декабре 1950 года было подписано соглашение о разделе доходов 50 на 50 между КСА и американской компанией «Арамко»3.
В начале 1950-х годов имела место резонансная попытка Ирана добиться суверенитета над своими нефтяными богатствами. Иранское правительство во главе с харизматичным премьер-министром страны Мохаммедом Моссадыком национализировало в 1951 году нефтяную промышленность и изменило условия распределения доходов. И хотя в 1953 году Моссадык был низложен - здесь и американцы, и англичане, их спецслужбы действовали солидарно, - вернуться к прежним условиям нефтяных сделок Западу уже не удалось.
Нефтедобывающие страны хорошо осознали урок, который следовало извлечь из случившегося с Моссадыком, - нужно действовать не в одиночку, а сообща. Начались контакты с целью создания организации стран - производителей нефти. После длительных консультаций в сентябре 1960 года была сформирована такого рода структура - Организация стран - экспортеров нефти - ОПЕК.
Первоначально в ее состав входило всего пять, как их теперь называют, «основополагающих» стран - Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла. Затем организация расширилась, главным образом за счет арабских и африканских стран. И сегодня она насчитывает 13 государств.
ОПЕК поставила своей целью координацию политики и объединение усилий членов Организации в целях «обеспечения справедливых и стабильных цен» на нефть и нефтепродукты.
В 1973 году после арабо-израильского военного конфликта имела место первая «проба сил» арабских государств, занимавших центральное место в ОПЕК, и стран Запада - так называемая «нефтяная война».
Казалось бы, это событие однозначно свидетельствовало о возрастании роли нефтедобывающих стран на рынке энергоносителей. Страны ОПЕК рассчитывали, что это будет устойчивая тенденция, а производители других видов продукции в странах третьего мира (какао-бобов и др.) стали прорабатывать варианты создания своих сырьевых картелей для отстаивания требований стран-экспортеров в борьбе с западными государствами - потребителями сырьевой продукции. Таким образом, члены ОПЕК стали «основоположниками» движения за «новый международный экономический порядок», под которым подразумевался учет интересов афро-азиатских и латиноамериканских стран.
Но на деле развитие событий пошло по совершенно иному сценарию, что весьма важно напомнить сегодня, когда назревает новый кризис отношений нефтедобывающих стран с западными государствами и вновь звучат лозунги «нового международного экономического порядка».
Следует признать, что западный мир в середине 1970-х - начале 1980-х годов оперативно и масштабно отреагировал на объявленную ему «нефтяную войну» и в более широком плане - войну за новое финансово-экономическое и торговое устройство мира.
Коллективный Запад во главе с США принял тщательно разработанные меры по противодействию планам стран - членов ОПЕК и других производителей сырьевых, стратегически важных товаров.
Была сформулирована программа энергосбережения, снижения зависимости стран Запада от поставок арабской нефти, создана организация - Международное энергетическое агентство (МЭА) для координации линии стран Запада в противовес ОПЕК. Были приняты меры - в основном в секретном порядке (финансовое давление, угрозы военного характера, террор в отношении патриотически настроенных деятелей), - направленные на недопущение «тиражирования» организаций - экспортеров сырьевых товаров из стран третьего мира. Также усилилось давление на СССР, страны восточного блока, одновременно были осуществлены шаги по «подтягиванию» Москвы к МБРР, МВФ, что в дальнейшем, на рубеже 1990-х годов, привело к полному отказу СССР от противодействия этим организациям и даже переходу к масштабному сотрудничеству с ними.
Все эти направления деятельности Запада в финансовой, экономической, торговой и энергетической областях актуальны и сегодня.
В МЭА входят 29 ведущих стран Запада, которые являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Это опасный, системный противник ОПЕК, на постоянной основе разрабатывающий на высоком профессиональном уровне новые схемы противоборства со странами - экспортерами энергоносителей. Кроме того, по лекалам стран Запада постепенно сложилась альтернативная ОПЕК ценовая реальность - деятельность спотовых бирж, которые во многом находились под финансовым контролем стран Запада.
Центральным событием последних лет стало образование в 2016 году группы ОПЕК+, в которую вошли страны - члены картеля и десять других важных стран - производителей и экспортеров нефти (Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан, Южный Судан). Создание группы ОПЕК+ стало очередной попыткой нефтедобывающих стран «перехватить инициативу» у Запада в сфере определения цен на нефть.
Для России это соглашение завершало период, когда наша страна присматривалась к ОПЕК и не шла на форматное сотрудничество с картелем, несмотря на то, что ее много раз приглашали вступить в Организацию. Время, прошедшее после заключения нами соглашения о сотрудничестве в рамках формулы ОПЕК+, показало, что это соглашение обеспечивает большую прогнозируемость рынков и стабильность финансовой подпитки нашего бюджета.
Сегодня страны - производители и экспортеры нефти и газа оказываются втянуты в сложные маневры, инициируемые странами Запада. Много спекуляций, в особенности в последние два-три года, было в отношении так называемой «климатической повестки дня». Коллективный Запад хотел бы поставить производителей углеводородов в положение оправдывающихся и готовых даже платить своего рода коллективный штраф за торговлю энергоносителями, которые наносят «вред природе». Наряду с объективными составляющими этой проблемы здесь явно просматривается политическая, откровенно дискриминационная подоплека такой постановки вопроса.
В своих выступлениях руководители стран ОПЕК и Секретариата этой организации не раз отмечали, что в настоящее время предпринимаются усилия, которые угрожают свести на нет многолетний прогресс в создании более стабильной и взаимосвязанной энергетической системы. Они подчеркивают, что ход подготовки и проведения в 2021 году в Глазго Конференции ООН по вопросам изменения климата «был сильно искажен в отношении углеводородов» и оторван от реальности мировых энергетических потребностей».
В связи с рекомендацией форума в Глазго в отношении необходимости прекращения «неэффективного» субсидирования ископаемых видов топлива в выступлениях руководителей ОПЕК говорится о том, что развивающимся странам в Глазго фактически было рекомендовано «повернуться спиной» к своим углеводородным активам, несмотря на то что их право на суверенитет над использованием этих природных ресурсов закреплено в Рамочной конвенции ООН по изменению климата 2015 года.
ОПЕК критикует такого рода попытки неразумно поощрить изъятие инвестиций из углеводородной отрасли, которые, к сожалению, становятся все более заметными.
В этом контексте также весьма негативно были восприняты высказывания Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша в мае 2022 года на представлении доклада о состоянии климата, который вышел под эгидой Всемирной метеорологической организации. Генеральный секретарь утверждал, что нефтяная отрасль якобы игнорирует свою ответственность за решение проблемы изменения климата и подрывает глобальную климатическую политику. Он считает, что мировая энергетическая система нефункциональна и все сильнее подталкивает нас к климатической катастрофе. Полагаться на ископаемые виды топлива - это тупик как с экологической, так и экономической точек зрения. Война на Украине и ее прямое воздействие на цены на энергоносители - это очередной сигнал тревоги. Выразив свою уверенность в том, что единственно возможное устойчивое будущее основано на использовании возобновляемых источников энергии, Генеральный секретарь ООН заявил: «Пора положить конец загрязнению окружающей среды из-за использования ископаемых видов топлива и ускорить переход к возобновляемой энергетике, пока мы не спалили свой единственный дом»4.
По мнению многих представителей энергетического сектора, Генеральный секретарь ООН сделал большую ошибку, фактически присоединившись к мнению одной группы стран мира, без учета мнения других государств. Нефтедобывающие страны считают, что односторонние, необъективные оценки лишь вводят в заблуждение. В этом отношении они рассчитывают, что само развитие событий заставит западные страны пересмотреть свои подходы и оценки.
Первые признаки именно такого поворота ситуации ОПЕК видит в том, что «Группа семи» на своем саммите в Вайсенхаусе в августе 2022 года впервые за последнее время открыто призвала страны - экспортеры энергоносителей увеличить добычу нефти и признала решающую роль ОПЕК в этом отношении. Также на встрече «семерки» прозвучал тезис о необходимости осуществления новых инвестиций в ископаемое топливо для удовлетворения мировых потребностей в энергоносителях.
В настоящее время становится ясно, что суверенное право государств на обладание, управление и поставку на рынок своих естественных ресурсов нефти и газа может быть обеспечено лишь в случае учета интересов производителей и экспортеров энергоносителей при решении конкретных вопросов доставки энергоносителей, недискриминационного подхода по вопросам страхования, защиты от возможных нападений на море и т. п.
Эта проблема приобретает острый характер в связи с масштабной и скоординированной линией стран Запада, направленной на блокирование поставок в Европу российской нефти и газа, попыток введения санкций против РФ в сфере транспортировки и страхования энергоносителей, решения других логистических проблем.
Естественно, одному государству, даже крупному и мощному, вряд ли такой спектр функций может быть по плечу. Производителям углеводородов необходимо объединяться.
В практическом плане сегодня можно ставить вопрос о расширении функций группы ОПЕК+, формировании при ней деловых структур в области финансирования, осуществления перевозок, логистики, страхования. Это будет первым шагом на пути к решению задачи, сформулированной в ходе Петербургского экономического форума 2022 года, - создание совершенно нового по своей природе мирового рынка энергоносителей, рынка, где все основные функции - от производства до доставки потребителям - будут находиться под контролем тех, кто добывает и продает тот или иной вид топлива.
Вот что на этот счет говорил председатель «Газпрома» Алексей Миллер: «Наш товар - наши правила. Мы не играем в игры, правила которых придумали не мы»5.
Сейчас коллективный Запад предпринимает огромные усилия, направленные на привлечение на свою сторону в конфликте с РФ арабских, ближневосточных стран. Естественно, особое значение, во многом символичное, будет иметь позиция ключевой страны ОПЕК - Саудовской Аравии.
В беседах саудовцы не скрывают, что альтернатива «присоединения» к той или другой стороне конфликта «Запад - Россия» для них очень некомфортна. Они хотели бы сохранить хорошие отношения и с Россией, и США, и с Европой.
Тем не менее в связи с нажимными обращениями американцев по конкретным вопросам, в первую очередь увеличения объемов поставки нефти на европейские рынки в целях замещения российских поставок, им приходится давать ответ на подобного рода демарши. Судя по поступающей информации, Саудовская Аравия, по-видимому, будет принимать за основу своей линии групповые интересы нефтепроизводящих стран, сохранение с таким трудом созданных и отрегулированных механизмов - ОПЕК и ОПЕК+. И лишь в рамках общих подходов они готовы учитывать в той или иной степени пожелания других игроков.
По мнению саудовской стороны решения ОПЕК и ОПЕК+ сегодня - и без обращений американцев - в необходимой мере учитывают интересы других стран, но речь идет именно о реальных интересах, связанных с развитием экономики, а не о политизированных требованиях, обусловленных попытками включить энергетический сектор в пространство «войны» с геополитическими противниками.
Это начинают понимать и в США.
В этой связи весьма симптоматично выглядит публикация авторитетной американской газеты «Вашингтон пост», в которой, в частности, говорится, что Саудовская Аравия потратила годы, пытаясь укрепить ослабевающее влияние Организации стран - экспортеров нефти, привлекая к ней Россию и других энергетических игроков, таких как Казахстан. Сейчас имеется много свидетельств тому, что саудовцы не захотят отходить от сотрудничества с Москвой. Россия, возможно, приобрела статус изгоя в глазах Запада из-за войны на Украине, но с точки зрения Саудовской Аравии она остается одним из двух крупнейших экспортеров нефти6.
США в течение последних месяцев упорно добивались от Саудовской Аравии, членов ОПЕК, в первую очередь арабских стран, увеличения производства нефти в целях предотвращения дальнейшего роста цен на внутреннем рынке и оказания содействия европейским союзникам Вашингтона, которые сами пострадали от антироссийских санкций, введенных под американским давлением.
Президент США Дж.Байден для решения этой задачи в июле 2022 года совершил визит в КСА, где имел встречи с королем и наследным принцем. Однако «обработка» саудовцев дала результаты в пределах «жеста вежливости» - саудовцы пошли, причем при надлежащем согласовании со своими партнерами по ОПЕК, лишь на минимальное увеличение производства нефти.
Важно иметь в виду, что Саудовская Аравия и другие члены ОПЕК на данный момент вообще не имеют существенных ресурсов для поднятия потолков производства нефти. По оценкам, речь может идти не более чем о 0,9 млн тонн баррелей - это всего лишь один процент мирового потребления нефти.
Иронизируя над американцами, которые добиваются нереалистичных целей, обозреватель агентства «Блумберг» по вопросам энергетики и сырьевым товарам Х.Блас отмечал: «По итогам переговоров Президента США Дж.Байдена в Саудовской Аравии увеличение квот составило 26 тыс. баррелей в сутки для Эр-Рияда и 8 тыс. баррелей в сутки для Абу-Даби. Давайте сравним эти цифры с квотой королевства на сентябрь - 11 млн 6 тыс. баррелей в сутки. Получается, что Эр-Рияд согласился дополнительно на такой объем нефти, который он может получить за три с половиной минуты работы своих скважин. Боюсь, что Президент Дж.Байден израсходовал больше реактивного топлива, путешествуя на самолете ВВС США №1 в Джидду, чем получил дополнительных баррелей нефти, которые ОПЕК+ соглашается предоставить в сентябре 2022 года»7.
В настоящее время на Ближнем Востоке усиливается тенденция перехода к более прогнозируемым и продуктивным отношениям между всеми расположенными в регионе странами.
Отражением этого явилось проведенное в Джидде 6 июля 2022 года расширенное совещание Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) с участием членов Совета - КСА, Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, ОАЭ, а также Египта, Ирака, Иордании. В совместном заявлении говорилось о необходимости обеспечения стабильности и безопасности в регионе.
Участие Соединенных Штатов свелось к «гостевому» формату, хотя, когда в 2015 году страны ССАГПЗ и США договаривались о периодическом проведении своих встреч, речь шла о полномасштабном участии Вашингтона в таких форумах.
Наряду с членами ОПЕК и группой ОПЕК+ в настоящее время все более важную роль в стабилизации ситуации на рынке углеводородов стала играть Турция, которая показала способность мыслить стратегически, заботясь о надежном обеспечении развития своей экономики энергоносителями.
Турция в кооперации с Российской Федерацией построила сеть газопроводов. По итогам 2021 года, «Газпром» нарастил поставки газа в страну на 63% по сравнению с предыдущим годом.
5 августа 2022 года в ходе встречи с Президентом Турции Р.Эрдоганом В.В.Путин отметил, что газопровод «Турецкий поток» является одной из важнейших артерий снабжения Европы российским газом и в отличие от всех других направлений поставок российских углеводородов работает исправно, ритмично, без всяких сбоев8.
Как представляется, РФ могла бы использовать турецкую готовность играть роль «мостика» между странами Запада и Москвой для того, чтобы иметь дополнительный канал связи с европейцами даже при сохранении напряженности в отношениях РФ со странами - членами ЕС и НАТО.
Выдвижение сегодня на передний план проблематики транспортировки, страхования и других видов логистического обеспечения поставок углеводородов обуславливает необходимость постановки этого вопроса в повестку дня группы ОПЕК+. Становится очевидно, что производство и экспорт энергоносителей можно регулировать только в увязке с адекватным решением проблем его доставки в страны-потребители.
В силу этого, как видится, от функций регулирования объемов поставок нефти группе ОПЕК+ нужно переходить к более широкой схеме, включающей другие составляющие обеспечения функционирования механизмов доставки энергоносителей до оптового потребителя.
Россия могла бы инициировать постановку такого рода предложения.
Сегодня важно было бы возродить очень здравую идею Саудовской Аравии, первоначально сформулированную еще в 2000 году, о создании «энергетической ООН», которая включала бы в себя страны - производители энергоресурсов, страны - потребители нефти и газа и все другие государства, заинтересованные в формировании гармоничной, взаимоуважительной системы мирового энергетического хозяйства. Тогда в Эр-Рияде было объявлено о создании новой организации - Международного энергетического форума (МЭФ). Однако работа МЭФ, к сожалению, не вышла на формат, который позволял бы в практическом плане решать задачи балансировки рынка в увязке со всеми другими вопросами, связанными с обеспечением надежно, стабильно, «неполитизированно» действующей международной системы добычи, экспорта, доведения до конечного потребителя углеводородного топлива.
Сейчас это можно было бы осуществить путем создания дополнительных форматов взаимодействия всех групп стран на базе уже функционирующего механизма ОПЕК+.
В последние пять-семь лет в значительной степени под давлением «антиуглеродной» пропаганды стран Запада государства ССАГПЗ, другие нефтепроизводящие страны существенно сократили объем своих инвестиций в сферу добычи углеводородов, сделав ставку на разработку альтернативных источников энергии.
В этом плане простейшим, наиболее очевидным направлением решения проблемы динамичного увеличения поставок углеводородов могло бы быть снятие санкций с Ирана, страны, обладающей ресурсами для быстрого наращивания объемов производства и экспорта.
Нужды своей экономики Иран смог обеспечить весьма основательно. В Иране одна из самых низких цен на топливо в мире. Один литр бензина стоит всего 5 центов или около 20 центов за галлон, в то время как цены в других нефтедобывающих странах региона в 10-20 раз выше. В Европе бензин почти в 40 раз дороже, чем в Иране. Общая годовая субсидия на дешевое топливо достигает 60 млрд долларов. Примечательно, что эта цифра превышает доходы страны от экспорта нефти.
По оценкам, в случае снятия ограничений Иран сможет дополнительно направить на рынок в течение года порядка 1,2 млн баррелей нефти, что превышает суммарные на данный момент возможности всех других стран - членов ОПЕК вместе взятых.
Конечно, было бы неправильно упрощать ситуацию. Иран в течение длительного периода времени в условиях санкций не мог в полной мере финансировать развитие и поддержание потенциала энергетического сектора. По оценкам иранского министерства нефти, для достижения желаемых результатов необходимы как минимум 160 млн долларов инвестиций в нефтегазовую промышленность.
Вместе с тем ОПЕК рассматривает Иран, наряду с Ливией и Венесуэлой, в качестве «заложников геополитики» и ставит вопрос о необходимости укрепления потенциала производства нефти и безусловного, в полном объеме возвращения этих государств на нефтяной рынок.
Таким образом, надежды стран Запада на то, что ОПЕК может быть против «вброса» на рынок нефти из Ирана и других стран, находящихся под санкциями, - несостоятельны. Страны ОПЕК и ОПЕК+ сегодня прежде всего озабочены сохранением единства своих рядов, и в случае реализации этого условия вопросы регулирования рынка можно будет удовлетворительно решать даже при увеличении числа поставщиков энергоносителей. Так проявляется зрелость, многоопытность руководителей стран ОПЕК и нефтяного бизнеса этих государств.
На рынке энергоносителей возникла крайне острая ситуация. Она может усугубиться, если страны Запада будут упорствовать в своей деструктивной линии. Но сейчас формируются новые возможности и возникают новые схемы преодоления появившихся тупиков. Основное условие выправления создавшегося положения: единство стран ОПЕК, группы ОПЕК+, расширение диапазона действий этих государств. Нужно продолжить использование потенциала Турции в вопросах транспортировки. Для обеспечения устойчивости поставок следует добиваться снятия санкций с Ирана и подсоединения Тегерана к эффективным и достаточно масштабным действиям по регулированию рынка.
1https://www.opec.org/opec_web/en/press_room/6951.htm
2Ергин Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. М.: 2018. С. 465.
3Saudi Aramco and its world: Arabia and the Middle East. Saudi Aramco, 1995. Р. 250.
4https://news.un.org/ru/story/2022/05/1424072
5https://rutube.ru/video/60d1bcecee17b62725987e147b0938d9/
6TheWashington Post. 30.06. 2022.
7https://mobile.twitter.com/JavierBlas/status/1554812545646608386?s=20&t=96cDvG4AhXUlAUSV61OHTw