Сейчас на фоне судьбоносных для России и всей системы мирового порядка событий на Украине и вокруг нее мы все чаще слышим слова «наша сила в правде», «наше дело правое». Они произносятся безотчетно, их не надо доказывать никому из нас, потому что они - в нашем духовном коде. И в связке с ними все чаще говорится о том, что у России должна быть своя национальная идея. Закономерно, что понятия правды, правого дела и патриотизма особенно остро резонируют в нашем сознании в критические периоды российской истории, как это было в роковой день 22 июня 1941 года: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

В первой половине XX века замечательные ученые из русских эмигрантов - П.Н.Савицкий, Г.В.Вернадский, Н.С.Трубецкой и другие - впервые ввели в научный оборот идею евразийской сущности России, в которой, в частности, присутствовало утверждение о том, что наша страна не может быть ничем иным, кроме «государства правды» [1].

Мысль о том, что Россия должна быть «государством правды», имела глубокие морально-философские корни. Наш духовно-нравственный код формировался на протяжении 1200 лет. При этом исключительно важную роль в его становлении сыграло не только принятие на Руси христианства в IX веке, но и трагичные события XIII века, связанные с жертвенным подвигом Александра Невского. Именно он, обобщая в то страшное время испытаний духовные искания русских людей, произнес глубоко философский и пронизанный нашей ментальностью постулат: «Не в силе Бог, но в Правде!» [2] и впервые(!) в нашей истории сформулировал идею патриотизма: «Больше любви никто же не имет, аще тот, кто душу положит за други своя». Обратим внимание: даже не жизнь положить «за други своя», а именно душу, ибо душа - высшая данная человеку ценность, она выше жизни по своему значению. А о какой же любви говорится в первой части этого пронзительного по своей интеллектуальной мощи изречения? Осмелимся предположить, что это не только любовь Всевышнего (Александр Ярославич был глубоко верующим человеком), но и любовь своего народа. Да, святой князь имел полное право так сказать - «за други своя» он положил и жизнь в 42 года, и душу без остатка.

Православие вдохнуло в мироощущение нашего народа категорию совести, иначе говоря, ответственности за свои земные дела в отличие от католического тезиса блаженного Августина о предопределении. Глубокий смысл правды в нашем ментальном ДНК не сравним со значениями этого слова в языках других народов. Для нас правда - это не только установленный факт, но и справедливость и совесть (сравните, например, со значением слова «truth» в английском языке). Общеизвестные у нас выражения «стоять за правду», «пострадать за правду» означают «стоять за справедливость», «пострадать за справедливость». А «жить по правде» - значит «жить по совести».  Так что сформулированная Александром Невским идея Правды на протяжении прошедших с тех пор 800 лет дала всходы и в сознании каждого россиянина, и в наших внутренних и внешнеполитических делах. Она пульсирует в каждой нашей жилке.

Что касается нашей идеи патриотизма, то она не имеет ничего общего ни с оголтелым национализмом и шовинизмом, ни с презрением к другим народам, представлениями о собственной исключительности и попытками навязывать остальным странам свою волю и ценности. По мере расширения Российского государства на восток русские относились к местным народам как к равным (например, строго соблюдались законы, запрещавшие воеводам в Сибири самим наказывать коренных жителей за проступки; надо было посылать дело в Москву, где обычно оно решалось амнистией).

И наоборот, колониальные завоевания англосаксов и других западноевропейцев сопровождались зверствами по отношению к коренному населению, которое воспринималось как неполноценное («бремя белого человека», по Р.Киплингу). Примеров, в том числе из совсем недавнего прошлого, как у нас говорят, - пруд пруди. Отсюда - генезис стремления западных стран к мессианству и навязыванию своих «ценностей» [3]. Те же, у кого есть свои ценности, которыми они не хотят жертвовать, должны быть сломлены силой.

Относительно нынешнего оголтелого западного русофобства стоит заметить, что оно было всегда. Просто до 24 февраля 2022 года оно скрывалось под маской политкорректности. Его корни кроются в том же XIII веке, когда Александр Невский не только отверг предложение Папы о союзе против монгол, но и сорвал грандиозный план западного порабощения Руси. Именно тогда в Западной Европе была запущена «черная легенда» о русских и степняках, прежде всего монголах, как о «варварах» [4]. С тех пор эта легенда разрабатывалась в западноевропейских столицах с разной степенью злобы и скрытности в зависимости от исторического периода и характера отношений Запада с Россией.

Глубокая разница между нами и западными странами в мироощущении и менталитете неизбежно воздействует на характер и направленность внешнеполитических установок. Склад ума переделать нельзя, а внешнюю политику определяют люди определенного склада ума, который формируется как генами, так и воспитанием. На этот существенный момент в наших отношениях с западными странами, как представляется, мы до сих пор обращали недостаточно внимания. Не отсюда ли были неоправданные и, как теперь совершенно ясно, неоправдавшиеся ожидания от «партнерства» с ЕС и НАТО и в целом с Западом?

Что касается нашего внешнеполитического курса, то, по моему глубокому убеждению, он определяется не только базовыми принципами и оценками проблем современного мира, но и глубокими духовными и нравственными корнями и традициями, формировавшимися на протяжении столетий и в совокупности составляющими наше национальное самосознание.

Ключевыми из них являются понятия правды и справедливости, категория совести, идея патриотизма, традиция уважения других народов и культур. Эти фундаментальные опоры российского духовного кода имеют прямую проекцию на многие установки внешней политики России. Назовем только некоторые из них. Выше Устава ООН, норм и принципов международного права не могут быть «правила», формируемые узкой группой государств и навязываемые остальным членам международного сообщества. Попытки переписать историю, в том числе историю Второй мировой войны, не имеют ничего общего с правдой и обречены на провал.

В условиях полицентричного устройства мира необходима последовательная демократизация международных отношений на основе принципа справедливости таким образом, чтобы принимаемые на глобальном и региональном уровнях решения учитывали законные интересы всех участников. Взаимоуважение и взаимообогащение духовных ценностей и культур различных цивилизаций и народов должны стать нормой международного общения. Российская идея патриотизма, которая заключается в любви к Родине и готовности защищать ее при возникновении внешних угроз, тесно связана с уважительным отношением к различным культурам  и народам.

Мы - не Европа не только потому, что в нас слишком много азиатского. Главное в том, что у нас свои духовные ценности, далеко не во всем совместимые с европейскими, особенно с современными неолиберальными. Кроме того, наше кредо уважения традиций и культур других народов невозможно синтезировать с высокомерием современных западных «ценностей». Но мы - и не Азия, потому что в нас немало европейского, прежде всего в сфере культуры. Наша евразийская суперэтническая общность в цивилизационном смысле уникальна, но ее уникальность не в том, что мы выше других народов (в нашей идее правды никогда не было этого смысла), а в том, что, как и каждый суперэтнос, мы - другие.

Вот это - «за други своя» - и сейчас звенит в каждом сердце настоящего россиянина. Нельзя сказать, чтобы в истории Европы не было примеров любви к родине и стойкости убеждений. В XV веке простой, но понятный всем французам лозунг Жанны д’Арк «Прекрасная Франция!» спас эту страну от английского порабощения. В начале того же века чех Ян Гус в ответ на требование под страхом смерти отречься от своих убеждений сказал: «Я здесь стою и не могу иначе». Так что в Европе были свои пассионарии. Но теперь возраст европейского суперэтноса, согласно теории Л.Н.Гумилева [5], свидетельствует о его закате. Он подводит его к моральному разложению, а по отношению к нам, россиянам, даже к черте расизма.

Поколение за поколением наших людей не хотят и не могут жить без поисков правды. Мы будем вечно искать нашу идею. Хорошо это или плохо? Вопрос риторический. Мы такие, какими нас сделала наша история и наш особый евразийский этнический и духовный код. И нас не переделать. Но в этих исканиях всегда были и всегда будут понятия правды, справедливости, совести и патриотизма. Именно об этом сейчас надрывно гудит наш вечевой колокол. Вот это самое сокровенное в нашей душе и самоидентификации, которое нельзя ни забыть, ни продать, ни предать, никогда не понимал и никогда не поймет Запад.

Ответим и на второй вопрос: по ком звонит наш колокол Правды? Прежде всего по западной «империи лжи» и отчаянным попыткам увековечить ведущее место США на мировой арене. Но не только. Он звонит и по той маргинальной прослойке наших людей, которая прельстилась мишурным блеском «европейской цивилизации» и не мыслит себя вне ее рамок. Сейчас, когда маска «ценностей» и «правил» Запада сорвана и он показал свой русофобский оскал и духовную нищету без прикрас, эти люди в глубокой растерянности. Избавиться от иллюзий непросто. Но самоочищение всегда идет на пользу.

Как только где-нибудь вы услышите: «Zа державу обидно!», «Zа други своя!», «Zа правду!», знайте - здесь ваши духовные скрепы, здесь Россия.

 

Источники и литература

1. Ильин В. Евразийство // Ступени. 1992. №2. С. 62.

2. Повесть о житии Александра Невского / Подг. текста, перевод и примеч. Охотниковой В.И. // Воинские повести Древней Руси // URL: https://archive.ph/r86Vw (дата обращения: 07.08.2022).

3. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М., 1998.

4. Гумилев Л.Н. Черная легенда. М., 2008.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001.