Сегодня в Латвии, как и во всей Прибалтике, нашим соотечественникам приходится бороться за право быть русскими. Вопрос русского языка и статуса русскоязычных - один из самых острых в Латвии. Русофобия стала ведущим элементом латвийской политики.

Основой современных дипломатических отношений должны стать уроки истории. Ключ к решению данной проблемы был найден и успешно реализован уже в 1920-х годах Русской православной церковью. В 1920-1930-х годах православная церковь в Латвии в лице ее главы и одновременно депутата Сейма архиепископа Иоанна (Поммера) выступила гарантом единства Русского мира.

Латвийская Республика в 1919 году формировалась как национальная. Латвийской православной церкви, рассматриваемой как продолжение имперского прошлого, в ней не нашлось места. Государство было заинтересовано в национальной церкви, а потому не торопилось с юридическим признанием Латвийской православной церкви.

Соседние государства (Польша, Эстония, Финляндия) попытались оторвать свои православные церкви от Московского патриархата. На межгосударственном уровне была высказана идея объединить православные церкви балтийских республик в единую Православную церковь Балтии, которая порвала бы с Московским патриархатом. Это грозило расколом.

Собственность Латвийской православной церкви, которая воспринималась как наследница государственной собственности Российской империи, по мирному договору с Россией была в процессе национализации и передачи, в том числе католической церкви. Резиденция архиепископа была национализирована накануне приезда главы Латвийской церкви в Ригу. Рижская духовная семинария как источник воспроизводства кадров духовенства была закрыта, приходы разорены.

В таких условиях в 1921 году латвийская паства была поддержана решением Святейшего патриарха Тихона о направлении в Латвию единственного в Русской православной церкви этнического латыша. Главой Латвийской церкви стал архиепископ Пензенский и Саранский Иоанн (Поммер), успешно противостоявший первому церковному расколу («путятинской смуте»), поддержанному советской властью в Пензе.

Перед архиепископом Иоанном стояли сложные задачи сохранения канонической связи с Русской православной церковью и государственной легитимации Церкви в условиях национального государства.

Первая задача была гениально решена Святейшим патриархом Тихоном и не менее гениально реализована архиепископом Иоанном. Актом Патриарха Московского и всея Руси Тихона (Белавина) за №1026 от 19 июля 1921 года была предоставлена автономия Латвийской православной церкви в решении хозяйственных и политических дел, но о канонической независимости речи в нем не было. Архиепископ Иоанн, умело используя и интерпретируя этот акт, сумел предотвратить разрыв канонических уз с Московским патриархатом. Православные церкви Финляндии и Эстонии не смогли этого сделать и под нажимом правительств ушли в юрисдикцию Константинополя. Государство было вынуждено уважать «твердого» архиепископа, потому что знало, что за его спиной стояли более 160 тыс. православных Латвии. Данный акт упрочил позиции Латвийской церкви на международной арене.

Вторая задача была сложнее. В условиях борьбы партий за собственные интересы ЛПЦ в контексте имперского прошлого была им не выгодна в качестве союзницы для решения своих тактических задач.

Русские, составляющие основу Латвийской церкви, после образования латвийского государства были поставлены в статус национального меньшинства - расколоты, политически пассивны и не имели идейного единства. Поэтому во время работы Учредительного собрания представителей русского меньшинства не было ни в одном из правительств. К концу работы I Сейма русские оказались неспособными противопоставить что-либо конструктивное в противовес набиравшему силу латышскому национализму и теряли одну позицию за другой. Еще в ходе работы I Сейма стало очевидным, что в русской среде не было лица, которое могло бы быть выставлено на выборах в качестве представителя русских интересов. Ввиду полного отсутствия лиц с прочным политическим стажем, популярным именем и понятными русским лозунгами русское общество испытывало тревогу, в нем раздавались голоса о целесообразности блока с евреями. Однако до этого дело не дошло.

Будучи ярким церковным деятелем, дипломатом, двуязычным (русский и латышский), обладающим даром слова, архиепископ Иоанн впервые в церковной истории принимает решение баллотироваться в Сейм в защиту интересов православия, а значит, и интересов Русского мира.

«Вы спрашиваете, что заставляет меня участвовать в многомятежной общественно-политической жизни? И прямой закон, и традиции Церкви обязуют пастырей выступать на защиту пасомых, когда защита нужна. В силу этой обязанности предстательствовали за пасомых древние апологеты, рискуя и покоем, и благополучием, и жизнью. Отцы «золотого века» не только предстательствуют, они с неправедными вершителями судеб народных вступают в ожесточенную борьбу. Вспомните хотя бы св[ятителей] Златоуста1 и Амвросия2.

По мере христианизации государств исполнение этого долга облегчается. В православных Византии и Руси к голосу узаконенных заступников - народных пастырей - прислушиваются и при издании законов, и при их исполнении. Особенно ярко пастыри осуществляли этот свой долг в годы тяжких испытаний народных. При зверонравном Грозном святитель Филипп3, в смутную пору патриарх Гермоген4 головы свои сложили, защищая пасомых. Родина парламентаризма Англия, чтобы обеспечить пастырству широкую возможность в исполнении этого долга, первого из своих пастырей ввела в качестве непременного члена верхней палаты.

Где этого не сделано, пастырство ищет возможности защищать пасомых с парламентской трибуны, проходя в депутаты обычным путем выборов. Это мы видели и в дореволюционной Руси.

Во исполнение этого пастырского долга и я по зову моих пасомых, пренебрегая всеми терниями пути, пошел в парламент.

Это было, безусловно, необходимо, ибо, когда я прибыл в Латвию, не было здесь людей, более нуждающихся в защите и более беззащитных, чем мои пасомые»5.

В 1925 году на выборах во II Сейм он выступил во главе совершенно нового политического объединения - Блока православных избирателей и общественных организаций. Примечательной особенностью предвыборной агитации православных избирателей, группировавшихся вокруг архиепископа Иоанна, явилась проповедь толерантности в отношениях между русскими и латышами. Поэтому в предвыборной листовке подчеркивалось, что «травлею и угрозами латышам и Латвии, проповедью недоверия к латышам нельзя заставить латышей отнестись с доверием и уважением к русскому меньшинству»6.

Документальный фильм «Священномученик Иоанн Рижский: на страстном пути»

Священномученик Иоанн (Поммер) - символ единства Церкви. Судьба его уникальна тем, что это крестный, мученический путь одновременно и архиерея, и депутата парламента: как предстоятелю Латвийской церкви ему приходилось бороться за сохранение канонического единства, как политику - за элементарные права верующих.

Документальный фильм, посвященный 20-летию канонизации священномученика Иоанна Рижского Русской православной церковью и 100-летию Латвийской православной церкви, создан по благословению митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима и митрополита Рижского и всея Латвии Александра, при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Православной телекомпании «Союз» и объединяет творческие усилия профессионалов из Москвы, Санкт-Петербурга, Пензы и Риги.

Первая часть фильма посвящена жизненному пути священномученика Иоанна от рождения до отъезда из Пензы в Ригу в 1921 году. Архиепископ Иоанн в годы Гражданской войны смог сохранить Пензенскую церковь от раскола и уничтожения, за три года (1918-1921 гг.) перевернуть ход церковной истории.

Вторая часть рассказывает о владыке Иоанне как предстоятеле Латвийской православной церкви, его служении, мученическом подвиге и почитании во всем православном мире. Съемки проходили в России, Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Израиле и США.

 

После выборов во II Сейм (3-4 октября 1925 г.), несомненно, архиепископ Иоанн стал самой колоритной фигурой среди русских парламентариев, заявив, что своей главной задачей он считает защиту интересов православной церкви и русского меньшинства. Он также высказался за совместные действия меньшинств в отстаивании своих прав.

Особняком среди русских депутатов возвышалась его личность. «По натуре своей он был не только монах, но и крупный политический деятель, горячий, страстный оратор, он весь горел борьбой против большевиков и партий, поддерживавших их. Его речи всегда вызывали страсти и прения. Он говорил логично и постоянно имел веские письменные доказательства правоты своих утверждений»7 - таким выведен облик этой бесспорно незаурядной личности в воспоминаниях Г.Гроссена, известного публициста.

Архиепископ Иоанн никогда не делил православные приходы по национальному признаку, возглавляя всех православных Латвии. Поэтому, будучи сам по национальности латышом, он всегда очень энергично, с тонким тактом защищал интересы национальных меньшинств. Главным его лозунгом была проповедь терпимости и симфонии в отношениях между русскими и латышами на основе православия. Фактически создавая конфессиональный политический блок, он понимал, что это единственно верное решение как для защиты прав русского меньшинства, так и для защиты прав Церкви.

«В некоторых странах русофобия является болезнью наследственной, плодом многих вековых, исторических счетов и недоразумений. С наследственной болезнью бороться трудно. Но для нашей страны, для Латвии, русофобия - не наследственная болезнь. В прошлых взаимоотношениях латышей и русских нет никаких оснований для русофобии. Об этом мы уже говорили и писали не раз. Когда ныне некоторые политики в угоду чисто внешним влияниям, идущим из кругов, весьма сомнительно расположенных к Латвии, усиленно работают над искусственным привитием и культивированием среди латышей русофобии, мы считаем своим долгом протестовать во имя блага латышского народа и Латвийской Республики и обратиться к идеологам вражды ко всему русскому с вопросами. В течение ряда лет вы силитесь навязывать латышу сознание, что русский для него - опасный враг, но где же факты, подтверждающие ваше утверждение? Чего вы думаете достигнуть ярой русофобией? Думаете купить ею благорасположение в Латвии в тех кругах, которые вас науськивают на русских? Мы по личному опыту знаем этих лукавых друзей, и нам не кажется невероятным, что они, втравливая вас в дело, чреватое внутренней немирностью страны, думают меньше всего об интересах латышского народа»8.

Прежде всего нужна была защита прав русских - права на язык и образование на русском языке. Русская школа при создании независимой Латвии вступила в качественно новый этап развития. Из господствующей она превратилась в школу одного из национальных меньшинств, отрезанного от своей этнической родины. Русская школа оказалась поставленной перед ранее неведомой ей задачей борьбы за выживание за пределами России. Как депутат Сейма, священномученик Иоанн (Поммер) последовательно выступал в защиту русских школ и обществ. Благодаря его усилиям в 1927 году из средств Культурного фонда были выделены пособия Русским университетским курсам и Русскому просветительному обществу.

Войдя в политику как яркая личность, архиепископ Иоанн (Поммер) стал депутатом трех Сеймов и прочно зарекомендовал себя в качестве центра объединения русских сил. В итоге, благодаря дипломатичной политике внутри Церкви по примирению латышской и русской паствы, в рамках III Сейма был создан единый блок православных и русских партий. Владыка Иоанн решительно делал шаг навстречу чаяниям латвийских верующих - осуществлял перевод богослужебных книг на латышский язык, создавал латышские приходы, сам регулярно произносил проповеди на латышском языке. Этим была создана база для создания солидарного общества: национальные противоречия были сглажены благодаря единству духовных целей.

И наконец, 8 октября 1926 года Кабинет министров Латвии принял «Правила о положении Православной церкви», Латвийская православная церковь получила статус юридического лица и гарантии предоставления регулярных государственных субсидий. Было восстановлено духовное образование: открыта семинария. Создан печатный церковный орган - журнал «Вера и жизнь».

В 1931 году в Европу из США пришел мировой экономический кризис. По Латвии экономические проблемы сильно ударили в 1932 году. В Прибалтике готовился приход к власти националистических сил.

В Латвии государственный переворот произошел 15 мая 1934 года: установление авторитарного режима Карлиса Улманиса (1877-1942 гг.).

На пути формирования националистического государства стоял глава Латвийской церкви, имевший за плечами поддержку Московской патриархии и многотысячной наднациональной православной паствы. В ночь с 11 на 12 октября 1934 года архиепископ Иоанн (Поммер) принял мученическую смерть, он был убит на своей даче на окраине Риги. Убийство так и не было раскрыто. Тотчас в 1935 году Латвийская православная церковь под давлением националистических властей вышла из канонического подчинения (юрисдикции) Московского патриархата.

В настоящее время ситуация в Латвийской православной церкви и в целом в Балтии, геополитические процессы и роль Константинопольского патриархата во многом являются зеркальными.

Латвии отведена роль барьера между странами Западной Европы и Россией. Реализуя этот внешний запрос, правящие элиты республики проводят линию на конфронтацию с Россией, чаще всего в ущерб национальным и экономическим интересам.

Выразителем интересов русскоязычного населения Латвии в настоящее время является партия «Согласие», которая 6 октября 2018 года набрала 20% голосов на выборах в Сейм Латвии. Однако она снова не смогла сформировать правящую коалицию в связи с отказом остальных партий сотрудничать с ней в силу доминирования националистических интересов. Либеральная идеология никогда не имела в латвийском обществе серьезной кадровой и институционной основы, не развились в нем и левые идеи.

Следствием этого в последние пять лет в общественном сознании стала преобладать идеология латышского национализма, потенциальную конкуренцию ей может составлять только христианское мировоззрение.

На сегодняшний день в Латвии проживают около 350 тыс. православных. Латышские приходы малочисленные, тем не менее они выделяются достаточно стабильным составом прихожан. За годы советской власти и в первые годы независимости среди православных латышей произошел качественный отбор, в результате которого остались только сильные в вере люди. Большинство прихожан православной церкви в балтийских странах составляют представители русскоязычной диаспоры.

Из сложившейся ситуации есть выход - есть единое пространство: единая православная вера и Церковь. Только через единство веры с учетом интересов в Латвийской православной церкви латышей и поддержки латвийских приходов и служб на латвийском языке возможна консолидация и единство Русского мира в Латвии. Положение Латвийской церкви с наличием Томоса от 22.12.1992, предоставленного Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием уже в современных условиях, и благодаря дальновидной и дипломатичной политике митрополита Рижского и всея Латвии Александра прочно и перспективно.

Что касается присутствия церковного деятеля в политике - оно оправдано в конкретных исторических условиях. Цель - защита православия и идеологии - мощна и первична и дает импульс к консолидации разрозненных русских сил для сотрудничества-симфонии с этнообразующими нациями в лимитрофных государствах. И сейчас как никогда актуальны слова Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, сказанные на открытии XVII Всемирного русского народного собора: «Нашим идеалом является солидарное общество, общество социальной симфонии, где разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками. Симфония этносов, которая придает нашей цивилизации неповторимый облик, невозможна без участия в ней русских. Диалог народов, призванный внести гармонию в межнациональные отношения, не достигнет цели без присутствия в нем русских голосов, русского фактора».

Сейчас в Прибалтике начинает возрождаться самосознание русских как части Русского мира. И именно Русская православная церковь имеет все основания стать гарантом его единства.

 

 

1Иоанн Златоуст (347-407 гг.) - один из главных отцов церкви, с 397 г. епископ Константинополя; выдающийся проповедник, представитель греческого церковного красноречия. Известен также как обличитель общественной несправедливости, в результате восстановивший против себя влиятельные круги двора и высшего клира, отправленный в ссылку.

2Святитель Амвросий, епископ Медиоланский (ок. 340-397 гг.) - выдающийся проповедник и гимнограф. Пользовался огромным авторитетом у народа и императоров, принимал деятельное участие в государственных делах.

3Филипп (Колычев Федор Степанович; 1507-1569 гг.) - митрополит Московский и всея Руси. Решительно выступил против жестокостей и казней Ивана Грозного. Был задушен по приказу царя.

4Гермоген (ок. 1530-1612 гг.) - Патриарх Московский и всея Руси (1606-1612 гг.). В эпоху Смутного времени рассылал по городам грамоты с призывом к восстанию против польских завоевателей. Был заключен в Чудов монастырь, где умер от голода.

5Слово. 1928. №995.

6ЛГИА. Ф. 3235. Оп. 1/22. Д. 371. Л. 44. Предвыборное обращение «Православные избиратели».

7Гроссен Г. Жизнь в Риге // Даугава. 1994. №1. С. 163.

8Вера и жизнь. 1926. №10.