Партенит, Республика Крым, 18 октября 2021 г.

 

Армен Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь»: Идея этого «круглого стола» принадлежит владыке Нестору. Он - инициатор, вдохновитель и благословитель. Поэтому ему предоставляется приветственное слово.

 

Епископ Ялтинский Нестор: Всегда трудно начинать, но еще труднее заканчивать, потому что все начинается в этом мире, а продолжается в вечности. Это первый шаг в нащупывании той реальности, в которой мы находимся. Она сверхсложна, она крайне запутана, она сложнее, чем советская или какая-то иная реальность. Поэтому самоидентификация, утверждение своего бытия, своего первородства, своей идентичности является первейшей духовно-нравственной задачей. И это требует интеллектуального мужества и решимости быть и осуществлять свое бытие в таких непростых условиях, в которых мы находимся.

По дороге сюда я послушал Евангелие о зле, о том, что нужно прощать своих врагов и так далее. Дело в том, что определить своих врагов, знать своих врагов, иметь своих врагов - говорит о важном. Многие говорят: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Сказать можно и наоборот: «Скажи мне, кто твой враг, и мне будет еще понятней, кто ты такой!» Отсутствие врага как для человека, так и для целого народа - омоним некоего провала, интеллектуального, метафизического, духовного. Очень важно определить, кто мы и кто наши враги, лидеры злого. Где наш формат, где наши возможности. Где заканчивается наша территория и начинается территория отчуждения. И это хорошо чувствуется в Крыму, южной провинции Российской Федерации, Российской империи. Я как человек окраины по убеждению, местонахождению и по воле судьбы остро чувствую иные пространства. Когда ты находишься в центре, ты чувствуешь себя защищенным провинцией, но когда находишься на окраине, чувствуешь большое пространство и в одну сторону, и в другую.

А Крым в этом смысле - образование, которое было всегда таковым для Римской, Османской и Российской империй, а также для Советского Союза, Российской Федерации и для Украины.

Сколько мне ни приходилось говорить с депутатами: «Ну что здесь в Крыму? Яблоки, вино, море… Проблемы какие-то?» Теперь, правда, для Украины это закончилось тем, что Крым под другим флагом…

Нам надо определить свое место бытия. Неизвестно, что опаснее: самоцензура, самокоррекция - это всегда очень опасная вещь, когда мы начинаем думать, чувствовать и пытаться выйти за пределы очевидного и начать прыжок в сторону.

А мы как раз собрались, чтобы назвать вещи своими именами. Хочу пожелать это нашей встрече. А все остальные рассуждения - это уже по ходу дела.

 

А.Оганесян: Хотел предупредить об этом участников, мы обсуждали с владыкой, что доклады докладами, но самое главное - наша дискуссия. Живая, непосредственная реакция на те же доклады. Сразу вспоминаю фразу французского мыслителя, который предостерегает, что нам часто врагом кажется тот, кто нам угрожает в данный момент. И мы иногда теряем стратегическое видение врага.

Враг нашей идентичности - не иная идентичность. Враг - это тот, кто отрицает любые идентичности.

 

Епископ Ялтинский Нестор: Хочу добавить, что самое важное в наше время - тайна развоплощения. Сейчас наша цивилизация совершает некий антиподвиг развоплощения. Снимаются все границы, стираются грани чужой-свой, светлое-темное. И этот момент развоплощения, развеществления, расчеловечивания проходит безумно быстрыми темпами. Что мы можем на это сказать? Что мы можем этому противопоставить? Как мы можем сохраниться в том формате, в котором нас призвал Христос?

 

А.Оганесян: Спасибо, Владыка! Кстати, вы ссылались на сегодняшнее Евангелие. Я его тоже слушал. Ехал и думал, что будем же говорить о врагах. На самом деле о врагах надо говорить… Надо помнить, что слова: «О злобе же не негодова» (Пс. 35:5) звучат как упрек. Если мы не негодуем о злобе, то это не христианский подход.

Первый участник - архимандрит Кирион (Родионов), игумен Железноборовского мужского монастыря Костромской епархии.

Современность, православие и христиане. Путь ко Христу или от Него?

Архимандрит Кирион (Родионов): Многоуважаемый Владыка, досточтимые отцы, уважаемые участники и гости «круглого стола»!

Много уже написано и сказано о том, какое злодеяние было принесено всему православию в целом и Украинской православной церкви в частности от лица Фанара. Черной страницей войдет январь 2019 года в историю нашей православной церкви, когда нераскаянные раскольники и самозванцы, носящие священные одежды, были, так сказать, «приняты в общение» Вселенской патриархией со ссылкой на Священные каноны, при этом в полное их попрание. И одна из причин - наше время, время лукавое и опасное, время, когда подменяются понятия, меняются местами критерии и сознательно запутываются термины.

В самом начале хотел бы заранее принести вам свои извинения за предстоящее вашему вниманию мое пространное вступление, но оно необходимо.

Мы уже привыкли к тому, дорогой Владыка и отцы, что приходящие к нам люди часто обращаются за советом не только в духовных вопросах, но и по разнообразным житейским ситуациям - будь то семейные разногласия, производственная сфера или политическая. Лично я в подобных ситуациях стараюсь обращаться к своей памяти. Господь сподобил меня встретить на своем пути замечательных людей. Это и мой бывший игумен, ныне здравствующий архимандрит Варлаам (Гергель), и наш духовник схиархимандрит Макарий (Болотов) - оба воспитанники старой монашеской школы и традиций. И мне памятно, что в общении отца Макария с нами он не только никогда не навязывал своей воли, не только не настаивал на своем видении какого-либо решения, но прежде всего старался сделать так, чтобы мы сами пришли к пониманию того или иного своего шага. Даже если этого и не происходило, но так или иначе окончательное решение (правильное или неправильное) всегда оставалось за нами. Почему так? Это проистекало из опыта старческой, старой монашеской школы. А она, в свою очередь, проистекала из понимания сути Христа и христианства как такового - непременная свобода личности и личностного выбора. Но здесь есть важный нюанс: наша христианская свобода должна быть во Христе, основываться на Христе и в конечном счете вести человека ко Христу.

Что я хочу этим сказать? Основываясь на этом миропонимании, любой, даже бытовой, практический или политический вопрос должен рассматриваться именно с этой точки зрения: что об этом сказано в Евангелии? Как об этом сказал Господь? Насколько это приблизит меня ко Христу или приведет к Нему? Или наоборот - удалит?

В том же ключе рассуждал и блаженной памяти схиархимандрит Зосима (Сокур), когда один священник принес ему некую современную, «духовную», как теперь принято говорить, книгу, всячески нахваливая ее и рекомендуя прочесть. Батюшка прочел. А в итоге сказал: «Книга-то хорошая… Вот только насколько она приближает нас ко спасению?» Понимаете? Даже в таких ситуациях старцы, водимые Духом Святым, все вопросы рассматривали в призме сотериологии! А насколько это служит нашему спасению? Насколько это приближает нас ко Христу?

Я не зря вспомнил здесь схиархимандрита Зосиму. Потому, как именно имея «ум Христов», можно было увидеть грядущую на нашу землю беду. Незадолго до своей кончины в 2002 году, хоть и не в полной мере, но предвидя горестные события, в своем духовном завещании он в опасении писал: «Строго держитесь Русской православной церкви и Святейшего патриарха Московского и всея Руси.

В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским…

Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.

Твердо стоять за каноны Русской православной церкви. В случае отпадения от единства Русской православной церкви - правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление под омофор Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший патриарх не откажет и примет под свой омофор».

Напомню, что эти слова были написаны за 17 лет до совершившегося злодеяния!

Таким образом, мы определяем, что первый источник наших ответов нужно основывать на Евангелии. Однако, по слову евангелиста Иоанна Богослова, Евангелия не доносят до нас всю полноту слов и поступков Иисуса Христа: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). А потому мы обращаемся к следующему источнику, следующему критерию своих слов и поступков: а как поступали в тех или иных ситуациях апостолы? Как поступали первые христиане? Как они реагировали на те или иные новые вызовы, которые ставили перед ними обстоятельства, люди и время?

К примеру, вспомним самые первые: соблюдать ли христианам ветхозаветные повеления? Или: как относиться к христианам, которые откупаются от идольских жертвоприношений или пыток? И так далее, примеров масса.

Почему я говорю о Евангелиях, апостолах, первохристианских общинах и не говорю о многовековом пласте нашей истории после Миланского эдикта и периода торжества православия?

Здесь я склоняюсь ко мнению многих церковных историков, которые считали, что со времен императора Юстиниана положения его Кодекса и новелл привели если не к слиянию Церкви и государства, то, скорее, к подавлению Духа Христова и Церкви имперской государственной машиной и послужили причиной замутнения православия. Именно то состояние, в котором мы видим сейчас Фанара, одержимого в своих действиях панэллинским шовинизмом. В нашей русской истории эта же калька юстинианского взгляда на взаимоотношения Церкви и общества привела Церковь к бедственному состоянию во времена императора Петра Великого. 

К чему мое столь пространное введение и к чему я веду? 

Одним из многих если не главных вызовов православному христианству в нынешнее, как я уже упоминал, лукавое время, на мой взгляд, является уведение христиан от нашей основной цели: Христа и спасения в Нем. И это становится явным лишь при условии соблюдения нами вышеперечисленных критериев - учил ли этому Христос в Евангелиях и так ли поступали апостолы и первые христиане.

Можно сколько угодно укорять и ругать Варфоломея и его единомышленников из других церквей, его хозяев из Госдепа, украинских раскольников и украинских националистов, горячо ратующих за «национальну церкву», при этом абсолютно индифферентных к ее храмам и их так называемым «богослужениям».

Посмотрите на аргументы пэцэушников и иже с ними: национальная церковь, государственность, независимость… Но где здесь спасение? Как это приведет меня к искоренению страстей, излечению души и соединению со Христом?

Хотел бы привести в пример такое явление нашей современной церковной жизни, как Сергий (Романов). Этот человек не с Марса прилетел, и его не присылал Госдеп или Фанар, а он наш. Но поистине на нем сбылись слова апостола Иоанна Богослова из его Первого послания: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19). О чем говорил и учил своих пасомых этот человек в сане и должности игумена, будучи связан обетами великой схимы? Этот человек возомнил, что ему удастся построить Царство Небесное на земле в одном, отдельно взятом государстве. И аргументы его ничем не лучше аргументов украинских националистов - набор тот же. А число ошибающихся вслед за ним его последователей, до сих пор одевающих на него мученический венец? Оно исчисляется тысячами!

Оглядываясь на страницы Евангелия, позвольте задать два риторических вопроса: разве где-то в Евангелиях из уст Христа мы слышим недовольство или критику существующих властей или государственного управления? Разве мы их встречаем где-то на страницах апостольских книг? Или, вообще, мы какие-то находим слова о чем-то земном, кроме мира Горнего, Божественного?

И позвольте заметить еще одно важное наблюдение: общаясь со старыми монахами и монахинями, священниками, диаконами, пережившими заточения и ссылки, я ни от одного из них никогда не слышал слов осуждения или поношения в сторону казнившей их и терзавшей советской власти, хотя, казалось бы, кто, как не они, имели на это право!

Современная история украинской церкви показала нам еще один значимый пример. Те приходы, те церкви, где священник жил с прихожанами одной семьей, их нуждами и заботами, и при этом вел людей ко Христу и говорил людям о Христе, и указывал им путь ко спасению, в большинстве своем остались незыблемы и в лоне Церкви. Напротив, приходы, где священники были лишь механическими «требоисполнителями» и не уделяли воспитанию и просвещению пасомых ни рвения, ни заботы очень быстро переключались на идеи так назывыаемой «национальной» и «нэзалэжной» церкви, уходя в раскол. Не видя, не понимая цели христианского пути, они не увидели разницы между Церковью и раскольниками.

Эти вызовы стоят и перед нами. У каждого архиерея может быть такой нерадивый священник. У каждого священника есть прихожане, мятущиеся по заботам века сего: а какой депутат лучше, а какой правитель, а какая форма государственного правления правильная и так далее, забывая, что Церковь Христова не от мира сего, что она НАДмирна и должна быть непричастна стихиям века сего. Забывая о горнем, мы начинаем бояться смерти и дрожать над масками и вакцинами, стерилизовать чаши и лжицы со Святой кровью, забыв о христианском стремлении разлучиться и быть со Христом, как о том говорит святой апостол Павел в своем Послании к Филиппийцам: «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение... имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:21;23).

Для нас очевидна картина фанарского беззакония. Да, они действуют исключительно как офис Государственного департамента не только в странах, относящихся к православному вероисповеданию, но прежде всего в греческом мире, где их авторитет и успех утверждаются на основе панэллинского института и мнимого статуса «вселенскости». Но это оказалось бы невозможным или, по крайней мере, довольно затруднительным, если бы у них и их последователей не было замутненного и искаженного видения и понимания цели христианского существования, видения и понимания Духа Христова и самого Господа нашего Иисуса Христа. Если понимания и видения этого вызова не будет у нас, то нет никакой гарантии, что нас не постигнет та же участь: или ко Христу, или от Него.

 

А.Оганесян: Спасибо большое! Здесь затронуто очень много вопросов и тем. Хочу сказать, что все это выстрадано, потому что отец Кирион был долгие годы экономом и благочинным Киевского Благовещенского монастыря в Бортничах.

Хочу добавить еще к вопросу о врагах. Здесь среди присутствующих есть чада отца Макария, удивительного старца. Он служил одно время на Украине. Любил Украину, переживал за нее, можно сказать, плакал о ней: «Погибнет, погибнет…» Как-то я познакомил отца Макария с католической семьей одного известного немца, юриста в области СМИ. Он практически защищал интересы всех европейских телерадиоканалов общественного формата. Защищал в судах и прочее и прочее… Этот человек был в таком возрасте, что помнил, как наши солдаты вошли в Берлин. Солдаты, увидев детей, не встали у него в доме на постой и дали его матери хлеб.

Батюшка с юристом очень хорошо общались. Батюшка его очень привечал, обласкивал… Немец, будучи католиком, на нашей православной службе стоял очень благоговейно, просто замирая, хотя ничего не понимал. Потом даже говорил, что как жаль, я не понимаю русский язык.

Так вот, умерла его мать, католичка. Он очень переживал за Небесную судьбу матери.

Батюшка ему ответил: «Ей Там не плохо. Не плохо».

Также батюшка все время говорил об угрозе со стороны католиков на Украине. Задолго до раскола предупреждал, что католики приведут к расколу. Однажды его пригласили к сотрудничеству епископы-униаты, но он ответил: «Вы - инославные! С вами - ни шагу!»

Было совещание восточных православных архиереев в 1948 году. Потом последовала статья в «Журнале Московской Патриархии» архиепископа Гермогена Казанского. И вот как на нее отреагировал святитель Лука Войно-Ясенецкий: «Зачем им нужно было собрать все самое грязное, самое отрицательное о Римской церкви? Неужели нет ни светлого, ни положительного? Нет чудес и святых? Разве церковь католическая - только Папа и кардиналы, только Ватикан, к политике которого мы все относимся отрицательно? Разве церковь католическая не состоит из миллионов простых людей с чистым и благочестивым сердцем? Зачем же их отравлять статьями Гермогена?» Тем не менее весьма спорная позиция. Хотя применительно к тому, что отец Макарий говорил, здесь много сходного. Думаю, что когда святитель говорил о чудесах и святых, он имел в виду, что до схизмы в Римской церкви были и чудеса, и святые. Не могу, например, признать Франциска Ассизского святым. Много писали на эту тему наши богословы о таком экзальтированном восприятии чудес… Данная тема сложна, надо во всем этом разбираться… Но Господь промышляет о каждом. Мы не должны отталкивать простого католика или протестанта, видеть в них врагов. Только до тех пор, пока они не начинают хулить нашу Церковь или заниматься прозелитизмом. Я ни в коем случае не ставлю здесь точку. Этот вопрос очень сложный.

 

Епископ Ялтинский Нестор: Здесь идет разделение: враг Божий и твой личный. Враг личный указывает на твои собственные недостатки, а враг Божий действует очень тактично, вежливо, деликатно. И в то же время он меняет, так скажем, «инфраструктуру» твоей личности.

 

А.Оганесян: Да, меня еще удивляет, что в среде интеллигенции не хотят называть врагов врагами: «Давайте не будем, это приведет к расколу…» Так наоборот, если ты не обличаешь врага, то ты становишься соучастником раскола.

 

Епископ Ялтинский Нестор: Надо бы вернуть чин анафематствования в первую неделю Великого поста. Я его всегда совершал у себя в храме. У меня служил тогда протодьякон. Надо сказать, служение этого чина производило очень сильное впечатление даже на тех людей, которые не часто ходят в церковь. Без него молебное пение на торжество православия не имеет своей полноты.

Сразу поясню, что надо различать католический и православный подходы к анафематствованию. Для католической церкви предание анафеме - это такое «активное» пожелание зла. А для православной церкви - это подтверждение факта, что человек находится вне «церковной ограды», он пока отлучен.

Назвать врага врагом - это определить свой статус. Собственно говоря то, с чего я начал. Важно определить не только своих друзей, но и врагов. И это более точная самоидентификация.

Недаром у римлян особенно почитался бог границы Терминус. Пока Терминус ходит по границе империи - империя есть. Должна быть способность различать границы. Это касается как материальных вещей, так и духовных.

«Судить духовно»

Отец Димитрий, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы подворья Можайского Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова монастыря: Начать хочу словами святого апостола Павла из Послания к Коринфской церкви: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» (1 Кор. 2:14-16).

Духовный человек в отличие от душевного, находящегося вне ограды Церкви, судит обо всем духовно, то есть так, как ему дал понять Дух Святой. Такой человек рассуждает, сопоставляет и делает выводы. Сейчас от нас требуется сугубое внимание, а главное - духовное отношение ко всем явлениям и процессам, происходящим в мире.

Все, что связано с жизнью человека, его местом в обществе, его свободой, а тем более душой, имеет богословское и духовное измерение. Нам скажут, что существуют вопросы исключительно политические, медицинские или связанные с любой другой наукой, техническим прогрессом. И они не имеют богословской основы.

Это утверждение является в корне неверным, ошибочным. Разве апостольское служение Церкви отгорожено от реальной жизни? Поэтому считаю недопустимым заявление об отрыве богословия от современной жизни людей. Все темы имеют богословское измерение. Только те, кто совсем не знает жизни Церкви и элементарных богословских понятий, могут утверждать обратное. Попытки делать разграничения между богословием, духовной жизнью и наукой чрезвычайно опасны, потому что через это вводится в человечество дух антихриста.

Чем было вызвано гонение на Церковь? Ответ дан в Святом Евангелии: «ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет» (Ин. 3:20). Именно свет Христов показал уродство, безобразие и обреченность греха. Теперь дистанция между Христовым учением и нравственным состоянием мира все время увеличивается, растет потенциал ненависти мира к Церкви. Это уже проявляется, особенно в некоторых европейских странах, в высмеивании христианских ценностей и традиций, в вытеснении их из общественной жизни. Эта ненависть обусловлена тем, что Церковь даже молча обличает мир, одним лишь присутствием в нем.

Только признав, что на наших глазах строится не просто новый, а антихристианский миропорядок, мы начнем вникать в суть многих разрушительных тенденций. Осознаем, что это война против человеческой природы, содержащей в себе образ Божий.

В рамках этой войны производится следующее:

1. Уничтожение традиционного религиозного мировоззрения, насаждение магизма и сатанинских культов. Разрушение семейных ценностей и устоев. Реклама так называемых свободных половых отношений. Уничтожение национального характера культур народов мира и их самобытности, насаждение общей мировой неокультуры и общемировых ценностей, часто безнравственных, развратных и по сути антихристианских.

Одну из главных ролей в этих разрушительных процессах играют СМИ, телевидение и Интернет. Бывший сотрудник спецслужб Джон Колеман в своей документальной книге «Комитет 300» убедительно показал, что подобная неокультура никогда бы не прижилась в обществе, если бы не существовал тщательно разработанный план внесения в жизнь людей такого разрушительного элемента. Потерявшее веру в Бога и, соответственно, человеческое достоинство общество все сильнее порабощается власти насадителей греха.

2. Всеобщее внедрение компьютерной техники, микроэлектроники, нанотехнологий, создание искусственного интеллекта. Член-корреспондент РАО, ученый в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская утверждает, что человек уже сейчас проигрывает компьютеру. Мы не так быстро соображаем, не так быстро считаем. Некоторые профессии скоро станут ненужными, человека заменит компьютер. Мы сталкиваемся с самой настоящей сегрегацией, когда часть человечества, не сумевшая перестроиться, переучиться, станет лишней и ненужной. Татьяна Черниговская говорит, что мир усложняется, а человек упрощается.

Ребенок, который вырос на комиксах и компьютерных играх, мозг которого недостаточно развивался, ребенок, не знакомый с серьезной литературой, классической музыкой, произведениями лучших художников, не может противостоять диктату искусственного интеллекта.

В современном обиходе все чаще используются термины «интернет-зависимость», «игромания» и т. п. Это значит, что люди со всеми их слабостями и греховными пристрастиями не обнаруживают в себе желания или возможности отказаться от такого использования компьютерной техники, несмотря на то что это явно вредит их здоровью и благополучию, а главное - спасению души.

Российский ученый задается вопросом: чем же займется оставшееся человечество? И поясняет, что не вписавшиеся в глобальный тренд якобы будут креативно существовать, писать оды, играть на лютне. Это вызывает скепсис. Есть термин - «цивилизация праздности», а праздность - это мастерская дьявола. Были цивилизации, которые из-за этого рухнули, однако не так глобально, как можем рухнуть мы.

От любой зависимости можно лечится, если у больного к этому есть воля. И Церковь может и должна помочь человеку вернуться на путь религиозного мироощущения. Без этого, боюсь, прогноз Татьяны Черниговской может оказаться нашей ближайшей реальностью. Для искусственного интеллекта, для этой системы человек всего лишь биообъект, а не личность. И это серьезный вызов для всего человечества.

Выступая на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы еще в октябре 2007 года, ныне покойный Святейший патриарх Алексий II сказал: «Технологический прогресс по-новому ставит вопрос о правах человека, и верующим есть что сказать по вопросам биоэтики, электронной идентификации и других направлений технологий, которые вызывают обеспокоенность многих людей. Человек должен оставаться человеком, а не товаром, не подконтрольным элементом электронных систем, не объектом для экспериментов, не полуискусственным организмом. Вот почему науку и технологии нельзя отделять от нравственной оценки их устремлений и их плодов».

3. Попытка подчинения новому мировому порядку СМИ и коммуникаций. Мы видим, как СМИ, особенно западные, однобоко освещают события политической и общественной жизни. Видим, как выливаются потоки грязи и лжи на серьезных ученых, политиков, общественных деятелей и деятелей культуры, имеющих религиозные воззрения и отличную от большинства точку зрения. К примеру, «Фейсбук» не так давно закрыл аккаунты всех популярных священнослужителей, которые открыто указывали, что они священнослужители. Притом сделал это без объяснения причин. Мы живем в таком мире, где ложь часто становится официальной информацией, а правда - теорией заговора, или конспирологией. Мы уже привыкли к фейковым новостям, которые распространяются через Интернет. Большинство телеканалов, особенно развлекательных, и интернет-сайтов своей разрушительной для человеческой личности деятельностью объединены в некое мистическое существо, которое справедливо можно назвать лжепророком, о котором ясно сказано в книге «Откровения св. ап. Иоанна Богослова».

Сегодня становится очевидным, что система массовой информации и коммуникации для большинства является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ мысли и поведения.

Преподобный Лаврентий Черниговский в свое время предостерегал: «И эти обольстительные прилады будут показывать скверных обольстителей мира, и они будут обманывать людей, отступивших от Бога, и творить ложные чудеса».

4. Явление, которое имеет название «трансгуманизм», набирает популярность во всем мире. Развитие техники, считают сторонники этого течения, приведет нас к состоянию, когда на основе человеческого вида можно будет создавать более совершенные существа. Новейшие открытия в области генетики и генной инженерии позволят осуществить изменение организма человека и «значительно улучшить» его психофизические  качества.

Цель трансгуманизма - создание «нового» человека, это постчеловечество не будет болеть, станет более совершенным и в будущем достигнет физического бессмертия. Надо сказать, что трансгуманизм - результат последних трех столетий, когда люди всерьез поверили в миф об эволюции и прогрессе, где главной идеей стало освобождение человечества от всех связывающих его ограничений. Началом этого стала борьба с религией и связанными с ней традициями, затем с государственным сословным строем в пользу гражданского общества. Далее трансгуманисты стали упразднять нормальное представление о полах и семье, легализовав самые разные формы гендерных изменений и половых извращений. Мы видим, как постепенно идеология и технология соединились в нечто целое. Таким образом, человечество приблизилось к той черте, за которой не будет ни религий, ни нормальных семей, ни государств.

Трансгуманизм, по сути, это война против Бога и его творения. Это отказ человека быть человеком, созданным по образу и подобию Божьему. На сегодняшний день большинство людей не готовы стать генномодифицированными киборгами, но, как известно из истории, никто и не спросит этого большинства, вся история делается элитами. Трансгуманизм - неизбежное завтра, если только мы не осознаем его катастрофическую опасность и не изменим наше настоящее, вернувшись к традиционным формам своего существования.

5. Попытки части общества, в основном околоцерковного, сохранившего религиозное мировоззрение, но уже испорченного духом времени, приспособить, как бы подстроить Церковь под себя, под свое мироощущение. Отсюда проистекает критика Церкви и ее духовенства. Делаются попытки изменить правильное отношение к Священному Преданию Церкви, к учению святых отцов, толковать их по-своему в угоду конъюнктурным и политическим интересам. С глубоким сожалением должен заметить, что такие попытки делают даже некоторые церковные иерархи.

Западная цивилизация, в основе своей протестантская и католическая, положительно восприняла подобные изменения. И к чему это привело? Надо сказать, что у Православной кафолической церкви есть иммунитет к этой болезни и находится он в самом Священном Предании. Главное и принципиальное отличие православия от того же католицизма заключается в том, что православие в изменяющемся мире сохраняет христианскую веру в неизменной чистоте. А католицизм с его иезуитским мировоззрением пытается приспособить веру к постоянно меняющемуся миру.

6. Раскольнические тенденции в современном православии. Если в семье случается разлад, когда личные амбиции и обиды превышают любовь, это печально. Но во много крат хуже, когда в семье братских православных церквей происходит раскол.

Святые отцы, например священномученик Игнатий Богоносец, так пишут о расколе и раскольниках: «Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим  раскол, тот не наследует Царствия Божьего (Послание к филадельфийцам); или святой Иоанн Златоуст: «Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси… грех раскола не смывается даже мученической кровью».

Поэтому РПЦ в межправославных отношениях придерживается следующих принципов:

- РПЦ, твердо следуя заповеди о единстве христиан, будет, как и прежде, стремится укреплять связи с автокефальными православными церквями в духе братолюбия и соборности. Наша Церковь выступает за более тесное и координированное сотрудничество поместных православных церквей в разрешении стоящих перед мировым православием проблем, в частности в вопросе противостояния расколам;

- РПЦ выражает озабоченность имеющими место нестроениями в межправославных отношениях, отметив, что такие случаи возникают вследствие оскудения братской любви;

- РПЦ призывает поместные православные церкви крепить межправославное единство, воздерживаясь от шагов, способных нарушить мир церковный (из определений Архиерейского собора РПЦ 2004 г.).

Вот почему у нас вызвало недоумение, когда Вселенский патриарх Варфоломей поддержал раскольников на Украине. Здесь не обошлось без политики и влияния определенных политических сил. Паства Вселенской патриархии разбросана по всему миру, есть и в Европе, и, конечно, в США. Часть паствы стала элитами в этих государствах. Они спонсируют церкви в Турции, на Афоне и Святой земле. Они могут быть очень богатыми людьми и даже являются политиками высокого уровня. Естественно, Церковь нуждается в их финансовой, юридической и политической поддержке. Любая из поместных церквей имеет таких помощников из влиятельных и обеспеченных мирян. Не является секретом, что политическая ориентация Вселенского патриархата - Америка и Демократическая партия США. Фанар ближе к Байдену и его администрации.

И все было бы неплохо, но беда, когда это влияет на нашу каноническую церковную жизнь, на православное единство. В сентябре в Москве, в храме Христа Спасителя, проходила богословская конференция «Мировое православие: первенство и соборность в свете православного учения». На конференции обсуждались вопросы, связанные с раскольническими тенденциями в мировом православии. Выступая там, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал нелицеприятную оценку сложившейся обстановке. В частности, он сказал: «Ситуацию, сложившуюся в православном мире, можно оценить, как кризисную. В этом кризисе усматривается влияние некоторых политических сил».

7. Влияние государства, государственных деятелей и политиков на жизнь Церкви. После Миланского указа 313 года императора Константина Великого христианская религия получает покровительство Византии, собирается Вселенский собор под покровительством императора, начинается строительство храмовых зданий. Государство с этого времени активно участвует в делах Церкви Христовой.

Исторический путь православной церкви насчитывает 2 тыс. лет. За долгие годы было много разного во взаимоотношениях государства и Церкви - от крайней неприязни и смертоубийственных притеснений (император Нерон, император Диоклетиан, гонения на Церковь и верующих в СССР) до полного единения и симфонии (император Юстиниан, святой князь Владимир Красное Солнышко и т. д.). Лучшие примеры взаимного сотрудничества Церкви и государства имеются в отечественной истории. Например, благословение игуменом Троицкого монастыря преподобным Сергием Радонежским великого князя Дмитрия Донского на битву с войском монголо-татар и предсказание победы, участие того же монастыря в отражении польской интервенции и Лжедмитрия, церковный сбор на танковую колонну им. Димитрия Донского в годы Великой Отечественной войны.

Но есть в нашей истории трагические эпизоды вмешательства государства в церковную жизнь. Впервые в большом объеме это проявилось в реформах царя Петра Великого церковной структуры России и начале так называемого синодального периода, который продолжался более 200 лет (1700-1918 гг.). По сути, создавая новую структуру церковного управления по протестантскому образцу, Петр I подчинял Церковь себе. Земная власть делала попытку подчинить себе небесную.

Что думали и говорили между собой иерархи об искалеченности высшего управления в Русской церкви, очень ярко изобразил епископ Енисейский Никодим (Казанцев † 1874 г.) в своих мемуарах, опубликованных только в 1905 году: «Российский Синод изобретен властью мирскою и потому не имеет достоинства правильного церковного собора. Государь Петр Великий создал русский Синод по своим мыслям, хотению, без совета с властью духовной... Идея реформатская, неприложимая к православию, ложная. Церковь сама себе царица. Глава ее - Христос Бог наш. Закон - Евангелие...»

Вполне естественно, что о канонической порочности синодального строя вместо скромно молчащей иерархии громко говорили славянофилы, в частности В.С.Соловьев: «В греко-российской Церкви нет истинно-духовного управления. Официальная Церковь, управляемая гражданским чиновником, есть только государственное учреждение, второстепенная отрасль бюрократической администрации» (Цит. по: Корташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви).

Хочу заметить, и это важно, что Петр I начал свою реформу тогда, когда не был до конца исцелен церковный раскол, возникший в 1650-х годах. Сегодня мы видим, как хищнически действуют раскольники в братской Украине при поддержке украинских властей. Еще недавно бывший президент этой страны господин Порошенко принимал активное участие в легализации украинских раскольников и создании раскольнической структуры - ПЦУ. Он мог бы вписать свое имя в историю Церкви и Украины как человек, способствующий прекращению церковного разделения. Но, к сожалению, преследуя свои корыстные, узкополитические интересы, пытаясь умножить число своих сторонников в преддверии президентских выборов, буквально выхлопотал томос для раскольнической ПЦУ у Вселенского патриарха.

Бог поругаем не бывает. Порошенко это так и не помогло стать вновь избранным Президентом Украины. Совсем недавно на Балканах, в Черногории, происходили события, чем-то напоминающие украинский сценарий. Имея на тот период большинство в парламенте, Президент Мило Джуканович пытался провести закон об изъятии имущества Сербской православной церкви в пользу созданной его стараниями малочисленной, никем не признанной, даже Фанаром, организации - Черногорской православной церкви. В результате массовых церковных шествий и протестов была одержана победа верующими Сербской православной церкви, то есть большинством православных граждан Черногории.

В августе 2020 года г-н Джуканович лишился большинства в парламенте, и сегодня действует совсем другое правительство. За день до интронизации митрополита Черногорско-Приморского Иоанникия (Мичовича) в маленьком городке Цетине Джуканович и нанятые им криминальные структуры устроили беспорядки, чтобы не допустить верующих в Цетинский монастырь - центр всех черногорских владык. Несмотря на это, интронизация состоялась и прошла вполне торжественно, как и должно быть.

В завершение хочу привести слова из второго псалма царя Давида: «Почему народы бушуют? Почему пустое твердят? Собрались цари земли, властители сговорились против Господа и Помазанника: «Стряхнем с себя их ярмо, сбросим с себя их путы!» Смеется Тот, чей престол - небо! Потешается над ними Господь! В ярости Он им скажет, Своим гневом повергнет в ужас…»

Хорошо бы всем власть имущим помнить эти слова. А заканчивается псалом так: «А потому, цари, образумьтесь! Опомнитесь, владыки земли: служите Господу трепеща и со страхом целуйте стопы Его! А иначе разгневается Он, и ждет вас гибель на вашем пути! Мгновенно вспыхнет Его ярость! Блаженны все, кто уповает на Него».

Подвижник нашего времени, схиархимандрит Макарий (Болотов), говорил своим духовным чадам о необходимости для спасения правильного духовного рассуждения.

От себя добавлю: чтобы сохранить православную цивилизацию и ее единство, нам необходимо духовное рассуждение, а основание ему мы имеем в соборном разуме Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

 

А.Оганесян: У меня есть комментарий по поводу трансгуманизма, который вы упомянули. Философы и мыслители четко подметили, что вообще либерализм, особенно неолиберализм, - это в большей степени антропологическая система взглядов, чем социально-экономическая. Стоит задача создания «нового, улучшенного» человека.

Идея создать «улучшенного» человека очень популярна сейчас, проникает в умы влиятельных людей. Любое воздействие через социальные и экономические реформы не приносит результата: не меняется этот человек! Поэтому проще обратиться к генной инженерии, менять человека изнутри.