Взаимодействие Германии с Вышеградской «четверкой», или В4, говорит о преемственности линии Берлина на сохранение целостности Евросоюза с его субрегиональными интеграционными форматами. Акцентируя внимание на общем и учитывая различия между «старой» и «новой» Европой, немцы действуют как в качестве посредника в деле нахождения компромиссов между В4 и ЕС, так и в качестве адвоката интересов «младоевропейцев», являющихся рынками сбыта германской продукции. Общий знаменатель в политике ФРГ и «квартета» состоит в санкциях против Москвы, хотя в подходах стран к проблеме есть и своя нюансировка, в частности, Берлин и Будапешт по-разному подходят к вопросам обеспечения энергобезопасности.
Развал СССР - триггер преобразований в Европе и мире
Так называемая самоликвидация СССР его руководителями, последовавший развал ОВД, СЭВ, поспешный вывод советских войск из стран Центральной Европы, преодоление раскола Германии придали импульс евроинтеграционным и евроатлантическим процессам. Как подчеркивают немецкие, австрийские, другие западные ученые, расширение ЕС и НАТО на Восток, создание Вышеградской «четверки» в 1991 году, ныне объединяющей Венгрию, Польшу, Чехию и Словакию, было во многом предопределено действиями Горбачева. Это интеграционное сообщество усмотрело возможность объединенными усилиями, а затем в рамках ЕС провести модернизацию своих экономик, гражданских институтов, а посредством вступления в НАТО - навсегда покончить с «идеологическим диктатом», «военно-политическим угнетением» со стороны Москвы1. Исследуя горбачевское наследие, эксперты Германии пытались найти ответы на вопросы, был ли он наивным человеком, государственным стратегом или «волком в овечьей шкуре», и не пришли к однозначным выводам. Впрочем, в одном они согласны: генсека КПСС в Германии почитают и уважают лишь за восстановление германского единства, за то, что он неожиданно и в полном объеме осуществил мечту большинства немцев о воссоединении, так долго казавшуюся им несбыточной. Что же до боли и лишений, которые испытали его соотечественники в связи с потерей статуса великой державы, - объединенную немецкую нацию мало волновало.
За эти годы широкие общественно-политические, хозяйственно-экономические и культурные отношения Берлина с В4 в значительной степени структурировались. В военной сфере формат взаимодействия стал важной составляющей европейского проекта. Берлин в совместных официальных документах с Вышеградской группой осознанно использует формулировки о недопущении деления стран ЕС по географическому признаку типа «Запад - Восток, Север - Юг» или по «возрастной» категории - «молодой, старый, новый»2. В подобных документах не упоминается ни вклад М.Горбачева, ни тем более СССР в деле преодоления раскола Европы. «Прорабы европейского строительства» забывают и западных союзников - США, Великобританию, Францию. Так младоевропейцы и объединенная Германия задним числом наделяют себя статусом главных разработчиков и исполнителей знаковых преобразований в Европе.
Примечательно, но сближение «четверки» с ЕС и НАТО происходило при непосредственном и активном сопровождении Берлина. Американский сюзерен в целом поддержал новое геополитическое и геоэкономическое формирование, которое, в его понимании, при случае могло стать противовесом бюрократам из Берлина и Брюсселя, а главное - дополнительным инструментом противодействия русским. В свою очередь, принимая покровительство Берлина, отцы-основатели «четверки» внушили жителям своих стран надежду на скорое достижение уровня жизни, сопоставимого с немецким. Но в итоге «возвращение на Запад» принесло больше выгоды все-таки ФРГ. Германский патронат над этими странами способствовал созданию нового кластера, экономического тыла немцев, которые целенаправленно и в своих интересах используют разнообразные ресурсы В4.
Содействие Германии вовлечению В4 в евроатлантическое пространство обусловлено отнюдь не абстрактными, альтруистскими, гуманистическими мотивами. Во-первых, во главу угла были поставлены задачи активного отторжения этих стран от всего советского - идеологии, образования, культуры, юстиции, строительства вооруженных сил, правоохранительных органов, в целом - русскости. Во-вторых, в преодолевшей раскол Германии считали экзистенциально важным создать вокруг страны кольцо друзей, союзников, партнеров. Человеческие, интеллектуальные ресурсы последних давали возможность обновленной ФРГ увеличить собственный финансовый, экономический и людской потенциалы. Содействуя постсоветскому раскладу сил в Европе с участием новых сторонников западного образа жизни, учитывая исторические обиды стран В4 на Москву, их завышенное самомнение, комплекс неполноценности, в Берлине потворствовали антирусским настроениям в Будапеште, Братиславе, Варшаве, Праге. Благодаря расширению евроструктур на Восток Германия превратилась из прифронтового государства в центрально-европейскую державу, окруженную друзьями и союзниками. Тем самым ФРГ отгородилась от конфликтности и нестабильности восточной части Европы3.
Априори Германия в высокой степени заинтересована в устойчивом социально-экономическом состоянии государств ЦВЕ. Около 60%, а по некоторым видам продукции 80% германского экспорта поступает на рынки стран - членов ЕС, каждый второй евро зарабатывается за счет внешнеэкономического сотрудничества. При этом особой интенсивностью отличаются торгово-экономические связи ФРГ с ее восточноевропейскими соседями. После падения «железного занавеса» Германия инвестировала огромные средства в этот регион. Решающей предпосылкой для оживленного товарообмена между ФРГ и В4 стала высокая активность германских предприятий и фирм на территории «четверки».
На начало 2017 года немецкие предприниматели вложили в экономику стран Вышеградской группы 84 млрд. евро, обеспечили работой не один миллион жителей региона. Особое внимание В4 уделяется со стороны руководителей германской автомобильной промышленности, которые инвестируют в профильные предприятия на территории данных стран, внедряют соответствующие инфраструктуры и технологические производственные цепочки. Объем товарооборота между Германией и В4 в 2020 году превзошел объем ее торговли с КНР (287 млрд. против 213 млрд. евро). А применительно к докризисному, 2019 году впервые этот показатель превысил отметку в 300 млрд. евро, опять же превзойдя объемы торговли ФРГ с Китаем и США. В общем объеме внешнеэкономической торговли Германии на страны В4 приходится более 12%.
Сотрудничество «четверки» с ФРГ благоприятно сказывается на рынке труда этих стран. В 2018 году уровень безработицы субрегионального объединения в среднем составил 4% (общеевропейский показатель - 7%). Более того, развивая свою экономику, стараясь повысить уровень жизни, государства начали сталкиваться с дефицитом рабочих кадров и пытаются привлечь зарубежные ресурсы. Официально только в Польше до начала российской специальной военной операции на Украине трудилось более 1,2 млн. украинцев4.
Польша занимает пятое место среди самых крупных торговых партнеров ФРГ - 123 млрд. евро товарооборота в год. Более одной четверти польской экспортной продукции поставляется на рынок Германии.
И в венгерской системе международных торгово-экономических связей Германия занимает первое место, а это почти 30% от общего товарооборота. В стране аккредитованы 3 тыс. германских предприятий (для сравнения, в РФ, население которой превышает венгерское в полтора десятка раз, - 4500). Политический диалог ведется на уровне глав государств и правительств, министров иностранных дел, обороны, экономики, активно развиваются культурные, молодежные обмены.
Интенсивность и уровень двусторонних отношений между Берлином и Прагой подкрепляются взаимными визитами государственных деятелей двух стран. В рамках 11 рабочих групп профильные министерства углубляют стратегический диалог по проблемам экономики, здравоохранения, правопорядка, обороны.
Словакия также активно развивает отношения с ФРГ в формате «углубленного диалога» двух правительств. Для Словакии Германия является самым важным партнером в сферах торгово-экономических связей, прямых инвестиций. Благодаря прямым инвестициям ФРГ в Словакии были созданы более 160 тыс. рабочих мест. Немцы финансируют изучение немецкого языка, культуры в 38 словацких школах5.
Практика взаимодействия Берлина со столицами В4 особенно в экономической сфере свидетельствует о том, что благодаря «четверке» ФРГ добивается значимых показателей в экспорте своей продукции. В Берлине не скрывают, что регион станет экспериментальной площадкой для реализации «зеленой повестки» Евросоюза.
Вовлечение В4 в общеевропейское, трансатлантическое партнерство происходило не всегда гладко. Понимая новую свободу как достижение собственного блага, в странах «четверки» до сих пор не могут смириться с мыслью, почему брюссельские структуры так бесцеремонно врываются в повседневную жизнь европейцев. В странах В4 возмущались, почему Брюссель бесцеремонно взял на себя функции главного менеджера по введению общих стандартов величины, формы яблок и груш, размеров клеток для кур-несушек, параметров пожарных машин, правил общественного движения в городах и муниципалитетах, включая разметку дорог. А когда в Брюсселе напомнили «четверке» об обязательствах, включая правовые последствия за нарушения ценностного каркаса, в столицах В4 и вовсе заговорили о некой юридической гильотине для «новых свободных европейских стран». На фоне всего этого актуально звучат предупреждения бывшего канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, Президента ФРГ Романа Херцога о необходимости внимательного отношения к «новым европейцам».
Проблемы защиты национальной идентичности и суверенитета
Сегодня странами В4 реализуются следующие базовые цели: углубление экономической интеграции в рамках ЕС; расширение отношений с США; обеспечение безопасности по линии НАТО; эффективность энергетической политики; борьба с терроризмом; миграционная политика. Миграция квалифицируется как одна из главных внутренних и внешних угроз. Для венгров она представляет угрозу национальной идентичности, экономике, социальному состоянию государства и общества. Многие венгры даже в официально разрешенной миграции усматривают перспективу утраты национальной идентичности, выхолащивания самобытной национальной гастрономии через распространение блюд типа кебаб, американскую сеть быстрого питания «Макдоналдс». Такого рода опасения характерны и в других странах «четверки», а возникающие на этой почве бытовые перекосы не могут не повлиять на поведение венгров, поляков, чехов, словаков.
В Берлине в отношении линии Будапешта и Варшавы столкнулись два подхода. Один заключается в последовательной жесткой линии с применением санкционного механизма за нарушение принципов верховенства закона и права ЕС. Выразители другого подхода рекомендуют не забывать о вкладе этих стран в расшатывание социалистической системы экономики и обороны под эгидой СССР, проявлять понимание к традициям этих государств.
К выразителям и апологетам первого мнения относится бывший руководитель Европарламента, лидер СДПГ, действующий председатель правления Фонда Ф.Эберта Мартин Шульц. Согласно его воззрениям, будущее Евросоюза поставлено перед дилеммой: либо Союз остается солидарной общностью на основе совместных ценностей и норм, либо ЕС «сломается» перед шантажом меньшинства в лице авторитарных правительств Венгрии и Польши. Он упрекает руководителей этих стран в их политическом иждивенчестве, в том, что те живут по формуле, девальвирующей ценностную систему Евросоюза: деньги Брюсселя в Варшаве и Будапеште принимаются в любое время суток; верховенство закона, права - спасибо, как-нибудь без них.
Несмотря на конструктивное сотрудничество, Германия и Польша не скрывают противоречия, связанные с дальнейшим развитием Евросоюза, миграцией, оценками Второй мировой войны. Часть немцев и поляков обижаются на комментарии в западных СМИ, в которых политику Варшавы и Москвы ставят на одну доску. Польша, дескать, не Россия, которая нападает на соседние государства, подрывает созданный после 1989 года миропорядок. Польское гражданское общество было сформировано «низами», антикоммунистическим движением «Солидарность». Поляки утверждают, что не будь движения «Солидарность», не рухнула бы Ялтинская система, не состоялось бы воссоединение Германии, тем самым отбирая у Горбачева важнейшее его достижение.
Бытуют и иные взгляды. Так, суждения германских политиков, ученых, как, например, председателя Комиссии по основным ценностям при СДПГ Гезине Шван, указывают на глубину дискуссий в ФРГ о Польше. По ее мнению, утверждения о «вкладе» консервативной партии «Право и справедливость» (ПиС) в усиление центробежных тенденций в Евросоюзе отчасти правильны, но не отражают истинную гамму настроений. Первопричина нового национализма, популизма в Европе связана не с Польшей или Венгрией, она вызвана растущим доминированием в Европе Германии. По словам другого социал-демократа, бывшего министра иностранных дел Хайко Мааса, Польша для ФРГ - близкий друг, важный партнер по ЕС, союзник по НАТО. Немцы рассчитывают на взаимодействие с поляками для формирования сильной и суверенной Европы, что также отвечает интересам Варшавы6 . Такой аргументацией он старается успокоить польских партнеров и союзников в своей, во-первых, надежности, во-вторых, лояльности к США, к которым в Варшаве проявляют в наивысшей степени подобострастие.
Однако отношения между Берлином и Варшавой продолжает омрачать ряд проблем, связанных с трактовками результатов Второй мировой войны. ФРГ в значительных и необходимых объемах выплатила средства пострадавшим от нацистов полякам, подневольным в годы войны жителям Польши. Помимо этого, немцы считают Польшу самым крупным получателем выгоды от членства в Евросоюзе, в рамках которого страна получила самую большую финансовую поддержку в основном из средств немецких налогоплательщиков. Неудивительно, что часть немецкого общества возмущена новыми требованиями Польши к Германии, касающимися выплаты дополнительных репараций. В ходе первых визитов канцлера Олафа Шольца (СДПГ), министра иностранных дел Аннелены Бербок («Зеленые») в Варшаву в декабре 2021 года поляки вновь поставили вопросы о репарациях, которые новые немецкие руководители деликатно дезавуировали. В частности, новый канцлер, признав жертвы поляков в ходе войны, акцентировал внимание на солидных взносах Берлина в бюджет Евросоюза, средства которого идут на развитие, в том числе новых участников ЕС.
Нет сомнений, что на Висле этот пункт «вечной дружбы» между немцами и поляками не забудут. Польская сторона усмотрела в положениях коалиционного договора правительства О.Шольца о европейской политике Берлина практику постепенного трансформирования ЕС в германский «четвертый рейх»7. Также в рамках переговоров поляки выделили существенный вклад Вышеградской «четверки» (при лидирующей роли в ней, естественно, Варшавы) в развитие экономического потенциала самой ФРГ.
Отношения между ФРГ и Польшей заметно ухудшились после начала судебных процедур между Брюсселем и Варшавой, связанных с приобретением польскими властями контроля над судебной системой страны, с особыми, свободными от ЛГБТ зонами, отказом поляков от европейских новаций указывать в удостоверениях личности третий пол, и т. д. Бюрократия Евросоюза напомнила полякам о решении на саммите ЕС летом 2020 года о создании фонда помощи странам, пострадавшим от пандемии, увязав выплату с обязательным соблюдением европейских правовых и ценностных стандартов.
Другой нарушитель общеевропейского спокойствия - Венгрия также подвергается обструкции со стороны ФРГ. Руководитель фракции ХДС-ХСС в Бундестаге Ральф Бринкхаус летом 2021 года официально напомнил Будапешту, что Евросоюз, дескать, не только и не столько сообщество рынка и денежных потоков. Союз построен и действует прежде всего как объединение общих ценностей. Отчуждение Венгрии от Брюсселя не исключает выхода венгров из ЕС, поэтому они должны принять решение либо о дальнейшей приверженности базовым ценностям, либо иное.
Модели партнерства в сфере безопасности и обороны
Среди совместных приоритетов «четверки» в вопросах обеспечения безопасности и обороны в рамках так называемого братства по оружию отмечается такой эксклюзивный формат, как создание боевых групп (Battle Group) В4 ЕС. В марте 2013 года в Варшаве на заседании руководителей «четверки» в присутствии германского канцлера А.Меркель и французского Президента Ф.Олланда было заявлено о создании бригады быстрого реагирования В4. Польша брала на себя формирование штаба и командования, Чехия - передачу боевой техники и материально-техническое обеспечение. Также польская сторона обещала выделить для военного формирования 1600 военных, Чехия - 800, Словакия - 400, Венгрия - 350. Понятно, что высокие гости «благословили» эту инициативу.
В последующем вопросы использования и предназначения этой боевой группы (как она стала именоваться) рассматривались как на встречах руководителей государств, так и министров обороны, начальников генеральных штабов вооруженных сил стран В4. Среди проблем новой структуры - неравномерность военных расходов, Польша тратит на оборонные цели почти вдвое больше от своего ВВП, чем остальные страны, которые меньше склонны видеть военные угрозы со стороны, в частности, России. В 2016 году численность боевой группы была скорректирована (1870 поляков, 728 чехов, 640 венгров, 460 словаков и 19 украинцев). Привлечение к данному формату украинской стороны расширило тематику консультаций, в том числе применительно и к складывающейся ситуации в Донбассе.
На встрече министров обороны армий «четверки» в Польше в июне 2021 года была выражена готовность правительств В4 наращивать усилия для обороны интересов ЕС и НАТО, усиливать сотрудничество армий «квартета» при стойкой поддержке со стороны Великобритании, ФРГ, Франции и, разумеется, США. Касаясь дальнейших планов формирования совместной боевой группы в 2023 году, участники сделали акцент на открытости военного соединения в плане привлечения к нему военнослужащих других государств, включая Украину8.
В контексте дискуссий о политике в сферах безопасности и обороны любопытны подходы стран «четверки» к возможному созданию европейской армии. По инициативе германской стороны в 2016-2017 годах была проведена уникальная экспертиза с участием аналитиков всех стран Евросоюза с использованием ресурсов Фонда Ф.Эберта, в результате чего на свет появился итоговый документ под названием «Стратегическая автономия и оборона Европы. На пути к евроармии?». В частности, в нем сказано о принципиально позитивном восприятии идеи «общей структуры обороны ЕС», но выражаются опасения относительно возможного дублирования военных подразделений в НАТО и ЕС.
Документ соответствовал заявлениям лидеров В4. Так, в 2016 году премьер Венгрии Виктор Орбан заявлял о готовности Венгрии и Чехии развернуть дискуссию о евроармии. Премьер Чехии Богуслав Соботка высказался в пользу создания собственного европейского автономного военного потенциала. По словам Президента Чехии Милоша Земана, украинский конфликт, миграционный кризис побуждают ЕС ускорить создание европейской армии. Проведенный по этому поводу опрос общественного мнения Чехии показал, что в поддержку инициативы высказались 57% граждан страны. Даже Президент Польши Анджей Дуда еще в 2015 году осторожно высказался в поддержку евроармии в том случае, если она не будет направлена на ослабление НАТО и не приведет к ухудшению отношений между США и ЕС9.
В наименьшей степени эта тема интересует руководство и научное сообщество Словакии. Там считают, что НАТО и без того является ключевой конструкцией безопасности Европы, но при этом ссылаются на скромный бюджет страны и отсутствие общеевропейского плана реализации этого замысла10. Дополнительные военные траты словаки тянуть не намереваются. В целом же, если вернуться к немецким оценкам перспектив участия стран В4 в проекте евроармии, то их аналитические обзоры говорят о заинтересованности «квартета» не отставать от общих концептуальных трендов в евроатлантическом пространстве, хотя они и пребывают на этот счет в сомнениях.
ФРГ - В4: региональный анахронизм или конструкция будущего?
В целом субрегиональная интеграционная группировка В4 пока демонстрирует свою состоятельность, являясь частью европейского проекта. Но, справедливости ради, нужно отметить, что их достижения в экономике обусловлены прежде всего заметным вовлечением Берлина в программы развития этих стран. И в этом плане они заинтересованы в стабильности развития самой Германии, ибо чем успешней развивается ФРГ, тем надежней страховочные сетки для «четверки» от финансовых кризисов, особенно в условиях пандемии. Сотрудничество в сфере обороны и безопасности содействует укреплению европейского фактора в системе НАТО. Проявляя различные подходы к созданию европейской армии, у «четверки» свое восприятие стратегической автономии Европы, ее суверенитета, который Варшава видит лишь под «зонтиком» США, под сенью «штыков» НАТО.
ФРГ же сотрудничает как с самой группировкой, так и на двустороннем треке.
Единственным звеном, связывающим политически, идеологически всех участников ЕС, «четверки», являются подходы к политике Москвы. Доверительные беседы с представителями «квартета», выражающими недовольство санкциями, «политический погоды не делают». Было бы ошибочно предаваться иллюзиям на основе вербальных высказываний, не подкрепляемых практическими делами.
На фоне брекзита, других вызовов и рисков создаются новые ситуативные альянсы. Так называемая «ось» Варшава - Будапешт не укрепляет евроединство, а, напротив, цементирует различные воззрения внутри В4 на настоящее и будущее европейского строительства. Формула «2+2» (Варшава - Будапешт + Братислава - Прага) указывает на различия в «четверке», в которой Венгрия и Польша выступают скорее как евроскептики, а Словакия и Чехия - с проевропейских позиций.
Вышеградская «четверка» стремится сохранить традиции, фрондируя со странами старой Европы с их подходами к многообразию человеческого бытия. При этом страны «квартета» охотно принимают финансовые ресурсы из ЕС. Тем не менее утверждения о В4 как «блоке-разрушителе» ЕС преувеличены. Страны осознают свое место в ЕС и НАТО, охотно используют возможности ФРГ как главного партнера - спонсора в торгово-экономической сфере, благодаря чему немцы сбывают качественную экспортную продукцию, вкладывают солидные инвестиции в страны объединения. Сценарий взаимодействия ФРГ с В4 до 2050 года немецкие экономисты оценивают как благоприятный. Если не возникнут форс-мажорные обстоятельства, «пятерка» - ФРГ + «Вышеградский квартет» - будет размышлять и действовать в категории «Центрально-Европейский регион - стабилизатор Евросоюза». Напротив, атомизация лишь усилит в странах «четверки» центробежные силы.
Непристойное соперничество Варшавы и Киева за лавры главной жертвы Москвы и Берлина сводится в основном к выбиванию финансов.
«Четверка» отстаивает уникальность своего региона, альянса. Благоприятную возможность презентации созидательного потенциала В4 может использовать во время председательства Чехии в Совете Евросоюза в 2022 году.
В В4 не желают играть роль статистов, отвергают давление со стороны «германо-французского директората», неких моральных апостолов в Берлине, Париже, Брюсселе, не понимающих ни философии, ни жизненного уклада граждан региона. Для многих из них столица ЕС утратила привлекательный лоск общеевропейского дома, вместо этого стала символом неуправляемой власти рынка, разрушительной силы глобализации. Попытки унификации культурно-исторического многообразия стран «четверки» могут стать губительными для самой европейской идеи.
Уважительное отношение Брюсселя, Берлина к «четверке» могло бы проявиться в предоставлении странам В4 достойных постов в основных структурах Евросоюза. Польша остается пока единственным государством всей восточноевропейской части Евросоюза, представители которой занимали должности руководителей Европарламента (Е.Бузек, 2009-2012 гг.) и Европейского совета (Д.Туск, 2014-2019 гг.). Немецкие эксперты выдвигают разумную идею избрания по итогам выборов в ЕП 2024 года политиков от «четверки» на заметные должности. Такой жест в сторону Центральной Европы мог бы содействовать снятию разногласий Брюсселя, Берлина со странами ЦВЕ, В4.
Нарастающая неопределенность, непредсказуемость, хаос в Европе, мире, создаваемые Вашингтоном, его странами-сателлитами, снижают потенциал устойчивого развития стран, альянсов. Судя по содержанию коалиционного договора нового правительства ФРГ, в Берлине намерены уделять большое внимание странам Восточного партнерства, прежде всего Украине, Грузии, Молдове. Видимо, немцы считают отлаженными механизмы Вышеградского «квартета», а полезными - концентрацию политических усилий и финансовых ресурсов на постсоветском пространстве. Но извлекли ли в Берлине уроки «директивного воспитания» граждан, эксклюзивного отбора кадров послушных исполнителей неолиберальной модели политики и экономики стран ЦВЕ, или в трех постсоветских республиках будут продолжены прусские эксперименты по их вовлечению в евроатлантическое пространство, хватит ли средств и аргументов для пропаганды «зеленой повестки» без ущерба для жизненного уровня? В год 30-летия развала СССР мир приобрел иные контуры, наполнен опасным для цивилизации контентом с угрозами, рисками, конфликтами, расчеловечением личности.
1Gehler M. Europa. Ideen. Institutionen. Vereinigung. Zusammenhalt. Reinbeck: Lau-Verlag, 2018. S. 513-514.
2Die Bundeskanzlerin. Erklärung der Visagrad-Gruppe und der Bundesrepublik Deutschland anlässlich des 30. Jubiläums der historischen Umbrüche in Mitteleuropa. 7 Februar 2019 // https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/erklaerung-der-visegrád-gruppe-und-der-bundesrepublik-deutschland-anlaesslich-des-30-jubilaeums-der-historischen-umbrueche-in-mitteleuropa-1578158
3Paulsen Th. Macht und Möglichkeiten- Deutschlands Rolle in Osteuropa // Neue Zürcher Zeitung. 7.09. 2019.
4Grossmacht von nebenan. Juni 2019 // https://www.marketsinternational.de/grossmacht-von-nebenan/
5Deutschland und Tschechien Bilaterale Beziehungen. 25.10.2021 // https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/tschechischerepublik-node/bilateral/210222
6Interview von Aussenminister Maas mit der Tageszeitung Rzeczpospolita // Auswärtiges Amt. 20.11.2019 // URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/newsroom/maas-rzeczpospolita/2279408
7Pressekonferenz von Bundeskanzler Scholz und dem polnischen Ministerpräsidenten Morawiecki am 12.Dezember 2021 in Warschau // https://www.bundesregierung.de/breg-de/suche/pressekonferenz-von-bundeskanzler-scholz-und-dem-polnischen-ministerpraesidenten-morawiecki-am-12-dezember-2021-in-warschau-1990970
8Visagrad Post. Gipfeltreffen der V4-Verteidigungsminister in Elbing. 23 Juni 2021 // https://visegradpost.com/de/2021/06/23/gipfeltreffen-der-v4-verteidigungsminister-in-elbing/
9Ibidem.
10Bartels H-P., Kellner A.M., Optenhögel U. (Hg.). Strategische Autonomie und die Verteidigung Europas. Auf dem Weg zur Europäischen Armee? Bonn: Dietz Verlag, 2017. S. 315, 316, 381, 384, 419, 421, 432, 433.