Побег Эдварда Сноудена в Россию для большинства людей открыл глаза на функционирование системы государственной безопасности США. Стало очевидно, что та система разведывательных служб Соединенных Штатов, о которой все знают, является лишь вершиной айсберга. В то время как у его основания сформировалась огромная отрасль из частных разведывательных компаний (ЧРК). Отрасль ЧРК входит в классическое понимание военно-промышленного комплекса США с его огромным политическим влиянием, благодаря лоббизму и колоссальному капиталу (подробнее о взаимодействии крупного капитала, военных и спецслужб США [7, 8]). Вооруженные силы Соединенных Штатов, ЦРУ и АНБ являются локомотивом развития ЧРК, так как залог их успеха - очередной государственный контракт на разработку кибероружия, разработку систем контроля интернет-пользователей, анализ данных, информационную, техническую и технологическую поддержку.

Сотрудничество государственных и частных структур США в разведывательной сфере

История сотрудничества государственных институтов с частными компаниями в сфере национальной безопасности и разведки уходит далеко в прошлое, во времена основания самих Соединенных Штатов. Так, еще в 1781 году Роберт Моррис, суперинтендант финансов, заявил: «Опыт всех стран, участвующих в войне, рано или поздно показывает, что контракты с частными солидными и понимающими людьми необходимы для пропитания, укрытия, одежды и передвижения любой армии» [1].

Самый первый задокументированный опыт сотрудничества Армии США с частной разведкой в лице «Mexican Spy Company»1 произошел во время американо-мексиканской войны (1846-1848 гг.) [2, с. 34]. Появлению «Mexican Spy Company» способствовали взгляды Президента США Джеймса Нокса Полка. Он активно прибегал к тайным операциям и был полон решимости скрыть эти действия от Конгресса. Полк санкционировал секретные операции как в Республике Техас, так и Мексике, чтобы подкупить и уговорить техасцев проголосовать за присоединение к Союзу и заставить Республику Техас воевать с Мексикой. Тайные агенты подкупали мексиканских чиновников, чтобы они не сопротивлялись вторжению американцев.

В 1861 году, еще до начала Гражданской войны, сотрудник агентства Пинкертона Тимоти Вебстер был внедрен вместе с женщиной-агентом Хэтти Лоутон (в роли его жены) под прикрытием в группу сторонников Конфедерации. Он был одним из источников информации о готовящемся покушении на Линкольна. После начала Гражданской войны Вебстер продолжил работать по своей легенде в Южном Мэриленде и Ричмонде, Вирджиния. Он сумел втереться в доверие к офицерам Конфедерации и занял должность клерка Военного департамента. В его руки попадали ценные документы и секретная информация [2, с. 57].

В 1929 году «отец военной разведки США» Ральф Ван Деман (Ralph Henry Van Deman) основал частную разведывательную компанию «Van D», основным профилем компании являлась контрразведывательная деятельность - формирование досье на граждан США, подозреваемых в организации мятежей, преступной деятельности, сторонников коммунистических взглядов, агентов Германии и т. д. По оценкам историков, компания за 13 лет своего существования сформировала обширную картотеку из досье приблизительно на 100 тыс. граждан США. Ее услугами пользовалась не только Военная разведка Армии США (MID), которая курировала деятельность компании через двух оплачиваемых и закрепленных в штате офицеров, но и ФБР.

В 1937 году для сбора информации о сторонниках марксистских и коммунистических взглядов и дальнейшего распространения этой информации в виде «черных списков» была создана «Church League of America» (CLA - Церковная лига Америки).

Были в истории США и примеры, когда государственные институты национальной безопасности, такие как Управление стратегических служб (англ. OSS ‒ предшественник ЦРУ) и Пентагон (в частности, ВМС США), являлись инициаторами создания частных организаций для проведения тайных операций, агентурной разведки и т. д. Так, например, компания «The Pond» («Пруд») начала свою историю в 1942 году. Основной предпосылкой ее создания, вероятно, стало противостояние полковника Уильяма Донована - главы УСС и руководителей других разведывательных служб США. Они справедливо полагали, что OSS - это попытка консолидировать все разведывательные подразделения, но никто не хотел уступать свои полномочия и влияние. Руководитель «Пруда» Джон Громбах был яростным противником коммунизма. В связи с чем компания «The Pond» уделяла особое внимание работе против СССР. Так, еще в 1942 году Громбах с помощью советского перебежчика А.Г.Бармина выявил в штате OSS советских агентов. Однако руководство не оценило рвения разведчика, мотивировав это тем, что СССР выступал союзником США во Второй мировой войне. Но эта резолюция не остановила Громбаха, и впоследствии он начал «Project 1641» [3] по выявлению коммунистов в рядах разведывательных служб США.

В 1966 году ВМС США создали организацию «Task Force 157» (TF-157 - Оперативная группа 157), она же «Naval Field Operations Support Group» (NFOSG). Приказ о создании группы подписал министр военно-морского флота адмирал Пол Г.Нитце (Paul Henry Nitze). Куратором со стороны ВМС был назначен адмирал Бобби Р.Инмэн (Bobby Ray Inman). Лишь в 1982 году разгорелся судебный процесс, в результате которого некоторые сотрудники TF-157 добивались выплат пенсий и льгот для себя за годы работы в организации, так как твердо были уверены, что работают на государственной службе, однако они не числились как госслужащие и, следовательно, льготы и пенсии им не выплачивались. Таким образом, организация носила частный характер. В одном из интервью ключевой агент TF-157 Эдвин Уилсон на вопрос о том, знали ли сотрудники, что выполняют тайные операции ЦРУ, ответил: «Нет, через какое-то время они узнают и будут инструктированы не рассказывать слишком многого»2.

Другая сфера разведывательного интереса со стороны специальных служб США - научно-техническая разведка. Эта сфера максимально коммерциализирована.

В мае 1946 года в рамках «RAND Corporation» был создан предварительный проект «Experimental World-Circling Spaceship» (Экспериментальный космический корабль, вращающийся вокруг планеты.) Это был еще не проект самого летательного аппарата, а только анализ вариантов использования космического пространства для нужд вооруженных сил. Несмотря на то что проект был засекречен, часть информации просочилась в прессу, где сразу же обросла домыслами. Например, газета «The Milwaukee Journal» писала, что «RAND» в течение трех лет должна разработать проект ракеты для отправки человека на Луну.

В 1969 году всего одним человеком - доктором наук Джоном Робертом «Бобом» Бейстером, в районе Ла-Хойя города Сан-Диего, штат Калифорния, была основана компания SAIC. Первоначально она носила название «Science Applications Incorporated» (SAI) и по замыслу своего создателя должна была стать небольшой научной лабораторией со штатом не более четырех человек. Бейстер рассчитывал не столько на большой коммерческий успех, сколько на то, что будет браться только за заказные исследования по интересным лично ему темам. Первоначально компания фокусировалась на проектах для правительства США, связанных с программами изучения ядерной энергетики и воздействия оружия. Исследования должны были проводиться на максимально возможном уровне.

Сам он позднее говорил: «Я заметил, что правительство не всегда получало лучшую техническую поддержку от частных подрядчиков по своим проектам национальной безопасности… Я счел это неприемлемым, потому что нашей стране нужна была самая лучшая помощь, которую она могла получить в сфере национальной безопасности. Таким образом, обеспечение качественной работы над проблемами национальной безопасности по справедливой цене было основным мотивом основания SAIC в 1969 году» [2, c. 458]. Позднее SAIC превратилась в глобального лидера в сфере научно-технической разведки.

6 мая 1976 года директор ЦРУ Джордж Г.У.Буш (George H.W. Bush) создал аналитический «мозговой центр» «Team B» (Команда Б). Под «Team B» подразумевалась команда внештатных экспертов, помогающих ЦРУ взглянуть на альтернативную точку зрения по оценкам стратегических систем вооружения СССР, в то время как под «Team A» подразумевались штатные аналитики ЦРУ. Именно необходимость в конкурентной оценке и подтолкнула к созданию подобной команды. Внешними экспертами в «Team B» руководил профессор Гарварда Ричард Пайпс. В число экспертов входили такие известные «ястребы», как Пол Г.Нитце, Уильям Ван Клив и Пол Вулфовиц. Неудивительно, что «Team B» пришла к выводу, что специалисты по разведке сильно недооценили угрозу, потому что они слишком сильно полагались на достоверные данные, вместо того чтобы экстраполировать намерения Советов, исходя из идеологии. По своей сути «Team B» должна была нарастить истерию вокруг внешней угрозы в виде СССР и тем самым подстегнуть президента и Конгресс к гонке вооружения. «Team B» не имела отдельно выделенного юридического лица, это был «клуб яйцеголовых мыслителей». Члены «клуба» формировались по приглашению высшего руководства ЦРУ. Финансирование команды аутсорсинговых экспертов осуществлялось из бюджета Агентства. По некоторым оценкам, она обошлась бюджету «очень дорого» [2, c. 281].

Мотивация привлечения частных разведывательных компаний к государственным контрактам в сфере национальной безопасности

К мотивации по привлечению ЧРК к государственным контрактам в сфере национальной безопасности следует отнести:

1. Кадровые квоты. Эдвард Сноуден, сотрудник компании «Booz Allen Hamilton» (BAH), которая по контракту с Агентством национальной безопасности (АНБ) занималась разработкой кибероружия, заявил: «Первостепенная цель, объясняющая использование контрактной системы в разведывательном сообществе, гораздо более земная: обходные пути, лазейки, «хак», позволяющие агентствам всякими хитроумными способами обойти федеральные квоты по найму. Каждое агентство имеет установленный законодательством лимит, диктующий, какое количество людей можно нанимать для определенного вида работы. Но исполнители по контракту, поскольку они не наняты непосредственно федеральным правительством, в это число не входят. Агентства могут нанимать их столько, сколько хватит денег их оплачивать» [4].

2. Бюрократия. Принятие решений в частных компаниях и все действия происходят значительно быстрее, нежели в государственных ведомствах. Для осуществления задуманного нет необходимости согласовывать свои действия с десятком подразделений, генералами и чиновниками. Боб Вудворд (американский журналист) о бюрократии при проведении тайных операций ЦРУ говорил следующее: «Санкции на проведение тайных операций даются лично президентом, которые оформляются в виде соответствующих директив. Предварительно каждая крупная тайная операция рассматривается Группой планирования по вопросам национальной безопасности. В ее состав входят президент, вице-президент, государственный секретарь, министр обороны, помощник президента по национальной безопасности, директор центральной разведки, руководитель аппарата Белого дома. В соответствии с Законом о надзоре за внешней разведкой планы проведения крупномасштабных тайных операций в обезличенном виде должны направляться на рассмотрение комитетов по разведке Сената и Палаты представителей Конгресса США. По усмотрению президента о наиболее важных тайных операциях уведомляются только председатели комитетов по разведке, их заместители, лидеры большинства и меньшинства Сената и Палаты представителей» [5].

3. Компетентность в актуальных угрозах у частных организаций. Бизнес более компетентен в актуальных вопросах, касающихся новых технологий и вызовов безопасности, ведь в противном случае это предприятие будет неконкурентоспособным. Именно поэтому ЦРУ и АНБ в последние годы в вопросах киберразведки и кибербезопасности полагаются полностью на контрактников, так как система повышения квалификации собственных сотрудников зачастую просто не успевает отрабатывать. Директор ФБР Кристофер А.Рэй рекламировал сотрудничество с частным сектором в разрушении ботнета: «Агенты работали с частным сектором на протяжении многомесячной операции против подразделения российской военной разведки, известного как «Sandworm». В том числе компания из Пенсильвании проанализировала зараженную систему, что помогло найти список устройств, с которыми система взаимодействовала»3.

4. Финансовая выгода. Один нанятый контрактник обходится бюджету США значительно дешевле штатного офицера. Он не требует страховки военнослужащего, на него не распространяются льготы и пенсия, государство не тратит денег на повышение его квалификации и т. д.

5. Отсутствие дипломатических последствий за деятельность негосударственных разведывательных компаний. «TF-157 смогла избежать традиционных методов сбора информации, полагаясь на коммерческие и деловые операции» (из рапорта Дональда Нильсена)4.

6. Секретность и надзор. «Аутсорсинг разведки часто используется для усиления секретности разведывательных операций и преднамеренного ухода от демократической подотчетности и надзора» (Армин Кришнан, профессор Техасского университета в Эль-Пасо)5.

Масштаб сотрудничества частных разведывательных компаний с государственными структурами в США

По данным исследователя Тима Шоррока, автора бестселлера «Шпионы по найму: секретный мир аутсорсинга разведки» [6], базирующегося на сведениях, раскрытых Сноуденом, общее количество гражданского персонала, задействованного частными подрядчиками разведки США, превышает 58 тыс. человек. Из них 45 тысяч относятся к пяти крупнейшим подрядчикам-монополистам: «Leidos», «Booz Allen Hamilton», CSRA, SAIC и CACI International. Эти компании нанимают 80% персонала, выполняющего частные заказы военных и разведсообщества США. Очевидно, что этими пятью подрядчиками вопрос не исчерпывается. Трудовые ресурсы взятых напрокат шпионов включают в себя тысячи профессионалов из все еще солидных разведывательных отделов «Northrop Grumman», «Boeing», «Raytheon», BAE и «Accenture», а также небольшого числа меньших компаний, включая международную корпорацию «ManTech», а также «Engility Corporation», «L-3 Communications» и PAE. В целом это количество составляет около 30% от всего персонала разведки США. При этом используемый персонал имеет допуск к информации повышенного уровня секретности.

Естественно, содержание персонала и затраты на мероприятия, отдаваемые на аутсорсинг, весьма значительны [11]. Оценить их трудно, поскольку частично они включены в бюджет Министерства обороны США, а частично в бюджеты разведорганов, подчиняющихся непосредственно президенту страны, и они не раскрываются. Однако отдельные заключенные контракты могут достигать десятков миллионов долларов [12]. Так, например, «Six3 Intelligence Solutions» ‒ ЧРК, приобретенная «CACI International», заключила армейский контракт без конкурса на 10 млн. долларов, чтобы предоставить «аналитические услуги разведки». По данным Пентагона, работа должна была вестись в Германии, Италии, но прежде всего в Сирии. При этом спецификация работ не разглашается. Как заявила сенатор штата Миссури Клэр Маккэскилл: «Что действительно интересно, мы платим «Booz Allen Hamilton» за услуги административной поддержки, но мы не можем даже говорить о том, сколько мы платим им». Можно предполагать, что на счета частных подрядчиков разведки США ежегодно поступают суммы в миллиарды американских долларов.

Наконец, немаловажно и то, что нынешняя деятельность американских ЧРК во многом является частью масштабной работы по использованию старых и созданных новых глубоко засекреченных и не заявленных как элементы американского разведсообщества структур для оказания скрытого разрушительного воздействия на экономики целого ряда стран [9, 10].

 

Частные разведывательные компании в настоящий момент переживают очередной бум своего развития: вторжение в сферу международных отношений неклассических акторов (легитимных и нелегитимных), превращающих международные отношения в бизнес-проект, и нарастающая гибридизация вооруженных конфликтов повышают востребованность частных разведывательных структур и в ряде случаев делают их просто незаменимыми.

С высокой долей вероятности можно говорить о том, что приватизация разведки является устойчивым трендом, который в дальнейшем будет только нарастать. Диапазон услуг, предоставляемый ЧРК, самый широкий ‒ от разведки по открытым источникам (Open source intelligence - OSINT) до использования собственной агентуры в интересах заказчика, в роли которого в США выступают Пентагон и спецслужбы, входящие в официальное разведывательное сообщество.

 

 

1Dominguez Mexican Company (Mexican Spy Company) - группа мексиканских разбойников во главе с Мануэлем Домингесом, которые были освобождены из тюрем и завербованы в качестве шпионов.

2Les tueries du Brabant // Forum sur les tueries du Brabant. 2009. August, 12 // https://tueriesdubrabant.1fr1.net/t2862p100-defense-intelligence-agency-dia (accessed 11.05.2022).

3Schaffer A. Government is learning how to work with private sector on cyber threats // The Washington Post. 2022. April, 7 // https://www.washingtonpost.com/politics/2022/04/07/government-is-learning-how-work-with-private-sector-cyber-threats/ (accessed 07.05.2022).

4The National Security Archive // DNI. TF-157. 1975. December, 31 // https://nsarchive2.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB46/document4.pdf (accessed 11.05.2022).

5Krishnan A. The Future of U.S. Intelligence Outsourcing // Brown Digital Repository. Brown University Library. №18(1). 2011 // https://repository.library.brown.edu/studio/item/bdr:1078664/PDF/?embed=true (accessed 11.05.2022).

 

 

Источники и литература:

1. Voelz G. Managing The Private Spies: The Use Of Commercial Augmentation For Intelligence Operations. Military Studies Press, 2013.

2. Ромачев Р.В. История частной разведки США. М.: Горячая линия - Телеком, 2022.

3. Stout M. The Pond: Running Agents for State, War, and the CIA // Studies in Intelligence. 2004. №48 (3). P. 69-82.

4. Сноуден Э. Эдвард Сноуден. Личное дело. М.: Эксмо, 2019.

5. Вудворд Б. Признание шефа разведки. М.: Политиздат, 1990 г.

6. Shorrock T. Spies for Hire: The Secret World of Intelligence Outsourcing. NY: Simon & Schuster, 2008.

7. Семин Н.Л. Спецслужбы и крупный бизнес США // Россия и Америка в XXI веке. 2011. №1.

8. Briody D. The Iron Triangle. Inside the Secret World of the Carlyle Group. New Jersey, Wiley, 2003.

9. Перкинс Дж. Исповедь экономического убийцы. М.: Pretext, 2005.

10. Davis J.R. Fortune’s Warriors: Private Armies and the New World Order. Toronto: Douglas & McIntyre, 2000.

11. Манойло А.В. Управление конфликтами. Модель психологической операции // Акмеология. 2009. №1. С. 64-74.

12. Манойло А.В. Психологические операции США в Ираке // Космополис. 2008. №1. С. 124-128.