Спад в отношениях с Западом совпал с президентскими выборами в России весной 2008 года. Президентом стал первый заместитель председателя правительства (2005-2008 гг.) Д.А.Медведев, а В.В.Путин вернулся на должность премьер-министра, благодаря чему в руководстве страной сложился так называемый «тандем», в руках которого находились все нити управления не только внутренней, но и внешней политикой России.

О Концепции внешней политики 2008 года

Вышедшая в свет 15 июля 2008 года очередная редакция Концепции внешней политики (КВП) [2] отражала две взаимозависимые тенденции, во многом связанные с личностями руководителей, - стремление сохранить преемственность с тем курсом, который был избран в предыдущие годы (например, в том, что касается движения к многополярному миру и развития многовекторной внешней политики), при одновременном желании активизировать сотрудничество с различными центрами силы путем формулирования концептуальных новаций (например, идей развития «сетевой дипломатии», предполагавшей создание гибких институтов многостороннего взаимодействия, или «поворота России на Восток»), выдвижения громких инициатив (проект Договора о европейской безопасности, подписание нового базового соглашения Россия - ЕС и др.) и заключения ситуативных компромиссов, касавшихся преимущественно региональных проблематик (Афганистан, Иран, Ливия и пр.). Несмотря на то что такой подход приводил подчас к конкретным результатам (как, например, преодоление последних препятствий для вступления России в ВТО в 2012 г.), большинство обсуждаемых в те годы проектов (процесс Корфу по реформированию ОБСЕ, «создание сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока» и др.) так и остались нереализованными.

Во многом это объяснялось тем, что реализация внешнеполитического курса происходила в условиях глобальной турбулентности, связанной с началом мирового финансового кризиса и сопутствующего экономического спада. 

Добавляло неопределенности и то обстоятельство, что в ноябре того же года предстояли президентские выборы в США, где на фоне ухудшения экономической ситуации происходила поляризация избирателей, часть которых считала внешнюю политику республиканцев затратной, дорогостоящей и потому нерациональной. Но республиканская администрация не хотела признавать ошибки и оказаться в глазах общественного мнения незадолго до выборов в роли провинившегося. В отношениях с Россией продолжалась старая линия - поддержка критических настроений в странах-соседях России и игнорирование позиции Москвы в военно-политических вопросах.

Это использовало руководство Грузии. Решив, что политико-дипломатическая поддержка со стороны США гарантирована, Грузия применила силу для восстановления власти, которую в начале 1990-х годов утратила в населенной осетинами Южной Осетии. К этому времени на территории последней более 15 лет дислоцировались российские миротворцы. Кроме того, за долгое время фактического существования вне правового поля Грузии многие жители Южной Осетии приобрели гражданство России и имели российские паспорта. Когда 8 августа 2008 года грузинские вооруженные силы стали наносить удары по южноосетинской территории, от них стали гибнуть российские граждане. Для их защиты на территорию Южной Осетии были введены регулярные российские войска по Рокскому тоннелю (проход через Главный Кавказский хребет, связывающий Северную и Южную Осетию). Грузия официально объявила войну России.

Американская администрация заняла во время конфликта позицию, благоприятную для режима М.Саакашвили. Грузинское руководство в пропагандистской кампании ссылалось на политическую поддержку США, а американская администрация не попыталась дезавуировать позицию Тбилиси, хотя отрицала, что нападение грузинских войск на Южную Осетию было произведено по согласованию с Вашингтоном.

Руководство НАТО в связи с конфликтом объявило состояние региональной военной угрозы. Фактически это было первым случаем непрямой вооруженной конфронтации НАТО и России с момента распада СССР. Контакты между НАТО и Россией были прерваны по инициативе Североатлантического альянса [3]. Отношения Москвы и Вашингтона стали еще более напряженными. Военные действия были прекращены при посредничестве Президента Франции Н.Саркози, который по удачному стечению обстоятельств в августе 2008 года занимал пост страны - председателя Евросоюза. Конфликт продолжался пять дней.

В сложившейся ситуации Россия пошла на шаг, от которого ранее уклонялась. В августе Москва признала государственную независимость Южной Осетии и Абхазии. В годы существования Советского Союза они входили в состав Грузинской ССР, но фактически отделились после того, как руководство Грузии провозгласило независимость от Советского Союза. 31 августа 2008 года Президент Медведев дал интервью СМИ, в котором изложил основные принципы внешней политики Российской Федерации:

- соблюдение принципов международного права;

- содействие процессам многополярности;

- отказ от конфронтации в международных отношениях;

- принцип экстратерриториальной защиты российских граждан;

- сохранение регионов привилегированных интересов России [4].

Новым было появление пункта об экстерриториальной защите граждан. Принцип означал, что Российская Федерация оставляет за собой право защищать своих граждан, где бы они ни находились - как на российской территории, так и за ее пределами. Аналогичный принцип существует во внешней политике США и ряда других государств.

Российское руководство декларировало намерение и впредь парировать угрозы, которые могут возникать для граждан, в том числе находящихся за границей. Интервью президента утверждало, что Москва не принимает на себя ответственности за конфликт, начатый Грузией.

«Августовская война» была последним событием «эпохи Буша-младшего». В сентябре 2008 года обострились проявления мирового финансового кризиса, ведущим государствам стало не до поддержки руководства Грузии, правомерность и обоснованность действий которой в Южной Осетии вызывали сомнения. 

В ноябре 2008 года на президентских выборах в США победила Демократическая партия и президентом стал Барак Обама, а государственным секретарем США - Хиллари Клинтон. В продолжение старого курса мало кто верил. Но новому президенту нужно было время, чтобы сформулировать внешнеполитические приоритеты.

Россия не могла просто ожидать сигналов из Вашингтона. Весной 2009 года в преддверии оглашения американской внешнеполитической программы в Москве была разработана платформа, позволявшая российской дипломатии маневрировать в зависимости от того, какими могут оказаться настроения в новой американской администрации. В основу была положена идея о необязательности партнерства с Западом: по возможности Россия будет достигать своих целей в мировой политике совместно с Западом, но при отсутствии такой возможности - самостоятельно.

При этом доктрина (платформа) не вводила Москву в русло полемики с Вашингтоном. За Россией оставалось право выбора альтернативных вариантов поведения. «Доктрина необязательности» не имела статуса официальной. Ее назначение заключалось прежде всего в том, чтобы довести до сведения окружения Президента Обамы мысль, что в России серьезно рассматривают альтернативу партнерству с США.

Администрация Обамы решила модифицировать политику на российском направлении. В рамках пересмотра приоритетов была оглашена концепция «перезагрузки» (“reset”) отношений с Россией, запуск которой состоялся в ходе визита государственного секретаря США Х.Клинтон в Россию. Ее переговоры с министром иностранных дел С.В.Лавровым касались в том числе и подготовки визита Президента США Б.Обамы в Москву 6-8 июля 2009 года. Во время визита прошло обсуждение и подписание соглашения о транзите американского военного оборудования через территорию России в Афганистан.

23 сентября 2009 года состоялась встреча Президента Д.А.Медведева с американским коллегой на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Американские предложения касались положений о противоракетной обороне в Европе. США заняли жесткую позицию, защищая, с их точки зрения, интересы стран Восточной Европы. Иран, Сирия и Венесуэла были объявлены «нелояльными» странами. Стремление Ирана стать ядерной державой становилось проблемой в отношениях между НАТО и Россией. 8 апреля 2010 года президенты России и США встретились в Праге, где подписали договор СНВ-3.

Идея «начать с чистого листа» в Москве сочли знаком отхода США от постулатов, которые мешали диалогу в годы правления республиканцев. Выглядело, как если бы американцы приглашали Россию снова действовать сообща.

«Доктрина необязательности» выполнила свою роль. Теперь официальную концепцию Президент России мог сформулировать в духе продолжения/возобновления дружеских отношений с НАТО. Но после «обид, разногласий и испытания Грузией» отсылки к «общим» демократическим ценностям России и Запада не могли убедить российское общественное мнение в «честности сотрудничества». 

11 сентября 2009 года была опубликована статья Президента Медведева, в которой он впервые сформулировал положение о модернизации как универсальной и долгосрочной цели российской политики. «Не ностальгия должна определять нашу внешнюю политику, а стратегические долгосрочные цели модернизации России» - говорилось в тексте [5]. Модернизация общества и демократии невозможна без ресурсов постиндустриального уклада экономики, поэтому гармонизацию отношений России с западными демократиями он прагматично трактовал как инструмент обеспечения доступа к финансовым и технологическим возможностям зарубежных стран в интересах повышения качества жизни россиян. Нужны были деньги и технологии стран Европы, Америки, Азии. Этим странам, в свою очередь, нужны были ресурсные возможности России.

В выступлениях президента и документах МИД России было конкретизировано положение о «модернизационных альянсах» [6] с Германией, Францией, Италией, ЕС в целом и США, ориентированных на сотрудничество в интересах модернизации Российской Федерации. В отношениях между Россией и ЕС был сформулирован тезис о «партнерстве для модернизации». Президент выдвинул положение о наращивании инновационного компонента в отношениях с Китаем, Индией, Бразилией, Южной Кореей, Сингапуром, Японией, Канадой, Украиной, Казахстаном и некоторыми другими странами [7].

Настрой России на уход от полемики с Западом позволил восстановить диалог с НАТО. Осенью 2010 года Д.А.Медведев побывал на сессии Совета Россия - НАТО в Лиссабоне, что означало возобновление контактов на высшем уровне с этой организацией. Там же возникла идея взаимодействия по ПРО.

После возвращения в Москву президент заявил о том, что если в течение десяти лет Россия и НАТО не смогут достигнуть согласия в противоракетной обороне и договоренности о создании совместного механизма сотрудничества, то начнется новый этап гонки вооружений: России придется принимать решение о размещении новых ударных средств. Это положение Медведев воспроизвел в Послании Федеральному Собранию [7].

В России стали вызревать концептуальные основы самостоятельной отечественной дипломатии. Но анализ российских текстов, в которых высказывались внешнеполитические концептуальные подходы, не позволял говорить о радикальной смене приоритетов России. Сопоставив по объему и содержанию разделы выступлений, речей и обзоров об отношениях России с США, с одной стороны, и, скажем, Китаем - с другой, трудно не увидеть, что Запад оставался основной темой размышлений российских лидеров. Вместе с тем Россия стала говорить о несогласии с западными партнерами. Это отражало желание Москвы добиться признания возросшей российской роли в рамках отношений с Западом.

5 февраля 2010 года, с учетом изменившейся ситуации в области международной безопасности, была утверждена Военная доктрина Российской Федерации, а 26 мая того же года появился аналогичный документ США - Стратегия национальной безопасности (СНБ), в которой впервые было введено понятие «мягкая сила».

СНБ сразу же была применена в практическом плане в странах Арабского Востока. В марте 2011 года американские военные, опираясь на ресурс НАТО, вторглись в Ливию.

Почти год шли безрезультатные переговоры по ПРО, которые были инициированы на саммите Россия - НАТО в Лиссабоне. В прессу с обеих сторон попадала информация о несовпадающих целях сторон. В Сочи 4 июля 2011 года была созвана сессия Совета Россия - НАТО, не давшая конкретных результатов.

В ноябре 2011 года Медведев заявил о прекращении переговоров с США по совместной программе ПРО. В ответ США объявили, что будут свободными от обязательств перед Россией по ДОВСЕ. Атмосфера накалялась. Намеченная на апрель 2012 года сессия Совета Россия - НАТО не состоялась из-за несовместимости директив по противоракетной обороне.

Крах «перезагрузки» оказал влияние не только на дальнейший характер отношений России с США и НАТО, но имел и важное внутриполитическое последствие. Оценивая события в Ливии, премьер-министр охарактеризовал действия НАТО как «крестовый поход», а президент заявил о недопустимости подобных заявлений и принял решение не вмешиваться в конфликт в угоду сохранения «перезагрузки» отношений с США. Можно предположить, что и расхождение по внешнеполитическим моментам побудило В.В.Путина выдвинуть свою кандидатуру на ближайших президентских выборах.  

О Концепции внешней политики 2013 года

Началась постепенная деградация российско-американских отношений - санкции в связи с принятием Акта Магнитского 2012 года, делом Э.Сноудена 2013 года и др. Россия все активнее оппонирует Западу. Наиболее ярко это проявляется в отношении к конфликту в Сирии. Россия, памятуя о негативных последствиях «арабской весны» в Ливии, препятствует стремлению НАТО добиться свержения Президента Башара Асада. Все эти события и тенденции заставили руководство России внести корректировки в свои внешнеполитические подходы. Так, издается обновленная версия КВП от 12 февраля 2013 года [8], на базе которой начала выстраиваться и практическая работа дипломатов.

Так, например, 18 июня прошла встреча В.В.Путина с Б.Обамой в Лос-Кабосе (Мексика), где проводился саммит «Группы двадцати». В ноябре состоялись выборы в США, которые второй раз выиграл Обама. 14 апреля 2013 года в Москву прибыл советник Президента США по национальной безопасности Т.Донилон, который привез послание российскому президенту от американского с предложением возродить сотрудничество. Были инициированы российско-американские встречи, прошедшие «на полях» саммита «Группы восьми» в Лох-Эрне в июне и саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге в сентябре того же года.

Главным вопросом в повестке была обстановка в Сирии. На встрече российского и американского представителей были внесены изменения в программу Нанна - Лугара, в соответствии с которыми были сокращены некоторые проекты и введено ограничение доступа американских инспекторов на российские объекты. Обстановка не улучшалась.

8 августа 2013 года США отменили запланированный ранее визит американского президента в Москву. Поводом для отмены послужил отказ России выдать США Эдварда Сноудена (бывшего служащего ЦРУ), обвиненного американской стороной в использовании секретных материалов и скрывающегося в России. 5 сентября 2013 года в ходе саммита «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге не было достигнуто российско-американское согласие по сирийскому вопросу.

Россия и США, Москва и Брюссель начинают относиться друг к другу недоверчиво. Ни российская политика не хотела уступать, ни американская и европейская не были готовы сдаться. Одностороннее сближение России с Западом в 1992-2013 годах столкнулось с «временными» приостановками и наконец зашло в тупику. Построение однополярного мира также показало неэффективность в этот исторический период. Слишком разными стали подходы американской, европейской, китайской и российской сторон.

Отношения между Западом и Россией пережили три основные стадии:

- попытки сохранить СССР как «базы социализма» - двухполярный мир («конфронтационная стабильность»);

- стремление построить однополярный мир с участием России (1991-2013 гг.);

- с 2014 года - переориентация ООН в сторону налаживания работы трехполюсной системы принятия решений - США, Британия, Франция (западный центр), Россия (европейско-азиатский) и Китай (восточный).

Одновременно российская элита переосмысливала направление развития мировой политики и место России как евро-азиатского государства в ней.

В феврале 2014 года в Киеве произошел государственный переворот, власть перешла в руки правительства, державшегося курса проамериканской и проевропейской политики. Президент бежал из страны. Ценой переворота было фактическое отделение Донбасса от Украины, а также воссоединение Крыма с Россией.

США и Канада не согласились с таким решением. Франция и Германия предприняли попытки стать посредниками урегулирования конфликта между Украиной, ДНР и ЛНР. Основной переговорной площадкой в течение восьми лет были Минские соглашения, которые инициировала Россия в сентябре 2014 года. В феврале 2015 года Минск-2 был согласован также с Германией и Францией. Но соглашения игнорировались Киевом и не вступили в действие. Начался период быстрого отдаления Москвы от политического сотрудничества с западными странами. Изменился тон в российской и западной печати, стал взаимно чуждым и враждебным.

В конце 2021 года киевский режим усилил военное давление на ДНР и ЛНР, что привело к признанию Россией двух республик и принятию решения о начале российской специальной военной операции 24 февраля 2022 года.

Наряду с Соединенными Штатами в поддержку украинской политики выступили Германия, Франция, Британия, Италия и другие европейские страны, а из неевропейских - Канада и Япония. Руководство НАТО также заняло в украинском вопросе наступательную позицию против России. НАТО выступает как «защитница» интересов Украины, которая при этом не является членом этой организации. По смыслу событий Киев должен быть заинтересован в восстановлении единства с юго-восточными землями Украины, чтобы устранить препятствие для вхождения в НАТО.

О Концепции внешней политики 2016 года

Украинский кризис, внешнеполитическими последствиями которого стало усиление санкционного давления США и ЕС против России, спровоцировал «зеркальные» контрмеры Москвы, замораживание форматов дипломатического взаимодействия между Западом и Россией (трансформация «Группы восьми» в «Группу семи» из-за срыва саммита в Сочи, приостановление работы Совета Россия - НАТО и различных каналов диалога Россия - ЕС), а также дальнейшую консолидацию усилий на евразийском (например, путем создания ЕЭАС в 2015 г.) и азиатском (в частности, через российско-китайское политико-экономическое сближение) направлениях внешней политики. В сложившихся условиях вновь возникла необходимость корректировки внешнеполитических подходов, сформулированных в КВП, редакция которой от 30 ноября 2016 года [19], принятая через несколько недель после опубликования результатов президентских выборов США, стала первым внешнеполитическим «манифестом», нарушавшим привычную традицию - раньше ключевой дипломатический документ публиковался, как правило, в начале президентского срока нового Президента России (в 1993 г. - Б.Н.Ельцина, в 2000 г. - В.В.Путина, 2008 г. - Д.А.Медведева, 2013 г. - вновь В.В.Путина).

Среди важнейших положений документа стала задача превращения России в качестве одного из влиятельных центров мировой политики (п. 3-в) [9]. Подчеркивалась также необходимость построения правового государства, выдвигающего на передний план развитие демократических институтов. Внимание было уделено укреплению русского языка и позиции русскоязычных, дающих правдивую и актуальную информацию о происходящих в стране и мире событиях и тенденциях развития. «Современный мир переживает период глубоких перемен, сущность которых заключается в формировании полицентричной международной системы. Структура международных отношений продолжает усложняться.
В результате процесса глобализации складываются новые центры экономического и политического влияния. Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение в Азиатско-Тихоокеанский регион. Сокращаются возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике» - отмечалось в новом варианте КВП (п. 4) [9].

С 2014 года ускорился процесс сближения России и Китая [10], обе страны стали активнее работать над превращением «Группы пяти» (БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) в платформу координации экономической программы «не-Запада». 

Трехполюсная система принятия решений в ООН останется главным активом общемировой внешней политики России. «Удобной» политикой в этой связи может быть курс Москвы «посередине» - между западной и восточной ориентацией.

Смысл усилий России по изменению миропорядка привел к отказу от «советских социалистических» традиций как страны «мирового пролетарского интернационализма». В период 1992-2013 годов российская сторона предпринимала попытки конструирования мировой однополярности за счет отказа от «советского». Это сопровождалось стилизацией деклараций под документы, выдержанные в либерально-демократическом духе Запада. Но с окончанием периода возникла контртенденция: была поставлена задача обновления трактовки статуса России как великой мировой державы. Происходило возрождение российского исторически-политического образа европейско-азиатской мировой державы.

О будущей Концепции внешней политики 2022 года

Вторая половина 2010-х годов оказалась весьма насыщенной на самые разные международные (скандал вокруг недоказанного вмешательства России в выборы в США, ситуация в Венесуэле (2019 г.), Беларуси (2020 г.) и Казахстане (2022 г.), развитие пандемии COVID-19 и др.) и внутриполитические (переизбрание В.В.Путина в 2018 г., принятие поправок в Конституцию (2020 г.) и пр.) события, в связи с чем совершенно логично, что в начале 2022 года возникла необходимость составления и публикации обновленного варианта КВП, который отражал бы все произошедшие перемены. Ввиду того, что структура этого основного дипломатического документа остается неизменной с 2000 года, основные поправки будут, скорее, носить содержательный характер, поэтому будет постоянно видоизменяться и набор инструментов и методов, используемых государством для продвижения своих интересов [12]. Как в случае с принятием КВП 2013 года, многие вызовы требуют актуализации стратегических подходов, ведь их появление происходит гораздо быстрее дополняющих КВП документов, призванных излагать основные рецепты их противодействия [13].

Как результат этой особенности концептуализации отечественных внешнеполитических доктрин, логично предположить, что в следующей редакции КВП, скорее всего, будет придаваться большее внимание вопросам экологической безопасности РФ. Президент РФ В.В.Путин в своих выступлениях неоднократно обращал внимание на отдельные аспекты экологических вызовов - негативные последствия глобального потепления, выбросы парниковых газов и необходимость развития международного сотрудничества в области экологии и охраны окружающей среды.

Основным координирующим механизмом регулирования международных отношений должна оставаться Организация Объединенных Наций, являющаяся единственной в своем роде площадкой, обладающей уникальной международной легитимностью. Россия активно выступает за повышение эффективности деятельности Совета Безопасности, а также других международных организаций, таких как БРИКС, ШОС и ОБСЕ.

В отношении дальнейшего отражения вызовов и угроз военной безопасности Российской Федерации также можно сделать определенный прогноз о том, что Россия и далее продолжит настаивать на решении вопроса о контроле и сокращении вооружений. Не останутся не упомянутыми и вызовы и угрозы новой биологической безопасности Российской Федерации - необходимо отразить направления политики в области противодействия пандемии и ее последствий. Для этого императивным является развитие международного сотрудничества в области санитарно-эпидемиологической безопасности, при особом внимании дальнейшему расширению связей с ближайшими соседними государствами - участниками СНГ и ОДКБ.

Разработка мер, противодействующих вызовам и угрозам в сфере информационной безопасности, должна учитывать специфику информационно-коммуникационных технологий - их динамичное развитие (в результате которого наблюдается не только количественный, но и качественный рост угроз в информационном пространстве), возможность анонимного использования при осуществлении злонамеренной деятельности и всеобщую доступность (в том числе для недобросовестных субъектов международных отношений).

Отдельное внимание должно быть отдано вопросам международного гуманитарного сотрудничества и прав человека. В своем Послании Федеральному Собранию в 2021 году президент определил «сбережение народа России» высшим национальным приоритетом [14]. Поэтому первостепенное внимание должно быть уделено поддержке русского языка как языка международного общения и одного из официальных языков ООН, формированию позитивного образа России за счет продвижения отечественных достижений в разных сферах жизни и развитию дипломатии в области спорта, культуры и прав человека. Для этого нужно активизировать направления информационно-разъяснительной работы путем доведения до зарубежной аудитории достоверной информации о подходах России к ключевым вопросам международной повестки дня.

Выступая на расширенном заседании коллегии Министерства иностранных дел 18 ноября 2021 года [15], Президент Владимир Путин заявил, что конкретные направления внешнеполитической деятельности России в непростых реалиях международной обстановки будут зафиксированы в новой редакции Концепции внешней политики страны, которая будет являться «Дорожной картой» для Министерства иностранных дел и других министерств и ведомств. 

Наконец, дипломатическое признание ДНР и ЛНР и последовавшее за этим начало спецоперации по защите Донбасса от 24 февраля 2022 года не просто стали вынужденной реакцией на постепенную деградацию архитектуры европейской безопасности, а фактически выступили в качестве подлинного водораздела в новейшей истории России, приведя к тектоническим изменениям как во внутренней политике страны, так и во всей системе современных международных отношений.

 

Источники и литература

1. Богатуров А.Д. Три поколения внешнеполитических доктрин России // Международные процессы. 2007. №1. С. 54-69.

2. Концепция внешней политики 2008 г. (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 15 июля 2008 г.) // http://kremlin.ru/acts/news/785

3. Пресс-конференция Президента России. 18 мая 2011 г. // http://www.kremlin.ru/transpripts/11259/work

4. Интервью Д.А.Медведева российским телеканалам. 31 августа 2008 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/1276

5. «Россия, вперед!» Статья Президента РФ Д.А.Медведева // http://www.kremlin.ru/events/president/news/5413

6. Выступление Д.А.Медведева на совещании с российскими послами и постоянными представителями в международных организациях. 12 июля 2010 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/8323

7. Послание Президента Федеральному Собранию. 30 ноября 2010 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/9637

8. Концепция внешней политики 2013 г. (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 12 февраля 2013 г.) // http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d447a0ce9f5a96bdc3.pdf

9. Концепция внешней политики 2016 г. (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) // http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248

10. Богатуров А.Д. Китайский угол в миросистемном управлении // Полис. 2019. №5.

11. Библиотека Организации Объединенных Наций им. Дага Хаммаршельда. Механизм использования «права вето» в Совете Безопасности. Нью-Йорк. 2021 // https://research.un.org/en/docs/sc/quick/veto

12. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 20.01.2022).

13. Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. №213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» // URL: http://kremlin.ru/acts/news/65350 (дата обращения: 20.01.2022).

14. Послание Президента Федеральному Собранию 21.04.2021 // http://kremlin.ru/events/president/news/65418 (дата обращения: 20.01.2022).

15. http://www.kremlin.ru/events/president/news/67123 (дата обращения: 20.01.2022).