*Крутских А.В., Зиновьева Е.С., Булва В.И. Международная информационная безопасность: подходы России. М., 2021. 47 с.

Обзор «Международная информационная безопасность: подходы России»*, вышедший в 2021 году из-под пера авторского коллектива Центра международной информационной безопасности и научно-технологической политики (ЦМИБ) МГИМО МИД России, представляет собой емкий и яркий академический материал, удачную попытку систематизации и исследования логики развития почти четвертьвекового международно-политического процесса построения контуров безопасности в области применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Вызовы, которые несет в себе вредоносное использование ИКТ, поистине обширны, масштаб возможных последствий таков, что под угрозой оказываются существующая система международной безопасности и стратегическая стабильность в целом. Высокий уровень развития цифровых технологий позволяет обеспечить экономическое развитие, международный престиж и даже военно-политическое лидерство отдельно взятой страны. Незнание действительных намерений других участников «технологического забега», низкий порог использования и затруднительность установления источника - все эти факторы вкупе способны спровоцировать погоню за наращиванием информпотенциала с самыми непредсказуемыми последствиями. Ответ на совокупность этих вызовов Россия нашла в последовательном проведении политики, направленной на установление международно-правового режима регулирования информационного пространства, который гарантировал бы мир и безопасность этой сферы, открытые и честные правила игры всем ее участникам. В работе представлена перспектива реализации данных усилий и достигнутые к настоящему переломному моменту результаты. Этим обусловлена значимость и актуальность рассматриваемой темы.

В исследовании проработан значительный объем специализированных источников и литературы, среди которых нормативно-правовые акты, официальные документы, интервью, материалы СМИ, приведены статистические данные, сопоставительные таблицы, графики, а также высказывания политических деятелей и экспертов - непосредственных участников переговорного процесса.

В первом разделе рассматриваются угрозы международной информационной безопасности (МИБ) как один из факторов, влияющих на стратегическую стабильность. Констатируется, что цифровизация экономики, проведенная ускоренными темпами в чрезвычайных обстоятельствах пандемии коронавирусной инфекции, обострила технологическую зависимость и уязвимость отдельных государств и мира в целом перед лицом угроз информационной безопасности.

Первостепенное внимание в работе уделено дискуссии по МИБ на глобальной площадке. Так во втором и третьем разделах обстоятельно освещены история инициированного Россией профильного переговорного процесса в ООН, его современное состояние и направления развития. Ежегодно вносимый с 1998 года в Генеральную Ассамблею ООН российский проект резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности» пользуется традиционной поддержкой широкого большинства государств. По инициативе России и в целях выработки общего понимания угроз и запуска работы над нормами, правилами и принципами ответственного поведения государств в информационном пространстве дискуссия была запущена в формате Группы правительственных экспертов ООН (ГПЭ). Созывавшиеся в 2010, 2013, 2015 годах ГПЭ, в состав которых входил ограниченный круг стран, представленных экспертами в индивидуальном качестве, подготовили консенсусные итоговые доклады, которые фиксировали развитие глобальной дискуссии по МИБ.

Рабочая группа ООН открытого состава (РГОС) по достижениям в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности, созванная в 2018 году, стала новым, более представительным и демократичным форматом, позволившим повысить статус дискуссии по МИБ. Его преимущество - участие представителей всех без исключения государств - членов ООН, а также нацеленность на вовлечение в дискуссию негосударственных заинтересованных сторон. Параллельно по сугубо политическим мотивам в пику России США, зачастую придерживающиеся отличных позиций и отстаивающие «свободу рук» в информационном пространстве, инициировали воссоздание формата ГПЭ. Вопреки опасениям, что искусственное соперничество приведет к поляризации, заинтересованность всех сторон переговорного процесса в обеспечении мира и безопасности в сфере ИКТ оказалась выше, компромисс был найден и обе группы одобрили свои доклады весной 2021 года.

Благодаря этому успеху удалось вернуться к единому переговорному треку по МИБ. РГОС ООН по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ 2021-2025, мандат которой зафиксирован в резолюции ГА ООН 75/240 (принята 31 декабря 2020 г.) и подтвержден консенсусной резолюцией 76/19 (принята 6 декабря 2021 г.), посвящен шестой раздел работы. В нем приводятся оценки перспективных направлений деятельности Группы, параметры и особенности ее функционирования, основные вопросы, стоящие на повестке дня. Отдельное внимание уделено проблематике применимости международного права к информационной сфере.

Основное субстантивное наполнение, предложенное Россией для переговоров в ООН по всему комплексу вопросов обеспечения МИБ, охарактеризовано в пятом разделе, в котором также рассмотрена нормативная база и документы стратегического планирования Российской Федерации.

Альтернативным подходам к обеспечению МИБ посвящен четвертый раздел обзора. На глобальном уровне рассмотрены характеристики комплементарных и конкурирующих инициатив, среди которых Глобальная инициатива по безопасности данных (КНР, 2020 г.), Парижский призыв к доверию и безопасности в киберпространстве (Франция, 2018 г.), Программа действий по продвижению ответственного поведения государств в киберпространстве и Европейская стратегия в области безопасности данных (ЕС, 2020 г.), Инициатива по борьбе с вымогателями и Саммит за демократию (США, 2021 г.). На региональном уровне упоминаются профильные соглашения СНГ (2013 и 2018 гг.), ОДКБ (2017 г.) и ШОС (2009 г.), Заявление Россия - АСЕАН о сотрудничестве в области обеспечения безопасности использования ИКТ и самих ИКТ (2018 г.), конвенции ЛАГ (2010 г.) и Африканского союза (2014 г.), решения ОБСЕ (2013 и 2016 гг.), Будапештская конвенция Совета Европы о компьютерных преступлениях (2001 г.), Стратегия ЕС по кибербезопасности (2021 г.), Углубленная политика киберзащиты НАТО. На национальном уровне охарактеризованы потенциалы и нормативно-правовые акты, определяющие политику в области МИБ КНР, Франции и США.

В целом обзор ЦМИБ МГИМО МИД России «Международная информационная безопасность: подходы России» будет интересен и полезен для широкого круга экспертов и представителей академического сообщества. Поднятые в публикации темы заслуживают дальнейшей разработки, глубокого анализа и систематизации по мере динамичного развития переговорного процесса и ситуации на треке МИБ.