*Беглова Н. Как рождался миф о швейцарском рае. М.: Аспект-пресс, 2022. 464 с.

Перед вами новая книга Натальи Спартаковны Бегловой «Как рождался миф о швейцарском рае»*. Название само по себе интригует: что это за миф? какой рай? Ответ вы получите на первых же страницах книги: речь идет о том, чтобы понять, почему Швейцарию стали воспринимать как страну-сказку. Автор поставила задачу проследить, как идеализированные представления о Швейцарии, сформировавшиеся в конце XVIII века, просуществовали с небольшими изменениями вплоть до наших дней. Согласно этим представлениям, Швейцария - страна восхитительной природы и идеального общественного устройства, где гармоничные личности счастливо живут в единении с природой и Богом.

Для того, чтобы разобраться в возникновении «швейцарского мифа», Беглова обратилась к литературным и документальным источникам: романам, запискам, поэмам, дневникам и письмам тех, кто жил в Швейцарии или путешествовал по этой стране. Автор ограничилась определенными временными рамками - с конца XVIII до начала ХХ века, - поскольку в это время особенно активно формировался, как бы сказали сегодня, имидж страны и ее жителей.

Первый весомый камень в фундамент «швейцарского мифа» заложил Жан-Жак Руссо. Именно после триумфального шествия по Европе его романа «Юлия, или Новая Элоиза» зародился романтический образ Швейцарии. Вслед за Руссо поэты, писатели и философы, такие как Гёте, Шиллер, Байрон, мадам де Сталь, внесли свой вклад в создание образа страны, где на лоне прекрасной природы живут свободолюбивые люди.

Значительное внимание в книге уделено тому, чтобы продемонстрировать вклад России в развитие идеализированного образа Швейцарии. По-настоящему эту страну открыл для русского читателя выдающийся историк Н.М.Карамзин. После его «Писем русского путешественника» Швейцарию узнали и полюбили в России. Карамзин не просто рассказал русскому читателю о другой стране, но и поведал о других ценностях, о другой жизни, когда во главу угла ставятся не абстрактные интересы страны, а интересы каждого человека, каждой личности. Счастье отдельного человека является залогом процветания общества, а счастья не может быть без свободы каждого члена этого общества.

Многое рассказал русским о Швейцарии также известный поэт и педагог В.А.Жуковский, несколько раз сюда приезжавший. Интересен факт, касающийся впечатлений, вынесенных воспитателем будущего царя Александра II из поездки. Жуковский заключил, что швейцарцы - люди, знающие, что такое счастье. Но счастливы они не только потому, что живут на лоне природы, как полагал Руссо. Важно и другое: они умеют довольствоваться малым, работают, чтобы обеспечить себя и свою семью, и не стремятся осчастливить все человечество.

Гоголь, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Герцен - вот далеко не полный перечень имен тех выдающихся русских писателей и поэтов, которые вслед за Карамзиным и Жуковским отправились в Швейцарию, чтобы открыть для себя мир швейцарской природы и посмотреть на людей, живущих в согласии с ней. Хочется отметить немаловажное наблюдение Бегловой: если швейцарская природа никого из русских путешественников не оставила равнодушным, то многие из них видели, что представление о Швейцарии как стране-сказке во многом преувеличение. Миф, взлелеянный Карамзиным, согласно которому Швейцария - это Новая Аркадия, где все раз и навсегда застыло в блаженстве, не находил отклика в душе все большего и большего числа русских, посещавших страну.

Очерки, посвященные русским в Швейцарии, нам особенно интересно читать, поскольку по-новому открываются места, в которых бывали или жили наши знаменитые соотечественники. Надо отдать должное Бегловой, она чрезвычайно тщательно подошла к сбору и изучению информации о каждом русском путешественнике в Швейцарии, к отбору материалов из архивов, цитируемых писем и дневников. Читатель узнает много нового не только о стране, но и о каждом из героев этой книги. Подводя итог рассказу о русских в Швейцарии, Беглова делает вывод, представляющийся вполне справедливым, о том, что швейцарская тема стала важным элементом русской культуры и значительно обогатила ее литературу, философию, поэзию и живопись.

Автор отмечает, что у истоков восприятия Швейцарии как райского места находились не только писатели и поэты, но и художники. Среди них - многочисленные швейцарские живописцы и немалое число русских мастеров, в том числе Иван Шишкин, Алексей Саврасов и другие. Запечатлевая на своих полотнах и рисунках прекрасные альпийские виды, они, безусловно, сыграли немалую роль в утверждении образа Швейцарии как страны, волшебной по красоте природы.

Факты о пребывании героев очерков в Швейцарии, истории, связанные с их жизнью в этой стране, поданы увлекательно и оригинально. И в то же время на протяжении всей книги не устаешь поражаться серьезному подходу к подаче информации, глубокому анализу событий.

Книга богато иллюстрирована старинными гравюрами, многие из которых находятся в коллекции Бегловой, и картинами швейцарских и русских живописцев. На них изображены самые красивые места страны, издавна привлекавшие путешественников со всего света. Это, конечно, придает книге дополнительный интерес.

Многие, наверное, помнят книгу Бегловой «Россия и Женева. Сплетение судеб», вышедшую в 2019 году, - о глубоких исторических и культурных корнях взаимоотношений России и Швейцарии. Новая книга - ее своеобразное продолжение. Она будет интересна всем тем, кто хочет больше узнать о швейцарской истории и культуре, об исторических связях между Швейцарией и Россией.