В настоящее время обстановка в информпространстве нагнетается все больше и больше - по сути, в нем царит настоящий беспредел. В этой связи, как справедливо заметил специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в сфере информационной безопасности А.В.Крутских, возникает необходимость в создании своеобразного набора правил «дорожного движения», то есть кодекса поведения в международной информационной сфере. Роль регулятора международных отношений призвано играть международное право. Вопрос о его применимости более десятка лет стоит на повестке дня профильных площадок ООН начиная с завершивших в прошлом году свою работу Группы правительственных экспертов (ГПЭ) и Рабочей группы ООН открытого состава, а также созданной по инициативе России Рабочей группы ООН открытого состава (РГОС) по вопросам безопасности в сфере использования информационно-коммуникационных технологий и самих ИКТ 2021-2025. Применимость международного права закреплена в мандате данной группы на основе резолюции ГА ООН 75/240 1.

 

В этом вопросе общее понимание строится на тезисе, что в сфере ИКТ применяется международное право. С такого утверждения начиналось практически каждое выступление делегаций на переговорах в ГПЭ, РГОС и в новой Рабочей группе. Далее логично возникает вопрос: о каком международном праве идет речь?

В доктринальном плане в различное время юристы-международники (это относится в первую очередь к трудам Ю.М.Колосова2, Е.В.Собакиной3, С.В.Черниченко4, А.М.Овсюка5, В.П.Талимончик6 и др.) проводили исследования правового статуса информационного пространства как достояния человечества, особое внимание уделяя вопросам обеспечения его безопасности. Стремительный рост использования информационно-коммуникационных технологий не мог не оказать влияния на систему международных отношений.

Поскольку современные ИКТ носят трансграничный глобальный характер, возникла необходимость в появлении международного информационного права (МИП), которое по своей сути представляет собой формирующуюся отрасль международного права, принципы и нормы которого регулируют международные отношения в сфере ИКТ и самих ИКТ между субъектами международного права. При этом главными субъектами такого взаимодействия являются государства, производными - международные организации, прежде всего ООН (правда, как показывает переговорная практика в новой РГОС, некоторые государства пытаются изменить такое положение дел, активно привлекая неправительственные субъекты в органы системы ООН в целях размывания роли государств и самой Всемирной Организации).

В рамках международного информационного права действуют в первую очередь общие принципы международного права и специальные, которые относятся к международному информационному праву.

Прежде всего, они базируются на основополагающих принципах современного международного права, которые закреплены в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающейся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года, а также в Хельсинкском заключительном акте СБСЕ от 1 августа 1975 года (суверенное равенство, невмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров, сотрудничество государств, принцип добросовестного выполнения международных обязательств (pacta sunt servanda) и др.).

Что же касается второй группы норм и принципов, которые носят специальный характер, российская дипломатия, по сути, ведет профильную работу в двустороннем7, региональном8 и многостороннем форматах в целях дальнейшего формирования и придания им юридического характера. В упомянутой выше резолюции ГА ООН 75/240 в этом смысле заложен определенный потенциал9.

Регулярно предлагаем мировому сообществу не ограничиваться выполнением 11 правил, принятых по итогам работы профильной Группы правительственных экспертов ООН в 2015 году. В конкретном плане продолжается деятельность по универсализации 13 правил, норм и принципов, впервые зафиксированных в предложенной нами резолюции ГА ООН 73/27 от 5 декабря 2018 года (принята большинством голосов)10, расширении их списка за счет правил поведения ШОС (распространены в качестве официального документа ООН в 2015 г.), а также выработке новых правил. Призываем партнеров вести дело к приданию этим правилам, на сегодняшний день имеющим статус добровольных, юридически обязывающего характера с тем, чтобы в перспективе они легли в основу профильного универсального международно-правового инструмента.

Таким образом, можно предположить, что работа по универсализации 13 правил, норм и принципов ответственного поведения государств, которые носят характер политических обязательств, может привести в будущем к их трансформации в специализированные нормы международного информационного права.

 

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблематика международной информационной безопасности. В потенциале при накоплении определенного нормативно-правового материала и при дальнейшей доктринальной разработке не исключено формирование подотрасли международного информационного права - права международной информационной безопасности. Его сфера регулирования может охватывать отношения в военно-политической области, борьбу с информтерроризмом и преступлениями в сфере ИКТ.

В заключение хотелось отметить, что в дальнейшем при определенных условиях МИП может превратиться в полновесную отрасль международного публичного права, которая будет включать такие подотрасли, как право международной информационной безопасности, институт международного процессуального права в сфере ИКТ, институт международной атрибуции и др. Его источниками будут конвенции по международной информационной безопасности, а также по борьбе с преступностью в сфере ИКТ11.

 

 

1В частности, в п. 1 постановляющей части резолюции говорится о продолжении работы «в целях выработки общего понимания… того, как международное право применяется к использованию ИКТ государствами».

2Колосов Ю.М. Массовая информация и международное право. 2-е изд., стер. М.: Статут, 2014. 160 с.

3Собакина Е.В. Международно-правовые аспекты нового международного информационного порядка: критика буржуазных теорий: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.10. Москва, 1985. 208 с.

4Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы / С.В.Черниченко; Дипломат. акад. МИД России. М.: Международные отношения, 1993. 294 c.

5Овсюк А.М. Ответственность государств за идеологические диверсии средств массовой информации // Государство и идеологическая борьба. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1986. С. 98-102.

6Талимончик В.П. Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена. М.: Юридический центр-Пресс, 2011. 236 с.

7Подписано около десяти двусторонних соглашений, готовятся еще 30.

8Вступили в силу договоренности по МИБ в таких организациях, как ШОС, ОДКБ и СНГ.

9В п. 1 постановляющей части говорится: «В целях продолжения в качестве приоритета дальнейшей выработки норм, правил и принципов ответственного поведения государств и путей их имплементации, при необходимости, внесения в них изменений или формулирования дополнительных правил поведения; рассмотрения инициатив государств, направленных на обеспечение безопасности в сфере использования ИКТ».

10В частности, в данной резолюции были закреплены такие положения, как:

- важность осуществления сотрудничества между государствами в разработке и осуществлении мер по укреплению стабильности и безопасности в использовании ИКТ;

- необходимость выполнения государствами их международных обязательств в отношении международно-противоправных деяний, приписываемых им в соответствии с международным правом;

- недопустимость использования государствами посредников для совершения международно-противоправных деяний с использованием ИКТ и необходимость обеспечения неиспользования их территории для совершения таких деяний;

- осуществление сотрудничества и обмена информацией, оказание взаимопомощи, необходимость уважения основных прав и свобод человека в эпоху цифровых технологий, защиты критической информационной инфраструктуры, обеспечение целостности каналов поставки;

- поддержание деятельности групп экстренной готовности к компьютерным инцидентам и важности сотрудничества государств с частным сектором в области осуществления правил ответственного поведения государств.

1127 декабря 2019 г. по инициативе России и еще 46 государств Генассамблеей ООН принята резолюция 74/247 «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях». В соответствии с резолюцией создан специальный межправительственный комитет экспертов открытого состава для разработки всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. В условиях недостаточности действующих профильных региональных и национальных инструментов данный шаг должен позволить снизить уровень киберпреступности в глобальном масштабе и вывести международное сотрудничество в этой сфере на качественно новый уровень, структурировав разнонаправленные действия стран.

  26 мая 2021 г. Генассамблея ООН консенсусом приняла резолюцию 75/282 «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях». За два с половиной года, начиная с января 2022 г., Спецкомитет обязан разработать проект конвенции и представить его Генассамблее ООН на рассмотрение и утверждение в ходе ее 78-й сессии.

  Для этих целей Спецкомитет проведет семь субстантивных сессий: четыре - в Нью-Йорке, включая первую и две последние, три - в Вене. В связи с резким ростом выявленных случаев заражения коронавирусной инфекцией в Нью-Йорке первая переговорная сессия Спецкомитета была перенесена на более поздний срок. Согласно новой резолюции Генассамблеи ООН 76/L.33.rev.1, она должна состояться не позднее 18 апреля 2022 г. в Нью-Йорке.

 Консенсусное принятие российского проекта резолюции демонстрирует понимание международным сообществом серьезности угрозы киберпреступности, безальтернативности ООН в качестве площадки для разработки необходимых универсальных международных правил борьбы с этой глобальной угрозой. Благодаря резолюции Генассамблеи ООН за стол переговоров сели даже страны, которые изначально выступали против идеи разработки всеобъемлющей конвенции. Под эгидой ООН запущен открытый, инклюзивный и транспарентный процесс переговоров по проблематике противодействия информпреступности.

  На наш взгляд, будущая конвенция должна объединить накопленный опыт на национальном, региональном и глобальном уровнях, а также не допустить политического соревнования международных договоров и коллизию международно-правовых норм в этой сфере. Еще одним позитивным эффектом универсальной конвенции видим возможность оказания более комплексной технической и иной помощи развивающимся странам, чтобы повысить их потенциал в совместной борьбе с киберпреступностью.