Происходящая в последние десятилетия «цифровая революция» открывает колоссальные перспективы для развития государств, но также создает новые возможности для преступников и может способствовать повышению уровня и усложнению характера преступности.
Количество преступлений в информационном пространстве неуклонно растет. Злоумышленники разрабатывают все более изощренные схемы их подготовки, осуществления и сокрытия следов. Ширится многообразие противоправных деяний, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Обычные граждане, предприятия и государственные структуры все более уязвимы перед лицом таких угроз, а их последствия становятся все более разрушительными.
Глобальная эпидемия коронавирусной инфекции COVID-19 существенно ускорила процессы внедрения ИКТ на всех уровнях, создав новые угрозы использования ИКТ без учета соблюдения требований информационной безопасности, что, в свою очередь, усиливает тенденцию роста информационной преступности.
Так, 20 ноября 2020 года Президент Российской Федерации В.В.Путин в ходе выступления на форуме Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, в частности, отметил: «Полагаем целесообразным также налаживание в Азиатско-тихоокеанском экономическом сотрудничестве координации по вопросам защиты персональной информации и предотвращения правонарушений в IT-сфере. Это чрезвычайно важно в связи с ростом цифровой экономики. По экспертным оценкам, урон от киберпреступлений в мире к 2021 году может составить примерно 6 трлн. долларов».
По оценкам Европола, угрозы киберпреступности, вызванные пандемией COVID-19, имеют тенденцию к значительному увеличению. Влияние пандемии на киберпреступность является наиболее видимым и разрушительным по отношению к другим видам транснациональной организованной преступности. Более всего выделяются такие вредоносные программы, как фишинг, различные вирусы-вымогатели и DDoS-атаки, которые существенно повысились в объемах и масштабах. В целом общий уровень киберпреступности в странах Европы возрос от 20 до 40%.
Кибератаки усиливаются в своих размерах, сложности и стоимости. Как и уличная преступность, которая исторически зависела от увеличения численности населения, аналогичную эволюцию сейчас проходит и киберпреступность. Уже сегодня она является не столько более усложненным инструментом в руках преступников, сколько орудием, направленным прежде всего против рядовых граждан и цифровых сетей.
По оценкам американской исследовательской компании «Cybersecurity Ventures», в ближайшее время стоит ожидать резкого увеличения использования в глобальной сети всяких вредоносных хакерских программ. Так, если в 2016 году глобальный бизнес подвергался атакам вирусов-вымогателей каждые 40 секунд, по итогам 2019 года этот показатель достигал 14 секунд, то в 2021 году такие атаки будут проходить каждые 11 секунд. Соответственно, совокупные затраты глобального бизнеса на обеспечение своей кибербезопасности в 2021 году могут превысить 120 млрд. долларов.
Реальный ущерб, на наш взгляд, значительно больше. Многие государства и компании скрывают информацию об этом, опасаясь репутационных потерь и судебных исков. Значительно выросли затраты государственных органов и бизнеса на борьбу с этими угрозами. Если еще в 2008 году рынок информационной безопасности оценивался в 130 млн. долларов в год, то сейчас он превышает 100 млрд. долларов.
Поиск универсального решения противодействию глобальной киберпреступности в настоящих условиях возможен только путем переговоров в формате Организации Объединенных Наций. Именно поэтому Россия вместе с единомышленниками выступает за выработку универсальных норм, которые разделяли бы все заинтересованные стороны и которые закладывали бы основы эффективного и транспарентного международного сотрудничества по борьбе с этой угрозой. Таким инструментом могла бы стать подготовленная под эгидой ООН Конвенция по противодействию преступлениям в сфере использования ИКТ, которая учитывала бы интересы всех без исключения стран и основывалась бы на принципах суверенного равенства сторон и невмешательства во внутренние дела государств.
Президент России В.В.Путин, выступая 5 июля 2018 года на пленарном заседании Международного конгресса по кибербезопасности, организованного ПАО «Сбербанк», отметил: «Россия выдвинула ряд инициатив, которые касаются правил ответственного поведения государств в информационной сфере, правовых механизмов противодействия информационной преступности, а также международного регулирования Интернета. Намерены последовательно продвигать эти инициативы, в первую очередь на площадке самой авторитетной и влиятельной международной организации - Организации Объединенных Наций».
В качестве первого шага по инициативе России в 2018 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция 73/187 «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях». Ее соавторами стали 36 государств, проголосовали за данную резолюцию 94 государства.
В соответствии с ней Генеральным секретарем ООН был подготовлен доклад, основанный на мнениях государств-участников, а на 74-й сессии ГА ООН состоялась широкая политическая дискуссия по проблематике противодействия киберпреступности. Что же она нам продемонстрировала?
Ни одна страна в мире, независимо от уровня своего технологического развития, не в состоянии в одиночку противостоять данному феномену. Главной причиной является то, что глобальная киберпреступность имеет трансграничный характер. В связи с этим только региональных мер по противодействию ей уже явно недостаточно.
Противоправное применение ИКТ также создает угрозу нарушения суверенитета государств и вмешательства в их внутренние дела. Активность вредоносного программного обеспечения стала угрожать существованию и успешному функционированию целых секторов экономики.
Ввиду того, что в течение долгого времени реальная международная политико-правовая дискуссия по поиску путей решения этой проблемы практически не велась, глобальное использование современных информационно-коммуникационных технологий в мирных целях, по сути, является заложником отсутствия разработанного под эгидой ООН международно-правового договора по противодействию информационной преступности.
Подчеркивая это, министр иностранных дел России С.В.Лавров, выступая 27 сентября 2019 года в ходе политического сегмента 74-й сессии ГА ООН, в частности, отметил необходимость достижения юридически обязательных соглашений по всем вопросам международной информационной безопасности.
В качестве логического продолжения своих подходов Россия совместно с единомышленниками выступила инициатором внесения в ходе 74-й сессии ГА ООН очередной резолюции «Противодействие использованию ИКТ в преступных целях». Ее соавторами стали 47 государств, проголосовали за данную резолюцию 79 государств.
Обращает на себя внимание значительное увеличение числа соавторов российских резолюций (с 36 в 2018 г. до 47 в 2019 г.) в отношении такой политизированной и неконсенсусной темы, что лишний раз подчеркивает возросший спрос мирового сообщества на разработку юридически обязательного универсального международно-правового договора в данной области.
Одновременно с этим практически на прежнем уровне остается количество государств - противников идеи разработки такой конвенции (в 2018 г. - 59, в 2019 г. - 60). К ним прежде всего относятся все технологически развитые страны в лице США, ЕС и их союзников.
В соответствии с принятой 27 декабря 2019 года резолюцией 74/247 Генассамблея ООН учреждает Специальный межправительственный комитет экспертов открытого состава (Спецкомитет) для разработки конвенции ООН о сотрудничестве в сфере противодействия использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях.
Мандат Спецкомитета - разработка всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. Таким образом, при лидирующей роли России мировое сообщество впервые в истории вплотную подошло к решению одной из наиболее острых и насущных проблем человечества - предотвращению киберпреступности.
В работе Спецкомитета, как постановляет резолюция 74/247, должны принимать участие государства, представляющие все регионы. При разработке проекта конвенции государствам-участникам следует в полной мере учитывать существующие международные документы и предпринимаемые на национальном, региональном и международном уровнях усилия по борьбе с использованием информационно-коммуникационных технологий в преступных целях. В частности, работу и итоги работы Межправительственной группы экспертов открытого состава (заседает на площадке Управления ООН по наркотикам и преступности в Вене) для проведения всестороннего исследования проблемы киберпреступности.
Подготовительная (организационная) сессия Спецкомитета состоится в Нью-Йорке в мае 2021 года.
Перед Спецкомитетом стоят масштабные, сложные и глобальные задачи. Поэтому для достижения успеха и наилучшего результата государствам - членам ООН необходимо тщательно продумать модальности его работы, обеспечив эффективность и слаженность действий всех участников процесса.
Одним из приоритетных вопросов видится назначение председателя. Именно от него будут зависеть итоги процесса по выполнению мандата Генассамблеи ООН - разработке универсальной конвенции о борьбе с киберпреступностью.
Чтобы работа Спецкомитета была наиболее плодотворной, необходимо установить разумные сроки его проведения.
С целью придания процессу разработки всеобъемлющей международной конвенции ООН о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях характера инклюзивности и универсальности необходимо привлечь к нему максимально возможное количество участников будущего договора и демонстрировать намерение прийти к принятию итогового текста конвенции консенсусом.
Процесс создания универсальных инструментов подобного рода в формате ООН не новый и давно отработан. Так, в свое время были заключены Конвенция ООН против коррупции (КПК) и Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (КТОП), разработкой которых также занимались созданные в этих целях специальные комитеты ООН. Именно такого подхода, который апробирован и позволяет учитывать мнение стран - участниц Организации, их опыт и правовые основы, национальную и региональную специфику, придерживалась и Российская Федерация, инициируя создание Спецкомитета.
Новая конвенция видится России и ее единомышленникам как очередной универсальный международный уголовно-правовой инструмент, сфокусированный на преступлениях в сфере использования ИКТ, направленный на борьбу с ними и носящий по своему содержанию всеобъемлющий характер.
Данный процесс не будет начинаться с нуля. При разработке такой конвенции могут быть использованы уже действующие региональные инструментарии и передовые наработки различных стран мира. К ним, в частности, относятся Конвенция Совета Европы о преступности в сфере компьютерной информации (2001 г.), Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (2018 г.), Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000 г.), а также ряд глобальных антитеррористических конвенций.
Цели данной конвенции могут быть следующими: во-первых, содействие принятию и укреплению мер, направленных на предупреждение преступлений и иных противоправных деяний в сфере ИКТ и борьбу с ними. Во-вторых, борьба с использованием ИКТ в преступных целях путем обеспечения наказуемости таких деяний, содействия выявлению и расследованию таких деяний и преследования за их совершение как на внутригосударственном, так и на международном уровнях. В-третьих, повышение эффективности и развитие международного сотрудничества, в том числе в контексте подготовки кадров и оказания технической помощи.
Представленная Россией Третьему комитету ГА ООН в соавторстве с другими государствами резолюция, позже одобренная 74-й сессией ГА ООН в декабре 2019 года, означает, что эпоха «элитных» договоренностей по технологическому разделению мира уже прошла, настало время для реального демократического процесса переговоров по проблематике противодействия киберпреступности в ООН. Процесса открытого, инклюзивного и транспарентного.
И сегодня каждый голос в поддержку особенно важен, поскольку является единственным способом к достижению справедливого и равноправного миропорядка в цифровой сфере.