27-28 ноября 2020 года в дистанционном формате прошла 11-я международная научная конференция «Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки: предварительные итоги 2020 года», организованная Институтом Хо Ши Мина СПбГУ.

Выступавшие на конференции отметили системный характер нарастания напряженности в международных отношениях, распространение и расширение санкционной политики, торговых войн и вооруженных конфликтов.

Переход миропорядка от однополярной к многополярной модели происходит болезненно, неприятие этой неизбежности Западом вызывает зачастую конфронтационную реакцию.

Экономический взлет Китая, усиление его международного влияния, глобальные и региональные инициативы КНР превращают ее в основного конкурента глобальному доминированию США.

В этих условиях Вашингтон предпринимает целую серию акций, направленных на сдерживание Пекина. В арсенал входит широкий набор методов - от экономических и персональных санкций, кампании по дискредитации Пекина в СМИ вплоть до стимулирования нестабильности вдоль границ, в самом Китае, а также попыток сколотить азиатский аналог НАТО под эгидой США (QUAD - Четырехсторонний диалог по безопасности с участием США, Индии, Японии и Австралии).

Наиболее уязвимыми болевыми точками КНР являются территориальные споры с Индией, которые уже неоднократно в прошлом году приводили к столкновениям на границе, и споры по поводу принадлежности островов с Японией и со странами Юго-Восточной Азии в Южно-Китайском море. США пытаются дестабилизировать ситуацию в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, Тибете и Гонконге, привычно обвиняя пекинский режим в нарушении прав человека и отсутствии демократии. В свое время умелое манипулирование подконтрольными прокси-силами позволило США создать чувствительные проблемы Москве в Афганистане, а затем и на Кавказе. И сейчас в Вашингтоне явно не собираются отказываться от удачно для них зарекомендовавшей себя модели болезненного воздействия на конкурента чужими руками.

Радикально осложнила международную обстановку пандемия коронавируса. Пекин еще в первой половине 2020 года быстро вышел из сложной ситуации, благодаря своевременно принятым жестким карантинным мерам. Вашингтон, сосредоточившись на экономических и цифровых санкциях, упустил время реакции на биологическую угрозу и одновременно вышел на лидирующие позиции в мире в антирейтинге жертв от коронавируса. В 2020 году Пекин и Вашингтон уже обменялись обвинениями в создании вируса COVID-19, которые продолжают раздаваться из обеих столиц на фоне все более усиливающегося соперничества в самых разных областях.

Особый вид конкуренции между США и КНР развернулся в области цифровых технологий, операционных систем, стандартов связи нового поколения и кибербезопасности. Вашингтон чувствительно задел амбиции китайских компаний, ограничив продажи технологий, комплектующих, вплоть до блокировки операционных систем, ареста директоров некоторых широко известных китайских компаний на Западе.

В создавшихся условиях КНР видит выход из навязываемой США конфронтационной модели взаимодействия в создании и развитии трансрегиональных инфраструктурных мегапроектов. Самым важным является широко известная инициатива «Один пояс - один путь», которая направлена на стимулирование внутриконтинентальной торговли по создаваемым под эгидой Пекина сухопутным коммуникациям, где влияние США существенно ниже, чем на морских перевозках. Делается ставка на стимулирование зон свободной торговли, что в условиях усилившегося протекционизма со стороны США привлекает внимание многих стран, экономики которых в условиях падения спроса эгоистичная политика Вашингтона также ставит в сложное положение.

Таким образом, ситуация в регионе Восточной Азии все больше характеризуется усилением соперничества между основными конкурентами во всех сферах - от военно-политической до технологической и экономической.

Большим шагом в укреплении Китаем своих позиций стало заключение соглашения о создании крупнейшей в мире зоны свободной торговли «Всестороннее региональное экономическое партнерство» (ВРЭП) со странами АСЕАН, Китаем, Республикой Корея, Японией, Австралией и Новой Зеландией.

Вовлечение исключительно важного с точки зрения мирового баланса региона ЮВА в орбиту Китая означает его дальнейшее усиление и одновременно определенное ослабление Индии (косвенно США), находящейся в последнее время под явным влиянием Соединенных Штатов, поскольку оба этих государства не рассматривают Китай как дружественную страну.

США также активно вмешиваются в спор между Китаем и рядом стран ЮВА о территориальной принадлежности островов в Южно-Китайском море, где находятся крупные нефтяные и газовые месторождения. Своими действиями, включая демонстрацию военной силы, США усиливают разногласия внутри АСЕАН и способствуют разжиганию конфликта, который в принципе может быть решен без их участия за столом переговоров.

Нестабильность быстро экспортируется в соседние и более удаленные регионы. Так, в 2017 году путем переброски имеющих боевой опыт компактных игиловских1  отрядов с Ближнего Востока в Юго-Восточной Азии были проведены стресс-тесты режимов в Мьянме и на Филиппинах, которые показали их довольно слабую устойчивость. Одновременно в РФ из-за рубежа была развернута мощная информационная кампания по «геноциду мусульман» в ЮВА. В этом информационном фантоме важную роль сыграли растиражированные фотографии буддийских монахов в окружении человеческих трупов. Эта информационная атака вскоре привела к митингам в российских городах и нападениям на буддистов. При этом озабоченные «геноцидом мусульман в ЮВА» не обратили внимания на то, что в Мьянме основной религией является буддизм тхеравады, а на получивших распространение в радикальных кругах фотографиях были запечатлены тибетские монахи (последователи тантрического буддизма), которые на самом деле помогали армии в Тибете разбирать завалы после землетрясения за несколько лет до событий в Мьянме.

Очевиден системный подход в дестабилизации ключевых регионов Северной Африки и Евразии на пространстве от Атлантического до Тихого океана и от Северного Ледовитого до Индийского.

Евразийская система дуг нестабильности (ЕСДН) создана в худших традициях колониальной эпохи, но на новом технологическом уровне. Колониализм, колониальная политика с ее методами и само колониальное сознание собственного превосходства не ушло, а лишь мимикрировало после Второй мировой войны.

Распад колониальной системы сопровождался установлением таких границ между новыми независимыми государствами, которые порождали между ними длительное противостояние и затяжные конфликты, а также и гражданские войны, в полном соответствии с известной максимой «разделяй и властвуй».

Дезинтеграция евразийского пространства через индуцирование вражды, информационные войны, создание точек напряженности, сливающихся уже в восемь сегментов евразийской системы дуг нестабильности, является ключевым моментом, альфой и омегой современной неоколониальной политики в Евразии.

Конечная ее цель видится в пересмотре итогов Второй мировой войны и формировании своими и чужими руками нового однополярного мирового порядка с радикальным понижением геополитического статуса РФ, КНР и иных альтернативных центров силы.

Стратегическая инициатива и формирование международной повестки в настоящее время создается трансатлантистами, оставляя другим центрам силы лишь возможность запоздало реагировать на управляемую региональную дестабилизацию то на одном то на другом участке уже не только на дальних, но и на ближних подступах к партнерам РФ по ШОС, СНГ и ОДКБ.

«Цветные революции» в Грузии и на Украине, продолжающиеся попытки срезать так называемый «белорусский выступ», что проявляется в попытках дестабилизировать ситуацию в Республике Беларусь, очередной кризис в Киргизии - все эти факторы негативно воздействуют на процессы евразийской интеграции и задевают российские интересы в сфере экономики, безопасности, а также в гуманитарной области.

Наконец, недавняя карабахская война доказала на практике не только готовность, но и возможность при опоре на внешние силы решать территориальные споры военным путем. Этот конфликт наглядно показал, насколько взрывоопасен Кавказ и насколько стратегически дальновидной и эффективно влиятельной должна быть там Россия, чтобы подобные споры решались за столом переговоров, а не на поле боя.

Одним из долгосрочных последствий этого конфликта неизбежно станет укрепление пантюркистских настроений на постсоветском пространстве. Между тем Турция и так достаточно активно продвигает эту идеологию через так называемую «мягкую силу».

Для того чтобы успешно конкурировать в области «мягкой силы», необходимо не только провести назревшие реформы в Россотрудничестве, но и активизировать деятельность обществ дружбы, системы деловых советов ТПП РФ, созданной Е.М.Примаковым, развивать межрегиональное сотрудничество.

Необходимо обратить особое внимание на подготовку специалистов-страноведов с междисциплинарной системной подготовкой.

Русский язык, безусловно, является языком межнационального общения, его продвижение необходимо. Но без специалистов, знающих язык, культуру, обычаи наших восточных партнеров, наше понимание ближайших соседей, с которыми мы долго составляли одну страну, будет ограниченным, что, в свою очередь, может привести к дорогостоящим ошибкам.

Россия не может допустить создания устойчивой системы дуг нестабильности, на этот раз непосредственно у своих границ.

Президент В.В.Путин на совещании с постоянными членами Совбеза РФ 25 декабря 2020 года, говоря об отношениях со странами СНГ, подчеркнул: «Это одно из важнейших, если не сказать самое главное, самое важное направление нашей работы на внешнеполитическом треке»2.

Мировая ситуация, в том числе вокруг России, в СНГ, напрямую затрагивающая ее интересы, отличается высокой волатильностью и быстротечностью процессов управляемой региональной дестабилизации. В этой связи резко возрастает значение быстрого и точного анализа и прогнозов, «научной дипломатии», по меткому выражению министра С.В.Лаврова.

Накопленный во время пандемии опыт показывает, что дистанционное общение хотя и не так эффективно, как очное, но очень актуально для создания научно-образовательных площадок, действующих на регулярной основе, для научной и народной дипломатии.

Ключевое значение в достижении стабильности имеет экономическое сотрудничество, образование многочисленных и эффективных цепочек производственной кооперации, выход на экономическую самодостаточность громадного евразийского рынка, скоординированная внешнеэкономическая политика вплоть до картельных соглашений по примеру «ОПЕК плюс». Работа в этом направлении позволит кардинально снизить риски и ущерб от произвольно развязываемых США торговых войн и санкций.

В этой связи критически важным является осуществление дальнейшей интеграции с реальными и потенциальными партнерами в формате ЕАЭС. Так, Вьетнам вошел в зону свободной торговли с ЕАЭС, являясь второй экономикой по объему, после РФ, среди членов этого объединения.

Качественные изменения в экономическом и гуманитарном сотрудничестве невозможны без создания эффективной инфраструктуры, включая ее цифровые и логистические компоненты.

Современная инфраструктура является ключевым стимулом экономического развития и сотрудничества и требует особого внимания со стороны стран, заинтересованных в таком сотрудничестве.

Высокая стоимость и длительная окупаемость инфраструктурных проектов делает их осуществление невозможным без государственного финансирования и обоснованного прогноза изменения транспортных потоков. В то же время развитие обширных евразийских пространств невозможно без обеспечения транспортной доступности, удобного перемещения пассажиров и грузов.

Совместная работа по созданию современной инфраструктуры может стать локомотивом экономического развития на евразийском пространстве и обеспечить дополнительные конкурентные преимущества.

Например, воссоздание самолетостроения на основе промышленной кооперации будет стимулировать различные отрасли - от металлургии до сферы высоких технологий, образует тысячи рабочих мест и устранит зависимость от западных технологий и возможных недобросовестных мер в части постпродажного обслуживания техники.

Россия со времен СССР обладает значимыми навыками в авиастроении, существенные заделы есть и в других странах. Емкость авиационного рынка Евразии - с учетом ее пространств и численности населения - делает воссоздание авиастроения не только необходимым, но и коммерчески оправданным проектом.

Именно Россия, обладающая необходимыми компетенциями в самолетостроении, могла бы выступить инициатором производства линейки лайнеров для обеспечения стабильного и надежного авиасообщения, независимого от переменчивых политических настроений Запада.

Международная промышленная и коммерческая кооперация в этом масштабном проекте поможет его скорейшей окупаемости, однако без государственного участия он не может быть реализован.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос об использовании средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) для решения столь амбициозной задачи. Создание устойчивого и независимого, экономически выгодного авиасообщения в России и Евразии лучшим образом послужит целям ФНБ.

Таким образом, спектр проблем, накопившихся на евразийском пространстве, достаточно широк - от военно-политических до экономических и гуманитарных. Для выработки решений в быстроменяющейся обстановке необходим постоянный комплексный анализ происходящего и максимально точное прогнозирование.

Исходя из этого императива, ИДВ РАН и Институт Хо Ши Мина СПбГУ договорились о совместном проведении международных научных конференций «Евразийская дуга нестабильности и проблемы региональной безопасности от Восточной Азии до Северной Африки» и расширении круга их участников, в том числе для усиления экономической компоненты обсуждений.

Практическая направленность этих конференций должна помочь нашей стране и таким авторитетным международным организациям, как ШОС, ОДКБ, СНГ, ЕАЭС, не допустить дезинтеграции и новой колонизации Евразии на новом технологическом уровне.

 

 

1ИГИЛ - запрещенная в РФ террористическая организация.

2Путин уверен, что направление СНГ - самое важное на внешнеполитическом треке России. Президент России обсуждает с постоянными членами Совета безопасности РФ ситуацию в странах СНГ // URL: https://tass.ru/politika/10355853 (дата обращения: 12.01.2021).