Актуальность темы «энергетических отношений» России со странами Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), более всего ориентированными на экспорт энергоресурсов, во многом определяется угрозой эпидемии коронавируса и экономического кризиса. Особенностью развития этого взаимодействия стал поиск компромиссов и способность сторон координировать усилия в вопросах обеспечения энергетической безопасности.

Глобальные интересы России и Королевства Саудовская Аравия (КСА) - двух энергетических сверхдержав, благодаря которым удается поддерживать баланс на мировом рынке нефти, - дополняют друг друга и в то же время требуют снижения зависимости своего энергетического сектора от сырой нефти, а государственного бюджета - от нефтегазовых доходов. Обе стороны считают важной координацию усилий стран нефтеэкспортеров, как участников, так и не членов ОПЕК, что не снимает вопросов, разделяющих Москву и Эр-Рияд. Однако важность диалога двух энергетических гигантов в условиях «энергетического перехода» возрастает. Особенностью энергетической дипломатии России и КСА является выстраивание диалога со своими партнерами/конкурентами и их ассоциациями на международном энергетическом поле в условиях непредсказуемости и рисков.

В начале 2000-х годов во внешнеполитический курс России были внесены серьезные коррективы, что отражало обострение старых проблем и появление новых вызовов и угроз для международных, экономических и региональных отношений. Геополитические и экономические интересы страны подталкивали к привычной для нее исторически глобальной роли - обеспечивать устойчивый рост и содействовать укреплению внешнеэкономических позиций страны.

Особенностью нынешнего этапа стала активность международного энергетического сотрудничества и дипломатии, в рамках которых важное место принадлежало взаимоотношениям России с основными ведущими энергетическими организациями и компаниями. Внешняя энергетическая политика России обычно относится к дипломатической практике и деятельности внешнеполитического и энергетического ведомств, а в ряде случаев совместно со стратегическими компаниями включает реальную потребность в поддержании ее имиджа как ключевого игрока на мировом энергетическом поле, в создании условий для нормальных межгосударственных отношений в энергетической сфере. Причем региональные интересы энергетики также могут включать курс на развитие торговых связей, воздействие на нефтяные цены, получение инвестиций. Сегодня российские энергетические компании могут выступать в роли международных инвесторов. Можно сказать, что «энергетические отношения» в определенном смысле выдвинулись на одно из приоритетных направлений региональной политики России, в первую очередь когда мы говорим о Ближнем Востоке и Северной Африке.

Произошли важные перемены в развитии политических и экономических отношений между Российской Федерацией и Королевством Саудовская Аравия, в ходе которых наметились качественно новые горизонты сотрудничества. Одной из существенных черт этих изменений стал запуск механизма взаимодействия в энергетической сфере, чего практически не наблюдалось ни во времена Советского Союза, ни в 1990-х годах, хотя энергетические контакты между нашими странами берут начало еще в 1920-х годах. Их основу составляли поставки российских нефтепродуктов в КСА.

Действительно, интенсивное и содержательное взаимодействие России и Саудовской Аравии, которое мы наблюдаем в последние годы, стало одним из значимых явлений на Ближнем Востоке, в Северной Африке и мусульманском мире в целом. Одним из зачинателей этого процесса был выдающийся российский государственный деятель - патриарх отечественной дипломатии востоковед Е.М.Примаков. Евгений Примаков прекрасно понимал, какое окно возможностей открывает перед нашей страной сотрудничество с Саудовской Аравией - лидером арабомусульманского мира, крупнейшим нефтепроизводителем.

Время подтвердило, что энергетика относится к числу приоритетных сфер двустороннего и многостороннего сотрудничества России со странами Ближневосточного региона, широко представленными в Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и Форуме стран - экспортеров газа (ФСЭГ). Россия занимает второе место в мире после США по добыче нефти и газа, поэтому страны региона заинтересованы в сотрудничестве с Россией для поддержания стабильных цен на нефть.

В целом Россия, Ближний Восток и Северная Африка располагают огромными залежами нефти и газа и добывают почти половину общего количества углеводородов в мире. Поэтому любая форма энергетического диалога между этими двумя гигантскими игроками имеет значительные последствия для мировых рынков нефти и газа. В геополитическом плане усилия по созданию и поддержанию диалоговой площадки должны были способствовать повышению статуса участников переговоров и одновременно стать фактором, сдерживающим вызовы национальной безопасности. По оценкам российских экспертов, на фоне неопределенности и дополнительных рисков особенно позитивным выглядит успешное взаимодействие между Россией и крупнейшими нефте- и газопроизводителями региона, в частности Катаром и Саудовской Аравией. Достигнутые договоренности о стабилизации цен на нефть, с точки зрения Москвы, не только благотворно влияют на такую ситуацию, но и могут стать провозвестниками укрепления двусторонних отношений на других направлениях.

Состояние российско-саудовских отношений на протяжении последних 15-20 лет, как и сейчас, складывается неровно, сопровождается меняющимся пониманием нового формата в энергетической сфере. Россия и Саудовская Аравия на время даже оказались в противоположных лагерях, столкнувшись с «дипломатическим казусом» на энергетическом поле после разрушения сделки «ОПЕК плюс» 6 марта 2020 года.

Но прошедшие годы показали, что Российская Федерация и Королевство Саудовская Аравия могут быть партнерами и даже союзниками, а не только соперниками, как это было принято считать. Саудовская Аравия издавна конкурирует с Россией за место первого производителя нефти в мире. Между тем конкуренты мы лишь на первый взгляд, на уровне первой сигнальной системы, с учетом волатильности на нефтяном рынке. Важным с точки зрения не только двустороннего, но и международного взаимодействия выступило наше сотрудничество по стабилизации рынка нефти в рамках соглашения «ОПЕК плюс». Достигнутый баланс спроса и предложения на рынке углеводородов показал эффективность «тандема РФ - КСА», конструктивный настрой основных участников энергодиалога в целом.

Поворот России и Саудовской Аравии друг к другу является логичным и был, судя по всему, результатом политической воли и переосмысления роли и места Москвы и Эр-Рияда на глобальном и региональном уровнях (в том числе возрастающим региональным влиянием России в области управления конфликтами и т. д.). В конце 2002 - начале 2003 года стали особенно очевидны резервы расширения взаимовыгодного сотрудничества Москвы и Эр-Рияда. Об этом прежде всего свидетельствовал официальный визит в сентябре 2003 года в Москву наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдул-Азиза, ставший важным этапом развития двусторонних политических и экономических отношений. Состоялись переговоры с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и другими российскими руководителями. Фактически это было первое посещение высокопоставленного представителя королевства с 1932 года.

Газета «Эр-Рияд» 3 сентября 2003 года писала, что Саудовская Аравия отталкивалась от собственной оценки меняющихся временных обстоятельств и видит в России стратегического союзника в области нефти и газа1. Попытка стыковки позиций в сфере энергетики была совершенно естественна, принимая во внимание побудительные мотивы и решения продолжить двусторонний диалог и готовность устранить препятствия для сотрудничества КСА с Россией. Главным вопросом оставалась стабилизация цены на нефть на мировом рынке. Были подписаны межправительственные соглашения о сотрудничестве двух стран в области нефти и газа, науки и спорта.

С этого момента наши энергетические отношения были «формализованы». В совместном российско-саудовском заявлении по итогам визита отмечалось, что «стороны договорились о необходимости координации и сотрудничества в нефтяной политике с целью достижения стабильности и предсказуемости мирового нефтяного рынка, сохранении приемлемого ценового коридора, а также удовлетворения потребностей стран, импортирующих энергоносители2. В заявлении было также подтверждено намерение осуществлять совместные проекты, связанные с нефтегазовой отраслью. В 2006 году Москву посетила еще одна делегация во главе с тогда еще губернатором Эр-Рияда, а ныне королем Салманом ибн Абдул-Азизом Аль Саудом.

В октябре 2002 года прошло первое заседание межправительственной российско-саудовской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, созданной еще в 1994 году в соответствии с одним из пунктов подписанного тогда соглашения. В 2004 году российская акционерная компания «Лукойл» заключила с правительством Саудовской Аравии контракт на разведку и разработку месторождений газа и газового конденсата на Блоке А, расположенном на юге-востоке королевства, рядом с крупнейшим в мире нефтяным месторождением Гавар.

Контракт предусматривал создание СП с крупнейшей в мире саудовской нефтяной госкомпанией «Сауди Арамко». Учрежденная таким образом компания «Луксар» (Luksar) объявила об открытии запасов углеводородов по результатам глубокого разведочного бурения на структуре Тухман. В стране начала работать в 2007 году российская компания «Стройтрансгаз», заключившая с «Сауди Арамко» контракт на строительство нефтепровода.

Оживление в монотонность контактов между представителями бизнес-сообществ РФ и КСА внесла поездка бывшего премьер-министра, на тот момент возглавлявшего Торгово-промышленную палату РФ, непререкаемого авторитета в ближневосточных делах Е.М.Примакова в Саудовскую Аравию для участия в IV Джиддийском экономическом форуме в январе 2003 года. Примечательно, что тогда впервые представитель России был приглашен на «Ближневосточный Давос» в качестве главного гостя форума (ранее там побывали Президент США Б.Клинтон, премьер-министр Великобритании М.Тэтчер, Президент Франции В.Жискар д’ Эстен). Евгения Примакова сопровождала представительная делегация.

Инвестиционное сотрудничество было развито довольно слабо, хотя в российской практике имелись примеры успешного привлечения инвестиций в энергетику Саудовской Аравии. Так, Саудовская фирма «Нимр петролеум» еще в начале 1990-х годов стала через свою дочернюю компанию совместного предприятия «Нимр Сахалин» совладельцем совместного предприятия «Петросах», занимающегося разработкой месторождения «Окружное» в рамках проекта Сахалин3

Это было только начало создания основ стратегических отношений между двумя странами, которые продолжали нуждаться в совместной работе по укреплению двусторонних отношений, развитию нормативно-правовой базы, а также во взаимодействии в решении вопросов мировой экономики. Значимым шагом в этом направлении можно назвать Конвенцию об избежании двойного налогообложения доходов и капитала.

В последующий этап наметилась активизация энергетических связей в результате официальных двусторонних контактов на высшем уровне, особенно после визита В.В.Путина в этот регион в феврале 2007 года, когда было решено развивать многоаспектное сотрудничество: в области энергетики, торговли, культурной, научной сфере, транспорте и передаче технологий. Соединение финансовых ресурсов КСА и современных технологий РФ могло бы принести эффективную отдачу.

Однако росту деловой и финансовой активности России мешал ряд факторов, таких как недостаточное знание специфики бизнеса, традиций этой страны, а также жесткая конкуренция на рынке ТЭК. Тем не менее Россия, не обладая статусом страны - наблюдателя в ОПЕК, установила более прочные контакты не только с бизнесом КСА, но и с этой организацией: присутствует на заседаниях экспертов высокого уровня и поддерживает связь с ОПЕК, участвуя в совместных «круглых столах», семинарах и конференциях. Большое значение имел визит весной 1997 года в Россию саудовской делегации во главе с первым заместителем главы нефтяного ведомства, принцем Абдул-Азизом ибн Салманом (ставшим в октябре 2019 года министром энергетики и минеральных ресурсов КСА).

Поездка В.В.Путина с представителями крупного отечественного бизнеса и государственных структур была во многом ориентирована на то, чтобы содействовать созданию базы двустороннего взаимодействия, в том числе поэтапному росту энергетического партнерства. Встречаясь с саудовской деловой элитой, российский лидер говорил о сотрудничестве в сфере добычи и переработки энергоносителей, транспортной инфраструктуры, космоса, мирного атома, металлургии, отмечал «богатейшие возможности российского рынка». Российский эксперт профессор Г.Г.Косач назвал это «прорывом в сферу американского экономического господства»4. Визит наследного принца Султана ибн Абдул-Азиза в Москву осенью 2007 года способствовал дальнейшему взаимопониманию и укреплению тенденции, увеличивая шансы отечественных компаний на победу в честной конкурентной борьбе в перспективе. Вместе с тем на практике реализуемый в инвестиционной и энергетической областях проект с участием «Лукойл Оверсиз» оставался до 2016 года, когда «Лукойл» вышел из него, единственным успешным на территории КСА.

В ноябре 2015 года В.В.Путин встретился с королем Саудовской Аравии «на полях» саммита «Группы двадцати» в Анталии, где обсуждался будущий визит монарха в Москву. В октябре 2017 года состоялся государственный визит в Российскую Федерацию короля Саудовской Аравии - первый официальный визит короля Саудовской Аравии в истории двусторонних отношений. Об особом внимании к вопросам расширения и диверсификации энергетического сотрудничества можно судить по обсуждению вопроса об ускорении взаимодействия РФ и КСА в рамках соглашения об ограничении добычи нефти между странами ОПЕК и 11 странами, не входящими в картель, которое было подписано в декабре 2016 года при активной роли Москвы и Эр-Рияда. Также были обсуждены возможности стимулирования этого соглашения в целях достижения положительных результатов и стабильности на нефтяных рынках. Был подписан Меморандум исполнительной программы сотрудничества в области использования ядерной энергии в мирных целях, рассмотрено развитие кооперации в нефтехимической промышленности и нефтяной отрасли.

Одним из перспективных направлений является научное сотрудничество. Мы поддерживаем, подчеркнул генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) К.А.Дмитриев, создание «Saudi Aramco» и МГУ им. М.В.Ломоносова совместного Центра исследований в области нефти. Исследование в области добычи нефти и газа, усовершенствования методов изучения месторождений, сбора и анализа данных очень важны для обеих наших стран5.

Позитивные перспективы могут просматриваться в сфере мирного использования атомной энергии. Отечественные атомные технологии отвечают всем современным требованиям безопасности и позволяют с максимальной эффективностью нарастить объемы электрогенерации. С учетом этих обстоятельств госкорпарация «Росатом» активно продвигает свою продукцию в регионе БВСА и является мировым лидером по числу сооружаемых энергоблоков. Портфель компании за рубежом насчитывает 35 блоков. ГК «Росатом», проявляя заинтересованность в участии в тендере в Саудовской Аравии, принял в июне 2019 года решение об открытии представительства компании в Эр-Рияде и в сентябре успешно прошел предварительный отбор на участие в намеченном на 2020 год конкурсе по строительству АЭС в Саудовской Аравии. «Росатом» - одна из пяти компаний, претендующих на право построить для Саудовской Аравии первые атомные станции. В числе основных соперников в этой гонке - американская электротехническая «Westinghouse Electric».

Государственный визит В.В.Путина в Саудовскую Аравию и переговоры с королем Салманом ибн Абдул-Азизом Аль Саудом и наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом Аль Саудом в октябре 2019 года способствовали курсу на сближение двух энергетических гигантов, дальнейшему наполнению этих отношений содержанием. Одним из проектов, позволивших начать улучшать отношения, стала сделка «ОПЕК плюс» по стабилизации цен на нефть за счет сокращения добычи. Договоренности предшествовала инициатива наследного принца Мухаммеда ибн Салмана Аль Сауда «работать с нами в таком ключе».

В 2015-2019 годах между Россией и Саудовской Аравией росли объемы торговли и количество совместных проектов. По данным РФПИ (в российскую экономику было привлечено 10 млрд. долларов долгосрочного саудовского капитала), реализуется более 30 совместных проектов. В этот период почти удвоился товарооборот, превысив отметку в 1 млрд. долларов. Но в практической жизни имеющиеся возможности реализуются слабо, другими словами, прорывных шагов пока не видно.

В КСА были подписаны более 20 документов в различных областях, включая Хартию о долгосрочном сотрудничестве стран - производителей нефти.

Во время переговоров в Эр-Рияде в октябре 2019 года В.В.Путин отметил, что Москва рассматривает российско-саудовскую координацию как необходимый элемент обеспечения безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Король Саудовской Аравии, в свою очередь, подчеркнул, что Эр-Рияд ценит активную роль России в регионе и мире.

В рамках энергетической дипломатии решался один из ключевых вопросов - поддержание мировых цен на нефть, от которых зависит глобальная ситуация на рынке углеводородов. В 2012-2014 годах Россия по добыче нефти (включая газовый конденсат) делила первое-второе место с Саудовской Аравией (12,7% - 12,9% мировой добычи в 2014 г.) и была вторым производителем в мире.

Внешняя энергетическая политика Эр-Рияда строится на солидных залежах нефти, объемах ее добычи и возможности влиять на мировой нефтяной рынок, геополитическом положении, а также преобладающей роли нефтяной отрасли в экономике.

Энергетическая дипломатия королевства направлена на поддержание значения нефти в мировом энергетическом балансе, формировании спроса на углеводороды при сохранении/расширении высокой доли Саудовской Аравии на рынке. В своей энергетической концепции КСА во главу угла ставит двуединую задачу. С одной стороны, обеспечение достаточного количества сырой нефти на международном рынке, избегая при этом обвала цен и сохраняя единый уровень добычи сырья на своей территории. С другой - поддержание разумного уровня цен в интересах производителей и потребителей, особенно для экономик развивающихся стран.

Обе наши экономики строятся вокруг углеводородных ресурсов. Поэтому ситуация подталкивает Саудовскую Аравию и Россию к партнерству, поиску взаимных интересов - стабильной и разумной цене на нефть. На цепочку стоимости конечного продукта влияют все крупные международные акторы, в том числе США и Китай. В то же время зависящие от нефти страны могут реально пострадать от значительного экономического спада. Если исходить из указанной логики, то признание безальтернативности и непрерывности энергодиалога в отношениях Москвы и Эр-Рияда подходит для этого как нельзя лучше, особенно принимая во внимание важную роль, которую Саудовская Аравия играет в ОПЕК (картель контролирует две трети нефтяных мировых запасов), а также влияние в регионе БВСА.

Несмотря на некоторые разногласия, российская внешняя политика была достаточно сбалансированной. В дальнейшем торгово-экономическое сотрудничество и внешнеполитические отношения претерпели изменения по мере постепенного восстановления позиций РФ в мире, трансформационных процессов на Ближнем Востоке и Северной Африке. Под влиянием внешних и внутренних факторов происходила «притирка», коррекция подходов. Примечательно, что это протекало на фоне вводимых против России санкций и ее контрсанкций.

Конструктивная и заинтересованная работа Совместной межправительственной комиссии (СМПК) на благо российско-саудовского торгово-экономического и научно-технического сотрудничества позволяет заложить прочный фундамент для дальнейшего поступательного развития наших отношений. По состоянию на август 2020 года, состоялось шесть заседаний, последнее - в Москве 26 ноября 2018 года. Сопредседатели российской СМПК (с апреля 2015 г.) - министр энергетики РФ А.В.Новак, саудовской - министр энергетики КСА - принц Абдул-Азиз ибн Салман Аль Сауд (с ноября 2019 г.). При межправительственной комиссии была создана двусторонняя рабочая группа по энергетике.

Одним из важнейших координирующих инвестиционное взаимодействие механизмов стал новый орган - Российско-Саудовский экономический совет (РСЭС), в состав которого вошли руководители крупнейших компаний обеих стран. Этот совет был создан по инициативе лидеров двух стран в рамках государственного визита В.В.Путина в КСА в октябре 2019 года и сфокусирован на крупномасштабных совместных проектах, включая локализацию производства в КСА и поддержку выхода российских компаний на рынок страны.

Сопредседателем с саудовской стороны назначен министр национальной гвардии КСА Абдалла ибн Бадар ибн Абдель Азиз Аль Сауд, с российской - генеральный директор РФПИ К.А.Дмитриев. Бизнес-круги двух стран получили возможность вести прямой регулярный диалог, поощрять инициативы предпринимательского сообщества. В первом заседании Российско-Саудовского экономического совета в Эр-Рияде (14 октября 2019 г.) стороны констатировали существенные возможности для наращивания двустороннего сотрудничества в самых разных сферах - таких как промышленность, транспорт, банковское дело, инфраструктура, цифровые технологии, освоение космоса, и энергетике.

В планах - развитие и взаимодействие между Международным институтом энергетической политики и дипломатии МГИМО и одним из авторитетных университетов на Ближнем Востоке - Университетом нефти и полезных ископаемых имени короля Фахда в реализации крупного совместного проекта - Российско-Саудовского института энергетического сотрудничества. Меморандум о взаимопонимании между МГИМО, МИЭП и Университетом короля Фахда, предусматривающий открытие совместного института при поддержке ведущих компаний двух стран, был подписан в рамках визита Президента России В.В.Путина в Эр-Рияд 14 октября 2019 года, «на полях» встречи на высшем уровне с королем Саудовской Аравии, почетным доктором МГИМО Салманом ибн Абдул-Азизом Аль Саудом. Выступая в саудовской столице, Президент России отметил: «Имеются существенные возможности для наращивания российско-саудовского сотрудничества в самых разных сферах… В планах - создание Российско-Саудовского института в области энергетического сотрудничества на базе МГИМО»6.

Успешная энергетическая дипломатия позволяла России и Саудовской Аравии прочно закрепиться на рынке, иметь бездефицитный бюджет и улучшить макроэкономические перспективы.

На протяжении 2017-2019 годов Соглашение в формате «ОПЕК плюс» неоднократно продлевалось с некоторыми изменениями. В частности, в июне 2018 года было решено нарастить добычу на 1 млн. барр./сутки, в декабре 2018 года - снова сократить на 1,2 миллиона, а в декабре 2019 года - на 1,7 млн. барр./сутки.

По подсчетам Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованным в ноябре 2019 года, сделка «ОПЕК плюс» позволила ее участникам повысить свои нефтяные доходы, несмотря на снижение добычи. В среднем, по данным агентства, страны ОПЕК в 2019 году совокупно зарабатывали 1,9 млрд. долларов в день, что на 350 миллионов больше, чем в 2016 году, хотя добыча по сравнению с тем периодом снизилась на 3 млн. барр./сутки. Нефтяная выручка России увеличилась на 170 миллионов - до 670 млн. барр./сутки7.

С начала 2020 года нефтяные котировки начали падать, показывая что проблем на энергетическом рынке предостаточно. Во-первых, с апреля сделка «ОПЕК плюс» перестала действовать, при том что страны, не участвующие в альянсе и добывающие большой объем нефти (США, Бразилия, КНР, Норвегия), занимали особую позицию, не были готовы замораживать добычу. Однако главная проблема на нефтяном рынке, безусловно, связана с пандемией коронавируса, которая крайне серьезно влияет на ситуацию на рынках углеводородов, сказывается на экономике и отношениях между людьми. Страдают нефтяная и газовая отрасли. Создавшаяся ситуация стала экзаменом на прочность отношений между Россией и Саудовской Аравией и жизнеспособность самого альянса «ОПЕК плюс», также вызвала реакцию «G-20», в которой Эр-Рияд председательствует в настоящее время.

Известно, что 6 марта 2020 года на заседании министерской встречи «ОПЕК плюс» Саудовская Аравия и Россия не смогли договориться о продлении прежних договоренностей или сокращении добычи (КСА и ряд других стран предложили еще больше сократить добычу - на 1,5 млн. барр./сутки, или около 1,5% мировых поставок). В ответ саудовцы пригрозили «затопить рынок». ОПЕК и более широкий плюс - не только не смогли договориться о новых сокращениях, но и не подписали Соглашение о продлении действовавшего сокращения на 2,1 млн. барр./сутки, срок действия которого истекал в марте 2020 года. Это создало угрозу того, что огромный поток нефти хлынет на рынок, который и без того был перенасыщен и испытывал падение спроса8. После этого цены рухнули более чем на 30% и продолжали падать в течение марта.

Конфликт интересов двух основных производителей нефти усиливал неопределенность по поводу продолжительности периода низких цен на нефтяном рынке, уже пострадавшем из-за развития пандемии. Коронавирус и связанные с ним кризисные явления больно ударили по странам Ближнего Востока и Северной Африки, но, как отметила профессор Ирина Звягельская, не остановили их активности.

Для нефтедобывающих стран это означало резкое сокращение бюджетных доходов, рост дефицита, параллельно приостанавливалось финансирование инвестиционных проектов. По мнению экспертов, темпы экономического роста в текущем году стран БВСА - нефтегазовых экспортеров - сократятся не менее чем на 4-5%. Одновременно усиливалось давление на углеводородные рынки, «топор страха» навис над растущей американской сланцевой отраслью, больно ударил по энергетическим компаниям во всем мире.

Дела на рынке обстояли таким образом, что Президент США Дональд Трамп должен был провести телефонные переговоры с Президентом РФ Владимиром Путиным и саудовским наследным принцем Мухаммедом ибн Салманом Аль Саудом о снижении общего потолка добычи.

Продление сделки «ОПЕК плюс» в условиях пандемии и непростой макроэкономической ситуации на мировых рынках вызывали закономерные вопросы: влияет ли альянс на мировые цены и выгодно ли это России и/или Саудовской Аравии? В таких условиях, как текущие, продление сделки, которое предлагала Саудовская Аравия - сокращение добычи на 1,5 млн. барр./сутки, не возымело бы никакого эффекта. Даже сокращение на 10-15 млн. барр./сутки, то есть в десять раз больше, чем обсуждалось 6 марта в австрийской столице, как полагали, было бы неэффективно. Поэтому 1,5 млн. барр./сутки не спасали бы ситуацию.

Объективная необходимость указывала на важность возобновления координации усилий. Требовалась новая сделка, но с несколько иной рабочей схемой, предусматривающей поэтапное сокращение добычи нефти (примерно на 10 млн. барр./сутки), чтобы удержать цены от стремительного падения. В отсутствие договоренностей был риск резкого падения цен, что угрожало крайне негативными последствиями для энергетической отрасли многих стран мира.

Долгосрочный характер соглашения «ОПЕК плюс» от 12 апреля 2020 года подчеркивал решительность стран - участниц альянса и их твердый настрой стабилизировать ситуацию. Принятое сокращение добычи на невиданные 9,7 млн. барр./сутки принесло свои плоды. При этом два главных производителя - РФ и КСА - исполнили свои обязательства соответственно на 96% и 100%. В июле прошлого года рынок продажи нефти был достаточно сбалансированным и теоретически мог даже выйти в дефицит предложения за счет сделки «ОПЕК плюс» и снижения добычи нефти в ряде других стран.

С начала августа «ОПЕК плюс» на практике начал проверять устойчивость восстановления рынка нефти, перейдя к следующему этапу - майской договоренности о сокращении добычи не на 9,7 млн. барр./сутки, а постепенно до 7,7 млн. барр./сутки. За ослабление ограничений, ссылаясь на некоторое восстановление спроса на рынке, с августа выступала Саудовская Аравия и большинство участников картеля. Этот шаг имел целью избежать перегрева рынка в случае минимального избытка и дефицита предложения до декабря прошлого года. В апреле падение мирового спроса на нефть составляло порядка 25 млн. барр./сутки, а в июле этот показатель сократился до 10 млн. баррелей9.  Но даже такие, весьма позитивные показатели не позволяют говорить о принципиальном изменении конъюнктуры в условиях затяжной пандемии, а значит, перейти к планированию.

Между тем для России нынешний уровень цен (в 40-43 доллара за баррель) в целом приемлем. Он оказывается ниже точки фискального равновесия, но примерно соответствует «точке отсечения» в бюджетном правиле, говорят эксперты ведущих нефтегазовых компаний, опасавшиеся «ценового шока», текущий уровень их тоже устраивает.

Важный урок переговорного процесса, как отмечалось, в частности в работе Р.Мамедова «Россия на Ближнем Востоке: энергетика навсегда?», что КСА больше не может единолично диктовать глобальные условия ценовой политики на нефть. Саудовцы нуждались в поддержке России, чтобы добиться желаемого сокращения расходов. И наоборот10.

Минувшие годы показали, что такой регулярный и содержательный формат энергетических отношений России с Саудовской Аравией весьма полезен и востребован. На практике Россия продвигала и отстаивала свои интересы на мировом рынке нефти, что способствовало росту ее влияния на происходящие процессы в мире и регионе БВСА; российским энергетическим компаниям оказывалось содействие. В настоящее время, к сожалению, мы не можем оценить двусторонние связи в энергетической сфере как стабильные ввиду нарастания элементов неопределенности, особенно в условиях продолжающейся пандемии коронавируса, вызвавшей глобальную рецессию. Поэтому крайне важно наращивать элементы доверия, убежденности в искренности и добросовестности, готовности следовать достигнутым договоренностям.

Дальнейшее сближение России и Саудовской Аравии с участием стран БВСА - нефтегазовых экспортеров отвечает интересам всех производителей, транзитеров и импортеров на мировом нефтяном рынке. Однако тесному сотрудничеству в сфере энергетики препятствуют политизация вопросов нефти и эскалация конфликтности в регионе, усиление конкуренции на региональных и глобальных углеводородных рынках в контексте декарбонизации мировой экономики. Будущее энергетических отношений России с Саудовской Аравией предполагает решение задач с двумя переменными. Если их двусторонние энергетические отношения зависят прежде всего от нас самих, то международное (многостороннее) измерение выглядит несколько иначе. Оно сопряжено с глобальным энергетическим переходом и ослаблением финансовых потоков в углеводородный сектор, сменой парадигмы экономического роста. Эти вопросы требуют самого пристального и совместного углубленного изучения.

Энергетическая дипломатия, являясь важным направлением в энергетической политике, рассматривается как один из ключевых механизмов, способствующих разрешению спорных вопросов в сфере ценообразования на энергоресурсы. Авторская позиция заключается в том, что международное энергетическое сотрудничество способствует стабилизации ситуации на мировом рынке нефти и служит основой для устойчивого развития и решения экологических проблем.

Обращают на себя внимание изменения в выстраивании партнерских отношений среди ключевых игроков на мировом рынке углеводородов, прежде всего в треугольнике РФ - КСА - США. Сами же энергетические отношения России и Саудовской Аравии, важные стратегически, во многом определяют уровень взаимодействия между двумя нашими странами, являются площадкой для достижения взаимовыгодных решений в вопросах обеспечения региональной и глобальной энергетической безопасности, а также для выработки международной стратегии энергетической безопасности.

 

 

1Цит. по: Саудовско-российские отношения. Министерство культуры и информации КСА. Эр-Рияд, 2017. С. 18-20.

2Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. М.: ИстБрук. 2005. С. 393.

3Трофимов О.Е., Щедрин А.В. История отношений СССР и России по странам Аравийского полуострова // Новая и новейшая история. 2018. Выпуск 4 // http://ras.jes.su

4Косач Г.Г. Россия и Саудовская Аравия: эволюция отношений // Свободная мысль, 2015. №6; Бажректаревич А. Геополитика энергии: «арабская весна» // Международная жизнь, 2011. №10.

5Дмитриев К.А. Россия - Саудовская Аравия: вместе в новое будущее. М., 2019. С. 19.

6МГИМО развивает сотрудничество с Университетом короля Фахда // https://mgimo.ru/about/news/main/mgimo-razvivaet-sotrudnichestvo-s-universitetom-korolya-fakhda/

7https://tass.ru/info/8665041

8Stаnley Reed. How a Saudi-Russian Standoff Sent Oil Markets Into a Frenzy // https://www.nytimes.com/2020/03/09/business/energy-environment/oil-opec-saudi-russia.html

9https://tass.ru/ekonomika/8996989

10Mamаdov Rauf. Russia in the Middle East: Energy Forever? // https://jamestown.org/program/russia-middle-east-energy-forever/