Первые упоминания об Арктике относятся к IV веку до н. э., во времена развития мореходства1. Этимология слова «Арктика» происходит от греческого «ἄρκτος», «arktikos» - «северный», «arctos» - «медведь», ассоциируется с созвездием Большой Медведицы. То есть земли, условно расположенные под этим созвездием. Это физико-географический район Земли, целостная часть ее ландшафтной оболочки, со сложными для жизнедеятельности климатическими условиями, примыкающий к Северному полюсу, северное околополярное (циркумполярное) пространство, во внутренний радиус которого входят акватории морей Северного Ледовитого океана, острова и архипелаги, а также прибрежные территории окружающих трех материков - Европы, Азии и Северной Америки.
Столь подробное описание вполне уместно для региона, ключевая характеристика которого - сложное пространственное развитие. Причем особенностью развития арктического пространства является региональное сотрудничество, что отражает и современные тенденции к субсидиарности.
Сейчас наступает новый период международного сотрудничества по стратегическим вопросам в Арктическом регионе, при котором вопросы только культуры и науки будут совершенно недостаточными. В современном мире стремительно создаются новые технологичные продукты, происходит замена возобновляемых источников энергии. Это заставляет создавать и новые политические конструкции.
Вопросы климата и экологии, источников энергии, а также решение США о денонсации Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности требуют разработки новых стратегий для Арктического региона.
Существуют разные мнения о глобальном потеплении, от его временного характера до глобального и постоянного, но нужно определиться с фактами, которые происходят сейчас.
Слово «угроза» не всегда содержит в себе агрессивную коннотацию. Тем не менее устойчивое потепление в Арктике (особенно в районе Баренцева моря2), в целом происходящее в два раза быстрее3, чем в среднем в других частях Земли, его вероятные последствия могут выглядеть следующим образом: уменьшение зимнего морского льда и потепление воды предполагает высокие риски внезапных техногенных катаклизмов, изменения в промысловом распределении видов рыб и циркуляции течений Мирового океана, выбросы в атмосферу углерода, сокращение доступа к естественным продуктам питания коренного населения и многое другое.
Представляется важным выделить несколько актуальных на сегодняшний день вопросов.
Первый - определение границ Арктического региона. Отсутствует единый метод в определении границ Арктической зоны, и в первую очередь его южной границы. Территории относятся к Арктической зоне по различным критериям, и существует их значительная вариативность при административно-политическом делении Арктической зоны. Дальнейшее формирование арктического пространства будет зависеть от выбора определенных критериев и поиска сходств, находящихся внутри самостоятельных границ.
Второй - правовые вопросы Арктической зоны. Нужно отметить тенденцию к укреплению правового механизма под воздействием разных факторов, в первую очередь климатических4. Нельзя исключать, что под термином «укрепление» можно предположить и попытки изменения правового режима в ту или иную сторону.
Экологические вопросы сейчас являются наиболее актуальными, учитывая масштабы концентрированного потепления в Арктике и ледников Гренландии. Введен в активный оборот термин о пройденной «точке невозврата»5, то есть момента, когда природа уже не способна компенсировать потери, вызванные потеплением, даже при понижении температур. Взгляды на экологическую проблематику имеют существенное расхождение в российской и зарубежной научной литературе. Зарубежный подход носит в целом более критический и определенный взгляд6 на проблему глобального потепления, российские специалисты оценивают ситуацию более осторожно7.
Экология
В современных дискуссиях на арктическую тематику сложно найти слова, которые бы употреблялись чаще, чем «потепление» и «экология». В последние десятилетия в Арктике происходит потепление почти вдвое быстрее, чем в среднем в мире8, что уже сказывается на жизни человеческих сообществ и инфраструктуре в регионе, а также на биологической активности и состоянии экосистем.
Обсуждение арктического климата началось не сейчас. Впервые об этом заговорили еще в 1920-х годах. Длительное время климат считался категорией неизменной, и существует несколько особенностей арктического климата, которые делают его уникальным.
Арктика - экологически чувствительный регион с экстремальным климатом с низкими температурами, снегом, льдом и вечной мерзлотой. В Арктику попадает значительно меньше солнечного тепла, чем в другие районы Земли, а отражательная способность снега и льда формирует особенный температурный фон9. В высоких широтах радиационный температурный режим зависит преимущественно от способности атмосферы препятствовать излучению поступившего тепла в космос. Таким образом, основным источником переноса тепла в Арктику становятся более низкие тропические широты, влияющие на температуру посредством течений и воздушных потоков. Данное обстоятельство крайне важно для сохранения природного баланса, без него Полярный регион сильнее бы охлаждался, а тропические регионы наоборот - перегревались.
Главные причины экологической уязвимости в Арктическом регионе - это комбинация двух факторов: географического и климатического. Протяженные территории Арктики, акватория и острова Северного Ледовитого океана включают в себя несколько типов экосистем: прибрежную, морскую и пресноводную. А также природные зоны - тундру, лесотундру и арктическую пустыню. Каждая из экосистем и природных зон имеет свою экологическую особенность с определяющим климатическим влиянием, значительно изменяясь не только с севера на юг, но и с востока на запад. Комбинация географии с экстремальным климатом, при котором процессы химического разложения и восстановительных процессов протекают медленно, и формирует уязвимость Арктического региона.
Наблюдения за арктическим климатом зафиксировали несколько сменяющих друг друга волн потепления, похолодания и стабилизации температуры10, но в начале 1990-х годов глобальное потепление уже стало трудно отрицать11. Среди различных предположений о причинах этого явления главным, в силу особенной чувствительности Арктики к количеству парниковых газов в атмосфере, стал антропогенный фактор. Деятельность человека приводит к выбросу парниковых газов разными способами, в первую очередь посредством сжигания топлива для выработки энергии, использования удобрений в сельском хозяйстве и органического разложения на мусорных полигонах. Наиболее сильное воздействие на климат оказывают метан, диоксид углерода и окись азота. Наблюдения выявили неспособность природы справится с выбросами естественным поглощением через фотосинтез. Исследования показывают, что есть некоторые исключения из тенденции к потеплению - существуют районы, где снова накапливается лед или опускается температура, но в целом в Арктике побеждает потепление12.
В последние годы роль Арктики в изменении климата стала гораздо более очевидной, поскольку регион фактически является регулятором климата Земли, в том числе погодных условий в Европе. С 1993 года площадь морского льда значительно сократилась (на тысячи квадратных километров, или несколько таких стран, как Франция) и, поскольку лед заменяется пятнами темной воды, которые поглощают солнечную радиацию, а не отражают ее, происходит ускорение потепления. Уменьшается также снежный покров и ледяные щиты. Этот процесс сопровождается таянием вечной мерзлоты. Существует предположение, что настоящие изменения значительно отстают от воздействия парниковых газов. То есть уровень льда сейчас является ответом на действие парникового эффекта десятилетия назад. По некоторым оценкам, если такие темпы потепления сохранятся, то к 2040-м годам Арктика может полностью освободиться ото льда в летнее время.
Данная ситуация кардинально изменит климат во многих частях света. Особенную опасность при глобальном потеплении представляет таяние вечной мерзлоты. Дело в том, что под слоем мерзлоты находятся осадочные породы, насыщенные газами, главным из которых по своему эффекту является метан13. Метан поступает из нижележащих слоев газогидратов, которые при потеплении и снижении давления превращаются в воду и газ, формирующий парниковый эффект при выходе на поверхность. Существуют гигантские природные подземные хранилища газогидратов, такие как на Восточно-Сибирском арктическом шельфе14. И если сейчас газ выходит на поверхность постепенно, то при резких колебаниях температуры и нарушении слоев вечной мерзлоты вероятен резкий выброс метана с катастрофическими последствиями для климата.
Гренландский ледяной щит теряет почти 267 млрд. тонн льда в год и в настоящее время способствует повышению среднего уровня моря. Это происходит со скоростью около 0,7 мм в год15, а общая масса льда в Гренландском щите потенциально способна увеличить уровень Мирового океана на несколько метров. По оценкам европейских экспертов, в случае увеличения температуры на 3,5°C климатический ущерб для Европейского союза составит сотни миллиардов евро, потеря благосостояния составит 1,8% от его текущего ВВП, а количество смертей, связанных с повышением температуры, может достигнуть сотен тысяч человек16. Существуют и намного более пессимистичные расчеты экономического моделирования, оцениваемые уже в триллионы долларов США совокупных потерь17.
Особенность экологического аспекта системы международных отношений в Арктическом регионе - его влияние на три ключевых вида деятельности в регионе - военную, экономическую и промысловую (рыболовство).
Военная деятельность
Исторический опыт свидетельствует, что при ведении военно-стратегической деятельности нельзя сделать исключение для хрупкой природы. Во времена противостояния СССР и США периода холодной войны Арктика была одним из регионов соперничества в сфере ядерных вооружений. Трассы гипотетических ракетно-ядерных ударов прокладывались над Арктикой и морскими пространствами Северного Ледовитого океана. Здесь дислоцировались военно-морские флоты с ядерным оружием, баллистическими и крылатыми ракетами морского базирования. Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) также были ориентированы на северное направление.
В качестве примера возникающих экологических проблем можно вспомнить ситуацию, сложившуюся после завершения идеологического противостояния, когда на российском Севере появилась необходимость утилизации выведенных из оборота подводных лодок18.
Таким образом, экологическая составляющая при ведении военной деятельности в Арктике представляется важным элементом сохранения природной стабильности региона, а повышение температуры и таяние вечной мерзлоты, вероятно, потребуют определенных ограничений на военную активность, с перспективой заключения соответствующих многосторонних соглашений.
Экономика
В условиях сокращающихся площадей льда и развития в результате международного судоходства, в первую очередь по Северному морскому пути (Россия) и Северо-западному проходу (Канада), особое значение приобретает обеспечение безопасности и предотвращения загрязнения морской среды. Ключевые точки экологического контроля при развитии судоходства - это Баренцево, Гренландское и Норвежское моря. Нужно отметить, что активность судоходства, как промышленного, так и туристического, будет сдерживаться двумя факторами - техническим и экологическим. Технический фактор требует специальной подготовки судов и экипажей в условиях высоких погодных рисков. Второй фактор - обеспечение экологической безопасности. Это потребует развитой системы международной судовой связи, широкой инфраструктуры средств предупреждения и ликвидации экологических катастроф, а также модернизации систем погодного мониторинга. В условиях, когда большая часть инфраструктуры многих промышленных предприятий расположена на территориях вечной мерзлоты, это становится критическим фактором угрозы экологической стабильности.
Рыболовство
Биологическое разнообразие в Арктике насчитывает более 20 тыс. видов19. Именно суровые климатические условия сформировали удивительные способности видов к выживанию. Система рыбного промысла регулируется приложениями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, Соглашением 1995 года о сохранении рыбных запасов. Контролирующую функцию осуществляет Продовольственная организация ООН (ФАО). Существуют региональные организации и соглашения по обеспечению деятельности рыболовства (РОУР), которые регулируют ежегодные объемы предельного улова (ОДУ) и распределяют квоты вылова, а также осуществляют важную роль при контроле за промыслом и сохранении видов.
Промысловое значение Арктического региона всегда было существенным, но в последние 25 лет оно заметно возросло. Учитывая, что промысел в значительной степени осуществляется в экономических зонах других стран, более всего в Норвегии и Исландии, что регулируется двусторонними соглашениями по обмену квот на вылов, особую важность приобретает двустороннее международное сотрудничество.
Наглядным примером международных действий вследствие климатических изменений явилась ситуация с центральной частью Северного Ледовитого океана. Ранее, до освобождения значительных территорий ото льда, промысел в этих широтах не велся и промысловое регулирование на этот район не распространялось. По мере освобождения ото льда стала возникать опасность неконтролируемого вылова, браконьерства и, как следствие, появления экологических проблем. В 2018 году после многолетних консультаций было подписано соглашение, в соответствии с которым центральный район Северного Ледовитого океана - крупнейший в мире морской район - не менее чем на 16 лет станет зоной безкоммерческого рыболовства. В течение этого периода регион будет «защищен от нерегулируемого рыболовства, а научное и политическое сообщества будут разрабатывать структуры и механизмы контроля, которые необходимы для обеспечения экологически устойчивого рыболовства и установления учеными уровня морской экосистемы региона»20.
Как мы видим, сам подход к решению возникшей на фоне потепления проблемы сфокусирован на экологическом аспекте, но длительность его разрешения (более десяти лет) свидетельствует о слишком большом количестве сопутствующих разногласий и параллельных мнений.
Формирование границ
В Арктическую зону входит восемь стран. Из них пять - Россия, Дания, Норвегия, Канада и США - являются литоральными. Эти страны имеют северные территории за Полярным кругом, и у каждой существует своя политика при определении арктических зон. Необходимо отметить, что Канада, Дания, Норвегия, Россия, США, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, которая структурировала морское пространство, владеют в акватории Северного Ледовитого океана дополнительно к суше территориальными водами.
Превалируют два подхода к определению границ региона - природный и социальный.
Природный подход определяет границу через климатические, биоклиматические и физико-географические факторы. Главным является астрономический подход, в соответствии с котором Арктика - это территория Земли с южной границей на 66,5622 параллели северной широты и площадью 27 млн. км2.
С точки зрения климатического подхода Арктикой считается территория, проходящая севернее Полярного круга и на восточном побережье России, где среднемесячная температура в июле не превышает 10°C. Данная изотерма является и пределом роста для деревьев, за границей которой они не выживают. Площадь Арктики при таком способе измерений - 25 млн. км2.
Используются и другие способы определения границ21, среди которых следует отметить социальный, геокультурный, управленческий и геоэкономический. Существуют также подходы, не закрепленные внутренними документами, но имеющие широкое применение, например методика Л.Э.Амлена (Канада) выделяющая десять северных зон.
Наиболее гибким можно назвать гибридный метод, который включает в себя базовые параметры других подходов. В его основе - границы Полярного круга, к которому присоединяются части государств - России, Норвегии, Канады, США и Дании, южные границы которых определяются самими странами.
Объединяющим подходом является астрономический, в соответствии с которым прибрежные территории в пределах Северного Полярного круга и акватории морей Северного Ледовитого океана относят к арктическим районам. Такая практика сложилась в научной литературе, и об этом говорят решения Арктического совета22.
В исследовании рассматриваются пять прибрежных в отношении Северного Ледовитого океана стран, а также входящие частично в Полярный круг Финляндия, Швеция и Исландия (о. Гримсей)23.
Особенности правовой конструкции
При установлении международно-правовых отношений главное внимание было сконцентрировано на установлении правового режима морской Арктики. Основным документом, регулирующим правовой режим морской Арктики, а именно Северного Ледовитого океана и стран, окружающих его (Россия, США, Канада, Дания, Норвегия), является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года24.
Существуют и другие механизмы применения общего международного права, а также двусторонние и региональные соглашения. В качестве примера можно привести Илулиссатскую декларацию 2008 года. Однако Конвенция ООН 1982 года имеет ключевое значение, что подтверждается сложившейся международной практикой25. В своих региональных арктических стратегиях приарктические страны также подчеркивают центральное значение Конвенции ООН 1982 года26. Отсутствие упоминания конвенции в стратегии США связано с отказом от ее ратификации, но ее положения применяются США и конкретизируются в официальных документах.
Среди других важных документов международно-правового регулирования можно отметить следующие: Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года, Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года, Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года и др.
Регулирование экономической деятельности, охрана морской среды осуществляются различными региональными и двусторонними соглашениями, входящими в компетенцию разнообразных международных организаций, таких как Международный орган по морскому дну, Международная организация гражданской авиации, Международная организация труда и др.
По мере расширения деятельности в регионе необходимость дополнения существующих норм и расширения функционала региональных и субрегиональных соглашений, вероятно, возрастет.
Важно отметить, что в Арктическом регионе урегулированы практически все вопросы принадлежности сухопутных территорий. Самый крупный спор был урегулирован еще в 1933 году между Норвегией и Данией относительно принадлежности территории на Восточном побережье Гренландии. В настоящее время не решен только один территориальный спор между Канадой и Данией - это принадлежность острова Ханс в проливе Нэрса.
Наиболее спорный вопрос в силу его экономической значимости на сегодня связан с определением и установлением границ континентального шельфа литоральными странами за пределами их экономических зон. Несмотря на заложенный в Конвенции ООН 1982 года механизм правовой определенности27, этого может оказаться недостаточно.
С момента подписания в 1982 году в Монтего-Бей Конвенции ООН по морскому праву арктические страны стремились изолировать регион от геополитических рисков и конфликтов. Вместе с тем постоянно растет число государств, выражающих интерес к получению статуса наблюдателей в Арктическом совете. К этому процессу подключились и международные организации. После длительных переговоров в 2011 году на встрече министров иностранных дел в Нууке (Гренландия) было подписано соглашение о наблюдателях и их правах.
Несмотря на умеренные возможности участвовать в проектах арктических стран, дискуссия о членстве расширяется, количество стран-наблюдателей растет и в настоящее время составляет 38 - среди них 13 государств (Великобритания, Германия, Индия, Италия, Испания, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция, Япония и Швейцария) и 25 международных организаций28.
Заключение
В последние время Арктика превратилась в своего рода рубеж глобальных экономических возможностей, с преобладанием позиции достаточности норм международного права в регионе и отсутствием конфликтной перспективы. Тем не менее представляется важным выделить узкие места в рассмотрении арктической проблематики в среднесрочной перспективе.
Пандемия COVID-19 затормозила выбросы парниковых газов, так как экономическая активность резко сократилась и, соответственно, уменьшились выбросы углекислого газа. Однако для установления температур периода до начала промышленной индустриализации, которая началась в середине XIX века, потребуется снизить текущие выбросы до значений близких к нулю к середине текущего века. Кардинальная перестройка структуры мировой экономики и создание энергетики нового типа, безуглеродной, является основным планом действий европейского сообщества, и планируемый новый налог Европейского союза на продукцию с повышенным содержанием углеродного следа может оказаться серьезным испытанием для вертикально интегрированных компаний сырьевого сектора.
Естественной перспективой для РФ в Арктике было бы развитие, не коллизия, взаимовыгодных отношений со всеми странами - участницами Арктического совета. Особенно важно в этой связи избегать вовлеченности ведущих стран в экономико-политические конфликты, сохраняя Арктику пространством вне конфликтов.
Несмотря на сохранение позитивных тенденций международного сотрудничества, регион становится более неопределенным, с развитием дисбаланса на некоторых стратегических направлениях.
По мере ускорения климатических процессов будет возрастать активность в экономической и военной сферах, а также интерес к региону со стороны стран, не входящих в Арктический совет, и нужно быть готовыми к предложениям по изменению существующего международного законодательства о деятельности в регионе.
Отсутствие единого подхода к границам Арктики, за исключением астрономического, может спровоцировать развитие дискуссии о более активном участии неарктических стран в региональных проектах. Соответственно, расширение диалога о различных вариантах унификации арктических границ и усиления существующей правовой базы может иметь положительную динамику.
Наблюдается важная особенность последних лет, которую наиболее отчетливо демонстрирует Китай, - изменение способа влияния в Арктике при отсутствии военного представительства через увеличение экономической активности с одновременным строительством инфраструктуры двойного назначения. Данное обстоятельство может усилить международную напряженность в регионе.
Ключевой аргумент для освоения Арктики - энергетический. Однако последние события говорят о начале обратного процесса - отказе от финансирования крупных проектов глобальными финансовыми игроками. Например, в июле 2020 года немецкий Deutsche Bank объявил29 о прекращении финансирования новых энергетических проектов в Арктике. Вероятно, следует ожидать последовательную динамику и от других ключевых финансовых институтов. Снижение цен на энергоносители с одновременным снижением спроса означает резкое сокращение инвестиций в разработку новых нефтяных полей и переориентацию капитальных вложений в проекты по добыче с легкой извлекаемостью, к которым арктические и шельфовые проекты не относятся.
Если это произойдет и продолжится длительное время, то в Арктическом регионе нас ждет не гонка военных потенциалов и новая нефтяная лихорадка, а крайне затратное экономическое соревнование в экологической плоскости.
1Исследование Ф.Зелинского «История античной культуры».
2В силу особенностей течений и атмосферной циркуляции, а также аномально высоких температур в Сибири.
3Hayhoe K., Wuebbles D.J., Easterling D.R., Fahey D.W., Doherty S., Kossin J., Sweet W., Vose R., Wehner M., 2018: Our Changing Climate. In Impacts, Risks, and Adaptation in the United States: Fourth National Climate Assessment. Vol. II [D.R.Reidmiller, C.W.Avery, D.R.Easterling, K.E.Kunkel, K.L.M.Lewis, T.K.Maycock, B.C.Steward (eds.)]. U.S. Global Change Research Program. Washington, DC, USA. Р. 74-75.
4Rainwater S. International Law and the «Globalization» of the Arctic: Assessing the Rights of Non-Arctic States in the High North // https://law.emory.edu/eilr/content/volume-30/issue-1/comments/international-law-globalization-arctic-rights-high-north.html (аccessed September 18, 2020).
5Landrum L., Holland M.M. Extremes become routine in an emerging new Arctic // Nature Climate Change (2020) // https://doi.org/10.1038/s41558-020-0892-z
6Praetorius H. Climate will probably warm more than we'd hoped // https://www.tipes.dk/climate-will-probably-warm-more-than-we-have-hoped/
7Шерстюков Б. Климатические условия Арктики и новые подходы к прогнозу изменения климата // http://www.arcticandnorth.ru/article_index_years.php?ELEMENT_ID=249680. С. 64-65.
8Dobricic S., Vignati E., Russo S., 2016: Large-scale atmospheric warming in winter and the Arctic Sea ice retreat // Journal of Climate. Vol. 29. P. 2869-2888 // https://doi.org/10.1175/JCLI-D-15-0417.1
9Mouginot J. et al., 2019: Forty-six years of Greenland Ice Sheet mass balance from 1972 to 2018 // https://www.pnas.org/content/116/19/9239?utm_source=TrendMD (аccessed September 18, 2020).
10National Snow and Ice Data Center. NSIDC Arctic News and Analysis RSS. // http://nsidc.org/arcticseaicenews/2018/03/arctic-sea-ice-maximum-second-lowest/ (аccessed September 18, 2020).
11Climate projections // Copernicus // https://climate.copernicus.eu/climate-projections (аccessed September 16, 2020).
12Osborne E., Richter-Menge J., Jeffries M. Executive Summary [in NOAA Arctic Report Card 2018]. Р. 2-4.
13Shakhova N.E., Alekseev V.A., Semiletov I.P. Predicted methane emission on the East Siberian shelf // Doklady Earth Sciences. Vol. 430. P. 190-193 (2010) // https://doi.org/10.1134/S1028334X10020091
14Whiteman G., Hope C., Wadhams P. Vast costs of Arctic change // Nature. Vol. 499. Р. 401-403 (2013) // https://doi.org/10.1038/499401a
15Report Card // Arctic Program // https://www.arctic.noaa.gov/Report-Card (аccessed September 18, 2020).
16https://ec.europa.eu/jrc/en/research-topic/impacts-climate-change (аccessed September 16, 2020).
17Whiteman G., Hope C., Wadhams P. Op. cit.
18Автор имеет ввиду работу комиссии Нанна - Лугара.
19Safeguarding Arctic biodiversity // Arctic Council (аccessed September 12, 2020) // https://arctic-council.org/en/explore/topics/biodiversity/
20First International Agreement Protecting Newly Opened Arctic High Seas // The Pew Charitable Trusts // https://www.pewtrusts.org/ru/about/news-room/press-releases-and-statements/2018/10/03/pew-applauds-first-international-agreement-protecting-newly-opened-arctic-high-seas (асcessed September 18, 2020).
21Sevost'yanov P.I., Davydova Y.A., Matyukhin A.V. Regional features of the arctic states // Journal of Political Research. 2020 (2): 116-128 // DOI: https://doi.org/10.12737/2587-6295-2020-116-128
22Арктический совет создан в 1996 г. Является ключевым форумом международного сотрудничества. В него входят восемь стран-
участниц (Канада, Россия, США, Финляндия, Исландия, Швеция, Дания, Норвегия) и шесть групп представителей коренных народов.
23Остров Шпицберген не является предметом настоящего исследования.
24http://www.un.org/Depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf
25Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007.
26Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020. Copenhagen, 2011. Ministry of Foreign Affairs of Denmark.
27В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, для того чтобы расширить шельф, нужно доказать континентальную природу прилегающих к нему геологических структур на дне океана.
28Arctic states // https://arctic-council.org/en/about/observers/non-arctic-states/ (аccessed September 18, 2020).
29Deutsche Bank calls an immediate halt to future Arctic oil and gas investments // https://www.arctictoday.com/deutsche-bank-calls-an-immediate-halt-to-future-arctic-oil-and-gas-investments/ (аccessed September 16, 2020).