В этом году мы отмечаем четвертьвековой юбилей российского участия в Совете Европы (СЕ). 25 лет - достаточный срок для подведения некоторых итогов и формирования на их основе планов на будущее.

Для начала - несколько слов о самой организации, так как - насколько бы парадоксальным это ни казалось - ее профиль в европейской политике и общественном восприятии оказывается зачастую весьма расплывчатым. Совет Европы часто путают с Европейским союзом (ЕС) или же - «в лучшем случае» - отождествляют с Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ).

Конечно, для этого есть и объективные причины - страны-члены и кандидаты в члены Евросоюза составляют численное большинство в СЕ, но справедливости ради надо констатировать, что Страсбург - и по профилю, и по значению ведущейся там работы - все же не есовский Брюссель. Принципиальное отличие также имеется между Советом Европы и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. СЕ - сугубо европейская организация, без членства США и Канады. При этом она имеет подлинно общеевропейский охват - вне организации, надеюсь временно, остается только Белоруссия. И несмотря на уже упомянутое численное преобладание Евросоюза, большую роль в Страсбурге играют и другие государства континента, включая Россию, Армению, Азербайджан, евразийскую Турцию, дружественную нам Сербию, традиционно активные Швейцарию и Норвегию и так называемые малые, но имеющие собственное «я» в европейской политике, - Лихтенштейн, Сан-Марино, Монако и Андорру.

У всех этих стран - свое лицо на советоевропейской площадке. И что важно, у каждой страны, независимо от размера территории и населения, политического веса - равный голос. Соответственно, на расклад сил в Страсбурге следует смотреть не через «монохромные очки», а с учетом комплекса факторов, дающих нам значительные возможности для реализации собственных внешнеполитических задач.

Российская Федерация присоединилась к Совету Европы в 1996 году. На тот момент наша страна столкнулась с необходимостью прежде всего правового урегулирования новых, пореформенных общественных отношений. В СЕ мы видели помощника в решении этих задач. Войдя в организацию, Россия стала участвовать в процессе формирования единого правового и гуманитарного пространства от Владивостока до Лиссабона, не на словах, а на деле способствовать созданию «общеевропейского дома» и реализации провозглашенной в статье 1 Устава СЕ цели достижения «большего единства между его государствами-членами… и содействия их экономическому и социальному прогрессу». Наиболее эффективным инструментом ее выполнения являются, вне всякого сомнения, конвенции и другие многосторонние юридические документы. Убежден, что и сегодня основная задача организации заключается в международно-правовом регулировании актуальных проблем общественного развития европейских стран.

Тем досаднее, что в последнее время работа организации все чаще политизируется, используется рядом стран для сведения сиюминутных счетов. В 2014 году, вопреки Уставу, наша делегация была незаконно лишена прав в Парламентской ассамблее. Возникший в этой связи институциональный кризис затянулся на пять лет. Под угрозой оказалось не просто наше дальнейшее членство в организации, а сама ее природа в качестве общеевропейского института. Но здравомыслие возобладало. Кризис был успешно преодолен, и сегодня Совет Европы остается ключевым элементом «мягкой», или, по выражению генерального секретаря СЕ Т.Ягланда (2009-2019 гг.), глубокой европейской безопасности (deep security), главной правочеловеческой организацией континента. Надеюсь, таковой она и будет оставаться.

В этом контексте можно лишь приветствовать тот факт, что генеральный секретарь Совета Европы М.Пейчинович-Бурич посетила нашу страну в октябре 2020 года. Этот полноформатный, насыщенный содержательными встречами высокого уровня визит позволил окончательно перелистнуть кризисную страницу и подтвердил ключевое значение Российской Федерации для будущего Совета Европы.

 

В отличие от многих направлений сотрудничества с Советом Европы, которые не слишком известны широкому кругу читателей, отношения нашей страны с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) у всех на слуху. Членство любой страны в Совете Европы предполагает ее обязательное участие в Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). Россия с самого начала поддерживала ЕКПЧ как международно-правовую скрепу общего гуманитарного пространства в Европе.

Картина наших взаимоотношений с Европейским судом очень сложна и многоаспектна.

Нельзя отрицать, что кропотливая и масштабная работа наших органов власти по гармонизации отечественной и европейской правовых систем в результате как исполнения решений ЕСПЧ, так и присоединения России более чем к 60 конвенциям Совета Европы безусловно пошла на пользу и нашим гражданам, и государству в целом. Приведу пару примеров. Пилотное постановление ЕСПЧ «Бурдов-2» от 15 января 2009 года - вместе с созвучными ему позициями Конституционного и Верховного судов Российской Федерации - позволило исправить системную проблему неисполнения или чрезмерно длительного исполнения приговоров российских судов. Создание соответствующего внутригосударственного средства правовой защиты дало возможность сотням тысяч российских граждан добиваться эффективного выполнения судебных решений по вопросам социальных выплат инвалидам и пенсионерам, предоставления квартир военнослужащим, надлежащего оказания услуг ЖКХ и т. д.

Приведу другой пример из судебной практики, касающийся гуманизации российской пенитенциарной системы. В соответствии с рядом постановлений ЕСПЧ предприняты кардинальные шаги по вопросам обоснованности и длительности содержания под стражей, а также создания достойных условий содержания в местах лишения свободы. Общими созидательными усилиями ЕСПЧ, Конституционного и Верховного судов, других органов власти Российской Федерации по сути изменилась уголовная политика государства, а количество заключенных сократилось вдвое.

В целом с 1998 года в ЕСПЧ поступило более 173,5 тыс. жалоб в отношении России, из них лишь 14 тысяч остаются на рассмотрении Европейского суда. При этом, по данным Минюста России, нами выполнены около 95% всех постановлений ЕСПЧ - внушительная статистика.

К сожалению, позитивные примеры взаимодействия получают непропорционально меньше внимания, чем так называемые резонансные дела с очевидным политическим подтекстом. К последним можно отнести «дело ЮКОСа», решения по жалобам А.Навального и других российских радикальных оппозиционеров, которые только множатся, но тем не менее рассматриваются Европейским судом с завидной скоростью.

В отношении России также подано 12 межгосударственных исков (восемь украинских, один из которых отозван, три грузинских и один со стороны Нидерландов). Рассмотрение межгосударственных жалоб – длительный процесс. 21 января было опубликовано постановление ЕСПЧ по делу «Грузия против России (II)» по событиям 12-летней давности в Северной Осетии и Абхазии. Постановление неоднозначное. Хотя Суд не поддержал версию грузинских властей о якобы имевшем место вторжении российских вооруженных сил в Южную Осетию до нападения грузинских военных на Цхинвал, с рядом его выводов, возлагающих на Россию определенную ответственность за пределами фазы активных боевых действий, мы не согласны. При этом у специалистов-правовиков остаются серьезные вопросы, насколько в принципе система ЕСПЧ приспособлена для рассмотрения споров между государствами по проблемам, имеющим скорее геополитический характер. И не станет ли жертвой этих сомнительных с правовой точки зрения конструкций отработанная десятилетиями система защиты прав граждан.

Россия вместе с другими государствами-членами добивается полномасштабной реформы ЕСПЧ, направленной на повышение его эффективности. Она, как рассчитывает российская сторона, позволит во многом скорректировать и в конечном счете свести к минимуму политические издержки в деятельности суда.

Кроме того, с участием видных российских экспертов подготовлен доклад о месте Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) в международном и европейском правопорядках. Он созвучен нашей позиции при выражении несогласия с линией ЕСПЧ на автономную интерпретацию отдельных положений международного публичного права, в том числе в отношении концепций так называемого эффективного контроля и экстратерриториальной юрисдикции.

Участие России в ЕКПЧ позволяет нам активно влиять и на принципиально важные для будущего единого европейского правового пространства переговоры о присоединении Европейского союза к конвенции.

 

Помимо важного «судебного» измерения, Совет Европы обладает и по-своему уникальными площадками для продуктивного общения представителей законодательной власти, а также регионов.

После того как была перевернута страница неправомерных санкций в ПАСЕ, российская парламентская делегация стала вносить активный и профессиональный вклад в работу ассамблеи. Эксперты высоко оценили принятую в октябре 2020 года резолюцию «Принципы и гарантии адвокатов», подготовленную сенатором А.Д.Башкиным. Кроме того, российские законодатели готовят доклады по темам «Злоупотребление Шенгенской системой государствами - членами Совета Европы в качестве политически мотивированной санкции» (сенатор И.В.Рукавишникова) и «Отказ от вакцинации: серьезная проблема общественного здравоохранения» (сенатор В.И.Круглый).

В Парламентской ассамблее в последние годы были приняты значимые резолюции по противодействию неонацизму и по закону об образовании на Украине. Подобные документы также позволяют рассчитывать, что в ПАСЕ будет продолжаться работа по недопущению пересмотра итогов Нюрнберга и защите русскоязычного населения на Украине.

К сожалению, указанные конструктивные темы пока не стали преобладающими в работе Парламентской ассамблеи. Те же силы, что стояли за попытками лишения российской делегации права голоса, продолжают вбрасывать в ПАСЕ откровенно антироссийские инициативы - вроде докладов о «политических заключенных» в Российской Федерации и о положении крымских татар. Подобные шаги являются очевидным нарушением принципов парламентаризма - не в такую Ассамблею возвращалась российская делегация.

На контрасте с практиками ПАСЕ работа Конгресса местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) отличается существенной гибкостью, географической сбалансированностью и нацеленностью на оказание конструктивного содействия в преодолении выявляемых проблем и недостатков, которые есть у всех стран СЕ.

КМРВСЕ добился серьезных успехов в деполитизации своей мониторинговой процедуры. В 2019 году была принята резолюция по российскому докладу, которая, по нашему мнению, получилась взвешенной и непредвзятой.

КМРВСЕ ведет серьезную работу по наблюдению за исполнением странами - членами Совета Европы Европейской хартии местного самоуправления. Нарушения и отступления от буквы этого важного документа не остаются без внимания, например в отношении административно-территориальной реформы в Латвии, которая была проведена без учета рекомендаций КМРВСЕ.

 

Важнейшим элементом нашей работы в Страсбурге остается межправительственное сотрудничество. Развивая тезис о Совете Европы как опоре «глубокой» безопасности на континенте, нельзя не сказать о его роли в обеспечении скоординированной реакции стран-членов на такие общие вызовы, как терроризм, экономическая преступность и, конечно, главную проблему этого года - пандемию коронавируса. Россия, будучи одним из пяти основных плательщиков в бюджет организации, играет активную роль в формировании общих подходов к этим негативным общественным явлениям.

В 2020 году Совет Европы был вынужден адаптироваться к пандемии коронавирусной инфекции. Исходя из того что никакие политические факторы не могут ставиться выше интересов защиты здоровья граждан, мы призвали государства - члены СЕ проявить единство перед лицом действительно общей, невиданной ранее угрозы и не ограничиваться общими декларациями. Выразили, в частности, готовность к сотрудничеству с СЕ в области вакцинации, выступили за обеспечение равного доступа всех желающих к сертифицированным вакцинам на европейском континенте.

С учетом того что в условиях пандемии бурный рост спроса на лекарственные препараты привел к валу подделок, особо возрастает значение Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и другими преступлениями, угрожающими здоровью населения (Московская конвенция «Медикрим»). Она позволяет предупреждать и пресекать подделку медпродуктов (в том числе вакцин, средств защиты от инфекции, оборудования по поддержанию жизни критически больных), привлекать к ответственности виновных, вести международное сотрудничество в этой области. Разработанная по предложению России и с нашим активным участием Московская конвенция уже насчитывает 18 государств-участников, и их число постоянно растет - причем среди стран не только Европы, но и Африки, Латинской Америки. Комитет сторон конвенции под председательством России в настоящее время организует мониторинг правоприменения конвенционных обязательств. Рассчитываем, что теперь, когда важность «Медикрим» особенно очевидна, к ней присоединятся те государства Совета Европы, которые пока этого не сделали.

Особую актуальность в связи с пандемией приобретает социальное измерение Совета Европы, которое в последние годы незаслуженно «принижалось» по сравнению с защитой политических прав. Главным инструментом служит Европейская социальная хартия, где закреплен широкий спектр гарантий достойного уровня жизни: права на жилье, медобслуживание, безопасные условия труда, бесплатное начальное и среднее образование, доступ к высшему образованию, свобода профсоюзов, защита от бедности и множество других (Россия взяла на себя обязательства по 67 положениям хартии).

Не вызывает сомнений уязвимость в нынешних условиях семьи и детей, где также важна работа профильных структур Совета Европы. Отмечу Лансаротскую конвенцию о борьбе с сексуальным насилием в отношении детей.

В сложившихся условиях обострился также европейский миграционный кризис. Государства вынуждены идти на жесткие ограничительные меры, ранее считавшиеся «неполиткорректными». Вспоминая о своих суверенных правах, ряд членов Евросоюза противится брюссельской политике «открытых границ». Становятся все более очевидными ее последствия: массовые скопления мигрантов в фильтрационных лагерях, рост заболеваемости, безработицы, повышение уровня преступности. Это сопровождается многочисленными нарушениями прав человека. В данной проблеме Совет Европы не столь активен, как, возможно, следовало бы. Разработанную по поручению М.Пейчинович-Бурич новую повестку СЕ в миграционной сфере на 2021-2024 годы ждут «горячие» дебаты в Комитете министров.

Реагируя на всплеск терроризма, поразившего мир в последние 30 лет, страсбургская организация разработала комплекс нормативно-правовых актов, создающих основу для сотрудничества правоохранительных органов различных стран по обмену данными и координации конкретных мер, позволяющих купировать деятельность террористических организаций и привлекать их организаторов и участников к суду.

Это - Европейская конвенция о пресечении терроризма, где зафиксированы обязательства в области выдачи и правовой помощи по преступлениям террористического характера; разработанная по инициативе России Конвенция СЕ о предупреждении терроризма, в которой наряду с криминализацией подстрекательства к терроризму, а также вербовки и подготовки террористов получил закрепление принцип «выдай или суди»; Дополнительный протокол 2015 года к Конвенции СЕ о предотвращении терроризма, предусматривающий уголовную ответственность за поездки в другие страны для участия в деятельности террористических организаций, а также за организацию и финансирование таких поездок; Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма, создавшая механизмы, позволяющие предотвратить теракты за счет перекрытия финансирования террористических организаций.

Борьбу с терроризмом нельзя сводить к сотрудничеству правоохранительных органов. Она гораздо шире, охватывает в том числе вопросы устранения причин радикализации общественных настроений в Европе и других регионах мира. Россия имеет богатый опыт как борьбы с терроризмом, так и укрепления социальной сплоченности, которым мы готовы делиться. Считаю, что Совету Европы со своей стороны следует наращивать имеющийся потенциал в этой области, в том числе за счет восстановления действовавших ранее форматов межкультурного и межрелигиозного диалога.

Российские представители активно работают в таких советоевропейских структурах, как Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) и Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (МАНИВЭЛ). В ходе масштабных реформ 1990-х годов наша страна столкнулась с бурным ростом экономической преступности. Опыт, накопленный Советом Европы в этой сфере, помог создать систему борьбы с соответствующими видами преступлений.

Благодаря рекомендациям ГРЕКО, появилась норма об административной ответственности юридических лиц за незаконное вознаграждение, передаваемое от их имени. И это действует: каждый год около 500 крупных организаций привлекаются к ответственности по данной статье.

По российской инициативе в Совете Европы разрабатывается конвенция об управлении доходами, на которые наложен арест по просьбе запрашивающего государства, и возврате активов, конфискованных по запросу иностранных государств.

Совет Европы не остается в стороне от правового регулирования таких новых социальных явлений, как тотальная «цифровизация» общества, расширяющееся использование искусственного интеллекта в различных областях, защита частной жизни в условиях бурного роста использования разного рода сетевых технологий, корректировка человеческого генома и т.д.

Как наглядный пример одного из советоевропейских актов, стоящих на страже прав и интересов каждого россиянина, приведу Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Этот документ защищает россиян даже при передаче данных в государства, не участвующие в ней, включая США, пренебрежительное отношение которых к праву на неприкосновенность частной жизни, да и к правам человека в целом, хорошо известно. Закрепленные в конвенции гарантии полностью инкорпорированы в российское законодательство, сейчас идет активная подготовка к ратификации новой, еще более эффективной редакции конвенции.

В 1991 году наша страна присоединилась к Европейской культурной конвенции - основополагающему документу для таких областей, как образование, культура, молодежь и спорт. В более широком смысле - для формирования единого гуманитарного пространства всех стран - членов Совета Европы.

Нами ведется активная работа над тем, чтобы удерживать эти направления взаимодействия от политизации. Сотрудничество в сфере спорта позволило частично купировать принятое в 2016 году политически мотивированное решение о лишении Российского антидопингового агентства (РУСАДА) статуса соответствия. Совет Европы выступил с инициативой разработки двустороннего плана действий по реформе системы борьбы с допингом в нашей стране. Реализация указанного плана прошла весьма успешно и на тот момент способствовала частичному разрешению ситуации.

Совет Европы, об этом наверняка немногие знают, внес вклад и в успешное проведение чемпионата мира по футболу в России в 2018 году. Работа организованного на время турнира МВД России Центра международного полицейского сотрудничества включала обмен данными на базе национальных информационных пунктов, создававшихся в соответствии с Конвенцией СЕ об обеспечении безопасности на стадионах.

Роль организации в области спорта выходит далеко за географические пределы континента. За заместителем генерального секретаря организации традиционно закреплено место в Совете учредителей Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). В 2020 году в результате реформы агентства бывший заместитель генсекретаря СЕ Г.Баттаини-Драгони вошла в состав Исполнительного комитета ВАДА в качестве независимого члена.

В 2006 году Россия стала первой страной, подписавшей с Советом Европы двустороннюю программу сотрудничества в области молодежной политики. За реализацию уже четвертой версии этого документа с российской стороны отвечают прежде всего Министерство науки и высшего образования и Национальный совет молодежных и детских объединений. Вот уже много лет флагманским мероприятием программы остается международный семинар «Память и уроки Второй мировой войны». В целом воспитание сознательной, патриотичной, ответственной молодежи, восприимчивой к культуре и традициям своих соседей, остается приоритетом в наших отношениях с СЕ на этом треке.

Среди юбилейных дат 2021 года, связанных с членством России в Совете Европы, - десятилетие присоединения нашей страны к Европейскому фонду поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ («Евримаж»). Фонд, годовой бюджет которого составляет почти 30 млн. евро, оказывает содействие европейскому авторскому кино. Главное условие для получения финансирования - совместное производство кинокартины как минимум двумя странами - членами этой структуры. Один из последних примеров практических результатов нашего участия в «Евримаж» - фильм «Довлатов» (режиссер - А.Герман-младший), созданный усилиями команды из России, Польши и Сербии и получивший «Серебряного медведя» 68-го Международного кинофестиваля в Берлине. Факт производства при поддержке Фонда немалого числа кинолент  совместными творческими коллективами из России, Германии, Польши, Литвы, Латвии свидетельствует о том, что культура на советоевропейской площадке продолжает оставаться вне политики.

Большая работа ведется нами в Страсбурге по противодействию фальсификации истории. Удается отводить попытки навязывания отдельными странами - членами СЕ своих искаженных взглядов на причины, события, результаты и последствия Второй мировой войны. В Совете Европе, в отличие от структур Евросоюза, не идет речи ни «об уравнивании нацизма и сталинизма», ни «о роли СССР в развязывании Второй мировой войны», не цитируется откровенная ложь псевдоисториков.

В последние годы совместно с Российским историческим обществом в штаб-квартире СЕ были организованы мероприятия по исторической тематике, в частности, выставка «Великая европейская война: героизм, самопожертвование, милосердие», посвященная событиям Первой мировой войны, показ фильма «Собибор», «круглый стол» к 80-летию Мюнхенского сговора. На 2020 год были запланированы мероприятия к 75-летию окончания Второй мировой войны, но пандемия коронавируса внесла коррективы в жизнь всего человечества - «круглый стол» по антинацистскому сопротивлению в Европе прошел в интерактивном формате, одноименную масштабную выставку решено перенести на 2021 год.

Адаптируясь к реалиям современности, пришлось выйти за стандартные рамки: Постпредство России при СЕ с успехом провело приуроченную к 75-летию Победы над нацизмом акцию #CoEWeRemember, в которой приняли участие генеральный секретарь Совета Европы М.Пейчинович-Бурич, ее заместитель Г.Баттаини-Драгони, Т.Ягланд, комиссар СЕ по правам человека Д.Миятович, председатель ПАСЕ Х.Дамс, глава российской делегации в КМРВСЕ, заместитель председателя конгресса, губернатор Ленинградской области А.Дрозденко, постпреды стран - членов СЕ и многие другие российские и зарубежные политические и общественные деятели.

В ноябре 2020 года решением Комитета министров Совета Европы создано новое Расширенное частичное соглашение «Обсерватория по преподаванию истории в Европе», целью которого является исследование презентации исторического материала в учебных заведениях стран-участниц. То есть в фокусе внимания новой структуры будет порядок формирования учебных материалов для школьников: чтó в них закладывается, о чем умалчивается, а что и откровенно фальсифицируется. Россия вошла в число стран - соучредителей нового советоевропейского формата, в отличие от стран Прибалтики и Украины, которые, судя по всему, испугались быть уличенными в подмене исторических фактов.

Выше перечислены те направления сотрудничества в Совете Европы, которые сохраняют свой деполитизированный характер и ориентированы на достижения конкретных результатов и согласование подходов стран-членов к разрешению тех или иных общих проблем.

Россия позитивно воспринимает критику со стороны органов Совета Европы, если она носит предметный характер. Однако одновременно рассчитывает, что организация столь же внимательно будет следить за реализацией общих норм и другими ее странами-членами.

Сегодня в некоторых из них на повестке дня стоят конституционные реформы или конституционные изменения в тех или иных формах. Совет Европы проявляет большой интерес к этим процессам, прежде всего по линии ПАСЕ и Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии, ВК). Такой интерес был проявлен и к внесению поправок в российскую Конституцию. Однако критика российской ситуации в этом отношении представляется предвзятой и политически мотивированной.

В июне 2020 года ВК приняла по запросу ПАСЕ необоснованно критическое, на наш взгляд, заключение об изменениях, вносимых в статью 79 российской Конституции в части, касающейся исполнения в нашей стране постановлений Европейского суда по правам человека.

Российская сторона последовательно разъясняет на площадках Совета Европы, в том числе на заседаниях Комитета министров, неизменность основополагающих частей Конституции, включая ее статью 15, в соответствии с которой универсально признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составляют неотъемлемую часть ее правовой системы.

Однако наших разъяснений, видимо, оказалось недостаточно: в настоящее время также по запросу ПАСЕ Комиссия готовит более общее заключение по всему комплексу поправок.

При этом принципиально важно помнить, что заключения Венецианской комиссии имеют рекомендательный характер, отражают лишь ее точку зрения и не имеют прямых правовых последствий.

 

Подводя итоги, выражу надежду, что Совет Европы останется площадкой для строительства единого правового пространства, основанного на общих (для всех стран) нормах, которые должны соблюдаться всеми государствами в равной степени. Недопустимо передергивание советоевропейских документов, их использование для достижения сиюминутных политических целей. При разработке новых конвенций, протоколов или рекомендаций должны учитываться мнения всех стран-членов, необходимо искать компромиссные развязки в сложных вопросах.

В целом, не впадая в естественное искушение представить преимущественно позитивную картину российского участия в СЕ, всегда считал и считаю, что у Совета Европы как подлинно общеевропейской организации, основанной на суверенном равенстве государств и, соответственно, уважении их интересов и особенностей, должно быть собственное «лицо». Россия работает в СЕ с позитивной объединительной повесткой дня в правовой, гуманитарной, социальной и культурной сферах, отстаивая при этом национальные интересы.

Профиль России в Страсбурге весьма высок. Нам нет нужды доказывать свою «европейскость» - это само собой очевидно, несмотря на периодические злобные нападки русофобствующих элементов. В то же время - это повод не поддаваться соблазну самоуспокоения, а творчески и активно осмысливать и анализировать тактику и стратегию на этом важном направлении европейской многосторонней дипломатии. Предметный и практический вклад России в реализацию задачи выстраивания единого общеевропейского правового и гуманитарного пространства девальвирует кампанию по дискредитации роли нашей страны как ведущей европейской и мировой державы. Отмечаемая нами круглая дата вхождения России в Совет Европы во всех смыслах настраивает на прагматичное развитие довольно широкого спектра направлений взаимодействия со Страсбургом для реального содействия выполнению национальных проектов и модернизации России в ближайшее время и в обозримом будущем.

Верю, что перспективы у страсбургской организации есть. Если здесь победит дух равноправного взаимовыгодного сотрудничества, то Совет Европы и дальше сможет играть активную роль в формировании политико-правовой и социально-гуманитарной повестки на европейском континенте. России в этих условиях важно сохранять «стратегическое спокойствие», не реагировать на мелкие пакости недругов, в то же время четко давая понять - мы заинтересованы в сохранении наработанного за 25 лет членства в СЕ ровно в той мере, в какой наши западные партнеры готовы видеть в нас равноправного участника, давно выросшего из «штанишек» ученика в школе демократии, верховенства права и прав человека.