К 60-летию Дартмутской конференции

На фоне пандемии коронавируса и беспрецедентной избирательной кампании в США незаметно прошла 60-я годовщина американо-российской Дартмутской конференции, хотя, казалось бы, именно сейчас этот проверенный временем инструмент гражданской дипломатии, или дипломатии второго трека, востребован как никогда за последние 30 лет. Этот пробел восполняет вышедшая в издательстве «Аспект Пресс» на русском языке книга американского сопредседателя Дартмутской конференции Филипа Стюарта «Как разрушить барьеры в американо-российских отношениях. Сила и перспективы народной дипломатии»*. Книга посвящена бывшему заместителю госсекретаря США Гарольду Сондерсу, американскому теоретику гражданской дипломатии, и Евгению Максимовичу Примакову, с благословения которого Дартмутская конференция возобновила в 2014 году свою работу после 24-летнего перерыва (а сам Евгений Максимович впервые принял в ней участие в далеком 1971 г.).

Если развязывание Первой мировой войны обозначило фундаментальный сбой во всей европейской политике, тогда равнозначной мировой, и порочность методов секретной дипломатии великих держав, то 100 лет спустя речь шла о вступлении в глубокий кризис отношений между Западом и Россией, который привел к серьезному обострению во всей евроатлантической политике. К счастью, последняя уже не тянет на мировую вследствие регионализации/фрагментации глобальной политики, и потому нынешние недоразумения не обрекают мир на всеобщую конфронтацию, будь то мировая война или идеологическое противостояние по образцу холодной войны.

По мере «усталости» исторического Запада европейская политика все больше проявляет черты региональной ограниченности и своего рода ухода в себя. Вот и нынешнее урегулирование нагорно-карабахского конфликта дает тому убедительное доказательство: не Минская группа ОБСЕ, а регионалы при инициативной роли Москвы нашли формулу урегулирования, когда к тому созрели условия, пусть, к сожалению, и трагические. Словом, в регионах «караван идет», не дожидаясь вмешательства внерегиональных сил. Такое урегулирование неизбежно несет на себе отпечаток общей истории и культурно-цивилизационных особенностей региона.

То, что в Нагорном Карабахе процесс политико-дипломатического урегулирования находился в тупике на протяжении 26 лет, а это и было чревато возобновлением его «горячей» фазы, также говорит в пользу инструментов всепогодной гражданской дипломатии, которые здесь начисто отсутствовали. Поэтому опыт Дартмутской конференции, благотворный для российско-американских отношений в прошлом и в настоящее время, обретает универсальное значение. Речь идет о неформальных встречах представителей гражданского общества, политологов, действующих дипломатов и военных, выступающих в личном качестве, и отставников.

Такие обсуждения, предполагающие интеллектуальную открытость участников и их стремление понять друг друга, в том числе на эмоциональном, «психополитическом» уровне, зрят в корень, будучи нацелены на поиск путей преодоления глубинных причин конфликта, включая проблематику идентичности и базовых основ определения национальных интересов. Это говорит прежде всего о взаимном доверии, и личный контакт, и генерируемая им «химия» тут особенно важны. Поэтому проблема связанных с нынешней пандемией ограничений требует своего креативного разрешения.

Учрежденный с согласия Президента Д.Эйзенхауэра и советского руководства данный процесс уже на раннем этапе своего существования, а именно в ходе Карибского кризиса в октябре 1962 года, доказал свою эффективность. Именно на его сессии в Андовере, совпавшей по времени с кризисом, была предложена успешная формула урегулирования - размен вывода советских ракет с Кубы на вывод американских из Турции. Позднее, уже в своих мемуарах «Сугубо доверительно», Анатолий Добрынин писал о важности «сохранить неформальные частные контакты между противоположными сторонами».

После трагического опыта двух мировых войн дипломатия вышла за узкие, «кабинетные» рамки. Такого расширения требовала сама жизнь, которая ввела в дипломатический процесс новые темы и новых акторов, о чем убедительно писал британец Гарольд Николсон в своей «Эволюции дипломатического метода» в конце 1950-х. Дальнейшее рассредоточение дипломатии по многим каналам, включая гражданское общество, может сослужить службу и в нынешних беспрецедентных условиях, когда часть американских элит буквально одержима темой «российского вмешательства», которая отравляет внутриполитическую повестку дня, как это делал в свое время маккартизм, в ущерб решению реальных проблем Америки.

Обсуждения компетентных, широко смотрящих на вещи людей за закрытыми дверями, а не под камеры СМИ, без необходимости заученно повторять официальные позиции своих правительств, безусловно, помогли бы вернуться к позитивной повестке дня двусторонних отношений. Тем более что ее не приходится изобретать, если говорить о контроле над вооружениями, ставшем жертвой двух республиканских администраций - Дж.Буша-мл. и Д.Трампа, хотя и по разным «идейным» мотивам. Что, в свою очередь, не противоречит задаче «ремонта» трансатлантических отношений, если исходить из программы предполагаемой демократической администрации Дж.Байдена. Борьба с коронавирусом, жертвой которого уже стали 250 тыс. американцев, просто взывает к международному сотрудничеству и маргинализирует все имеющиеся разногласия между Москвой и Вашингтоном, являющиеся продуктом совсем другой эпохи.

Это стало бы и мерой ответственности ее поведения в международных делах - в дополнение к обещанному возвращению в ВОЗ и Парижское соглашение по климату. Если это было взаимовыгодно и возможно во враждебной атмосфере холодной войны, то почему бы не сейчас, когда по большому счету нам нечего делить и уж тем более не приходится «делить» мир, который вырос из «коротких штанишек» биполярной зависимости? Разумеется, надо будет отказаться от привычки одностороннего реагирования, которое провоцирует встречные односторонние действия. Яркий пример дает украинский кризис, спровоцированный стремлением ЕС при поддержке Вашингтона создать «всеобъемлющую и глубокую зону свободной торговли» с Киевом без учета сложившихся тесных российско-украинских торгово-экономических связей.

Гражданская дипломатия помогала бы и формированию благоприятного общественного мнения для предлагаемых решений и компромиссов в обеих странах, преодолению укоренившихся предрассудков и мифов в отношении друг друга. А недавняя избирательная кампания показала, что не все так безнадежно в плане отношения простых американцев к России и ее руководству. У России и США есть опыт «продажи» властями правящим элитам и общественному мнению своих стран кардинальных, поистине судьбоносных решений, если, к примеру, взять Александра II и А.Линкольна в деле отмены крепостного права и рабства. В современных условиях это было бы невозможно без широкой поддержки со стороны гражданского общества.

Как отмечает в предисловии российский сопредседатель Дартмута Юрий Шафраник, инициативы и рекомендации конференции даже в нынешней непростой ситуации дали позитивные результаты в плане налаживания взаимодействия в ряде конфликтов, восстановления сотрудничества в противодействии международному терроризму, а также в таких гуманитарных сферах, как образование, кардиохирургия, детская и онкомедицина.

Ф.Стюарт в своей книге убедительно свидетельствует, что теория, креативные методологии и практики, наработанные за последние 60 лет участниками Дартмутской конференции, в том числе при содействии Фонда Кеттеринга, отнюдь не устарели. Они могут быть вновь поставлены на службу нашим странам, содействовать не ломке, а «мягкой» трансформации - в соответствии с требованиями времени - привычных моделей поведения и сложившихся взаимоотношений, которые, как уже очевидно, не дают решения имеющихся проблем. И залогом успеха таких усилий наших граждан служит их неизменный энтузиазм и преданность делу позитивной «перезагрузки» российско-американских отношений, несмотря и вопреки существующим препятствиям.

 

 

*Стюарт Филип. Как разрушить барьеры в американо-российских отношениях. Сила и перспективы народной дипломатии. М.: Аспект Пресс, 2020. 352 с.