Россия всегда рассматривала вопросы защиты и поощрения прав человека как краеугольный камень истинно демократического, справедливого и гармоничного общества.

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, ставящим во главу угла помощь и поддержку уязвимым слоям населения - женщинам, инвалидам, пожилым, молодежи, молодым семьям с детьми, безработным, мигрантам. Важнейшая составляющая российской социальной политики - гарантированный доступ к бесплатному и всеохватному здравоохранению и образованию, а также социальной защите.

Наше государство неукоснительно придерживается принципа недискриминации и равного обращения для всех, который закреплен в статье 19 Конституции Российской Федерации и распространяется на все сферы жизни российского общества.

Исходим из того, что именно такой подход позволяет обеспечить справедливое распределение благ и равные возможности для каждого члена общества, гарантировать защиту и реализацию прав и свобод всех людей, находящихся на территории нашего государства.

Россия последовательно поддерживает развитие своего гражданского общества. Деятельность некоммерческих неправительственных организаций, реализующих социально значимые проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, и волонтерского движения пользуется существенной государственной поддержкой, в том числе за счет эффективно выстроенной системы предоставления грантов. В этих целях издан Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2019 года №30 «О грантах Президента Российской Федерации, предоставляемых на развитие гражданского общества». Всего в 2020 году гранты Президента Российской Федерации были предоставлены на реализацию 5319 социально значимых проектов некоммерческих организаций на общую сумму 10,7 млрд. рублей, включая 3 млрд. рублей, выделенных дополнительно из резервного фонда главы государства.

Добровольческое движение находит широкий отклик как у простых граждан, так и руководства страны. Указом Президента Российской Федерации от 27 ноября 2017 года №572 5 декабря было объявлено Днем добровольца (волонтера). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года №2950-р утверждена Концепция содействия развитию добровольчества. В июне 2019 года Правительство Российской Федерации приняло План мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года и План мероприятий по популяризации добровольчества, деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и благотворительности.

Важным механизмом прямого диалога между государством и гражданским обществом является Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Пандемия коронавирусной инфекции вывела на первый план реально значимые для жизни и благополучия людей права - социальные и экономические, а также право на развитие, то есть те права, которые многие западные страны, к сожалению, до сих пор не всегда признают в качестве прав человека как таковых.

Нашу линию на правозащитном направлении ООН мы выстраиваем с опорой на положительный национальный опыт по обеспечению и поощрению прав человека, свои нравственные ориентиры, принципы и ценности. Ведем последовательную и настойчивую работу с тем, чтобы международное сообщество и правозащитные структуры ООН уделяли должное внимание защите прав национальных, этнических и языковых меньшинств, коренных народов, детей, инвалидов, молодежи, продвижению экономических и социальных прав, вопросам борьбы с проявлениями расизма, расовой дискриминации, ксенофобии, неонацизмом, религиозной нетерпимостью. В частности, на эти цели Россия выделяет существенную часть своего ежегодного добровольного взноса в размере 2 млн. долларов в бюджет Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

В русле наших усилий по борьбе с проявлениями расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости Генеральная Ассамблея ООН по инициативе России каждый год принимает резолюцию «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», которая пользуется широкой поддержкой государств - членов ООН.

Этот документ имеет также принципиальное значение для сохранения исторической правды и недопущения фальсификации истории и итогов Второй мировой войны. Недопустимо забывать, что современная международная система защиты и поощрения прав человека является неоспоримым наследием победы Объединенных наций во Второй мировой войне и бесценным достижением человечества. Именно опасения повторения ужасов преступлений нацизма и человеконенавистнической идеологии национал-социализма в годы Второй мировой войны побудили государства к международной кодификации прав человека и добровольному принятию на себя обязательств по защите прав человека.

Наша страна стояла у истоков разработки и принятия Международного билля о правах человека. Во многом благодаря усилиям СССР экономические и социальные права, такие как право на здоровье, образование, труд, социальную защиту, получили признание и закрепление в международном праве. Международные договоры в области прав человека вырабатывались в ходе непростого межгосударственного переговорного процесса и в результате представляют собой баланс различных подходов и разнообразия культур, традиций, национальных правовых систем, исторического опыта и уровня социально-экономического развития. Убеждены, что выработанные тогда международные правозащитные нормы актуальны и эффективны до сих пор.

Однако очевидно, что на сегодняшний день далеко не все довольны существующим международным режимом защиты прав человека. Продолжаются попытки переписать его под себя, навязывая в одностороннем порядке произвольное толкование положений международных договоров в области прав человека и новые обязательства по ним, в том числе за счет создания новых категорий прав и так называемых уязвимых групп, требующих особой защиты. Подобный подход ведет к фрагментации международного права и повышает риск потенциальных коллизий правовых норм, что, на наш взгляд, вряд ли будет способствовать эффективному осуществлению прав человека.

С сожалением отмечаем, что права человека стали для отдельных государств полноценным инструментом реализации целей и задач своей внешней политики. Правозащитная риторика используется для очернения, дискредитации, делегитимизации законных правительств, оправдания введения в нарушение международного права односторонних принудительных мер с прицелом на изоляцию отдельных государств, раскачивание их внутренней ситуации и смещение правительств. Для этого в ход идут голословные и ничем не подкрепленные обвинения, вплоть до откровенной и неприкрытой лжи. При этом игнорируются реальное положение дел, интересы и чаяния простых людей. Как правило, мишенями таких псевдоборцов за права человека становятся правительства, имеющие смелость осуществлять самостоятельный и независимый политический и экономический курс. Результат такой «заботы» о правах человека налицо: дестабилизация внутренней обстановки вплоть до разжигания вооруженного противостояния, разрушение государственных институтов и жертвы среди мирных жителей, потерянные поколения.

Комплекс вопросов прав человека используется, к сожалению, и для односторонней, произвольной перекройки работы ООН в интересах отдельных стран, в том числе в целях подрыва межгосударственного характера Организации, умаления роли государств и уничтожения принципа их суверенного равенства. Не будет преувеличением сказать, что так называемый правозащитный подход, не имеющий универсального признания и четких контуров, повсеместно внедряется в работу структур и механизмов ООН. Решение всех проблем современности - обеспечение международной безопасности, выработка социально-экономической стратегии развития, охрана окружающей среды, торговля оружием, разоружение, борьба с коррупцией, преступностью и т. д. - напрямую искусственно увязывается с соблюдением прав человека. Таким образом, само существо вопроса - содействие государствам - членам ООН в укреплении их национального правозащитного потенциала - фактически сводится к нулю. При этом правозащитным органам ООН навязываются сугубо мониторинговые функции по контролю за ситуацией с правами человека в отдельных странах.

Резюмируя, можно сказать, что сегодня наблюдается ситуация, когда узкая группа государств под предлогом реализации благородных целей использует права человека в качестве инструмента для насаждения и силового продавливания своей международной повестки дня с далекоидущими последствиями для всей современной системы международного права и международных отношений.

За последние четыре года площадкой по обкатке обозначенных выше неоднозначных инициатив стал Совет ООН по правам человека (СПЧ), который был создан в 2006 году для того, чтобы заменить полностью дискредитировавшую себя Комиссию ООН по правам человека. Сегодня работа СПЧ характеризуется высокой степенью политизации и конфронтации между государствами. Серьезную озабоченность вызывают непрекращающиеся попытки использования Совета для вмешательства во внутренние дела и сведения политических счетов. Как правило, это выливается в принятие ангажированных резолюций в отношении «неугодных» стран и «режимов» или учреждение различных комиссий по расследованию или миссий по установлению фактов, что все дальше уводит Совет от предусмотренных в его мандате целей и задач.

Массу нареканий вызывает деятельность специальных процедур СПЧ. Предъявляемые к ним Кодексом поведения требования о независимом, объективном и беспристрастном характере деятельности сплошь и рядом не соблюдаются. К сожалению, все чаще спецпроцедуры демонстрируют неготовность к конструктивному сотрудничеству с государствами, зачастую даже отказываясь принимать к сведению представляемую национальными властями ими же запрашиваемую информацию. Сохраняется тематический дисбаланс в их работе - доклады часто посвящены одной и той же проблеме, во многом дублируют друг друга и вторгаются в сферу деятельности других контрольных правозащитных механизмов.

Это лишь небольшая часть того клубка проблем, с которыми нам сегодня приходится сталкиваться в Совете ООН по правам человека.

Именно на исправлении данных недочетов будет сфокусировано значительное внимание России, которая в октябре 2020 года по результатам выборов вновь вошла в состав этого ключевого правозащитного органа системы ООН. Избрание в Совет создает для нас дополнительные возможности для формирования у международных партнеров понимания важности налаживания конструктивного международного диалога по вопросам поощрения и защиты прав человека, недопустимости применения пресловутой политики двойных стандартов, уважения национальных, исторических и культурных особенностей каждого государства в процессе демократических преобразований без навязывания кому-либо заимствованных систем ценностей.

Необходимо добиваться, чтобы стандарты и принципы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека и Международных пактах о правах человека, последовательно воплощались во всем мире. Для достижения этой цели важно сосредоточить усилия всех участников международных отношений на укреплении диалога и сотрудничества, вовлечении заинтересованных сторон в коллективный процесс выработки и принятия решений, в том числе и в правозащитной сфере. Именно этим мы и планируем активно заниматься в Совете ООН по правам человека.