В деятельности государств по обеспечению своих национальных интересов с давних пор активно использовались возможности «разведывательной дипломатии», подразумевающей официальное взаимодействие иностранных спецслужб на двусторонней или многосторонней основе.
К настоящему времени в мире накоплен значительный опыт сопряжения усилий разведок зарубежных стран, причем не только союзных, на самых разных направлениях. Он со всей убедительностью свидетельствует о том, что с помощью партнерского канала можно решать многие задачи как разведывательного характера, так и выходящие далеко за рамки «классической» деятельности спецслужб.
Интересным и поучительным выглядит опыт российской внешней разведки, которая в эти дни отмечает свой 100-летний юбилей. Созданный 20 декабря 1920 года Иностранный отдел (ИНО) ВЧК, ставший первой самостоятельной организационной структурой, от которой ведет отсчет своей истории внешняя разведка России (ИНО - ПГУ - СВР), уже на самом начальном этапе своей деятельности установил официальные контакты с целым рядом зарубежных разведок.
Заключение в тот период договоренностей о «честном партнерстве» произошло по инициативе зарубежных разведструктур. Данный факт как нельзя лучше свидетельствует о том, что российская разведка с самого начала имела репутацию сильного, «полезного» и надежного партнера.
Подтверждением авторитета советской разведки и понимания важности объединения усилий для победы над общим врагом стало и предложение американской стороны о взаимодействии разведслужб СССР и США в годы Второй мировой войны. За неполные полтора года (1944 г. - первая половина 1945 г.) Советский Союз и Соединенные Штаты передали по партнерскому каналу значительный объем по-настоящему секретной информации упреждающего характера, ценность которой в те годы определялась не столько количеством сообщений и грифом их секретности, сколько десятками и сотнями тысяч спасенных человеческих жизней.
Поистине историческое значение этого примера состоит в том, что вопреки политическим разногласиям между двумя странами их разведслужбы смогли перед лицом смертельной опасности договориться о совместных действиях, претворяя в жизнь общие планы, демонстрируя при этом волю и конструктивный подход. Весьма показательна, хотя и непривычна для нынешнего этапа российско-американских отношений, оценка сотрудничества, данная руководителем Управления стратегических служб США (УСС - американская разведка) У.Дж.Донованом.
В своем письме начальнику 1-го Управления НКГБ СССР (официальное название советской разведки в годы Великой Отечественной войны) П.М.Фитину он писал: «Успех взаимодействия разведок двух стран показывает, на что способны союзники в совместных действиях, по крайней мере, в области разведки».
Несмотря на то что приведенные факты принадлежат истории, обращение к ним в контексте современных проблем взаимодействия разведок представляется и уместным, и важным. Уроки прошлого полезно помнить всегда. Жизненно необходимо учитывать их сегодня, когда в мире усиливаются деструктивные тенденции, нарастает глобальная нестабильность.
В СВР России убеждены, что существующие и потенциальные угрозы миру - это стратегический вызов для разведывательных служб. Российская разведка готова адекватно отвечать на него, задействуя весь имеющийся в ее распоряжении аналитический и оперативный потенциал, а также соответствующую «инфраструктуру» поддержания контактов с иностранными партнерами.
В настоящее время СВР осуществляет взаимодействие различной степени интенсивности практически со всеми значимыми разведывательными и контрразведывательными службами государств - членов СНГ, стран Запада, Центральной и Восточной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Дальнего Востока, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, африканских государств. Содержание, формы и методы взаимодействия с каждым из партнеров меняются в зависимости от внешнеполитических приоритетов Российской Федерации, международной обстановки и общего контекста отношений с тем или иным государством.
Нельзя не признать, что напряженность в отношениях России с Западом оказывает влияние на характер связей Службы с иностранными разведками, в частности с американской, западноевропейскими и некоторыми другими. Мы хорошо информированы о мощном давлении Вашингтона и Лондона на столицы ряда государств в антироссийском ключе по вопросу взаимодействия с СВР России. Вопреки такому «неджентельменскому» поведению в последние годы отмечаем беспрецедентный прогресс в отношениях с большинством зарубежных спецслужб, в том числе и некоторыми западными.
Многие наши партнеры откровенно тяготятся назойливым вниманием англосаксонских союзников и стремятся оставаться на позициях объективности, признавая, что СВР является сегодня не просто одним из главных участников процесса взаимодействия разведок разных стран, но и во многом определяет его направления, содержание и формы. В данной связи следует отметить, что предложенные СВР России еще в начале 1990-х годов такие основные принципы партнерства, как равноправие, взаимная выгода, невмешательство во внутренние дела друг друга, конфиденциальность, оказались универсальными и активно используются в повседневной практике.
В международном разведсообществе уже давно пришли к общему мнению о планетарном характере угрозы международного терроризма, его огромном разрушительном потенциале. Терроризм опутал своими сетями практически все регионы мира. Его составные части демонстрируют способность быстро менять тактику, адаптируясь к обстановке, в том числе к условиям продолжающейся пандемии коронавируса. Поэтому мы по-прежнему считаем терроризм одним из главных вызовов мировой цивилизации, а антитеррористическое направление - важнейшим приоритетом сотрудничества национальных разведок на современном этапе.
В данном контексте уместно вспомнить, что после масштабных терактов в США в сентябре 2001 года имело место просто «обвальное» налаживание и развитие связей между иностранными спецслужбами. СВР России оказалась в целом хорошо подготовленной к такому развитию событий и с учетом накопленного к тому времени в нашей стране опыта проведения контртеррористических операций смогла внести реальный вклад в сотрудничество разведслужб разных стран на этом направлении.
Наиболее тесные и продуктивные отношения в сфере антитеррора, впрочем, как и на других направлениях международного разведывательного сотрудничества, у СВР сложились с разведструктурами стран СНГ и ШОС. Достаточно сказать, что данная проблема постоянно находится в центре внимания ежегодных совещаний руководителей органов безопасности и разведывательных служб государств - участников СНГ по вопросам разведывательной деятельности. Такой подход неслучаен. После военного поражения на Ближнем Востоке террористических группировок (ИГИЛ и др.) и с учетом рассредоточения джихадистских элементов по всей планете страны Содружества оказались в зоне повышенного риска. Поэтому содействие их безопасности воспринимается нами как важнейшая миссия.
Особую ценность в плане укрепления региональной безопасности и противодействия террористическим угрозам представляет постоянно действующий формат сотрудничества разведывательных служб России, Китая и Индии, в том числе регулярные трехсторонние встречи руководителей разведок этих стран.
Высокая эффективность взаимодействия российской разведки со своими зарубежными партнерами на антитеррористическом направлении в полной мере проявилась во время событий в Сирии. По партнерскому каналу в СВР России на регулярной основе поступает значительный объем информации упреждающего характера, которая способствует успешным действиям Воздушно-космических сил России в Сирийской Арабской Республике. Значительную часть таких сведений Служба получает практически в режиме реального времени в ходе осуществления совместных с партнерами мероприятий.
Весьма эффективно антитеррористическое сотрудничество СВР с партнерскими службами не только арабских стран, но и государств Среднего Востока и Юго-Восточной Азии.
Несмотря на различия в подходах к основным международным проблемам, удалось сохранить антитеррористическое взаимодействие с разведками США и европейских стран.
К сожалению, его результативность во многом снижается из-за неконструктивной, а подчас и авантюрной позиции в данном вопросе наших западных, в первую очередь американских, партнеров. На словах они признают трансграничный характер террористической угрозы и важность объединения усилий в борьбе с ней. На деле же нередко прибегают к подпитке радикальных группировок деньгами, оружием, обеспечивают им политическое прикрытие, выделяя в джихадистской среде «умеренных» террористов для их использования в операциях по смещению неугодных Вашингтону режимов.
В СВР исходят из того, что продолжающееся расползание хорошо подготовленных, опытных боевиков в различные регионы мира, заметно ускорившееся в последнее время «пробуждение» в ряде стран «спящих» ячеек, более широкое использование ими трудно выявляемых правоохранительными органами форм и методов осуществления террористической деятельности, повышение их активности в сети Интернет сохраняют угрозу международного терроризма в качестве одной из основных на длительную перспективу, а следовательно делают безальтернативной необходимость наращивания совместных усилий в борьбе с ним.
Само время требует не только новых форм и методов сотрудничества, но и решительного отказа от политизации проблемы и двойных стандартов в подходах к ее решению. Надеемся, что тем нашим партнерам, кто еще остается в плену старых догм, достанет мудрости наконец-то начать взаимодействовать честно и конструктивно.
К числу опаснейших вызовов относятся нелегальная миграция, контрабанда оружия и наркотиков. Особая актуальность каждой из этих проблем, помимо того, что они важны сами по себе, обусловлена их тесной взаимосвязью все с тем же терроризмом.
Неконтролируемые потоки беженцев, колоссальные суммы «наркоденег» еще недавно позволяли джихадистам из ИГИЛ ставить в практической плоскости вопрос о создании «Всемирного халифата». Эти проблемы по природе своей являются трансграничными и требуют консолидированных усилий спецслужб разных стран.
На передний план повестки дня взаимодействия разведок в последние годы вышел феномен кибербезопасности. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума, противозаконная деятельность в онлайн-режиме в настоящее время входит в пятерку наиболее серьезных глобальных рисков. Повышенный интерес разведывательных служб к данной проблеме обусловлен, в частности, тем, что информационно-коммуникационные технологии нередко используются для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Дополнительную актуальность этот вопрос приобретает в период коронавирусной пандемии, стимулировавшей рост активности террористов в сети Интернет.
Обсуждение данной проблемы с нашими партнерами показывает, что перевод сотрудничества в практическую плоскость сдерживается отсутствием необходимой правовой базы на национальном и международном уровнях. Предпринимаемые Россией усилия по ее скорейшему формированию с целью предотвращения конфликтов в информационном пространстве блокируются странами, стремящимися использовать имеющиеся у них технические преимущества для обеспечения своего доминирования в этой сфере и насаждения своих «правил».
В СВР России, как и во многих разведслужбах, твердо убеждены, что кардинально оздоровить ситуацию в мировых делах возможно только при условии политического урегулирования обстановки в кризисных регионах, в первую очередь на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Общеизвестно, что «горячие точки» везде и всегда становятся источниками для современных вызовов и угроз.
Еще в начале 1990-х годов, когда СВР формулировала свои концептуальные подходы к международному сотрудничеству по линии разведслужб, проблема совместного урегулирования кризисов была определена в качестве ключевой. Все последующие годы Служба делала максимум возможного для того, чтобы вместе с партнерами найти развязки наиболее сложных и застарелых конфликтов.
Вовлечение в этот процесс профессионалов из разведывательных служб, большинству из которых в полной мере присущи такие качества, как прагматизм и трезвый расчет, а также глубокое знание скрытых нюансов проблемы, не раз обеспечивало успех. В этом контексте мы вполне обоснованно можем говорить о том, что взаимодействие разведок в современном мире становится все более важным элементом межгосударственных отношений. Такой вывод подтверждается, в частности, и тем, что некоторые форматы взаимодействия по урегулированию конфликтов, созданные, кстати, под эгидой СВР, существуют уже многие годы и доказывают свою высокую эффективность.
Нельзя не упомянуть деятельность российской разведки на партнерском канале по освобождению наших соотечественников и граждан других стран, ставших заложниками или оказавшихся в плену. Сохранение в XXI веке таких уродливых явлений, как пиратство и торговля людьми, предопределяет необходимость наращивания совместных усилий разведок и на этом направлении.
Наше время не без оснований называют эпохой глобальных перемен. Современный миропорядок переживает глубочайший кризис. Затухают старые и появляются новые центры силы, порождая ранее неизвестные вызовы и угрозы, представляющие опасность всему человечеству. Это поистине стратегический вызов всем разведывательным службам, призванным обеспечивать безопасность своих государств.
Вопреки усилиям США и их ближайших союзников по сохранению моноцентричной модели устройства мира в разведывательном сообществе усиливаются тайные и явные процессы в поддержку многополярности. Процесс этот длительный, сложный и нередко противоречивый. Будучи твердо уверенной в его безальтернативности, Служба внешней разведки России готова внести свой вклад в движение к более безопасному и справедливому миру, в том числе в сфере взаимодействия с иностранными разведками.