В европейских государствах существуют опасения в связи с возможностью повторения в ближайшем будущем миграционного кризиса 2015-2016 годов. Сомнения в готовности Европейского союза противостоять новой волне беженцев из кризисных регионов и обеспечить защиту внешних границ интеграционного объединения подтверждаются статистическими данными. В конце 2019 года наблюдалось усиление миграционного давления на южного соседа - Турцию, когда общее количество прибывших из Сирии беженцев достигло в ней почти 3,7 млн. человек. Интенсификация боевых действий в провинции Идлиб в начале 2020 года способствовала обострению риторики Р.Эрдогана, который неоднократно выступал с заявлениями прекратить сдерживать увеличивающийся поток сирийских мигрантов от проникновения в страны Евросоюза. В конечном итоге открытие в одностороннем порядке турецкой границы с Грецией в конце февраля (18 марта закрыта в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции) привело к тому, что в буферной зоне скопилось порядка 20 тыс. нелегальных мигрантов. Многие из них являются не спасающимися от войны выходцами из Сирии, а представителями других государств. В частности, достаточно много среди них афганцев и иракцев, которые используют Турцию в качестве транзитной страны на пути в Европу. Как отмечают политологи, действия Анкары можно расценить в качестве инструмента давления на Брюссель с целью получения новых финансовых и политических преференций в дополнение к принятому в 2016 году соглашению между Европейским союзом и Турцией1.

Несмотря на то, что ситуацию в приграничных районах оперативно удалось взять под контроль, продолжают фиксироваться попытки прорыва ограждений и случаи столкновения нелегальных мигрантов с представителями органов правопорядка. Не исключен сценарий переправки беженцев в Грецию морским путем со стороны турецкого эгейского побережья. В настоящий момент среди всех государств - членов ЕС греки находятся в самой сложной ситуации. В 2019 году количество прибывших в страну мигрантов достигло 75 тысяч (2018 г. - 48 026 человек). Количество людей, находящихся в лагерях временного размещения на островах Лесбос, Самос и Хиос, существенно превышает допустимые показатели вместимости2 .

В политическом отношении сохранение напряженности вокруг Греции требует от Евросоюза проработки страховочных мер для предотвращения нового миграционного кризиса. Первый шаг Брюсселя по оказанию содействия Афинам связан с предоставлением финансовой поддержки порядка 700 млн. евро двумя равными траншами на укрепление границы. На помощь отправлены дополнительные суда береговой охраны, вертолеты и специалисты по линии «Фронтекс» и Европейского бюро по поддержке лиц в поисках убежища. По словам председателя Европейской комиссии У. фон дер Ляйен, те, «кто намерены испытать единство Европы, будут разочарованы. В Евросоюзе солидарны с Грецией, которая выступает внешней границей»3.

За развитием ситуации вокруг Греции продолжают внимательно следить в европейских столицах. В частности, в контексте принятого Президентом Турции решения об открытии границы Федеральный канцлер ФРГ А.Меркель указала на недопустимость использования беженцев для решения собственных проблем в рамках сирийского кризиса4. На пресс-конференции Федерального правительства ФРГ официальный представитель Ш.Зайберт уточнил, что «ответственность за обострение ситуации лежит на Турции. С беженцами и мигрантами необходимо обходиться гуманно. Принуждать людей к нелегальному пересечению границы недопустимо». Призвал «не проводить параллели с событиями 2015-2016 годов. Европа сейчас находится в ином положении. Одной из причин является принятое между Брюсселем и Анкарой соглашение, которое способствовало сокращению случаев нелегального пересечения границы, а также стабилизировало ситуацию в вопросе размещения беженцев на территории Турции»5.

Основным вопросом миграционной повестки дня Евросоюза является организация приема несовершеннолетних беженцев, находящихся в греческих лагерях (порядка 5,4 тыс. человек). Решение семи государств-членов (Германии, Ирландии, Люксембурга, Португалии, Финляндии, Франции, Хорватии) в рамках так называемой «Коалиции доброй воли» (нем. - «Koalition der Willigen») принять до 1,6 тыс. детей рассматривается в качестве жеста солидарности с оказавшейся в трудной гуманитарной ситуации Грецией. Предполагается, что большинство малолетних детей будут размещены на территории Германии и Франции (около 700 человек в каждой стране). О намерении поддержать Афины заявили в Вильнюсе, Гааге, Софии и Берне6.

Что касается Германии, то в Берлине обозначили готовность принять даже большее предложенного еврокомиссаром по внутренним делам Й.Йоханссон количество людей (до 1,5 тыс.). Как следует из представленного входящим в «Большую коалицию» Христианско-социальным союзом решения, в приоритете будут находиться лица младше 14 лет, тяжелобольные и нуждающиеся в экстренной медицинской помощи, прибывшие без сопровождения взрослых. Принимать планируют преимущественно девочек7. В правовом отношении предполагается сразу предоставить несовершеннолетним разрешение на пребывание без проведения процедуры по подаче и рассмотрению ходатайства на предоставление статуса беженца. Больных детей могут сопровождать родители и родственники, которые пройдут отдельную проверку немецкими службами безопасности.

Германские регионы демонстрируют готовность к реализации сформулированной на федеральном уровне инициативы. Порядка 140 коммун, которые являются членами созданной в 2018 году так называемой инициативы «Безопасные порты» (нем. - «Sichere Häfen»), заявили о готовности разместить на своей территории несовершеннолетних беженцев8. В открытом письме в адрес Федерального правительства ФРГ от имени руководителей семи городов (Ганновер, Дюссельдорф, Кёльн, Потстдам, Роттенбург-на-Неккаре, Фрайбург, Франкфурт-на-Одере) предлагается принять до 500 несовершеннолетних. Инициативу поддержал министр внутренних дел и спорта Нижней Саксонии Б.Писториус9.

Солидарность продемонстрировали в администрации германской столицы. По словам сенатора по вопросам внутренних дел А.Гайзеля, возможности Берлина по приему составляют около 100 человек. Обер-бургомистр нижнесаксонского Оснабрюка В.Гризерт заявил о готовности разместить несовершеннолетних мигрантов. В мэрии Дюссельдорфа могут принять порядка 100 человек. Первые 47 беженцев прибыли в Германию 18 апреля10. В поддержку приема детей-беженцев выступают неправительственные организации и религиозное сообщество. С аналогичных позиций высказываются благотворительные организации «Caritas», «Diakonie», «Pro Asyl»11.

Независимо от дальнейшего развития ситуации с прибытием несовершеннолетних граждан, германские земли готовы к оперативному приему «адекватного» количества мигрантов. В стране насчитывается порядка 25 тыс. свободных кроватей в местах компактного размещения (40 тыс. - в оперативном резерве). Большинство из них находятся в Северном Рейне - Вестфалии. Мощности Берлина оцениваются в 2 тыс. койкомест. В Баварии готовы предоставить 4 тыс. свободных мест. Гессен может разместить около 6500 человек в лагерях Бюдингена, Гиссена, Касселя, Нойштадт-ам-Рюбенберге и Ротенбурга.

Несмотря на предпринятый Федеральным правительством ФРГ комплекс мер по преодолению последствий кризиса с беженцами 2015-2016 годов и тренда на снижение количества прибывших граждан третьих стран с целью получения статуса беженца (2019 г. - 111 094 человек; 2018 г. - 129 628 человек)12, в обществе сохраняется напряженность в отношении дальнейших перспектив развития миграционной ситуации.

Как отмечают социологи, пять лет назад Германию охватила «культура приветствия» в отношении нуждающихся в помощи из кризисных регионов. Закрепленная в ст. 16-а Основного закона ФРГ гарантия по предоставлению убежища преследуемым лицам интерпретировалась в качестве одного из объяснений причин «гуманитарного императива» А.Меркель, который позволил всем желающим беспрепятственно пересечь германскую границу. Последующие события (усиление института нелегальной миграции, обострение криминальной ситуации и появление террористической угрозы, нарастание социальной напряженности и финансовой нагрузки на общество-реципиент) существенно скорректировали позицию граждан в отношении принятых германским руководством решений в миграционной политике.

Во-первых, структурные изменения претерпела внутриполитическая ситуация. На фоне снижения авторитета традиционных политических сил усиление позиций правых популистов и внесистемных сил (электоральные успехи «Альтернативы для Германии» («АдГ»), всплеск популярности движения «ПЕГИДА» и аналогичных структур) стало одним из результатов «инструментализации» опасений населения в связи с прибытием в страну порядка 1 млн. представителей иных культурных и религиозных идентичностей, а также нарастающего скептицизма в отношении их успешной интеграции.

Во-вторых, текущая проработка вопроса о приеме находящихся в Греции несовершеннолетних беженцев способствовала обострению внутриполитической дискуссии по миграционному вопросу. С одной стороны, наиболее жесткие формулировки традиционно звучат от представителей «Альтернативы для Германии». В контексте приближающегося голосования по кандидатуре председателя Христианско-демократической партии депутат Бундестага ФРГ С.Мюнценмайер на своем интернет-сайте отмечает, что потенциальные кандидаты на данную должность используют греческий сюжет сугубо для усиления собственных позиций, не принимая во внимание негативное воздействие уже прибывших мигрантов на германский социум. Декларируемые одним из претендентов - председателем Комитета Бундестага по международным делам Н.Реттгеном - «моральные обязательства» уже привели к событиям новогодней ночи в Кёльне, теракту накануне Рождества в Берлине и многочисленным правонарушениям13.

С другой стороны, предложенный партией «Зеленые» вариант приема до 5 тыс. беженцев также не нашел поддержки остальных членов парламента, которые выступили за размещение не более 1,5 тыс. человек. По мнению вице-президента Бундестага К.Рот, согласованный вариант приема не более 500 нуждающихся в срочной медицинской помощи детей из греческих лагерей является неприемлемым и требуется организовать прием существенно большего контингента.

Прения в политическом истеблишменте проецируются на социум, в котором также отсутствует единая позиция по приему несовершеннолетних мигрантов. Согласно результатам анализа, проведенного институтом по изучению общественного мнения «Civey», 50,8% немцев высказались против подобной инициативы; 39,3% - ее поддержали. По партийным предпочтениям респондентов максимальный уровень несогласия продемонстрировали сторонники «АдГ» (95,6%), Свободной демократической партии Германии (СвДП) (75,3%) и ХДС/ХСС (71,2%)14.

В-третьих, в обществе не ослабевают радикальные настроения. Количество противоправных действий по причине правого экстремизма за 2019 год достигло 22 337 деликтов (2018 г. - 20 431). В частности, за первые девять месяцев прошлого года зафиксировано 871 нападение на мусульман и исламские религиозные объекты (2018 г. - 824). Насильственные действия были предприняты в отношении 625 граждан. По оценкам неправительственной организации «Reach out», в Берлине зафиксировано 390 правонарушений (+91 деликт к показателям 2018 г.). Пострадали 509 человек (+86 деликтов к показателям 2018 г.)15. Фиксируются попытки радикально настроенных граждан взять на себя полномочия государственных органов по обеспечению безопасности. В частности, сторонники Национал-демократической партии Германии пытаются расширить географию так называемых «зон защиты» (нем. - «Schutzzone») в местах массового скопления людей и на общественном транспорте. Причиной подобных действий называют «неспособность» власти обеспечить безопасность населения, что привело к криминализации общества и увеличению количества нападений на женщин.

Таким образом, против повторения событий 2015-2016 годов высказываются на всех уровнях власти - от муниципального до федерального. В политических кругах ожидают, что выработанные при участии Берлина меры по снижению миграционного давления на ЕС и Германию (соглашение между Анкарой и Брюсселем, «план Маршалла для Африки», взаимодействие со странами исхода мигрантов, усиление защиты внешних границ Евросоюза, поиск решений для продолжающихся в Ливии и Сирии конфликтов) будут иметь позитивный эффект даже в случае обострения миграционного давления.

Вместе с тем не все политические деятели, в первую очередь на региональном уровне, уверены в соразмерности защитных действий и готовности германского социума к новому миграционному кризису. Сдержанно высказываются представители Северного Рейна - Вестфалии, в котором с 2016 года наблюдаются максимальные по стране количественные показатели поданных ходатайств о получении статуса беженца (2019 г. - 33 879, 2018 г. - 39 579, 2017 г. - 53 343, 2016 г. - 196 734)16. По мнению секретаря по вопросам интеграции федеральной земли С.Гюлер, у Германии отсутствует запас прочности для принятия и размещения еще 1 млн. человек, а также их социализации и обеспечения занятости. Возможное открытие Грецией границы будет интерпретировано в качестве сигнала о готовности Европы к приему новых беженцев. Министр по вопросам интеграции и делам беженцев Северного Рейна - Вестфалии Й.Штамп призывает сфокусироваться на защите внешних границ и пересмотреть положения соглашения между Брюсселем и Анкарой с учетом изменившихся реалий. Целесообразно оказывать содействие греческим пограничникам для оперативного выявления беженцев, которые имеют максимальные шансы остаться в Европе. Других предлагается сразу депортировать в страну происхождения17.

Начавшаяся в начале текущего года пандемия коронавируса также оказывает влияние на миграционную ситуацию в Европе, требуя корректировки практики приема беженцев из кризисных регионов. По информации Федерального ведомства по делам миграции и беженцев ФРГ, в условиях эпидемии временно прекращен прием беженцев по гуманитарным причинам. Рассмотрение ходатайств о предоставлении статуса беженца осуществляется в исключительном порядке. Приостановлена реализация механизма по переселению в Германию находящихся в бедственном положении беженцев, включая сирийцев из Турции и Ливана.

Выявляемые случаи коронавирусной инфекции в местах временного размещения осложняют ситуацию. В трудном положении оказались беженцы, находящиеся в лагере тюрингского Зуля. Аналогичная ситуация складывается в «якорном центре» (Ankerzentrum) в Гейдельберге в Баден-Вюртемберге. Мигранты повсеместно жалуются на недостаток средств дезинфекции и защитных масок, а также отсутствие возможности пройти медицинский тест на наличие заболевания. Обстановка остается напряженной и может перейти в открытую конфронтацию с властью.

Эпидемия отрицательно сказывается на практических параметрах организации приема несовершеннолетних беженцев из временных лагерей в Греции. На европейском уровне идет процесс согласования модальностей, качественно-количественных показателей и других аспектов данной инициативы. По словам министра иностранных дел Люксембурга Ж.Ассельборна, «в столь тяжелое время основная задача заключается в обеспечении детей надлежащими условиями для размещения. Люксембург примет 12 человек. Применительно к Германии и Франции справедливым показателем было бы десять детей на каждые 500 тыс. местных жителей»18.

Коронавирус обострил проблему привлечения иностранных трудовых ресурсов для выполнения в Германии низкоквалифицированных сезонных работ. Наряду с гражданами Польши, Словакии и Чехии, которые традиционно участвуют в ежегодном сборе урожая, в последнее время им помогают представители Румынии и Украины. С учетом введенных ограничений на перемещения между странами наблюдаются серьезные трудности на германском рынке труда. В частности, в Северном Рейне - Вестфалии не заняты порядка 53 тыс. подобных вакансий. С учетом введенных ограничений на перемещения наземным путем в Германию из других стран - членов ЕС чартерными авиарейсами могут прибыть 80 тыс. человек (по 40 тыс. в апреле и мае), что не покрывает имеющуюся потребность (порядка 300 тыс. человек). В этой связи на федеральном уровне прорабатывается опция привлечения на лимитированный период времени находящихся в стране лиц, которые подали ходатайство на получение статуса беженца. План поддерживается в Федеральном министерстве сельского хозяйства ФРГ. Аналогичные трудности наблюдаются в сфере оказания услуг по уходу за лежачими больными и пожилыми людьми. 

Таким образом, в настоящий момент прямой угрозы повторения событий 2015-2016 годов не просматривается. Статистические данные за последние четыре года подтверждают ослабление миграционного давления на европейский континент. Несмотря на непростую ситуацию в местах компактного размещения беженцев в Греции, численность находящихся там людей и актуальные количественные показатели поданных ходатайств на получение статуса беженца в европейских государствах (в частности, в Германии) находятся в сравнении с кризисным периодом на низком уровне. Усовершенствован механизм защиты внешних границ Евросоюза, продолжает выполняться соглашение ЕС - Турция, оказывается помощь странам исхода. Как представляется, дискуссия в отношении приема несовершеннолетних беженцев в качестве жеста европейской «солидарности» с Грецией найдет ограниченную и символическую реализацию на практике. 

Вместе с тем, как подтверждает развернувшаяся в Европе борьба с эпидемией коронавирусной инфекции, большинство стран - членов ЕС фокусируются на самостоятельной борьбе с пандемией без оказания помощи сопредельным государствам. Наряду с согласованным всеми членами интеграционного объединения решением о временном закрытии внешних границ и прекращении незначимых поездок используется механизм перекрытия национальных границ.

В случае разрастания эпидемии в странах с низким уровнем социального и медицинского обслуживания, высокой плотностью населения, нельзя исключать значительного усиления миграционного давления на европейский континент. К традиционным экономическим мигрантам присоединятся и те, кто будет спасаться от пандемии. В группе риска находится Северная Африка, которая выступает одним из основных миграционных доноров для европейцев.

Несмотря на то, что распространение коронавируса рассматривается в ЕС как прямой вызов безопасности и благополучию находящихся вблизи европейских границ бедных государств, по аналогии с опытом 2015-2016 годов приграничные страны ЕС (Греция, Испания, Италия, Мальта) на первом этапе могут остаться один на один с решением возрастающей миграционной проблемы. Потребуется оперативная выработка мер по противодействию массовому и быстрому проникновению беженцев и создание необходимой инфраструктуры для первичного размещения с оказанием срочной медицинской помощи.

 

 

1Сорвался план Эрдогана по засылке беженцев в Евросоюз // URL:https://inosmi.ru/politic/20200319/247082648.html (дата обращения: 15.03.2020).

2Количество поданных ходатайств на получение статуса беженца в 2018 г. в Европе // URL: https://www.europarl.europa.eu/infographic/welcoming-europe/index_de.html#filter=2018-el (дата обращения: 17.03.2020).

3У. фон дер Ляйен: Европа солидарна и поддерживает Грецию. Видеосюжет // URL:https://www.youtube.com/watch?v=1CxQ1_KypRE (дата обращения: 25.03.2020).

4А.Меркель: Действия Эрдогана неприемлемы // URL:https://www.sueddeutsche.de/politik/fluechtlingskrise-merkel-erdogan-handelt-inakzeptabel-1.4828641 (дата обращения: 15.03.2020).

5Пресс-конференция Федерального правительства ФРГ от 2 марта 2020 г. // URL:https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/pressekonferenzen/regierungspressekonferenz-vom-2-maerz-2020-1726976 (дата обращения: 01.04.2020).

6Министры внутренних дел стран - членов ЕС расколоты по вопросу приема несовершеннолетних беженцев // URL:https://www.merkur.de/politik/eu-innenminister-gespalten-bei-aufnahme-junger-fluechtlinge-zr-13597468.html (дата обращения: 29.03.2020).

7Итоги заседания коалиционного комитета от 8 марта 2020 г. // URL:https://www.cdu.de/artikel/ergebnisse-des-koalitionsausschusses-vom-08-maerz-2020 (дата обращения: 13.03.2020).

8Инициатива германских городов, муниципалитетов и коммун «Безопасные порты» // URL:https://seebruecke.org/startseite/sichere-haefen-in-deutschland/ (дата обращения: 30.03.2020).

9В Кёльне хотят принять несовершеннолетних беженцев из Греции // URL:https://www1.wdr.de/nachrichten/rheinland/koeln-will-minderjaehrige-fluechtlingskinder-aus-griechenland-aufnehmen-100.html (дата обращения: 15.03.2020).

10В Германию из Греции прибыло 47 несовершеннолетних беженцев. Планируют привезти еще несколько сотен // URL:https://germania.one/v-germaniju-iz-grecii-pribylo-47-nesovershennoletnih-bezhencev-planirujut-privezti-eshhe-neskolko-soten/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews (дата обращения: 19.04.2020).

11Гарантировать права детей в рамках европейской политики в отношении беженцев // URL:https://b-umf.de/p/rechte-von-kindern-in-der-europaeischen-asylpolitik-garantieren/ (дата обращения: 26.03.2020).

12111 094 поданных заявок на статус беженца в 2019 г. // URL: https://www.bmi.bund.de/SharedDocs/pressemitteilungen/DE/2020/01/asylzahlen-jahr-2019.html (дата обращения: 29.03.2020).

13С.Мюнценмайер: ХДС и миграционный кризис // URL:https://www.sebastian-muenze-nmaier.de/die-cdu-und-die-migrationskrise-2020 (дата обращения: 04.04.2020).

14Большинство немцев против акции по оказанию помощи детям-беженцам // URL:https://www.augsburger-allgemeine.de/special/bayern-monitor/Mehrheit-der-Deutschen-lehnt-Hilfsaktion-fuer-Fluechtlingskinder-ab-id56988191.html (дата обращения: 08.04.2020).

15Правозащитная организация «Reach out»: Жертвы расистски мотивированных противоправных действий // URL:https://www.rbb24.de/politik/beitrag/2020/03/opfer-gewalttaten-berlin-rassismus-reachout.html (дата обращения: 22.03.2020).

16Количество поданных заявок на получение статуса беженца и количество лиц, ищущих убежище // URL:https://www.bpb.de/gesellschaft/migration/flucht/zahlen-zu-asyl/265708/asylantraege-und-asylsuchende (дата обращения: 01.04.2020).

17Не допустить движения беженцев в сторону Европы // URL:https://www.welt.de/print/die_welt/politik/article206306479/Keine-Wanderung-Richtung-Europa-zulassen.html (дата обращения: 19.03.2020).

18Коронавирус задерживает детей из семей беженцев // URL:https://www.dw.com/de/corona-setzt-flüchtlingskinder-fest/a-5284553400 (дата обращения: 07.04.2020).