Выступая на международной конференции, посвященной 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, бывший министр иностранных дел Польши Адам Ротфельд*, который вместе с ректором МГИМО академиком РАН А.В.Торкуновым возглавляет российско-польскую группу по сложным вопросам, процитировал слова главы нашего правительства В.В.Путина, сказанные им в Катыни 7 апреля этого года, о том, что доля русских, погибших в войне, составила почти 80% от числа всех жертв, то есть около 23 млн. человек.

Вторая мировая война принесла множество бед и страданий еврейскому народу: фашисты уничтожили около 6 млн. его представителей. Но она не сломила еврейский дух и стала очередным шагом на пути к созданию еврейского государства.

В этой связи хочется подчеркнуть очевидный факт: наибольшие потери в этой войне понесли русский и еврейский народы.

Поднявшаяся в последнее время волна исторических фальсификаций истоков, хода и итогов Второй мировой войны имеет своего рода «шлейф»: в отдельных странах реанимируются идеи, принижающие значение и роль Советского Союза в становлении израильской государственности. Суть этих исторических искажений состоит в том, что бывший Советский Союз рассматривается некоторыми исследователями как своего рода аналог фашистской Германии. При этом акцент делается на «сходном антисемитизме» Гитлера и Сталина.

Нельзя не отметить и то, что процесс формирования израильской государственности был всегда окутан множеством ложных мифов. До недавнего времени история Палестины и Государства Израиль оставалась предметом острых идеологических споров. Авторы многих книг и статей, посвященных этому периоду, отличаются крайней тенденциозностью в своих суждениях. Судя по всему, они руководствуются словами Оруэлла из его романа «1984»: «Кто управляет настоящим - тот управляет прошлым, кто управляет прошлым - тот управляет будущим».

Чтобы убедиться в абсурдности такого рода выводов, обратимся к реальным, отраженным в официальных документах и высказываниях политических и государственных деятелей событиям и фактам. С распадом СССР появились возможности по-новому, прежде всего объективно и непредвзято, переосмыслить феномен появления израильского государства и роль в этом Советского Союза.

С приходом к власти демократическим путем в 1933 году в Германии Национал-социалистической партии во главе с Гитлером начался один из самых мрачных периодов в истории еврейского народа. В 1935 году нацисты принимают два расистских нормативно-правовых акта, которые известны как Нюрнбергские законы: закон о гражданстве и закон об охране германской крови и германской чести. Согласно этим законам, германского гражданства лишались главным образом евреи и цыгане. Евреям стал закрыт доступ почти ко всем должностям и профессиям, была резко ограничена свобода их передвижения. Им было предписано в особом порядке зарегистрировать свою собственность, а с 1 сентября 1938 года евреям вообще запрещалось владеть и управлять предприятиями, фирмами и заводами.

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года произошла первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии и Австрии, вошедшая в историю как «хрустальная ночь». В ходе нее были уничтожены около сотни евреев, более 3 тыс. евреев были арестованы и отправлены в тюрьмы и концлагеря, сожжены около 300 синагог и сотни жилых домов1.

Наконец, уже после начала боевых действий на Восточном фронте Гитлер дает указание об «окончательном решении еврейского вопроса» - физическом уничтожении евреев, проживающих на всех оккупированных немцами территориях, включая районы Советского Союза.

На начало войны в СССР проживало в общей сложности более 5 млн. евреев. Советское правительство сразу стало проводить эвакуацию населения и материальных ценностей за Урал и в Среднюю Азию. Руководил этой работой Совет по эвакуации при СНК во главе с Л.Кагановичем. Хотя никаких прямых и отдельных директив относительно перемещения евреев Совет не издавал, их процент среди 12 млн. людей, вывезенных за Урал, на практике был высок.

Ввиду успешности первых месяцев «блицкрига» из 2 млн. евреев, проживавших в Западной Украине, Западной Белоруссии, Прибалтике и Молдавии, удалось эвакуировать не более 12%, то есть около 200 тыс. человек. С остальной территории СССР к моменту прихода немецких войск было вывезено более 1 млн. евреев, что составляло треть еврейского населения европейской части Советского Союза. Кроме того, значительное число евреев спаслось бегством без участия государственных органов. Следует заметить, что более 1 млн. евреев проживало на советской территории, не подвергшейся немецкой оккупации вообще2.

Советские руководители в начальный период войны очень осторожно высказывались относительно массовых убийств евреев на захваченных территориях, особо подчеркивая, что евреи подвергаются гонениям так же, как и славяне. Однако 7 ноября 1941 года, в очередную годовщину Октябрьской революции, Сталин произнес важную речь, сказав, в частности, что «гитлеровцы… так же охотно устраивают еврейские погромы, как их устраивал царский режим»3.

В ходе войны нацистские призывы к местному населению вступать в отряды полиции и сотрудничать в уничтожении евреев имели разный эффект. В Прибалтике лишь небольшое число жителей вступило в такие отряды. В Белоруссии истребление евреев не встречало поддержки вообще. Среди русского населения на оккупированных территориях нашлось лишь небольшое количество людей, активно поддерживающих фашистов в истреблении еврейского населения. Наибольшего успеха немцы добились на Украине, где местные националисты считали уничтожение евреев «вкладом в борьбу с московским большевизмом». Так, в конце 1941 года по Западной Украине прокатилась волна еврейских погромов с участием местного населения, в которых погибло около 28 тыс. евреев4. В конце Второй мировой войны стало ясно, что именно в Советском Союзе выжило наибольшее число евреев, хотя общие потери среди местного населения, жившего на оккупированных немцами территориях, были огромными.

Израильский автор книги «История Государства Израиль», вышедшей в 2003 году, М.Штереншис приводит следующие данные об истреблении еврейской нации во время Второй мировой войны. Так, 2 млн. 800 тыс. евреев погибло в Польше, 800 тыс. - в СССР, 450 тыс. - в Венгрии, 350 тыс. - в Румынии, 243 тыс. - в Чехословакии, 180 тыс. - в Германии, 110 тыс. - в Голландии, 80 тыс. - в Греции, 65 тыс. - во Франции, 25 тыс. - в Бельгии, 10 тыс. - в Италии. Более 200 тыс. евреев погибло, сражаясь в рядах Красной армии, около 3 тыс. евреев, сражавшихся в британских войсках5, пало в боях с фашистами.

Известный публицист В.Каджая в статье «Так воевали евреи» отмечает, что в годы Великой Отечественной войны в армию было призвано около 0,5 млн. евреев - в процентном отношении столько же, сколько и представителей других национальностей. Но в том же процентном отношении евреи вышли на первое место по числу удостоенных высшего звания - Героя Советского Союза. Таковых было 157 человек6.

Как известно, главной целью политического сионизма, созданного Т.Герцлем, было образование еврейского государства. Накануне Второй мировой войны сионистское движение с его идеей создания еврейского государства в Палестине объективно становилось союзником Советского Союза. Советское руководство пришло к пониманию того, что поддержка идеи о создании государства для евреев в Палестине в предстоящей войне с Германией будет иметь большее значение, нежели планы образования Еврейской автономной области на Дальнем Востоке или Еврейской республики в Крыму.

Создание в начале 1942 года Еврейского антифашистского комитета стало демонстрацией того, что Сталин решил отказаться от «элементов» антисемитизма и поддержал призыв к евреям всего мира солидаризироваться с Советским Союзом. Примечательно, что мировое еврейство, включая Ишув, с воодушевлением откликнулось на этот призыв. Известный разведчик генерал П.А.Судоплатов приводит следующие слова Сталина: «Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет как шило в заднице арабских государств и заставит их повернуться спиной к Британии. В конечном счете британское влияние будет полностью подорвано в Египте, Сирии, Турции и Ираке»7.

Убедившись в неспособности решить самостоятельно палестинскую проблему из-за антагонизма между евреями и арабами, Лондон заявил о передаче данного вопроса на обсуждение в ООН. Выступая с речью на весенней специальной сессии Генассамблеи ООН в 1947 году, представитель СССР А.А.Громыко отметил, что «законные интересы еврейского народа, равно как и арабского народа Палестины, могут быть защищены только при условии создания независимого двуединого демократического арабско-еврейского государства. Если отношения между евреями и арабами будут испорчены настолько, что создание подобного государства станет невозможным, следует согласиться на раздел Палестины и создание двух самостоятельных государств: еврейского и арабского.

В своей речи на второй сессии Генассамблеи ООН 26 ноября 1947 года А.А.Громыко подтвердил приверженность СССР плану раздела Палестины. В ответ на критику со стороны представителей арабских стран он заявил: «Арабы указывают на то, будто бы раздел территории является исторической несправедливостью. Но с этой точкой зрения нельзя согласиться, хотя бы уже потому, что еврейский народ был связан с Эрец-Исраэль на протяжении длительного исторического периоды времени. А.Громыко заявил, что нельзя упускать из виду положение, в котором очутился еврейский народ в результате последствий мировой войны… «Евреи как народ потерпели больше, чем какой-либо другой народ», - подчеркнул он8.

Многие историки, в том числе в самом Израиле, считают это выступление переломным моментом в деле достижения израильской государственности: три дня спустя была принята резолюция Генассамблеи ООН, предусматривающая раздел Палестины и создание двух независимых государств. В ночь с 14 на 15 мая 1948 года лидер партии МАПАЙ Д.Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости о создании Государства Израиль. Появление на политической карте мира израильского государства во многом стало, по общему мнению, результатом активной деятельности отечественной дипломатии в ООН. Тем не менее надо признать, что внешнеполитическая стратегия Советского Союза была направлена скорее не на создание в Восточном Средиземноморье еврейского социалистического государства, а в первую очередь на вытеснении Великобритании и впоследствии и США из региона. В материалах Центрального сионистского архива в Иерусалиме есть ссылка на высказывание одного советского дипломата, который (до образования Государства Израиль) в беседе с сионистским функционером откровенно заявил: «Хотя социализм в Ишуве не такой, как в Советском Союзе, Москва готова поддержать еврейскую общину в Палестине, если ее представители пообещают не допускать создания здесь военных баз Великобритании и США»9.

Известный историк Жорес Медведев в статье «Сталин и создание Государства Израиль» отмечал, что без поддержки Сталиным проекта создания еврейского государства на территории Палестины это государство не могло быть создано. Поскольку реально Израиль мог появиться лишь в 1948 году, так как именно в то время заканчивалось действие британского мандата на управление этой территорией, то решение Сталина, направленное против Великобритании и ее арабских союзников, имело историческое значение10.

Весьма примечательны в этом смысле слова первого посла Израиля в Москве и впоследствии премьер-министра Израиля Голды Меир. В своих воспоминаниях она писала, что «осенью 1947 года, когда происходили дебаты в Объединенных Нациях, мне казалось, что советский блок поддерживает нас еще и потому, что русские сами оплатили свою победу страшной ценой, и потому, глубоко сочувствуя евреям, так тяжело пострадавшим от нацистов, понимают, что они заслужили свое государство»11.

Появляющиеся новые исторические факты подтверждают благосклонное отношение Сталина к идее создания еврейского государства. А.А.Бессмертных, который первым в качестве министра иностранных дел нашей страны посетил Израиль, рассказал мне об интереснейших деталях беседы американского Президента Ф.Рузвельта с И.Сталиным на Ялтинской конференции. Рузвельт задал Сталину вопрос, считает ли он себя сионистом. Последний ответил, что скорее да, чем нет. О данном факте стало известно только благодаря тому, что американские дипломаты сохранили эту часть беседы. Это лишний раз подтверждает позитивную роль Сталина в образовании Израиля12.

Справедливости ради надо отметить, что через полгода после появления израильского государства Сталин начал бороться с «космополитами», заразившись «агрессивным антисемитизмом от Гитлера», как выразился один из руководителей советской военной разведки13. Еще не известно, какого размаха достиг бы сталинский террор против евреев, прожив бы «вождь народов» чуть больше.

Образование современного Израиля можно считать одним из наиболее ярких событий ХХ века как в истории еврейского народа, так и всего мира. Выражаясь современным языком, проект возрождения израильского государства является успешным. С позиций сегодняшнего дня ни у кого не вызывает сомнения, что Государство Израиль не просто состоялось, оно, демонстрируя высокую жизнестойкость и созидательную энергию, заняло достойное место среди других стран мира.

В 70-х годах прошлого века в Швейцарии вышла книга с оригинальным и претенциозным названием «Адольф Гитлер - основатель Израиля». Ее автор, некто Кардель, попытался выяснить, есть ли какая-то связь между неясным происхождением Гитлера и образованием Государства Израиль, которого не было 2 тыс. лет и которое ровно через три года после его смерти вдруг снова появилось. В ней он пишет, что мечтой Гитлера венского периода его молодости была идея сделать из арабской Палестины еврейское государство и тем самым очистить Европу от евреев14.

Таким образом, если взглянуть на идею создания израильского государства как бы с «другой стороны», то можно сказать, что мечта Гитлера осуществилась. Действительно, те жестокие репрессии, которые обрушил на евреев нацистский режим, вызвали волну еврейской эмиграции сначала из Германии, а потом из оккупированных ею стран и объективно способствовали возникновению после войны еврейского государства. Как это ни парадоксально, утверждает Кардель, нацисты не имели ничего против создания подобного государства в Палестине, хотя их главные цели были, конечно, совсем другие.

С целым рядом положений книги Карделя можно и должно спорить, но одно несомненно: издание этой книги вносит ценный вклад в борьбу против экстремизма, способствует развенчанию культа Гитлера, который выглядит особенно дико, когда его исповедуют отдельные молодежные группы в России, стране, больше всех пострадавшей от фашистско-гитлеровской агрессии.

В последнее время многие интеллектуалы на Западе предрекают, что человечество приближается к «рубиконному времени»: Третья мировая война, или Первая глобальная великая депрессия. На сегодняшний день реально запустить глобальный разрушительный кризис могут лишь несколько государств. В их число входит и Израиль, который является одним из формализованных результатов Второй мировой войны, и «ползучий» пересмотр ее итогов неминуемо коснется и его. Но понять будущее израильского государства невозможно не столько без анализа его истории, сколько без анализа мутагенеза символа «холокост».

Этимология слова «холокост» непосредственно связывает данный символ с архаичным символом «огонь», в чем нет ничего удивительного. Годы правления Гитлера в Германии отмечены торжеством духа архаичных символов - огня и металла. Термин «холокост» был популяризирован лауреатом Нобелевской премии писателем Эли Визелем как символ нацистских газовых камер и крематориев, под которым понималась естественная борьба евреев за признание трагедии еврейского народа в годы Второй мировой войны.

Интеллектуальный символ «холокост» по своему влиянию на общественно-политическую жизнь многих стран мира очень велик. В начале XXI века он оказал существенное влияние на международно-правовую сферу. Подтверждением этого являются не только национальные законодательства, но и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 21 ноября 2005 года и 26 января 2007 года, осуждающие отрицание холокоста как исторического факта.

В наше время чем дальше отодвигается Вторая мировая война, тем более изощренные формы приобретают попытки ее фальсификации. Сложно представить, что тотальный пересмотр итогов Второй мировой войны не коснется и символа «холокост».

В свое время Гитлер пришел к идее «белого интернационала»: свобода и достоинство как базовые ценности белого человека. «Сегодня националисты в Грузии, «правые» на Украине, в странах Балтии - это новый «коллективный Гитлер» начала XXI века», - пишут в статье «Генезис символа «холокост» и будущее Государства Израиль» публицисты Олег Маслов и Александр Прудник15.

Современное уравнивание коммунизма и нацизма - это одна из политических игр «просвещенного» Запада, выраженная в концептуальной формуле - осуждение нацизма, холокоста и преступлений коммунизма, так называемое «единое зло» ХХ века. Отождествление символа «коммунизм» с символом «нацизм» означает, что не существует разницы между победителями и побежденными, теми силами, которые остановили холокост, и теми силами, которые его осуществляли. Складывается впечатление, что советские коммунисты не должны были воевать на чужой территории, так как это сегодня называется «оккупацией». СССР должен был остановить свои войска на границе, предоставить тем самым нацистам историческую возможность довести холокост до своего логического завершения.

В современных исторических условиях Россия и Израиль, рождение которого стало во многом возможным благодаря решающему вкладу СССР в разгром гитлеровских фашистов, занимают во многом схожие позиции в отношении активизирующейся фальсификации итогов Второй мировой войны и умаления победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, что дает солидное основание для дальнейшего российско-израильского взаимовыгодного сотрудничества во всех областях.

 

 

 

 1Альтман И. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. Владимир, 1999. С. 28.

 2Куповецкий М. Людские потери еврейского населения в послевоенных границах СССР в годы Великой Отечественной войны // Вестник Еврейского университета в Москве. 1995. № 2 (9). С. 137.

 3Шварц С. Евреи в Советском Союзе с начала Второй мировой войны, 1939-1965. Нью-Йорк, 1966. С. 55.

 4Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-1944). Сборник документов и материалов / под ред. И.Арада. Иерусалим, 1991. С. 12.

 5Штереншис М. История Государства Израиль (1896-2002 гг.). Гецлия, 2003. С. 123.

 6Еврейские новости. Май 2008, № 14.

 7Судоплатов П.А. Разведка и Кремль. Записки нежелательного свидетеля. М.: 1996. С. 349.

 8Советско-израильские отношения, 1941-1953. Сборник документов. Т.1. М., 2000. С. 217.

 9Цит. по: Freedman R. Moscow and Israel. The ups and downs of fifty-year relationship. 2000. P. 2.

10http://scepsis.ru/library/id1663html

11Голда Меир. Моя жизнь. Автобиография. Иерусалим, 1990, С. 258.

12«Международная жизнь». 2008, № 6. С. 74.

13Итоги. 05.05.1998.

14H. Kardel. Adolf Hitler - begrunder Izraels. Marva, Genf, 1974. S. 221.

15http://www.polit.nuov.ru/2007/05/28softholokaust