С первых же часов Великой Отечественной войны и на всем ее протяжении главным содержанием дипломатической деятельности Советского Союза стало обеспечение благоприятных международных условий для решительного отпора немецко-фашистским агрессорам, скорейшего разгрома врага.

Поскольку выжить в навязанной нам смертельной схватке, а тем более одолеть столь изощренного и мощного противника в одиночку было непросто, на первый план сразу же выдвинулась задача поиска союзников в борьбе против германских захватчиков и налаживания с ними эффективного военного, экономического и политического сотрудничества, прежде всего в целях скорейшего открытия Второго фронта в Европе, а также ослабления фашистской «оси».

Создание и укрепление антигитлеровской коалиции не было простым и единовременным актом. Причем заниматься этой работой приходилось крайне ограниченными силами: с самого начала войны большая часть сотрудников Наркомата иностранных дел записались в народное ополчение.

Стоит отметить, что много стран и народов проявили симпатию по отношению к жертве агрессии - Советскому Союзу. Нападение Германии на СССР было сочувственно воспринято по отношению к нашей стране в Лондоне и Вашингтоне. Об этом свидетельствовали заявления премьер-министра Англии У.Черчилля и Президента США Ф.Рузвельта, соответственно, 22 и 24 июня 1941 года в поддержку СССР в войне против стран гитлеровского блока.

Первые результаты в деле создания антигитлеровской коалиции были достигнуты в контактах с Англией, к тому времени свыше полутора лет находившейся в состоянии войны с Германией. Уже 12 июля 1941 года было заключено советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии. К концу 1941 года в результате настойчивых усилий советской дипломатии удалось добиться того, что Англия предъявила Финляндии, Венгрии и Румынии ультиматумы с требованием прекратить военные действия против СССР, а после их отклонения 6 декабря 1941 года объявила войну этим странам.

Руководством НКИД были предприняты оперативные меры для нормализации отношений с находившимися в эмиграции в Лондоне правительствами Чехословакии и Польши, с которыми в июле 1941 года были подписаны соответствующие соглашения о взаимной помощи в войне. В сентябре 1941 года было установлено сотрудничество с движением «Свободная Франция», возглавлявшимся генералом Ш. де Голлем, - его штаб-квартира также находилась в Лондоне. Для оперативной связи с правительствами оккупированных стран в английской столице был создан еще один дипломатический пост - посла при находившихся там союзных правительствах.

Новым шагом к созданию антигитлеровской коалиции стало присоединение Советского Союза в сентябре 1941 года к сформулированной в виде совместного заявления на встрече лидеров Англии и США в августе того же года «Атлантической хартии», что способствовало дальнейшему сближению этих трех стран в общей борьбе против держав «оси».

Этот демарш создавал благоприятную основу для проведения в Москве 29 сентября - 1 октября 1941 года первой в ходе войны конференции на высоком уровне представителей СССР, Англии и США, где обсуждались конкретные вопросы трехстороннего сотрудничества в войне, в частности в контексте военных поставок. Советской дипломатии удалось добиться на этой встрече закрепления конкретных параметров взаимопомощи, что было отражено в подписанном по итогам переговоров протоколе.

Серьезной подвижкой, ставшей результатом настойчивой работы советской стороны, признанием решимости СССР в борьбе с гитлеровской Германией и его способности успешно вести эту борьбу, стало решение правительства США 7 ноября 1941 года о распространении на Советский Союз действия закона о ленд-лизе - до этого поставки осуществлялись на обычной, коммерческой основе.

Важной вехой на пути формирования антигитлеровской коалиции стало подписание Декларации Объединенных Наций. 1 января 1942 года в Вашингтоне эту декларацию подписали Рузвельт, Черчилль, Литвинов и представитель Китая Сун Цзывень. Затем под ней поставили свои подписи представители еще 22 государств. Таким образом, 26 государств, подписавших Декларацию Объединенных Наций, официально стали союзниками в войне. Для Советского Союза декларация имела принципиальное значение. Если в 1941 году СССР заключил соглашения о союзе и сотрудничестве только с Англией, Польшей и Чехословакией, то теперь его союзниками стали 25 государств.

Параллельно с развитием обстановки на фронтах складывался механизм разноуровневого межсоюзнического взаимодействия. Это был, по сути, живой организм, в котором определяющую роль играли международные встречи и контакты на высшем уровне, переписка руководителей союзных держав. Причем за парадным фасадом стояла не всегда заметная, но весьма напряженная и кропотливая профессиональная работа наших дипломатов. Результатом этих усилий стал единый фронт борьбы с врагом, что можно по праву назвать крупнейшим дипломатическим прорывом того времени. Это был яркий пример сплочения государств различных идеологий и политических систем перед лицом общей смертельной угрозы.

С самого начала Великой Отечественной войны Советский Союз и его дипломатия наряду с созданием антигитлеровской коалиции неоднократно и настойчиво ставили перед Англией и США вопрос о скорейшем открытии Второго фронта в Европе. Важным этапом переговоров об открытии Второго фронта, а также о поставках в Советский Союз вооружений и продовольствия стал визит наркома иностранных дел В.М.Молотова в Лондон и Вашингтон в мае-июне 1942 года. В итоге непростых переговоров в ходе этого визита были подписаны советско-английский союзный договор и советско-американское соглашение о взаимопомощи во время войны. Эти документы заложили основу договорно-правовой базы межсоюзнического военно-политического сотрудничества, явились весомым фактором сплочения главных участников антигитлеровской коалиции, свидетельствовали о международном признании мужественной борьбы Красной армии и советского народа против фашистской Германии и ее союзников. Визит был ознаменован также подписанием и публикацией в печати советско-американского и советско-английского коммюнике, в которых говорилось, что «достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания Второго фронта в 1942 году».

Однако, как известно, в 1942 году англо-американские войска вместо Западной Европы высадились в Северной Африке, а открытие Второго фронта было перенесено сначала на 1943, а затем на 1944 год.

При этом и после высадки десанта в Нормандии 6 июня 1944 года серьезным подспорьем успешных действий союзников стало мощное наступление Красной армии летом этого же года, которое не позволило немецко-фашистскому командованию перебросить в Западную Европу войска и технику с Восточного фронта. Позднее, в январе 1945 года, когда англо-американские войска оказались в сложной ситуации в Арденнах, Советский Союз, верный межсоюзническому долгу, вновь пришел на выручку, ускорив ценой немалого напряжения и потерь наступательные действия на Восточном фронте.

Без преувеличения, знаковыми событиями дипломатической истории Второй мировой войны, наглядным примером успешного взаимодействия держав антигитлеровской коалиции стали Тегеранская, Ялтинская и Потсдамская конференции трех союзных держав. Их подготовка потребовала интенсивной и кропотливой повседневной работы экспертов и руководителей внешнеполитического ведомства по развязыванию конфликтных узлов и подготовке тех кардинальных договоренностей в вопросах послевоенного урегулирования, которые справедливо связываются с этими форумами. Принятые в их ходе решения «Большой тройки» стали важным вкладом в победоносное завершение войны, послевоенное мироустройство, послужили основой системы безопасности Европы и мира в течение длительного времени по окончании войны.

Советский Союз был настроен на продолжение и расширение межсоюзнического сотрудничества, сложившегося в годы войны и послевоенный период. Это наглядно проявилось в активном и конструктивном участии СССР в создании Организации Объединенных Наций. Потребовались большие усилия советской дипломатии, выдержка и настойчивость для того, чтобы в основу выработанного на конференциях в Думбартон-Оксе и Сан-Франциско Устава ООН легли подлинно действенные, реалистичные и демократические принципы международных отношений.

К сожалению, начавшаяся вскоре холодная война свела практически на нет межсоюзническое сотрудничество, обрекла его на выхолащивание и постепенное свертывание. В итоге недавние союзники оказались, по сути, по разные стороны баррикад. Мир был ввергнут в военно-политическое и идеологическое противостояние, сопровождавшееся взаимным недоверием, подозрительностью и, как следствие, напряженностью и гонкой вооружений.

А ведь развитие событий могло быть совершенно иным, прояви тогдашние лидеры Востока и Запада, как и в годы Второй мировой войны, достаточно политического мужества и дальновидности. Однако этот шанс был упущен.

Сегодня мир вновь стоит перед выбором. Но и в этих новых условиях, в иную эпоху представляется важным извлечь уроки из опыта прошлого, не упустить имеющихся ныне возможностей по созданию подлинно безопасного, демократичного, многополярного мира без тянущих вспять разделительных линий и искусственных противоборств. Уверены, это не утопия, а реально выполнимая задача.

Ни Советский Союз, ни Россия не старались приуменьшить вклад союзников в победу над Германией в 1945 году, не делаем этого и сейчас. Вторую мировую войну выиграли все союзники антигитлеровской коалиции. Это была наша общая Победа. Но никто не вправе ни умалять цену, которую заплатили за Победу наша страна, ее дипломатия, весь многонациональный советский народ, ни приуменьшать масштабы преступлений нацистов, и тем более обелять и героизировать их. В этом наш святой долг перед памятью павших, тех, кто ценой своей жизни и крови отстоял свободу, честь и достоинство страны, завоевал Победу. Эта Победа была, есть и останется нашим общим достоянием, которое мы должны бережно хранить в памяти поколений.

Получившие же в последнее время попытки искаженного трактования и переписывания истории, в том числе военного периода, политизации «исторической» дискуссии вызывают у нас серьезную обеспокоенность. В условиях глобализации и формирования многополярной системы международных отношений подобные подходы чреваты созданием новых разделительных линий. Вряд ли это отвечает ожиданиям и интересам мирового сообщества. Причем нередко искаженное толкование истории имеет очевидную антироссийскую направленность. Мы не можем и не будем мириться с разного рода подтасовками и фальсификациями, когда, например, агрессора и жертву агрессии пытаются цинично поставить на «одну доску», а воинов-освободителей силятся изобразить в обличье «оккупантов».

И конечно же, нас не оставляют равнодушными предпринимаемые кое-где попытки обеления и героизации нацистов и их пособников. Подобные действия аморальны и кощунственны, особенно в преддверии 65-летия Победы. Они не могут не вызывать возмущения. По сути, это прямой вызов всему мировому сообществу, который оскорбляет память миллионов погибших за освобождение человечества от коричневой чумы, ранит чувства ветеранов, попирает букву и дух приговора Нюрнбергского трибунала, целого ряда международно-правовых документов по борьбе с нацизмом, расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и т.д. В этой же связи не могут не вызывать глубокого сожаления действия по переносу, сносу и тем более уничтожению воинских мемориалов. Такие действия способны лишь сеять разобщенность, усугублять антагонизмы, будь то на национальном или на международном уровнях. Они на руку тем, кто пытается фальсифицировать и переписать историю, пересмотреть итоги Второй мировой войны. Подобные подходы и методы действий вызывают у нас резкое неприятие.

Думается, что юбилей Победы должен послужить объединительным началом, способствовать формированию позитивной международной повестки дня, сплочению мирового сообщества перед лицом новых вызовов и угроз. Наш общий долг - не допустить повторения трагедий, подобных Второй мировой и Великой Отечественной войне. А для этого необходимо прежде всего извлечь уроки из событий того времени, бережно и уважительно относиться к исторической памяти народов.