Морская (океанская) экономика
В принятой 25 сентября 2015 года резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» определяются 17 целей (общепринятая аббревиатура - ЦУР) и 169 задач устойчивого развития. Достижение этих целей, которые будут «осуществляться всеми странами и всеми заинтересованными сторонами», должно содействовать процветанию человека «при одновременном обеспечении защиты планеты» [1]. Проблематике Мирового океана посвящено отдельное целевое направление с формулировкой: «Цель №14: Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития», или ЦУР 14. В его рамках предусматривается выполнение семи профильных задач. Внесение морских вопросов в перечень тем, имеющих особое значение для жизнедеятельности людей, отражает стремление мирового сообщества найти баланс между дальнейшим развитием морской деятельности (хозяйственной, научно-исследовательской, военной) и решением вопросов сохранения морской среды в условиях повышения антропогенной нагрузки.
Согласно прогнозам Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), опубликованным в 2016 году, совокупный вклад, который морские отрасли вносят в мировое экономическое производство и занятость, в дальнейшем будет увеличиваться. В 2010 году, по приблизительным оценкам, размер океанской экономики [4] достиг 1,5 трлн. долларов, или примерно 2,5% мировой валовой добавленной стоимости. Численность рабочих мест в морских отраслях (полная занятость) в 2010 году составила около 31 миллиона. Расширение экономической активности в Мировом океане может к 2030 году увеличить ее размеры в два раза - до 3 трлн. долларов, а количество работающих при полной занятости возрастет почти до 40 млн. человек.
В 2010 году третья часть совокупной добавленной стоимости связанных с морской деятельностью отраслей пришлась на шельфовую добычу углеводородов. Остальными, наиболее значимыми в этом отношении отраслями стали морской и прибрежный туризм, сектор морского оборудования и портовая деятельность. К перспективным для роста отраслям отнесли морскую аквакультуру, ветроэнергетику, рыбопереработку, судостроение и судоремонт. Значительный рост числа рабочих мест ожидается в секторах морской ветроэнергетики, морской аквакультуры, рыбопереработки и портовой деятельности [4].
Синие подходы к эксплуатации ресурсов Мирового океана и управлению ими
Современные установки к эксплуатации ресурсов Мирового океана основаны на концепции синей экономики, которая выступает как «морской и прибрежный аналог» зеленой экономики [2]. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) определяет последнюю как «экономику, которая приводит к повышению благосостояния людей и социальной справедливости при значительном снижении экологических рисков и экологических проблем». Девять принципов зеленой экономики, выдвинутые ЮНЕП, включают устойчивое развитие, равенство, процветание и благополучие, улучшение природного мира, принятие решений, подотчетность, устойчивость, устойчивое потребление и производство, а также инвестиции в будущее [3].
Термин «синяя экономика» трактуется по-разному и отличается содержанием, которое вкладывают в него разные акторы, но, по сути, под ним понимаются определенные подходы к управлению морской деятельностью. В соответствии с докладом Всемирного банка (2017 г.), она охватывает ряд «экономических секторов» и связанных с ними направлений деятельности и определяет устойчивое использование океанских ресурсов [6: с. vi]. Предполагается, что следование ее подходам должно содействовать экономическому росту и социальному развитию при одновременном обеспечении экологической устойчивости «океанов и прибрежных районов» [6: с. vi].
Несмотря на то что указанная концепция не имеет общепринятых конкретных положений, она используется в различных областях. Нацеленность значительной части мирового сообщества на переход к синей экономике в совокупности с соответствующими действиями способствует процессам трансформации в сфере управления морскими ресурсами и пространствами, например, в части формирования структур международного управления Мировым океаном. Одним из шагов в этом направлении может стать реализация предложения о создании международного объединения «заинтересованных» приморских стран для разработки «программ действий в океане» - синего альянса (Blue Alliance) [7: с. 9]. Такая рекомендация содержится в докладе 2015 года «Возрождение экономики океана», подготовленном Всемирным фондом дикой природы совместно с Институтом глобальных изменений (Австралия) и Бостонской консалтинговой группой (США).
Кроме этого, под эгидой синей экономики выполняются исследования по оценке морской (океанской) экономики и определению стоимости ресурсов Мирового океана, в том числе стоимости нерыночных объектов и услуг (рекреационных услуг, культурных ценностей и т. д.). По утверждению Всемирного банка и ЮНЕП (2015 г.), новая форма понимания океанов включает экологические и социальные аспекты (а не только экономические) и требует признания и оценки всех выгод от океана [6: с. 5]. При этом прибрежные страны должны «точно оценивать вклад природного океанического капитала в благосостояние, чтобы принимать правильные политические решения» [6: с. vi]. С ними солидарен Всемирный фонд дикой природы, по мнению которого прибрежные общины и страны должны разработать полный, открытый и публичный учет выгод, товаров и услуг, предоставляемых океаном [7]. Эти действия входят в число восьми мер, предложенных международной природоохранной организацией в 2015 году для обеспечения сохранности океанских активов.
В 2015 году Всемирный фонд дикой природы провел анализ «сырьевой экономической ценности» (the raw economic value) Мирового океана и пришел к выводу, что по своим объемам он мог бы представлять седьмую экономику в мире. Организация представила новый экономический термин для оценки морской (океанской) экономики, который является эквивалентом валового внутреннего продукта, - «валовой морской продукт» (gross marine product, русская аббревиатура - ВМП). Новый термин не имеет определения и не получил широкого распространения, однако с учетом указанных выше тенденций может стать новым макроэкономическим показателем, который будет отражать рыночную стоимость всех товаров и услуг, производимых с использованием ресурсов Мирового океана.
По мнению фонда, ежегодный ВМП включает прямые доходы (direct outputs) от отраслевой морской деятельности, доходы от сопутствующей деятельности (adjacent benefits) и составляет не менее 2,5 трлн. долларов. Общий базовый актив Мирового океана (total «asset» base of the ocean) составляет около 24 трлн. долларов [7]. Всемирный фонд дикой природы подчеркивает, что эти оценки являются приблизительными, в том числе из-за сложности определения стоимости отдельных нематериальных активов.
Перечисленные выше действия международных организаций показывают, что, меняя подходы к управлению морепользованием, концепция синей экономики оказывает прямое влияние на политические условия эксплуатации Мирового океана, а также имеет конкретное экономическое приложение. Речь идет не только о разработке определенных руководящих принципов применительно к морской деятельности, но и об изменении отношения к морским ресурсам (в том числе к тем, которые считались ранее нематериальными активами) на основе их экономической оценки и переходу к эффективному с точки зрения экономики управлению этими ресурсами.
В совокупности эти меры дают общее представление о том, в каком направлении будет развиваться деятельность мирового сообщества по отношению к Мировому океану.
Следует отметить, что основным генератором перечисленных выше мировых тенденций в практической реализации концепции синей экономики является Европейский союз, который активно выступает за ее развитие не только в странах ЕС, но и в мире в целом. Являясь одним из основных разработчиков и организаторов профильных программ, ЕС сотрудничает в этой области с международными организациями и координирует с ними свои действия.
Одним из примеров такого сотрудничества является совместный проект Всемирного банка и Европейской комиссии, который именуется Структурой для развития синей экономики (Blue Economy Development Framework). Запуск данного проекта предполагается осуществить в 2019 году в Индии, Вьетнаме и Кирибати. Первым результатом его работы должен стать анализ условий в указанных странах для развития синего роста. Затем планируется разработать соответствующую «Дорожную карту», нацеленную на подготовку политических, налоговых и административных реформ, определение потенциальных экономических возможностей секторов синей экономики и размеров необходимых финансовых инвестиций [9].
Таким образом, синяя экономика ЕС постепенно выходит за традиционные рамки общепринятого понимания морской деятельности, приобретая черты глобального экономического проекта. Такой вывод можно сделать на основании ее дефиниции, которую Европейская комиссия представила в 2018 году в первом тематическом докладе. Она соответствует определениям, принятым ранее другими международными организациями, в частности Всемирным банком. Учитывая указанные факторы, представляется важным более подробно рассмотреть основные вопросы практической реализации концепции синей экономики в самом Европейском союзе, а также перспективные отраслевые направления ее дальнейшего развития.
Практические аспекты синей экономики в ЕС
Европейский союз относит к синей экономике всю отраслевую и межотраслевую экономическую деятельность, связанную с океанами, морями и побережьями, в том числе выполняемую в «отдаленных регионах ЕС» (EU’s outermost regions) [5] и в странах, не имеющих выхода к морю. Она охватывает морскую экономическую деятельность, которая основывается на использовании морских ресурсов (marine-based) в акваториях и прибрежных регионах (рыболовство, аквакультура, морской транспорт и пр.). Сюда входят виды деятельности, которые связаны (marine-related) с использованием морских товаров и услуг (переработка морепродуктов, судостроение и судоремонт, морское страхование и др.). Европейская комиссия относит к синей экономике деятельность государственных органов «с прямыми прибрежными и океанскими обязанностями» (национальная оборона, береговая охрана, защита морской среды), а также морское образование и научные исследования. Кроме того, в указанное определение ЕС включает экономическую стоимость природного капитала и нерыночных товаров и услуг [8: с. 17].
В докладе 2018 года рассматриваются экономические показатели шести «устоявшихся» отраслей синей экономики. К таким отраслям в ЕС в рамках данной тематики отнесли добычу и производство живых ресурсов (включает рыболовство, аквакультуру, переработку рыбной продукции); морскую добычу нефти и газа; портовую и складскую деятельность; реализацию водных проектов; морской транспорт; судостроение и судоремонт; прибрежный туризм. В 2016 году их суммарный вклад в экономику ЕС был равен 174,2 млрд. евро (Таблица 1) [8: с. 27]. Это составило 1,3% от валовой добавленной стоимости, произведенной в ЕС (13 332 млрд. евро). В шести секторах в 2016 году было занято около 3,48 млн. человек, или 1,6% от общего количества работающих в ЕС (217,3 млн. человек).
Таблица 1
Данные по занятости, тыс. чел., и добавленной стоимости, млн. евро,
по отдельным секторам синей экономики ЕС, 2009 г., 2016 г.
Наименование сектора |
Кол-во работающих, |
Добавленная стоимость по факторной стоимости, млн. евро |
||||
2009 |
2016 |
2009/2016, % |
2009 |
2016 |
2009/2016, % |
|
Добыча и производство живых ресурсов |
509 |
530 |
4,1 |
15,209 |
18,563 |
22,1 |
Морская добыча нефти и газа |
61 |
60 |
- 1,6 |
28,082 |
26,398 |
- 6,0 |
Портовая и складская деятельность, реализация водных проектов |
257 |
267 |
3,9 |
17,422 |
19,546 |
12,2 |
Морской транспорт |
238 |
235 |
- 1,3 |
22,897 |
27,428 |
19,8 |
Судостроение и судоремонт |
309 |
262 |
- 15,2 |
10,674 |
11,878 |
11,3 |
Прибрежный туризм |
2043 |
2127 |
4,1 |
64,524 |
70,41 |
9,1 |
Сумма по шес- |
3417 |
3481 |
1,9 |
158,808 |
174,223 |
9,7 |
ЕС |
213 861 |
217 348 |
1,6 |
11 101,144 |
13 331,952 |
20,1 |
Источник: European Commission (2018). The 2018 annual economic report on the EU blue economy. P. 27 // URL: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/79299d10-8a35-11e8-ac6a-01aa75ed71a1.
Данные, представленные в докладе 2018 года, не отражают весь объем синей экономики в ЕС и являются приблизительными. По существу, они представляют собой суммарные результаты наиболее развитых отраслей морской хозяйственной деятельности ЕС. Авторы доклада отмечают сложность оценки реальных масштабов прибрежной и морской (океанической) деятельности, а также ее прямого и косвенного влияния на экономические процессы, что объясняется нехваткой информации по отдельным морским секторам. Отрицательную роль играет отсутствие достоверных сведений о многих секторах, в первую очередь недавно появившихся, но при этом перспективных для развития (морская ветроэнергетика, биотехнологии, опреснение воды и т. д.), что осложняет оценку их вклада в синюю экономику. Кроме того, не разработана методология оценки стоимости природного капитала и экосистемных услуг, а также отсутствуют необходимые данные по этим параметрам.
Таким образом, Европейский союз находится на начальном этапе практической реализации концептуальных основ синей экономики, включая «инвентаризацию» и оценку стоимости своих морских активов.
Заключение
Основой формирующихся международных подходов к использованию его ресурсов становится концепция синей экономики. Европейский союз является активным организатором и участником ее продвижения в странах ЕС и в мире в целом. Его деятельность подкрепляется усилиями отдельных международных организаций, которые предпринимают шаги в этом направлении в координации с Европейским союзом.
В настоящее время практическая реализация концепции синей экономики идет по пути оценки стоимости товаров и услуг, производимых с использованием Мирового океана, определения и детализации в общем объеме этой стоимости доли различных отраслей (секторов) морской хозяйственной деятельности, а также стоимости ресурсов, которые могут быть использованы для обеспечения устойчивого развития. По завершении этого процесса в Европейском союзе рассчитывают получить представление о реальном экономическом вкладе морской хозяйственной деятельности в экономику ЕС, а также объективно оценить объемы и стоимость своих морских природных ресурсов.
Таким образом, переход к синей экономике будет обеспечивать «инвентаризацию» морских природных ресурсов и способствовать формированию международных структур управления Мировым океаном, что подтверждается инициативой Всемирного фонда дикой природы о создании так называемого синего альянса.
Можно предположить, что Европейский союз связывает с реализацией указанной концепции дополнительные потенциальные возможности устойчивого экономического роста, которые могут быть получены в результате достижения лидирующих позиций в вопросах организации международного управления морскими природными ресурсами.
Источники и литература
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», 25 сентября 2015 г. / Официальный сайт ООН // URL: http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=R (дата обращения: 12.04.2019).
2. Doreen Fedrigo-Fazio and Patrick ten Brink, Green Economy. / The United Nations Environment Programme. 2012. May // URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/8659/-%20Green%20economy_%20what%20do%20we%20mean%20by%20green%20economy_%20-2012Main%20briefing%202012--Final.pdf?sequence=2&isAllowed=y (дата обращения: 01.05.2019).
3. Green Economy / United Nations Environment Programme. 2012 // URL: https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/8659/-%20Green%20economy_%20what%20do%20we%20mean%20by%20green%20economy_%20-2012Main%20briefing%202012--Final.pdf?sequence=2&isAllowed=y (дата обращения: 02.04.2019).
4. The Ocean Economy in 2030 / Organisation for Economic Cooperation and Development. 2016 // URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/economics/the-ocean-economy-in-2030_9789264251724-en#.WjjQOHmYPcs) (дата обращения: 25.03.2019).
5. The Outermost Regions: European lands in the world / European Commission. 2019 // URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/en/information/publications/brochures/2017/the-outermost-regions-european-lands-in-the-world (дата обращения: 02.05.2019).
6. The Potential of the Blue Economy: Increasing Long-term Benefits of the Sustainable Use of Marine Resources for Small Island Developing States and Coastal Least Developed Countries / World Bank. 2017 // URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/26843 (дата обращения: 02.02.2019).
7. Reviving the Oceans Economy: The Case for Action – 2015 / World Wildlife Fund. 2015 // URL: https://c402277.ssl.cf1.rackcdn.com/publications/790/files/original/Reviving_Ocean_Economy_REPORT_low_res.pdf?1429717323 (дата обращения: 17.04.2019).
8. The 2018 annual economic report on the EU blue economy / European Commission. 2018 // URL: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/79299d10-8a35-11e8-ac6a-01aa75ed71a1 (дата обращения: 17.04.2019).
9. World Bank and European Commission promote blue economy through new tool, 14 February 2019 / European Commission. 2019 // URL: https://ec.europa.eu/maritimeaffairs/press/world-bank-and-european-commission-promote-blue-economy-through-new-tool_en (дата обращения: 02.02.2019).