Основную идею монографии*(*Медовой А.И., Галищева Н.В. Экономика Индии. Монография. М.: Издательство "МГИМО-Университет", 2009. 352 с. Серия "Мировая экономика".) хорошо иллюстрирует рисунок на ее обложке - продвижение огромной страны от запряженной буйволами сохи к лунному зонду, созданному индийскими учеными и инженерами в начале ХХI века. Индия неизменно привлекает внимание своей древней культурой, многообразием архитектуры, красотой природы. Но растущий теоретический и практический интерес, особенно на фоне мирового финансового кризиса, вызывает экономическая политика страны и ее результаты.

В мировой науке во второй половине прошлого века сформировалось новое направление - Development Studies. Его суть - поиск методов преодоления отсталости, повышения жизненного уровня миллиардов людей в группе стран, объединяемых в политическом и экономическом лексиконе многократно менявшимися названиями - экономически отсталые, страны "третьего мира"**(**С французского: Tiers monde. Впервые употреблено французским экономистом, социологом и демографом Альфредом Сови в статье, опубликованной в журнале "L´Observateur" (14.08.1952). Выражение образовано по аналогии с французским "третьим сословием". К "третьему миру" А.Сови отнес развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Широкую известность выражение получило благодаря книге Жоржа Баландира "Третий мир" (1956).), развивающиеся, страны Юга. Их общей характеристикой были низкие социально-экономические показатели по сравнению с экономиками Запада, массовая нищета и безработица, глубокое социальное неравенство.

Проблема преодоления отсталости обрела всемирный характер. В ее решении заинтересованы в той или иной степени все государства. Резкие различия в уровне дохода на душу населения и, соответственно, глубокая неравномерность в распределении богатства в мировом масштабе означают постоянную угрозу стихийных и провоцируемых выбросов насилия, военных столкновений и конфликтов разного рода, не говоря об эпидемиях, угрожающих всем и каждому государству.

Экономическое становление политически независимой Индии - один из немногих примеров хозяйственного роста без громких лозунгов и опасных экспериментов в форме больших и малых скачков. Ее опыт особенно поучителен, поскольку речь идет о большой по территории и численности населения стране с этнической, конфессиональной, лингвистической неоднородностью, сложной историей. Современная Индия представляет сложное переплетение особенностей, отражающих пройденные ею этапы, длительное колониальное подчинение и одновременно устремленность в будущее.

Для понимания этого своеобразия важен точный анализ, проведенный в первых пяти главах рецензируемой монографии, посвященных доколониальному и колониальному периодам Индии. Только используя такую исследовательскую базу, подкрепленную обширным статистическим материалом, можно понять основы сложившейся экономической структуры страны и трудности ее преобразования на началах модернизации.

Исследуя хозяйственные взаимоотношения Индии с метрополией, А.Медовой подчеркивает, что политическое и экономическое доминирование Великобритании привело к одностороннему включению Индии в мирохозяйственные связи. Промышленный переворот Англия в значительной мере осуществляла за счет вывоза национальных богатств Индии, сохраняя в своих интересах на ранних этапах колонизации традиционную систему ее общественных отношений (с. 23). Они были разрушены экспансией английских промышленных товаров, для которых индийский рынок стал сферой преимущественного сбыта. Местные производители, главным образом ремесленники, были слабы, не защищены таможенными пошлинами, отсутствовала или была крайне незначительной конкуренция со стороны других государств. Например, США пробились на рынок Индии, несмотря на все старания, лишь в самом конце XIX века (с. 75). Показателен вывод А.Медового: "Колониальная Индия превращается в рентабельное предприятие Англии…" (с. 32).

Самые тяжелые и далеко идущие последствия оказали меры колониальной администрации в сельском хозяйстве Индии, ее основном секторе, в котором было занято подавляющее большинство населения. Массовая пауперизация крестьянства происходила одновременно с закреплением крупного землевладения. Этому способствовало сохранение в Индии множества княжеств во главе с их наследственными правителями, власть которых хотя и ограничивалась английскими чиновниками, но примерно на трети территории страны они сохраняли свою земельную собственность и влияние, поддерживая власть колонизаторов.

В конце XIX века Англия в изменившихся условиях мирового хозяйства начала активный вывоз капитала в Индию, ставшую ее целевой нишей. Но в силу обычных парадоксов, свойственных экономическим процессам, экспорт капитала низкорентабелен без качественных изменений в отсталой стране назначения. Нужны были подготовленные местные кадры, поэтому создавались учебные заведения, первые университеты, расширялось строительство дорог, портов, поскольку этого требовали интересы внешней торговли метрополии.

Существенное влияние на экономику Индии оказала прокладка железных дорог, начатая в середине XIX века и оплаченная из средств индийского бюджета. Колониальная администрация, привлекая английские фирмы, гарантировала 5% прибыли на вложенный ими капитал, что привело к максимальному удорожанию строительства. Ежегодные переводы из Индии по этой статье достигли 10 млн. фунтов стерлингов в год (с. 36). Хотя направления дорог далеко не всегда совпадали с интересами развития национальной экономики, объективно они способствовали расширению внутреннего рынка, вовлечению в хозяйственный оборот новых районов и местной рабочей силы.

Несмотря на противоречивость, сдвиги в экономике Индии способствовали появлению в XIX веке новых акторов - местных предпринимателей и растущему использованию национальных ресурсов. В основе создававшейся промышленности были текстильные предприятия (первая ткацкая фабрика построена в Калькутте в 1818 г.), работавшие на местном сырье - хлопке и джуте. Постепенно начался экспорт их продукции в Китай и Японию. Важным этапом было строительство индийским капиталом металлургических заводов. На первоначальных этапах им использовалась английская форма управления через систему управляющих агентств, одной из особенностей которой было вложение капитала в разные отрасли. Для отцов-основателей индийского крупного предпринимательства - Бирла, Тата, Сингхания, Далмия - типичны с самого начала инвестиции в банковское дело, металлургию, страхование.

Для понимания индийского бизнеса и его роли в дальнейшем развитии страны важно замечание А.Медового, что индийские монополии начали возникать, "когда капитализм лишь начинает развиваться" (с. 58). Они с самого начала сосуществовали наряду с массовым распространением мелких предприятий ремесленного типа, господством докапиталистических отношений в аграрном секторе. Особенностью колониальной структуры Индии оставался медленный рост городов, которые при нормальных условиях капиталистического развития становятся центрами новых промышленных предприятий. Доля городского населения с 1870 по 1910 год не достигала 10% (с. 39). Отмечу, что это резко контрастирует с современной бурной урбанизацией страны (численность Мумбая перевалила за 17 млн. человек), хотя до сих пор в абсолютном выражении Индия все еще отстает от многих азиатских стран по доле городского населения.

Экономика Индии продолжала испытывать постоянное давление английского капитала, который, используя политический и административный ресурсы, обеспечивал себе монопольное положение в хозяйстве страны. Это давление сказывалось особенно заметно в отраслях критически важных для перспектив национальной экономики - внешней торговле, финансово-кредитной и банковской системе. Как следствие, Индия была не в силах противостоять внешнему шоку, каким стал мировой экономический кризис 1929-1933 годов, поразивший с особой силой ее основной и наиболее уязвимый сектор - аграрный. (Надо заметить, что это контрастирует со способностью Индии "держать удар", противостоя кризису сегодня.)

Характерными чертами сельского хозяйства страны оставались раздробленность землевладения и землепользования, преобладание бедняцких хозяйств, растущее аграрное перенаселение при сохранении немеханизированных форм производства, что приводило к безмерному расточению человеческих ресурсов. В этих условиях крайне узкая предпринимательская прослойка деревни "направляла свои усилия на то, чтобы извлечь как можно больше дохода, используя традиционные внеэкономические методы" (с. 63). Низкая урожайность, присущая натуральным хозяйствам, а их было большинство, стала причиной повторяющегося голода, но вывоз продовольственных ресурсов из страны не сокращался (с. 68). Самым страшным по числу жертв был голод в Бенгалии в 1943 году.

Ко времени политической независимости экономика Индии несла все негативные черты длительного колониального подчинения. Доход на душу населения, 247 рупий, был одним из самых низких в мире (с. 78). Сформировалась устойчивая зависимость от импорта промышленных товаров, особенно производственного назначения. А.Медовой отмечает, что за первую половину ХХ века темпы роста промышленности не превышали 2%, отставая от темпов роста населения (с.126). Страна не прошла стадию индустриализации.

Экономические и политические трудности Индии были усугублены ее разделом в 1947 году на два независимых доминиона по религиозно-общинному принципу, что сопровождалось массовыми перемещениями беженцев и ожесточенными столкновениями. Образовался мусульманский Пакистан с населением 75,7 млн. человек и Индийский Союз с населением 351 млн. человек. К Индии в ходе раздела отошла часть промышленных предприятий, железнодорожной и портовой инфраструктуры. В 1950 году Индия провозгласила себя республикой, что стало контрапунктом в истории великой страны.

Что помогло Индии выстоять на начальных этапах своей политической независимости в крайне тяжелых условиях? В монографии показана важная роль партии - Индийского национального конгресса (ИНК) и особенно ее лидера Дж.Неру, человека огромного обаяния, опыта и политической воли. Преодоление экономической отсталости стало главной задачей возглавляемого им первого национального правительства. Эта цель неизменно остается основной для всех последующих правительств, несмотря на их разные оттенки с точки зрения партийных ориентаций.

Индийский крупный капитал поддерживал это направление, и заслуживает упоминания, что еще до обретения независимости в 1944 году при активном участии индийских экономистов и представителей местного бизнеса был разработан "Бомбейский план", в котором главенствовала идея индустриализации. Элита страны сумела понять приоритетность развития в системе национальных интересов.

Выскажу замечание об особенностях внешних влияний на идеологию индийской государственности, как и многих других стран, покончивших с колониальной зависимостью. Речь идет об итогах Второй мировой войны, победе над фашизмом и образовании ООН - главных событиях середины ХХ века. Политическая независимость большой группы государств Азии и Африки породила общую для них доминанту - необходимость преодоления социально-экономической отсталости, что было поддержано своеобразным консенсусом всех тогдашних мировых акторов, правительствами социалистических, капиталистических государств и стран "третьего мира".

Характерной чертой экономической политики Индии стало признание особой роли государства не только как знака обретенной самостоятельности, суверенности, но как инструмента роста. В странах Востока с сильными элементами традиционности и архаики это в значительной мере отвечало общественным настроениям, неизменно признававшим верховенство государства, вплоть до его сакральности. Сказывалось также стремление обрести в нем своего рода посредника между всеми слоями общества, способного объединить национальные силы во имя решения кардинальных задач страны. Отличительной чертой курса Неру было то, что "бремя индустриализации взяло на себя государство, жестко закрепив за собой преимущественное право инвестировать ресурсы в 28 основных отраслей промышленности" (с. 129).

Важным отличием Индии А.Медовой справедливо считает использование с первых лет политической независимости государственных рычагов для разработки и реализации перспективных планов развития экономики. Основу государственного сектора составила унаследованная от колониального периода собственность в инфраструктурных и оборонной отраслях, хотя ее доля в воспроизводственном процессе была очень мала, всего 15% (с. 87). Курс на создание тяжелой промышленности в рамках госсектора четко выражен во втором пятилетнем плане 1956-1961 годов. Одним из основных его авторов был известный индийский экономист П.Ч.Махалонобис, считавший зависимость страны от импорта средств производства ее основной структурной слабостью. Но акцентируя рост инвестиций в тяжелую промышленность, он "стремился в перспективе найти оптимальное соотношение между производством средств производства и предметами потребления" (с. 97). Еще одной важной чертой планирования было патерналистское отношение к мелкому производству, что помогало сдерживать рост открытой безработицы и способствовало заполнению внутреннего рынка товарами массового потребительского спроса (с.145).

В рамках пятилетних планов (ныне в стране реализуется 11-й план, 2007-2012 гг.) за счет бюджетного финансирования существенно расширялся госсектор. На 12 тыс. его предприятий с высоким уровнем концентрации производства и капитала выпускались основные виды промышленной продукции. Росту экономики способствовали также инвестиции государства в инфраструктуру и сферу социальных услуг, что улучшало хозяйственную конъюнктуру в стране, в том числе увеличивая рабочие места. Расширение госсектора давало не только экономический эффект. "Впервые в Индии для занятых на государственных предприятиях были введены различные социальные гарантии..." (с. 89).

При всех положительных результатах участия государства в экономике, прежде всего путем инвестиций, оно сопровождалось высокими издержками производства, долгами многих предприятий, погашаемыми за счет бюджета. Такой результат есть неизбежное следствие высокой доли государственной собственности в экономике и его предпринимательства. Но, видимо, это типично для становления национальной промышленности в отставшей стране, обязательного варианта имитационного развития. Его частью в Индии было привлечение инноваций из-за рубежа с использованием местного персонала, своего рода обучение в ходе работы (learning by doing). В книге подчеркивается: "С середины 1980-х годов Индия ввозит новейшие технологии, самое современное оборудование для системного повышения уровня и производительности производства" (с. 208). Это необходимое заимствование делает использованный выше термин более уместным при оценке опыта Индии, чем "догоняющее развитие", поскольку последнее нигде не осуществлялось в полной мере, скорее служило временным лозунгом во многих странах, в том числе в СССР.

Позиции авторов монографии логично подводят к одному из важных результатов роли государства в Индии - "выращиванию" современного национального предпринимательства, более гибкого, адаптивного, способного быстрее реагировать на изменения как внутри страны, так и в мировом хозяйстве. Эта цель не декларировалась и не могла декларироваться, особенно с учетом социалистической фразеологии, которая была присуща определенным группам индийского общества, но если нет прямого зажима частной инициативы со стороны государства, механизм рыночной системы и ее основы - конкуренции - укрепляет частную инициативу.

В результате в Индии функционирует смешанная экономика (mixed economy), сочетание и взаимодействие государственного и частного предпринимательства, основы которой были заложены Дж.Неру. К 1980-м годам ХХ века соотношение сил в экономике страны изменилось, доля частного капитала промышленности страны превысила 66% (с.133). В десятом пятилетнем плане (2002-2007 гг.) усилия государства были направлены на решение задач, которые не под силу частному предпринимательству. По сути, это продолжение прежней политики смешанной экономики на новом этапе, который четко отражен в реформах 1991года.

Вывод А.Медового заслуживает внимания: "Главное направление современной промышленной политики - формирование конкурентной культуры, создание равных рыночных условий для всех предпринимателей, включая государственный сектор" (с.135). Одной из его форм становится сотрудничество государственного и частного секторов (Public-Private Partnership). Финансовые и кадровые ресурсы государства необходимо использовать для расширения инфраструктуры и подъема отсталого аграрного сектора, которые, несмотря на определенные положительные сдвиги, тормозят модернизацию индийской экономики. На этом фоне, как верно замечено в книге, "стихийное формирование внутреннего рынка не могло сопровождаться коренной перестройкой деревни в исторически короткие сроки" (с.128). К Индии вполне применимо краткое определение лондонского журнала "Economist" в анализе экономики стран Юга: "Сельское хозяйство - парковка для бедных". Отсталый аграрный сектор объективно сосуществует с сохранением мелкого и ремесленного производства. Государство в этих условиях стремится усилить "горизонтальные" межукладные связи с целью формирования однотипного национального хозяйства (с.149). Попутно замечу, что, несмотря на очевидные успехи, до решения этой задачи очень далеко.

Индия явно недостаточно вовлечена в мирохозяйственные связи, ее доля в мировом экспорте и импорте составляет 0,6 и 0,8% соответственно. Напомню, что в колониальный период страна экспортировала всего 50 товаров, теперь более 300, постепенно диверсифицируя их список за счет высокотехнологичной продукции. Успехом можно считать растущую ориентацию во внешней торговле на страны Организации экономического сотрудничества и развития - 58% экспорта и на развивающиеся страны - 35% (с. 214). В известной мере тормозом были долгие годы закрытости внутреннего рынка, высокие протекционистские пошлины, страх местных предпринимателей перед иностранной конкуренцией. Индию даже характеризовали как неохотно глабализирующуюся страну (reluctant globalizer), что не совсем верно. Полагаю, что в силу своей модели развития с опорой на внутренний рынок она постепенно накапливала ресурсы для продвижения на мировой рынок. Немаловажно, что индийское бизнес-сообщество также готовилось к выходу в "большой свет", игре на равных с известными глобальными акторами.

Реформы 1991 года были ориентированы на привлечение иностранного частного капитала, предоставляя ему возможности инвестиций практически во всех, за малым исключением, отраслях экономики. Не менее важным было снижение и даже снятие многих бюрократических барьеров, по крайней мере официально. Это не отменило и не могло отменить засилья коррупции, типичной для Индии, по масштабам которой страна занимает одно из первых мест в мире. Но на фоне высоких темпов экономического роста и внутреннего спроса приток прямых иностранных инвестиций в нулевые годы постоянно рос. Четко обозначилось и встречное движение. Индийский крупный капитал начал энергично инвестировать в зарубежные активы. В 2000-2008 годах произошло свыше 1000 слияний и поглощений на сумму 72 млрд. долларов. Большое впечатление на деловой мир произвела покупка холдингом "Тата Моторз" у компании "Форд" двух знаменитых брендов - "Ягуар" и "Ленд Ровер". Вполне закономерен вывод А.Медового: "Руководство Индии, архитекторы ее экономической стратегии исходят из того, что либерализация экономической деятельности позволяет получить максимальные преимущества в глобализирующемся мире" (с. 214).

Сложность финансовой системы Индии, ее роль в развитии экономики подробно рассмотрены Н.Галищевой. Автор фиксирует ограниченное число плательщиков подоходного налога - всего 20 млн. человек из более чем миллиардного населения, что явно свидетельствует о массовой бедности (с. 290). В Индии действует регрессивный имущественный налог. Основную часть поступлений от прямых налогов составляет обложение прибылей корпораций, ставки которого в 1990-х годах постепенно снижались. Хотя наблюдается экономический рост Индии, особенно в последние два десятилетия, но оптимизм несколько ослабевает при чтении главы о социальных проблемах страны. Читателю представлена огромная периферия, которая давит на современные производства, снижая их эффективность и тормозя модернизацию. Н.Галищева отмечает разнообразие мер правительства по преодолению массовой бедности, которая в 2006 году включала свыше 260 млн. человек (с. 303). В стране действуют программы поддержки мелкого и мельчайшего крестьянского хозяйства, помощи в кредитовании в сельских районах, в том числе схемы микрофинансирования, чтобы ослабить власть местных ростовщиков. Работают 324 тыс. государственных "магазинов справедливых цен", где неимущие покупают товары первой необходимости по ценам ниже рыночных на 20-25%.

Низкий уровень доходов большинства населения связан с постоянной нехваткой рабочих мест, особенно в аграрном секторе. В стране за счет федерального правительства "были реализованы сотни различных программ, направленных на сокращение уровня безработицы" (с. 317). Но эта экономическая и социальная проблема трудно решаема еще и потому, что в сельских районах слабо ведется учет.

Масштабы имеющихся социальных проблем Индии велики, что не умаляет эффективности правительственных мер в здравоохранении. В Индии произошло сокращение смертности и рост предстоящей продолжительности жизни мужчин с 37,2 до 63 лет, женщин - с 36,2 до 64 лет. Индийские медицинские центры привлекают до 150 тыс. зарубежных пациентов в год (с. 310). Впечатляет рост систем образования, хотя они, как и большинство социальных показателей, противоречивы. Прогресс очевиден, но число взрослых неграмотных доходит до 35% населения. В 2006 году в стране было 17 625 колледжей и 335 высших учебных заведений, но это образование получает относительно ограниченный слой населения. Огромную практическую отдачу принесла государственная политика бесплатного начального образования детей до 14 лет и обязательное изучение трех языков - хинди, английского и регионального. Знание английского стало одной из предпосылок успехов страны в освоении информационно-коммуникационных технологий, использовании аутсорсинга и экспорта программного обеспечения. Индия заняла второе место в мире по его масштабам.

Рецензируемая монография наглядно показывает новую реальность Индии, ее трансформацию от колонии с отсталой аграрной структурой экономики в индустриально-аграрную страну с современными качественными параметрами хозяйства. Страна по праву входит в число государств с высокими темпами экономического роста. Авторы в заключении книги высказали мнение, что "финансовый кризис нарушит нормальные условия воспроизводственного процесса в Индии в гораздо меньшей степени, нежели в большинстве других развивающихся и развитых стран мира" (с. 318).

Этот прогноз полностью оправдался, темпы роста Индии в 2009 году превысили 6%, подтвердив тем самым не только успех страны, но и важность качественных научных исследований. Опыт Индии заслуживает самого пристального дальнейшего изучения. Модель ее роста с опорой на внутренний рынок, когда человек - не инструмент развития, а цель, доказала свою устойчивость и перспективность. Высоко оценивая книгу, полагаю, что в дальнейшем было бы необходимо уделить внимание формированию среднего класса в Индии, масштабы которого точно не определены, но очевидно, что от его позиций в экономике и обществе во многом зависит будущее страны. В работе четко освещено состояние основных отраслей промышленности, но осталась в стороне такая интересная и перспективная отрасль, как кинематография. Ее влияние на общественные настроения очень велико, к тому же это своего рода представительство Индии за рубежом.

Монография А.Медового и Н.Галищевой обосновывает важность и возможность экономического роста не как самоцели, а как метода решения насущных социальных проблем. Хотелось бы, чтобы внимательно прочли не только студенты и те, кто интересуются современными непростыми экономическими проблемами, но и, так сказать, принимающие решения по долгу службы. Книга помогает понять, что Индия, ее экономика принципиально изменились. Подходить к этой стране со старыми мерками - экзотика, слоны, обезьяны, чай, текстиль - уже нельзя. Ныне это передовые технологии, современные машины ("Тата Нано") и оборудование, в том числе космическое, новые ориентиры во внешней торговле. Этот комплекс необходимо всемерно учитывать в контактах с великой дружественной страной.