Перспектива вновь увидеть в кресле президента США Дональда Трампа уже давно не на шутку тревожит политиков Германии. Ничего хорошего от неё ни для страны, ни для всего Евросоюза в Берлине не ждут и считают такой вариант «ужасным сценарием». Там не забыли, как непросто складывались германо-американские отношения при президентстве Трампа в 2017-21 годах, и сколько усилий и нервов стоило тогда канцлеру ФРГ Ангеле Меркель сохранение немецких деловых и внешнеполитических интересов в диалоге с заокеанским «старшим», и на редкость непредсказуемым и вздорным, союзником. По мере приближения даты предстоящих президентских выборов в США тревога немцев неуклонно росла и достигла своего апогея, когда стало очевидным, что нынешний хозяин Белого дома 81-летний лидер демократов Джо Байден в состязании с республиканцем Трампом однозначно скатывается в аутсайдеры.
В ФРГ ситуацию со своим главным союзником расценили как час «Ч» и развернули активную подготовку к возможному трамповскому триумфу. Точнее сказать, такая подготовка шла и раньше, но в вялотекущем режиме, за что кабинету канцлера Шольца уже не раз доставалось и от деловой элиты, и от оппозиции, и от прессы. События в США после нашумевшего неудачного покушения на лидера республиканцев на митинге 13 июля в Пенсильвании заставили как руководителей в Берлине, так и в Брюсселе всерьёз задуматься - надо что-то делать. Окровавленное ухо Трампа, принесшее скандальному политику волну сочувственных симпатий сердобольных американских избирателей, стало ярким сигналом: угроза столкнуться осенью с неприятными для стран ЕС реалиями в Вашингтоне может быть близка, как никогда. Главный редактор журнала Stern Грегор Шмитц не без сарказма подметил, что «попытка убийства создала на телевидении Трампу такие образы, которые он не мог себе даже представить в своих самых смелых мечтах».
В МИД ФРГ сформировали специальную кризисную группу, задача которой - ответить на вопрос, что возможная победа Трампа будет означать для Германии и как реагировать Берлину. На эти же вопросы ещё ранее начали искать ответы в ряде немецких «мозговых» центров. Ищет их и пресса. Немецкие политики также неформально, но активно зондируют контакты с республиканцами. В частности, в интервью телеканалу NTV эксперт ХСС по обороне Томас Зильберхорн говорил о необходимости налаживать связи на всех уровнях, включая окружение Трампа: «Не все чёрное или белое, предстоит изучить возможности для действий». С этой целью на Национальный съезд Республиканской партии в Милуоки (15-18 июля), где проходило официальное утверждение Дональда Трампа и сенатора Джей Ди Вэнса как кандидатов в президенты и вице-президенты США, в статусе наблюдателей отправился целый десант немецких политиков – как от партий правящей коалиции, так и от консервативной оппозиции. От имени федерального правительства ФРГ съезд посетил политик Михаель Линк (СвДП), координатор по трансатлантическим отношениям в Министерстве иностранных дел. Не вдаваясь пока в детали, отметим, что энтузиазма немцам впечатления от съезда в Милуоки не прибавили.
Июльский выход на авансцену предвыборной гонки вместо престарелого Байдена вице-президента США Камалы Харрис несколько притушил немецкие тревоги. Первые её ободряющие рейтинги из семи американских штатов, традиционно относящихся к колеблющемуся электорату, согласно которым уже на старте кандидатка от Демократической партии не только не уступает Трампу в популярности, но и кое-где опережает его, в Германии восприняли с оптимизмом не только политики, но и рядовые граждане. Местные обыватели уже давно усвоили из своих СМИ, неустанно демонизирующих Трампа, что его возвращение к власти может принести европейцам ворох проблем. Справедливости ради стоит сказать, что и кандидатура Байдена немцев также не слишком вдохновляла. По данным ежемесячного национального репрезентативного опроса Deutschlandtrend для Первого телеканала ARD, в начале июля 59 процентам опрошенных не нравились ни Байден, ни Трамп. А вот опрос Deutschlandtrend 8 июля показал, что с выдвижением Харрис ожидания немцев от президентских выборов в США резко изменились. 77 процентов респондентов заявили, что считают её достойным кандидатом в президенты США, и только 10 процентов высказались в пользу Трампа.
Сейчас в медиа-пространстве Германии просто поток публикаций о Харрис, в которых анализируются её сильные и слабые стороны как политика, правовые и экономические взгляды, но главное – опыт в международных делах и отношение к ЕС и НАТО, сферам, где Трамп в глазах европейцев по большей части напоминает слона в посудной лавке. На его фоне, замечают наблюдатели, уже известные высказывания Харрис по внешнеполитическим вопросам - про НАТО, Израиль, ХАМАС, Украину, европейскую безопасность и пр. – выглядят, вроде бы, обнадеживающе, но признают: до Джо Байдена с его опытом ей далеко. Оно и понятно - внешняя политика всегда была его бесспорной прерогативой, он активно занимался ею на протяжении всей своей долгой политической карьеры.
Харрис же международной политикой не занималась, и это её «слабое место», считает газета Tagesspiegel. С другой стороны, на сайте телеканала ARD вспоминают о самой масштабной речи вице-президента США в этом году на внешнеполитические темы - о выступлении на Мюнхенской конференции по безопасности. В ней Камала Харрис «совершенно четко высказалась в пользу НАТО и международного сотрудничества с явной целью подчеркнуть отличие от Трампа». На этом же моменте в мюнхенском выступлении заострил внимание информационный портал Web.de. «В своей речи в феврале этого года Камала Харрис выступила как Анти-Трамп, - напоминает портал. - В США, говорила она, есть некоторые люди, которые хотят отгородиться от внешнего мира, пренебрегают договоренностями, собираются поддерживать диктаторов. Это, по ее словам, «опасно, ведет к дестабилизации и близоруко». В этой связи "Харрис заявила о своей приверженности глобальному лидерству США, военной поддержке Украины и американо-европейскому военному союзу НАТО, который Дональд Трамп и его сторонники уже похоронили». Напоминает пресса и о личном участии Харрис в саммите в Швейцарии в поддержку Украины. Словом, ожидания немецкой политэлиты от кандидата от Демократической партии более оптимистичные. «Президентство Камалы Харрис может иметь положительный эффект для западных союзников, особенно в конфликтах с Россией и Китаем», - заявляет газета Frankfurter Rundschau. Как отмечают СМИ, хотя съезд Демократической партии пройдет с 19 по 22 августа, однако голосование на нем после досрочного официального утверждения кандидатуры Харрис будет простой формальностью.
Но как бы ни вдохновлялись в Германии включением Харрис в предвыборную гонку, опасения относительно вероятной победы Дональда Трампа не снимаются с повестки дня. С точки зрения Берлина на предстоящие выборы в США, уход Байдена «ничего не меняет на данный момент», - считает координатор трансатлантических связей Михаэль Линк. По его словам, независимо от того, кто победит на выборах 5 ноября, «мы, Германия, будем продолжать тесно сотрудничать с обоими политическими лагерями» в США. Хотя политик и признал в интервью Tagesspiegel, что в случае победы Трампа европейцам предстоит иметь дело «с противником, который пытается разделить даже своих союзников». Признание «противником» главного американского республиканца весьма напоминает «оговорку по Фрейду» и, несмотря на декларируемую готовность сотрудничать с любым американским победителем, само по себе красноречиво отражает реальные настроения в политическом руководстве ФРГ.
Так насколько готовы в Берлине ко «второму пришествию» Трампа и чего более всего опасаются? В самой общей форме ответы на эти вопросы резюмировал деловой еженедельник WirtschaftsWoche, опросивший мнения членов немецкой делегации в Милуоки: «Если дуэт Трампа и Вэнса действительно будет править Америкой, Германию и Европу, вероятно, ждут мрачные времена». В любом случае требования к Германии и в целом к ЕС растут. Наиболее яркое противоречие, бросающееся сегодня в глаза – позиция Трампа, а теперь и Вэнса в отношении Украины. От бывшего хозяина Белого дома приходилось слышать слишком уж разные заявления: от хвастовства, что, будучи президентом, он за 24 часа остановит войну, до обещаний полностью прекратить помощь Украине, или, наоборот, дать Киеву больше, чем тот когда-либо получал. А Вэнс уже заявлял: его практически не интересует то, что происходит на Украине. «Наша щедрость в Украине подходит к концу», —писал он в статье для Financial Times в феврале. На этом фоне перспектива для Берлина остаться главным донором Украины, если США резко сократят её поддержку, в равной мере чрезвычайно тревожит и кабмин канцлера Шольца, и консервативную оппозицию. Тем более, когда сейчас развернулось активное перевооружение бундесвера, требующее гигантских затрат.
Отношение Трампа к НАТО также вызывает беспокойство. Его памятные всем высказывания на этот счёт с угрозами отказаться от союзнических обязательств США в защите европейских стран, недостаточно финансирующих свои армии, и в Берлине, и в Брюсселе вовсе не склонны воспринимать как фигуру речи. Ряд немецких экспертов считает, что если слова Трампа оценивать всерьёз, то Европа должна действовать «как единый игрок» и даже должна задуматься о собственном «ядерном зонтике». В этой связи заходит речь о более широком военном и экономическом сотрудничестве ФРГ с Францией, Великобританией и Польшей, в которое будут вовлечены и другие европейские страны. Впрочем, пока, успокаивают другие, сценарий, при котором Дональд Трамп лишил бы Европу ядерного щита, нереален. В конце концов, мол, никто не хочет новой гонки ядерных вооружений. В этом контексте размещение американских ракет большой дальности в Германии можно интерпретировать тоже как подготовку ко второму президентскому сроку Трампа. При нём такой шаг, вероятно, был бы маловероятен. Однако Трамп всё ещё смог бы остановить развертывание «Томагавков» - крылатые ракеты не планируется размещать в Германии до 2026 года. Но в целом в Берлине полагают, что внешняя политика и политика безопасности станут гораздо более сложными при Трампе.
Особая тема – экономические последствия для ФРГ в случае победы Трампа. Специалисты Германского института экономики (IW) и Германского общества внешней политики (DGAP) предупреждают, что его протекционистский курс под лозунгом «Сделаем Америку снова великой» не только дорого обойдётся самой экономике США, но и может принести многомиллиардный ущерб Германии. Как известно, во время своего первого президентского срока Трамп ввел драконовские пошлины на потребительские товары (стиральные машины, солнечные батареи и т.п.), а также стальную и алюминиевую продукцию из Европы. Его заявления и сейчас звучат в том же духе: на весь американский импорт должны быть установлены штрафные пошлины в размере не менее 10 процентов, а импорту из КНР он даже угрожает 60 процентами. Трамп хочет сократить торговый дефицит США — ведь в 2023 году импорт превысил экспорт почти на 800 миллиардов долларов. Новые расчеты IW показывают, что запланированные им тарифы на импорт могут стоить Федеративной Республике от 120 до 150 миллиардов евро за четырехлетний срок его пребывания у власти.
Чтобы смикшировать эту угрозу, эксперты рекомендуют правительству Шольца и руководству ЕС использовать оставшийся срок президентства Байдена для стабилизации торговых отношений с США. В частности, важно, чтобы ЕС и США подписали соглашение о важнейших полезных ископаемых, переговоры по которым они сейчас ведут. Кроме того, ЕС должен укрепить свои отношения с другими торговыми партнерами, заключая больше соглашений о свободной торговле, например, с Австралией, странами-участниками МЕРКОСУР, Индонезией или Индией. Опасаются в Германии и готовности Трампа к новой торговой войне с Китаем с возможным вовлечением в неё Евросоюза. Между тем, немецкие компании сохраняют лояльность к китайскому рынку. Согласно данным Немецкой внешнеторговой палаты, 54% из действующих на нём фирм даже хотят увеличить свои инвестиции.
Новым, по сравнению с первым сроком полномочий Трампа, является сюжет с газом. По данным института IW, Германия сейчас импортирует 13,5% своего газа из США. В отличие от времён сотрудничества с Россией высокие цены на это топливо уже создают нагрузку на немецкие компании и домохозяйства. Согласно опросам, это их весьма беспокоит. Но Трамп может ввести и экспортные пошлины. Если газ из США станет еще дороже, это будет означать дальнейшее повышение цен для немецких потребителей. Альтернативные поставщики, такие, как Катар, пока поставили значительно меньше, чем США. Рост тарифов станет серьезной проблемой для немецкой экономики.
Выход в купировании возможных угроз от трамповской политики многие эксперты видят в курсе Берлина на усиление ЕС. Вместе, мол, европейцы сильнее, но это также требует единого поведения. «Теперь канцлеру нужна сильная руководящая роль», — говорит депутат бундестага от ХСС Зильберхорн. «Мы не должны позволить себе быть разделенными». Но на данный момент вряд ли можно ожидать, что европейцы выступят солидарно против Трампа. «Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, скорее всего, бросится в объятия Трампа, а канцлеру Германии Олафу Шольцу и президенту Франции Эммануэлю Макрону будет очень не хватать президента США Джо Байдена, - пишет пресса. - Найти общий европейский голос никогда не было легко».
Растущее понимание в Германии того объёма проблем, с которым предстоит столкнуться в случае нового прихода Трампа к руководству США, заставляет немецкую политическую элиту вновь и вновь критически переоценивать те шаги, которые уже предприняты федеральным правительством в подготовке к такому сценарию. И выводы бывают неутешительны. Так, с точки зрения Йенса Шпана, заместителя лидера парламентской группы ХДС в бундестаге, правительство Шольца пока плохо подготовлено к возможному новому президентству Трампа. С ним согласен и эксперт СДПГ по международной политике Нильс Шмид, также говорящий о необходимости более тщательной подготовки. «Трамп не воспринимает Европу и особенно ЕС всерьёз», — предупреждает он в интервью WirtschaftsWoche: «В свой первый срок на посту он пытался разделить и ослабить ЕС. И мы должны ожидать, что он продолжит делать это и в течение возможного второго срока». И действительно, первое президентство Трампа, безусловно, дает подсказки относительно того, что можно от него ожидать. Он уже не столь непонятен, как в 2016 году. Но в любом случае, очевидно, что его переизбрание стало бы непростым испытанием не только для трансатлантических отношений Вашингтона и ЕС, но и для сохранения международных позиций самой Германии.
А пока там всё с большей надеждой посматривают в сторону Камалы Харрис. От неё уже есть первые приятные немцам известия. Она пригласила в качестве кандидата на пост вице-президенты США губернатора Миннесоты Тима Уолза, предки которого родом из Германии – из земли Баден-Вюртемберг. Как сообщила газета Badische Neuesten Nachrichten, его прапрадедушка Себастьян Вальц жил в городке Куппенхайм и эмигрировал в США в 1867 году. Одним словом, свой…, можно будет договориться…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs