Кому-то статья "По делам и Содружество" руководителя Россотрудничества доктора политических наук Ф.Мухаметшина* (*Мухаметшин Ф. По делам и Содружество//Российская газета.  2009. 19 августа.) могла показаться интересной информацией о делах, заботах, проблемах и перспективах отметившего в сентябре год своего основания нового федерального ведомства под названием "Россотрудничество". Однако для тех, кто серьезно занимается гуманитарными проблемами, данная публикация в официальной правительственной газете рассматривается выходящей далеко за информационные рамки и представляющей собой основательное приглашение к большому разговору, международному обсуждению проблемы гуманитарного сотрудничества в современном, быстро меняющемся глобальном мире.

Созданный группой российских неправительственных организаций на базе столичного Института государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) общественный комитет "За новую стратегию международного гуманитарного сотрудничества" воспринимает выступление автора как важный шаг, концептуально оформляющий глобальную гуманитарную инициативу Российской Федерации.

По глубокому убеждению представителей гражданских гуманитарных организаций, речь идет о глобальной гуманитарной миссии России как факторе устойчивого развития современного мирового сообщества в сложную и противоречивую эпоху глобализации, развития открытых, информационных и инновационных обществ, становления цивилизации знаний.

Предвидим реакцию оппонентов: полно внутренних проблем, а тут опять ностальгия по идее "впереди планеты всей", снова имперские замашки, опять поучаем других, хотя у самих… И так далее, и тому подобное. Поэтому, исходя из начатого автором статьи планетарного по своей значимости и актуальности разговора, попробуем аргументированно обосновать свою точку зрения.

В Концепции внешней политики РФ подчеркивается необходимость работы по оценке вызовов и угроз национальным интересам и безопасности России в международной сфере, отмечается рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма, подчеркивается важность противодействия общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, наркотрафику.

В этой связи согласен с автором в том, что усиливается мировоззренческая неустойчивость современной цивилизации, провоцирующая лавинообразное распространение социальных пороков, глобализацию экстремизма, крайним проявлением которого является терроризм. Нет необходимости доказывать, что как оцененные, так и недооцененные пока мировым сообществом угрозы и вызовы XXI века могут и должны парироваться, в том числе в рамках международного гуманитарного сотрудничества. Это особенно актуально в связи с переживаемым человечеством глобальным кризисом, затрагивающим судьбы миллионов людей и выходящим за финансово-экономические рамки. Нельзя не согласиться и с тем, что речь идет о первом системном кризисе эпохи глобализации.

Важно осознать, что современная гуманитарность не есть что-то умозрительное или далекое от реальности. Гуманитарные процессы сегодня тесно связаны с новой технологической волной (биотехнологии, информатика, нанотехнологии), прежде всего с социальной информатикой, нацеленной на решение упоминаемой в статье задачи, связанной с устойчивостью личности, общества, цивилизации.

Большой смысловой потенциал несет в себе подзаголовок статьи - "Россия определила свои конкурентные преимущества". Думаю, что автор не будет возражать, если чуть-чуть подкорректировать текст следующим образом: "Россия предопределила свои гуманитарные конкурентные преимущества".

Для осмысления этой темы обратимся к программным установкам Концепции-2020 о том, что актуальным становится обеспечение высокой международной конкурентоспособности, закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России, обеспечение глобальной конкурентоспособности. Данная тема находит отражение и в Концепции внешней политики РФ, в которой подчеркивается, что Российская Федерация располагает реальным потенциалом для того, чтобы занять достойное место в мире.

При этом в обоих стратегических документах находит отражение гуманитарный аспект. Так, в Концепции-2020 обращается внимание на важность активного участия России в решении глобальных проблем с использованием своего гуманитарного потенциала при оказании содействия международному развитию.

Внешнеполитическая концепция выделяет факторы реализации этого потенциала: глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретает цивилизационное измерение, что предполагает конкуренцию между различными ценностными ориентирами и моделями в рамках универсальных принципов демократии и рыночной экономики. При этом в Концепции имеется специальный раздел, посвященный в том числе международному гуманитарному сотрудничеству.

С учетом указа президента о создании Россотрудничества налицо триада стратегических документов, определяющих принципиальные параметры гуманитарного сотрудничества. Исходя из этого, автор обсуждаемой статьи делает правильные, на наш взгляд, выводы: выделение в государственной политике России такого стратегического аспекта, как международное гуманитарное сотрудничество и придание ему институционального формата; развитие гуманитарного сотрудничества становится одним из ключевых инструментов решения наших важнейших внешнеполитических задач.

Тема гуманитарных отечественных преимуществ обширна и многогранна, потому выходит за рамки данной публикации. Главное, что необходимо констатировать, конкурентный гуманитарный потенциал России охватывает широкий спектр составляющих - от исторически невостребованных интеллектуальных достижений (русский космизм, ноосферология, евразийство) до сформированного отечественным гражданским обществом концептуально-методологического базиса гуманитаризации.

В рассматриваемой статье ставится вопрос о стратегии реализации названных конкурентных преимуществ. В этой связи подчеркивается: на повестке дня стоит необходимость создания новой стратегии международного гуманитарного сотрудничества, отвечающей потребностям современной эпохи. Россотрудничество инициирует эту работу: данная инициатива объясняется потребностью мирового сообщества в качественном обновлении принципов международного гуманитарного сотрудничества.

Не может не вдохновлять общественный комитет интерес автора к мнению наших экспертов, которые, как отмечается в статье, подтверждают тот факт, что в сложившейся мировой ситуации наибольшими возможностями для ведения эффективной политики в области международного гуманитарного сотрудничества обладает именно Российская Федерация.

Уверены, что в основу стратегии должны быть положены три базисные составляющие: 1. Государственный подход, выраженный в Концепции-2020, Концепции внешний политики РФ и Указе Президента России о создании Россотрудничества. 2. Общественный подход в виде концептуальных, методологических, инновационных и технологических наработок гражданских гуманитарных структур. 3. Общецивилизационный подход, выраженный во Всеобщей декларации прав человека (ООН), Декларации о культуре мира (ООН), Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО), Декларации тысячелетия ООН.

Откликаясь на рассматриваемую статью, мы предлагаем начать глобальный разговор о международной гуманитарной стратегии с определения ее главной цели и соответствующих ей основных задач.

В качестве отправной точки для формирования главной цели новой стратегии международного гуманитарного сотрудничества предлагаем следующую проектную формулировку. Цель международного гуманитарного сотрудничества - достижение устойчивого развития и безопасности личности, общества, цивилизации через формирование гуманитарного мирового порядка в условиях углубления процессов глобализации, развития открытых, информационных и инновационных обществ.

Наша постановка общегуманитарной цели корреспондируется с подходом автора к гуманитарному сотрудничеству, которое в возрастающей степени оказывает воздействие на процессы формирования современной полицентричной системы глобального управления, задает вектор ее развития.

Теперь представляем наше видение основных задач гуманитарной стратегии для достижения представленной глобальной цели. Мы формулируем три глобальные задачи: 1. Формирование иерархии универсальных гуманитарных ценностей, способных быть глобальной этикой - консолидирующей платформой для многоуровневого диалога от межцивилизационного до межнационального и межрелигиозного. 2. Создание единого гуманитарного мирового пространства, в основе которого - универсальные гуманитарные идеи, идеалы и принципы. 3. Преодоление переживаемого мировым сообществом глобального кризиса через смену вектора углубляющейся глобализации - переход от потребительских приоритетов к приоритетам социально-гуманитарным.

Из всей совокупности направлений в качестве иллюстрации выделим следующие: русский язык как гуманитарное средство устойчивости личности, общества, цивилизации; гуманитарная защита культурной самобытности в условиях углубляющейся глобализации; мирокультурное строительство на провозглашенных ООН и ЮНЕСКО идеалах и принципах культуры мира и толерантности; правоутвердительство как правочеловеческая этика, в основе которой - Всеобщая декларация прав человека; преодоление экстремизма, крайние формы которого провоцируют терроризм.

Среди кардинальных направлений новой стратегии международного гуманитарного сотрудничества - гуманитаризация экономических процессов. При этом сразу консолидируемся с позицией автора в том, что для России осуществление Концепции-2020 предопределяет прорыв в социально-гуманитарном измерении.

С общецивилизационных позиций гуманитаризация мировой экономики означает, по нашему мнению, переход от потребительских приоритетов к приоритетам социально-гуманитарным. Для России это означает следующее: через гуманитаризацию национальной экономики сменить экспортно-сырьевой вектор на социально-инновационный.

Осмысливая непреходящую роль феномена гуманитарного сотрудничества для современного все более глобализирующегося мира, отметим его многоуровневый характер, о чем убедительно пишет автор статьи. Дословно: "Особую важность приобретают гуманитарные аспекты взаимопроникновения культурных и цивилизационных особенностей народов; если на микроуровне эти процессы оказывают влияние на устойчивость личности, семьи, общества и в конечном счете национального государства, то на макроуровне эти процессы во многом определяют безопасность развития, степень стабильности и целостности всей цивилизации".

Возвращаясь на глобальный уровень проблем современного человечества, можно предположить, что именно Россия предложит мировому сообществу гуманитарные рецепты лечения зловещей экстремистской болезни, крайние проявления которой порождают терроризм.

Статья чрезвычайно актуальна, и нет сомнения в том, что разговор на эту тему будет продолжен.