В последнее время в России ставится задача "вместо примитивного сырьевого хозяйства создать умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям"1. В этой плоскости обращается все большее внимание на развитие в стране туризма как одной из наиболее перспективных и динамичных отраслей российской экономики. "Туризм - это как раз то место, где малый бизнес может найти себе применение", - считает Президент России2. Туризм способен приносить огромные финансы в экономику страны.

Общепризнано, что въездной и выездной туризм является фактором, преимущественно формирующим представления о нашей стране среди иностранцев и наших граждан - о представителях других стран. Туризм - это не только забота о здоровье работающих людей - создателей отечественного национального богатства, это еще и  глубокое знакомство россиян с жизнью и культурой других стран, это познавание толерантности. Мировой опыт свидетельствует, что страны, осуществляющие широкий туристический обмен, и в сфере политики всегда конструктивно решают возникающие между ними проблемы, как, например, Россия - Турция, Россия - Италия, Россия -Греция или Кипр. Туризм тесно связан с проблемами международной безопасности, глубоко зависит от степени решаемости международных и межнациональных конфликтов, поскольку он немыслим в зонах политической и военной нестабильности. Поэтому туризм является формой народной дипломатии, приобретающей особую значимость в условиях глобализации и информатизации мира.

Особенно значим в этой связи культурный туризм - путешествия с целью знакомства с материальными и духовными объектами культуры, участия в событиях культурной жизни. Он высоко гуманен, отвечает самым насущным интересам человечества, способствует взаимопониманию, равноправному и взаимовыгодному международному сотрудничеству, уважению других народов и культур и в этом плане - прямой антипод навязываемой некоторыми политиками идее неизбежного столкновения цивилизаций.

Значение туризма особенно наглядно проявляется и в условиях кризиса. Достаточно напомнить, что приезд в Россию трех-четырех иностранных туристов на практике означает создание одного рабочего места  на целый год. В целом существуют все возможности увеличить долю въезжающих в Россию, что для нас принципиально важно, но для этого необходимо решить ряд актуальных проблем.

Формирование рынка туруслуг
и международное сотрудничество

РОССИЙСКИЙ ТУРИЗМ основывается на собственном многолетнем опыте, в том числе советском, когда существовала значительная разница в обслуживании своих и иностранных туристов внутри страны. На современном этапе эта грань должна стираться, а туристы должны получать практически на всех внутренних и внешних маршрутах одинаковый уровень обслуживания. Возобладавшая в 1990-х годах идея рыночного регулирования экономики, в том числе и сферы туризма, также не выдержала испытания временем. Рынок сам по себе оказался неспособным справиться с налаживанием регулярных и стабильных потоков в создаваемые зоны дорогостоящего, "элитарного" туризма, что вызвало необходимость обратиться к мировому опыту развития туризма и туристического обслуживания, уже переболевшему "детской болезнью либерализма". Сошлюсь на документы Евросоюза, важнейшим из которых признается Барселонская декларация 2006 года Европейского экономического и социального комитета под названием "Социальный туризм в Европе". Вовсе не случайно Евросоюз как регион с развитой туристской инфраструктурой, транспортной сетью и многочисленными гостиницами уделяет внимание именно социальному туризму как фактору стабильного развития и противовесу туризму, возникшему в годы торжества либералистских концепций. Речь идет об обеспечении общедоступности туризма, его реальном вкладе в развитие местных экономик, обеспечении экологической устойчивости, соблюдении Всемирного кодекса этики в туризме, стабильности занятости и качества услуг, а также вкладе в сохранение мира.

Вместе с тем в документах Евросоюза отмечалось, что туризм создает проблемы кратко-, средне- и долгосрочного характера. Это сезонность, подчас хищническое отношение к окружающей среде, пренебрежительное отношение к культурному наследию и местному окружению. Существует угроза туристам и местному населению со стороны международного терроризма. Но помимо такого рода издержек туризм способствует решению проблем занятости, социальной политики, развитию инфраструктуры, повышению качества услуг и технологических исследований, защиты потребителей и др. Социальный туризм является мощнейшим резервом технологий,  сберегающих здоровье. ЕС исходит из того, что именно он является стержнем развития туризма в целом. Применительно к России он призван стать базой и задачей антикризисной программы, которая в настоящее время разрабатывается во многих структурах.

Официальный партнер Всемирной туристской организации (ВТО) - Международное бюро социального туризма (БИТС) - дает такое определение социального туризма: "Социальный туризм представляет собой совокупность программ и акций, нацеленных на эффективное использование населением права на отпуск и доступ к туризму представителей всех слоев общества и, в частности, молодежи, семей, пенсионеров, людей с низким уровнем доходов, инвалидов и обеспечение равноправных отношений между посетителями и населением принимающих регионов"3. Важность социального туризма официально признана ВТО, органами Евросоюза, которые считают его основой будущей европейской модели туризма. В последние годы БИТС создала два важных органа международного сотрудничества - сеть местных и региональных органов управления социальным и солидарным туризмом с участием провинций и регионов Франции, Италии, Греции, других стран, видящих в социальном туризме источник своего экономического развития, и сеть центров социального туризма, которая на данный момент насчитывает 400 учреждений в ряде европейских и других стран4.

Проблема международного сотрудничества для России может и должна рассматриваться в двух плоскостях. Во-первых, во включении нашей страны в механизмы этого взаимодействия. Во-вторых, в изменении самого отношения к туризму в стране, поскольку отдельные показатели являются тревожными. По данным соцслужбы Левада-Центр, в 2008 году 33% жителей России собирались провести свой отпуск дома, 22% - на даче или на садовом участке, столько же - вообще никуда не собирались ехать по причине нехватки средств. Опрос, проведенный накануне 2010 года, показал, что количество лиц, намеревающихся провести каникулы в пансионатах России или за рубежом, составляет лишь по 1% от числа опрошенных5. Эти данные свидетельствуют о ненормальном, иррациональном с точки зрения государственных интересов отношении населения к туризму в силу объективных причин, определяют аномальную его структуру и диспропорции. Получается, что правом на полноценный отдых может воспользоваться лишь ограниченная часть населения, а вторая сторона вопроса состоит в том, что стоимость отдыха в собственной стране подчас не ниже, а то и выше поездки за рубеж.

Мировой кризис острее всего сказался на российском турбизнесе, выявив три сферы кризисных явлений - кризис спроса, предложения и инвестиций. Все они порождены многолетней односторонней ориентацией на узкий верхний эшелон потребительского рынка, что лишает российский туризм устойчивости и стабильности в момент изменения конъюнктуры рынка. А вот документы 5-го Европейского форума социального туризма (Испания, 2009 г.) говорят о том, что страны Западной Европы, где этот вид туризма занимает традиционно прочные позиции, вышли из кризиса с заметно меньшими потерями, так как именно этот сектор сыграл стабилизирующую роль в экономике6. Социальный туризм необходим населению России. Понятно, что цена той или иной отрасли определяется ее вкладом в ВВП страны, но еще никто не подсчитал точно потери и убытки вследствие ухудшения демографической ситуации, ухудшения здоровья людей, работы на износ. Для возрождения социального туризма в России необходимо прежде всего принятие закона о социальном туризме, который выделил бы категории населения, подпадающие под его действие, предусмотрел бы меры по стимулированию предпринимателей, думающих об оздоровлении своих работников, и собственников, принимающих и обслуживающих население в рамках социального туризма. И, конечно, нужна инвестиционная программа по созданию общедоступной инфраструктуры.

Во всем этом мировой опыт может быть полезен для России. Достаточно привести распространенную в Европе такую форму объединения интересов работающего населения, предприятий туриндустрии, работодателей и государства, как "Отпускные чеки", которая расширяет доступ к туризму максимально широких слоев населения, направляя средства на модернизацию объектов размещения, отвечающих материальным возможностям людей, способствуя развитию регионов и гармонизации общественных отношений. Меры по созданию подобной системы в России предпринимались ранее, возобновлены они должны быть и сейчас7.

Туризм в России в ожидании импульса

ИЗБРАНИЕ ГОРОДА СОЧИ столицей зимних Олимпийских игр 2014 года призвано дать уникальный толчок развитию туристской деятельности в стране. Олимпиада заставляет властные структуры всерьез задуматься над тем, что будет после Сочи, какое продолжение Олимпиада будет иметь для дальнейшей инфраструктуры туризма. Последние годы в сфере туризма в России произошли заметные изменения, связанные с возникновением рынка, появлением новых управляющих структур и отдельных позитивных тенденций, в частности, в развитии внутреннего туризма. В 1996 году был принят Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в который был внесен ряд изменений.  В 2007 году принят закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", в июне 2009 года Президент России подписал закон о поправках к закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", касающихся увеличения размера финансового обеспечения для туроператоров в сфере международного и внутреннего туризма.  

В целом они создают более благоприятную инвестиционную и правовую ситуацию в российском туризме и нацелены на создание в стране современной материальной базы и эффективной системы ответственности туроператоров перед клиентом. Однако очевидно, что  экономические и правовые факторы должны подкрепляться программами развития собственно туристской деятельности.
В 2009 году разработана концепция Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг.)", которая была обсуждена в Совете Федерации ФС России. Она определяет туризм как одно из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития, способствующего повышению уровня жизни российских граждан. Сегодня Россия располагает огромным потенциалом туризма, а природное и культурно-историческое разнообразие нашей страны позволяет развивать практически все его виды - рекреационный (с целью отдыха и развлечений), культурно-познавательный (включая религиозный и паломнический), деловой, спортивный, экстремальный, лечебно-оздоровительный, экологический, сельский, образовательный, научный и т.д. Важно создание семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа, при том что в ряде субъектов Федерации действуют свои региональные программы. Одной из перспективных является  "Губернское кольцо Подмосковья".

Вместе с тем существуют две парадоксальные вещи. С одной стороны - это наличие в России огромного туристского комплекса, включающего более 10 тыс. гостиниц, 477 исторических городов, 2368 музеев и т.д., а с другой стороны, приводятся данные Всемирного экономического форума (ВЭФ), в соответствии с которыми наша страна в 2009 году заняла 59-е место среди 133 стран мира по конкурентоспособности туристического сектора, 104-е - по качеству дорог, 85-е - по наличию мест в гостиницах, 115-е - по доступности размещения в них и 131-е - по отношению местного населения к иностранцам. В целом констатируется низкий уровень развития туристской инфраструктуры из-за отсутствия средств размещения туристского класса и объектов досуга, невысокое качество обслуживания из-за низкого уровня подготовки кадров, несоответствие качества туристских услуг их стоимости, несовершенство механизмов поддержки социального туризма. Это те возможности, которые предстоит осваивать, и те прорехи, которые предстоит устранять.

Исходя из этого, необходим государственный комплексный подход к решению проблем в сфере внутреннего и въездного туризма, нужны программы, которые носили бы межотраслевой характер и затрагивали многие сферы экономики.

Вместе с тем в стране предусматривается преимущественный акцент на развитии тех регионов, которые или имеют свою достаточно развитую туристскую инфраструктуру, или же разработали программы развития туристского комплекса. Но у нас не все регионы равнозначны в своем развитии, имеются дотационные регионы, но располагающие немалым культурно-историческим или иным туристским потенциалом, что необходимо учитывать.         

В самом деле, Россия обладает уникальным историческим наследием в смысле ценности и богатства. В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране Всемирного культурного и природного наследия в плане защиты уникальных природных, рукотворных и культурных объектов, являющихся достоянием всего человечества. Список Всемирного наследия насчитывал в 2008 году 878 объектов в 145 странах. Список этот расширяется, хотя в нем и обозначается определенный крен в пользу стран Западной Европы. А в России выделено всего 23 объекта (2,8 % от общего количества памятников Всемирного наследия)8:

Реестр памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО в России

Но есть два других уровня туризма. Это объекты смешанного пользования - туристами и местным населением (менее значимые  памятники и музеи, театры, посещаемые экскурсантами места, заповедники, местная кухня и т. д.). Во-вторых - объекты, в основном используемые местным населением (религиозного значения, гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки, игротеки, спортивные сооружения и пр.). Но именно на этих уровнях базируется нематериальное достояние в виде фольклора, народных промыслов и праздников, фестивалей, церемоний, религиозных ритуалов, а также традиционных спортивных состязаний. В перспективе они могут быть внесены в реестр ЮНЕСКО.

Туризм как наука

ЕСЛИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ серьезно подходить к развитию туризма, он должен рассматриваться как наука - туристика. В современной ситуации важно дать верные оценки тому, как может и как будет развиваться въездной и выездной туризм в России, на чем следует сделать упор, где рельефно обозначатся точки роста. Причем такая работа должна вестись на федеральном, региональном и местном уровнях.

В науке огромное значение приобретает понятийный аппарат. Многие международно признанные понятия, дефиниции и определения разработаны и прочно вошли в наш туристский тезаурус. Так, например, термин дестинация сразу вошел в него сначала как слово, означающее направление маршрута9. С середины XX века понятие существенно изменилось, в первую очередь благодаря внедрению идей маркетинга, который привнес в туристику собственные понятия-концепты: маркетинг территорий,  территориальный маркетинг, продвижение территории, или маркетинг мест. Понятия стали необходимы для формирования единого и быстро растущего рынка туруслуг, создания новых возможностей для регионов, стран, коммун и городов, привлечения инвесторов, развития новых предприятий, привлечения рабочей силы и туристов. Эксперты скоро осознали, что территории не менее товаров и услуг нуждаются в маркетинге.

Усилия на любых уровнях вознаграждаются. Один лишь пример поселка Пестяки в глубинке Ивановской области с населением
4,5 тыс. жителей, где в свое время был создан научный центр, работавший над созданием своего уникального турпродукта. Что может быть в Пестяках? Нашли 32 святых источника, при одном из них - монастырь, подняли народные промыслы - льняные вещи, которые в Европе стоят на порядок дороже, создали местное турбюро, появились гости. Нашлось на этой небольшой территории много ценностей, которые следует показать людям. Это один из примеров того, как должна решаться больная проблема малых городов - закрепление молодежи, создание для нее перспектив.

Концепт наследие имеет самое прямое отношение к расширению понятия дестинация. Под ним понимается часть художественной культуры: произведения искусства прошлых эпох, изучение и освоение которых служат исходным пунктом для дальнейшего творческого развития искусства. На практике получается, что динамика понятия дестинация включает все новые и новые объекты и меняет характер их использования. Наконец, в предельном случае всякий объект приобретает форму дестинации, когда он находит место в положительном образе ландшафта, города, места, региона, страны.

Туристика как наука самым тесным образом связана со смежными дисциплинами, такими как, например, рекреалогия. Наиболее полное удовлетворение потребностей современного человека предоставляют туристские путешествия и учреждения, способные комплексно удовлетворить как естественные, физические, так и духовные запросы человека.

Подготовка специалистов - основа гостеприимства

ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ обслуживания туристов происходят, хотя они, возможно, и не столь заметны для постороннего глаза. Находившийся в декабре 2009 года в России президент Ассоциации ведущих гостиничных школ Европы (Евродип) А.Себбан, уже 15 лет работающий с Россией, в ходе посещения Совета Федерации ФС России отметил те малозаметные изменения, произошедшие в России по сравнению с 1995 годом. Во-первых, встречающие его люди научились улыбаться, а во-вторых, появилась новая русская кухня: при сохранении ее специфики в блюдах стало меньше жира, сахара и больше овощей. То есть готовить стали для гостей. И это очень важно. К этому можно также добавить и то, что иностранные лидеры очень позитивно относятся к развитию связей с Россией в сфере туризма. Так, в 2009 году российские туроператоры получили благодарность от Президента Франции Н.Саркози за налаживание сотрудничества с этой страной.

Совершенно очевидно, что развитие инфраструктуры туризма в стране и основанная на международных стандартах подготовка профессиональных работников туристической сферы должны идти параллельно. Персонал должен готовиться под инфраструктуру и к моменту ее сдачи в эксплуатацию должен быть квалифицированно готов влиться в ее работу. Но если в иных областях возможно использование специалистов старой формации или старой школы, то в сфере туризма, связанного с остальным миром, необходимо держаться именно в русле нового и передового. Вот почему для современной туристской отрасли стоит проблема не просто образования, а именно образования мирового уровня.

На данном этапе кадры для сферы туризма готовят порядка
400 вузов страны, но в этой связи хотелось бы поделиться опытом работы Российской международной академии туризма (РМАТ) как учреждения, стремящегося максимально учитывать и новации, и собственный опыт обучения*. РМАТ - уникальное негосударственное образовательное учреждение, созданное в 1969 году на базе испытывавшего острый кадровый голод крупнейшего в мире туроператора - Центрального совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ). На маршрутах ЦСТЭ единовременно находилось порядка
1 млн. человек в день. Центральные туристские курсы стали единственным в СССР туристским профессиональным образовательным учреждением с сетью региональных подразделений. В 1981 году постановлением ЦК КПСС, Совмина и ВЦСПС они были преобразованы в Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций профсоюзов (ИПК РТЭО), а десятилетием спустя - в Институт туризма.

После расширения перечня специальностей он получил статус

академии. На протяжении всей истории существования учреждения, готовящего профессиональные туристские кадры, образовательный процесс был тесным образом связан с практикой и равнением на мировой опыт. Работа в гостиницах, на предприятиях общепита, транспорта, в турагентствах стала для студентов продолжением учебных аудиторных и прикладных знаний. Это создало объективные условия для успешной организации преддипломных практик, стажировок и, наконец, трудоустройства наших выпускников. Более 80% выпускников РМАТ определялись с работой во время учебы уже на втором-третьем курсах.

С 1992 года по решению Миннауки России и Федерации независимых профсоюзов в академии начал проводиться инновационный эксперимент по созданию системы непрерывного профессионального туристского образования. Его результатом стало создание аккредитованного небюджетного профильного образовательного учреждения высшего профобразования  с разветвленной сетью региональных образовательных структур  - филиалов и самостоятельных вузов, учредителем которых была Академия, обеспечивающих сферу туризма профессиональными кадрами в соответствии с требованиями профсоюзов, местных властей и рынка. Система предусматривала многоуровневую подготовку кадров, сопряженные учебные планы "бакалавр - специалист - магистр", длительные стажировки студентов за рубежом с получением сертификатов массовых профессий в туризме и гостеприимстве, обретение рабочих мест в ходе обучения.

На втором этапе эксперимента (2001-2005 гг.) осуществлялось развитие многоуровневой системы непрерывного профессионального образования с небюджетным финансированием на основе диверсификации образовательных программ со специализациями туристского профиля. В итоге на завершающей стадии второго этапа эксперимента в перечень реализуемых программ в РМАТ вошли 15 направлений и специальностей высшего профессионального образования (ВПО), включая менеджмент, менеджмент организации со специализациями  туристского профиля (туризма, гостеприимства, экологического туризма), спортивного туризма, научно-экспедиционного туризма, экологического туризма, анимационный менеджмент в туризме, управление персоналом, технология продуктов общественного питания и т.д. Реализуются также основные образовательные программы среднего профессионального образования (СПО) - менеджмент, организация и обслуживание в сфере сервиса, туризм, гостиничный сервис, послевузовского профобразования (аспирантура) по трем научным специальностям, а также более 100 программ дополнительного профессионального образования. Действует Диссертационный ученый совет, в котором за десять лет защищено более 400 диссертаций.

Образовательные программы туристского профиля по ряду перечисленных направлений и специальностей были созданы и внедрены в России впервые. Всего в ходе эксперимента на территории России и СНГ при поддержке местных органов власти были созданы десятки филиалов РМАТ, многие из которых принимали самое активное участие в развитии современной, высокотехнологичной региональной индустрии туризма и гостеприимства. Это дало существенный импульс развитию многоотраслевого туристского комплекса на местах.

В настоящее время идет третий этап реформирования, в основу которого закладывается обеспечение именно высокого качества получаемого образования с учетом того, что профессиональное туристское образование представляет собой многоотраслевой комплекс, в котором востребованы кадры разных профилей, направлений, специальностей на разных уровнях: техническом (исполнительском), технологическом, управленческом, научном.

Академия всегда нацеливалась на широкие международные связи. Система управления качеством образования сертифицирована по международным стандартам ISO 9001:2000, а основные образовательные программы - по международным стандартам качества профессионального туристского образования UNWTO.TedQual. Академия вошла в число ведущих профильных вузов, признанных Всемирной туристской организацией ООН (ЮНВТО) и Ассоциацией ведущих гостиничных школ Европы (Евродип). Установлены двусторонние отношения с крупнейшими университетами Европы, включая Сорбонну, Миланский университет. На острове Родос (Греция) создан международный кампус РМАТ. Студенты проходят практику в Турции, Испании, Египте и других странах. Как правило, практическое туристское образование студенты получают, сотрудничая с фирмами, где они работают по стандартам этих фирм. Но было бы неверным считать, что у РМАТ все обстоит гладко. Существуют трудности, связанные с отсутствием единых стандартов, отсутствием отечественных гостиничных цепей и несовершенством законодательной базы.

Роль законодательства в развитии туризма

ОЧЕВИДНО, что именно законодательство должно работать на развитие туристской области. Но в этой области далеко не все совершенно. Экспертами в области туризма был разработан проект закона "О туристской ренте", в котором четко прописаны перспективы инвесторов туристского рынка. Другой законопроект связан с работой гостиничных цепей по франчайзинговым схемам. Они были внесены на рассмотрение Государственной Думы России, однако не прошли, не преодолев бюрократические процедуры. Но пока не будет законодательства, соответствующим образом регулирующего систему экономических отношений в туризме, трудно ожидать, что в Россию вопреки здравому смыслу потечет поток инвестиций. Он и не течет.

Что такое франчайзинг? Это распространение более успешного и проверенного временем продукта. Многие вузы готовы продавать свои стандарты, и их стоит покупать. В частности, РМАТ была закуплена популярная во Франции и перспективная в мире программа "Ватель". Приобретенная в Италии программа "Серрамадзони" представляет собой высокую пармскую кулинарию. Однако на законодательном уровне необходимо добиваться того, чтобы франчайзингом было разрешено пользоваться не только в коммерческих структурах, но и в некоммерческих организациях, которыми являются наши высшие учебные заведения по определению.

В марте 2009 года в Госдуме прошли парламентские слушания на тему "Законодательное обеспечение развития приоритетных направлений туризма в России", а в Совете Федерации - "круглый стол" по вопросу совершенствования нормативно-правовой базы в сфере туризма в России, в ходе которых были намечены направления работы. Надежды возлагаются на реализацию Федерального закона "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи", что будет способствовать росту туристского потока в Россию в целом. Но решение общих вопросов должно идти параллельно с решением более частных проблем туризма, включая его образовательную составляющую.

В завершение следует отметить, что  перспективы развития туризма в нашей стране будут определяться тем климатом гостеприимства, который мы создадим не только для туристов, но и для инвесторов.  А постсырьевая эпоха не за горами.

 

1Российская газета. 2009. 13 ноября.

2Росбалт. 2008. 27 марта.

3www.bits-int.org/fr/index.php?menu=1&submenu=2

4www.bits-int.org/en/index.php?menu=16&submenu=55

5http://www.ratanews.ru/news/news_30052008_5.stm?printv 18.10.2001 г. http://www.ratanews.ru/news/news_29122009_3.stm?printv 18.10.2001 г. Опрос проведен среди 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России.

6http://www.bits-int.org/en/index.php?menu=16&submenu=55&showdetail=1227179243&new=1

7www.votpusk.ru/news.asp?msg=273727&TID=26 20 мая 2009 г. Механизм действия систем "отпускных чеков" состоит в том, что работодатели оказывают своим работникам помощь на проведение отпусков в форме приобретения для них указанных чеков, и 50% этих средств освобождается от уплаты налога с юридических лиц.

8http://whc.unesco.org/en/list

9См. подробнее: Зорин А., Зорин И. Дестинация. М: Издательство РМАТ, 2009.