Начало нынешнего политического сезона в США вряд ли можно назвать успешным для демократов и отметившего свою первую годовщину на посту президента Барака Обамы. Неудавшаяся попытка нигерийского террориста взорвать в канун Рождества следовавший из Амстердама в Детройт аэробус А-330 вызвала лавину критики в адрес Белого дома со стороны республиканцев, заставив Барака Обаму в срочном порядке вносить коррективы в деятельность американских спецслужб и взять на себя ответственность за допущенные его администрацией просчеты в обеспечении безопасности страны. Последовавшее за этим неожиданное заявление сразу двух сенаторов-демократов и губернатора штата Колорадо об их нежелании выставлять свои кандидатуры в ходе предстоящих в ноябре нынешнего года промежуточных выборов также не добавило оптимизма в рядах Демократической партии. Масла в и без того пылающий костер межпартийной борьбы подлила вышедшая в свет в США книга "Game Change"* (* John Heilemann and Mark Halperin. Game Change. Obama and the Clintons, McCain and Palin, and the Race of a Lifetime. Harper.448 pp.), повествующая о закулисных интригах последней президентской гонки, не в лучшем свете выставляющих нынешних демократических лидеров, включая чету Клинтон и лидера демократического большинства в Сенате Гарри Рида.

Однако на этом злоключения демократов в начавшемся году не закончились. Главную "ложку дегтя" приготовили им политические оппоненты из Республиканской партии. Накануне годовщины инаугурации Барака Обамы 50-летний республиканец Скотт Браун победил на выборах в Сенат США в традиционно демократическом штате Массачусетс.

Верх, одержанный Скоттом Брауном, по праву стал "звездным часом" для Республиканской партии. Своей победой над генеральным прокурором штата Мартой Кокли он не только отвоевал знаковое для Демократической партии сенаторское кресло, с 1954 года занимавшееся сначала Джоном, а затем Эдвардом Кеннеди, но и лишил демократов с трудом завоеванного ими супербольшинства в верхней палате Конгресса. Наличие 60 голосов в Сенате позволяло демократам на протяжении прошлого года проводить через Конгресс инициируемые ими законопроекты. Полученный же республиканцами дополнительный, 41-й голос дает им возможность вернуться к процедуре блокирования предлагаемых демократами законодательных инициатив. Не приходится сомневаться, что это в первую очередь коснется законопроекта о реформе здравоохранения, заявленного Бараком Обамой в качестве одного из главных приоритетов его администрации и вызвавшего бурную полемику в американском обществе, активно подогреваемую республиканцами и симпатизирующими им национальными СМИ.

Вряд ли кто-то из тех, кто праздновал год назад на Капитолийском холме возвращение президента-демократа в Белый дом, мог тогда предположить, что демократам придется отмечать годовщину инаугурации на столь невеселой ноте. По сути, в день первой годовщины Барака Обамы на посту президента США главным политическим ньюсмейкером стал не действующий глава Белого дома, а неизвестный доселе массачусетский сенатор, в одночасье изменивший своей победой расклад политических сил в Капитолии. И дело здесь не столько в самом Скотте Брауне, сколько в том, что избиратели одного из самых "синих" штатов США предпочли республиканца демократке Марте Кокли, агитировать за которую в Массачусетс Обама приезжал лично. На американском политическом языке это означает не что иное, как предупреждение главе Белого дома в неодобрении избирателями проводимого им курса. Учитывая, что выборы в Массачусетсе позиционировались большинством американских наблюдателей не иначе как "досрочный референдум" по вопросу о политике нынешней администрации, демократам, и правда, есть о чем задуматься.

Что и говорить, повсеместно царившая год назад в США эйфория по поводу прихода в Белый дом Барака Обамы, обещавшего "новую эру перемен" американскому народу, постепенно пошла на спад. Как отмечала в середине января газета "Washington Post", спустя год после инаугурации, лишь три четверти демократов считают, что Обаме удалось принести в Вашингтон обещанные им перемены, тогда как три четверти республиканцев и большинство независимых полагают, что он этого не сделал. И хотя, согласно январским опросам общественного мнения, проведенным компанией "Gallup", деятельность Обамы на посту президента США одобряют 49% респондентов, негативную оценку его работе в Белом доме дали 42% опрошенных американцев. В январе прошлого года, когда Барак Обама только заступил на пост главы государства, процент довольных и недовольных его работой американцев составлял соответственно 69% и 13%. При этом более 60% американцев сегодня полагают, что страна идет по неправильному пути.

Пристально следящие за изменениями политической конъюнктуры американские аналитики утверждают, что демократы допустили в минувшем году непростительный просчет. По мнению гуру вашингтонской политической кухни аналитика Чарли Кука, Обама и его соратники по партии на Капитолийском холме неправильно расставили приоритеты, сделав основной акцент на реформе здравоохранения и изменении климата, вместо того чтобы уделять больше внимания экономике, что в первую очередь касается создания новых рабочих мест. Несмотря на предпринимавшиеся на протяжении минувшего года администрацией Белого дома крупномасштабные меры по стабилизации финансовой системы страны, стимулированию и оздоровлению американской экономики, давшие в конечном итоге свои результаты, позволив Бараку Обаме в середине ноября 2009 года заявить о начале экономического роста в США, демократам не удалось справиться с проблемой занятости. Согласно официальной американской статистике, в октябре прошлого года уровень безработицы в США, впервые за 26 лет, превысил отметку в 10,1%, заставив американцев вспомнить о временах Великой депрессии. В ноябре этот показатель снизился до 10-процентной отметки. Однако в декабре, вопреки ожиданиям и прогнозам экономистов, свои рабочие места потеряли еще 85 тыс. трудоспособных американцев, не занятых в сельском хозяйстве. В год промежуточных выборов в Конгресс просчет демократов с неправильно расставленными приоритетами грозит превратиться для них в фатальную ошибку.

Ряды демократов на Капитолийском холме после предстоящих в ноябре 2010 года промежуточных выборов действительно могут заметно поредеть. Эксперты уже сегодня предсказывают потерю Демократической партией от 20 до 35 мест в Палате представителей, что может вплотную приблизить их к утрате контроля над нижней палатой Конгресса. Не лучше обстоят их дела и в предстоящей гонке за Сенат. Республиканцы всерьез заявляют о намерении побороться за сенаторские кресла от штатов Делавэр и Иллинойс, а также за кресло нынешнего лидера демократического большинства в Сенате Гарри Рида. Рейтинг Рида в его родном штате Невада, согласно опросам исследовательской компании "Rasmussen Reports",  в середине января упал с 43 до 36%, после того как американские СМИ обнародовали его высказывания в адрес Барака Обамы, цитируемые в уже упоминавшейся книге "Game Change". Слова главного демократа в Сенате о том, что Барак Обама является "светлокожим" афроамериканцем "без негритянского диалекта" были квалифицированы его оппонентами как "расистские", а поддержка Рида в Неваде пошла вниз. Остаются открытыми для оспаривания республиканцами и кресла сенаторов-демократов Майкла Беннета в Колорадо, Бланш Линкольн в Арканзасе, Арлена Спектора в Пенсильвании и Барбары Боксер в Калифорнии. Учитывая, что два сенатора-демократа - Кристофер Додд (штат Коннектикут) и Байрон Дорган (штат Северная Дакота) уже заявили о нежелании идти на перевыборы, а сохранить за собой сенаторское кресло демократы смогут лишь в Коннектикуте, Демпартия имеет все шансы начать 2011 год, имея всего 54-56 голосов в верхней палате Конгресса.

Претензии, высказываемые в адрес действующей администрации рядовыми американцами, касаются не только чрезмерного внимания, уделявшегося демократами реформе здравоохранения и изменению климата в ущерб решению экономических проблем и созданию рабочих мест. Беспокойство американских избирателей, со времен Рональда Рейгана уяснивших для себя, что "правительство - это проблема", а не решение стоящих перед страной задач, вызывает разрастание федерального правительства и стремительный рост государственных расходов. Опросы общественного мнения в США показывают, что администрации Обамы не удалось убедить американских избирателей в том, что "большое правительство" способно найти наилучшее решение стоящим перед страной проблемам. Прокатившиеся минувшим летом по США "чаепития протеста" и неформальные собрания горожан, активно поддерживаемые республиканцами, наглядно продемонстрировали, что американцы не приемлют навязываемых им "сверху" решений. По данным, приведенным в середине января 2010 года газетой "Washington Post", 58% американцев предпочитают "небольшое правительство", тогда как лишь 38% из них поддерживают идею "большого правительства" и расширения доли предоставляемых государством услуг. В пику 44-му президенту подписанный им бюджет на 2010 год был назван его политическими оппонентами самым безответственным за всю историю США.

В минувшем году Бараку Обаме так и не удалось выстраивать политику на основе межпартийного согласия и консенсуса. А это между тем было одним из главных его предвыборных обещаний. "Даже если мы получим большинство в Конгрессе, я думаю, что будет очень важно слушать республиканцев, уважать их мнение", - заявил кандидат в президенты Барак Обама весной 2008 года. Однако реализовать это на практике в полной мере ему так и не удалось. Вина за это ложится, конечно, не только на Обаму, но и на ушедших в "круговую оборону" республиканцев, воспринимающих "в штыки" практически любые законодательные инициативы демократов. Так было и с предложенным главой Белого дома 787-миллиардным пакетом мер по поддержанию и стимулированию американской экономики. Что и говорить о законопроекте реформы здравоохранения, пробившем широкую брешь в и без того буксующем межпартийном взаимодействии. Республиканцы утверждают, что они пытались неоднократно работать совместно с демократами, предлагая собственные рецепты вывода страны из кризиса, однако, по их словам, политические оппоненты неизменно отвергали большинство из их аргументов. В свою очередь, демократы на Капитолийском холме пеняют в сторону республиканцев за нежелание тех взаимодействовать. В своем недавнем интервью журналу "People" 44-й президент признал, что в условиях кризиса ему не удалось сплотить страну и обеспечить межпартийное взаимодействие, назвав прошедший год "потерянным" на этом направлении.

На этом фоне республиканские комментаторы, приободренные недавними победами однопартийцев в Вирджинии, Нью-Джерси и Массачусетсе, все чаще пророчат Бараку Обаме судьбу "короткой" администрации Джимми Картера.

Впрочем, несмотря на далеко не радужные оценки американскими СМИ итогов первого года пребывания Барака Обамы в Овальном кабинете и прогнозируемые потери демократов на предстоящих промежуточных выборах, ограничивать нынешнего главу Белого дома лишь одним президентским мандатом, пожалуй, все же преждевременно. Его демократический предшественник Билл Клинтон находился в свой первый президентский срок в не менее сложной ситуации. По итогам промежуточных выборов 1994 года Демократическая партия потеряла сразу 54 места в Палате представителей и восемь мест в Сенате, а сами выборы вошли в новейшую американскую политическую историю под термином "республиканская революция". Однако вопреки советам однопартийцев забыть о перевыборах, Клинтону, благодаря грамотной стратегии, удалось блестяще справиться с вызовами и переизбраться на второй срок. И у Барака Обамы есть все для того, чтобы повторить опыт своего предшественника.

Согласно оценкам вашингтонского издания "Congressional Quarterly", Обама был признан самым эффективным Президентом США за последние 50 лет. Учитывая унаследованный им от администрации Джорджа Буша финансовый кризис и две заокеанские войны, которыми ему пришлось заняться с первого дня своего пребывания в Белом доме, эта оценка выглядит как вполне заслуженная. К тому же высказываемая в прессе критика в адрес главы Белого дома по поводу невыполнения им своих предвыборных обещаний, по мнению ряда политологов, не всегда соответствует действительности. По оценкам Интернет-издания "Politifact.com", удостоившегося в минувшем году Пулитцеровской премии, обвинять Обаму в отходе от предвыборных обещаний вряд ли справедливо. Согласно запущенному изданием "Обамометру", отслеживающему ход выполнения 500 сделанных Обамой в ходе президентской кампании обещаний, за первый год своего пребывания в Овальном кабинете им было выполнено 91, нарушено 15 обещаний, в то время как выполнение еще 275 предвыборных компромиссов "находятся в работе".

Что касается прогнозируемых потерь демократов на Капитолийском холме, то они, как полагают американские эксперты, могут быть отчасти минимизированы за счет личной поддержки демократических кандидатов Бараком Обамой, рейтинг популярности которого продолжает оставаться высоким. Не следует сбрасывать со счетов и первую леди Америки Мишель Обаму, популярность которой, по данным Pew Research Center, на протяжении минувшего года оставалась стабильно высокой, намного превышая рейтинги ее обремененного властью супруга. Сильной стороной позиции Обамы, а значит и всей Демократической партии, являются, по мнению аналитиков, обнародованные им 21 января меры по наведению порядка на Уолл-стрит и в банковском секторе страны. Обама может вполне рассчитывать на понимание и поддержку рядовых американских избирателей, которые, как показывают опросы общественного мнения, пока еще не забыли "ответ" Уолл-стрит и крупных американских банков на оказанную им щедрую поддержку из американской казны, заключавшийся в назначении беспрецедентных по размерам дивидендов своим руководящим сотрудникам. Однако "лучшим антидотом" от нарастающей критики в адрес нынешней администрации и снижающихся рейтингов станет, по мнению старшего советника главы Белого дома Дэвида Эксельрода, подлинный "разворот на 180 градусов положения дел в американской экономике".

Какой будет "стратегия успеха" Барака Обамы, станет ясно уже в конце января, когда Президент США выступит с докладом о положении в стране перед обеими палатами Конгресса. В преддверии этого события политические обозреватели задаются вопросом, каких "сюрпризов" следует ожидать от этого выступления. По их мнению, у главы государства сегодня есть выбор - продолжать следовать рейгановскому "stay the course" и, несмотря на политические потери, все же добиться восстановления экономики, обеспечив себе переизбрание на второй срок, или прислушаться к мнению оппонентов, внести коррективы в проводимую политику, с тем чтобы снизить накал критики со стороны республиканцев и хоть как-то сократить ожидаемые потери в ходе предстоящих ноябрьских выборов. В пользу первого варианта, похоже, склоняется руководитель аппарата администрации Президента США Ральм Эмануэль, заявивший в середине января, что цели, провозглашенные Обамой, включая реформу здравоохранения, энергетики и регулирование финансового сектора, остаются прежними. Какой вариант выберет глава Белого дома, станет понятно уже совсем скоро.

Пока же с уверенностью можно утверждать, что реальным уроком первого года президентства Обамы станет изменение коммуникационной политики его администрации. Как ни банально это звучит, но превосходный оратор и коммуникатор Обама-кандидат, будучи главой государства, не смог доступно объяснить американским избирателям детали проводимого им курса. В интервью обозревателю Джорджу Стефанопулосу на телеканале АВС в день годовщины инаугурации Барак Обама с сожалением отметил, что он и его администрация были так заняты выводом страны из кризиса, что отчасти оказались неспособны объяснить американскому народу смысл и цели принимаемых мер. "Я думаю, что это моя ошибка", - признал Обама.

Ранее Барак Обама, отвечая на вопрос известной американской телеведущей Опры Уинфрей о том, как он оценивает свою работу на протяжении первого года президентства, поставил себе оценку "В+" (близко к российской "четверке". - М.Б.). При этом он отметил, что его администрация унаследовала самый большой набор проблем, с которыми не сталкивался ни один американский президент после Франклина Делано Рузвельта: "Мы стабилизировали экономику. Мы уходим из Ирака. Я думаю, у нас имеется наилучший из возможных планов действий в Афганистане. Мы "перезагрузили" наш имидж в мире".

                                                                                                                      q

"ПЕРЕЗАГРУЗКА" была, пожалуй, одним из самых популярных слов в лексиконе вашингтонских политиков на протяжении минувшего года, когда речь шла о внешней политике США. Запущенный "в оборот" с легкой руки вице-президента Джозефа Байдена на Мюнхенской конференции по безопасности, этот ранее сугубо технический термин как-то сразу прижился на языке американских политиков и дипломатов, став своеобразным водоразделом между курсом прежней республиканской администрации и внешнеполитическими подходами, привнесенными в Белый дом новой демократической командой.

Приоритетным направлением внешней политики Барака Обамы стало исправление облика США в глазах мирового сообщества, изрядно подпорченного предыдущей администрацией, и восстановление морального права Вашингтона на глобальное лидерство. Пожалуй, как ни один другой американский президент, в первый год президентства Барак Обама посвятил зарубежным турне практически столько же времени, сколько поездкам по своей собственной стране, посетив в общей сложности 21 государство. "Обамамания", прокатившаяся по миру после победы темнокожего кандидата на президентских выборах, заявленный им радикальный отход от непопулярной унилатералистской политики администрации Дж.Буша, обещание закрыть тюрьму в Гуантанамо и проникновенные выступления в Берлине, Каире и других мировых столицах принесли свои плоды.

Согласно обнародованному в конце июля прошлого года исследованию общественного мнения "The Pew Global Attitudes Project", число людей, высказывающих позитивное мнение о США, в 2009 году заметно увеличилось практически во всех ведущих странах "старой" Европы, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. И хотя позитивную картину мирового общественного мнения о США в начале минувшего года несколько оттенили берущий истоки на нью-йоркской Уолл-стрит глобальный финансовый кризис и прозвучавший из Вашингтона призыв к американцам "Покупайте американское!" ("Buy American!"), можно констатировать, что Обама и его команда в целом успешно справились со своей задачей.

Разумеется, в минувшем году Бараку Обаме пришлось заниматься не только улучшением имиджа Америки в мире. Главными вызовами для его администрации оставались продолжающиеся войны в Ираке и Афганистане, реализация заявленных в "плане Обама - Байден" приоритетов в области нераспространения оружия массового уничтожения, борьбы с терроризмом, урегулирования палестино-израильского конфликта и переговоры по глобальному изменению климата. Свои коррективы во внешнеполитические планы Белого дома внес глобальный финансовый кризис, потребовавший активизации многосторонней дипломатии как в рамках "Большой восьмерки", так и в "Группе двадцати".

Проведенные в конце декабря 2009 года рядом авторитетных вашингтонских изданий опросы американских экспертов о внешнеполитических итогах деятельности администрации Барака Обамы в течение первого года его пребывания в Белом доме высветили достаточно широкий разброс мнений на этот счет.

По мнению большинства американских экспертов, к достижениям Барака Обамы на посту президента и главнокомандующего США в минувшем году можно отнести следующее: восстановление имиджа Америки и улучшение отношений Вашингтона с мусульманским миром, возвращение дипломатии на привычное для нее центральное место в американской внешней политике, начало обещанного им вывода американских войск из Ирака, наращивание американского военного присутствия в Афганистане, приверженность укреплению режима нераспространения ОМУ, "перезагрузка" отношений с Россией и начало переговоров по новому договору о сокращении стратегических наступательных вооружений, отмена планов по развертыванию третьего позиционного района ПРО в Европе и координация с Китаем по глобальным экономическим вопросам и изменению климата.

К главным просчетам и неудачам администрации Обамы американские эксперты отнесли проталкивание переговорного процесса между Палестиной и Израилем в совсем не подходящее для этого время, пробуксовку на иранском и северокорейском треках и обещание Обамы закрыть тюрьму в Гуантанамо в течение одного года. Последнее, по мнению старшего редактора журнала "The New Republic" Майкла Кроули, в краткосрочном плане добавило Америке дополнительных очков в глазах мирового сообщества. Однако реализация данного обещания, по его оценке, требовала тесного взаимодействия как с американским Конгрессом, так и союзниками США, которого, как Обама должен был догадываться, вряд ли стоило ожидать. По мнению Майкла Кроули, печально известная тюрьма вряд ли будет закрыта ранее 2011 года, что может обернуться новой волной критики в адрес США.

К наиболее важным внешнеполитическим проблемам, решением которых администрации Барака Обамы придется заняться в наступившем году, большинство экспертов отнесли Северную Корею, Иран, Ближний Восток, Ирак, Пакистан и Афганистан. По мнению бывшего руководителя управления политического планирования Госдепартамента США Стефана Крэснера, высказанного на страницах первого номера вашингтонского журнала "American Interest" за текущий год, ни одна из этих проблем не предвещает больших побед, однако может обернуться большим поражением.

И все же главным вызовом администрации Обамы в текущем году станет Афганистан. Война в этой стране, названная в
2007 году нынешним вице-президентом Джозефом Байденом и сенатором Джоном Керри "забытой войной", спустя два года превратилась в "войну Обамы". Сделанные им в ходе президентской гонки обещания в короткие сроки закончить сражение с "Талибаном" и "Аль-Каидой" в этой стране выглядят сегодня чересчур оптимистическими и могут сыграть с Обамой злую шутку. Объявленное им в начале декабря прошлого года решение о направлении в Афганистан дополнительно 30 тыс. американских военнослужащих было поддержано далеко не всеми демократами на Капитолийском холме, что, как ожидается, может найти отражение при голосовании по запрошенному Обамой на 2011 год 708-миллиардному военному бюджету. Из них 33 млрд. долларов пойдет на финансирование расширяющейся военной кампании в Афганистане. Что касается рядовых американцев, то согласно последним опросам общественного мнения, решение главы государства о направлении дополнительных войск в Афганистан пока поддерживают 59% респондентов, тогда как 39% опрошенных высказались против расширения там американского военного присутствия. При этом сама афганская война остается непопулярной среди большинства американцев. Американские эксперты полагают, что в год промежуточных выборов в Конгресс афганская военная операция грозит превратиться в серьезную проблему для Обамы и демократов на Капитолийском холме.

Среди невыполненных Обамой предвыборных компромиссов американские эксперты называют его обещание ежегодно обращаться к американскому народу с докладом о положении дел в мире и учредить должность специального посланника Белого дома по делам Западного полушария.

Про Западное полушарие эксперты вспомнили неслучайно. Именно на латиноамериканском направлении политики новой администрации Белого дома произошел неожиданный сбой. Вслед за "встречей дружеских объятий и рукопожатий" на саммите Америк в Тринидаде и Тобаго в апреле прошлого года, где высказанное Обамой намерение на равных строить отношения с Латинской Америкой встретило всеобщую поддержку со стороны лидеров стран региона, произошел ряд событий, несколько поубавивших эйфорию латиноамериканцев по поводу перспектив американо-латиноамериканского диалога. Нежелание США квалифицировать смещение с должности Президента Гондураса Мануэля Селайи в июне прошлого года в качестве военного переворота и планы Вашингтона по созданию семи новых военных баз на территории Колумбии вызвали многочисленные вопросы в странах региона. Как следствие, уже осенью минувшего года многие латиноамериканские политики и политологи заговорили о том, что приход Обамы в Белый дом принес с собой изменения по форме, но отнюдь не по содержанию внешней политики США.

И если в мире определенное "охлаждение" эйфории по поводу прихода Барака Обамы в Белый дом происходит в первую очередь в силу имевших место завышенных ожиданий, то в самих США новому американскому лидеру достается за недостаточный прагматизм, непрофессионализм, отсутствие лидерства в международных делах. Основная критика, как это водится, звучит с правого фланга. Оппонирующие Обаме республиканские внешнеполитические эксперты не устают призывать его не говорить о прошлых ошибках Америки в ходе своих зарубежных турне и протягивать во все стороны оливковые ветви.

Впрочем, критика в адрес внешнеполитического курса Обамы звучит не только справа. В канун большого азиатского турне Барака Обамы в ноябре минувшего года почетный президент вашингтонского Совета по международным отношениям Лэйсли Гэлб заявил, что он находит "тревожный дилетантизм" во внешней политике нынешнего главы Белого дома. В своей недавней статье "Политика - это не только анализ" ("Policy Isn´t Just Analysis"), опубликованной в первом номере вашингтонского журнала "American Interest" за текущий год, Гэлб высказал опасение, что Обама, безусловно, являющийся ярким политиком, путает красивые речи с политикой, а саму политику - с  анализом и логикой. Гэлб призвал Обаму не забывать, что США остаются единственной державой, способной обеспечивать лидерство по ключевым мировым проблемам - от безопасности до торговли и защиты окружающей среды. При этом он, однако, напомнил Обаме, что даже в этом качестве Америка не способна в одиночку решить ни одну крупную международную проблему, указав на необходимость иметь сильных партнеров и формировать сильные коалиции с другими ключевыми странами, в первую очередь Китаем, Россией, Индией, Великобританией, Францией, Германией, Бразилией и Японией.

По мнению одного из основателей и членов редакционной коллегии журнала "American Interest" Джозефа Йоффе, спустя год после инаугурации Обамы не совсем ясно, кто же он на самом деле - реалист, идеалист, интернационалист или националист. При этом Йоффе напоминает, что, в отличие от своих предшественников, Обама пока не продемонстрировал веру в американскую исключительность. Наоборот, отмечает Йоффе, в речах Обамы не часто встретишь слово "НАТО", "он следует в сторону мультилатерализма и институционализма, которые на деле преследуют интересы коллективных соглашений, где Америка будет лишь одним из участников, за что очень нравиться европейцам".

С утверждением о лояльном отношении европейцев к Бараку Обаме трудно поспорить. Наилучшим подтверждением тому является решение Королевского Нобелевского комитета о присуждении Обаме премии мира "за создание нового международного климата", вызвавшее заметный резонанс в американских и мировых средствах массовой информации, породив волну вопросов как к Нобелевскому комитету, так и в адрес самого лауреата, являющегося верховным главнокомандующим, ведущим сразу две заокеанские войны. Согласно опросам общественного мнения в США, лишь 26% американцев в начале декабря прошлого года полагали, что Барак Обама с девятимесячным стажем работы в Белом доме заслуживает Нобелевской премии мира.

Впрочем, прагматичная по содержанию речь Барака Обамы в Осло в декабре минувшего года на церемонии вручения ему этой престижной награды, похоже, расставила все по своим местам, успокоив разгоревшиеся было по обе стороны океана страсти. Президент Франции Николя Саркози назвал вручение нынешнему главе Белого дома Нобелевской премии мира "свидетельством возвращения Америки в сердца всех народов мира". Американские же эксперты с удовлетворением рассмотрели в речи своего лидера его дальнейший дрейф от идеализма к реализму, что, пожалуй, является главным внешнеполитическим итогом первой годовщины президентства Барака Обамы.

Отвечая в середине прошлого года на просьбу корреспондента немецкого журнала "Spiegel" оценить внешнеполитический курс Президента Обамы, Генри Киссинджер сравнил 44-го Президента США с шахматистом, ведущим одновременно несколько партий и начавшим свою игру необычным дебютом. "Мы не знаем, каким будет его следующий ход, - сказал Киссинджер, - но я не оспариваю его начало".

По хорошо известным Киссинджеру китайским меркам, один год в Белом доме - слишком малый срок, чтобы судить, дотянет ли обама-байденовская "перезагрузка" до уже вошедшей в историю "détente".