Минувший, 2009 год, без преувеличения, стал особым для ОБСЕ - периодом переосмысления положения дел в системе общеевропейской безопасности, роли и места Организации в поддержании стабильности и развитии сотрудничества в Евро-Атлантике.

Символично, что впервые за длительный срок функционирования СБСЕ/ОБСЕ министры иностранных дел 56 государств-участников собрались дважды - на неформальной встрече на греческом острове Корфу (27-28 июня) и заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) в Афинах (1-2 декабря). Ранее такое случалось лишь в 1991 и 1992 годах, когда Европа переживала очередной период перемен. Как справедливо подметил министр иностранных дел России С.В.Лавров, "видимо, снова пришла пора Европе меняться".

Надо сказать, к осознанию потребности серьезных изменений, связанных с преодолением сохраняющихся в Евро-Атлантическом регионе разделительных линий и формированием общих пространств в различных областях, Российская Федерация пришла одной из первых.

Напомню, еще в июне 2008 года в Берлине Президент
Д.А.Медведев выступил с инициативой разработки Договора о европейской безопасности (ДЕБ). Смысл документа в том, чтобы превратить в юридические обязательства согласованные ранее в ОБСЕ, Совете Россия - НАТО и других многосторонних форматах политические договоренности о неукреплении безопасности одной страны за счет других и придать тем самым принципиально новое качество военно-политической безопасности в Евро-Атлантике, обеспечив гарантии стабильности на исторически обозримую перспективу.

Как известно, российские предложения по ДЕБ стали предметом широкого обсуждения на различных межправительственных и неправительственных форумах, включая ОБСЕ.

Одним из ключевых событий 2009 года является участие С.В.Лаврова в венской Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности (ЕКОБ) 23-24 июня, где он выступил по теме "Вызовы жесткой безопасности в Евро-Атлантике. Роль ОБСЕ в создании устойчивой и эффективной системы безопасности". В своей речи министр подробно разъяснил необходимость устранения системных сбоев в сфере "жесткой" безопасности, включая кризис режима контроля над вооружениями, прежде всего ДОВСЕ, стагнацию в области мер доверия, попытки силового решения региональных конфликтов, которые отчетливо проявились в агрессивных действиях Грузии против Южной Осетии в августе 2008 года, освоение военной инфраструктурой НАТО новых территорий вблизи российских границ параллельно со стремлением альянса перетягивать функции в сфере глобальной безопасности, а также сохраняющиеся угрозы международного терроризма, наркотрафика и других форм трансграничной организованной преступности.

Заинтересованные дискуссии подтвердили растущую неудовлетворенность многих государств ОБСЕ уровнем безопасности в Евро-Атлантическом регионе. По итогам обмена мнениями российская сторона подготовила проект ДЕБ, который был направлен Президентом России руководителям евроатлантических государств и исполнительным главам ключевых организаций. Мы настроены на предметный разговор, в том числе на площадке ОБСЕ, по существу предлагаемого договора.

Под воздействием российских идей в русле оздоровления архитектуры общеевропейской безопасности греческим председательством ОБСЕ запущен так называемый "Корфуский процесс". В ходе неформальной министерской встречи на Корфу и серии консультаций на уровне постпредов в Вене были подробно рассмотрены различные аспекты всеобъемлющей безопасности, включая принципы межгосударственных отношений, конфликты на пространстве ОБСЕ, а также общие вызовы в военно-политической, экономико-экологической и гуманитарной областях.

И хотя дискуссии проходили неоднозначно, сопровождались попытками ряда стран перевести процесс в плоскость политического торга, разменов и искусственных увязок, главный результат на сегодня в том, что они выявили всеобщую неудовлетворенность состоянием дел с безопасностью в Евро-Атлантическом регионе, которую уже не прикрыть удобными формулами, прославляющими "достижения" ОБСЕ.

Итогом непростой работы стало принятие на СМИД в Афинах двух важных документов - рамочной декларации и оперативного решения, нацеливающих на сбалансированное развитие "Корфуского процесса" в 2010 году. Важно, что в декларации все государства-участники признали нарушение базовых принципов межгосударственных отношений, включая хельсинкский Заключительный акт, неспособность существующей структуры евробезопасности предотвращать конфликты и эффективно противостоять новым вызовам и угрозам, наличие тупиковой ситуации в области контроля над вооружениями, необходимость поиска путей укрепления жизнеспособности режима ДОВСЕ, дальнейшего повышения эффективности ОБСЕ. Условлено, что в рамках дальнейших "корфуских дискуссий" решению этих проблем будет уделено особое внимание.

Рассчитываем, что развитие "Корфуского процесса" под эгидой казахстанского председательства поможет вдохнуть новую жизнь в работу исполнительных структур ОБСЕ, выработать пути всестороннего повышения эффективности и дееспособности Организации, устранить серьезные перекосы в применении всеобъемлющего подхода и сделать его сбалансированным. Убеждены, что в логику "Корфуского процесса" укладывается и задача завершения институционального строительства ОБСЕ, включая принятие ее Устава.

В 2009 году совместно с партнерами по ОДКБ мы аргументировано доказывали необходимость принятия такого учредительного документа, который имеется во всех международных и региональных организациях. Состоявшиеся три "круглых стола" по проблемам правового статуса ОБСЕ показали, что российские доводы начинают восприниматься другими странами, особенно европейскими. Поддерживаем настрой на создание рабочей группы для рассмотрения всех институциональных аспектов при понимании, что одной из главных задач стало бы обсуждение проекта уставного документа, предложенного Арменией, Белоруссией, Киргизией, Казахстаном, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном еще в сентябре 2007 года.

Выступаем за необходимость укрепления роли директивных органов ОБСЕ, совершенствования работы исполнительных структур и полевых присутствий, оптимизации мероприятий, особенно на гуманитарном направлении, и улучшения программно-бюджетного планирования.

По-прежнему будем добиваться наведения строгого порядка в сфере наблюдения за выборами. У специалистов остается много вопросов к Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) относительно методик электорального мониторинга, процедур формирования, работы и составления оценочных заключений, равно как и в отношении фактической автономности самого Бюро от государств - участников ОБСЕ, пристрастности в оценках избирательных процессов в различных странах, сохранения политики "двойных стандартов". Решению перечисленных проблем может способствовать расширение диалога профессионалов в электоральной сфере. В этом плане хотел бы напомнить об удачном опыте проведения в июле 2009 года семинара по теме организации выборов, в котором приняла участие представительная российская делегация во главе с председателем ЦИК В.Е.Чуровым. В выступлениях наших экспертов были продемонстрированы зачастую уникальные достижения в развитии национальной избирательной системы, в том числе при использовании Интернет-технологий. Приветствуем, что обсуждение состояния и перспектив применения электронного голосования в государствах - участниках ОБСЕ будет продолжено на организуемом казахстанским председательством семинаре в апреле 2010 года.

Весомым достижением прошедшего года стало принятие министерской декларации в связи с 65-й годовщиной окончания Второй мировой войны. Ее соавторами выступили все государства - члены ОДКБ, а также Сербия, то есть страны, которые ценой десятков миллионов людских жизней вынесли основную тяжесть борьбы с нацизмом и внесли решающий вклад в освобождение Европы от "коричневой чумы". Скажу откровенно, согласование декларации далось нелегко из-за различий подходов ряда стран к истории и итогам прошедшей войны. Однако в результате удалось выработать приемлемый для всех 56 государств текст, в котором выражена благодарность ветеранам и отмечено значение их подвига во имя общей цели. Декларация стала полезным вкладом и в борьбу с попытками фальсификации истории.

Принятый документ имеет особый смысл в наступившем году, когда Россия вместе со всеми странами СНГ и государствами антигитлеровской коалиции будет праздновать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для нас это не просто очередное юбилейное мероприятие, а долг памяти перед всеми павшими в борьбе против фашизма. Мы высоко ценим отношение правительства и общественности Австрии к этой памяти, что наглядно проявилось в реставрации монумента советскому Воину-Освободителю в центре Вены. Такие чувства вызывают уважение к австрийским властям и гражданам этой страны, у которой могли бы поучиться многие государства Евросоюза.

На этом фоне кощунственными выглядят действия нынешних грузинских властей, отдавших приказ взорвать в Кутаиси мемориал воинам Великой Отечественной войны. Это не только вызов международному сообществу, но и оскорбление памяти сотен тысяч грузин, сражавшихся плечом к плечу со всеми представителями братских народов Советского Союза в смертельной схватке с фашизмом.

Говоря о Грузии, хотел бы сказать, что 2009 год выдался непростым в плане продолжающегося процесса осмысления сообществом ОБСЕ последствий отражения агрессии в августе 2008 года против Южной Осетии и российских миротворцев.

Приходится с сожалением констатировать, что многие партнеры так и не сумели извлечь уроки из кризиса 2008 года. Нам вновь приходилось иметь дело с игнорированием новых политико-правовых реалий в регионе, противодействовать непрекращающимся попыткам навязать восприятие Южной Осетии не как суверенного, независимого государства, а как некой "составной части Грузии".
В ответ на неоспоримые аргументы мы лишь слышали известный набор лозунгов и сомнительных претензий в адрес России и югоосетинской стороны. К сожалению, среди наших оппонентов в рядах ОБСЕ не нашлось сочувствующих народу Южной Осетии, желающих объективно взглянуть на события августа 2008 года, причем глазами жертвы, а не агрессора.

ОБСЕ в итоге так и не смогла дать принципиальную оценку преступным действиям режима Саакашвили и после выхода в конце сентября 2009 года доклада "Комиссии Х.Тальявини". Примечательно, что главный вывод этого документа, подготовленного, как известно, по заказу Евросоюза, полностью совпал с тем заключением, на котором изначально настаивала Россия. В докладе прямо указывается, что именно Вооруженные силы Грузии в нарушение норм международного права развязали кровопролитную войну, начав в ночь с 7 на 8 августа 2008 года тщательно спланированный массированный обстрел мирно спящего Цхинвала из реактивных систем залпового огня "Град" и крупнокалиберной артиллерии. Именно этим фундаментальным выводом и следует руководствоваться при формировании современных подходов к радикально изменившейся ситуации на Южном Кавказе.

Мы за продолжение функционирования ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии на паритетных началах, за мониторинг ситуации в районах Грузии, примыкающих к границам Южной Осетии, в дополнение к развернутой в регионе в соответствии с договоренностями президентов России и Франции наблюдательной миссии Евросоюза. Постоянное присутствие ОБСЕ в Грузии могло бы реально уменьшить опасность повторения силовой авантюры Тбилиси против Цхинвала. То, что такие планы до сих пор вынашиваются режимом Саакашвили, причем при попустительстве ряда его западных покровителей, ни для кого не секрет.

Несмотря на последовательные усилия российской стороны по сохранению присутствия ОБСЕ в Грузии и Южной Осетии, договориться по параметрам работы Организации в регионе так и не удалось. Наши партнеры предпочитали оперировать отжившими, недееспособными схемами и подходами. В результате грузинская полевая миссия ОБСЕ с 30 июня 2009 года прекратила свое существование и была свернута.

После того как наши партнеры отклонили российские компромиссные предложения по открытию отдельных офисов ОБСЕ в Тбилиси и Цхинвале, мы по примеру ООН ведем дело к созданию компактной группы ОБСЕ для содействия Женевским дискуссиям по безопасности и стабильности в Закавказье, на которых, как известно, эти организации, наряду с Евросоюзом, выступают сопредседателями, а также механизмам предотвращения инцидентов в районах грузино-абхазской и грузино-югоосетинской границ.

Во избежание повторения ситуаций, подобных попыткам М.Саакашвили применить военную силу, Россия предложила согласовать единые подходы и принципы предупреждения и урегулирования конфликтов, которым будут следовать все страны и международные организации, действующие в Евро-Атлантике. Накануне заседания афинского СМИД мы распространили проект соответствующего министерского решения, который аккумулировал политические обязательства, содержащиеся в основополагающих документах ООН и СБСЕ/ОБСЕ, включая хельсинкский Заключительный акт. Речь, в частности, идет о неукоснительной приверженности Уставу ООН, достижении договоренностей самими сторонами в конфликтах, безусловном учете позиций каждой из них, недопустимости применения силы или угрозы силой, бережном отношении к существующим переговорным и миротворческим форматам, поэтапности урегулирования. Другим новаторским элементом российского предложения является фиксация необходимости урегулирования конфликтов на основе консенсуса, который должен оставаться руководящим принципом деятельности ОБСЕ, безальтернативным механизмом принятия решений, особенно в вопросах кризисного регулирования.

Намерены продолжать твердо и последовательно отстаивать в ОБСЕ российские предложения по тематике урегулирования конфликтов, в том числе в рамках "Корфуского процесса", исходя из четкого понимания, что Организация должна заниматься всеми "замороженными" конфликтами в зоне своей ответственности "от Ванкувера до Владивостока", как это предусмотрено принятой в ОБСЕ концепцией всеобъемлющей безопасности.

Говоря об итогах работы ОБСЕ по различным измерениям безопасности, можно в целом оценить их со знаком "плюс", хотя не все полезные инициативы и предложения, включая российские, нашли отражение в принятых на СМИД в Афинах документах.

Важно, однако, что удалось придать импульс работе по военно-политическому измерению. Афинское решение по вопросам компетенции Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности нацелено на существенную активизацию диалога по военно-политическим аспектам безопасности, усиление имеющегося инструментария и совершенствование одобренных ранее принципов, регулирующих взаимоотношения государств в этой сфере. Появилась база для начала модернизации Венского документа 1999 года о мерах доверия и безопасности в военной области, выхода на разработку новой программы действий в области мер доверия и контроля над вооружениями, перехода к интенсивной работе по восстановлению жизнеспособности ДОВСЕ с использованием всех каналов, особенно Совместной консультативной группы в Вене.

В духе нового качественного изменения в отношениях России и США наши страны выступили соавторами солидного решения СМИД в Афинах по борьбе с транснациональными угрозами и вызовами, нацеленного на активизацию индивидуальных и коллективных усилий на данном направлении. Рассчитываем, в частности, добиться консолидации деятельности исполнительных структур ОБСЕ под общим руководством генсекретаря, а также повышения уровня взаимодействия с ООН и другими международными и региональными организациями на базе принятой в 1999 году Платформы безопасности, основанной на сотрудничестве.

В Афинах одобрены два министерских антитеррористических решения - в поддержку международно-правовых рамок борьбы с терроризмом и о повышении безопасности проездных документов.

Россия совместно с союзниками по ОДКБ добивалась активизации работы ОБСЕ по противодействию незаконному обороту наркотиков. Намерены вести дело к проведению в 2010 году представительной конференции ОБСЕ для комплексного рассмотрения путей противодействия наркоугрозе, включая борьбу с распространением афганского героина и необходимых для его создания прекурсоров, пресечение потоков латиноамериканского кокаина в страны ОБСЕ, а также производства в ряде европейских стран синтетических наркотиков и их последующего экспорта.

В 2009 году заметно оживилась деятельность ОБСЕ на экономико-экологическом треке. Российская сторона выступает за дальнейшее обновление повестки дня этого измерения, учитывая реальные социально-экономические проблемы в государствах-участниках, наличие финансовых возможностей и экспертного потенциала ОБСЕ. Поддерживаем закрепление транспортной и миграционной тем в качестве сквозных на перспективу ближайших лет. Важно, что по проблематике энергобезопасности удалось принять в Афинах сбалансированное министерское решение, подтверждающее согласованные на саммите "Группы восьми" в Санкт-Петербурге в
2006 году всеобъемлющие принципы и поручающее Постоянному совету организовать в 2010 году экспертное мероприятие для определения роли ОБСЕ в международном энергосотрудничестве.

Приходится констатировать, что человеческое измерение ОБСЕ по-прежнему развивалось однобоко. Вместо конструктивного сотрудничества доминировали конфронтационная риторика и попытки навязывания "демократических ценностей". Не устаем призывать наших партнеров отказаться от нынешней вредной схемы такой работы. Вместо этого ОБСЕ может и должна фокусироваться на проблемах, актуальных для всего пространства Организации, - борьбе с проявлениями неофашизма, защите прав нацменьшинств, содействии толерантности и межкультурному диалогу, обеспечении свободы передвижения и верховенства права, оказывая эффективную поддержку государствам в тех областях, где они реально нуждаются в этом и запрашивают содействие. Именно так должны отстраивать свою деятельность институты ОБСЕ в соответствии с принятыми ранее решениями в сфере человеческого измерения.

При этом не должно возникать ситуаций, когда незаслуженно забываются фундаментальные обязательства ОБСЕ, в частности в сфере свободы передвижения и облегчения визового режима. Мы предложили реанимировать диалог по этой теме и поручить БДИПЧ вести мониторинг визовой ситуации в странах ОБСЕ. На столе переговоров - подготовленный Россией в соавторстве с рядом стран ОДКБ соответствующий проект министерского решения. Его принятие имело бы важнейшее значение для региона Евро-Атлантики. Ведь именно безвизовый режим в состоянии обеспечить необратимый прорыв к Большой Европе, где граждане всех расположенных здесь стран ощущали бы себя европейцами.

В "копилку" ОБСЕ можно занести также принятие на афинском СМИД Заявления по Нагорному Карабаху. России вместе с другими сопредседателями Минской группы ОБСЕ - Францией и США - удалось поддерживать беспрецедентно высокую динамику переговорного процесса. В течение года проведено шесть бесед с президентами Азербайджана и Армении, а также три встречи с Президентом России. Интенсивные контакты на высшем уровне содействовали продвижению предложенных "тройкой" сопредседателей Минской группы принципов урегулирования в качестве оптимальной схемы разрешения конфликта.

Конечно, главный итог работы ОБСЕ, который опять-таки связан с темой оздоровления системы общеевропейской безопасности, - это открытие перспективы проведения саммита Организации, который не созывался с 1999 года. Россия с самого начала активно поддержала предложение будущего казахстанского председательства, зафиксированное в документах афинского СМИД. Уверены, что встреча в верхах ОБСЕ позитивно повлияет на укрепление атмосферы доверия на общеевропейском пространстве. Тем более что предстоящий год будет знаменательным для всех стран Евро-Атлантики, учитывая, что он совпадает сразу с несколькими памятными датами в общей истории - 65-летием завершения Второй мировой войны, 35-летием хельсинкского Заключительного акта и
20-летием Парижской хартии для новой Европы.