В современной системе международных отношений имеется немало региональных организаций, которые доказали свою полезность и эффективность. Но есть среди них одна, которая занимает особое место. Это Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Она была создана в 1967 году и за полвека существования не только успешно доказала свою жизнеспособность, но и сумела стать ядром более широкого международного сотрудничества, в котором принимают участие практически все ведущие государства мира.

За прошедшие годы эта ассоциация постепенно превратилась в действенный механизм политического, экономического, оборонного, полицейского, гуманитарного и иного сотрудничества между странами-членами как в многостороннем, так и двустороннем форматах. Но еще более важно то, что, несмотря на многочисленные проблемы, доставшиеся вошедшим в нее государствам от периода колониальной зависимости, они сумели проявить политическую волю и превратить организацию в эффективный инструмент преодоления своих разногласий и конфликтов. Благодаря этому, АСЕАН стала с годами фактором поддержания мира, стабильности и безопасности в некогда одном из самых беспокойных и взрывоопасных регионов мира.

В 1982 году в монографии «АСЕАН: политика и экономика»1 автор этих строк впервые в нашей стране всесторонне исследовал причины, цели и обстоятельства формирования АСЕАН, проанализировал движущие силы и направления взаимодействия пяти первоначальных государств - членов Ассоциации - Индонезии, Малайзии, Таиланда, Сингапура и Филиппин, а также примкнувшего к ним несколько позже Брунея. В монографии делался вывод: несмотря на серьезные проблемы, по-прежнему отравлявшие отношения между странами АСЕАН, у этой организации имелся значительный потенциал роста и позитивного развития.

Вопреки сохранявшимся территориальным проблемам, серьезным торгово-экономическим трениям, религиозным различиям и национальным распрям, шесть государств-членов в 1960-1970-х годах осознали, что волей судьбы они «находятся в одной лодке» и их выживание в бурных водах мировых событий и острых потрясений зависит только от них самих. Именно это обстоятельство побудило лидеров шести государств, отодвинув в сторону противоречия и забыв о прежних обидах, приступить к совместному строительству своего нового будущего.

Сложилось так, что до публикации упомянутой монографии тема АСЕАН - в силу негативного отношения к этой организации со стороны тогдашних руководителей внешней политики СССР - оставалась за рамками исследований советских ученых. Но и после выхода монографии в свет скепсис в отношении АСЕАН и ее будущего в нашей стране какое-то время еще сохранялся, мешая в полной мере оценить потенциал этой региональной структуры сотрудничества нового типа.

Между тем уже тогда, в 1980-х годах, можно было обратить внимание на то, что АСЕАН, как организация, смогла достичь того уровня развития, когда между ее членами установились реальные и устойчивые политические связи, обусловленные общностью интересов правящих кругов всех шести государств-членов. Проявляя политическую волю, лидеры стран Ассоциации смогли перейти от исторических обид, конфронтации, обоюдных претензий и недоверия к взаимопониманию, координации усилий и даже совместным действиям. Последовательно расширяя спектр взаимного сотрудничества, укрепляя договорно-правовую базу Ассоциации, они сумели коллективными усилиями превратить ее в реальный фактор международных отношений в ЮВА. После присоединения к АСЕАН остальных государств региона - Вьетнама, Лаоса, Камбоджи и Мьянмы - организация приобрела поистине региональный характер, который позволил ей значительно повысить свой вес в делах Азиатско-Тихоокеанского региона в целом.

В наши дни АСЕАН является общепризнанным ядром и движущей силой целой системы многостороннего сотрудничества в регионе, в котором принимают участие практически все ведущие государства мира, включая Россию. Речь идет о таких уже доказавших свою полезность институтах взаимодействия, как Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), Восточноазиатский саммит (ВАС), Совещания министров обороны государств - членов АСЕАН с диалоговыми партнерами («СМОА плюс»), ежегодные встречи министров иностранных дел АСЕАН с партнерами по диалогу, периодические встречи с партнерами по диалогу на высшем уровне, контакты по линии органов внутренних дел с АСЕАНАПОЛ. Все эти асеаноцентричные структуры органично связаны между собой, дополняют друг друга и позволяют Ассоциации консолидировать вокруг себя внерегиональные государства, заинтересованные в поддержании стабильности и развитии взаимовыгодного сотрудничества в ЮВА.

Дополнительный вес Ассоциации придают впечатляющие успехи входящих в нее государств в области экономического развития. Сингапур, Малайзия, Таиланд уже давно получили статус новых индустриальных стран (НИС), став так называемыми «азиатскими тиграми», позже к ним приблизились Индонезия, Филиппины и Вьетнам, набирают устойчивые темпы развития Мьянма, Камбоджа и Лаос. Бруней, благодаря запасам нефти, уже давно является одним из лидеров по ВВП на душу населения. В совокупности экономика десяти стран АСЕАН имеет общий ВВП порядка 2,6 трлн. долларов, что ставит ее на третье место в Азии и на седьмое место в мире2.

Провозгласив еще в 2002 году курс на формирование нового института - сообщества АСЕАН, государства Ассоциации 31 декабря 2015 года объявили о том, что они достигли поставленной цели. В основу такого сообщества положены три опоры - экономическое сообщество, сообщество в области политики и безопасности и социально-культурное сообщество. Образование Сообщества АСЕАН стало важнейшим этапом в интеграционном процессе в рамках Ассоциации, оно подняло взаимоотношения между десятью государствами-членами на принципиально новый уровень3.

В нынешних реалиях, складывающихся на евразийском континенте, открываются широкие перспективы строительства партнерских отношений между Сообществом АСЕАН и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Армения. Не менее привлекательно выглядит и идея налаживания взаимовыгодного сотрудничества между Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и Сообществом АСЕАН. Открывается перспектива формирования широкого партнерства на пространстве Евразии, охватывающего все те государства, которые хотят и готовы взаимодействовать на основе равноправия и уважения интересов друг друга в целях прогресса и процветания своих народов.

Конечно, в значительной мере речь идет об идеях и планах, реализация которых потребует продолжительного времени и немалых усилий. На пути неизбежны трудности, препятствия и проблемы, возможно и откаты назад. Но важно определить вектор дальнейшего развития и понять, какими путями его выстраивать. В этой связи представляется полезным посмотреть на то, как и благодаря чему государства АСЕАН, несмотря на наслоения прошлого, на различие интересов и разделявшие их противоречия, все же сумели найти общий язык и совместными усилиями преодолеть разногласия и многочисленные трудности, мешавшие их сближению.

Важно разобраться в том, что представляет собой прочно укоренившееся в политическом лексиконе Ассоциации понятие «ASEAN Way». Очевидно, что оно шире, чем предполагает прямой перевод - «путь АСЕАН», поскольку включает в себя и такие стороны, как «подход», «метод», «способ». Только уяснив, что на деле означает понятие «ASEAN Way», которым руководствуются десять государств, можно выявить причины реальных успехов АСЕАН в самых разных сферах региональных связей. Для этого, как представляется, полезно более обстоятельно разобраться в концептуальных основах, на которых была создана и функционирует эта ассоциация.

Показательно, что многие из обычаев, традиционных подходов, стиля поведения и общения, которые с давних пор были присущи народам Юго-Восточной Азии, получив апробацию и будучи «осовремененными» в недрах АСЕАН, вошли затем в арсенал сегодняшней дипломатии. Другие традиционные подходы, не обязательно родившиеся в самой Ассоциации, но успешно адаптированные участниками этой региональной группировки к современным реалиям и примененные ими во взаимоотношениях между собой, дополнили картину. С учетом этого попытаемся проанализировать те основы, на которых построена АСЕАН, и те принципы и алгоритмы взаимодействия, которые позволили десяти странам ЮВА, входящим в эту организацию, добиться впечатляющих успехов.

Знакомство с этими основами и принципами дает возможность лучше понять логику действий, психологию и взгляды асеановской «десятки», разобраться в подходах ее членов к решению как внешних, так и внутренних проблем, стоящих перед ними в международной, политической, экономической и других сферах. Это представляется полезным для выстраивания правильной и продуманной линии поведения в отношениях с АСЕАН и ее членами, недопущения возможных ошибок и просчетов на данном направлении. С другой стороны, изучение и экстраполяция опыта АСЕАН может послужить источником новых идей и подходов в области международного и регионального общения, развития интеграционных процессов, в том числе на евразийском пространстве.

За полувековую историю своего существования АСЕАН приняла более десятка важнейших концептуальных документов, которые отражают процесс развития как самой региональной структуры, так и степени близости и доверия между ее членами. Эти основополагающие документы регламентируют взаимоотношения между десятью государствами и определяют основные направления их сотрудничества. Дополняя друг друга, они составляют юридический фундамент региональной организации, определяют основные цели, направления и главное - базовые принципы взаимоотношений, на которых строятся коллективные усилия асеановской «десятки».

В АСЕАН нет какого-то одного, всеобъемлющего документа, в котором бы полно и системно были изложены все основополагающие принципы этой организации, некоего «устава» АСЕАН. Принципы ее деятельности, как отмечалось, зафиксированы в ряде совместных документов Ассоциации, которые были подписаны в разное время и на разных уровнях. Нередко эти принципы переходят из одного документа организации в другой, усиливают и уточняют друг друга.

Все концептуальные документы АСЕАН до своего формального одобрения лидерами Ассоциации проходили тщательный процесс подготовки и согласования на всех уровнях регионального взаимодействия. Только после всестороннего согласования, устранения разночтений и получения единодушной поддержки со стороны всех стран-членов эти документы принимались в качестве директив, определявших порядок и направления деятельности всей «десятки».

На первом месте в политике, конкретных действиях и решениях каждой из стран АСЕАН неизменно находятся их собственные национальные интересы. Тем не менее весьма важное, причем с течением времени все возрастающее значение в их политике и практических действиях имеет одновременный учет интересов партнеров по региональному сотрудничеству. В любом случае, принимая то или иное решение, государства Ассоциации стремятся в максимально возможной степени учитывать интересы партнеров по региональной группировке. Это побуждает их тщательно избегать шагов и даже официальных заявлений, которые могли бы затронуть интересы партнеров. В случае возникновения проблем или трений между одной из стран Ассоциации и внерегиональным государством другие члены «десятки» проявляют асеановскую солидарность, оказывают партнеру всяческую поддержку. Если же это почему-то невозможно, то они соблюдают публичное молчание, занимают нейтральную позицию, но ни в коем случае не допускают в его адрес открытой критики.

Все возникающие разногласия в АСЕАН принято решать в ходе сугубо неформальных контактов, носящих, как правило, конфиденциальный характер. Прибегая к «тихой дипломатии», стороны проявляют друг к другу доверие и благожелательность. Только так, будучи уверенными в том, что все участвующие в споре стороны действительно заинтересованы в оптимальном решении, страны АСЕАН ведут весьма откровенный и доверительный разговор. Если же приемлемое для всех решение найти не удается, то асеановцы принимают решение отложить сложный вопрос до тех пор, пока не созреют условия для его разрешения к взаимному удовлетворению всех сторон.

Выработанный государствами АСЕАН алгоритм поведения, конечно, не лишен недостатков, ведет к тому, что региональную группировку упрекают в «аморфности», недостаточной эффективности. В результате этого основополагающие принципы Ассоциации периодически подвергаются испытаниям, давлению со стороны критиков. Время от времени даже в самой региональной организации раздаются голоса в пользу обновления, пересмотра, а возможно, и отказа от некоторых принципов. Однако лидеры АСЕАН уверены в том, что именно приверженность основополагающим принципам Ассоциации, а также следование универсальным нормам, закрепленным в Уставе ООН, являются гарантом сохранения единства организации, ее дальнейшего поступательного развития, а возможно, и самого существования АСЕАН.

Среди принципов, которые лежат в основе регионального и двустороннего взаимодействия государств - членов АСЕАН, многие представляют собой общепринятые принципы международного поведения и взаимоотношений между современными государствами. Но мы рассмотрим их под углом зрения функционирования самой АСЕАН и решения ее участниками своих конкретных задач.

Принцип суверенного равенства

Это один из основополагающих принципов взаимоотношений между суверенными государствами в современном мире, он зафиксирован в Уставе ООН и закреплен в основных документах АСЕАН. В частности, в Бангкокской декларации 1967 года, принятой пятью учредителями Ассоциации и положившей начало их региональному сотрудничеству, подчеркивалось, что подписавшие декларацию государства решили развивать сотрудничество в Юго-Восточной Азии «в духе равенства и партнерства»4.

Наиболее полно принцип суверенного равенства государств АСЕАН был закреплен в Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, который был заключен странами Ассоциации 24 февраля 1976 года и к которому присоединились государства, вступившие в нее в более поздние годы. Так, в соответствии со ст. 2 главы 1 этого договора, государства Ассоциации брали обязательство в отношениях друг с другом руководствоваться принципом «взаимного уважения независимости, суверенитета, равенства, территориальной целостности и национальной самобытности всех стран»5.

Равным образом аналогичные обязательства взяли на себя и те внерегиональные государства, которые позже присоединились к этому договору, включая Россию.

Принцип невмешательства

История существования АСЕАН свидетельствует о том, что принцип невмешательства во внутренние дела друг друга подвергался в Ассоциации наибольшим испытаниям. При этом очевидно, что именно данный принцип является одной из наиболее важных основ деятельности этой региональной организации, представляет собой краеугольный камень как двусторонних, так и многосторонних взаимоотношений и сотрудничества между всеми участниками асеановской «десятки». Страны Ассоциации отдают себе отчет в том, что отказ от принципа невмешательства, его нарушение или ослабление приведут к подрыву единства всей группировки, что может поставить под угрозу само существование организации.

Предпринимавшиеся в разные годы в АСЕАН попытки реформировать Ассоциацию, чтобы усовершенствовать ее деятельность, повысить ее эффективность, придать региональному сотрудничеству большую динамику, всякий раз приводили к напряженности внутри самой организации и даже к возникновению трений между ее членами. При этом, как правило, такого рода попытки «обновить» АСЕАН, внести в ее деятельность «новую струю» неизменно трактовались в Ассоциации как попытки одних участников группировки осуществить вмешательство в дела других ее членов. Опасаясь возможных негативных последствий от каких-либо значительных перемен, лидеры «десятки» проявляют сдержанность, консерватизм и осторожность и из раза в раз подтверждают незыблемость принципа невмешательства во внутренние дела друг друга.

Обращает на себя внимание утверждение, прозвучавшее из уст сингапурского исследователя М.Раджаретнама, который подчеркивал, что концепция невмешательства является по своей природе западной и представляет собой производное от принципа суверенитета. Тем не менее эта концепция уже давно и прочно укоренилась в системе ценностей АСЕАН, поскольку в памяти представителей асеановских элит все еще сохраняются воспоминания о колониальном прошлом своих стран, а также о периоде холодной войны, когда многие из государств Ассоциации были объектами внешнего вмешательства6.

Принцип невмешательства был взят из Устава ООН и других международно-правовых документов, закрепляющих общепринятые нормы международного права. Он был включен в текст самого первого документа, принятого Ассоциацией, - Декларацию о создании АСЕАН (так называемую Бангкокскую декларацию) от 8 августа 1967 года, которая положила начало региональной организации.
В последующие десятилетия принцип невмешательства неоднократно подтверждался во многих ключевых документах Ассоциации. В этом контексте уместно вспомнить, что в данной декларации содержится прямое указание на то, что государства, решившие создать свою региональную организацию, делают это в интересах «обеспечения своей стабильности и безопасности от внешнего вмешательства в любой форме и проявлении»7.

Таким образом, принцип невмешательства касался не только взаимоотношений асеановцев друг с другом, но и имел отношение к их связям с внерегиональными государствами. Судя по Бангкокской декларации, именно опасность внешнего вмешательства, попыток превращения их в инструмент достижения чуждых им целей вызывала у них наибольшие опасения. В подписанной 27 ноября 1971 года Куала-Лумпурской декларации страны АСЕАН провозгласили Юго-Восточную Азию зоной мира, свободы и нейтралитета и заявили о своем праве на «существование, свободное от внешнего вмешательства в их внутренние дела»8.

Принцип неприменения силы

Не менее важным принципом АСЕАН стал отказ ее членов от применения силы или угрозы силой во взаимоотношениях друг с другом. Этот принцип связан с рассмотренным выше - недопущением вмешательства во внутренние дела. Он повторяет закрепленный в Уставе ООН общепринятый принцип международного права, предусматривающий отказ государств от применения силы или угрозы силой при решении возникающих между ними споров.

В применении к АСЕАН сингапурский ученый-международник и дипломат Мушахид Али сформулировал этот принцип как отказ входящих в Ассоциацию стран от применения силы в целях подрыва или смены законного правительства в других государствах - членах региональной группировки. Он также означает недопустимость использования силы для смены существующего в странах АСЕАН политического порядка, пользующегося международным признанием9.

Собравшись 24 февраля 1976 года на индонезийском острове Бали на свой первый саммит, высшие руководители в то время еще шести государств АСЕАН одобрили историческую Декларацию согласия. В ней отмечалась решимость стран Ассоциации добиваться урегулирования всех споров, противоречий и конфликтов, возникающих в ЮВА, исключительно мирными средствами10.

В дополнение к Декларации согласия, одобренной лидерами, министры иностранных дел шести стран тогда же подписали на Бали еще один базовый документ Ассоциации - Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, в котором принцип неприменения силы получил юридическое оформление. В конкретном плане в ст. 10 этого договора было записано, что высокие договаривающиеся стороны «не будут никаким образом участвовать в каких-либо действиях, представляющих угрозу политической и экономической стабильности, суверенитету или территориальной целостности другой Высокой договаривающейся стороны». При этом в ст. 13 договора отмечалось, что подписавшие его государства будут воздерживаться от применения силы или угрозы силой, а все возникающие между ними споры они будут разрешать путем дружественных переговоров11.

Принцип взаимной поддержки

За время существования АСЕАН эта региональная организация не только вдвое увеличила число своих членов, постепенно объединив в своих рядах все государства ЮВА, но и значительно расширила географию связей региона с остальными государствами мира. На смену первоначальным робким попыткам асеановцев сначала взаимно учитывать, согласовать, а затем и координировать свою политическую линию в отношении государств, расположенных вне региона, с годами пришли уверенные совместные действия стран-членов по проведению единой, согласованной, совместно выработанной политической линии.

На практике это привело к тому, что на международной арене государства Ассоциации по любому поводу стремятся выступать с единых позиций, оказывать друг другу возможную дипломатическую, моральную и политическую поддержку. Причем это проявляется и в двусторонних связях стран Ассоциации с внерегиональными государствами, и в рамках международных и региональных организаций и глобальных форумов. Рассматривая себя как «большую асеановскую семью», десять государств ЮВА стремятся не предпринимать никаких шагов, которые могли бы затронуть законные интересы партнеров по группировке. В оборот вошло понятие «асеановская солидарность», предполагающее выступление в отношениях с внерегиональными государствами единым фронтом и снятие всех возможных, в том числе потенциальных, разногласий между собой еще на ранней стадии, часто путем достижения негласных договоренностей.

В ООН и других международных организациях государства АСЕАН стремятся говорить «одним голосом», оказывают друг другу максимально возможную поддержку. Это, конечно, не означает идиллии в отношениях между ними, полного однообразия их подходов к международным делам или «унификации» их взглядов на актуальные проблемы современного мира. Но если затрагиваются интересы хотя бы одной из стран Ассоциации, то ее партнеры по региональной группировке проявляют солидарность и оказывают ей возможную поддержку. Даже в случае несогласия с подходом партнера к той или иной международной или региональной проблеме - а такое тоже бывает - разногласия между асеановцами не выносятся за пределы организации, а все страны АСЕАН занимают по отношению к партнеру по меньшей мере позицию благожелательного нейтралитета. Они строго воздерживаются от какой-либо публичной критики в адрес партнера и стремятся дипломатично устранить возможные разногласия конфиденциально, в своем узком кругу.

Естественно, что у каждого из государств АСЕАН имеются свои национальные интересы, свои взгляды. Более того, между ними все еще сохраняются глубинные противоречия, в основном доставшиеся им в наследство от периода колониального прошлого. И тем не менее эти подвергнутые «глубокой заморозке» проблемы не приводят к возгоранию «тлеющих очагов» конфликта, не становятся поводом для открытых трений или конфликтов между странами Ассоциации. Как правило, все проблемы обсуждаются и утрясаются асеановцами в превентивном плане в духе доброжелательности и взаимного уважения интересов друг друга.

Принцип ведущей роли АСЕАН

С укреплением АСЕАН и приобретением ею реального международного веса заметно возросло внимание к Ассоциации со стороны мирового сообщества. Расширилась география зарубежных связей «десятки», сформировалась разветвленная и многоуровневая сеть контактов АСЕАН с ведущими государствами мира и международными структурами в политической, экономической, культурной, гуманитарной, антитеррористической и других сферах. С 90-х годов прошлого столетия, как уже отмечалось, вокруг Ассоциации постепенно сложилась целая система разнопланового сотрудничества, в котором принимают участие все ведущие страны мира.

Инициатором такого сотрудничества выступала прежде всего сама АСЕАН. Именно Ассоциация предложила идею создания таких уже ставших авторитетными международных структур, как Региональный форум АСЕАН по безопасности (АРФ), система Диалогового партнерства с развитыми государствами, Программа развития Большого Меконга, сотрудничество в формате «АСЕАН плюс Китай, Япония, Республика Корея», «АСЕАН плюс Индия», форумы «Азия - Европа» (АСЕМ). Асеановцы поддержали и приняли активное участие в формировании и последующей деятельности Восточноазиатского сообщества (ВАС), сыграли заметную роль в налаживании деятельности авторитетной дискуссионной структуры - форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС). Многие из указанных форматов сотрудничества за время их существования подтвердили свою полезность и достигли высокого уровня функционирования, ввели в практику проведение регулярных саммитов.

Характерно, что практически во всех указанных структурах многостороннего взаимодействия государства - члены АСЕАН выступают прежде всего в качестве единой региональной группировки, а не отдельных стран. На практике это означает, что в интересах обеспечения и защиты своих общих интересов государства «десятки» не только регулярно консультируются между собой, но и предпринимают усилия для того, чтобы заблаговременно выработать единую позицию, которую затем коллективно и поодиночке отстаивают в своих взаимоотношениях с внерегиональными партнерами.

В процессе расширения сферы международного и регионального сотрудничества, появления новых направлений связей с находящимися за пределами региона влиятельными международными игроками перед Ассоциацией встал ряд весьма серьезных вопросов. Прежде всего, речь шла о том, каким образом десять относительно слабых и пользующихся ограниченным влиянием в мире государств могли, взаимодействуя с наиболее влиятельными игроками, сохранить тем не менее свою собственную идентичность, национальную самобытность. Что им надо было сделать, чтобы не допустить ослабления и «размыва» своей организации, «растворения» ее интересов в контексте более широкого по масштабам международного взаимодействия. Выступив инициаторами целого ряда новых форм сотрудничества в ЮВА и АТР в целом, сумев привлечь к участию в нем ведущие державы мира, асеановцы были серьезно обеспокоены возможностью утраты ими контроля над ходом и направлениями такого сотрудничества в дальнейшем. В АСЕАН опасались, что актуальные проблемы самой Ассоциации, интересы правящих элит стран-членов могут быть заслонены потребностями более влиятельных партнеров. Такая перспектива, как полагали в АСЕАН, несла организации опасность ограничения ее возможностей для обеспечения как индивидуальных, так и групповых интересов входящих в региональную группировку государств.

Эти опасения привели к тому, что в начале 1990-х годов асеановцы поставили перед внерегиональными партнерами вопрос о необходимости закрепления за АСЕАН «кресла водителя» в интеграционных процессах, которые осуществляются с участием Ассоциации. При этом асеановцы давали понять, что они не будут готовы двигаться дальше по пути расширения взаимодействия, если увидят, что оказались заложниками чужих интересов.

В то же время, выдвигая это заведомо завышенное требование, они проявили значительную гибкость и способность вполне реалистично оценивать ситуацию. Это, в частности, проявилось в вопросах формирования в регионе двух краеугольных структур многостороннего взаимодействия - АРФ в сфере региональной безопасности и форума АТЭС в области экономики, которые к тому времени уже начали приобретать конкретные очертания. Так, в случае с форумом АТЭС страны АСЕАН коллективно поддержали выдвинутую на этот счет идею Австралии, поскольку отдавали себе отчет в том, что их экономики даже в совокупности вряд ли смогут претендовать на лидирующее положение в процессах торгово-экономической и инвестиционной интеграции в АТР. Вместе с тем в инициированном самими государствами Ассоциации сотрудничестве в сфере обеспечения безопасности и стабильности в регионе и формирования АРФ государства АСЕАН приложили максимальные усилия, чтобы закрепить за собой лидирующую роль в этом форуме.

Предлагая идею создания АРФ, государства «десятки» исходили из того, что деятельность этого регионального совещательно-консультативного форума, разветвленные контакты в его рамках между странами Ассоциации и ведущими государствами мира создавали удобную платформу для рассмотрения всего комплекса проблем безопасности и стабильности, непосредственным образом затрагивающих национальные интересы членов региональной группировки. По расчету АСЕАН, сотрудничество в рамках АРФ должно было упредить или сделать невозможными любые попытки более влиятельных держав, находящихся за пределами региона, вовлечь асеановцев в решение своих собственных проблем.

Само зарождение АРФ и последующее развитие этого форума стали возможны в условиях окончания холодной войны, завершения раскола мира на два противоборствующих лагеря, обозначившихся тенденций к более открытому и неконфронтационному миру. Опасаясь того, что в новой ситуации в АТР может возникнуть «вакуум силы», чреватый появлением новых или реанимацией старых опасных конфликтов, асеановцы и занялись в 90-х годах прошлого столетия созданием нового формата многостороннего взаимодействия с участием всех государств, проявлявших заинтересованность в стабильности и безопасности в регионе.

При этом речь ни в коей мере не шла о какой-то жесткой оборонительной структуре или военно-политическом союзе. АРФ - это именно форум, в рамках которого высокопоставленные представители участвующих в нем государств обсуждают любые актуальные проблемы в расчете заблаговременно снять возникающие озабоченности друг друга, повысить степень взаимного доверия. Такой формат взаимодействия в столицах асеановских государств рассматривался как лучший путь не допустить давления и попыток внешнего манипулирования.

Исходя из такого подхода и основываясь на своих концептуальных установках, государства АСЕАН поставили перед партнерами вопрос о признании и закреплении за Ассоциацией руководящей роли в АРФ. На второй сессии этого регионального форума, состоявшейся
1 августа 1995 года в Брунее, представители АСЕАН впервые озвучили свой подход официально. В итоговом заявлении председателя сессии было подчеркнуто, что «АСЕАН берет на себя обязательство быть главной движущей силой» форума по безопасности12.

Заинтересованные в сотрудничестве с АСЕАН и входящими в ее состав государствами внерегиональные державы не стали возражать против такого подхода асеановцев. Даже США, неизменно претендующие на свою исключительную, лидирующую роль во всех международных структурах, были вынуждены, по крайней мере на словах, принять требование АСЕАН.

В отношениях с великими державами государства Ассоциации с самого начала, насколько это позволяли региональные условия и международная обстановка, пытались отстаивать принцип равноудаленности. Но на практике это получалось у них далеко не всегда. Из-за американской агрессии в Индокитае и раскола стран ЮВА на два враждующих лагеря говорить о «равноудаленности» было невозможно. После поражения США во Вьетнаме и прекращения противостояния в регионе, а затем и расширения АСЕАН за счет вступления в ее ряды всех государств ЮВА у асеановцев появилась возможность продвигать принцип равноудаленности на практике. Суть его в том, чтобы проводить политику национальных интересов, развивать связи со всеми государствами и избегать вовлечения Ассоциации в решение чуждых для нее задач. При этом политика равноудаленности ни в коей мере не ограничивает страны АСЕАН в развитии взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами, прежде всего теми, что установили с АСЕАН отношения диалогового партнерства.

Еще в 1995 году на сессии АРФ, которая состоялась в Брунее, министры иностранных дел стран Ассоциации и их внерегиональных партнеров одобрили концептуальный доклад о направлениях деятельности Регионального форума АСЕАН. В этом документе отмечалась особая роль, которую играет АСЕАН в деле укрепления мира и безопасности в АТР13. Для асеановцев это имело в первую очередь важное психологическое значение, являлось признанием ключевой роли АСЕАН.

Благодаря твердому следованию своим основополагающим принципам, страны ЮВА сумели за прошедшие годы найти пути примирения своих противоречий, устранить опасность повторения конфронтации, снизить риски конфликтов друг с другом. Им удалось повысить устойчивость своей региональной Ассоциации и ее членов к внешним негативным воздействиям. В асеановском лексиконе такая устойчивость получила название «сопротивляемость».

При возникновении трений или локального противостояния между отдельными странами АСЕАН, как это время от времени все же имеет место, например между Таиландом и Камбоджей, вовлеченные в спор государства стремятся проявлять сдержанность, политическую мудрость и не доводить дело до открытого конфликта. При этом остальные государства АСЕАН, не становясь на сторону того или иного участника конфликта, с готовностью берут на себя роль посредников и примирителей, включаются в переговоры и делают все, чтобы не дать эмоциям выйти за приемлемые рамки. Подобный алгоритм поведения является залогом того, что страны АСЕАН, следуя своим основополагающим принципам, сами, без какого-либо внерегионального воздействия, проявляют способность добиваться смягчения напряженности и сглаживания противоречий. При этом все государства АСЕАН признают, что только так они могут рассчитывать на сохранение и дальнейшее укрепление своей уникальной организации.

В значительной мере успех такого подхода стран АСЕАН к взаимоотношениям друг с другом и отношениям к проблемам региона, а также с внерегиональными игроками был достигнут благодаря сложившемуся в рамках Ассоциации, а в последующем и во всей системе многостороннего сотрудничества, образовавшегося вокруг АСЕАН, двухуровневому формату взаимодействия. Речь идет о том, что в дополнение к официальным каналам общения стран-участниц, получившим со временем название «первой дорожки», в Ассоциации и вокруг нее сформировалась и так называемая «вторая дорожка». Под ней понимается принятый в АСЕАН и АРФ формат обсуждения всех важнейших вопросов на различных конференциях, семинарах и форумах с участием официальных лиц в их личном качестве, а также представителей академических кругов и экспертного сообщества. Работа в рамках «второй дорожки» ведется в виде представления кратких докладов и сообщений, по которым затем проводится свободное обсуждение. Дискуссии ведутся в неконфронтационном духе, в атмосфере дружелюбия и откровенности. Резкие высказывания, враждебные выпады, прямые обвинения - редкость и не получают одобрения участников.

Итоги встреч в формате «второй дорожки» затем суммируются, делаются выводы и рекомендации, которые согласуются и одобряются консенсусом. Далее они докладываются на официальный уровень старшим должностным лицам АРФ и других структур. При необходимости они доводятся до сведения министров иностранных дел АСЕАН и их партнеров по диалогу. Такой подход дает странам АСЕАН и их внерегиональным партнерам возможность выявить и в неформальной обстановке обсудить многие потенциально опасные проблемы и, в случае необходимости, прибегнуть к методам превентивной дипломатии.

Подводя итог, можно констатировать, что АСЕАН как организация, несмотря на присущие ей относительную аморфность и отсутствие жесткой блоковой дисциплины, за полвека своего существования достигла положительных результатов. В любом случае, Ассоциация представляет собой вполне работающую модель успешного регионального сотрудничества, многие элементы которой уже прочно вошли в международную дипломатическую практику, удачно прижились в деятельности региональных структур и форумов. Более глубокое и детальное изучение опыта функционирования АСЕАН, основ, на которых она построена и действует уже 50 лет, может дать полезный материал и для других интеграционных структур, в том числе на пространстве Евразии.

 

 

 1Самойленко В.В. АСЕАН: политика и экономика. М.: Наука, 1982.

 2Коммасит С. АСЕАН и Россия: продолжающееся партнерство // Международная жизнь. 2016. №5. С. 10.

 3Там же.

 4The ASEAN Declaration (Bangkok Declaration). Bangkok. 8 August 1967 // Handbook on Selected ASEAN Political Documents. ASEAN Secretariat. Jakarta, 1998. P. 11.

 5Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia. Bali, 24 February 1976 // Handbook on Selected ASEAN Political Documents... P. 22.

 6Rajaretnam M. Principles in Crisis: The Need for New Directions // ASEAN’s Non-Interference Policy: Principles Under Pressure? / Ed. by Kao Kim Hourn. London: ASEAN Academic Press, 2000. P. 43.

 7The ASEAN Declaration (Bangkok Declaration) // Handbook on Selected ASEAN Political Documents... P. 2.

 8Zone of Peace, Freedom and Neutrality Declaration. 27 November 1971 // Handbook on Selected ASEAN Political Documents... P. 8.

 9Mushahid Ali. Reaffirming ASEAN’s Foundations: Singapore’s View // ASEAN’s Non-Interference Policy: Principles Under Pressure? / Ed. by Kao Kim Hourn. London: ASEAN Academic Press, 2000. P. 26.

10Declaration of ASEAN Concord. Bali, 24 February 1976 // Handbook on Selected ASEAN Political Documents... P. 12-13.

11Treaty of Amity and Cooperation in Southeast Asia... P. 25.

12Chairman’s Statement. The Second ASEAN Regional Forum. Bandar Seri Begawan, Brunei Darussalam. 1 August 1995 // ASEAN Regional Forum Series. 1994-2002. ASEAN Secretariat Documents. Jakarta, 2003. P. 10.

13The ASEAN Regional Forum: A Concept Paper. Bandar Seri Begawan. 1 August 1995 // Handbook on Selected ASEAN Political Documents... P. 39-48.