"Международная жизнь": Сергей Вадимович, в конце января с визитом приезжал глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас. Какие темы обсуждались в ходе вашей встречи с господином Аббасом?

С.Степашин:  Хочу отметить, что я его называю "не господин Аббас", а "Раис Аббас". А он меня называет "товарищ Сергей". Мы давно знакомы, в Москве и в Палестине прошло уже более шести встреч. И у  нас сложились теплые человеческие отношения.

На этой встрече я выступал в двух качествах - и как руководитель Счетной палаты России, и как руководитель Императорского Православного Палестинского Общества. В этом контексте у нас  и шел разговор.

Во-первых, мы коснулись темы освоения тех земель, которые возвращены и вновь подарены Палестиной России на Святой земле, это и Иерихон, и Вифлеем, это и Хеврон. Напомню, что в Вифлееме родился Иисус Христос, а Иерихон, один из самых древних городов мира, 10 октября 2010 года будет отмечать 10000-летие. Иерихон - не развалины, а город, в котором никогда не останавливалась жизнь. Это место, где живет и будет жить, благодаря в том числе и Счетной палате, единственный живой свидетель Иисуса Христа - дерево Закхея, библейская смоковница. Согласно Священному Писанию, Закхей был мытарем, или сборщиком налогов. Когда Христос направлялся в Иерихон, где жил Закхей, то последний, желая хоть издалека увидеть Мессию, влез на смоковницу. Христос заметил его, обратился к нему со словами: "Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме". Закхей с радостью принял Христа у себя. В доме Закхея Христос сказал знаменательные слова: "Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее". По церковному преданию, Закхей впоследствии стал первым епископом христианской церкви в Палестинской Кесарии. Приблизив древние реалии к сегодняшнему дню, можно сказать, что Закхей был главным бухгалтером у Иисуса Христа. Это очень близко со Счетной палатой.

Сейчас мы, в Иерихоне, строим российский культурный центр и к 10 октября планируем его открыть.

В Вифлееме также выделен участок, идет юридическая процедура его оформления.

Аббас, как и все палестинское руководство, простые палестинцы, заинтересован в том, чтобы туда вернулась Россия, как это было при Советском Союзе - со школами, с обучением, культурой, языком, традициями. В Палестине, несмотря на исламское вероисповедание, находится достаточно большая православная диаспора.
В основном она состоит из наших гражданок, которые вышли замуж за палестинцев, но есть православные палестинцы, другие православные верующие. В данном случае дело даже не в вере, а в том, что палестинцы очень тянутся к русским. Они вспоминают Советский Союз, любят нашу культуру, искусство.

Во-вторых, мы обсуждали наше взаимодействие по линии Бюро аудита Палестины. Это очень квалифицированная структура, в ней работают около ста человек, получившие хорошее базовое образование в Иордании, Ливане, других странах. В прошлом году мы провели совместную проверку. И когда посмотрели, куда идут средства, выделенные нашей страной на медицину, образование, то мы убедились, что они потрачены были эффективно и по делу. Кстати, я об этом сказал на встрече с Б.Нетаньяху, когда возвращался в прошлом году из Палестины. Он несколько удивился и неожиданно сказал следующее: "Хорошо, что вы вместе проводите проверку, теперь можно не беспокоиться, что деньги идут террористам". Даже Биби оценил нашу совместную работу.

Мы с Махмудом Аббасом договорились о том, что эту работу будем продолжать. Тем более на его встрече в Сочи 26 января с Президентом России Д.А.Медведевым было принято принципиальное политическое решение, что Россия будет продолжать оказывать помощь народу Палестины, в том числе и в секторе Газа. На это выделяются бюджетные средства плюс гуманитарная помощь. Поэтому уже в этом году мы планируем ряд контрольных мероприятий совместно с палестинскими коллегами.

Аббас не скрывал своего удовольствия, об этом также шла речь и в Сочи, обсуждая футбольный матч московского "Динамо" со сборной Палестины в Иерихоне на вновь построенном стадионе. Как мне рассказали, палестинцы бились, как настоящие бойцы Аллаха, сыграли 1:1. Я даже спросил у динамовцев: "Поддавались?" Ответили, что нет. Я с удивлением узнал, что в Палестине знают, конечно, сборную Советского Союза по футболу, а из всех футбольных клубов - "Динамо". Для них это было событие, может быть, не столько спортивное, сколько гуманитарное. И мы договорились эту работу продолжать дальше.

Хотя Счетная палата занимается не политикой, а финансовым контролем, все же мы играем не последнюю роль на международной арене в рамках различного рода международных институтов - ИНТОСАИ*( *ИНТОСАИ -  Международная организация высших органов финансового контроля.), АЗОСАИ** (**АЗОСАИ - Азиатская организация высших органов финансового контроля.) и других. В этой связи Махмуд Аббас посвятил меня в ряд тем, которые обсуждались с руководством страны, в частности касающихся работы "квартета" по ближневосточному урегулированию и позиции Палестины в области переселенческих аспектов. Это самая главная проблема, которая мешает сегодня вновь заработать "квартету". Аббас обратился с просьбой в рамках моей компетенции информировать о позиции Палестины на международной арене, дабы не создавалось одностороннее восприятие этой проблемы, как это часто бывает, к сожалению.

"Международная жизнь":  У господина Аббаса в ходе его визита был достаточно насыщенный график. Как он оценивал результаты встреч и в первую очередь переговоры с российским президентом?

С.Степашин:  Очень позитивно, и этого не скрывал. Когда я был осенью прошлого года в Палестине, он практически отказывался от интервью. Здесь же он с удовольствием говорил. И в Сочи, и в Москве он провел много встреч и везде подчеркивал, что это уже не просто обмен любезностями, это конкретная работа. Во-первых, для него важна политическая поддержка и на международной арене, и внутри Палестины, где существуют разные позиции. Во-вторых, Палестине нужна поддержка с точки зрения решения финансовых и иных проблем. И сегодня мы выходим на осуществление реальных проектов - создание экономики, инфраструктуры. К тому же для Палестины очень важно и то, что мы признаем многие палестинские институты. А ведь признание Палестинского государства и выполнение резолюции Совбеза ООН - нравится она кому-то или не нравится - это основная проблема.

Все те обещания и договоренности, которые были достигнуты на предыдущих встречах Махмуда Аббаса с руководством российского государства, выполняются.

Я уже не говорю о наших решениях в рамках Императорского общества.

"Международная жизнь": Безусловно, самой важной проблемой ближневосточного урегулирования является признание Палестинского государства. Известна позиция мирового сообщества. Какие ваши личные впечатления: меняется ли внутренняя ситуация в Палестине?

С.Степашин: Мне сложно судить, потому что сектор Газа я посещал в последний раз в 1998 году, тогда еще был жив Ясир Арафат. Совершенно очевидно, что без разрешение проблемы с
ХАМАСом и без разрешения проблемы с сектором Газа достаточно сложно говорить о целостном Палестинском государстве, и это прекрасно понимает Махмуд Аббас. Я, надеюсь, это понимают даже те, кто находится в политическом руководстве ХАМАСа в секторе Газа. Вот это для меня лично, как для человека, работавшего в политике, бывавшего не раз в Палестине и Израиле, беседовавшего с политическими лидерами, - я встречался практически со всеми руководителями, и Израиля в том числе, - это проблема номер один. И то, что делает Аббас, - это правильно, я хотел бы его в этом поддержать, думаю, что такая же позиция и у большинства стран Ближнего Востока. Есть особая позиция Ирана, я полагаю, что у России должен быть более активный диалог с Ираном, не только по ядерной тематике вообще, но и по палестинской в частности. Тем более с приходом к руководству США нобелевского лауреата Барака Хусейновича Обамы появилась дополнительная возможность решить эту проблему. Если говорить по существу, то Россия и США должны играть решающую роль в урегулировании ближневосточного конфликта. Имеется исторический шанс - выполнить резолюцию Совбеза ООН, и тогда, может быть, появится еще один нобелевский лауреат.

"Международная жизнь": Вы упомянули нарастающие спортивные контакты между Россией и Палестиной. Они будут развиваться?

С.Степашин: Да, безусловно, мы договорились о том, что будем принимать у себя сборную Палестины. Пускай посмотрят, какие у нас поля. Но не стоит ограничиваться только спортивными контактами. Важное значение имеет развитие туризма. Махмуд Аббас говорил о визите палестинского министра туризма в нашу страну, его встречах с руководителями соответствующих туристических служб, Госкомитетом по туризму. Я знаю не понаслышке, что для русских Святая земля в основном ассоциируется с Иерусалимом и Вифлеемом, где родился Иисус. Меньше знают Хеврон. Почти никто не знает Иерихон.

В Палестине удивительно теплое отношение к русским, как в старые добрые советские времена. Нас там ждут. Я понимаю, есть проблема проезда через блокпосты, но это терпимые неудобства. Поэтому я призываю наших граждан: если уж едешь на Святую землю, поезжай на Святую землю.

"Международная жизнь": Сергей Вадимович, какой статус будет у земель, на которых сохранились православные святыни, как они будут развиваться?

С.Степашин: В Иерихоне все решено, это земля России, принято постановление правительства России о выделении бюджетных средств, и Управление делами занимается обустройством. В Хевроне - часть земли уже наша, российская. Что же касается остальной части, то этот вопрос обсуждался во время встречи Аббаса с Патриархом Кириллом. В Вифлееме удостоверение о выделении земли Императорскому обществу уже есть, сейчас мы будем оформлять ее юридически, и в течение полугода этот вопрос будет решен.

Более того, есть уже ряд спонсоров, которые готовы вложить средства в эту Святую землю.

Тегеране С.А.Поклевскому-Козелл, - что, в общем, Персия, конечно, гораздо больше нуждается в нас, чем мы в ней; а способов вселить в персов явное сознание этого у нас не мало" . К сожалению, этот план реализован не был. Петербург для видимости хороших отношений с Великобританией и из боязни прослыть государством-захватчиком в европейском общественном мнении продолжал прислушиваться к мнению Лондона, а тот считал, что такие меры могут "помешать формированию демократического персидского правительства", а также приведут к очередному усилению российского влияния в этой стране. В дальнейшем Лондон не раз блокировал русские инициативы в Персии, шантажируя Петербург тем, что преподнесет их европейскому общественному мнению как действия реакционного государства, направленные на борьбу с демократией в Центральной Азии.

В 1911 году английской миссии удалось создать в противовес существовавшей до тех пор Шахской казачьей бригаде под командованием полковника Ляхова и вопреки протестам царского правительства новое, неподконтрольное России военное подразделение, так называемую финансовую жандармерию. Создавалась она для помощи Главному казначею персидского правительства американцу М.Шустеру. С большим трудом Петербургу удалось настоять лишь на том, чтобы руководил жандармерией не предложенный М.Шустером британский майор Стокс, что противоречило бы соглашению, так как действия жандармерии казначейства должны были распространяться и на русскую сферу влияния, а представители второстепенной державы, в итоге - Швеции.

Несколько позже Петербургу удалось добиться смещения самого Шустера. Впрочем, большую роль здесь сыграла поддержка Великобритании, заинтересованной в создании дополнительного барьера на пути проникновения других стран в Персию: по ультиматуму от 16 ноября 1911 года персидское правительство должно было уволить Шустера и Лекорфа (англичанина, назначенного на должность начальника финансовой части Азербайджана) и не приглашать иностранцев без предварительного согласия России и Великобритании .

В том же году Петербург, чувствуя двойную игру со стороны Лондона, несмотря на его протесты, подписал соглашение с Берлином по персидским делам . Цель - получить дополнительные гарантии для российских интересов в Северной Персии. Германия соглашалась признать эту территорию сферой влияния России и не добиваться там для себя никаких концессий, а Россия обязалась не препятствовать Германии в строительстве Багдадской железной дороги . В начале 1912 года персидское правительство под давлением Великобритании и России официально признало русско-английское соглашение 1907 года о разделе Персии на сферы влияния. Однако ни тот ни другой шаг упрочить позиции России в Персии уже не могли.

К началу 1914 года английская миссия уже открыто препятствовала России в получении концессий в русской сфере, оказывая давление как на главу русской миссии, так и на персидское правительство (яркий пример: концессия на строительство оросительных сооружений в районе Исфагана заключена не была). При этом свои действия Лондон не стеснялся объяснять следующим образом: "английские интересы там (районе Исфагана. - Прим. автора) столь значительны, что соперничество и соревнование с Россией неизбежны" .

При этом на юге страны Лондон реализовывал свои интересы в полное нарушение имевшихся между союзниками договоренностей. Пример таких действий - приобретение в 1914 году британским правительством акций Англо-Персидской нефтяной компании. Сделавшись распорядителем всего дела, Лондон добился того, что права компании распространились на нейтральную зону и даже отчасти на русскую сферу влияния, так как месторождения нефти были открыты, главным образом, у Шираза, Ахваза, Мохаммеры, а так же у Касри-Ширина и Керманшаха - по большей части, вне английской сферы влияния.

Показательна депеша коллежского советника Саблина, главы русской миссии в Иране в 1908-1913 году, от 30 сентября 1913 года, содержащая отчет о его беседе с английским посланником сэром Таунлеем: "Говоря об английских резидентах в Ширазе и Бушире, Таунлей заметил, что они "фактически управляют округами, порученными их наблюдению. Ни губернатор, ни представители Казначейства, ни жандармы не могут ступить ни шагу без одобрения наших консулов или предварительно не посоветовавшись с ними". После чего попрекнул Саблина вмешательством русских консулов на севере страны. Ответ был такой: "Наши консулы, если им и приходится иногда вмешиваться во внутренние дела провинций, порученных их наблюдению, то их вмешательство происходит в отмежеванной нам соглашением 1907 года сфере влияния, тогда как Шираз и Бушир лежат в так называемой нейтральной зоне" .

Серьезным антироссийским шагом стало подготовленное, предположительно с участием англичан, представление персидского правительства в виде памятной записки, переданной главе русской миссии в июне 1914 года. Тегеран мотивировал данный шаг желанием устранить к началу царствования нового шаха существующие между Россией и Персией затруднения, однако записка содержала преимущественно требования, которые давно выдвигал Петербургу Лондон: отмена русского землевладения, эвакуация русских войск из Северной Персии, прекращение с российской стороны противодействия повсеместному введению жандармерии. Копия записки была представлена английскому посланнику с просьбой "оказать содействие к побуждению России принять персидские дезидераты" . Впрочем, еще за несколько дней до ее вручения В.Таунлей говорил, что лондонский кабинет присоединяется к протестам персов и даже выступил с самостоятельным представлением против русской деятельности в Азербайджане.

Вслед за коронованием шаха в июле 1914 года произошла очередная, снова крайне невыгодная для Российской империи, из-за позиции Лондона, смена членов правительства. Замечания нового главы русской миссии Коростовца о том, что назначение новых членов кабинета ставит под угрозу "нормальные сношения и производительную работу императорского и шахского правительств" и что необходимо посоветовать шаху "призвать к власти людей более деловых и пользующихся доверием обеих миссий", были приняты главой английской миссии "несочувственно". Мол, "действия Петербурга будут иметь демонстративный характер и произведут неблагоприятное впечатление, так как будут истолкованы как желание вмешаться во внутренние дела и навязать русскую опеку. Лица, против которых выступает русская миссия, - Мустоуфи-уль-Мамалек и Ала-ус-Салтанэ, - единственные сановники, пользующиеся незапятнанной репутацией, и не понятно, что может вызывать у России протест против них". Приемлемые же для Петербурга кандидаты считались англичанами "совершенно неподходящими, ввиду их русофильства и непопулярности" .

В ответ на сожаления Коростовца об отсутствии дружественной поддержки со стороны английской миссии Таунлей признался, что после передачи Зилли-Султаном управления своими землями (в Исфаганском округе) русскому подданному фон-Каверу, вызвавшей раздражение в Лондоне, им было получено предписание действовать более решительно в Исфагане и нейтральной зоне. То есть, проще говоря, англичане открыто отходили от соблюдения соглашения 1907 года о разделе Персии.

Ситуация, сложившаяся к 1914 году в отношениях двух союзных по соглашению 1907 года стран, стала логическим следствием планомерно проводившейся Лондоном политики экономической и политической экспансии как в Центральной Азии, так и во всем мире, и договоренность с Петербургом по Ирану была, совершенно очевидно, всего лишь инструментом в ее осуществлении. Лондон благодаря соглашению смог ограничить участие Российской империи в персидских делах и на некоторое время оттянуть проникновение германского и американского капиталов, что позволило ему существенно укрепить свое положение в Персии и распространить свои экономические интересы за пределы юга страны.

Что касается Российской империи, то соглашение 1907 года - результат политики балансирования, к которой Петербург перешел после Русско-японской войны и революции 1905-1907 годов с приходом А.П.Извольского на пост министра иностранных дел, - сохраняя свое геополитическое значение как договор, связывающий Россию и Великобританию в противовес Тройственному союзу, не только не способствовало прекращению русско-английского соперничества в Центральной Азии, но и привело к потере Российской империей своего влияния в Персии, нанесло прямой ущерб российским экономическим и политическим интересам не только в данной стране, но и в прилегающем регионе в целом.

От рассмотренного сюжета с русско-британским соглашением по Ирану и в целом от ситуации в Центральной Азии в начале прошлого века протягивается не одна ниточка к сегодняшним реалиям, в которых изменение Конституции, насаждение "демократических институтов и принципов", фактическое или подспудное огораживание своих сфер влияния превращено Соединенными Штатами Америки и их союзниками по НАТО в расхожий инструмент реализации своих политических, военных и экономических интересов в других странах, в том числе в регионе нашего исследования. Большим остается желание ограничить свободу действий России в стратегически важных для нее приграничных регионах. Да и мотивация используется схожая: нужные Западу изменения в нашей политике в ближнем зарубежье трактуются как вклад в "партнерство" ради достижения тех или иных целей в глобальной или европейской политике. Взаимопонимание с Западом - вещь важная, пытаться строить партнерские отношения нужно, но ряд примеров прошлого, включая историю с соглашением 1907 года, говорят о том, что делать это мы должны, как минимум, удерживая позиции по всем азимутам.

 

1 British Petroleum Statistical Review of World Energy in 2007 (Oil and Gas Production Charts); www.bp.com.

2 Bucharest NATO Summit Declaration. Issued by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council. Bucharest, 3 April 2008 (item 32).