Пространство Содружества независимых государств оставалось приоритетом российской внешней политики в 2009 году. Расположенные на нем страны - наши ближайшие соседи и стратегические партнеры, с которыми у нас общие задачи экономического развития и модернизации, обеспечения региональной безопасности, достижения более справедливого мирового порядка. Соответствующие установки неоднократно подтверждались на самом высоком политическом уровне, в том числе в программной статье Президента Д.А.Медведева "Россия, вперед!", опубликованной в сентябре 2009 года. Правильность этой линии была подтверждена общим развитием международных процессов в 2009 году, характеризовавшимся усилением, в том числе под воздействием мирового финансово-экономического кризиса, регионализации глобальной политики и движением к полицентричной международной системе.
Пространство Содружества: реалии
и структуры взаимодействия
МЫ РАЗВИВАЕМ И УГЛУБЛЯЕМ с партнерами двусторонние связи, которые носят для нас базовый характер. В то же время особую роль в решении вышеперечисленных задач играют многосторонние отношения и структуры на пространстве СНГ, действующие во многом по принципу сетевой дипломатии. Они подвержены, разумеется, влиянию двусторонних отношений, оказывают на них немалое встречное воздействие. При этом тесные и многоплановые связи, соединяющие наши страны, взаимозависимость, сама география объективно диктуют философию подхода к пространству Содружества как общему региону жизнедеятельности и развития расположенных на нем государств. В этом контексте многостороннее сотрудничество заслуживает самостоятельного анализа и определения ориентиров для дальнейших действий.
Подводя итоги 2009 года, можно констатировать, что он был весьма непростым, неоднозначным, но плодотворным. Преобладали позитивные, созидательные тенденции в работе ключевых многосторонних структур: Содружества независимых государств, Евразийского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности.
В 2009 году стержнем деятельности СНГ, сохранявшего свою специфику как наиболее широкий и гибкий формат многостороннего политического диалога и отраслевого сотрудничества на постсоветском пространстве, продолжало оставаться претворение в жизнь Концепции дальнейшего развития СНГ, одобренной вместе с Планом основных мероприятий по ее реализации на заседании Совета глав государств - участников Содружества в Душанбе 5 октября 2007 года. Продолжала проводиться зафиксированная в Концепции линия на "формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника". Был реализован ряд важных решений по совершенствованию механизмов Содружества. Введен институт сквозного председательства в высших уставных органах СНГ - Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел и Экономическом совете СНГ, - роль председательства усилена, что закреплено соответствующим Положением. Утверждены новые Правила процедуры уставных органов. Создан институт Национальных координаторов в ранге вице-премьеров, который, не входя в структуру органов СНГ, призван обеспечивать на национальном уровне эффективное выполнение принимаемых высшими органами СНГ решений.
Шаги по формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России, учреждение Центра высоких технологий и Антикризисного фонда в полной мере подтвердили роль ЕврАзЭС как "ядра" региональной интеграции на пространстве СНГ.
В 2009 году укреплялся потенциал ОДКБ как ключевой структуры региональной безопасности на пространстве Содружества, с учетом расширения в современном мире спектра угроз, с которыми сталкиваются государства и их граждане (терроризм, экстремизм, наркотики, требующие особого внимания, в том числе - в свете крайне непростой ситуации в Афганистане и Пакистане). Неслучайно еще в 2006 году главами государств ОДКБ была поставлена задача ее трансформации в универсальную международную организацию в сфере безопасности, способную эффективно реагировать на эти угрозы. Важным шагом на данном направлении стало создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ.
Множественность многосторонних форматов отражает действующий на пространстве СНГ принцип так называемой разноуровневой и разноскоростной интеграции. На практике речь идет об "изменяемой геометрии" многостороннего сотрудничества, позволяющей каждому государству, при всей диверсификации политических и экономических интересов, найти в нем свое место.
Упомянутые выше конкретные шаги в развитии региональных интеграционных процессов делались на фоне все более сложной мозаики разнообразных, подчас разнонаправленных интересов, воздействующих на ход событий на пространстве СНГ. На протяжении всего постсоветского периода идет процесс становления суверенных независимых государств и их национального самосознания. В рамках многовекторной политики они активно включаются в мировые экономические и политические связи. Все более ощутимо заявляют о себе внерегиональные партнеры. Сохраняются опасные "раздражители" - в виде неурегулированных конфликтов и проблемных моментов во взаимоотношениях тех или иных государств.
Проявлением деструктивных тенденций стало вступление в силу в августе 2009 года решение Грузии о выходе из состава СНГ, принятое за год до этого. Этот импульсивный шаг, сделанный по следам отпора грузинскому нападению на Южную Осетию в 2008 году, не помешал Тбилиси принять меры по сохранению своего членства в 75 многосторонних соглашениях, заключенных в рамках Содружества и открытых для не входящих в него стран. Данный пример показателен, поскольку подтверждает наличие объективной заинтересованности государств на постсоветском пространстве в сохранении взаимных связей, какие бы проблемы ни возникали в их двусторонних отношениях.
Основные усилия многосторонних структур на пространстве Содружества в 2009 году - разумеется, с учетом их специфики - были сосредоточены на трех ключевых направлениях: экономика, безопасность и политический диалог, гуманитарная составляющая.
Экономика: императив модернизации
СВОЕГО РОДА "моментом истины" в отношении региональных структур стал мировой финансово-экономический кризис. Он весьма сильно повлиял на экономику стран СНГ, выявив ее уязвимость перед перепадами внешней ценовой конъюнктуры, слабость внутренних рынков, ориентированность на приток внешних инвестиций. Но это стимулировало и понимание того, что максимально эффективно противостоять негативным последствиям кризиса можно только общими усилиями. В относительно сжатые сроки были предприняты практические шаги на этом направлении.
С октября 2008 года на постоянной основе действует институт совещания министров финансов государств - участников СНГ, занимающийся мониторингом воздействия кризиса на наши страны и выработкой соответствующих практических мер. К его работе привлекаются также министры экономики и руководители центральных банков. Результатом состоявшихся на сегодняшний день трех таких совещаний стал План реализации совместных мер стран Содружества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса на 2009-2010 годы, одобренный главами государств на саммите СНГ в Кишиневе в октябре и утвержденный главами правительств в Ялте в ноябре 2009 года.
Документом предусматривается реализация совместных мер, направленных на расширение использования национальных валют государств СНГ во взаиморасчетах по экспортно-импортным операциям, устранение межгосударственных барьеров во взаимной торговле, скоординированную защиту внутренних рынков государств Содружества от недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов третьих стран, проведение скоординированной политики по поддержке промышленного сектора, внутренних рынков продовольствия и других товаров. Важно, что разработанная система мер не только выстроена с учетом специфики наших стран, но и соответствует современным тенденциям мировой экономики, включая решения, вырабатываемые в рамках "двадцатки".
Соответствующие шаги были предприняты и по линии Евразийского экономического сообщества. В его рамках также были утверждены меры по противодействию кризису. Особое значение имеет создание Антикризисного фонда ЕврАзЭС, учредителями которого стали государства - члены Сообщества и Армения, имеющая в ЕврАзЭС статус наблюдателя. Средства Фонда с объемом в 10 млрд. долларов в свободно конвертируемых валютах предназначены для предоставления государствам - членам Фонда суверенных займов, стабилизационных кредитов участвующим в нем странам с низким уровнем доходов, а также для финансирования межгосударственных проектов. Доля России в Антикризисном фонде составит 7,5 млрд. долларов. Фонд является открытой структурой, его участниками при выполнении необходимых требований могут стать и другие государства СНГ.
Наряду с антикризисными усилиями были предприняты шаги по развитию экономического взаимодействия. При этом отчетливо проявилась востребованность многосторонних форматов как инструмента развития и модернизации экономик государств-участников. Страны Содружества приступили к выполнению Плана мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 гг.) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, долгосрочными целями которой являются обеспечение устойчивого развития и экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения и конкурентоспособности национальных экономик наших стран, укрепление их позиций в мировой хозяйственной системе. Мероприятия, включенные в План первого этапа, нацелены на то, чтобы преодолеть преимущественно сырьевой характер экономик, через комплекс мер в системообразующих областях добиться существенного наращивания экономического потенциала стран Содружества. По существу, первый этап - это начало формирования условий, которые должны обеспечить в последующем перевод государств Содружества на инновационный путь развития.
Первые практические шаги на этом пути уже делаются. В СНГ, как и в ЕврАзЭС, научно-техническое сотрудничество, инновации начали оформляться как целостное самостоятельное направление взаимодействия.
Создание в рамках ЕврАзЭС Центра высоких технологий призвано активизировать процесс внедрения инноваций во всех сферах экономики государств Сообщества, создать заделы на посткризисный период. Центр будет функционировать с использованием имеющихся в странах ЕврАзЭС инструментов и институтов развития, включая негосударственные.
Экономическое взаимодействие в рамках СНГ и ЕврАзЭС носило многоплановый характер. 2009 год в Содружестве был Годом энергетики. Он отмечен утверждением Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в этой сфере и Плана первоочередных мероприятий по ее реализации. Понятно, что работа на этом важном для всех стран Содружества направлении будет продолжаться и в последующие годы.
В контексте задачи дальнейшей либерализации торговли на пространстве Содружества необходимо отметить подготовку проекта нового Договора о зоне свободной торговли, который должен заменить уже во многом не отвечающее реалиям и нормам ВТО Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.
Львиная доля работы в сфере экономического взаимодействия по линии СНГ и ЕврАзЭС приходилась на отраслевые советы. В СНГ их сейчас около 70. Не все из них действуют одинаково эффективно, но в целом именно они, не создавая громких информационных поводов, во многом формируют ткань повседневных взаимоотношений наших государств в различных сферах.
В качестве примеров можно привести Совет по железнодорожному транспорту, играющий ключевую роль в обеспечении нормального функционирования железнодорожной инфраструктуры наших стран, Электроэнергетический совет, курирующий работу Единой энергетической системы России и стран Содружества. На кишиневском заседании Совета глав государств СНГ в октябре 2009 года принято Общее положение об отраслевых органах, направленное на придание работе отраслевых советов большей системности и динамизма.
Серьезное внимание уделялось ведущейся в рамках ЕврАзЭС разработке путей решения проблемы эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центральной Азии, имеющей важное значение для обеспечения стабильности в регионе. При этом мы исходим из того, что вопросы водопользования необходимо решать на основе общепризнанных норм международного права и с учетом интересов всех государств, расположенных на трансграничных водостоках.
В целом в 2009 году продолжалось укрепление экономических взаимосвязей с акцентом на формирование самостоятельных инновационных направлений сотрудничества в рамках СНГ и ЕврАзЭС, что в перспективе будет способствовать модернизации и достижению технологического прорыва в экономике наших государств.
Таможенный союз и Единое экономическое пространство - новые этапы интеграции
ОСОБОЕ МЕСТО в работе по развитию экономического взаимодействия на пространстве СНГ в 2009 году по праву занимает формирование Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Без преувеличения, речь идет о прорыве в деле региональной интеграции. По решению глав государств, впервые создается интеграционная структура с наднациональным органом - Комиссией Таможенного союза, которая уже приступила к работе. Формируется единая таможенная территория, в пределах которой не будут применяться таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Единый таможенный тариф и Таможенный кодекс Таможенного союза были одобрены на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 года в Минске, что позволило Таможенному союзу "тройки" заработать уже с 1 января 2010 года. В соответствии с отдельными планами будет осуществлен перенос согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза. Начало полномасштабного функционирования Союза запланировано с 1 июля 2010 года.
Таможенный союз открыт для участия и других государств
ЕврАзЭС по мере их готовности. Одобрен проект Положения о порядке присоединения к Таможенному союзу. С учетом пожеланий киргизской стороны сформирована рабочая группа для рассмотрения комплекса вопросов, связанных со вступлением в него Киргизии. В перспективе может идти речь и о присоединении Таджикистана.
Создавая Таможенный союз, его участники подтвердили общее стремление к скорейшему вступлению во Всемирную торговую организацию. Одновременно уже в конце года были предприняты важнейшие шаги по переходу к следующему этапу интеграции - формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех государств не позднее 1 января 2012 года. На неформальной встрече лидеров государств - членов Таможенного союза "тройки" 19-20 декабря 2009 года в Алма-Ате был принят план соответствующих действий на 2010-2011 годы. В рамках ЕЭП предполагается обеспечить свободу движения капитала и передвижения рабочей силы, проведение тремя странами согласованной макроэкономической и валютной политики, а также создать единый рынок связи и общий рынок нефти, нефтепродуктов и газа.
Коллективная безопасность.
Политическое сотрудничество
СОВМЕСТНОЕ обеспечение безопасности, включая противодействие новым вызовам и угрозам, сотрудничество в правоохранительной сфере являются важным консолидирующим фактором в отношениях государств пространства Содружества. В этих вопросах наработан солидный опыт и потенциал.
Взаимодействие в рамках СНГ осуществлялось в 2009 году на основе двухгодичных (2008-2010 гг.) межгосударственных программ по борьбе с преступностью, терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также Программы сотрудничества государств - участников СНГ по борьбе с торговлей людьми на 2007-2010 годы.
В рамках ОДКБ выполнялся План коллективных действий государств - членов Организации по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2012 годы, а также велась отработка механизмов борьбы с наркотрафиком и незаконной миграцией, реагирования на катастрофы техногенного и природного характера. Следует особо отметить роль ОДКБ в лице его Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков в борьбе с афганским наркотрафиком, который фактически приобрел масштаб наркоагрессии против России и других стран.
В поле зрения многостороннего взаимодействия находились и военно-политические аспекты безопасности на пространстве СНГ.
В 2009 году на этом направлении удалось добиться качественного прогресса - наделить ОДКБ реальными "мускулами" - потенциалом силового воздействия. Речь идет о создании уже упоминавшихся Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. В функции КСОР ОДКБ входят отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В целях реализации этих задач в состав КСОР включены мобильные войсковые подразделения по линии вооруженных сил, подразделения специального назначения министерств внутренних дел, служб безопасности и министерств по чрезвычайным ситуациям.
Решения о применении Сил будут приниматься единогласно. Они будут действовать исключительно на территориях государств - членов Организации.
С вопросами безопасности тесно смыкается политическая составляющая многостороннего сотрудничества на пространстве СНГ.
В силу понятных причин и здесь центр тяжести приходится на ОДКБ, в рамках которой в 2009 году предпринимались шаги по повышению эффективности координации внешнеполитической деятельности государств-членов. Этому вопросу было посвящено апрельское заседание СМИД ОДКБ в Ереване. В практическом плане акцент делался на скоординированном продвижении российской инициативы по разработке и заключению Договора о европейской безопасности. В сентябре "на полях" сессии Генеральной Ассамблеи ООН министры иностранных дел государств - членов ОДКБ приняли специальное заявление по этой теме. В нем была подчеркнута важность создания устойчивой системы коллективной безопасности на основе общепризнанных принципов и норм международного права при центральной роли ООН. Министры выступили за систему единой, равной и неделимой безопасности для всех государств пространства Евро-Атлантики и Евразии, а также за созыв встречи руководителей всех действующих в сфере евробезопасности международных организаций, включая Евросоюз, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, СНГ, для обсуждения стратегий безопасности, принятых в этих организациях.
Гуманитарные связи - ресурс модернизации
ОДНИМ из приоритетных направлений многостороннего взаимодействия на пространстве СНГ продолжало оставаться гуманитарное сотрудничество. В дополнение к своей общей миссии сохранения цивилизационно-культурной и духовной общности проживающих на пространстве СНГ народов, развития контактов между людьми, сегодня оно приобретает и прикладной характер - как важный ресурс модернизации наших стран, формирования в них "умных" экономик, воспитания поколения современных молодых людей, ориентированных на будущее, но и не забывающих своих корней. Символично в этой связи то, что в гуманитарной сфере 2009 год в рамках СНГ был объявлен Годом молодежи.
Гуманитарные связи в Содружестве нацелены на дальнейшее развитие общих образовательного, научного, информационного и культурного пространств, здравоохранения, спорта и туризма. Необходимо отметить, что впервые в практике СНГ были предприняты усилия по сведению воедино разных направлений гуманитарного сотрудничества, приданию взаимодействию на этом направлении более системного и согласованного характера. Именно в этом русле сформирован План приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ на 2009-2010 годы, одобренный главами правительств в мае.
Другим важным моментом, способствовавшим приданию гуманитарному сотрудничеству в 2009 году нового качества, стала работа Совета по гуманитарному сотрудничеству и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ. При поддержке этих структур был проведен ряд крупных культурных и общественных мероприятий, среди которых - Четвертый ежегодный форум творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ в Кишиневе 24-25 сентября. Форумы являются очень важным и перспективным институтом сотрудничества, помогающим решать весьма актуальную задачу - подкрепить межгосударственное взаимодействие в рамках СНГ связями по линии гражданского общества, усилить роль последнего в многостороннем сотрудничестве на пространстве Содружества.
Год 2010 - проблемы и задачи
ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2010 год будет весьма непростым. Предстоит без преувеличения огромная работа на направлении Таможенного союза и Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России. Необходимо будет согласовать немалое количество документов по ЕЭП, затрагивающих конкретные экономические интересы государств, запустить и отладить механизмы, обеспечивающие техническое функционирование Таможенного союза. Данная проблематика, относящаяся прежде всего к компетенции экономических ведомств, а также Комиссии Таможенного союза, сохранит свою приоритетность и в дальнейшем.
В 2010 году должны начать полномасштабную работу Антикризисный фонд и Центр высоких технологий ЕврАзЭС. Рассчитываем, что это придаст новый импульс деятельности Сообщества, укрепит сотрудничество между государствами-членами, активизирует взаимодействие ЕврАзЭС с государствами-наблюдателями. Будем продолжать линию на укрепление Сообщества как важного центра экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Непростые и весьма ответственные задачи встают перед Российской Федерацией в связи с ее председательством в СНГ. Будем нацеливать наши усилия на повышение эффективности Содружества, его укрепление как региональной организации, приумножение всего того позитива, который был накоплен за предыдущие годы. Для нас важно, чтобы не только государства, но и их граждане в полной мере почувствовали отдачу от работы этой структуры. Будем руководствоваться одобренной Президентом Д.А.Медведевым Концепцией российского председательства и Планом мероприятий по ее реализации, которые были представлены партнерам на кишиневском саммите СНГ 9 октября 2009 года.
2010 год будет особым в связи с празднованием 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На упомянутом выше октябрьском саммите в Кишиневе было решено объявить его в СНГ Годом ветеранов Великой Отечественной войны 1941-
1945 годов. Он пройдет под девизом: "Мы победили вместе!" Очень важным в политико-психологическом и духовном отношении было принятие на кишиневском саммите Обращения глав государств к народам государств - участников Содружества и мировой общественности в связи с 65-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в котором подчеркивается решающая роль народов СССР в разгроме фашизма. Принят специальный план мероприятий в СНГ по подготовке юбилея, к Дню Победы планируется приурочить неформальный саммит Содружества в Москве. Будем активно работать над реализацией плана. Особое внимание уделим ветеранскому направлению, отдавая дань уважения и заботы людям, благодаря которым удалось остановить шествие фашизма к мировому господству, и воспитывая на их примере молодое поколение.
Другой ключевой темой 2010 года в СНГ будет сотрудничество в сфере науки и инноваций. В рамках СНГ создаются Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах и Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки. Поддержку у партнеров по Содружеству нашли предложения Российского научного центра "Курчатовский институт" о разработке в качестве совместных инициатив Стратегии развития нанотехнологий и Соглашения по формированию Единой научно-исследовательской инфраструктуры государств - участников СНГ. Уже ведется работа по созданию Международного инновационного центра нанотехнологий СНГ на базе Объединенного института ядерных исследований в Дубне. Готовится Межгосударственная целевая программа инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года.
В соответствии с Концепцией российского председательства будем продолжать работу по тем направлениям, которые объявлялись главными в СНГ в предыдущие годы: энергетика, транспорт, миграция. Особое внимание имеем в виду уделить всему блоку вопросов экономического сотрудничества, в частности разработке нового многостороннего Договора о зоне свободной торговли в СНГ. Будем укреплять элементы экономической общности с нашими партнерами, наращивать экономическую составляющую коллективного взаимодействия в русле Стратегии экономического развития Содружества до 2020 года. Важную роль в этом должны сыграть отраслевые советы.
Должное внимание будет уделяться политическому диалогу в рамках СНГ, повышению его уровня и результативности.
Как и остальные государства СНГ, мы хорошо видим слабые стороны этой организации, являющиеся во многом оборотной стороной ее важного достоинства - широкого состава участников. С учетом этого будем продолжать работу над укреплением механизмов Содружества, а также улучшением состояния дел с реализацией в государствах принимаемых в рамках Содружества решений. В этом смысле незаменимую роль должны сыграть Национальные координаторы по СНГ.
В 2010 году предстоит немалая работа и по линии ОДКБ, где продолжается наработка договорно-правовой базы сотрудничества, принимаются практические шаги по взаимодействию в различных областях. Особое внимание, разумеется, предстоит уделить дальнейшему становлению КСОР.
Важным аспектом деятельности ОДКБ будет оставаться политический диалог, в том числе согласование шагов в деле продвижения проекта Договора о европейской безопасности. Крайне важным представляется также обеспечение поддержки как в ОДКБ, так и в СНГ деятельности наших казахстанских партнеров как страны, председательствующей в ОБСЕ. Тем более что Казахстан выступал как, по существу, единый кандидат от стран СНГ при рассмотрении его заявки на председательство.
Мы - реалисты и исходим из того, что в 2010 году продолжится процесс интегрирования пространства СНГ в мировую экономику и политику, а значит, сохранят свою актуальность многовекторность внешней и внешнеэкономической политики расположенных на нем государств и тенденция к повышению интереса других стран и объединений к этому пространству.
В этом смысле весьма показательной является инициатива Европейского союза "Восточное партнерство", сфокусированная на наших партнерах по Содружеству - Азербайджане, Армении, Белоруссии, Молдавии, Украине, а также вышедшей из состава СНГ Грузии. Данная инициатива затрагивает целый ряд сфер взаимодействия, в которых работают многосторонние структуры с российским участием на пространстве СНГ. В России исходят из того, что развитие этой программы ЕС должно способствовать взаимодополняемости процессов сотрудничества и интеграции в различных регионах Европы и Азии, а не противопоставлять их. Именно в таком ключе действует и будет действовать Россия во взаимоотношениях с ЕС и приглашенными в "Восточное партнерство" странами Содружества. Мы также констатируем наличие в Евросоюзе дискуссий по вопросу о приглашении к "Восточному партнерству" других стран. В русле своего принципиального подхода к взаимодействию с ЕС Россия была бы готова рассмотреть возможность своего подключения к совместной разработке тех или иных проектов, в том числе в рамках поддержанной на последнем саммите Россия - ЕС инициативы о создании своего рода Союза для модернизации. Разумеется, взаимодействие должно осуществляться на равноправной основе, что подразумевает совместное формирование соответствующих проектов.
Важно, чтобы развитие многовекторности на пространстве СНГ, деятельность внерегиональных партнеров способствовали укреплению здесь стабильности, экономическому развитию и повышению жизненного уровня населения. Сотрудничество с третьими странами не должно противопоставлять государства Содружества друг другу, ставить их перед ложным выбором. Во многом именно
поэтому мы настойчиво продвигаем идею неделимости безопасности в Евро-Атлантике и Евразии. Перед нами стоят общие вызовы, и справляться с ними мы должны совместно.