Демократическая Республика Конго (ДРК, а до мая 1997 г. это государство называлось Заир) в 1996 году превратилась в огромное поле боя, по которому одна за другой прокатились две разрушительные войны, вошедшие в историю как «конголезские войны»: первая - с ноября 1996 по май 1997 года и вторая - с августа 1998 по июнь 2003 года. Завершение 30 июня 2003 года «второй конголезской войны» ознаменовало начало новой, мирной страницы в истории этого поистине многострадального африканского государства.

Несмотря на сложности, с которыми сталкивалась страна в послевоенный период, конголезцам за 12 с половиной лет мирной жизни удалось достичь определенных успехов и в политической, и в социально-экономической сферах. Без преувеличения, главным достижением стало принятие в феврале 2006 года Конституции Демократической Республики Конго, которая в декабре 2005 года была одобрена гражданами страны в ходе общенационального референдума. Ранее, в 2004 году был принят закон «О политических партиях», в 2006-м - Закон о выборах, а в 2007-м - «О политической оппозиции».

Конституция Республики и вышеуказанные законы установили правовые рамки, которые направили конголезский внутриполитический процесс в мирное русло. В 2006 году в ДРК, получившей независимость в 1960 году, состоялись первые за всю историю страны общенациональные демократические выборы, в ходе которых конголезцы избрали президента и Парламент Республики1. Очередные выборы состоялись в 2011 году, когда граждане ДРК вновь избрали главу своего государства.

Мирные годы позволили добиться положительных результатов в экономике. Так, по данным Всемирного банка, рост ВВП ДРК в период с 2010 по 2014 год составлял в среднем 7,7% в год, а в 2014-м достиг рекордной отметки в 9,0%2. Уровень инфляции с галопирующего, который в разгар «второй конголезской войны» в 2000 году достигал 550% (!) в год, снизился до рекордно низких показателей (2012 г. - 2,1%, 2013 г. - 0,9%, 2014 - 1,0%)3. В истекшем, 2015 году, по официальным данным правительства ДРК, уровень инфляции сократился до 0,8%, что является абсолютным рекордом за всю историю страны, начиная с 1960 года4. Положительная динамика наблюдается и в социальной сфере: по данным доклада об уровне человеческого развития в странах мира, опубликованного Программой развития ООН, в 2015 году ДРК продемонстрировала заметное улучшение, поднявшись на 11 пунктов, с предпоследнего, 187-го на 176-е место5. Улучшение обусловлено в первую очередь увеличением продолжительности жизни в стране, зависящей от положительных изменений в системе здравоохранения.

В целом за период с 2003 по 2015 год ДРК превратилась из раздираемого гражданской войной государства, чья территориальная целостность находилась под большой угрозой, в относительно стабильную страну. К уже достигнутым результатам необходимо добавить весьма неплохие перспективы ДРК: колоссальные природные ресурсы этой страны являются тем фактором, который может обеспечить ее дальнейший экономический рост.

Годы мирной жизни ДРК показали, что фундаментальным условием развития этой огромной африканской страны является политическая стабильность: отсутствие вооруженных конфликтов и угроз, способных привести к их возникновению, мирный переход власти от одной правящей элиты к другой, сильные органы государственной власти, способные эффективно пресекать негативные процессы на местах. В 2015 году над конголезскими перспективами начинают сгущаться тучи, так как весьма отчетливо обозначились тенденции, способные подорвать политическую стабильность в Республике.

В соответствии с Конституцией ДРК, президент может возглавлять страну два срока подряд. Действующий глава государства Жозеф Кабила победил на президентских выборах в 2006 и 2011 годах, и в декабре 2016 года, по истечении второго срока, должен покинуть свой пост. Но еще в 2014 году было посеяно «зерно», способное прорасти в политический кризис: возглавляемая президентом Народная партия за восстановление и демократию (НПВД) начала активно «вбрасывать» в информационное пространство ДРК мысль о том, что в интересах страны и конголезского народа Ж.Кабиле целесообразно остаться во главе государства и на третий срок подряд.

Широкие народные массы «верноподданнической» поддержки, на которую, очевидно, рассчитывало руководство НПВД, не продемонстрировали. Напротив, оппозиция выступила с решительным протестом против любых действий правящего режима, направленных на сохранение власти Ж.Кабилы после истечения его второго президентского мандата в декабре 2016 года. Уже во второй половине 2014 года наиболее влиятельные оппозиционные лидеры ДРК предельно ясно заявили, что преследуют две основные цели: добиться проведения президентских выборов в конституционные сроки, а также обеспечить ротацию правящих элит (иными словами, не допустить участия Ж.Кабилы в выборах). Эти приоритетные цели были сформулированы оппонентами президента максимально просто: уход Ж.Кабилы в 2016 году.

Несмотря на заявления оппозиции, пользующейся поддержкой весьма значительной части населения ДРК, правящий режим не собирается отказываться от своей «затеи».

Достичь своей цели, хотя открыто и незаявленной, Ж.Кабила мог, изменив статью «о двух президентских сроках» Основного закона страны. Для этого требовался общенациональный референдум, но существующий уровень популярности действующего президента отнюдь не давал гарантий, что конголезцы поддержат нужный ему проект. В этой связи правящий режим избрал другую тактику: под теми или иными предлогами осуществить технический перенос предстоящих выборов на более поздние сроки, что автоматически позволило бы Ж.Кабиле «задержаться» во власти.

Президентская партия НПВД активно взялась за работу по подготовке технического переноса. В январе 2015 года депутаты от НПВД в ходе внеочередной парламентской сессии предприняли попытку провести через Парламент ДРК законопроект, предписывающий обязательное проведение до выборов в стране общенациональной переписи населения (расчет делался на дальнейшую сдвижку сроков самой переписи). В ночь с 17 на 18 января 2015 года в отсутствии представителей оппозиции депутаты от коалиции «Президентское большинство» приняли эти поправки. В знак протеста оппозиция вышла на улицы Киншасы и других крупных городов страны. В ходе вспыхнувших беспорядков 19-21 января 2015 года только в столице ДРК погибли два сотрудника полиции, а число жертв среди протестующих составило, по разным оценкам, от 14 до 42 человек6. Перед лицом народного гнева законопроект об обязательной переписи населения был отозван из Парламента.

Но даже после этого грозного предупреждения, когда противники президента продемонстрировали, что они, защищая свои цели, готовы пролить кровь и не остановятся ни перед армией, ни перед полицией, Ж.Кабила не отказался от курса на технический перенос даты президентских выборов.

Необходимо отметить, что нынешнее положение Ж.Кабилы весьма «щекотливое»: лично объявить об изменении даты выборов он не рискует, опасаясь нового всплеска народного гнева, в связи с чем усиленно пытается склонить основные общественно-политические силы страны к консенсусному решению о необходимости такого переноса.

С этой целью Ж.Кабила с мая 2015 года настойчиво предлагал оппозиции ДРК вступить в некий «общенациональный» диалог (естественно, под его руководством). Глава государства, по-видимому, рассчитывал, что по итогам «придуманного» им диалога оппозиция «радостно кинется в его объятия», одобрит перенос даты президентских выборов, о чем и будет торжественно объявлено народу ДРК. Эти расчеты оказались слишком наивны: конголезская оппозиция, не сломленная ни эпохой диктатора Мобуту, ни годами правления Лорана-Дезире Кабилы*, (*Лоран-Дезире Кабила был Президентом ДРК с мая 1997 по январь 2001 г. Он погиб в результате вооруженного покушения на его жизнь, а его сын - нынешний Президент Жозеф Кабила - сменил его на посту главы государства. )  обладает достаточной мудростью и политической зрелостью, чтобы «раскусить» подобные планы. Весьма предсказуемо все основные оппозиционные лидеры отказались от участия в предложенном главой государства диалоге7. Политические оппоненты власти указали на то, что путь, по которому должна идти страна, прописан в Конституции и нет необходимости подменять ее положения общенациональным диалогом, статус которого с правовой точки зрения вообще не определен.

Уже в текущем, 2016 году была предпринята еще одна попытка спасти общенациональный диалог: 19 января по поручению председателя Комиссии Афросоюза в Киншасу прибыл член «группы мудрецов» Африканского союза, бывший тоголезский премьер-министр Э.Коджо. Ему предстояло провести консультации с основными политическими силами Республики на предмет их возможного участия в этом диалоге. Оппозиционные силы ДРК подвергли решительной критике миссию Э.Коджо, а также и само решение председателя Комиссии Афросоюза провести политические консультации в привязке к «детищу Ж.Кабилы». От встреч с Э.Коджо лидеры конголезской оппозиции уклонились.

Таким образом, к началу 2016 года в ДРК сложилась поистине предкризисная политическая ситуация. По Конституции, президентские выборы должны состояться 27 ноября 2016 года, именно эта дата указана Национальной независимой избирательной комиссией (ННИК) ДРК в официально опубликованном электоральном календаре. Действующий Президент Ж.Кабила, воздерживаясь от каких-либо публичных заявлений, «молча, но верно» продолжает курс на сдвиг этой даты на более поздний срок. Умышленное затягивание процесса подготовки выборов уже привело к тому, что возможность их проведения в указанную дату находится под большим вопросом. Руководство ННИК объясняет это материально-техническими проблемами, сложностями в деле обновления списков избирателей и т. д. Оппозиция же категорически требует обязательного проведения выборов 27 ноября 2016 года, как это и предусмотрено Конституцией ДРК. Более того, политические противники президента все громче говорят о своей готовности защищать завоевания молодой конголезской демократии всеми доступными способами, в том числе и в форме уличных протестов, если правящий режим не оставит им иного выбора.

Что дальше и как выйти из тупика?

В настоящее время противоречия между президентом, принявшим решение «остаться у власти» любым путем, и оппозицией, провозгласившей своей целью проведение «президентских выборов в конституционный срок и без Кабилы», нарастают. Конголезский внутриполитический процесс все больше заходит в тупик. К чему может привести дальнейшее обострение противоречий?

Если правящий режим «пересечет красную линию», заявив, что Ж.Кабила сохранит власть в своих руках и после декабря 2016 года (заявление о переносе даты выборов будет означать именно это), оппозиция перейдет к более жестким формам борьбы и выведет своих сторонников на улицы. Далее, как представляется, возможно несколько сценариев.

Первый сценарий. Конголезский правящий режим решится силовым путем подавить выступления оппозиции. Это приведет к многочисленным жертвам как среди манифестантов, так и среди сотрудников силовых служб. Запад заморозит отношения с официальной Киншасой («западники» неоднократно подчеркивали, что не останутся в стороне в случае антиконституционных действий правящего режима). Последует введение санкций, изоляция на международной арене и превращение страны в государство-изгоя со всеми вытекающими из такого «статуса» последствиями.

Второй сценарий. Ж.Кабиле не удастся «разгромить» восставшую оппозицию, получающую поддержку в том числе и из-за рубежа. Оппозиционные лидеры заявят о формировании демократического правительства ДРК со штаб-квартирой в одном из провинциальных городов страны (как это уже было в 1961-1962 гг. в случае с правительством А.Гизенги - в г. Стэнливиле (Кисангани). На их сторону перейдет часть полиции, спецслужб и армии. Оппозиция начнет поход на Киншасу для «свержения антинародного режима», и страна погрузится в хаос очередной гражданской войны.

Третий сценарий. Беспорядки в Киншасе и угроза гражданской войны заставят представителей силовых служб ДРК перейти к активным действиям. В Республике будет осуществлен государственный переворот, к власти придут «силовики», которые введут чрезвычайное положение, и страна окажется под военным правлением с неопределенными перспективами.

Четвертый сценарий. Выход из тупика. Все три вышеуказанных сценария станут катастрофой для ДРК: страна либо погрузится в пучину гражданской войны, либо подвергнется плотной международной изоляции. Но есть и четвертый сценарий, позволяющий стране остаться в мирном русле.

Обратимся к генезису намечающегося кризиса. В его основе лежат противоречия между оппозицией, руководствующейся Конституцией Республики, и Президентом Ж.Кабилой, одержимым «жгучим желанием» сохранить власть в своих руках. Никаких правовых или иных оснований оставаться на президентском посту сверх положенного срока у Ж.Кабилы нет. То есть основной причиной внутриполитического тупика, куда скатывается ДРК, является устойчивое нежелание президента этой страны исполнять положения Конституции, гарантом которой он сам и является8.

Выход из тупика очевиден - все действующие политические силы ДРК, и в первую очередь пропрезидентская коалиция во главе с самим президентом, должны неукоснительно соблюдать положения Конституции. Честные, свободные и транспарентные выборы, проведенные в конституционный срок, являются лучшей профилактикой политического кризиса и представляют собой надежное средство, которое позволит избежать кровопролития и новой братоубийственной гражданской войны.

Готов ли Ж.Кабила пойти этим путем и что может сподвигнуть главу государства отказаться от своих необоснованных претензий на власть? Помимо психологических аспектов «жажды власти» (которые должны изучаться специалистами другого профиля), есть ряд иных причин, объясняющих позицию Ж.Кабилы. Важнейшая из них - обеспокоенность действующего главы государства за свое постпрезидентское будущее. Примеров того, как бывших африканских президентов после ухода со своих постов постигает незавидная учесть, достаточно много: Лоран Гбагбо (бывший Президент Кот д’Ивуара предстал перед Международным уголовным судом в Гааге), Чарльз Тейлор (бывший Президент Либерии осужден Специальным судом по Сьерра-Леоне на 50 лет тюремного заключения), Хиссен Хабре (бывший Президент Чада предстал перед судом в Сенегале). Есть и конголезский пример: бывший вице-президент ДРК Жан-Пьер Бемба отбывает тюремное наказание по решению Международного уголовного суда.

Учитывая то, что Ж.Кабила командовал сухопутными войсками в армии своего отца Л-Д.Кабилы, в его «боевой биографии» недоброжелатели (а за время своего президентства он ими, несомненно, обзавелся) могли бы найти самые разные «подробности», представляющие интерес в том числе и для Международного уголовного суда. Чтобы решиться на соблюдение Конституции Ж.Кабиле необходимы гарантии его безопасности в постпрезидентский период. На рассмотрении Парламента Республики уже находится законопроект «О статусе бывших президентов ДРК», который необходимо принять как можно скорее. Также для Ж.Кабилы целесообразно предусмотреть статус пожизненного сенатора со всеми привилегиями и иммунитетами, в том числе и против уголовного преследования.

Весомой гарантией безопасности нынешнего главы государства стала бы победа на предстоящих президентских выборах кандидата от президентской партии НПВД. В этой связи для Ж.Кабилы крайне важно в максимально сжатые сроки определиться с «преемником» и начать «раскрутку» его кандидатуры. В психологии африканцев (особенно в глубинке) власть и лица ею облаченные носят некий сакральный характер, что подразумевает их поддержку со стороны населения. Эта особенность будет играть на руку кандидату от правящей партии, и при умелом использовании административного ресурса у него появляются весомые шансы одержать победу на президентских выборах.

Что касается конголезской политической оппозиции, то ей жизненно важно продолжить курс на защиту Конституции страны. «Сделки» с правящим режимом приведут к тому, что под предлогом надуманного «общенационального консенсуса» положения Конституции будут попраны, а завоевания молодой конголезской демократии растоптаны. Даже в случае сиюминутной конъюнктурной победы в долгосрочной перспективе оппозиция проиграет: правящий режим, единожды переступив через Основной закон страны, в следующий раз переступит и через оппозицию.

Достичь политическую стабильность
в долгосрочном плане

В настоящее время «горящая задача» - предотвратить скатывание ДРК в пучину кризиса, способного перерасти в кровавые столкновения и гражданскую войну. Рецепт этого указан выше. Но стратегическая цель - обеспечить политическую стабильность в долгосрочном плане. Фундаментом такой стабильности является механизм, обеспечивающий мирный переход власти от одной правящей элиты к другой. В истории ДРК, начиная с независимости страны в 1960 году, каждая новая элита приходила к власти в результате переворота или гражданской войны, наиболее яркий пример - «первая конголезская война», в ходе которой Л.Д.Кабила стал президентом, свергнув Мобуту. Принятая в 2006 году Конституция ДРК стала правовой основой механизма, обеспечивающего мирный переход власти. Вместе с тем конголезский внутриполитический процесс наглядно демонстрирует то, что правовая основа этого механизма требует корректировки.

Нынешние конголезские противоречия отчасти вызваны тем, что Основной закон Республики не дает однозначной трактовки ситуации, которая сложилась в стране в настоящее время: проведение выборов затягивается на неопределенный срок, но президент жив и в добром здравии (в случае его смерти или тяжелой болезни полномочия перешли бы ко второму человеку в государстве - главе Сената). Парадоксальность этой ситуации в том, что глава государства не имеет стимулов проводить президентские выборы: он останется на своем посту до тех пор, пока не будет избран новый президент9. В итоге у президента возникает «соблазн» максимально затягивать подготовку выборов и таким образом оставаться у власти.

Как обеспечить проведение президентских выборы в ДРК в строго конституционные сроки? Для этого Основной закон Республики должен содержать четкую норму, обязывающую действующего главу государства покинуть свой пост по истечении конституционного срока его правления, вне зависимости от того, состоялись ли выборы нового президента или нет. Если выборы состоялись, то новый президент вступает в должность, если же нет, то страну временно возглавляет председатель Сената. Коль скоро «неизбежность ухода» старой правящей элиты в строго установленный Конституцией срок будет прописана, то попытки затянуть выборы потеряют всякий смысл: президент не сможет ни дня задержаться на своем посту. Для закрепления такой нормы в Конституции необходимо провести общенациональный референдум, что и должно стать одной из главных задач будущего конголезского президента, которому предстоит сменить Ж.Кабилу.

Подводя итог, необходимо отметить, что Демократическая Республика Конго, несмотря на всю глубину охвативших ее политических противоречий, имеет реальные шансы избежать кровавого кризиса. В краткосрочной перспективе «рецепт» таков: проведение президентских выборов в конституционный срок - 27 ноября 2016 года, а также принятие закона «О статусе бывших президентов», способного дать весомые гарантии безопасности Ж.Кабиле на его постпрезидентский период. Кроме того, масштабная пиар-кампания кандидата от президентской партии на пост главы государства с использованием административного ресурса (разумеется, в пределах разрешенного законом) станет существенным элементом, обеспечивающим «дополнительное спокойствие» правящего режима. Для конголезской же оппозиции важно оставаться на страже Конституции ДРК и завоеваний молодой конголезской демократии. Оппоненты президента должны бескомпромиссно следовать положениям Основного закона Республики и отвергать «сделки» с властью, подразумевающие отступление от его норм. В долгосрочной же перспективе политическая стабильность потребует проведения конституционного референдума, который скорректирует Основной закон ДРК так, чтобы надежно положить конец «соблазну переноса президентских выборов на неопределенный срок».

 

 

 1Демократический и транспарентный характер выборов был подтвержден Миссией ООН в ДРК. MONUC satisfied with DRC electoral process but concerned with humanitarian situation // http://reliefweb.int/report/democratic-republic-congo/monuc-satisfied-drc-electoral-process-concerned-humanitarian (дата обращения: 15.02.2016).

 2République Démocratique du Congo, Rapport de suivi de la situation économique et financière 2015, Groupe de la Banque Mondiale. Septembre 2015. P. 6.

 3Rapport OMD 2000-2015, Evaluation des progrès accomplis par la République Démocratique du Congo dans la réalisation des Objectifs du Millénaire pour le développement. Septembre 2015. P. 6.

 4Selon Matata Ponyo: La RDC termine l’année avec 0,8% d’inflation, un record depuis 1960 // http://groupelavenir.org/selon-matata-ponyo-la-rdc-termine-lannee-avec-08-dinflation-un-record-depuis-1960/ (дата обращения: 12.02.2016).

 5United Nation Development Programme, Human Development Report 2015 // http://hdr.undp.org/en/2015-report (дата обращения: 12.02.2016).

 6La FIDH (Fédération internationale des ligues des droits de l’Homme), DRC: 42 already dead in protests against the proposed electoral law // https://www.fidh.org/en/region/Africa/democratic-republic-of-congo/16850-drc-42-already-dead-in-protests-against-the-proposed-electoral-law (дата обращения: 12.02.2016).

 7Radio Okapi, RDC: la Dynamique de l’opposition ne participera pas au dialogue politique
// http://www.radiookapi.net/2015/11/07/actualite/politique/rdc-la-dynamique-de-lopposition-ne-participera-pas-au-dialogue (дата обращения: 17.02.2016).

 8La Constitution de la République Démocratique du Congo, Article 69.

 9Ibid. Article 70, Article 75, Article 76.