Географическое положение России как самой большой страны и Европы, и Азии одновременно, ее принадлежность сразу к нескольким ключевым регионам мира, исключительные богатства полезными ископаемыми и другими жизненно необходимыми человечеству природными ресурсами - это некоторые из объективных факторов, которые делают нашу страну влиятельной во всех основных процессах, происходящих в современном мире. Столь уникальное положение России предопределяет ее особое отношение к вопросам отстаивания своих национальных интересов, проведения динамичной многовекторной внешней политики, твердой защиты своего суверенитета и территориальной целостности, широкой вовлеченности в международное и региональное развитие.

Важнейшее место в усилиях нашей страны в международных делах занимают вопросы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, эффективного использования своих естественных конкурентных преимуществ в целях ускоренного экономического и социального развития России и ее многочисленных регионов. Споры о том, является ли Российская Федерация европейской или азиатской державой, лишены смысла, так как наша страна - одновременно и европейская, и азиатская, и тихоокеанская держава. В силу географии России ее жизненные интересы самым непосредственным образом затрагивает все то, что происходит от Баренцева и Балтийского морей до Черного моря, от Кавказа и Каспия до Тихого океана, Берингова пролива и Чукотского моря, от Центральной Азии и до Северного полюса, а также в прилегающих к ним регионах.

Последние десятилетия центральное место во внешней политике России чаще и зримее занимали события, которые происходили в Европе, США, на Балканах, Ближнем Востоке, что создавало впечатление, будто и российская дипломатия имела одностороннюю ориентацию на отношения с Европой и Америкой. Однако на деле было не так, поскольку российская дипломатия не менее активно, хотя, возможно, и не столь заметно, действовала и на восточном направлении. На практике она не переставала искать пути укрепления безопасности восточных рубежей России, расширения нашего экономического и политического присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, взаимовыгодного сотрудничества со всеми государствами, участия во всех важнейших интеграционных процессах в Азии и АТР.

По мере того как Россия все тверже становилась на ноги, как рос и укреплялся ее экономический и внешнеполитический потенциал, восточный вектор в деятельности российской дипломатии становился все более рельефным и эффективным. Подтверждением этого тезиса могут служить поистине многогранные отношения с Китаем, которые за последние десятилетия прошли колоссальный путь от напряженности и взаимного недоверия к расширенному стратегическому партнерству, охватывающему практически все сферы человеческой деятельности. В этом свете рассуждения о некоем «развороте России на Восток» как реакции на недружественную политику Запада представляются надуманными. Наша страна очень давно ищет баланс в своей внешней политике и, за исключением непродолжительного периода начала 90-х годов прошлого столетия, не прекращала активного, хотя и не всегда успешного поиска возможностей для масштабного расширения связей со странами Азии, Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Коренным интересам России и особенно ее сибирских и дальневосточных регионов отвечает максимально органичное и эффективное врастание в политическую жизнь и ткань экономического сотрудничества в АТР. Начатый еще в советский период процесс выработки мер доверия на границах между СССР и Китаем естественным образом перерос в создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), превратившейся в наши дни в наиболее влиятельный и перспективный фактор политической и экономической жизни в Азии. Параллельно набрали силу такие уникальные интеграционные процессы, как БРИКС, СВМДА, АСЕАН, АРФ, диалоговые партнерства с АСЕАН, активным участником которых является и Россия.

В рамках данной статьи хотелось бы сосредоточиться на рассмотрении одного из многообещающих, хотя и далеко не простых направлений коллективного взаимодействия стран Азии - возможностях сопряжения растущих планов торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в «треугольнике» Россия - Китай - Монголия. Речь идет о сближении, совмещении, взаимном дополнении, а возможно и объединении, по крайней мере отдельных элементов, недавно начавшего свою деятельность Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в составе России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Армении, о разработанной Китаем масштабной концепции «Экономического пояса Шелкового пути» и предложенной Монголией идеи «Степного пути».

Очевидно, что эти три проекта являются достаточно разноплановыми и разномасштабными. Но важнее то, что они имеют одну цель: создать действенный механизм субрегионального трехстороннего сотрудничества, направленный на ускорение экономического развития его участников, использование каждым из них своих географических преимуществ и экономических возможностей для создания синергетического эффекта, способного придать дополнительные импульсы и открыть новые горизонты для решения национальных социально-экономических задач.

Китай, экономика которого последние три десятилетия развивалась опережающими темпами, находится в непростом периоде смены ориентиров, поиска новых источников роста, но уже на современной основе, более высокой с технологической точки зрения и более безопасной с позиций сохранения окружающей среды. В этом плане проект «Экономического пояса Шелкового пути» - самый масштабный из нескольких программ развития КНР в новых финансово-экономических условиях, возникших сейчас в мире.

Как всегда, китайские партнеры подошли к решению стоящих перед ними непростых задач весьма солидно и продуманно, выстроив четкую программу действий. Она предполагает прокладку экономических коридоров, которые свяжут Азию с Европой. Учрежденные по инициативе Китая Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд Шелкового пути должны стать финансовыми инструментами реализации столь амбициозного проекта.

В основе китайской концепции лежит идея создания эффективных транспортно-логистических систем, строительства новой современной, в первую очередь железнодорожной, инфраструктуры, которая бы обеспечила надежную сухопутную, а следовательно, не подверженную многим рискам и более быструю транспортную доступность емкого европейского рынка для произведенной в Китае продукции. На всем протяжении такой транспортной системы имеется в виду создать центры добычи полезных ископаемых, промышленной переработки сырья, производства готовой продукции, складских и перегрузочных терминалов и прочей высокоразвитой инфраструктуры.

Очевидно, что реализация столь масштабных планов должна стать мощным локомотивом интенсивного экономического роста и решения социально-экономических проблем населения, проживающего в пределах этого пояса. Даже беглый взгляд на карту подскажет, что наибольшая часть такого пояса должна пройти через территорию России, подтолкнув решение и российских проблем.

Масштабы идеи «Степного пути», предложенной Монголией, меньше, соразмернее экономическому потенциалу и возможностям самой этой степной республики, но идут они в том же русле. В Улан-Баторе хотели бы, чтобы их страна оказалась на основной линии коммуникаций между Россией и Китаем, проходящих через территорию Монголии. Причем, по мнению монгольских партнеров, в идеале речь должна идти о прокладке так называемых пяти коридоров - железнодорожного, автодорожного, электроэнергетического, газопроводного и нефтепроводного. Мысль о перспективе стать страной-транзитером и получать за счет этого значительные финансовые отчисления явно импонирует политикам в Улан-Баторе и побуждает их строить далекоидущие планы интенсивного успешного развития республики.

В данном контексте Улан-Батор сейчас больше всего беспокоит возможность того, что эти коридоры будут проложены в обход монгольской территории. Так, в последние годы уже налажены и успешно функционируют железнодорожные маршруты контейнерных грузоперевозок из Китая в Европу через Россию и Казахстан, значительные грузопотоки идут по железной дороге через Забайкалье с выходом на Транссиб. Построено и запущено ответвление нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан от Сковородино до китайского Дацина, прорабатывается проект газопровода «Алтай» из Западной Сибири в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая через российский Горный Алтай. Такой ход событий побуждает монгольское руководство проявлять заметную дипломатическую активность, доказывая преимущества транзита через свою территорию, выдвигать все новые, привлекательные, правда не всегда тщательно проработанные с экономической точки зрения, предложения.

Для нас, однако, гораздо важнее посмотреть на преимущества, которые сулит России реализация идеи сопряжения программ экономического развития трех соседних государств. На протяжении последних лет Россия и ее партнеры по ЕАЭС, преодолев немалые трудности, смогли создать хорошо продуманную и тщательно сбалансированную систему сотрудничества, отвечающую коренным интересам экономического развития каждого из государств - членов Союза. Сотрудничество в формате ЕАЭС уверенно разворачивается и набирает силу, и сопряжение деятельности ЕАЭС с китайской инициативой, а также с монгольским предложением имеет все шансы стать значительным стимулом развития входящих в Союз государств. С данной точки зрения, активное участие в процессах сотрудничества России и Китая члена ЕАЭС - Казахстана представляется, безусловно, более прагматичным. Тем не менее оно не исключает, а при определенных условиях и дополняет проекты взаимодействия в трехстороннем формате Россия - Китай - Монголия.

Цель еще более полной интеграции России в ткань торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в регионе АТР поставлена уже давно, но ее реализация идет не без проблем, связанных в первую очередь с трудностями экономического развития самой России. Сибирь и российский Дальний Восток - это те опорные регионы, на которых должно строиться более активное вовлечение экономики нашей страны в бурно развивающиеся народно-хозяйственные и интеграционные процессы в АТР. При этом в контексте налаживания взаимовыгодного сотрудничества в трехстороннем формате на передний план выдвигаются такие сопредельные Монголии регионы Сибири, как Республика Бурятия, Забайкальский край, Республика Тыва, Республика Алтай, а также Иркутская, Новосибирская, Кемеровская области, Алтайский край.

Именно учет интересов народно-хозяйственного развития этих регионов России делает сотрудничество с Монголией и Китаем императивом, открывающим для российских регионов новые перспективные и привлекательные возможности. Очевидно, что полноценное подключение представителей этих регионов к переговорному процессу трех сопредельных государств для лучшего учета региональных интересов становится сейчас настоятельной необходимостью.

Идея налаживания сотрудничества России, Китая и Монголии в трехстороннем формате созревала довольно долго и трудно. Связано это было в значительной мере с негативным историческим опытом монголо-китайских отношений, который и вызывал в Улан-Баторе определенные опасения. Важно, что инициатором и посредником в налаживании доверия между Китаем и Монголией еще в 2000-х годах выступила дипломатия России. Так, после нескольких неудачных попыток российским дипломатам все же удалось доказать своим монгольским партнерам целесообразность установления диалога в трехстороннем формате на рабочем уровне по линии министерств иностранных дел.

Первая такая неформальная встреча директоров политических департаментов внешнеполитических ведомств России, Китая и Монголии прошла летом 2005 года в Монголии. Обсуждение велось в неофициальном, свободном формате и показало наличие у трех сопредельных государств общих интересов в вопросах укрепления мира и стабильности на международной арене, обеспечения региональной безопасности, противодействия общим для трех государств вызовам и угрозам. Но главное, что дала встреча, - это ростки взаимного доверия, понимание того, что ни Россия, ни Китай не представляют угрозы для Монголии, но, напротив, хотят найти точки соприкосновения для взаимовыгодного добрососедского сотрудничества. В дальнейшем такие встречи стали проводиться ежегодно, подтвердив наличие общих интересов у трех государств в самых разных сферах.

В 2012-2013 годах Президент Монголии Ц.Элбэгдорж неоднократно высказывал идею налаживания более тесного сотрудничества трех государств, в том числе в области экономики. Основной замысел состоял в том, чтобы за счет такого сотрудничества создать благоприятные условия, которые помогли бы Монголии преодолеть свои острейшие финансово-экономические трудности, связанные с обвалом мировых цен на горно-рудную продукцию страны, а также с массовым уходом из Монголии иностранного бизнеса и провалом ряда инвестиционных проектов. Власти Монголии начали широко продвигать идею транзитных коридоров между Россией и Китаем, проходящих через территорию Монголии. Проявляя настойчивость, Ц.Элбэгдорж предложил провести трехстороннюю встречу на высшем уровне. 11 сентября 2014 года в Душанбе «на полях» заседания Совета глав государств - членов ШОС состоялась первая такая встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина, Председателя КНР Си Цзиньпина и Президента Монголии Ц.Элбэгдоржа. Она продемонстрировала большой потенциал сотрудничества трех соседних государств Азии.

По итогам саммита, в соответствии с поручением, данным главами трех государств, был сформирован механизм консультаций на уровне заместителей министра иностранных дел России, Китая и Монголии, в рамках которого проводятся регулярные встречи. Их результатом стало признание целесообразности придания трехстороннему сотрудничеству комплексного характера, охватывающего такие сферы, как политика, экономика, наука, техника, образование, культура, внешняя политика. Данный подход лег в основу российского проекта «Дорожной карты» развития сотрудничества между Россией, Китаем и Монголией, которая получила одобрение лидеров трех государств на их второй встрече 9 июля 2015 года в Уфе. В столице Башкирии были подписаны Меморандум о взаимопонимании в разработке Программы создания экономического коридора между Россией, Китаем и Монголией, Меморандум между таможенными службами трех стран о сотрудничестве в области создания благоприятных условий для содействия развитию торговли и рамочное Соглашение о сотрудничестве в области развития пунктов пропуска через государственную границу. Эти трехсторонние документы определили конкретные сферы взаимодействия сопредельных государств на ближайшую перспективу.

На основании китайского и монгольского проектов программы, переданных в сентябре 2015 года в МИД России, был подготовлен совместный проект, практическое обсуждение которого эксперты трех стран начали на своей встрече 28-29 декабря 2015 года в Москве. Они, в частности, согласовали основные разделы проекта совместного документа и определили порядок дальнейшей работы над ним. Ожидается, что окончательный текст программы может быть готов к моменту проведения третьей встречи высших руководителей глав России, Китая и Монголии «на полях» заседания Совета глав государств ШОС 23-24 июня 2016 года в Ташкенте.

Генеральная линия трехстороннего сотрудничества России, Китая и Монголии определена, и она, безусловно, отвечает национальным интересам всех трех участвующих в нем государств, служит укреплению взаимного доверия между ними в духе стратегического партнерства. Вместе с тем между тремя государствами остается и немало вопросов, причем как объективного, так и субъективного характера, которые затрудняют их практическое сотрудничество в сфере экономики и инвестиций. К числу первых надо отнести достаточно серьезные финансовые и экономические проблемы, пусть и в разной степени, но переживаемые всеми тремя государствами. В Китае это: существенное замедление экономического роста, радикальная смена ориентиров экономического развития, нестабильность финансового рынка Поднебесной, рост стоимости рабочей силы и начавшийся масштабный отток иностранного капитала.

Трудности, которые испытывает российская экономика, в том числе связанные с обвалом цен на энергоносители, падением спроса на другие товары российского сырьевого экспорта, закрытием внешних рынков заимствования капиталов, падением курса рубля и ростом инфляции, порожденные в том числе введенными Западом санкциями, привели к временному сужению наших инвестиционных возможностей. Тем не менее в интересах разблокирования сложностей торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Россией и Монголией, накопившихся в последние годы, в Москве 1 февраля 2016 года была завершена процедура ратификации соглашения о списании 97,8% последней задолженности Монголии по ранее предоставленному кредиту в 174,2 млн. долларов. Такое решение было продиктовано политической доброй волей российской стороны, желанием устранить препятствия для инвестиционного сотрудничества.

Надо иметь в виду, что так называемый «основной долг» Монголии перед Советским Союзом в размере 11,4 млрд. долларов был списан еще в 2003 году на тех же, максимально выгодных для Монголии условиях. Правда, тогда надежды на то, что урегулирование долговой проблемы расчистит путь для налаживания активного экономического и инвестиционного сотрудничества между Россией и Монголией, так и не сбылись. А подписанное в ходе официального визита в Москву Президента Монголии Н.Энхбаяра соглашение о совместном освоении богатого месторождения серебра Асгат вскоре было расторгнуто монгольской стороной в одностороннем порядке. К сожалению, и договоренности об осуществлении ряда масштабных совместных инвестиционных проектов, согласованные в 2009 году в ходе рабочего визита в Улан-Батор В.В.Путина (май) и официального визита Д.А.Медведева (август), несмотря на то, что они были детально прописаны в Декларации о развитии стратегического партнерства между Россией и Монголией, также остались не реализованы.

В свете этих обстоятельств понятно, что в налаживаемом трехстороннем сотрудничестве имеются вопросы, требующие особого внимания. В частности, представляется целесообразным более обстоятельно изучить провозглашенную Монголией, у которой имеются только два географических соседа - Россия и Китай, политику максимального расширения связей с так называемым «третьим соседом». Речь в данном случае идет о совокупности ведущих западных партнеров Монголии - США, ЕС, Японии, Канаде, Австралии, Республике Корея и др.

После провозглашения этой политики в степную республику, богатую полезными ископаемыми, устремились десятки иностранных компаний, получивших контроль над наиболее перспективными месторождениями угля, меди, золота, урана. В стране наметился экономический бум, темпы роста ВВП Монголии в 2011 году достигли рекордных 17%, вызвав в стране всеобщую эйфорию. Ее результатом стало фактическое отстранение России под разными предлогами от участия в реализации согласованных в 2009 году инвестиционных проектах. Наиболее крупные из них - освоение месторождения коксующегося угля Таван-Толгой, возобновление работ на месторождении урана в Дорноде. Была также сорвана реализация подготовленной при участии ОАО «РЖД» масштабной программы модернизации действующей российско-монгольской Улан-Баторской железной дороги и прокладки сети новых железнодорожных магистралей в Монголии.

Принятие в Монголии ряда законодательных актов в духе «ресурсного национализма» привело в 2012 году к массовому уходу иностранных компаний из этой страны. Данная тенденция совпала с начавшимся снижением цен на основные сырьевые товары монгольского экспорта - уголь, медь, железо, плавиковый шпат. Стране пришлось вновь глубоко залезть в иностранные долги, что уже в ближайшие годы может привести к дефолту. Эти обстоятельства, несмотря на предпринятые правительством и парламентом шаги по улучшению инвестиционного климата в стране, остаются тем не менее факторами серьезного риска для иностранных инвесторов. В таком контексте скорейшее воплощение в жизнь планов трехстороннего сотрудничества могло бы стать для Улан-Батора реальным выходом из нынешнего трудного положения.

Вместе с тем очевидно и то, что для успешного движения вперед России и Монголии необходимо найти развязки по проблемам, которые накопились в двухсторонних отношениях за прошлые годы, в том числе касающимся вопросов получения должной отдачи от российских инвестиций и эффективного функционирования государственных активов России в Монголии.

Среди назревших мер - проведение надлежащей модернизации Улан-Баторской железной дороги, которая на паритетных основах принадлежит России и Монголии. Есть возможности для повышения эффективности и урегулирования ряда «зависших» проблем находящегося в совместной собственности «Предприятия Эрдэнэт» - одного из главных налогоплательщиков Монголии. Необходимо создание благоприятных условий для доходной деятельности СП «Монголросцветмет». Требуют урегулирования давно перезревшие проблемы, связанные с перерегистрацией на основе действующего монгольского законодательства российской недвижимости в этой стране.

Представляется, что реальный прогресс в разрешении указанных проблем не только создал бы благоприятные условия для вывода двустороннего сотрудничества на новый, более высокий уровень, но и послужил реальным стимулом к достижению взаимовыгодных договоренностей в деле осуществления программ трехстороннего сотрудничества России, Китая и Монголии.

Время не ждет, особенно в свете того, что работы по прокладке альтернативных железнодорожных маршрутов и созданию новых транспортно-логистических коридоров не стоят на месте. Было бы ошибкой допустить, чтобы промахи и недоработки прошлого отрицательно сказались на претворении в жизнь поистине грандиозных перспектив создания трансконтинентальных коридоров, отвечающих коренным интересам народов трех стран. Реализация программ трехстороннего взаимодействия может стать мощным драйвером успешного экономического роста не только для регионов России, Китая и Монголии, по которым пути сотрудничества будут проходить, но и заложить надежный фундамент совместного процветания трех государств, связанных между собой давними историческими узами и общими стратегическими интересами.