Xарактерной чертой современной мировой экономики является активизация процессов региональной экономической интеграции. Успешный опыт создания Европейского союза в начале 1990-х годов стимулировал развитие как уже существовавших объединений, так и появление новых интеграционных блоков в различных частях мира - от Латинской Америки, Ближнего Востока до Юго-Восточной Азии. Данный тренд существенно активизировался в условиях глобального экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, когда стали очевидны те дополнительные возможности, которые открывает региональная интеграция для преодоления кризисных явлений в экономике.

В этот период серьезный импульс к развитию получил и евразийский интеграционный проект: в 2010 году начал функционировать Таможенный союз Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, в 2012 году вступили в силу 17 международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство «тройки». Параллельно началась подготовка к запуску Евразийского экономического союза. 29 мая 2014 года был подписан Договор о ЕАЭС, который вступил в силу 1 января 2015 года. В результате на мировой экономической арене появилась новая международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. ЕАЭС сегодня - это пять государств-членов (в 2015 г. присоединились Республика Армения и Киргизская Республика) с населением более 182 млн. человек, общей территорией свыше 20 млн. кв. км (14% мировой суши), на долю ЕАЭС приходится около 3% мирового ВВП.

В рамках ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о ЕАЭС.

Уже в первые годы своего существования евразийский экономический интеграционный проект показал свою состоятельность и эффективность. Государства-члены максимально использовали возможности, которые открыла реализация свободы движения товаров. На внутренних границах был отменен таможенный контроль, стали действовать единый таможенный тариф, единая номенклатура внешне-экономической деятельности и Таможенный кодекс, начали применяться единые технические регламенты и система санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. В результате за первые четыре года функционирования Таможенного союза взаимная торговля государств увеличилась почти в два раза - с 36,4 млрд. долларов в 2009 году до 64,5 млрд. долларов в 2013-м. А в 2014-2015 годах, на которые пришлась очередная волна экономического кризиса, интеграционные связи позволили минимизировать негативные последствия для экономик государств-членов. Например, в 2015 году взаимная торговля в отличие от внешней сократилась менее значительно - на 25,8%, а не 33,6%.

Ожидается, что в ближайшие годы эффекты от интеграции на себе ощутят и новые члены Союза - Армения и Кыргызстан, что вполне логично после открытия для этих стран доступа на единый рынок ЕАЭС. Способствовать росту взаимной торговли будет и формирование единых рынков в тех областях, которые сегодня еще продолжают регулироваться национальными правилами. Так, в 2016 году завершается создание общего рынка фармацевтики, к 2019 году должен быть сформирован общий рынок электроэнергии, а к 2025 году - нефти, газа и нефтепродуктов.

Максимум усилий в рамках ЕАЭС прилагается для обеспечения и трех других свобод - передвижения услуг, капитала и рабочей силы.

В режиме единого рынка уже функционируют 43 сектора услуг, до 2025 года - после истечения переходных периодов - еще 21 сектор услуг перейдет в данный режим. Подразумевается, что компании, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в одном государстве ЕАЭС, без каких-либо дополнительных разрешений и допусков смогут работать на территории всего Союза.

Не позднее 2025 года планируется гармонизировать законодательство в сфере финансового рынка, после чего принять решение о создании наднационального органа в рамках ЕАЭС по регулированию данной сферы со штаб-квартирой в Казахстане.

Что касается свободы движения рабочей силы, то граждане государств - членов Союза уже ощущают существенные преимущества в этой сфере. Исключается дискриминация при трудоустройстве на территории Союза вне зависимости от того, гражданином какого государства является работник. Признаются дипломы об образовании, трудовые мигранты могут рассчитывать на получение скорой медицинской помощи и социальных гарантий наравне с гражданами страны трудоустройства.

Таким образом, Договор о ЕАЭС не только зафиксировал достигнутый уровень интеграции, но и поставил новые масштабные задачи, решить которые члены Союза должны в ближайшие десять лет. Итогом будет полное обеспечение «четырех свобод», проведение единых или согласованных политик в ключевых сферах экономики. ЕАЭС стал вторым примером полноценного экономического союза в мире, до его создания на такой высокий уровень интеграционного развития смог выйти только Европейский союз.

Если первоначально интеграция в рамках АСЕАН носила преимущественно политический характер, то с начала 1990-х годов стала развиваться экономическая компонента АСЕАН, которая вышла на первый план в конце 1990-х годов на фоне усилий по преодолению негативных эффектов азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов. К концу 2003 года в рамках АСЕАН фактически была запущена зона свободной торговли. В декабре 2015 года продекларировано создание Сообщества АСЕАН, одной из трех опор которого является Экономическое сообщество наряду с политической опорой (Сообщество политики и безопасности) и социально-культурной (Социально-культурное сообщество).

Перед Экономическим сообществом АСЕАН на ближайшие десять лет поставлены серьезные задачи, среди которых, во-первых, обеспечение свободы движения товаров, капитала, услуг, инвестиций и квалифицированной рабочей силы; во-вторых - создание максимально удобных условий и инновационной среды для бизнеса; в-третьих - обеспечение сбалансированного и устойчивого экономического роста и, в-четвертых, интеграция АСЕАН в мировую экономику.

Планы по укреплению экономической компоненты АСЕАН еще раз подтверждают, что сегодня мы являемся свидетелями зарождения новой архитектуры мировой экономики. Нынешний ее облик более не отвечает современным требованиям. Все менее эффективной оказывается модель, ключевыми элементами которой являются национальные государства. Существующие механизмы регулирования экономикой на глобальном уровне - МВФ, Всемирный банк, ВТО и др. - являются объектами нарастающей критики и требуют серьезного реформирования.

Таким образом, налицо предпосылки для смены парадигмы международных экономических отношений, серьезного концептуального сдвига в сторону новой глобальной архитектуры, ключевую роль в которой будут играть не отдельные государства, а их объединения или блоки. Новая конфигурация позволит сделать экономику на глобальном уровне более управляемой и повысит возможность достижения договоренностей среди ее участников (особенно в условиях кризисов, когда требуются оперативные и согласованные действия), поскольку очевидно, что два десятка интеграционных объединений смогут найти общие решения для проблемных вопросов намного быстрее и эффективнее, чем это сделают 200 участников, если продолжать мыслить категориями национальных государств.

Евразийский экономический союз имеет все предпосылки, чтобы стать важным элементом новой экономической архитектуры. Учитывая географию внешней торговли Союза, представляется необходимым развитие контактов с его партнерами как на западном треке, то есть с Европейским союзом, так и на восточном направлении - с ШОС, АСЕАН и АТЭС, при этом не следует забывать про бурно развивающиеся регионы Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

На европейском направлении, несмотря на сложную внешнюю конъюнктуру, ЕАЭС предпринимает шаги по установлению взаимодействия с Европейским союзом. В октябре 2015 года Евразийская экономическая комиссия направила свои предложения по сотрудничеству в Европейскую комиссию. Очевидность таких контактов назрела и определяется практической необходимостью решения ряда вопросов, которые более не относятся к компетенции государств - членов ЕАЭС, а переданы на уровень Союза - в Евразийскую экономическую комиссию. Более того, такое взаимодействие подкрепляется поддержкой со стороны бизнеса.

Огромные перспективы для развития сотрудничества существуют и на восточном направлении, где локомотивом данного взаимодействия могли бы стать контакты ЕАЭС с АСЕАН.

Первый трек такого взаимодействия - это активизация торгово-экономического сотрудничества государств - членов двух интеграционных объединений. Наши страны традиционно имеют хорошие партнерские двусторонние отношения, которые дополняются и связями с АСЕАН. Так, полномасштабным партнером по диалогу с АСЕАН с 1996 года является Россия. Сформирована нормативно-правовая база взаимодействия. В формате «АСЕАН+1» Россия принимает участие в постминистерских конференциях АСЕАН с диалоговыми партнерами. В 2012 году принята «Дорожная карта» торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Россия - АСЕАН, а в 2013 году - рабочая программа по торговле и инвестициям Россия - АСЕАН.

С 2013 года своего представителя при Секретариате АСЕАН назначила Беларусь. Изучаются возможности налаживания сотрудничества в области сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности. Позитивна динамика контактов с АСЕАН у Казахстана. В 2014 году назначен представитель страны при Секретариате АСЕАН, а в Астане на базе дипломатических представительств государств Ассоциации создан Комитет стран АСЕАН, призванный развивать сотрудничество с Казахстаном.

Другой трек - это взаимодействие двух интеграционных структур. Анализ современного состояния развития ЕАЭС и АСЕАН говорит о том, что два объединения имеют во многом совпадающие цели - создание на своей территории подлинных единых экономических пространств, где гарантируются классические экономические свободы. Следовательно, много точек соприкосновения может быть в текущих повестках и планах на среднесрочную перспективу, поскольку приходится решать, по сути, схожие вопросы.

Возможности более тесного взаимодействия по линии ЕАЭС - АСЕАН обсуждались в июле 2014 года в Москве в ходе первой в истории встречи председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии и генерального секретаря АСЕАН. Тогда оба интеграционных объединения находились на финишной прямой к переходу на следующий, более продвинутый уровень интеграции - соответственно к экономическому союзу и сообществу. Сегодня, когда запущены Евразийский экономический союз и Сообщество АСЕАН, актуальность вопроса контактов между двумя организациями существенно возросла. В 2015 году товарооборот ЕАЭС с АСЕАН составил 15,1 млрд. долларов (2,6% от всего товарооборота), экспорт - 7,1 млрд. долларов (1,9% от всего экспорта) и импорт - 8 млрд. долларов (3,9% от всего импорта). Очевидно, что потенциал экономического сотрудничества не исчерпан, его только предстоит раскрыть в дальнейшем, чему будут способствовать постоянная модернизация законодательства и инфраструктуры, которые осуществляются в рамках развития наших объединений.

Взаимодействие по линии ЕАЭС - АСЕАН обуславливается и тем, что у ЕАЭС уже начали складываться хорошие партнерские связи с отдельными государствами - членами АСЕАН. Так, например, Вьетнам стал первым государством, заключившим Соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС (документ подписан 29 мая 2015 г.). Ведутся переговоры о заключении меморандумов о взаимопонимании между Евразийской экономической комиссией и правительствами Республики Сингапур и Королевства Камбоджа.

Учитывая солидный багаж двусторонних контактов, сотрудничество ЕАЭС - АСЕАН выглядит логичным и обоснованным. Его необходимость будет только возрастать по мере углубления интеграции в рамках данных объединений и расширения наднациональных компетенций в рамках ЕАЭС и круга вопросов, согласуемых в рамках АСЕАН. Формат ЕАЭС - АСЕАН позволит подключить к диалогу всех членов данных организаций, которые к настоящему моменту могут не иметь углубленных двусторонних форматов взаимодействия, что будет, безусловно, способствовать активизации экономических связей и увеличению товарооборота.

Взаимодействие ЕАЭС с АСЕАН, а также другими интеграционными структурами в Евразии, например ШОС, в состав которой входят ряд государств - членов Союза (Россия, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Таджикистан, Узбекистан, при этом Беларусь имеет статус наблюдателя, Армения - партнера по диалогу), могло бы стать в будущем основой для формирования Трансъевразийского континентального партнерства - площадки для обсуждения широкого спектра экономических вопросов, координации экономических политик и действий, что особенно важно в контексте растущего влияния Евразийского региона в глобальной экономике. Создание такого континентального партнерства выглядит еще более актуальным в вопросе формирования Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерств. При этом речь не идет о конкуренции объединений, напротив, межблоковое сотрудничество позволяет максимально диверсифицировать экономические связи и обеспечить сбалансированное развитие торговли. В итоге могут быть созданы предпосылки для формирования в будущем новой архитектуры глобальной экономики - многополярной и отвечающей интересам всех ее участников.